Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 201.69 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации13.12.2013
Размер201.69 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Бурлаки на Волге

Восточноукраинский национальный университет Имени Владимира Даля. Контрольная работа по курсу «Украинская и зарубежная культура» выполнил студент группы КТз-221 Сороколет Олег Георгиевич Вариант № 25. Луганск – 2002г. Задание 1. « Позднее Возрождение »Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченнаяколоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения возникло наоснове гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человекавысшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный,гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными итворческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, служившая дляних источником знаний и образцом художественного творчества. Возникший вXVI веке термин "возрождение" означал появление нового искусства,возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не менееискусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков.Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве. Третий период искусства Возрождения, так называемый период "ПозднегоВозрождения", отличается каким-то страстным, беспокойным стремлениемхудожников совсем произвольно, без разумной последовательности,разрабатывать и комбинировать античные мотивы. Реализм Позднего Возрождения обогатился пониманием противоречивости мира, интересом кизображению массового действия, народным образам, взаимосвязи человека исреды, к пространственной динамике. Многие черты искусства ПозднегоВозрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие впоследующие эпохи.В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классическойтрадиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм ивозрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерностипропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий слегко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было созданов области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают болеенарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческихгильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городскогодворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы.Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов,реконструируются городские центры.В искусстве, на первое место выступила творческая индивидуальностьхудожника, как правило, универсально одаренной личности. Микеланджело,например, был архитектором, скульптором, живописцем, поэтом, воином, аЛеонардо да Винчи совмещал в себе практически все специальности тогдашнихнауки, искусства, ремесла, был универсальным гением. В искусствеВозрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижениямира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан свозвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности ононе опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовнойпотребностью.В XV-XVII вв. Украина, находясь на периферии европейских культурныхпроцессов, все же была к ним причастна. Входя значительной частью своейтерритории вначале в состав Литовского (точнее Литовско-Русского)княжества, а затем польской Речи Посполитой, Украина переживала периодвначале ренессансной, а затем ренессансно-барочной культуры.Ренессансные процессы на Украине происходили в первую очередь в городах,находившихся в этот период под значительным европейским влиянием. В XVIвеке на территории Украины более 250 городов имели магдебурское право, тоесть были самоуправляемыми. Большинство населения в них составляли выходцыиз Западной Европы, в первую очередь из немецких земель. Они несли с собойраспространяющиеся по Европе идеи индивидуализма, национальной иэкономической независимости, реформации церкви и т.д.. Не стоит забывать ио «моде» на ренессансную архитектуру, новые ренессансные тенденции вискусстве (в первую очередь в церковном), в быту, стиле жизни.Борясь за равные с иностранцами-иноверцами права в городской и религиознойжизни, православные украинцы – русины начинают объединяться в особыеорганизации, получившие название братств. В братских школах учили чтению иписьму, позже – риторике, грамматике, диалектике, музыке, изучали СвятоеПисание, входили в программу и арифметика, и церковное пение. Обращалосьособое внимание на славянский и греческий языки: по-гречески говорили иписали. Гетьман Сагайдачный в своем завещании назначил отдельные фонды насодержание учителей греческого языка в братских школах Львова и Киева.