Указатель имен




НазваниеУказатель имен
страница1/82
Дата публикации19.11.2013
Размер9.79 Mb.
ТипУказатель
uchebilka.ru > Культура > Указатель
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   82
СОДЕРЖАНИЕ

Психоанализ искусства. Р. Ф. Додельцев, К. М. Долгов

Царь Эдип и Гамлет (Из книги «Толкование сновидений») (пер. Р. Ф. Додельцева)

Остроумие и его отношение к бес­сознательному (пер. Р. Ф. До­дельцева)

Художник и фантазирование (пер. Р. Ф. Додельцева)

Семейный роман невротиков (пер. Р. Ф. Додельцева и А. М. Кесселя)

Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена (пер. Р. Ф. Додельцева) Дополнение ко второму изданию (пер. Р. Ф. Додельцева)

Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве (пер. Р. Ф. Додельцева)

Мотив выбора ларца (пер. М. Н. Попова)

Моисей Микеланджело (пер. М. Н. Попова)

Добавление к работе о Моисее Ми­келанджело (тр. Р. Ф. Додельцева и А. М.Кесселя)

Сюжеты сказок в сновидениях (пер. Р. Ф. Додельцева и А. М. Кесселя)

Некоторые типы характеров из психоаналитической практики (пер. Р. Ф. Додельцева)

Мифологическая параллель пла­стического навязчивого представле­ния (пер. Р. Ф. Додельцева и А. М. Кесселя)

Скорбь и меланхолия (пер. Р. Ф. Додельцева и А. М. Кесселя)

Детское воспоминание из «Поэзии и правды» (пер. М. Н. Попова)

Жуткое (пер. Р. Ф. Додельцева)

Юмор (пер. Р. Ф. Додельцева)

Достоевский и отцеубийство (пер. Р. Ф. Додельцева)

Премия Гёте

Письмо д-ру Альфонсу Паке (пер. Р. Ф. Додельцева и А. М. Кесселя)

Приветственная речь во франкфуртс­ком Доме Гёте (пер. Р. Ф. Додельцева и А. М. Кесселя)

Неудобства культуры (пер. Р. Ф.Додельцева)

Заключение факультета на процессе Хальсманна (пер. Р. Ф. Додель­цева и А. М. Кесселя)

О добывании огня (пер. Р. Ф. Додельцева и А. М. Кесселя)

Письмо к Ромену Роллану (Расстройство памяти на Акрополе) (пер. Р. Ф. Додельцева и А.М. Кесселя)

Ромену Роллану (пер. Р. Ф. Додель­цева та. А. М. Кесселя)

Томасу Манну к 60-летию (пер. Р. Ф. Додельцева и А. М. Кесселя)

Памяти Лоу Андреас-Саломе (пер. Р. Ф. Додельцева и А. М. Кесселя)

Предисловие к книге Марии Бонапарт «Эдгар По. Психоаналити­ческий очерк» (пер. Р. Ф. Додель­цева и А. М. Кесселя)

Примечания

Азбука психоанализа. Р. Ф. Додельцев, Т. В. Панфилова

Указатель имен

Психоанализ искусства

Более полувека прошло после смерти Зигмунда Фрейда — австрийского психоло­га и мыслителя, основоположника психо­анализа. Такая историческая дистанция по­зволяет объективно оценить его теорию, вызвавшую в свое время и бурю восторгов, и шквал возмущений.

Мы не можем не воздать должное чело­веку, имевшему мужество разрушать пред­рассудки, стремившемуся к познанию са­мых темных и, по общему мнению, самых запретных сфер человеческой психики. При изучении бессознательного Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциаций, по­зволившим ему расшифровывать значение бессознательных мыслей и действий инди­вида, раскрывать содержание фантазий и сновидений, которые, как оказалось, тес­но связаны с реальной жизнью людей. Ему удалось описать функционирование бессоз­нательного с помощью анализа обмолвок, ошибок, описок, ошибочных действий, а та­кже таких симптомов, как страх, фобия, навязчивые идеи, которые представляют собой символические замещения желаний, подавленных, или вытесненных в бессозна­тельное, вследствие их несовместимости с существующими социальными нормами и запретами. В столкновении принципа удовольствия, требующего немедленного удовлетворения влечений, с принципом ре­альности, объективно ограничивающим ин­дивидуальные побуждения, Фрейд увидел истоки психических неврозов и социальных конфликтов. Он констатировал драмати­ческий конфликт культуры с эгоистически­ми устремлениями людей и выдвинул пара­доксальное и апокалипсическое положение:

с развитием культуры у ее носителей воз­растает внутреннее ощущение вины, страха. Выдвинутая Фрейдом концепция либидо, а также изучение генезиса либидо позволи-

Примат интеллекта маячит в очень, очень неблизкой, но все-таки, по-видимому, не в бесконечной дали.

