Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка




Скачать 35.06 Kb.
НазваниеЕвгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка
Дата публикации06.11.2013
Размер35.06 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Евгений Мельник

г. Киев
Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка
Любой современный учебник иностранного языка традиционно содержит определенное количество страноведческой информации, работа с которой направлена на формирование у студентов социокультурной компетенции. Отобранные материалы выполняют в основном информативную функцию: они сообщают, констатируют объективные и бесспорные факты. Такой подход не может считаться оптимальным, поскольку он не обеспечивает полноценного видения студентами бытия иноязычного этноса. В методической науке принято разграничивать этносоциокультурную компетенцию и “справочную” компетенцию. Первая охватывает образы, ценности, отношения, которые наличествуют в сознании реального сообщества и выступают элементами, необходимыми этому сообществу для самоидентификации. Вторая же включает комплекс объективных знаний энциклопедического порядка, более или менее полных, касающихся географии, истории, социальной организации, искусства.

Приведём пример, иллюстрирующий формирование “справочной” компетенции, в которой нет места понятиям “ментальность”, “ценности”, “видение мира”, “отношения”, “мнения”, “оценки”, “предубеждения”, “мифы”, “стереотипы” – всему тому, что составляет этносоциокультурную компетенцию. Учебники французского языка отводят много места документам, касающимся парижского метро (его истории и значения в жизни мегаполиса, безусловных преимуществ, функционирования и т.д.). Студенты заочно учатся ориентироваться и перемещаться в метро при помощи плана, приобретая завидную компетентность в отношении малейших деталей: они могут с легкостью рассказать о цене билетов, скидках и абонементах, условиях пользования, пунктах пересадок. В то же время, даже если “теория” достаточно усвоена, им, как и раньше, трудно представить полностью этот город в городе, понять его особенности, ощутить его ритм. В конце концов, они не в состоянии уловить те чувства, которые испытывают жители Парижа, отправляясь в этот подземный лабиринт.

Разработке оптимальной концепции формирования социокультурной компетенции способствовали бы методические “мероприятия”, учитывающие существование не только “справочной” и этносоциокультурной, но и межкультурной компетенции.

Дидактические материалы, содержащиеся в учебниках и которым студенты склонны безусловно доверять, часто предлагают опрощенные, отражающие только один угол зрения, стереотипизированные и этноцентричные представления об изучаемой культуре. В то же время, преподавателям необходимо обращать внимание студентов на объективную и естественную возможность существования иных систем ценностей, несовпадения точек зрения в зависимости от того, высказываются ли они представителями родной культуры или носителями культуры чужой. Очевидно, что межкультурное взаимодействие на занятиях по иностранному языку неизбежно. Более того, взаимодействие родной и иноязычной культур есть несомненное благо, поскольку оно не только представляет действительность в ее контрастности, но и делает возможным разрушение барьеров, формирует чувства взаимности, солидарности и толерантности. Необходимость формирования межкультурной компетенции отвечает концепции коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам. Если в коммуникативно ориентированном курсе каждый речевой поступок должен быть мотивированным и личностно значимым, а учебное взаимодействие призвано имитировать условия реального общения, то, например, традиционный путь работы над темой “Достопримечательности Парижа” оказыватся во многом тупиковым: в реальном общении с французом иностранцу вряд ли придется рассказывать историю памятников французской столицы (“справочная” компетенция). Решением данной частной проблемы могло бы быть рассмотрение указанной темы с различных точек зрения (этносоциокультурная компетенция: не все архитектурные сооружения по определенным причинам воспринимались парижанами однозначно!) и обязательно в сравнении с фактами родной культуры (межкультурная компетенция: Как формировался и формируется архитектурный облик Киева в отличие от Парижа?). Следовательно, формирование социокультурной компетенции в иностранном языке должно ориентироваться также на следующие моменты: 1) рефлексию в отношении своей собственной культуры и того образа, который каждый народ формирует в отношении себя самого; 2) признание и преодоление стереотипов через знакомство с различными реалиями; 3) рефлексию об относительном характере точек зрения внутри одной и той же культуры.

Таким образом, в коммуникативно ориентированном курсе иностранного языка при работе с учебным материалом, содержащим социокультурную информацию, логично идти по пути организации диалога точек зрения и культур вообще. Изложенная точка зрения может быть представлена следующей схемой:

Межкультурная компетенция








Как у нас?

Этносоциокультурная компетенция + “Справочная” компетенция


Как у них?

Этносоциокультурная компетенция + “Справочная” компетенция





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconФормирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка
Е общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной...

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconФормирование социокультурных компетенций будущих инженеров-педагогов
Естественным барьером для бесконфликтного межкультурного взаимодействия является не столько языковой барьер, сколько культурный барьер....

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconДистанционное обучение на кафедре межкультурной коммуникации и иностранного...
Если считаете образование чрезмерно дорогостоящим, попробуйте, во что обойдется невежество

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconФормирование коммуникативных компетенций учеников через использование интернет-ресурсов
Ь иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности...

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconК онек О. П., Шевцова А. В
В условиях углубления межкультурной коммуникации и межкультурного диалога актуальной для методики преподавания русского языка как...

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Личность учителя иностранного языка как фактор воспитания учащихся в процессе обучения Современные требования к учителю иностранного...

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconНазвание: Бизнес-курс русского языка для иностранцев
Цели курса: формирование у студентов умений и навыков во всех видах речевой деятельности в деловой сфере общения, обучение межкультурной...

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconИрина Васильевна формирование коммуникативных компетенций у студентов неязыкового вуза
Теоретические основания организации процесса формирования коммуникативных компетенций специалистов в неязыковом вузе

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconСтаростина Александра Николаевна преподаватель иностранного языка гбоу дод дсооц «Лазурный»
Формирование инновационной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий в условиях

Евгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка iconПрограмма изучения иностранного языка за границей
Компания study. Ua предлагает пройти вам курс изучения иностранного языка за границей. Сотрудничая с многими колледжами, которые...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<