Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова»




Скачать 370.8 Kb.
НазваниеКурсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова»
Дата публикации20.11.2013
Размер370.8 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Культура > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Тема деревни в творчестве Бориса Екимова

МАГНИТОГОРСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЁТА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТАТема: «ТЕМА ДЕРЕВНИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ 90-х ГОДОВ. РАССКАЗЫ БОРИСА ЕКИМОВА»Работу выполнилстудент 406 группыфилологического факультетаФролов Олег Валерьевич. Рецензент- Бедрикова М.Л. Магнитогорск-1999 г. СОДЕРЖАНИЕ:1. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. Стр-22. ВВЕДЕНИЕ (О жанре деревенской прозы в наши дни). Стр-43. ЕКИМОВА «НЕ ЛЮБЯТ» КРИТИКИ (Критические заметки о творчестве Бориса Екимова). Стр-64. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ЕКИМОВА В 70-Е ГОДЫ. Стр-105. РАСЦВЕТ ПИСАТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ЕКИМОВА В 80-Е ГОДЫ. Стр-156. НОВЫЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕКИМОВА В 90-Е ГОДЫ. Стр-217. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТИ (повесть «Наш старый дом»). Стр-218. ДЕРЕВНЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЕКИМОВА («Края эти забыты не Богом, не природой, а властями высокими»…). Стр-289. ДЕРЕВЕНСКИЕ. ЕСТЬ В НИХ ОСОБАЯ СИЛА (о героях рассказов Бориса Екимова). Стр-3310. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр-3511. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Стр-36 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ…Работа над «курсовой» была трудной, если не сказать, что тяжёлой.Отсутствие какого- либо критического материала сделало своё «не доброе»дело. По- этому я позволю себе в этой работе (точнее попытке) рядзамечаний - возможно, нестройных, сбивчивых и могущих озадачить вассвоею бессвязностью. Однако количество времени, отпущенное мне на то, чтобысобраться с мыслями и сама моя профессия защитят меня, надеюсь, хотя быотчасти от упреков в хаотичности. Ибо как однажды сказал известный ИосифБродский: «Человек моей профессии редко претендует на систематичностьмышления; в худшем случае он претендует на систему. Но это у него, какправило, заемное: от среды, от общественного устройства, от занятийфилософией в нежном возрасте. Ничто не убеждает художника в случайностисредств, которыми он пользуется для достижения той или иной - пустьдаже и постоянной - цели, нежели самый творческий процесс, процесссочинительства. Стихи, по слову Ахматовой, действительно растут из сора;корни прозы - не более благородны.»Итак, в путь… ВВЕДЕНИЕ (о жанре деревенской прозы в наши дни)В современной русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличаетсяот всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можноговорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательномувыводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться впределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить ипроизведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и дажепроизведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу иидее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительнобольше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не толькоособенностями формирования государств, регионов, их национальной иэкономической спецификой, но и характером, “портретом” каждого народа,населяющего данную местность. В странах Западной Европы, крестьянствоиграло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В Россиииздревле крестьянство занимало самую главную роль в истории. Не по силевласти (наоборот - крестьяне были самыми бесправными), а по духу -крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силойроссийской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли иСтенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян,точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвамикоторой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIXвека. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему занимают особоеместо в современной литературе.Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературномпроцессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест почитаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которыеподнимаются в романах и рассказах такого жанра. Это вопросы нравственности,любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы,столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших илипишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели,как Виктор Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Распутин(“Живи и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Шукшин (“Сельские жители”,“Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) Борис Екимов, творчеству которогоданная курсовая работа посвящена имногие многие другие. Несомненно классиком современной русской деревенскойпрозы является Василий Шукшин.Исследование русского национального характера, складывавшегося напротяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами ХХвека, составляет сильную сторону творчества не только Шукшина, но и другихписателей, в частности Бориса Екимова. ЕКИМОВА «НЕ ЛЮБЯТ» КРИТИКИ (критические заметки о творчестве Бориса Екимова)Творчество Екимова (как, впрочем, и других современных писателей)практически не удостоено вниманием современных литературных критиков, хотяон широко публикует свои произведения в таких популярных журналах как«Новый мир», «Нева», «Дружба народов». Его рассказы появляются на страницахгазет. Однако из того очень скудного критического материала, что мнеудалось найти по творчеству Бориса Екимова мне показался интереснымвзгляд современного литературного критика Андрея Немзера. Его критическиезаметки были напечатаны в журнале «Дружба народов» во втором номере за 1997год. Позиция критика неоднозначна и порой субъективна, мне кажется, что онапросто однобока и рассматривает творчество Екимова с одной стороны напримере всего лишь двух рассказов: «Возле стылой воды», «Чикомасов».Приведу несколько выдержек из этой критической статьи, помогающие всё жеосветить основные достоинства пера Екимова, уведенные острым взглядомлитературного критика.«Простой и, кажется, всеми, включая жёстких идеологических антаганистов,всеми любимый Екимов не так прост.» Да, достаточно несколько екимовскихфраз, чтобы почувствовать естественную и благодатную гармонию Божьего мира.«Приметный, с жёлтым кузовом «газик» районной рыбохраны катил от райцентрапо замёрзшему Дону, шершавому белесому льду его. Катил и катил, Не торопливо, но без остановок, другой уже час. (Ж-л «Новый мир» № за 199год «Возле стылой воды»). Незачем было останавливаться. Много страшногослучится в рассказе «Возле стылой воды»: рыбинспектор, которому нужно дляотмазки от начальства оштрафовать хоть кого, накажет за браконьерствонесчастного безумного беженца, а тот, переменив вершки на льду, направит«газик» с изрядно набравшимися в гостях инспектором и шофёром в воду, насмерть, убийство окажется прологом к возможной катастрофе в далёких горах,где в кровавой усобице погибла семья горемыки. Случится, ты ужаснёшься, апомнить- сквозь явленный воочию ад- будешь зимний покой, мерное движение,неназванную и неприметную красоту. Блеклый пейзаж, обычный холод: не было втой поездке для будущих утопленников никакой особой радости- просто жизнь.Кончилась, а ты, всё зная, по-идиотски той жизни радуешься.В рассказах прямо присутствуют каждодневные кошмары сегодняшней России.Лучший хуторской рыбак Чикомасов (рассказ «Чикомасов») соблазнился«пирамидальной» афёрой и заразил сыновей, родных, односельчан. Теперь,когда банки с красивыми «русскими» названиями лопнули, он, мечтавший нашальные деньги преобразить родной хутор- не для себя, для людей, должен отэтих самых людей прятаться на другом береги протоки. («Стояло жаркое лето.