3. Фрейд

ли ему выстроить стройную и содержатель­ную археологию личности, которая по сей день вызывает неподдельный интерес со стороны всех, кто так или иначе занимается исследованиями проблем человека.

В высшей степени конструктивный ум Фрейда воздвигает, наряду с собственно на­учными теориями, построения, находящие­ся гораздо ближе к мифологии, искусству, художественному образу. Так, Фрейд опе­рирует образами Эроса и Танатоса, проти­воположных начал, олицетворяющих жизнь и смерть, находящихся в вечной борьбе друг с другом и в конечном счете уравновешива­ющих живое и мертвое, бытие и ничто. Образ-конструкция психических инстанций «Оно», «Я» и «Сверх-Я» со всей сложно­стью их взаимоотношений тоже способен вызвать восхищение воображением Фрейда. Психоанализ на глазах всего мира превра­тился из узконаучной дисциплины, занимав­шейся психическими «механизмами», «реак­циями», «инстинктами» и т. п., в дисципли­ну, изучающую самые фундаментальные проблемы и ценности человеческого бытия и сознания: истину, любовь, добро, разум, совесть, свободу, справедливость и другие.

Человеческая душа становится главным объектом изучения психоанализа Фрейда. Думается, Эрих Фромм — один из самых известных последователей Фрейда — спра­ведливо писал, что Фрейд «последний вели­кий представитель рационализма Просве­щения и первый, кто показал его ограни­ченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интел­лект. Фрейд показал, что разум — ценней­шее и человечнейшее из качеств человека — сам подвержен искажающему воздейст­вию страстей и только понимание этих страстей может освободить разум и обес­печить его нормальную работу. Он показал

Р. Ф. Додельцев, К. М. Долгов


как силу, так и слабость человеческого ра­зума и возвел в руководящий принцип но­вой терапии слова: «Истина сделает вас свободными«. С этих и только с этих пози­ций следует рассматривать теоретическое наследие Зигмунда Фрейда, ибо только в этом случае раскроется все богатство его идей, которые органически включились в современную науку о человеке, в «интел­лект» современного гуманизма, генерирую­щего новые мысли и идеи.

Великая заслуга Фрейда перед наукой и человечеством состояла в том, что он с помощью строгой науки взялся врачевать человеческую душу. А это значит научить человека смотреть на мир и на самого себя открытыми глазами, видеть мир вокруг и внутри себя такими, каковы они есть, со всеми достоинствами и недостатками, со всем тем, что в них есть хорошего и плохого, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, доброго и злого, совершен­ного и извращенного. Это значит сделать человека человеком, личностью, независи­мой и свободной, способной внимать себе и другим, уважать и любить и себя, и других, отвечать за свои деяния, мысли и поступки, как и за деяния других людей, жить по совести, с достоинством и честью. Это зна­чит научить человека видеть все то, что скрывается в глубинах его психики и естест­ва, и вовсе не для того, чтобы избавиться от всего негативного, что в них содержится, но для того, чтобы учитывать это в своей жизни и деятельности: не исключать из своей жизни бессознательное, а включать его в свою жизнь, и чем в большей степени, тем лучше, ибо личность от этого становится более богатой, уникальной и разносторонней. Сло­вом, Фрейд помогает нам многие беды пре­вратить или обратить во благо и на благо, если мы сумеем лучше понять самих себя и других, понять, что личность есть самое ценное в существующем мире и следует делать все, чтобы тот или иной человек стал личностью яркой, глубокой и неповторимой.

Исследователи Фрейда еще и сейчас спорят, был ли он оптимистом или пес­симистом. Его мировоззренческий пафос неоднозначен. Будущее для него драматич­но и чревато неожиданностями — Фрейд не только готов к этому, но и верит, что оно лучше настоящего, ибо сила человека в его способности спокойно осознавать свои слабо­сти. По его мнению, эта способность позволя­ет ему как стоически переносить жизненные тяготы, так и преодолевать их. Его теория стремится дать нам возможность вырваться из вечного круговорота одного и того же. «Где было Оно, должно стать Я» (бессозна­ние будет осознано) — вот теоретическое обоснование фрейдовских упований на буду­щее. Стефан Цвейг2** справедливо сказал о Фрейде, что он не делает человечество счастливее, он делает его сознательнее.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумер­ки богов. М., 1989. С. 147.

