Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации»




Скачать 98.81 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации»
Дата публикации24.11.2013
Размер98.81 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Культура > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Мотивация

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Казанский институт управления, экономики и права экономический факультет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по «Основам менеджмента» ТЕМА: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» Выполнил: Проверил: ОглавлениеВведение 3Функции менеджмента 4Основы теории Мотивации 7 Потребность как психологическая категория 7 Клейтон Алдерфер и теория СВР 8 Основные положения теории СВР К.Алдерфера: 9 Теория потребностей МакКлелланда 9 Двухфакторная теория Ф.Герцберга 10 Индивидуальные и национальные различия в структуре потребностей 12Заключение 14Список используемой литературы 15 Введение Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель долженкоординировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практикеосновные принципы мотивации. Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника илиметод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. Люди,являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо болееобразованы и обеспечены, чем в прошлом и их мотивы трудовой деятельностиявляются более сложными и трудными для воздействия. Функции менеджмента В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиватьсяпоставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения другихлюдей. Менеджмент (управление) - функция, вид деятельности по руководствулюдьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также областьчеловеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец,менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категориялюдей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. А управление рассматривается как процесс, потому что работа подостижению целей с помощью других - это не какое-то единовременноедействие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия,каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успехаорганизации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческаяфункция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из сериивзаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всехфункций. Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции:планирование, организация, мотивация и контроль. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны бытьцели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этихцелей. Планирование и успех организации. Некоторые организации, как ииндивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большоготруда на формальное планирование. Более того, стратегическое планированиесамо по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегическиепланы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации иконтроле. Организация - это процесс создания структуры предприятия, котораядает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Организация как процесс представляет собой функцию по координациимногих задач: существует два основных аспекта организационного процесса: 1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. 2. Делегирование полномочий. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности длядостижения личных целей или целей организации. Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения непозволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однакоисследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснениямотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника нарабочем месте. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации.Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чемони станут слишком серьезными, и может также использоваться длястимулирования успешной деятельности. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измененияфактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае,если достигнутые результаты существенно отличаются от установленныхстандартов. Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация иконтроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятиярешений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобыполучить информацию для принятия правильного решения и сделать это решениепонятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствиетого, что эти две характеристики связывают все четыре управленческиефункции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решенийчасто называют связующими процессами. Принятие решений - это выбор того, как и что планировать,организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именноэто составляет основное содержание деятельности руководителя. Основы теории Мотивации Современному руководителю для эффективного осуществления мотивациинеобходимо глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности,их место в процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь. Освещению этоговопроса и посвящена данная работа. В рамках рассмотрения проблемы здесьотражены основные принципы и сравнение содержательных теорий мотивацииАбрахама Маслоу, Клейтона Алдерфера, Дэвида МакКлелланда, ФредерикаГерцберга. Потребность как психологическая категория Потребность — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо (нужда),принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем иличностью индивида. (Ф.