Месяц прошёл, тянулся другой. Чикомасов всё надеялся: может, забудут. Незабывали. Орали что ни день:-Чикома-а-ас! Чикомаси-и-на!- Чикомасов!») В«Котёнке на крыше» отец семейства от неприглядного безденежья едва незавербовался на чеченскую войну. Беженки из Душанбе, пережившие «грабежи,убийства, слёзы, кровь», отдают шалой попутчице, что готова свою дочьпродать в Америку, едва не последние деньги- берут девочку в своюразорённую семью («Продажа»). Горько, страшно, сердце заходится, кулакисжимаются, а отчаяния нет.И не в том только дело, что жена из рассказа о котёнке успевает крикнуть (и ты кричишь вместе с ней): «Не-ет..Не поедешь! Нет!»,- а у душанбинскихбеженок хватило души (и денег) на выкуп. Могло выйти иначе. Екимов знает,что люди- разные. И что по-разному один и тот же человек себя можетповести, знает. Никакой «народнической» сусальности в его строгой прозенет. В Чикомаса вполне могут пальнуть, хотя он в банки никого на аркане нетянул. Бедный безумец пустил машину под лёд после неосторожного словцадоброго и рассудительного бригадира Михалыча: «Погань…Топить их надо». И онже, случайно заговорив о том, что далёкая плотина (картинка в старомжурнале) может рухнуть, получил в ответ: «Всем им тогда конец… И тем, ктострелял, и тем, кто не стрелял… И кто резал, и кто посылал их… Никто неспасётся». Вскоре исчез узнавший «свою» плотину безумец. Теперь Михалычслушает новости. «Слушает и боится. Вот-вот объявят. Не объявляли, славаБогу. Пока…».А если? Кто виноват будет? Те, кто резал? Обезумивший отец? Михалыч,обранивший слово? Те, с чьих привлекательных слов начинаются гражданские инационально-освободительные войны? И кто повинен в смерти «рыбнадзорников»?И кто будет виноват если пришлёпнут Чикомасова? Магическая власть слова, ксожалению, не выдумка. Как и желание превратить «ничто» в «нечто»,поминаемое «умственным» героем Буйды. (Мечты Чикомасова о будущей красотехутора- язык не поворачивается назвать из «маниловскими»- странно рифмуютсяс опрокинувшей хуторскую жизнь «новой» и такой знакомой чичиковщиной). Иумей мы противостоять этим соблазнам, может, не вгрызались бы писатели такчасто в «свои внутренние проблемы».Есть за что ненавидеть сегодняшний мир и мстить тем, кто сделал егоненавистным. Без апологий возмездию мы не умеем. С плотоядным (ипатологически легкомыслием) азартом живописует, к примеру, «справедливоевоздаяние» Евгений Богданов. Это сравнение Екимова с Богдановым в данномслучае нужно для того, чтобы понять образы героев рассказов Екимова. Вфинале его «Разборки» (ж-л «Москва» № 3-1996год) исстрадавшийся герой,бывший афганец, заливает дерьмом пирующую новую знать и улетает на верной«Яве». «…Таким его и запомним- распятым на руле стремительно летящегомотоцикла». Фильмец что надо- «настоящая Америка». Как и вся повесть, чёткодублирующая образцы клятого масскульта.В отличие от Богданова Екимов (вместе с виноватым Михалычем) страшитсямести осиротевшего отца. Знает, что она безумна. Уберегает от безумия (и /то есть мести) своего осиротевшего героя Азольский. Уберегает, какпомним, мечтой о чуде «второго рождения», созвучия которой слышатся и втоске по увезённым пасынкам («Продажа»). Это инстинкт сохранения рода- родачеловеческого. Инстинкт любви, не отделимый от приятия этого- грешного-мира, от веры. Потому, не забывая о страшном (что никогда у Екимова нестановится «страшилкой»), разделяя с писателем его тревогу, печалясь о техлюдях, что стали екимовскими персонажами,- помнишь мерное движение машиныпо льду, тёплые летние вечера, котёнка на крыше, хозяина донских омутов-сома («лобастая голова, усы, глаза маленькие, ни дать ни взять- водяной»),осенние заботы селян, южноамериканские сериалы, которые нужны донскимбабам. «Вроде всё нарочное: любовь, измены, радости, беды,- а всёпереживаешь и сразу о своём думаешь. И жизнь становится как-то видней,словно со стороны. И оттого- дороже». Вот именно. Любовь к жизни главное врассказах Екимова. Её-то и помнишь, с нею-то и останешься. После каждогорассказа.Сквозное чтение Екимова предполагает естественные и радостные паузы междурассказами. Обычно такие интервалы нужны для «продыха», для хоть временноговысвобождения из-под давящей власти писателя (к примеру, Фолкнера илиПлатонова, или- если о современниках- Дмитрия Бакина). Не то у Екимова:писатель совсем не давит, а отложив рассказ, ты словно не оставляешь. Нехочется спешить- хочется остаться в этом доме, оглядеться, обжиться.При завидной работоспособности Екимов творит всякую свою вещьсамодостаточной. При верности донскому краю, писатель не поддался типичномусоблазну «йокнапатофизации», конструирования «эпоса в рассказах»: нисквозных героев, ни общей мифологии, ни акцентированных мотивныхперекличек. Его сборники- это не «выстроенные книги», а именно сборникисамодостаточных рассказов, ритмично выходящих из-под пера прозаика, верногожанровому императиву: рассказчик не может довольствоваться одинокимшедевром.Мне приходилось отмечать, сколь чужд нашему писательскому сословию ( важныеисключения кроме Екимова- Людмила Петрушевская, Фазиль Искандер, АсарЭппель) этот самый жанровый имперетив. Оппоненты сделали вывод: «заушает»рассказы. Если на то пошло, то в отношении дискуссии согласен с М.Л.Гаспаровым: сперва появились два слова- русское и иностранное- дляобозначения одного жанра, а потом пошла теоретико-идеологическая мутотень.А если без теорий, то проблему рассказа (романа, элегии, трагикомедии ибасни) не решить ни порицанием злокознённых критиков, что не туда смотрят,ни астрологическими выкладками о предпочтительности того или иного жанра вконце, начале и середине столетия, тысячелетия или эона. Никто её не решит.Кроме писателей. Таких, как Екимов, который чисто делает чистое дело, нехуже других зная о нынешних бедах, но сердцем чувствуя и каждым рассказомутверждая: конец века- это не конец света.» НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ЕКИМОВАБорис Екимов родился в Калечевском районе Волгоградской области. Всёдетство и юность провёл в деревне, да и по сей день этот отрезок землиостаётся его родиной и отрадой для сердца. В течении первых десяти летписательской деятельности Екимов опубликовал несколько десятков рассказов,и среди них вдруг резко выделился и заставил заговорить о себе один-«Холюшино подворье» Вокруг него на страницах «Литературного обозрения» дажеразгорелся спор. Он засвидетельствовал, что художник избрал многообещающийпуть. «Холюшино подворье нуждается в серьёзной писательской поддержке»,-так, адресуясь к Екимову, писал публицист Г. Лисичкин. Екимов не оставилбез внимания издания критиков, и первое, что он сделал, откликнувшись наних,- дал новое название столь горячо обсуждавшемуся рассказу. Вместоподчёркнуто объектного- «Холюшино подворье» явилось заглавие откровенносубъективное, как вызов всем оппонентам: «Золотой хозяин».Одно из значений слова «золотой»- превосходный, то есть такой, лучшекоторого не бывает. И оказалось, что новое заглавие «Холюшино подворье» какнельзя ярче и лучше высветил цель, к которой постоянно устремлён Екимов,ради которой и ведёт он свой непростой поиск, постигая внутреннюю природучеловека, помыслами и делами которого управляет не только личный интерес,но и нечто куда более жизнестойкое и жизненно необходимое. А именно:нравственная потребность в труде. «Богатырям певцы нужны под стать»,- писалкритик о героях Екимова и действительно, истоки своих образов Екимов берётещё из тех времён, когда у земли были настоящие «золтые» хозяева. Именноони имели всё, но они это и заработали натруженными руками. Холюша- это иесть тот самый «пришелец» из прошлого, потому-то он и выделяется так сильнона фоне своих односельчан. Именно таким людям («кулакам») всегда быласвойственна потребность в труде. Это во многом благодаря ей человекчувствует себя хозяином своего положения- именно хозяином, а не рабом ижертвой обстоятельств!