Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование




Скачать 114.99 Kb.
НазваниеЦель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование
Дата публикации07.12.2013
Размер114.99 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Я обращаюсь с требованием веры и просьбой о любви ( Литературно – музыкальная композиция по творчеству Марины Цветаевой)

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней.

Оборудование: портрет М. Цветаевой, литературная газета, росвященная творчеству поэтессы, музыкальное сопровождение.

Красною кистью рябина зажглась

Падали листья я родилась…

^ Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы…» Мне нравится, что вы больны не мной

О, черная гора,

Затмившая весь свет.

Пора – пора – пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь – быть

В бедламе нелюдей.

Отказываюсь – жить;

С волками площадей.

Отказываюсь выть,

С акулами равнин,

Отказываюсь плыть –

Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Умных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один – отказ.

Ведущий. На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Где начало трагедии, завершившейся роковым поступком Марины Цветаевой в Елабуге? В самой ли Елабуге, Москве ли, или быть может, за 2 года до этого в Парижском отеле «Иннова» -последнего ее эмигрантского пристанища…

Письма и дневниковые записи Марины Цветаевой тех дней полны смятения и тревожных предчувствий.

Цветаева. «Живу под тучей – отъезда. Чувствую, что моя жизнь разламывается пополам, и, что это ее последний конец».

«Сон 23 апреля 1939 года. Иду вверх по узкой тропинке. Горной. Слева – пропасть, справа – отвес скалы. Разойтись негде. И…дорога на тот свет. Лежу на спине, лечу ногами вперед. Голова отрывается. Горы, заливы. Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Подо мной города, сначала крупные, подробные, - бег спирально –потом горстки белых камешков. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара и страстно и безнадежно за него держусь, зная, что очередной круг будет Вселенная, та полная пустота, которой так боялась в жизни. Было одно утешение, что ни остановить, ни изменить – роковое…

Ведущий. «Париж. 12 июня 1939 года. В еще стоящем поезде. Громадный вокзал с зелеными стеклами. Страшный зеленый сад. На прощание посидели с Муром по старому обычаю, перекрестились на пустое место от иконы. Кончается жизнь 17 лет… Сейчас слышу гулко и грозно: «Венский экспресс! – кричат – в вагоны, в вагоны…» Сейчас уже не тяжело, сейчас не уже судьба».

Покамест день не встал

С его страстями стравленными –

Во всю горизонталь

Россию восстанавливаю!

Без низости, без лжи:

Даль – да две рельсы синие…

Эй, вот она! – Держи!

По линиям, по линиям!

Ведущий. Еще весной 37-го года уехала на родину дочь Марины Цветаевой Аля. Достигнув совершеннолетия, она приняла советское подданство. Аля была в восторге от Москвы, от размаха праздничных демонстраций и парадных гуляний, от всего того, что так ненавидела Марина Цветаева.

А в октябре того же 37-го года внезапно уезжает в Москву и муж Марии Ивановны Цветаевой Сергей Яковлевич Эфрон. И вот теперь 18 июня 1939 года Марина Цветаева с 14-летним сыном Георгием (Муром) возвращается в Москву.

Первый удар Марина Ивановна получила на вокзале, когда узнала от Али, что ее сестра Анастасия Цветаева за два года до этого была в Тарусе арестована и направлена после 5 месяцев тюрьмы на Дальний Восток сроком на 10 лет.

Только очень близкие ей люди знали об ее возвращении. Знал об этом и Б. Л. Пастернак. ОН сказал об этом Тарасенкову. Сохранилась тетрадочка и в ней запись о приезде Марины Цветаевой:

Пастернак. « Под строгим секретом я вам сообщу, что в Москве живет Марина Цветаева. Она приехала сюда накануне Советско-Германского пакта. Ее подобрали из принципа» в дороге и веревочка пригодится». Но сейчас дорога пройдена, поэтому не только веревочку, можно бросить и карету и даже ямщика изрубить на солонину. Судьба Цветаевой поэтому сейчас на волоске. Ей велели жить в строжайшем инкогнито».

