Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы




Скачать 298.07 Kb.
НазваниеПояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы
страница1/2
Дата публикации26.11.2013
Размер298.07 Kb.
ТипПояснительная записка
uchebilka.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
Комитет образования муниципального района «Газимуро-Заводский район»

муниципальное образовательное учреждение

Газимуро-Заводская общеобразовательная средняя школа

Утверждаю

Директор школы___________________

Приказ №……………от………………..

План внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов

МБОУ Газимуро-Заводская СОШ

на 2013-2014 учебный год.

Газ-Завод, 2013г

Пояснительная записка:

Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено предметными областями в учебном плане ОУ. Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • снизить учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения. В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность, закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Вместе с тем необходимо понимать, что данные формы не тождественны по целям, содержанию и формам дополнительного образования детей. Использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

  • целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • установки на безопасный, здоровый образ жизни;

  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

  • значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

  • уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) могут быть составлены индивидуальные планы учебной и внеурочной деятельности. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию образовательной программы.

^ Характеристика основных направлений внеурочной деятельности:

В начальной школы выделены следующие основные направления внеурочной деятельности:

  • Спортивно-оздоровительное направление

  • Духовно-нравственное направление

  • Общеинтеллектуальное направление

  • Общекультурное направление

  • Социальное направление


Духовно-нравственное направление:

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Спортивно – оздоровительное направление

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Художественно-эстетическое воспитание:

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

Музыка как интегрированный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

^ Изобразительное искусство как интегрированный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. «Изобразительное искусство» - этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством.

Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как кино и театр.

Общеинтеллектуальное направление

Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуба «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Социальное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность. Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

^ План внеурочной деятельности на 2013-14 уч год

Направление внеурочной деятельности

Название кружка, секции, клуба

Норм.наполн.

К-во групп

К-во час на 1гр

1абв













Итого участ

Итого часов




Духовно-нравственное

12ч

Я-гражданин России.

25

9

0,5

+

192

4,5




Честь имею.

25

9

0,5

+

192

4,5




В мире доброго кино

20

4

0,25

+

80

1




Мастерские по развитию речи

20

4

0,25

+

80

1




Буду настоящим читателем

20

4

0,25

+

80

1































Общекультурное

12ч

Хоровое пение

20

4

0,25

+

80

1




Вокальное пение

5

4

1

+

+

+

+

20

4




Художественное творчество: «Станем волшебниками»

10

4

0,25

+

+

+

+

40

1




Любительский театр.

12

4

1

+

+

+

+

48

4




Юный модельер.

10

1

1










+

10

1




Здравствуй, музей!

20

2

0,5

+

40

1




























Общеинтел-

лектуальное

12ч

«Мир геометрии»

20

4

0,25

+

+

+

+

80

1




«Я-исследователь»

20

4

0,25

+

+

+

+

80

1




Все узнаю, все смогу.

20

4

0,25




+

80

1




Организация времени

20

4

0,25










+

80

1




Учимся решать логические задачи

20

4

0,25




+

80

1




Умники и умницы

20

4

0,25

+

+










80

1




Олимпиадный марафон по русскому языку

20

4

0,25

+

+

+

+

80

1




Логомиры. Оригами.

20

2

0,5

+

40

1




Информационная культура

10

4

1




+




4


































Социальное

12ч

Школа – наш дом. (проект)

10

4

0,25

+

1




Учусь оценивать себя.

20

4

0,25




+

80

1




Я открываю знания

20

4

0,25

+

+

80

1




Все цвета, кроме черного.

25

9

1

+

+

+

+

+

+

+

+

192

9




















































Спортивно-оздоровительное 12ч

Растем здоровыми и сильными

20

2

1

+

40

2




Две недели в лагере здоровья.

20

2

0,5










+

40

1




Разговор о правильном питании

20

2

0,5

+

+




40

1




Спортивное многоборье

12

1

1







+

12

1




Подвижные игры и экскурсии по родному краю

25

9

0,5

+

15

5




Клуб «Зарница»

20

4

0,25

+

80

1




Победители стихий.

20

1

1

+




1







+

20

1








































Всего: 60ч































  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы iconПрограмма внеурочной деятельности Пояснительная записка к разделу...
Внеурочной деятельности для обучающихся основной школы на 2013 -2014 учебный год разработан на основе следующих документов

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам обучения. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы...

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы iconУчебный план реализации основной образовательной программы Пояснительная записка
Учебный план моу «сош №7» разрабатывается на основе нормативно-правовых документов федерального уровня

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы iconПояснительная записка: рабочая программа организации внеурочной театральной...
Воспитательный механизм его более тонок и не всегда так просто уловим, но, однако же, очень "вкусен" для восприятия детским духовным...

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы iconПояснительная записка Цель реализации
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта на...

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы iconПояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности (1-4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» осуществляет свою деятельность на основе...

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы icon1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения учащимися...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы iconМетодические рекомендации по организации внеучебной деятельности...
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и...

Пояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе начальной школы iconИтоговой работы для выпускников начальной школы по математике (для...
С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся основной образовательной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<