Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и




Скачать 194.93 Kb.
НазваниеПочетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и
Дата публикации14.12.2013
Размер194.93 Kb.
ТипБиография
uchebilka.ru > Культура > Биография
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков

Реферат по Москвоведению на тему: Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1) Ведение 2) Биография Павла Михайловича Третьякова 3) Государственная Третьяковская галерея Живопись и скульптура XVIII - первой половины XIX Живопись и скульптура второй половины XIX века Живопись и скульптура рубежа XIX - XX веков Графика XVIII - начала XX веков. Рисунок, акварель Ювелирное искусство. Конец XIII - начало XX века Древнерусское искусство XII-XVIII веков 4) Заключение Введение Собирательство различного рода коллекций, в том числе и картин, быловесьма распространенным в среде купечества, а в плане создания картинныхгалерей, Третьяков был далеко не пионером. Самую первую художественнуюгалерею основал коллекционер Свиньин, в его галерее, называвшаяся «Русскиммузеем», существовала с 1819 по 1839 г.г., а в последствии была продана нааукционе. Также, в 1840- 1860 году коллекционер Прянишников из Санкт-Петербурга и коллекционеры Кокорев и Солдатенков имели большие коллекциикартин. Но их собрания преследовали цель собирательства как такового, в товремя как собирательская деятельностьП.М. Третьякова не имела решительно ничего общего с такого рода мотивамикупеческого коллекционирования, она велась иными методами и имела инуювысокую цель. В характере П.М. Третьякова – основателя галереи, сохранилисьнекоторые черты, напоминающие о купеческих традициях семьи и личного опыта,но к счастью для великого дела – создания галереи, это были чертысовершенного бескорыстия, руководства интересами России и русской культуры,обращенные на пользу большого культурного начинания. Третьяков привыкуважать крепость данного раз слова, и делал это для того, чтобы вести делас художниками честно и открыто, внушая им веру в солидность и прочностьпредпринятого им дела – создания галереи русской живописи. Третьяков относился к начатому делу бережно, по-хозяйски. Предпринявдело гигантского, не виданного для сил одного человека размаха и затративна это миллионное состояние. Третьяков никогда не переплачивал за картиныбольше того, что считал нужным, и берег деньги не ради них самих, а лишьдля того, чтобы иметь средства приобрести для галереи лучшие произведениярусской живописи, и в случае необходимости, платить авторам вперед,поддерживая их, давая возможность спокойной творческой работы надкартинами. Павел Михайлович Третьяков стал одним из самых передовых людей Россиис демократическими и патриотическими взглядами, с глубоким знанием ипониманием искусства, с тонким художественным чутьем, развитым до высшейстепени. Третьяков часто выступал не только как собиратель уже написанныхкартин и не только как приобретатель готовой художественной продукции, но икак организатор, являвшийся в определенной мере соучастником замыслахудожников. Если бы не настойчивость Третьякова и не его высокое чувствоответственности перед народом, для которого необходимо было запечатлетьсилой русского искусства образы великих русских людей – мы бы не имели идесятой доли той богатейшей коллекции портретов, которой располагаетТретьяковская галерея. Цель, осуществляемая Третьяковым – создание национальнойхудожественной галереи русской живописи – была шире и грандиознее, чемсобирание картин одной школы или одного направления. При такой цели собирательства, Третьякову было ясно, какую большуюответственность он берет на себя перед историей русской культуры,приобретая для галереи одни произведения и не приобретая другие, что этимсамым он одни произведения приобщает к лучшему, что создано русскимискусством, а другие оставляет без внимания. Третьяков чувствовалколоссальную ответственность перед народом за каждое свое приобретение сточки зрения соблюдения чистоты принципа, имеющего в виду, что собираягалерею, он становится как бы историком русской живописи, и притомисториком, который не только описывает ход событий, но и сам являетсяактивным участников истории. Он взял на свои плечи эту тяжесть моральнойответственности, как взял и тяжесть материальную – собрание национальнойхудожественной галереи средствами одного человека. Огромная историческая заслуга Третьякова – это его непоколебимая верав торжество русской национальной школы живописи – вера, возникшая в конце50-х годов прошлого столетия и пронесенная им через всю жизнь, черезтрудности и испытания. Можно с уверенностью сказать, что в наступившем вконце XIX века триумфе русской живописи личная заслуга П.