Ведущий. Строжайшее инкогнито должна была обеспечить дача НКВД в подмосковном поселке Болшево. Дача была летняя, хотя на ней предстояло жить и зимой. Другое неудобство – она была общей. Правда на второй половине жила семья Клепининых, тоже из бывших эмигрантов и тоже из Парижа. Это хотя как-то скрашивало затворничество. Общения с миром почти никакого.. Вот что вспоминает Нина Гордон – подруга Али.

^ Нина Гордон. «27 августа Алю арестовали. Приехали за Алей ночью. Был обыск. Уводили ее утром на рассвете. Она шла и плакала. Я поехала в Болшево Марина Ивановна и Сергей Яковлевич сидели в комнате. И она и он внешне казались с покойными. И только плотно сжатые губы да глаза выдавали запрятанную боль. Я пробыла долго. Обедали. Потом Марина Ивановна собралась гладить. Я сказала ей: « Дайте я поглажу, я люблю гладить». Она посмотрела на меня какими-то отрешенными глазами. Затем сказала: «Погладьте». Помолчала и добавила: «Аля тоже любила гладить». А Сергей Яковлевич все видел и сидел на раскладушке и смотрел в одну точку. Его огромные застывшие глаза позабыть невозможно. Последний раз я приехала сюда на дачу поздней осенью того же 39 года. Сергея Яковлевича уже не было. Его арестовали вот здесь на даче еще 10 октября. Марина Ивановна глухим голосом рассказывала мне, как его приехали арестовывать. Как страшно было смотреть на него из-за его одиночества. Дача была мертвая, пустая. Меня охватило отчаяние от вида этого запустения. От жуткой, мертвой тишины этой какой-то зачумленной дачи, от сознания опять разорванной на куски семьи Цветаевой».

^ Звучит песня «Я словно бабочка к огню…» на слова М .Цветаевой

Ведущий. Вскоре была арестована и вся семья Клепининых. И Марина Ивановна бежала с этой проклятой дачи НКВД, с этой деревни с ее соснами и ночными страхами.

Цветаева. « Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами крюк. Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умереть. Я хочу- не быть. Вздор! Пока я нужна… Но, господи, как я ничего не могу!

Голицыно. Новый неприятный дом. Днем холод, просто лед. Ледяные руки и ноги , и мозги. В доме ни масла, ни овощей, одна картошка. По ночам не сплю. Боюсь. Слишком много стекла, одиночества. Ночные звуки и страхи. То машина, черт ее знает, что ищущая, то нечеловеческая кошка, то треск дерева. Вскакиваю, укрываюсь на постель к Муру. Треск – и еще скачок. И так до света. Я сейчас бита. Меня сейчас нет. Не знаю, буду ли я когда- нибудь.

Одиночество, страхи. Все тот же жуткий сон, который преследует всю жизнь.

Ночь. Норд-ост. Рев солдат. Рев волн. Приезд в бешенную снеговую бурю в Коктебель. Седое море. Видение Макса Волошина. Чтение вслух Сереже и мне завтрашних судеб России: «А теперь, Сережа, будет то-то, запомни. И картинка за картинкой всю русскую революцию на пять лет вперед: террор, гражданская война, расстрелы, заставы, озверение, потеря лика, раскрепощенные духи стихии – кровь, кровь, кровь.

^ Звучит песня Настеньки из кинофильма « О добром гусаре замолвите слово».

Кровных коней запрягайте в дровни

Графские вина пейте из луж,

Единодержцы штыков и душ,

Распродавать навес часовни,

Монастыри с молотка, на слом,

Рвитесь на лошади в божий дом,

Перепивайтесь кровавым пойлом,

Стойла – в соборы, соборы – в стойла,

В чертову дюжину календарь,

Нас под рогожу за слово «царь»…

Ведущий. Осенью 19 года вместе с остатками разгромленной добровольческой армии Сергей Эфрон оказался в Крыму, а затем разделил судьбу тысяч и тысяч русских эмигрантов.