Позже, в практических интересах, вводятся латынь (язык преподавания во всехевропейских университетах) и польский языки. В середине XVI века в реестрахнасчитывалось более 2 тысяч православных братских школ, и не только вгородах.На средства братств талантливые юноши могли продолжать образование вевропейских университетах, в Кракове, Праге, Лейпциге, Вене, Париже,Волонье, Падуе, Гейдельберге. Например, в реестрах Гейдельбергскогоуниверситета за XVI век значилось 800 студентов, прибывших из украинскихземель, больше половины из них – русины (украинцы), которые обычнозаписывались как «рутены». Иногда они достигали блестящих научных успехов.Видным гуманистом, вокруг которого группировались польские литераторы-гуманисты, был профессор римской литературы Павел Русин из Кросна.Выпускник Краковского университета, сын дрогобычского ремесленника ЮрийДрогобыч (настоящая фамилия Котермак) был видным ученым конца XV века вобласти астрономии, математики и медицины. В Волонском университете онполучил степень доктора медицины и там же в 1483 году был избран деканоммедицинского факультета, где преподавал медицину и астрономию. ЮрийДрогобыч был первым украинским автором, чья книга вышла в Риме: тамнапечатано его сочинение «Прогностическая оценка текущего», то есть научныхзнаний и фактов в плане их продуктивности. Юрй Дрогобыч был учителемзнаменитого немецкого поэта-гуманиста Конрада Цельса. Ректором Волонскогоуниверситета, являющегося центром европейской юридической науки, напротяжении 24 лет был украинец Григорий Ореховский (Оржеховский).Не все студенты-выпускники европейских университетов возвращались на роднуюУкраину, продолжая научную карьеру в Европе. Потребность Украины в ученыхвозросла с открытием Академии: сначала Острожской, затем – Киево-Могилянской.Научная проблематика украинского ренессанса окружала проблематикурелигиозную. Страстный поборник православия богатейший украинский магнаткнязь Василий-Константин Острожский для перевода на славяно-русский языкСвященного Писания собирает настоящий научный коллектив, приглашая изевропейских университетов ученых без различия вероисповедания: среди нихбыли, кроме православных, и протестанты и католики. Так возникла в 1580году Острожская Академия – фактически первое научное и высшее учебноезаведение на землях Украины. Просуществовав недолго, она, однако сыгралавесьма важную роль в национальном культурном процессе. Академия подготовиланаучно выверенный перевод Священного Писания с греческих и армейскихтекстов и в 1580-81 годах издала его в Острожской типографии князя. Этоукраинское издание широко известно как Острожская Библия – первая печатнаяБиблия славянского мира.В многочисленных типографиях наряду с богослужебной и религиозно-полемической литературой издаются в Украине XVI века грамматики, словари-лексиконы («Грамматика словенска языка» Лаврентия Зизания). В периодукраинского Ренессанса закладываются основы украинской грамматики,лексикологии, музыковедения. Особенно значительную роль в становлениинаучной мысли сыграла группа ученых, работавших в Киево-Печерской лавре приархимандрите Елисее Плетенецком, человеке широкой образованности ивзглядов. Из этой гуманистической богословско-полемической атмосферыразовьется в последствии Киево-Могилянская Академия.Центром ренессанской культуры на украинских землях в XVI веке был Львов.Здесь наиболее отчетливо «прочитываются» черты новой культурной эпохи. Онисказываются и в духовной жизни, в самосознании народа как отдельногоэтноса, имеющего собственную национальную идею, и в искусстве: архитектуре,живописи. Скульптуре. Украинских художников из Львова приглашалирасписывать не только православные церкви, но и католические костелы натерритории Речи Посполитой. Это позволяет говорить о «Львовском Ренессансе»как отдельном культурном феномене (заметим, что в истории архитектуры этоттермин употребляется применительно к ренессансным зданиям, возведенным воЛьвове: ансамбль Успенского братства, капелла Боимов, так называемая «Чорнакам’яниця» и др.).Демократизм украинской ренессансной культуры даст свои плоды в культуреукраинского барокко, духовным центром которого станет вначале Киев, а затемЗапорожская Сечь.Однако, как пример данной Эпохи, безусловно можно выделить Леонардо даВинчи.Среди титанов Возрождения Леонардо был, без сомнения, одной из наиболеегениальных личностей. Все в нем поражает: и совершенно необычайнаяразносторонность, и сила мысли, и научная пытливость, и практический складума, и техническая изобретательность, и богатство художественной фантазии,и выдающееся мастерство живописца, рисовальщика и скульптора. Отразив всвоем творчестве наиболее прогрессивные стороны Возрождения, он стал темвеликим, подлинно народным художником, чье историческое значение далекопереросло рамки его эпохи. Он смотрел не в прошлое, а в будущее. Вот почемуон особенно близок нам, строящим новый мир.