Вопросы к экзамену по курсу «Философия культуры»
Предмет, основные категории и задачи курса «Философия культуры».
Место философии культуры в философии.
Происхождение и история развития понятия «культура».
Понятие «философия культуры» в истории философии.
Место философии культуры в культуре.
Основные направления философии культуры в современной философии.
Семиотическое измерение культуры.
Культурный смысл как трансцендентальное условие человеческого опыта.
Особенности и проблемы культурного кодирования.
Роль языков в культуре.
Формирование культурных смыслов.
Социальная роль материальных носителей культурных смыслов
Культурный смысл и языковые практики (концепция языковых игр Л.Витгенштейна).
Принцип Сепира-Уорфа.
Принцип онтологической относительности В.Куайна.
Фиксирование культурных смыслов в материальном производстве культуры.
Материальные носители культурных смыслов.
Детерминация социальной практики в системе культурных смыслов.
Соотношение практики и реальности (работа Б.Пановкина).
Типология культуры Н.Данилевского,
Философия культуры О.Шпенглера,
Философия культуры А.Тойнби.
Философские взгляды Й.Хейзинги.
Концепция А.Гуревича.
Категории культуры.
Представления о системности категорий культуры.
Теоретическая основа структурной антропологии К.Леви-Строса.
Структуралистский метод.
Роль мифических классификаций.
Конструирование мифической реальности. Системность культурных смыслов примитивного общества (по работам Л.Леви-Брюля и Б.Малиновского).
Возвращение к истокам, как к смыслообразующему центру мифической реальности (М.Элиаде).
Роль онтологических мифов в мифической реальности.
Ритуал и мифическая онтология.
Значение ритуала в примитивной культуре.
Ритуалистическая или социологическая школа мифологии (Дж.Фрезер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский).
Онтология мифа (Э.Кассирер и К.Хюбнер).
Связь онтологии и социума в примитивном обществе.
Роль сакральных (онтологических) мифов в мифологической культуре.
Культурное значение обрядов инициации в примитивном обществе.
Реконструкция обрядов инициации у праславян по материалам русских сказок (В.Пропп).
Детерминирующие функции мифической онтологии.
- ^
Место онтологии в структуре культуры.
Метафизика и онтологии, метафизические основания культуры (Р.Коллингвуд).
Структура культуры.
Теория культуры К.Хюбнера. Культура как саморазвивающаяся система.
Онтологический миф как аттрактор культуры.
Онтологические аспекты христианского мифа.
Значение рационализации христианской онтологии в схоластике.
Формирование онтологического фундамента первых научных программ Нового времени.
Мифологические аспекты научных программ Г.Галилея, Р.Декарта, И.Ньютона.
Трансформация категорий культуры. Зависимость категорий культуры от культурной онтологии.
Соотнесенность онтологических и социальных трансформаций в рамках христианской культурной парадигмы (ранние христиане, Бл.Августин, Данте).
Соотнесенность онтологических и социальных трансформаций в Новое время (Т.Гоббс, Дж.Локк).
Формирование современной западной культурной Парадигмы. Культурная роль христианства.
Наука как культурная доминанта техногенной цивилизации.
Проблема обоснования современного научного знания. Принцип несоизмеримости Т.Куна и П.Фейерабенда.
Проблема обоснования современного научного знания. Теоретическая нагруженность научного знания.
Проблема онтологии науки.
Генезис онтологического фундамента науки.
Зависимость философских смыслов от культурных (на примере философской системы Платона).
Зависимость философских смыслов от культурных (на примере философской системы Фомы Аквинского).
Зависимость философских смыслов от культурных (на примере философской системы И.Канта).
Трансформация критериев рациональности. Влияние культурной онтологии на категории мышления и рациональность.
Релятивные составляющие культуры техногенной цивилизации.
Константные составляющие культуры техногенной цивилизации.
Проблема денотата категорий современной культуры.
Природа онтологических оснований современной западной культуры.
Философский смысл культурной онтологии западной цивилизации.
Экология культуры. Человек в современной культуре.
Экология культуры. Диалог культур.
Миф в современной культуре.
|