^ Звучит песня « Благославляю вас на все четыре стороны…»

Цветаева. У меня нет будущего. Я всего боюсь. Нет воли. Мне кажется лучше умереть. Если Сережи нет в живых, я все равно не смогу жить. Подумайте, какая длинная жизнь. Огромная. Все чужое. Чужие города, чужие люди. И мы с Алей – такие брошенные. Зачем длить муку, если можно не мучиться…

Я с вызовом ношу его кольцо,

Да, в вечности жена – не на бумаге.

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге…

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху,

Такие в роковые времена

Слагают стансы и идут на плаху.

Если бог сделает чудо, оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака.

Ведущий. Голод и холод послереволюционных лет Марину с дочерью Алей переносят в Москву. Она в ужасе от жути происходящего в стране, от царящего в ней абсурда.

Цветаева. Я уехала за границу к Сергею. Я знаю, что такая жизнь гибель для моей души. Но, вправе ли я на нее – душу. Мне чужой жизни больше жаль, чем своей души.

В один ненастный день

В тоске нечеловечьей

Не вынесет и год?

Под скрежет якорей

Мы всходили на корабль

И происходит встреча

Безмерности мечты

С предельностью морей,

Что нас толкает в путь?

Тех ненависть к отчизне,

Тех скука очага

Еще иных, в тени церцеиных

Ресниц оставивши полжизни,

Надежда отстоять оставшиеся дни.

Ведущий. «Надежда отстоять оставшиеся дни» гонит Марину Цветаеву из одной европейской столицы в другую. Берлин, Прага и вот, наконец, Париж.

Город ее романтических грез и юношеских кумиров, город Ростана и Наполеона, давно забытая пора короткого и безмятежного счастья.

Звучит песня «Под лаской плюшевого пледа…» на слова М. Цветаевой.

Дома до звезд, а небо ниже,

Земля в чаду ему близка.

В большом и радостном Париже,

Все та же тайная тоска…

В большом и радостном Париже

Мне снятся травы, облака...

Цветаева. Квартал, где мы живем, ужасен. Гнилой канал, неба не видно из-за труб. Сплошная копоть и сплошной грохот. Гулять негде – ни кустика. Так и гуляем – вдоль гниющего канала. Мне живется очень плохо. Нас в одну комнату набито 4 человека, и я совсем не могу писать. Я, по правде сказать, так зажата жизнью, что ничего не чувствую. У меня за эти годы и годы отупели не чувства, а душа.

Мне все эти дни хочется написать завещание. Мне вообще хотелось бы не быть. Иду с Муром или без Мура и изнутри, сами собой слова завещания. Не вещественного – у меня ничего нет – разъяснение. Свести счеты. Хотя Маяковский сказал: «Кончена жизнь и не к чему перечень взаимных болей и ран, и обид…». Свести счеты как Маяковский?

Ведущий. Неужели тогда она принимает это решение? Неужели столь роковые в судьбе Марины Цветаевой играли тяготы быта? Что же происходит с ней в эти годы? Почему внезапно уезжает Сергей Яковлевич? И почему Цветаева решает покинуть Францию только спустя два года?