- в любых, даже крайне неблагоприятных для негоситуациях.Не сразу Борис Екимов смог выписать такой глобальный по масштабу образ. Ксвоему Холюше Екимов шёл долго. В рассказе «Синие горы», вошедшем в егокнигу «У своих» (1976 год) он ставит рядом девятнадцатилетнего солдатаСашку и бывалого старшину Каргина- человека мастеровитого и хозяйственного.Никто так глубоко не понял, что творится в душе Гошки, тяжко переживающеговнезапную гибель своих родителей, как старшина Каргин: это он помог Гошкесправится с жестокой и бедой, предоставив ему возможность заниматься всвободное время любимым делом. Скуп старшина Каргин на старшина Каргин накрасное слово, а вот на красное дело, нужное и полезное людям, оннеобычайно щедр, тем и утешил сердце Гошки. Старшина Каргин- это первыеробкие шаги к образу Холюши.А вот двадцатипятилетняя Шура из рассказа «Офицерша», но сердце у неё неменее тяжкое, чем у Гошки, горе-человек, которому она доверилась подлообманул её и обрушилась на Шуру незавидная доля матери-одиночки. Но чтопомогает ей нести эту долю с гордо поднятой головой? Далеко не в последнююочередь и её неугомонное трудолюбие: «…Шура своё дело знала: и потомуработала, как играла. Хватало ей дел и после работы: и сына искупать,обстирать и огород хозяйкин полить. Уставала, конечно, но держалась- нехотела, чтобы люди подумали о ней, будто она ленива…»Вся история «офицерши» Шуры, как преподносит её нам Екимов- это добраяпритча о том, как привыкли к труду и бесстрашию перед его тяготамиформируют в человеке сознание собственного достоинства, не позволяющее емуидти на компромисс с мелкими негодяями и подлецами.Очень близок к офицерше рассказ «Весёлый блондин Володя». В нём авторразмышляет о проблемах, возникающих перед молодым человеком в пору еговступления в «большую» жизнь. Конфликт семнадцатилетнего слесаря Володи состаршим мастером Пановым показывает, как не надо работать с молодёжью еслихочешь из неё что-нибудь получить путное. В рассказе мы видимпротивостояние Бабурина- влюблённого в своё дело человека, педагога, иПанова- высокомерного и бездушного погонялы. Володя для Екимова в этомрассказе как бы творческая лаборатория, внутри которой Екимов ставитследующие вопросы: «Кем он будет, за кем пойдёт?» В разведке рассказаЕкимов сумел убедить читателя в том, что Володя не перестроиться на волнуПанова, ведь на его стороне Бабурин уже научивший его утверждать своёдостоинство прежде всего трудом и только трудом.Чем ближе к «Золотому хозяину», тем глубже постигает Екимов внутреннююсвязь между укоренившийся в человеке привычкой и труду бескорыстием,душевной щедростью. Тому подтверждение рассказ «Переезд». Тесновато живётсяв городе недавнему сельчанину Степану (проблема урбанизации, конфликтгорода и деревни), к тому же год назад умер его отец. Вот и задумал Степан,посоветовшись с женой, вернуться в родной хутор, поддержать уже не молодуюмать и бабушку. Есть ещё в Степане тяга к земле, ведь никакая тьма, кромесметной не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовётся его родиной.Но это рассказ не о Степане, явно не выдержавшем испытания сельским трудом(пагубное влияние городского образа жизни), а о его матери. Жить по-хозяйски в её представлении- это успевать во всём: «Наша работы невозможнаятяжелее не найдёшь»,- говорит мать Степана. Но она вовсе не жалуется. Она кработе привыкла, и иной для себя жизни не ищет и не представляет. МатьСтепана- это предшественница знаменитых екимовских старух, которые немыслят себя в отрыве от земли, деревенской «почвы».Вот из таких герое и «вырос» Холюша. Кто же он это герой, на долю котороговыпала столь огромная известность? Что за редкостное имя и что скрыто заним? Подлинное имя- Варфоломей Максимович Вахленцев- сам Холюша почтизабыл, но хуторяне вспоминают о нём только тогда, когда возникает нуждапопросить в долг. Ну, разумеется, фигурирует оно и в официальных бумагах,которыми щедро расплачивается государство за Холюшину продукцию и которыевладелец их хранит в самом укромном месте, в гармошке. Этот обобщённыйобраз, вобравший в себя всех предыдущих героев-тружеников, отсюда и такоеимя, которое выделяет его на фоне всех остальных людей. За долгие годыжизни Холюша свыкся со своим новым именем, стало оно ему родным и близким.Многое стёрлось в памяти Холюши, да и годы уже не молодые- 70 лет от роду.Но несмотря на это, воспоминания Холюши занимают особый стильповествования. Это как бы постоянная жизнь, та, которая была в прошлом.Ведь раньше в Ванхленцевском доме жила крепкая семья: отец, мать, троесыновей, дочь. Все в ней трудились (идеалы крестьянина-труженика Екимоввсегда искал в прошлом). Холюша осколок этого прошлого, продолжалтрудиться, вёл огромное хозяйство. Всякие были времена, были и такие, когдаодно запрещали, другое ограничивали. Но при любых обстоятельствах никогданикто не сумел не известить Холюшу. Может, потому и терпели его, что всегдаи во все времена он был первым во всём.Вот здесь то и разгорелся между критиками настоящий спор. Одни говорилитак: «тащит Холюша свой тяжеленный воз ради наживы» (советская психология,богатый, значит, «враг народа»). Другие им противостояли, этой точки мненияпридерживаюсь и я. Холюша не швыряет деньги на ветер, но он и не жаден.Если Холюша и жаден до чего-то, так только до труда. У него такая жадностьк труду, что всё другое просто отброшено, об удобствах жизни и мысли нет,как нет у него мысли о богатстве и безделии. Для Холюши нет и не может бытьиной жизни, кроме извечного крестьянского труда. Кульминацией рассказаявляется желание Холюши, если и умереть, то не в городе, в новом доме, закоторый он вложил пять тысяч, и «ткувшись в землю почернелым лицом,выпустив из рук цигарку…»Герои Екимова сродни Пилагеи Ф. Абрамова, Катерине В. Белова, старухе Аннеиз «Последнего срока» В. Распутина. Они принадлежат к тому же социально-психологическому типу, который является излюбленным объектомхудожественного исследования. Борис Екимов ищет в своих героях, взращённыхдеревней, крестьянским трудом, те нравственные качества, которые особенновелики в наше время. Тему старости и старух Екимов продолжает в рассказе«Последняя хата». Как и Холюша баба Поля- плоть от плоти деревни. Дажебольная она сама обрабатывает огород, чтобы было «своей рукою, по-хорошему», хоть ей и пришлось потом целую неделю пластом лежать, да ползкомползать. Как и у Холюши, так и у бабы Поли есть, выражаясь высоким слогом,свою оппонент и не один, а целая семья её дочери Марии, решившей вернутьсяна постоянное жильё в деревню. Ни для того, чтобы трудиться, а для того,чтобы насладиться деревенской тишиной и покоем. Экспозицией к рассказуявляется вся прошлая жизнь бабы Поли- старый дом, могилка сына Ванечки.Затем идёт развитие действия- во время неё обостряется конфликт междустарой женщиной и её дочерью (зять и дочь ещё более оттеняют нравственныеосновы психологии бабы Поли). Им ничего не стоит погубить и кустысмородины, которые так лелеет баба Поля, и начавшую цвести картошку.«…Ишь какие, - думала она, - ничего не надо, всё брось, всё кинь, привыклина Севере на своём деньгами раскидывать…». Кульминацией рассказа сталасмерть бабы Поли, вместе с ней умирает и старый дом, уклад жизни, любовь кземле. Завязки в рассказе нет, она просто не нужна. Екимову больно думать,что с этой землёй сделают Мария и её муж. Само название «Последняя хата»говорит само за себя. Последняя- в значении «окончившее старое бытиё».Екимов показывает, что когда деревня заразиться городом, она погибнет. Врассказах Екимова особым теплом согреты люди, нашедшие в себе силы единождывстать над самими собою, над сложившейся обыденностью своего существования.