Чтобы хотя бы вкратце рассказать о взглядах и убеждениях Леонардо,потребовались бы десятки страниц. Однако о некоторых из них стоитупомянуть. Он придерживался идей Пифагора о том, что Земля имеетсферическую форму, что материя состоит из четырех элементов: земли,воздуха, огня и воды, и что гармония и пропорции определяются числами.Леонардо принимал идею Платона о макрокосме и микрокосме, но решительноотказывался принимать его доктрину об идеях, которой отрицается прямаяочевидность смысла.Когда Леонардо употреблял слова «искусство», «наука», «математика», тосмысл их несколько отличался от современного. Возлюбленная им математика -«единственная наука, которая содержит в себе собственное доказательство», -состояла для него прежде всего из геометрии и законов пропорции. Егопривлекало лишь то, что можно узреть; абстракции, ассоциирующиеся ссовременно высшей математикой, не представляли для него никакого интереса.Согласно определению Леонардо, искусство (и особенно живопись) – это наука,более того, даже «королева наук», потому что она не только дает знание, нои «передает его всем поколениям во всем мире». В его работах вопросыискусства и науки практически неразделимы. В центре внимания и Леонардо-ученого и Леонардо-художника стоит природа, т.е. реальный видимый мир. Но вотличие от науки, искусство, по мнению Леонардо, рассматривает прежде всего«качество форм». «Живопись, - говорит он, - распространяется наповерхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философияпроникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства.Леонардо полагает, что «живопись с философским и тонким размышлениемрассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травыи цветы – все то, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись -наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…» Для Леонардонаука и искусство – две стороны одного и того же процесса - процессапознания мира. Но специфика искусства состоит в том, что онораспространяется не на «прерывные и непрерывные количества», а «трудитсянад качеством», которое для Леонардо есть красота природы и ее творений.Как истинный человек Возрождения, Леонардо влюблен в красоту реальногомира. Пристально изучая природу, Леонардо преклоняется перед ее красотой.Его научные интересы обычно непосредственно перерастают в эстетическиеувлечения: занимаясь растением как ботаник, он восторгается им какхудожник, анализируя человеческое тело как анатом, он незаметно для себяначинает его прославлять за совершенство пропорций. Все его подкупает вприроде: и ее разнообразие, и ее чувство меры.Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однаконаибольшую славу ему принесла живопись.Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна сцветком» или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинныйноватор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображениюболее широкий, общечеловеческий смысл, каковыми являются материнскаярадость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многиеособенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм,стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где яркопроявилась еще одна особенность творчества художника – игра на контрастах.Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», в которой отмеченоидеальное композиционное решение, благодаря которому изображенные фигурыМадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенноеспокойным равновесием и гармонией.Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «тайная вечеря» втрапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Эта работа поражает не толькообщей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передаетпсихологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда онодостигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт.Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». В этомпроизведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретногосопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает какнеповторимая индивидуальность и личность.Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы, или«Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологическогопортрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блескомиспользовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкиеконтрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть иизменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь генийЛеонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной изагадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведениеотносится к числу редчайших шедевров искусства.