Долгое время все это было окружено тайной, обрастало слухами и легендами. Профессору Сорбоны Веронике Лосской удалось изучить документы французской полиции, получить свидетельства очевидцев, современников тех событий. Одна из возможностей вернуться в Россию была война в Испании. 36 год, испанская война. Стали говорить, ходили слухи, что туда набирают русских, которые для того, чтобы заслужить свое возвращение на Родину, должны сражаться в рядах республиканских армий. И набирали страшно по секрету (почему – неизвестно). И Сергей Яковлевич в этом деле принимал деятельное участие. Он стал просто работать на советской службе за границей. И был в Париже такой русский агент Рейс, который в какой-то момент, узнав обо всем, что делается в России, решил, что он в Россию не вернется. Была организация, целая сеть по ликвидации таких агентов. Сергей Эфрон руководил ликвидацией Рейса. Марина Цветаева не знала о его деятельности. Некоторые люди говорили совсем противоположное: «Не могла она не знать, весь Париж об этом знал». Но могла, как раз только она не знать. Знаете, как обманутый муж, единственный человек в городе, который не знает этого. Могла не знать. Или она не вникала в то, что у Сережи свои дела. Например, есть один факт, который я обнаружила, что она каждое лето уезжает с детьми на море. Потом три года она никуда не может уехать. Потом она опять начинает уезжать и не пишет в письмах о том, как надо будет заплатить за дорогу, за жилье. Может быть, Сергей Яковлевич начал за это платить? Но она в это не вникала. Сергей Яковлевич бежал. Это, конечно, огромный шок, так как тут открывается все. Ее вызывали в полицию. Она была полубезумной. Стала читать стихи и сказала замечательную фразу по-французски, которая в переводе звучит так: «Его доверие могло быть обмануто, но мое к нему остается в силе». Ее отпустили. Тут, я думаю, после такого стала понимать, что после такого скандала в русской эмиграции – это дикий скандал. Ведь русская эмиграция была, в основном, антисоветски настроена. Поэтому, вдруг обнаружить, что чей-то муж не только просоветский, но и советский агент – это жуткий скандал. И она начинает собираться в Россию, хотя ехать вовсе не хотела.

Цветаева. Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна, там – я невозможна. Выбора не было. Нельзя бросить человека в беде. Я с этим родилась…

Ведущий. Парижский экспресс доставил Марину Цветаеву с Муром в Ганновер, где они сядут на пароход, отплывающий в Россию. Разбирая перед отъездом бумаги, она найдет старое неотправленное письмо к мужу: «Если бог оставит вас в живых, я буду ходить за вами как собака». И вот через 20 лет напишет: «Вот и пойду как собака».

Смерть, старый капитан, в дорогу

Ставь ветрила, нам скушен этот край.

О смерть, скорее в путь!

Пусть небо и вода куда черней чернила,

Знай, тысячами солнц сияет наша грудь.

Обманутым пловцам раскрой свои глубины,

Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть.

На дно твое нырнуть, ад или рай – едино,

В неведомую глубь, чтоб новое обресть.

Ведущий. Будто и не уезжала вовсе, будто и не было этих долгих лет расставания с Родиной. Два десятилетия спустя она вдруг окажется в той же круговерти жути и страха.

С фонарем обшарьте

Весь подлунный свет,

Той страны на карте нет,

В пространстве нет.

Выпита, как с блюдца,

Донышко блестит…

Можно ли вернуться

В дом, который скрыт?

Ведущий. Боялась ли Марина Цветаева, что ее могут арестовать как Алю и Сергея Яковлевича? Боялась. Марина Ивановна боялась шагов за спиной, боялась теней на стене. Ей казалось, что за ней следят. А может быть и правда следили, и это ей не только казалось? Марина Цветаева боялась ночных поездов. Но ей приходилось ездить этими ночными поездами, потому что она должна была возить передачи в тюрьмы.

В сыром воздухе загробном –

Перелетный рейс –

Сырой проволоки вздроги –

Повороты рельс.

Точно жизнь мою убили –

Из последних жил,

В сыром мороке в две жилы –

Истекает жизнь.

Ведущий. К Але нужно было идти на Кузнецкий мост 24. Там была комендатура во дворе. И вот ночью она должна была приходить по этой большой пустынной площади им. Дзержинского. Свет в окнах был потушен. И только в этом , большом здании, которое народ прозвал просто Лубянкой. Там всю ночь шла работа. И Марина Цветаева не знала, что, может быть, именно в это время, там, за одним из этих освещенных окон, сын Свердлова Андрей, следователь по особо важным делам, пытает ее дочь Алю.

Так никогда и не узнает Марина Цветаева, какая участь была уготована ее мужу и дочери, что произошло с ними после тех страшных Болшевских ночей.