Надо обратить внимание на то, что с самого начала екимовская проза неотличается острой фабульностью, событийной усложнённостью. Её эстетическийзаряд заложен в напряжённо-психологическом сюжете, центром которого обычноявляется нравственный конфликт, столкновение родных, зачастую диаметральнопротивоположных морально-этических норм, жизненных позиций. Этипротивоположные жизненные позиции- это чаще всего позиции истинногородского писателя и коренного деревенского, который вырос на земле ипрочувствовал её до самых глубин своей собственно души. Естественно, чащевсего это старики, поэтому Екимов и обращается та к часто к теме старостина протяжении всего своего творчества.Бытует мнение, что не всё написанное Екимовым равноценно, что на ряду сяркими полнокровными рассказами есть бледные, явно неудачные. Я считаю, чтоэто вполне нормальное явления для творческого человека и количество такназываемых неудач не должно смущать. Борис Екимов честно стремитьсяразобраться в нашей нелёгкой действительности. Тут неизбежны утраты ииздержки. Отличительные черты Екимова, писать то, что рядом, под рукой-сейчас, сегодня. Если и нет в его прозе возвышенных интонаций, развёрнутыхпейзажных описаний, многословного холюшеского пассажа, нет особозанимательных сюжетных построений, к которым нынче так привык искушённыйчитатель, композиционных ухищрений. Если письмо его сдержано, порой скупо,лаконично, то уж, что точно берёт за душу, так это достоверностьизображаемого и совестливое отношение автора к правде жизни как бы она небыла неприглядна и горька. Старая мысль о том, что правда жизни и правдалитературы не одно и то же, творчество Екимова как бы подвергаетсясомнению. Ему ближе мысль Л. Н. Толстого: «Художник, только потому ихудожник, что он видит предметы не так, как он хочет их видеть, а так какони есть».Конечно, Екимову как и всякому единожды взявшемуся за перо, хотелось бынаселить свои книги только хорошими людьми. Однако хочет он того или нет-ему приходиться быть летописцем своего времени и своего клочка земли.Время, как впрочем, и родину не выбирают. Екимов описывает все недостаткинашего времени, а для каждого периода эти недостатки свои. РАСЦВЕТ ПИСАТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ЕКИМОВА В 80-ЫЕ ГОДЫПроза Екимова 80-ых годов пронизана тревогой за судьбу человека, за егонравственное начало, за его будущее. Ведь прямо на наших глазах рушиласьвековечная людская традиция- преемственность забот, обязанность передземлёй, семьёй, домом, будущем. Рушится их непрерывность- и это, пожалуй,самое большое зло. Отсюда, возможно, и некоторая полярность екимовскогомировосприятия, деление на доброе и злое начало. Скорее всего это отубеждённости, что необходимо сохранить, сберечь доброту от всякой грязи,потому что на ней по-прежнему держится земля. Трудны, тяжелы, порой дажетяжкие будни екимовских крестьян, но что поделаешь- изначальна такова былажизнь. Лучшие екимовские герои помнят, что он ни чем не лучше и не хужесвоих предшественников и что не гоже отмахиваться о заветов предков:непокладая рук трудиться во имя завтрашнего дня (это очень схоже с героямираннего В. Распутина: Анна, Иван Егоров и другие).У лучших героев Екимова и радость и горе в труде (эта особенностьпрослеживается на протяжении всего творчества писателя) Отними у них правотрудиться- они и людьми-то перестанут себя чувствовать. Таковы и трактористТарасов из одноимённого рассказа и Николай Скуридин («Путёвка на юг»,«Челядинский зять») и Наталья («На ферме казачьей») и многие многие другие.Набирается вполне солидный ряд, но героев, органически связанных с землёйне так уж и много. Да к тому же все они в основном преклонного возраста.Где же последующие поколения? Чем они заняты? Ответы на эти и многие другиевопросы писатель ищет чуть ли не в каждом своём рассказе.Ещё одна линия в творчестве Екимова в 80-ых годах- это линия исследования,она. Кстати, сохраняется и в рассказах 90-ых годов. Писатель хочет понять,почему деревня пришла к такому развалу, что этому способствовало. И чащевсего ответ на эти вопросы он находит в так называемых «сталинских»временах, в периоде раскулачивания зажиточных крестьян, которые добро своёзаработали, трудясь как каторжные. Например, эта тема прослеживается врассказе «На ферме казачьей». Автор описывает нам ситуацию, когда в деревнецарит форменное самоуправство. Коровы все отняты у дворов и теперьпринадлежат государству, а доярки, которые всю жизнь проработали на «дядю»,даже не имеют права взять баночку молока домой для детей, для внуков. Этоуже «воровство». Главная героиня рассказа Наталья с болью в сердцевспоминает о том, как в сталинские времена посадили её мать только за то,что она взяла мешочек зерна и спрятала его на груди, чтобы накормить детей.И Наталья боится, что самоуправство вернётся, она боится повторить судьбуматери.Всё написанное Борисом Екимовым о деревенских жителях естественноскладывается в одну большую непрерывную книгу с конкретным временем иместом действия- хуторами. Это нужно в определённой степени дляэлементарной ясности, для цельности читательского восприятия, да и всегерои, населяющие книги Екимова связаны между собой родственными,добрососедскими и прочими узами.Переходя из рассказа в рассказ, уступая место друг другу на переднем планеповествования они образуют своеобразную общность- мир Бориса Екимова. Он,этот мир, этот хутор, уже обрёл в читательском сознании довольно устойчивыечерты. Здесь, в своём хуторе, Екимову удалось выявить и поведать о многих«больных точках» нашей жизни. Екимов отвечает на все вопросы не покидаяхутора. Новизна прозы Екимова в конкретных приметах времени, то есть в техпотерях и обретениях, которыми характерны именно наши дни. Он повозможности укрепляет эти приметы останавливает на них внимание, стараясьпри этом не исказить живой действительности.Вообще рассказы Екимова при всей видимой их простоты требуют от читателябольшого умственного и душевного напряжения. Бессмысленно искать в нихготовые ответы на интересующие вопросы. Лучше из даже не возможнопересказать, настолько они многоплановы, неоднозначны. Возьмём учительницуМарусю. Приехав из города героиня обнаружила, что дед Путей, которыйподрядился на лето попасти скотину, ушёл- это вроде бы основная сюжетнаялиния. Мария всё время допытывается у мужа, от чего ушёл дед Путей, близкийей человек, сосед её деда и бабки, к которым она часто наведывалась, покаони были живы. Не менее важно в рассказе то обстоятельство, что Мариязакончила педучилище, учится заочно в институте, но школу в хуторе закрылии работать ей негде. Она так соскучилась по школе, по урокам, по ребятам.Она так завидовала институтским своим подругам, их рассказам. Их жалобы ейказались смешными. Все мелочи: детские шалости, придирки начальства- этомелочи, если есть главное- работа, школа. Вся эта неустроенность- это какбы вторая линия рассказа. Есть в рассказе тётка Таиса немножко жадная,немножко ненасытная, но она не может забыть, как работали раньше. Онатребует от близких людей не сниматься с места, заработать по больше денег,чтобы обеспечить свою будущую жизнь. По-своему, она права, у неё тоже естьсвоя правда, взращённая на тяготах прошлой и беспокойной лёгкости, дажепразнечности, если хотите, нынешней жизни. Стало быть, её линия в рассказедостаточна весома. А тут ещё судьба одинокого деда Путея, одинокогочеловека. Тут и муж Марии Костя, малость легковесный, недалёкий, ноухватистый парень. Тут и лесничий Керинский- «царь и бог», на чьё местометит Костя- это собственно и является драматическим центром рассказа, тем,соприкосновение с которым выявляет нравственную суть каждого из героев. Нои этим всем рассказ не исчерпывается. Каждый из этих людей живёт идействует в силу своего характера, взглядов, совести, памяти- словом всеони живые люди со своими достоинствами и недостатками., и всяк из них,разумеется, волен распоряжаться своей судьбой. Но есть земля… впрочем,лучше прислушаться к правильной интонации писателя.