Леонардо говорил: «Хороший художник должен уметь писать две главные вещи:человека и представление его души.Сила его ума, его гениальные научные предвидения, его замечательныетехнические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство -все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных восприниматьЛеонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, окотором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков. Задание 2. «Феномен Т.Г.Шевченка в истории украинской и мировой культуры»Уже для многих поколений украинцев – и не только украинцев – ТарасГригорьевич Шевченко значит так много, что сама собой образуется иллюзия,толи мы всё про него знаем,все в нём понимаем, и он всегда с нами,в нас.Ноэто только иллюзия. Шевченко как явление великое и вечное – неисчерпаемый ибесконечный. Волей истории он отождествленный с Украиной и вместе с еёразвитием продолжается в ней. Он растет и развивается во времени, в историии нам еще идти до его осознания. Мы на вечном пути к Шевченко…Тараса Шевченко мы понимаем настолько, насколько понимаем себя – своевремя и Украину в нём. Но что бы лучше понять его как нашего современника,нужно полностью охватить его как современника людей, проблем, общества ХIХстолетия. Он сам приходит в наш день. Но и мы должны прийти в его время.Только так между нами и им будет полное взаимопонимание.Мы преклоняемся перед высоким образом Кобзаря, его гражданскойпринципиальностью и моральной чистотой, чувством национальной и социальнойсправедливости, преданностью правде и свободе. Можем ли мы сполнапредставить себе, что за этим стояло, сколько это требовало душевных сил иборьбы, сколько это стоило мучений и боли, сколько для этого нужно былоозарения мысли и высоты духа? Что бы это представить, нужно хорошо знать нетолько самого Шевченко, а и его эпоху, атмосферу жизни общества, егосовременников. А также конкретный контекст политической, идеологической,культурной жизни Российской империи середины ХIХ столетия, в которомзарождалось и утверждалось новое, шевченковское самоутверждение Украины.Когда посмотреть на отношение российской общественности и журналистики 30-50-х годов ХIХ столетия до Украины и возрожденной украинской литературы, тобросается в глаза резкость и противоречивость картины оценок, размышлений,прогнозов. На самом деле все было сложнее, драматичнее и запутанней.Российская общественность первой половины ХIХ столетия находиласьзначительной мерой в плену предрассудков и элементарного незнанияисторических, культурно-традиционных, языковых и других аспектов процессавозрождения украинской литературы – как повышения национального возрожденияв целом. Известное высказывание Виссариона Белинского про то, что якобытолько воссоединившись с Россией, Украина отрыла двери образования ицивилизации.Под этим углом взора появление великого Шевченковского феномена не былослучайностью, а, наоборот, закономерностью. Это хорошо подчеркнул ещеНиколай Костомаров: «Поэзия Шевченко – законная, любимая дочь старорусскойпоэзии, той далекой от нас поэзии, про какую догадками можем судить изпроизведений Игорева певца».В период, что непосредственно предшествовал Шевченко, литература иобщественная мысль Украины в значительной степени была ограничена не толькопровинциализмом, а и сервилизмом, верноподданством, обусловленнымколониальным положением, национальным гнетом.Слово «Украина» - одно из часто употребляемых у поэзии Т.Шевченко. Чувствопреданной любви к Отчизне высказано с такой силой преданности, что к немутяжело отыскать аналогии.Но только единовременно (социально и национально) униженное положениеУкраины могло стать и стало – в творчестве Шевченко прежде всего –источником величезной революционной энергии.Шевченковская поэзия – постоянный суд над всяким деспотизмом в корне.Именно по тому, что Шевченко был преданным сыном порабощенного народа истремился к его освобождению, он так искренне проникся долей другихуниженных народов царской России и никакие запреты или барьеры несдерживали его солидарных чувств. Никогда и ни в чем не выделял Шевченкосвой народ над другими, вообще не искал в нем черт, которые были бы присущитолько ему одному и больше никому. Он был не националистом илиинтернационалистом, а просто Человеком в большом смысле этого слова.