Котлер) Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об ихсуществовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая залюдьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когдапотребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояниеустремленности. Побуждение является поведенческим проявлением потребности исконцентрированы на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, чтоосознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигаеттакой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частичноудовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученнаяпри достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходныхобстоятельствах в будущем. В общем случае, люди стремятся повторить топоведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности иизбегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением(закон результата). Клейтон Алдерфер и теория СВР К.Алдерфера прежде всего интересовала проблема выделения первичныхпотребностей человека, т.е. природных потребностей живого организма.Удовлетворение связано с внутренним состоянием индивида, который получилто, к чему стремился. . Потребности существования, отражая индивидуальные требования человека к обмену энергией с ее источниками во внешней среде, включают в себя различные формы материальных и физиологических желаний. . Потребности взаимосвязей включают в себя отношения человека с другими индивидами и группами — членами семьи, коллегами, начальниками, подчиненными и т.д. Человек удовлетворяет эти потребности, когда он делится с другими людьми своими мыслями и чувствами, причем процесс этот должен быть обоюдным. . Потребности роста побуждают индивида к творчеству или воздействиям по отношению к самому себе или внешней среде. Сравнение концепций А.Маслоу и К Алдерфера|Потребности, выделяемые А.Маслоу |Потребности, выделяемые || |К.Алдерфером ||Физиологические |Существования ||Безопасности — материальные | ||Безопасности — межличностные |Взаимосвязей ||Любви (принадлежности) | ||Уважения — межличностные | ||Уважения — самоутверждения |Роста ||Самоактуализации | | Основное отличие теории К.Алдерфера от концепции А.Маслоу — отказ отидеи иерархии потребностей. Ученый выдвигает гипотезу, согласно которой вслучае неудовлетворения потребностей более высокого уровня на первый планвыходят потребности более низкого уровня, даже если они были насыщены допредела. А.Маслоу же считал, что удовлетворение потребности означает, чтоона перестает быть мотивом человеческой деятельности. Основные положения теории СВР К.Алдерфера: V чем меньше степень удовлетворения потребностей существования, тем более они настоятельны; V чем ниже степень насыщения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности существования; V чем выше степень удовлетворения потребностей существования, тем более настоятельны потребности взаимосвязей; V чем менее удовлетворены потребности взаимосвязей, тем более они настоятельны; V чем ниже степень насыщения потребностей роста, тем более настоятельны потребности взаимосвязей; V чем выше степень удовлетворения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности роста; V чем выше степень удовлетворения потребностей роста, тем более они настоятельны. Теория потребностей МакКлелланда Обобщая результаты исследований процессов мышления и реакции людей вразличных ситуациях, Дэвид МакКлелланд и его коллеги разработали модельмотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней иобъединили их в три категории: присоединения, власти и достижения. . Потребность присоединения (причастности) — потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Мотивация на основании потребности причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Люди с развитой потребностью присоединения будут привлечены такой работой, которая будет давать им возможности социального общения. Их руководитель должен сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. . Потребность власти — потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий. . Потребность достижения (успеха) — потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий. В рамках иерархической структуры Маслоу потребности власти и достижениянаходятся где-то между потребностями в уважении и самоактуализации. Двухфакторная теория Ф.Герцберга Во второй половине 1950-х годов Фредерик Герцберг с сотрудникамиразработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Онивыделили следующие факторы, влияющие на отношение человека к работе: Факторы теории Ф.Герцберга.|«Мотиваторы», вызывающие |«Гигиенические факторы», вызывающие ||положительные по отношению к работе |негативные эмоции и имеющие ||эмоции и связанные с деятельностью, |отношение к обстоятельствам, ||которую выполняют индивиды: |сопутствующим работе: ||Достижения; |Политика компании и ||Признание; |администрирование; ||Работа сама по себе; |Инспекции и контроль; ||Ответственность; |Заработная плата; ||Продвижение по карьерной лестнице. |Межличностные отношения; || |Условия работы. | Ф. Герцберг сделал вывод о том, что предопределяющие удовлетворениевыполняемой работой факторы могут быть выделены и сгруппированы, посколькуони существенно отличны от факторов неудовлетворенности трудом.«Гигиеническая» внешняя среда и построенная на принципах справедливостиполитика менеджмента могут предотвратить недовольство инеудовлетворенность, но сами по себе не будут мотивировать работников. Длятого чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие нетолько гигиенических, но и мотивирующих факторов. Герцберг считает, чтоработник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда,когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. Маслоу жеполагает, что если менеджер дает возможность рабочему удовлетворить одну изтаких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. Соотношение теорий потребностей А.