«…Внизу осенние воды реки, шершавые от тугого ветра и слепящие глазасолнечной чешуёй. А там, за Доном, ещё зелёное займище с жёлтой осеннейпроседью, поляны, белый песчаный берег, а позади и вокруг- вдаль и вдальуходящая холмлённая земля и небо. Немереная даль, пронзить которую не всилах глаз человеческий, но лишь душе…», а людей раз-два и обчёлся- ивыходит, что решить кто прав- тот кто уезжает, или тот, кто остаётся наэтой земле- занятие почти праздное. Несогласие между героями не более чемстолкновение характеров, взглядов и потребностей во имя элементарныхжизненных удобств. Истинный, не глубинный конфликт рассказа заключён вдругом- в наличии ничем не оправданного разрыва между общей нашей жизнью, вцелом благополучной (лишь бы не было войны!), и жизнью запущенного,покинутого екимовского хутора, в котором нет никаких условия для нормальнойжизни.Мотив этот ошеломляюще пронзителен в другом рассказе «Солонич». Неистовыйтруженик и хозяин поставлен перед неразрешимым обстоятельством дочь его,школьница, хочет учиться дальше, у неё намерения серьёзные: «педагогическийинститут или педучилище, на худой конец. Однако, учителя математики,считай, весь год не было. Вот и поставили в дневниках вместо отметок лишьчёрточки. Одна учительница уехала, а другая вовсе убежала. Вот им и невывели…» А дочь мучается, ревёт, она не виновата, что учителя убегают изхутора. Что делать- Солонич не ведает. А правда в том, что учителя хуторуне нужны, а нужны доярки. Вот она горькая правда хуторского уклада жизни.Писателем в данном рассказе затронута проблема первостепенной важности, идумаю, что какой-либо комментарий здесь излишен. И Солоныч решает броситьхутор и уехать в район. Зашедшему управляющему Чепурину кажется, чтослучилось что-то странное, необычное. «Ведь только оно могло Солонича,самого Солонича, не кого-нибудь, а Солонича с хутора поднять». Хочетсявоскликнуть: куда уж ещё необычнее, страшнее! Самые надёжные, самыекрепкие, самые лучшие люди не по своей воле покидают всё нажитое, обжитое,привычное, покидают родную, отцовскую, дедовскую землю- и уходят внеизвестность. Ими управляет не выгода или нужда, не забота у куске хлеба.Герои Екимова, о которых здесь идёт речь обеспечены хорошо, если несказать, что очень хорошо. И не от трудностей бегут эти люди, напротив, никто из них не желает расставаться с родными местами. Их забота всецело озавтрашнем дне своих детей. Стало быть, неустроенность жизни заставляетлюдей делать выбор помимо своей воли.«Солонич»- жёстко, беспощадно написанный рассказ, вселяющий в душу смятенияи тревогу за будущее, перерастает в рассказе 1996 года «Фетисыч». Фетисыч-это прозвище девятилетнего мальчика., но как он рассудителен. «Фетисычемего звали за стариковскую разговорчивость, за рассудительность, котораяприходилась то кстати, а то и совсем наоборот». Это маленький мужчина, этомаленький Солонич. У Фетисыча тоже проблема, как и у дочери Солонича- емунегде учиться. Вернеее, школа-то есть, но умирает учительница. И что жеделает Фетисыч? Этот мальчик, этот «мужчина с ноготок» сам остаётся заучителя, отвергнув предложение переехать в районную школу и там учиться.Получается, что Фетисыч более сознателен, чем предавший хутор Солонич. Нонекоторые исследователи отмечают, что Фетисыч- совсем не реален, это как бымысль не самого Екимова, сливается с горькой правдой- недостатком школ иучителей на хуторе. Фетисыч- это утопия, но это и чудо. «Снег среди грёз,как прощение». Если Солонич вызывает у учителя горькие чувства, то отраденв этом смысле рассказ «Озеро Дербень». Он вызывает светлые оптимистическиечувства. Герой его Алексей двадцатилетний кандидат наук с блестящимбудущем, перед самым отъездом на стажировку за границу неожиданноотказывается и от поездки и от всей прошлой жизни и начинает работать вхуторской школе учителем. Поступок, прямо скажем, не обычный, если несказать, из ряда вон выходящий. В данном случае ситуация обратная: новоепоколение стремится к земле, а старое пытается его оторвать (родителиАлексея). Алексей с детства впитал в себя все радости вольной деревенскойжизни и душой сросся со всем несметным богатством щедрой родины. ДедТимофей за 80 лет вплоть до смерти, проработавший в школе учителем открылглаза Алексею на истинные и мнимые ценности. Дед Тимофей показан писателемнепринуждённо, свободно. В нём нет старческого маразма и брюзжания,стремления поучать, наставлять, не вызывать воспоминания о жизни. Онневольно открывает внуку подлинную красоту жизни- в чём собственно и смыслеё.Образом Алексея Екимов как бы восстанавливает разорванную цепьпреемственности поколений и тем отраднее это сознавать, что в рассказе нетни одной фальшивой нотки, ни один из персонажей не кажется им выдуманным.Все они живыми, полнокровными, взяты из жизни чуткой рукой художника, асколько сокрытой, душевной, нравственной чистоты открывает писатель каждомиз них, какой лад и первородный порядок обнаруживает во всём кладе ихжизни. Рассказ «Озеро Дербень» весь принизанный лёгким, нежным, добрымсветом, по своей жизнеутверждающей силе является заметным достижением втворческом наследии Бориса Екимова.Среди человеческих качеств Екимов особо выделяет совесть. Всё еготоврчество ни что иное, как сегодняшний день, оцениваемый первозданныммерилом- совестью. Екимов здесь конкретен и категоричен: есть совесть илинет её- вот основа его этики, по которой человечностью человеке проверяетсяего отношением привычным, самым необходимым в повседневности ценностям.Сюжетная канва рассказа «Тарасов» проста. Тракторист Тарасов сдал в колхоздвух откормленных тёлочек, а спустя некоторое время обнаружил их немежколхозной ферме крайне заморенными от бескормицы, и стал тайком, поночам, возить голодной скотине колхозную солому. Его поймали за этимзанятием и готовы наказать, а что же двигало Тарасовым как не совесть.Вообще, совестливым людям в екимовском хуторе не легко. Трудно было Холюше,Николаю Скуридину, который всю сознательную жизнь работает, содержитбольшую и паразитическую неустроенную семью, но ни как не дождётся ниуважения, ни понимания.Мы стали жить лучше, и должны бы были подумать о душе. Однако, этого неслучилось. Взять хотя бы те же песни, их в рассказах Екимова услышишькрайне редко. А это один из первых признаков обнищания души. Отдельнохочется рассмотреть повесть Екимова, которую он написал в переломный периодсвоей жизни- повесть была написана в конце 1980 года и выражает собой стыкдесятилетий- это повесть «Пастушья звезда». Всё переплелось в этомпроизведении- новое время и старое мировоззрение, новые нравы, привычки истарое понимание земли, жизни.Главный герой повести Тимофей уже давно живёт в городе и вроде юы долженнабраться новых привычек, стать городским жителем, но что то не ладится вдуше Тимофея. А дело всё в том, что обладает Тимофей врожденной склонностьк труду на родной земле (прообраз Холюши). Экспозицией повести служитвстреча Тимофея с родным хутором, землёй. Каждую весну возвращается геройна родину. Завязка намечается во время встречи Тимофея и его будущегохозяина – чечена. Уже здесь намечается конфликт старого и нового времени(чечены главные хозяева донского хутора, у них огромные дворы, хозяйства, аколхозный сорвет у них в полном подчинении). Он боятся даже «маленькогохозяина», подростка лет пятнадцати. Столкновение «старого»- Тимофея и«нового»- Алика не проходит бесследно для последнего. Екимов всяческипытается сгладить ситуацию и показывает нам, что Алик так попадает подвлияние Тимофея именно с ним рыбалит, разговаривает, доверяет мысли итайны. Тимофей же и тянется и боится этого молодого хозяина с одной стороныТимофей шокирован, что этот подросток в свои годы не знает детства, неучится и очень хорошо доказывает правильность своего выбора: «Э-э, - махнулрукой Алик,-поставят отметки, некогда учиться. Хозяйство. Кто будет отцупомогать?» Или фраза, которую сказал Алик в ответ Тимофею на то, что тотзаметил, что его сыновья учёные. «Выучились, а ты у нас несёшь! Почемутак?!» На этот вопрос не может ответить даже сам писатель. Его хуторперешёл в руки иноверцев и с этим он ничего не может поделать.