Нет сомнений, что Фрейд оставил глубо­кий след в культуре XX в., совершил своеоб­разный переворот во взглядах на человека, культуру, социально-психологические меха­низмы общественной жизни. Неоспоримо и другое: многие идеи и теории Фрейда видоизменялись, оспаривались и отверга­лись даже его верными последователями. Мы вправе восхищаться его прозрениями и гипотезами, но не можем забывать об исторической ограниченности психологии и других научных дисциплин, на которые опирался Фрейд, на позитивистские, физика-листские моменты в мышлении конца XIX — начала XX столетия. Фрейдовское учение и сегодня открыто для развития, интерпрета­ций и исправлений. Здесь мы остановимся на некоторых результатах его психоанализа ис­кусства. ^

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в маленьком моравском городке Пршибор. Когда Зигмунду было три года, его отец в результате экономического кризиса поте­рял состояние; семья переехала в Вену, и наступили долгие годы житейских труд­ностей. Окончив гимназию первым учени­ком, он встал перед необходимостью выбо­ра профессии. Об этом моменте жизни сам Фрейд пишет: «Хотя мы жили в очень стес­ненных условиях, мой отец потребовал, чтобы в выборе профессии я следовал толь­ко своим склонностям. Особого предпочте­ния положению и деятельности врача в те юношеские годы (как, впрочем, и позже) я не чувствовал. Скорее мною двигал вид любознательности, относящейся гораздо

2 *Большими звездочками в тексте обозначе­ны примечания переводчика, помещенные в кон­це книги. Маленькими звездочками обозначены постраничные примечания переводчика. Арабс­кими цифрами — постраничные примечания 3. Фрейда. — Примеч. ред.

Психоанализ искусства


более к человеческим отношениям, чем к естественным объектам, и я даже не при­знавал ценности наблюдения как основного средства ее удовлетворения». К медицине его склонили популярность учения Дарвина в работа над лекцией о статье Гёте «Приро­да»*. Короче, выбор профессии не имел глубоких внутренних причин. Сам Фрейд однажды сказал, что сорок лет медицинс­кой практики достаточно убедили его, что он никогда не был врачом в подлинном смысле этого слова. Видимо, это и объясня­ет постоянный и нарастающий с годами интерес Фрейда к метапсихологическим и общегуманитарным проблемам.

Итак, в 1873 г. он поступил на меди­цинский факультет Венского университета, а в 1881 г. сдал выпускной экзамен. Про­фессиональную деятельность Фрейд начи­нает как невролог в Институте физиологии, а затем как практикующий врач в Венской общей клинике. В 1885 г. он стал доцентом невропатологии в Венском университете. В 1885—1886 гг. он полгода стажируется в Париже в клинике Шарко*, который ока­зал на Фрейда значительное влияние и при­влек его интерес к психологической стороне невропатологии. После этой стажировки он открывает частную практику, а полгода спустя сбывается его долгожданная мечта —- он женится на Марте Бернайс*, впослед­ствии родившей ему шестерых детей.

Поначалу в своей практике Фрейд испо­льзует традиционные средства: электроте­рапию, массаж и лечебные ванны. Затем обращается к гипнозу, а позднее, с подсказ­ки Йозефа Брейера*, обнаруживает, что ес­ли пациент в состоянии гипноза вспоминает во всех деталях исходную ситуацию, в кото­рой появились признаки истерии, то соотве­тствующий симптом исчезает. На этой ос­тове рождается новый метод, названный Брейером и Фрейдом «катарсическим». Они публикуют книгу «Очерки по истерии» J (1895), положившую начало их собственной ;методике, а затем и оригинальной психоло-»|гаческой теории — психоанализу. Первый шаг к психоанализу Фрейд делает, открыв, ?, что первоначальная, ведущая к невротичес­ким симптомам психическая травма посто­янно затрагивает сексуальную сферу и вы-Цтесняется из сознания в бессознательное. i В 1900 г. Фрейд публикует «Толкование Цсновидений», одну из основных своих работ, ставшую поворотным пунктом в психологии, где он переходит от патологичес­ких проявлений психики к ее нормальным

состояниям и тем самым превращает пси­хоанализ из ответвления психопатологии в новую науку о душе, необходимую для понимания нормальных людей. С этого мо­мента начинается развитие и распростране­ние оригинальной психологической теории и связанного с ней психоаналитического движения.

Отметим основные направления деяте­льности и достижения Зигмунда Фрейда в последующие сорок лет его жизни. Работы по отдельным темам психоанализа: «Пси­хопатология обыденной жизни» (1901), «За­мечания об одном случае невроза навязчи­вости» (1909), «Печаль и меланхолия» (1917), «Отрицание» (1925), «Торможение, симптом и страх» (1926). Работы по истории психоанализа и его теории: «К истории пси­хоаналитического движения» (1914), «Лек­ции по введению в психоанализ» (1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1919), «Я и Оно» (1923), «Продолжение лекций по введению в психоанализ» (1932). Работы о культуре, искусстве, работы по социоло­гии: помимо включенных в данный сборник — «Тотем и табу» (1913), «Массовая психо­логия и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Моисей и монотеистическая религия» (1939).