Маслоу и Ф.Герцберга.|Теория А.Маслоу |Теория Ф.Герцберга ||Самоактуализация |Мотивирующие факторы ||Уважение | ||Социальные потребности |Гигиенические факторы ||Потребности в безопасности | ||Физиологические потребности | | Для эффективного использования теории Герцберга руководителюнеобходимо составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующихфакторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, чтоони предпочитают. Индивидуальные и национальные различия в структуре потребностей Структура человеческих потребностей сугубо индивидуальна, чтонеобходимо осознавать в каждой попытке понять чью-либо мотивацию.Относительное значение конкретных потребностей с течением времениизменяется, так как меняются и обязательства и интересы индивидов. Так, длямолодых людей или индивидов, партнеры которых имеют высокие доходы,потребности безопасности стоят на последнем месте. Кроме того, человеческиепотребности нередко вступают в конфликт. Например, потребность безопасностииз-за семейных обстоятельств может вызвать потребность в признании, котораяподразумевает рискованную смену работы или переезд в другой город. Не менее индивидуален и процесс преобразования потребностей человекав поведение. Например, индивид с высокой потребностью ответственности илипродвижения удовлетворит ее, добившись перевода в другой отдел. А кто-топримет решение сменить род деятельности. Рассмотренные теории мотивации имеют клеймо «Сделано в США».Насколько приемлемы они к гражданам других стран? Ответить на этот вопроспопытался Г.Хофстед, сформулировавший «невысказанные предположения окультуре»: П.Харрис и Р.Моран, исследовавшие превалирующие в западных ивосточноазиатских странах нормы и убеждения, считают, что культурныеразличия оказывают значительное влияние на формирование жизненных целей ипотребностей. Многие из отмеченных ими факторов детерминируют различноеотношение работников — выходцев из разных стран — к рассмотренным вышемоментам мотивации. Заключение Мотивация персонала на основе потребностей личности — очень тонкая исложная работа, требующего от руководителя большого объема соответствующихзнаний и навыков. Для правильной мотивации работников руководитель должен иметь четкоепредставление о различных категориях потребностей и их взаимосвязи. Кромеэтого, необходимо тщательное изучение конкретных людей с целью выявления ихличных потребностей, а также персональных приоритетов. При этом необходимоучитывать индивидуальные и национальные различия в структуре потребностей,специфику менталитета, культуры, особенности конкретной страны и социальнойгруппы. Мотивация через потребности — процесс творческий, носящийвероятностный и индивидуальный характер, изменяющийся со временем и вомногом зависящий от конкретной ситуации. Грамотное применение теоретических знаний в этой области на практикепозволит руководителю через эффективную мотивацию быстро и рациональнодостичь целей, стоящих перед организацией, и, при прочих равных условиях,обеспечить ей конкурентное преимущество. Список используемой литературы 1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. — СПб: Издательство «Питер», 1999. 2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: «Ростинтэр», 1996. 3. Менеджмент: теория, практика и искусство управления: Методические указания для организации семинарских занятий по дисциплине «Менеджмент» для студентов специальности 061400 «Коммерция»/ Сост. В.Н.Немцев, Н.И.Мельник, Н.Т.Баскакова, Л.А.Алексеева, Т.С.Близнюк. Магнитогорск: МГТУ, 2000. 4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1993. 5. Ньюстром Дж.У., Дэвис К. Организационное поведение: Пер. с англ. — СПб: Издательство «Питер», 1999. 6. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. — М.: Агентство «ФАИР», 1997. 7. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М.:АО «Бизнес-школа “Интел- Синтез”», 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» iconКонтрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Стратегическое...

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» iconКонтрольная работа по дисциплине «Основы менеджмента» Тема: «Стили...

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» iconОсновные научные школы, теории и концепции менеджмента
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» icon1. учет как функция менеджмента
Учет является функцией менеджмента второго порядка, или его подфункцией (рисунок 1)

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» iconОпорный конспект Составитель: д э. н., проф. А. Н. Цветков Содержание...
Последовательность общих функций 12 Тема Связующие (фоновые) функции в менеджменте 13

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» iconМаркетинг надо рассматривать как интегральную функцию менеджмента....
В зависимости от той или иной функции, выполняемой маркетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса,...

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» iconФакультет менеджмента
Обмен результатами научных исследований, обсуждение актуальных вопросов теории и практики менеджмента

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» iconРисунок 1 – Подходы к определению сущности и роли менеджмента
Развитие теории и практики менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» iconКонтрольные вопросы по дисциплине "Основы менеджмента"
Сущность и содержание термина "менеджмент", основные виды менеджмента и их характеристика

Контрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации» iconСтратегическое планирование как функция менеджмента

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<