Ещё один сюжетный план в повести занимает бомж Чифир. Когда-то у него былодругое имя, но он его забыл. Когда-то у него была семья- жена, дочери, ноон их тоже пытается забыть. Что же нам напоминает этот образ? Это Холюшанаоборот- выродившийся, запившийся. Он олицетворяет смерть всего самоголучшего в хуторе. Кульминацией повести является и гибель Чифира в огне, авместе с ним гибнет последний лучик надежды в сердце Тимофея. Он уходит,бросает всё, он не может видеть дальнейшее угасание нравов, того, чтовсегда так дорого ему. Можно выделить еще одну героиню повести- это самаПастушья Звезда. Всю жизнь самое ценное было для Тимофея- это земля родногохутора под ногами и Пастушья Звезда в небе. Эти символ всего самоголучшего, светлого, радостного в жизни Тимофея. Пока горит Пастушья Звезда,можно жить. Композиция повести постоянно образует как бы круги замыкаясь наэтом символе, как на том, за что ещё можно держаться, ради чего ещё нужножить. Конец повести Екимов на мой взгляд идеализирует, Тимофей уходит, ноего догоняет Алик и просит, чтобы он продолжал с ним встречаться, несмотряни на что. Екимов пробует показать, что этот мосточек между старым и новымне распался, что хутор будут жить. Такая концовка, с моей точки зрения,немного «притянута за уши». Но это-то и характеризует творчество Екимова вцелом- он не может оставить своего читателя в разочаровании, он обязательнонайдёт хоть горстку добра и вынесет её в конце своих произведений. НОВЫЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ 90-ЫХ ГОДОВСначала нашего времени, десятилетия в творчестве Екимова вторгаютсятрагические мотивы- война в Чечне, беженцы, люди, покалеченные войной. Нонесмотря на это, Екимов всё равно остаётся в стороне от основногонаправления деревенской прозы. Даже в творчестве последних летисследователи отмечают тяготение писателя к сентиментализму. С однойстороны- это правда, но с другой- это действительно свидетельствует обужесточении нравов людей последние десятилетие 20 века в том числе илитературных нравов тоже. Да, Екимов отличается от Распутина подхода кжизни (за исключением рассказа 1987 года «Похороны»). Созданную Распутинымгорестную отходную, даже и прослоённую иной раз юмором естественно отнеститолько к трагическому, но никак не к интеллигентному роду. Екимов небезтрагичен, но вечно переменчивая жизнь не делает его плакальщиком поуходящему, не энтузиастом нового. Для него в жизни человека ничегоокончательно не решается через верность, или, напротив, через порчу.Поздний период творчества Екимов исподволь наблюдает как в человеческойдуше глухие страсти сталкиваются с добрыми порывами. Вера в самувозможность такого столкновения, возможность положительного душевногодвижения на опустелом, казалось бы, или неожиданном месте и делает Екимовав наших глазах «сентиментальным». Примером этого может служить рассказ «Угнезда»- он просто удивителен для наших дней. Вечно переругивавшаясясемейная пара мерится и теплеет, наблюдая за гнездом горлицы. Эти большие,состарившиеся «дети» может быть в первые присмотрелись к жизни, что текла,текла вокруг, да и утекла. В 90-ые годы Екимов всё больше тяготеет кцикличности в своём творчестве. Всё чаще появляются циклы рассказов,объединённые под каким-нибудь общим названием. Например: «Скованные однойцепью» или более поздний «Отцовский двор покинул я». Автор выдвигаетопределённую мысль, идею и обыгрывает её со всех сторон, находя нужноерешение проблемы или просто подчёркивал, углубляя свои мысли. К примеру вцикле «Скованные одной цепью» Екимов до предела углубляет конфликт города идеревни, конфликт мировоззрений людей, выросших на разных «почвах». Первыйрассказ «Милостыня» повествует о том моменте жизни, когда в нашу страну из-за рубежа стлала поступать первая гуманитарная помощь. Главный геройТимофей Секерин не может терпеть этого: «…Сейчас пойду и встану: подайтеради Христа. Стыдоба!». Секерин городской житель, но с мировоззрением оченьблизким самому Екимову. Поэтому и приобщает его автор к деревне с помощьюостровка мечты-дачи «На воле было темно. Окно глядело в ту строну где дача.Город- плен. Деревенский простор- воля.» Нет там ненужных проблем и геройищет спасение именно там. Следующий рассказ этого цикла «Дальниеродственники» Марина Владимировна, героиня этого рассказа живёт в Москве,но родом она и ростовского пригорода. Женщину захлестывает городская рекажизни- она думает только о наживе, материальном благополучии и лишь попавна один денёк в мир своего детства, она начинает кое-что понимать. Деревня-это как бы доброе царство (здесь жила и умерла мать, здесь все знают иуважают друг друга). Тётка Вера- это добрая старуха Екимова (прообраз бабыПоли Холюши), всю жизнь она проработала на родной земле, всё она готовасделать для племянницы, для неё это естественно (в деревни родственники-это святое). А Марина уезжает и вновь затягивает её цивилизация- стиральныемашины, банки. Но счастлива ли героиня от такой жизни? Этого мы не знаем. Илишь из комнаты её постоянно доносится песня: «скованный одной цепью,скованные одной цепью…». Да, это так! Это жители городов, связанные однойцепью- цивилизацией. И связаны одной цепью- цепью обогащения, духовное жезабыто. И как последний аккорд рассказ «На кладбище». Повествование авторведёт от первого лица и при этом высказывает именно свои взгляды, суждения:«…Кладбища я не боюсь, там спокойно и о смерти вовсе не думается». Автордаже здесь противопоставляет город и деревню, вернее городские идеревенские похороны. Жить можно в городе, а помирать лучше на хуторе. Вгороде даже в последний путь по человечески проводить не могут, вездесуета, желание поскорее избавиться от «обузы». На хуторе всё иначе.Человека провожает с плачем вся деревня. «Долина мёртвых, долина царей-поселковое кладбище». Даже умирать надо на родной земле. Цикл 1996 года«Отцовский двор покинул я» намного больше трагичен, как будто эти пять летжизни принесли в жизни писателя новые разочарования, потери. Писатель ужеотказывается от оптимистических прогнозов. С одной стороны в рассказе«Проснётся день» Екимов вводит нас в прошлое, даёт две стороныповествования- светлую и тёмную. Светлая сторона- это сказка 70-80 годов, атёмная горькая реальность 1997 года. «Отцовский двор покинул я»- этострочка из песни деда Пономаря. Екимов в этом рассказе в очередной разпытается показать преемственность поколений. Дед Пономарь- внучок- это какбы две стороны одного человека, они очень похожи. Это один человек, но содной стороны- уже поживший, а с другой стороны- наивный, мечтающий жить.Перед нами возникают проблемы нынешнего хутора: заброшенные деревни,беженцы, недостаток хлеба- это всё тёмная сторона. Светлая же сторона- этопесни деда и внука, быт, двойственность образа. Конец рассказа оптимистичен- внучок видит светлый радостный сон, о своей будущей жизни.Противопоставлением этому рассказу является второй рассказ «Похороны».Сколько же здесь горечи, слёз, безысходности. Не даром чётко прослеживаетсясвязь с распутинским рассказом «В ту же землю». Судьбы двух женщинаналогичны даже после смерти. Между похоронами героинь нет различий. Екимовкак бы подчёркивает, что его рассказ «На кладбище» уходит в прошлое. Автортеряет веру в светлые традиции хутора и всё это объединено в одно целое.