Психоаналитическаятеория постепенно расширяла сферу своего влияния: с 1902 г. четыре венских врача — Альфред Адлер*, Рудольф Райтлер, Макс Кахаве и Виль­гельм Штекель* — регулярно по средам встречаются на квартире Фрейда для ди­скуссий. Скоро группа вырастает до 21 че­ловека, к ней присоединяются ученые из ряда других стран. В 1908 г. создается Ав­стрийское психоаналитическое объедине­ние, в 1910 г. — «Международное психо­аналитическое объединение», существу­ющее по сей день. Движение переживало периоды раздоров, взлетов, падений, но и сегодня представляет влиятельную силу.

После захвата Австрии нацистами в марте 1938 г. над жизнью Фрейда нависла опасность. После усилий, предпринятых мировой демократической общественно­стью, он эмигрировал в Англию, где и умер 23 сентября 1939 г.

* * *

/ Фрейд любил искусство, особенно клас­сическую литературу, живопись и скульп-туру, и, естественно, в своих исследованиях ; не мог обойти искусство и процесс ху-

Р. Ф. Додельцев, К. М. Долгов


дожественного творчества. Но Фрейд пре- сужают до учения о прекрасном, а когда представляют ее учением о качествах наше­го чувства. Он работает в других слоях психической жизни... Все же иногда он вынужден заинтересоваться определенной областью эстетики, и в таком случае это обычно область, пренебрегаемая професси­ональной эстетической литературой» (см. здесь и далее данное издание, с. 265). В этих редких экскурсах искусство берется им все­гда в определенном аспекте:^оль_дскусства, в_психике_худо,жника_ ^_^рйтеляиличита^ теля^ в духовной жизни человечест1а ^дс-кусство как свидетельство бессознательных

Впрочем, некоторым приверженцам психо­анализа такой сдержанности не хватало, их исследования страдали редукционизмом, сводили эстетические и искусствоведческие проблемы к психологическим. Не случайно Герман Гессе*, высоко ценивший Фрейда и неоднократно поддерживавший его, напи­сал критическую статью «Психология недо­учек«, посвященную такого рода исследо­ваниям. Нельзя не согласиться с его оцен­кой: «Психоаналитический метод исследо­вания позволил глубоко проникнуть в ме­ханизмы и закономерности проявления по­этической души, но он не позволил сказать решительно ничего о том истинно важном, что таится в любом произведении искус­ства: об уровне мастерства, достигнутого в нем»2. Безусловно, психоанализ не рас крывает тайну искусства, он способен в из-жде всего был психологом. Эстетика, как вестной мере раскрыть побудительные мо-таковая, его не увлекала. Фрейдовские ис- тивы и механизмы художественного твор-следования в области искусства направлячества (фантазирования), не больше того. ются и ограничиваются потребностями его Вопрос о качестве результатов этой деяте-психоаналитической теории. В 1919 г. онльности находится за пределами компетен-писал: «Психоаналитик лишь изредка чув-

См.:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   82

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Указатель имен iconУказатель на константу
Указатель – это объект, содержащий адрес другого объекта и позволяющий косвенно манипулировать этим объектом. Каждый указатель ассоциируется...

Указатель имен iconУрок по русскому языку по теме "Закрепление правил правописания безударных...
Алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных

Указатель имен iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Указатель имен iconУрок № Дата Тема. Род имён существительных
Цель: сформировать у учащихся навыки определять род имён существительных; развивать речь и мышление учащихся, умение определять род...

Указатель имен iconУказатель имён 245 Г. И. Эзрин. Карл Каутский и его книга «Происхождение христианства»
Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене — христианстве, возникшем 2000 лет назад, создавшем многочисленные церкви,...

Указатель имен iconУпражнение в определении склонений имен существительных
Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения

Указатель имен iconПравила домена. Ua содержание
Домен верхнего уровня. Ua является составной частью всемирной системы доменных имен, которую администрирует "Интернет корпорация...

Указатель имен iconТема: три склонения имен существительных. Падежи имен существительных....
Я имен существительных, совершенствовать умения правильно выбирать падежное окончание существительных, определяя их склонение и падеж,...

Указатель имен iconУказатель Харьков
Подземная радиосвязь в шахтах [Текст] : ретроспективный научно-вспомогательный библиографический указатель / авт сост. В. И. Яцышин;...

Указатель имен iconУказатель книгъ
Россін, и иызоветъ дополнеаія и поправки спеціалистовъ по эгому предмету. Указатель составлевъ въ алфавитномъ порядкѣ алторовъ, если...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<