Когда мир погружен в хаос, когда скрыт твой дом, когда ты уже не можешь помочь близким, все видя, все понимая… Ни тогда ли она выводит свое окончательное и роковое: «Ей на этой земле не быть».

^ Звучит песня «Не отрекаются любя…» (А. Пугачева)

Сохранилась запись хозяина дома, в котором жила Марина Цветаева в эвакуации в Елабуге.

Хозяин дома. 31 августа было воскресенье. Нас погнали на воскресник, а она дома осталась, вместо нее сын пошел. Лучше бы сама пошла. Может все обошлось бы… Первой хозяйка вернулась. В сенях наткнулась на стул, подняла глаза и увидела повесившуюся квартирантку. Часа через два врач приехал и милиция. Хорошо, что записку оставила, а то подумали бы, что мы убили. Сказали : вещей у нее много осталось, одних продуктов целый мешок. Но вот, видно момент у нее такой настал… Все равно, могла бы еще продержаться, успела бы, когда съела бы все…

Где похоронена? Где-то тут у стены похоронили. А кто теперь скажет? Хоронить-то мы не ходили. Еже ли бы знали, что она такая знаменитая, мы бы уж пошли. А то что? Беженка да беженка… Вот так.

Ведущий. Посмертная записка: «Мурлыга! Прости меня, но дальше бы было хуже. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты».

Ведущий. Никогда не передаст предсмертных слов матери Мур, Георгий Эфрон. Через три года погибнет он на фронте в первой атаке. Никогда не узнает Сергей Яковлевич о смерти Марины, потому что будет расстрелян в том же 41 году по постановлению особого совещания. И когда Аля, Ариадна Эфрон, выйдет из лагерей, она не найдет ни одной из трех могил, ибо ни одна из них не сохранится.

За этот ад,

За этот бред

Пошли мне сад

На старость лет.

На старость лет

Собачьих клад:

Горячих лет –

Прохладный сад…

Звучит песня в исполнении А. Пугачевой «Монолог», слова М. Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну».

Марины нет. Но продолжают ее жизнь стихи, потому что они прекрасны, они рождены истинным талантом и вдохновением. Читайте! Любите! Учите! Остальному научит жизнь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование iconУрок внеклассного чтения Тема: Любовь в поэзии Есенина
...

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование icon«Пушкин о поэте и поэзии»
Цель: охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и назначение поэта, показать творчество поэта как благородный подвиг

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование iconПсихолого-педагогическое сопровождение воспитанников интернат
Цель: раскрыть психологические особенности формирования личности ученика доподросткового и подросткового возраста; раскрыть специфику...

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование iconТема урока: Пушкин. Детство, юность. Начало поэтической деятельности Цели
А. Пушкина, с его жизнью в лицее; раскрыть духовный мир юного поэта, истоки литературного творчества; путём анализа стихотворений...

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование iconДжек Лондон «Мартин Иден»
Проанализировать текст романа Джека Лондона, раскрыть глубину творческой личности писателя, показать, что кризис мировоззрения писателя-это...

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование iconЭволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности
Цель урока : раскрыть сложность и противоречивость духовного мира Раскольникова, вынести суровый приговор обществу, основанному на...

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование iconЛитература Урок №1 Тема урока: «Всю душу выплещу в слова». (Жизнь...
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и судьбой С. А. Есенина, дать представление о личности поэта посредством исторических данных...

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование iconЧья поэзия оказала влияние на лицейское творчество юного поэта?
Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Дениса Давыдо­ва, мечтательная лирика Жуковского. Пушкин назвал их своими учителя­ми...

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование iconСтатьи может навести читателя на мысль, что речь в ней пойдёт о любви....
Однако речь пойдёт, скорее, о частном случае творческой рефлексии, позволяющей личности поэта преобразовать разрушительную потенцию...

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чье творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями о ней. Оборудование iconВ. А. Родионов тема: Судьба в поэзии…
Цель: углубить знания учащихся по творчеству В. Родионова, проследить судьбу поэта в его стихах; развивать творческое мышление, выразительность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<