Екимов как бы противоречит самому себе- он не может предаться трагизму, ноне может отойти от своего основного принципа- достоверно описыватьдействительность. Очень волнует Екимова в 90-ые годы и тема Чечни. Если врассказе «Набег» мы сталкиваемся только с проблемой варварских набеговчеченов на колхозные фермы, то в рассказах «Сосед» –1995 год, «Возле стылойводы»-1996 год, «Котёнок на крыше»- 1996 год, «Продажа»-1996 годзатрагиваются уже более глубокие проблемы людей, покалеченных войной,оторванных от «почвы» и выброшенных за борт жизни. «Сосед»- рассказнаписанный от первого лица и скорее замешанный на личных наблюденияхавтора. Сосед- это беженец, сбежавший от войны и вынужденный жить на чужойземле, на чужом хуторе. «Взгляд соседа- холодный, пустой, как передсмертью». И параллельно этому взгляду становится взгляд маленькой девочки,дочери, которая поёт песню, о доме, о мире и баюкает при этом бездомногокотёнка. Особенно поражает рассказ «Возле стылой воды»- тема беженцев,смерти- вот что главное в этом рассказе. Главный герой- бомж Сашка человекубежавший от своего горя. Он живёт в своём придуманном мире, чтобы невспоминать прошлое. За нанесённую ему обиду Сашка мстит страшно он убиваетдвух человек (кульминация рассказа). Но этот поступок возвращает его впрошлое, воспоминание о гибели жены и детей. Сашка кричит по ночам,мучается. Конец рассказа остаётся открытым- главный герой пропадает и мыничего не знаем о его судьбе. Но одно можно узнать точно он опять пытаетсяубежать от самого себя.Ещё одна проблема, волнующая Екимова в 90-ые годы- это зарождающеесяфермерство. Это проблема затронута в рассказах «Враг народа»-1992 год,«Зять»-1995 год. В рассказе «Враг народа» Екимов пытается вновь осмыслитьту часть истории, когда начался распад русской деревни. Главный геройрассказа Гаврила Тарасов очень схож с героем В. Распутина Иваном Егоровым.Здесь та же преданность делу, колхозу, но проблемы перед героем Екимовастоят уже другие. Тарасов хочет стать фермером и сразу оказывается «врагомнарода». Люди в силу своей необразованности. Серости, не понимают героя, имкажется, что он предаёт колхоз. А ведь Гаврила и есть тот самый екимовскийтруженик, которого он воспевает на протяжении всего своего писательскогопути. Тарасов постоянно слышит зов земли, предков- главный показательсхожести мировоззрений героя и автора. Параллельно жизни и сомнениямТарасова проходит документ о раскулачивании его деда с тем же именем ГаврилТарасов. Дед тоже был «врагом народа» как оказался им в наши дни его внук.Но нынешний Гаврила должен выйти победителем. Автор очень надеется на это.Рассказ «Зять» интересен тем, что это продолжение рассказа «Челядинскийзять! –1986 года. Герой этих рассказов- Костя «затюремщик»-как называет еготёща и вслед за ней вся деревня. Если в раннем рассказе мы просто узнаём,что дочь Мартиновны Раиса выходит за него замуж, то в рассказе 1995 годавозникает проблема фермерства. Люди не понимают сути вещей (и это,заметьте, через три года после рассказа на эту же тему). Костя ставпреуспевающим фермером зарабатывает 70 миллионов рублей. Он хочет купить наэти деньги машины, пекарню, но старая Мартиновна, да и жена Раиса не верятему. Они думают, что этот «затюремщик» заберёт деньги и убежит. И ониделают всё, чтобы забрать деньги себе.Кульминацией рассказа является то, что Костя от безвыходности решаеткончить жизнь самоубийством. Развязки в рассказе нет. Мы не знаем осталсяли Костя жив, да Екимову это и не надо. Идея автора была показать, чточеловек может исправиться, что не должен он всю жизнь прожить с навешаннымярлыком. Проблема личности (труженика) и толпы, старого и нового ярковыступают в этом рассказе. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТИ (повесть «Наш старый дом»)Ещё в 70-ые годы после рассказа «Переезд» критики обратили внимание на то,что тяготеет к этому. Может быть потому, что этичность как раз и состоит впризнании значительности мира, существующего вне личного познания, миреобъективного и более того, подспудно починяющего личный опыт каждого общимзаконам. Ростки этического реализма присуще многим рассказам Екимова.Эпичен сам объективный такт повествования, обстоятельность, полнота иразветвлённость художественных мотивировок и связей, эпичен взгляд писателя- преимущественно вширь с желанием воссоздать панорамную картину жизнипростых людей, чьи характеры, судьбы значительны не сами по себе, аобретают силу, цельность и яркость в общем потоке жизни. Выходит, чтоекимовский хутор больше чем просто отдельные люди со своим имением,биографией, судьбой. Картина екимовского хутора- во многом точный слепоксоциального и нравственного состояния деревни на нынешнем этапе еёразвития.Думаю, что к эпическому вполне можно отнести повесть 1997 года «Наш старыйдом». Автор охватывает своим взглядом вест хутор, сразу всех его жителейделает своими героями. Екимов показывает нам разные жизненные судьбывообще, и в частности свою собственную судьбу. Композиционно повестьразбита на небольшие главы, которые посвящены абсолютно разным людям,разным судьбам. Герой приезжает не надолго в своё хутор, живёт в своёмстаром доме, вспоминает, что с ним было связано- детство, мать, тётку,братьев. Начало повести стоит отдельно от всех остальных глав и несёт насебе функцию экспозиции. Старый дом для Екимова- это живое существо, он каки человек тоже стонет, вздыхает, плачет…Каждая глава- это композиционно завершённый рассказ. В главе «Начало»Екимов снова выступает против городской цивилизации. Но у писателя неостаётся былого оптимизма и на деревенскую жизнь. Везде начинаетприсутствовать слово «смерть». «Они умрут вместе- мама и старый дом. Онумрёт, я уйду- дом рухнет». Рухнет дом- рухнет и весь екимовский хутор,рухнет всё то, чему была посвящена жизнь, и Екимов очень ясно это себепредставляет.Далее герой повести начинает обзор всей своей прошлой жизни. Глава«Воскресные пирожки» посвящена извечному идеалу Екимова- женщине-труженнице. Тётя Нюра- это душа старого дома. Умерла душа и как-то одряхлелстарый дом. «Без души у всякой жизни недолог срок».В главе «Братья» герой вспоминает о своих умерших братьях. Это две разныесудьбы, но окончившиеся абсолютно одинаково- на старом поселковом кладбище.Старший брат Слава был работягой и надорвался от работы. Младший брат тоженадорвался, правда не от работы, а от пьянства.Хутора уже нет, это просто уже разгромленные дворы. Этот факт больше всегоранит автора и его героя. В последующих главах перед нами предстают близкиесоседи героя, их нелёгкие судьбы.Главная героиня главы «Бабаня» очень похоже на тётку Нюру. Это женщина тожевсю жизнь проработала на земле, в своём хуторе. И как слабый ростокоптимизма, крутится возле нё маленький правнук, внимая правду жизни из устсвоей любимой бабушки.У героини главы «Тихий двор» совершенно обратная ситуация. Это уже немолодая женщина тётя фая, вынуждена сама растить внучку (да и из той врядли что выйдет). Дети были, да случилась беда- дочь покончила с собой, а сынпостоянно скитается по тюрьмам. Жизнь прожита зря, она угаснет в это дворевместе со смертью Тёти Фаи.«Тихому двору» противопоставлена глава «Шумный двор». Но шумный он толькопотому, что живёт в нём горемычный пьяница Вовка. Символом его жизниявляется почерневший остов дома в саду. Строили, строили его, да так и недостроили. А теперь там спит Вовка и более того, что его придавитпочерневший остов дома- это гнилой остов жизни Вовки (Екимова и раньшеволновала тема пьянства, например в рассказе «В очередь на тот свет»).К таким же лишним людям в хуторе относится и герой главы «Юрочка». Юрочканичего не делает по хозяйству, а только бегает трусцой. Это опустившийсячеловек и вдруг рядом с ним появляется образ чистенькой, красивой девочкиМариночки. Мариночка- это смысл жизни героя: «Моя душа, моя жизнь». Екимовпоказывает нам два поколения, которые не чувствуют зов земли предков,поэтому Юрочка оказывается лишним на хуторе. Свой смысл жизни герой видитне в том. Это случайный человек на хуторе, а таких не должно быть.Есть, конечно, в повести и отрадные исключения, как например, АлексейИванович из главы «Человек с козою» или учительница Нюра. Но это ужевыглядит как нечто исключительное и особенное.