Шевченко - творец в украинской литературе, в духовной жизни Украины тогомогучего и беспощадного духа национальной самокритики, того национальногостыда, в котором всегда есть потребность во время всякого национальноговозрождения. Эти мотивы знакомы многим литературам мира, а особеннолитературам народов, которые испытали на себе национальное унижение,переживали катастрофу или упадок и которые подымались на великое делонационального возрождения. Поразительные аналогии к этим мотивам Шевченкомы найдем в творчестве Беранже, Гюго, у Лессинга, Шиллера, Гейне, Займе,других немецких поэтов-демократов первой половины ХIХ столетия, у Герцена,Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и др. Но наибольше – у поэтов национально-освободительной борьбы: Мицкевича, Петефи, Хосе Марти…Однако вместе с этим Шевченко очень специфичный в характере и даженепостижимый в энергии критики «власного панства», псевдопатриотизма,рабства, лакейства, потери традиционной героической борьбы предков засвободу. Перед ним не только стоял вопрос, про то, каким будет его народ, аи про то, быть или не быть ему вообще.Первое издание произведений Тараса Шевченко – небольшая книжечка подназванием «Кобзар», напечатано в ней восемь произведений: «Думи мої, думимої, лихо мені з вами...», «Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Нащо менічорні брови, нащо карі очі», «До Основ’яненка», «Іван Підкова», «Тарасованіч». Трудно найти другую книгу в мире, чтобы для судьбы народа имела такоеже большое значение, как «Кобзар» для Украины. Это было что то такоенеожиданное, новое, добытое из таких глубин народной души, что можно былопоразиться его силе. «Кобзар» сонных будил, сошедших с дороги на истинныйпуть наставлял, старым грешникам заснувшую совесть будил.Действительно, крепко ложатся на душу народа произведения Шевченко.Присмотримся до этого первого «Кобзаря» поближе. Думи мої, думи мої, Лихо мені з вами!Это не иначе как литературное кредо молодого поета. Тут мы имеем и генияего литературного труда, тут видим его цель и высокое задание. Ему всеравно, как чужаки отнесутся к его произведениям, он поёт для своих. Поэтсчитал свои стихи как подарок родного края. В Україну ідіть, діти! В нашу Україну... Там найдете щире серце І слово ласкаве, Там найдете щиру правду, А ще, може, й славу.А к Украине обращается: Привітай же, моя ненько, Моя Україно, Моїх діток нерозумних, Як свою дитину.В «Кобзаре» мы встречаем первые историческо-патриотические произведенияШевченко. Это «Іван Підкова» и «До Основ’яненка».Через год после «Кобзаря» выходит поэма «Гайдамаки». Это великий, грозный,заревом пожаров озаренный, пурпуром крови облитый образ событий 1768г.Шевченко необычайно хорошо, сердечно передал то зло, которое приноситвсякая война человеку: Минають днi,минає лiто, А Україна,знай,горить; По селах голi плачуть дiти- Батькiв немає. Шелестить Прожовкле листя по діброві, Гуляють хмари, сонце спить, Нiгде не чуть людської мови, Звiр тiльки виє по селу Гризучи трупи Люде! Люде! Коли – то з вас буде Того добра, що маєте? Чудні, чудні люде!Кровавыми рисунками «Гайдамаків» Шевченко призывал своих и чужих, что быопомнились, что бы перечеркнули давние счеты и начали жизнь новую,человеческую, честную и справедливую.«Гайдамаки» были и останутся высказыванием протеста против гнета и насилия,образом ярким, полным контрастов, дисгармонии, суворости той жизни.Процесс роста каждого великого человека – вещь необычайно трудная дляисторика, у Шевченко тем труднее, что он вырос неимоверно быстро, средиисключительных обстоятельств.Все его мысли, стихи были посвящены родной стране, разлуку с которой поэточень тяжело переживал.Поэзия Тараса Шевченко давно стала нетленной и важной частью духовногоестества украинского народа.шевченко для нас – это не только, то что учат,а ито с чем живут , с чего черпают силы и надежды. А то, что его до сих пормир знает меньше, чем других великих поэтов, поясняется тем, что и самуУкраину, которая теперь возрождается из руин «великой советской империи»,свет только начал признавать. Задание 3. Описать картины Г.Репина «Запорожцы пищут письмо турецкому султану» , «Бурлаки на волге». [pic]В 1887 году Репин приступает к работе над вторым и окончательным вариантом«Запорожцев». В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму овольности народа. Смех казаков, веселый и издевательский, становитсямногозначительным грозным смехом запорожской вольницы. В нем звучат теперьне только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов.Смех остается основным мотивом картины, но наряду с ним появляютсясерьезные и значительные лица казаков. Это уже не просто сцена из жизниЗапорожской Сечи, не только безудержное веселье казаков, а военный совет,решающий важный вопрос. Среди главных персонажей мы видим верхушкузапорожского войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на ихсосредоточенных лицах читаем ясное сознание своей ответственности. Зима 1887—1888 года была почти целиком посвящена «Запорожцам». Но то ливпечатления поездки на Украину успели потускнеть, то ли изменившийсязамысел требовал каких-то новых материалов, но художник снова собирается вдорогу. На этот раз его путь лежал не на Украину, а на Кубань, где жилипотомки запорожских казаков, переселившихся туда в XVIII веке; остановилсяон в станице Пашковской, неподалеку от Екатеринодара. Если на Украинехудожник стремился почувствовать самый дух Запорожской Сечи, ее бодрость,жизнь вольную и веселую, то теперь в своих моделях ищет он прежде всегомудрость, помноженную на богатый жизненный опыт, сильную волю, образысуровой доблести. Не случайно в простом казаке-станичнике Василии Олешке онувидел черты мудрого и храброго воина, роднящие его с образом атамана ИванаСерко. Герои новых «Запорожцев» становились для Репина все более ясными ичеткими. Идея картины воплощалась в образах глубоко реальных, пластическиосязаемых, как сама жизнь. Картина давалась нелегко, и Репин подолгу бился над каждой фигурой.Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая егонрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть домельчайших подробностей. В картине можно оставить только такое лицо, какое ею в общем смыслехудожественном терпится,— писал Репин,— это тонкое чувство, никакой теориейего не объяснишь. Для живой, гармонической правды целого нельзя не жертвовать деталями. Ктоне понимает этого, тот не способен сделать картину. Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Только напряжениемвсех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину, и только втакие моменты вы почувствуете, что выше всего правда жизни... Но без моделивсе равно не обойтись. Человек, сама жизнь всегда дадут художнику многобольше, чем самое богатое воображение. Иногда для одной и той же фигурытребовались не одна, а две или несколько моделей. Еще в первомживописном эскизе наметился характер и облик Ивана Серко, в дальнейшейработе многим помог Тарновский, с которого Репин писал в Качановке«Гетмана», еще больше —кубанский казак Василий Олешко. Но только весной 1889 года случай свелРепина с «живым Серко»— генералом М.И.Драгомировым, с которого художникнаписал портрет и этюд для картины.Кто только не прошел через мастерскую Репина! Среди его натурщиков,послуживших прототипами запорожцев, были историк Яворницкий (писарь) икучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф.Стравинский (есаул) и обер-гофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий набочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба») и отставной поручик (казак сбандурой и картами), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н.Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрей») и старичок,повстречавшийся на Александровской пристани. От каждого из них художникбрал не все, но лишь то, что ему нужно было для создания сложившегося в егопредставлении образа. Летом 1890 года Репин писал одному из своих друзей:«Работал над общей гармонией картины. Какой это труд! Надо каждое пятно,цвет, линия чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовалисьбы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвоватьочень многим и менять много в цветах и личностях.Работаю иногда просто доупаду... очень устаю». Через несколько месяцев все то же: «„Запорожцев" яеще не кончил. Какая трудная вещь — кончить картину! Сколько жертв надопринести в пользу общей гармонии! . .».Многоцветные пятна пестрой толпы запорожцев смягчались, объединялись мягкимобщим тоном. Колорит становится чуть матовым, а вся картина цельной иединой в композиции и цвете. Но какой бы труд ни был вложен в картину,зритель не должен видеть в ней «пота» художника, онадолжна как бы дышать свежестью, казаться написанной легко и свободно.В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картинеэкспонировались на выставке произведений И. Репина и И. Шишкина в Академиихудожеств. Картина начинает свою, уже независимую от автора жизнь. Навыставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме «Запорожцы» пользовалисьнеизменным успехом.По многим музеям мира разошлись многочисленные этюды, эскизы, рисунки к«Запорожцам»: эскиз картины — в Третьяковской галерее, первый вариант — вХарьковском художественном музее, основная картина — в Русском музее вЛенинграде. Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев, и к сердцукаждого из них находят свою дорогу атаман Серко, писарь, судья, «ТарасБульба» и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Созданныекистью большого мастера, они обрели долгое бытие в истории русскойживописи, прочно и навсегда вошли в нашу жизнь гимном патриотизму исвободолюбию родного народа. КАРТИНА «БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ». Картина «Бурлаки на Волге» потрясла всё русское общество силойизображённой правды о народе. В ней увидели протест против рабских условийнародной жизни и эксплуатации его труда. Но вместе с тем эта картина Репинабыла полна и большой жизнеутверждающей силы. Картина «Бурлаки на Волге»говорила о народной мощи, рождала веру в будущее этого народа, будила мысльо необходимости борьбы за раскрепощение его от пут рабства. И в этомзаключался огромный гражданский пафос репинского полотна. Картина «Бурлаки на Волге» имеет несколько вариантов. Основноеполотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В Третьяковскойгалерее зритель видит вариант, в котором крупным планом выявлены фигурыпервого ряда бурлаков. Полно и глубоко передаёт описание В.В.Стасова значительностьсодержания картины, её народные типы и характеры. «Перед Вами широкая, бесконечно раскинувшаяся Волга, словно млеющаяи заснувшая под палящим июльским солнцем. Где-то вдали мелькает дымящийсяпароход, ближе золотится парус бедного судёнышка, а впереди, тяжело ступаяпо мокрым отмелям и отпечатывая следы своих лаптей на сыром песке, идётватага бурлаков. Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длиннойбичевы, идут в шаг эти одиннадцать человек, живая машина возовая, наклонивтела вперёд и в такт раскачиваясь внутри своего хомута. Нет ни однойцельной рубахи на этих пожжёных солнцем плечах, ни одной цельной шапки икартуза - всюду дыры и лохмотья, всюду онучи и тряпьё... В этой ватаге бурлаков сошлись самые разнородные типы. Впередивыступают, словно пара могучих буйвалов, главные коренные... Что за взгляднеукротимых глаз, что за раздутые ноздри, что за чугунные мускулы! Тотчаспозади них натягивает свою лямку, низко пригнувшись к земле, ещё третийбогатырь, тоже в лохмотьях и с волосами, перевязанными тряпкой; этот,кажется, всюду перебывал, во всех краях света отведал жизни и попыталсчастья и сам стал похож на какого-то индейца или эфиопа... Вторую половину шествия составляют: крепкий, бодрый, коренастыйстарик; он прислонился плечом к соседу и, опустив голову, торопится на ходунабить свою трубочку из цветного кисета; за ним отставной рыжий солдат,единственный человек изо всей компании, обладающий сапогами и сунутыми тудасуконными штанами... ещё дальше кто-то вроде бродячего грека... И всё это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает своюволовью службу. Один только шумит и задорно кипятится - мальчик, в длинныхбелых космах и босиком, являющийся центром шествия, и картины, и всегосоздания. Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителяна самой середине картины, его быстрый, сердитый взгляд, его своенравная,бранящаяся на всех, словно лающая фигура, его сильные молодые руки,поправляющие на плечах мозолящую лямку,- всё это протест и оппозициямогучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленныхпривычкой и временем...» Лица бурлаков, их фигуры, детали одежды написаны Репиным с потрясающейжизненной правдивостью. Предварительные многочисленные этюды с натурыпомогли художнику глубоко запечатлеть душевную сущность бурлаков. Огромнымдвижущим началом здесь была любовь Репина к бурлакам, и прежде всего кглавному их герою,- Канину. «Всё больше и больше нравится он мне: я до страсти влюблялся вовсякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и постояннойрубахи... (подчёркнуто Б.В.Иогансоном). Какая теплота в этом колорите...Целую неделю я бредил Каниным и часто выбегал на берег Волги». Так сам Репин говорит о создании одного из наиболее запоминающихсяобразов картины. Только великий художник жизненной правды, кипучейтворческой страсти, только подлинный живописец-гражданин, борец за народноесчастье, мог создать такие мощные народные образы, навсегда покоряющиезрителя. С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы: 1.Из истории культуры Средних веков и Возрождения.Издательство "Наука", М 1976 г. 2.Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних вековПросвещение, 1985. 3.В. Н. Лазарев "Леонардо да Винчи". Москва, 1952 г. 4.Бондар М. Образ Украины в поэзии Т.Г.Шевченко//Вестник АНУкраини.—№6.—1993.—С.56-60. 5.Лепкий Богдан. Про жизнь и поизведения Тараса Шевченко.- К.—1994.—125 с. 6.Неделько Г.Я. Тарас Шевченко: жизнь и творчество.-К.—1988.— 245 с. 7.Г.С.Островский «Рассказ о русской живописи» 2изд. Москва 1988г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<