Композиция повести образует круг- приезд и «Отъезд». Это скорбная отходная:герой вынужден вернуться в город, где всё чужое. Городской мир- это четырестены и окошки. Просто какие- то тюрьмы. А в хуторе умирает наш дом, авместе с ним и сад. Герой- это последняя инстанция связующая дом с жизнью.Умрёт герой, умрёт дом, умрёт хутор.Хутор в повести уже выглядит не жизнеспособным. Не ничего- связь поколенийослабла, а в некоторых случаях просто прервалась, ушло единение душ, которесвязывало людей на хуторе. Герой как будто приехал в последний раз, иторопится поделиться хоть чем-то, что ещё осталось родного в душе. ДЕРЕВНЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЕКИМОВА («Края эти забыты не Богом, не природой, а властями высокими»…)Вспомним важное замечание Немзера: «На фоне нищеты и полной разрухидеревенской жизни Екимов оставляет надежду на её будущее, верит в еёсоциальное обновление, ибо она не лишилась в своей первоначальной сутисамого главного- души человеческого тепла и природы- земли, воды, одно бездругого в деревне, как мы знаем, существовать не может».«Окраина малого степного посёлка. Невеликие дома, просторные огороды, отних- жизнь. Долгое лето, жаркое солнце. Зимой посёлок засыпан снегом.Осенью чернеет заборами, да не хитрым строеньем. Летом вскипает цветом изеленью, словно рай…» ( р-з «Возвращение». Ж-л «Новый мир» № 10 1998 год).В своём очерке «Последний рубеж» (ж-л «Новый мир» № 4 за 1995 год) Екимовподтверждает эту мысль. Он пишет:«…На следующий день в станице Дурновской,в тамошней школе, сказал мне кто-то из учителей: «Спасибо, что приходите внаш Богом забытый край…»- «Не забытый, а обласканный,- возразил я.- Богомли, природой, но обласканный… Вы счастливые, потому что родились и живёте водном из самых красивых мест на земле. Поверьте, что это именно так. …Такговорил я, а теперь добавлю, что эти края забыты не Богом, не природой, авластями высокими.» Но описываемая Екимовым деревня всё-таки нищая иубогая. Об этом подробнее…«…А как добираться? Колхоз не будет возить. Горючего нет, и вся техникаполомана. Говорят, становитесь по квартирам. А квартиры в Ендовке- с умасойти. Сдурели хозяйки. По сто тысяч требуют. Капустин как услыхал, заголову схватился. Он где такие деньги возьмёт? Тем более за троих. Опупетьможно. У него зарплата- сто тысяч не выходит. И тех с лета не дают. …И живикак хочешь!»«…В Дубовке колхоз распускают. Районное начальство приехала, говорят, всё,забудьте про колхозную кассу, расходитесь и сами об себя думайте.Спасайтесь своими средствами…» («Фетисыч». Ж-л «Новый мир» № 2 1996 год)Екимов очень живо откликается на социальные трудности в деревни, описываяих в своих рассказах, потому что все беды деревни видит именно в этом.Деревня умирает, как и «умирают» все те, кто в ней живёт. Нищета ибезвыходность бытия, вот что нынче сопровождает деревенских жителей. Какследствие этого- повальное пьянство, а чем ещё заниматься?! О возрождениидеревни на фоне её полной разрухи говорить не приходиться. Люди потеряливсякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревнявымирает не только сельскими клубами да школами, которые закрывают, но илюдьми. А это самое страшное. Нет человека- нет деревни, нет жизни…«Через комнаты глуховато, но слышно было, как ругается мать: - Это вы вчера рамы с медпункта пропили? Доумились? - Разведка доложила? - Доложила. Вот участковый прищемит - назад потянете. Курочат всеподряд. Все на пропой, на пропой. А нам край надо бы возле кухни затишкипостановить, как у кумы Таисы. В затишку - печку. Летом так расхорошо, нежарко. И курник стоит раскрытый. Шифера бы листов пять или досок, хотьгорбыля. Люди во двор тянут, для дела, а ты... - Пузырь поставь - и к тебе притянем. - Да уж все растянули. Свинарник какой расхороший был, сколь шиферу,сколь досок. А в клубе, говорят, и полов уж нет. - Полов... Вспомнила. Уж потолки снимают. - Либо Рабуны? Они же кухню строить задумали. Рядом живут. Хозяева.А у нас курник раскрытый. - Пузырь. И все будет! - оживился Федор. - Да если в дело, я два поставлю. - Это уже разговор. - Бесстыжий... Для дома, для семьи, а ты готов... - Это не разговор, - перебил ее Федор. - Разговор, не разговор. Засели, как баглаи. Только и глядите, где бычего украсть и пропить. Нет чтобы на ферму прийти да женам помочь,- корила Анна. - Бабы - в мыле, а мужики прохладничают. - Вы задарма горбитесь - и мы пойдем рядом с вами. Коммунистическийтруд? Пошли они. - Вот и пошли... А водку кажеденно глотать... ( р-з «Фетисыч». Ж-л«Новый мир» № 2 1996 год).Деревня буквально разваливается на глазах: закрываются школы (вспомнитегероя рассказа «Фетисыч»), детские сады, магазины, больницы, клубы.Деревня разворовывается, зачастую, местными жителями.«…От дома Фетисыча видна была и школа. Она лежала на выезде, вначаледлинной, через весь хутор, улицы, по которой стояли бывшие клуб, медпункт,детский садик, почта, баня, да магазины… За долгие годы улицу выездили,посерёдке тянулась глубокая лужа. Старый брехун Архип божился, что в разливв эту лужу из озера карась заходит и можно его ловить. Лужа и летом невысыхала, зеленея. А уж теперь словно море была, топя заборы. Правда,заборов на главной улице почти не осталось.Дома казённые, брошенные, заборам ли уцелеть. Всякий день на пути в школуФетисыч наведывался в эти руины прошлого. Добро, что двери да окна в домахброшенных- настежь, а чаще- чернеют пустыми глазницами.В бывшем медпункте, где и теперь пахло лекарствами, Фетисыч садился ввысокое блестящее кресло. Оно вращалось. …Клуб ещё год назад стоял назапоре. Нынче всё раскрыто. Сцену разобрали, выдрали полы. Дед Архипободрал дермантин с кресел и шил из него чирики… В бывшем магазине можнобыло залезть в большой холодильник, прикрыв дверцу- и вроде тюрьма. Там жележал на боку тяжёлый запертый сейф. Его курочили, но так и не открыли…»( р-з «Фетисыч». Ж-л «Новый мир» № 2 1996 год).Согласитесь, что от былого деревенского уклада при таком разгроме ничего неостанется вообще.«Кто запустил землю? Кто развалил производство? «Плохой» народ или«хорошие» руководители? Ведь на той же земле получали самые высокие урожаиячменя. С тем же «народом». За погубленную человеческую жизнь судят высшеймерой. Как же надо судить за погубленный хутор?!Каждый погибший хутор, селение- это шаг отступления с родной земли. Мыдавно отступаем, сдавая рубеж за рубежом. Похоронным звоном звучат именаушедших: Зоричев, Липологовский, Липолебедевский, Вороновский, Соловьи ит.д. Края калачёвские, голубинские, филоновские, урюпинские, нехаевские-донская, русская земля.Не провели семь ли, двадцать километров дороги… Закрыли магазин. Незахотели возить детей в шко

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconДеревни в произведениях Пелагея Ф. А. Абрамова и Знак беды В. В....

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconДеревни в произведениях Пелагея Ф. А. Абрамова и Знак беды В. В....

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Одежда русской деревни беседа...

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconЖенская тема в прозе 60-х годов: Наталья Баранская как зеркало русского феминизма

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconРеферат Тема: Почему произведения братьев Аркадия и Бориса Стругацких...

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconКурсовая РаботаТема: Целлюлит

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconКурсовая работаТема: Пьезоэлектрики и их свойства

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconКурсовая работаТема: Пьезоэлектрики и их свойства

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconКурсовая работатема: «Фальшивомонетчество в Российской Империи»

Курсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова» iconКурсовая работаТема: «Расчет себестоимости продукции»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<