М. Третьяковаисключительная велика и неоценима. В 1893 году Третьяков отказался от дворянства, которое ему хотелдаровать царь, после передачи галереи Москве. Единственное звание, принятоеим с гордостью – Почетный гражданин города Москвы. Биография Павла Михайловича Третьякова Павел Михайлович Третьяков ( 1832 - 1898) основатель знаменитойсокровищницы русской живописи в Москве - Третьяковской галереи. Происходилиз купеческой среды. Первые упоминания о Третьяковых относятся к 18 веку. В1774 году Елисей Мартынович Третьяков, купец третьей гильдии, переселилсяиз Малого Ярославца в Москву. Наследники Третьякова продолжали торговое ипромышленное дело. Им принадлежала в Костроме льноткацкая и льнопрядильнаяфабрика. С четырнадцати лет Павел вместе с братом Сергеем Михайловичемприобщался к семейному делу в лавках. В старых торговых рядах междуВарваркой и Ильинкой: торговали Третьяковы льняным полотном. В дальнейшемуспешное ведение дел позволило Третьяковым тратить немалые средства наблаготворительные цели, а также собирание художественных коллекций. Обращение к записным книжкам Павла Михайловича позволяет установить,что начало формирования коллекции, относится к 1850-м годам. Тогда жеопределяется сфера интересов Третьякова - коллекционера - русскаяхудожественная школа. Вскоре в собрании заняли полотна В. И. Якоби, А. Н.Саврасова, М. Н. Клодта, В. Г. Перова. Известно, что никакого специального художественного образования ПавелМихайлович не имел. Тем не менее, раньше других он распознавал талантливыххудожников. Более того, у того или иного мастера он, как правило,приобретал наиболее значительные работы. Вот как характеризовал собирателя Стасов: "С гидом и картой в руках,ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи,переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленькогоитальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделалсянастоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все - таки он не терялглавную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русскойшколе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русскиенаши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результатзнания, соображений, строгого взвешивания и всего более, глубокой любви кделу." Павел Михайлович достаточно рано осознал общественную значимость своейличной галереи. " Я желал бы оставить национальную галерею, отмечал он вдатированном 1860 годом "Завещательном письме". - Для меня, истинно ипламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положитьначало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу,всем удовольствие ". Названное письмо являет собой как бы программусоздания национальной галереи русского искусства. В деятельности Третьякова - коллекционера прослеживается вниманиепрежде всего к творчеству современных ему художников реалистическогонаправления - передвижников, представителей демократического крылаотечественной школы. Наиболее полно и лучшими работами оказалисьпредставлены в его собрании В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И.Суриков. Попутно шло пополнение галереи произведениями художников ХVIII -первой половины ХIХ столетья. Об особенностях собирательства Павла Михайловича свидетельствует и тотфакт, что многие работы для галереи были выполнены по его собственномузаказу. И ни тогда, ни сегодня эти работы не смогли разочаровать самыхтребовательных ценителей отечественного искусства ни своей проблематикой,ни художественными достоинствами. Близко общаясь со многими художниками, известными композиторами,артистами, учеными, писателями Третьяков задумал создать портретную галереюсвоих великих соотечественников, современников, сохранить их живые образыдля будущих поколений. Отныне Павел Михайлович начал разыскивать изаказывать портреты по составленному списку. Он выкупал у наследников ужеимеющиеся портреты именитых людей, а также заказал ряд портретов В. Г.Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину, Н. Н. Ге и другим мастерампортретной живописи. Первоначально собрание размещалось в небольшом двухэтажном домеТретьяковых в Лаврушинском переулке. Быстрое пополнение коллекции побудиловладельца задуматься о сооружении специального музейного здания. В 1872 -1874 годах к дому была добавлена первая пристройка, а в дальнейшем, по мереувеличения коллекции, Павел Михайлович трижды расширял свою галерею. Так, встаром замоскворецком переулке выросло одно из первых в Россииспециализированных зданий для размещения художественного собрания. Давно мечтавший о превращении личной коллекции в общенациональноедостояние, Третьяков в августе 1892 года подал в Московскую городскую Думупредложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве.При передаче галереи городу в 1892 году коллекция, включавшая 1276 картин,471 рисунок и 9 скульптур русских мастеров, была оценена в 1, 5 миллионарублей. Общий размер пожертвования, включая недвижимость, капиталзавещанный для галереи братом Павла - Сергеем, а также собранные им 84картины европейских мастеров, достигал 2 миллиона рублей. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея. Новый очагкультурной жизни получил наименование "Московская городская галерея Павла иСергея Михайловичей Третьяковых". В том же 1893 году Павел Михайлович отказался от дворянства, котороехотел даровать царь после передачи галереи Москве. "Я купцом родился,купцом и умру", - ответил Третьяков явившемуся его обрадовать чиновнику.Единственное звание, принятое им с гордостью, - Почетный гражданин городаМосквы. Кроме занятия собирательством Третьяков участвовал и благотворительныйдеятельности. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств иМузыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы,поддерживая все просветительские начинания. Принимал участие во всехпожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой (1877 - 1878 гг.) войн. Стипендии П. М. Третьякова былиустановлены в коммерческих училищах - Московском и Александровском. Онникогда не отказывал в денежной помощи художникам и прочим просителям,тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые без страха вверялиему свои сбережения. Павел Михайлович многократно ссужал деньги своемудоброму советнику и консультанту И. Н. Крамскому, помогал бескорыстно В. Г.Худякову, К. А. Трутовскому, М. К. Клодту и многим другим. Братьями – Павлом и Сергеем Михайловичем было основано в МосквеАрнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Попечительство над училищем,начавшееся в 60-е годы, продолжалось в течение всей жизни Павла Михайловича(Сергей Михайлович умер раньше, в 1892 году) и после его смерти. В конце ноября 1898 года Павел Михайлович слег, началось обострениеязвы желудка. Он отказался от консилиума врачей. Скрывая свои страдания отблизких, каждое утро вызывал к себе служащих галереи и торговой конторы сдокладом. О галерее он думал и в свое последнее утро 4 декабря 1898 года.Молча выслушав сообщения, Павел Михайлович угасающим голосом произнес:"Берегите галерею..." и тотчас умер. Эти слова были последними. Похоронили его на Даниловском кладбище. А в 1948 году прах былперенесен на Новодевичье кладбище. В. В. Стасов, в некрологе на смерть П. М. Третьякова, писал:"Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу.Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, сКавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо,непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, ипосмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ,которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей егожизни". Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) основана в 1856 годуПавлом Михайловичем Третьяковым. Поставив себе еще в молодые годы цельсоздать музей русской национальной школы живописи, он посвятил этому свыше40 лет жизни. Ценя в искусстве, прежде всего художественную правду, Третьяковсблизился с демократически настроенными художниками-реалистами,произведения которых стали основой его собрания. С созданием в 1870 годуТоварищества передвижных художественных выставок, объединившего многих изэтих художников, Третьяков стал его убежденным и преданным сторонником. Подвлиянием передвижников и их демократической эстетики окончательно сложилисьвзгляды Третьякова на искусство как на силу, служащую духовному инравственному прогрессу общества. Большое влияние на Третьякова-собирателяоказал идеолог передвижничества художник И.Н.Крамской. Третьяков находился в дружеских отношениях со многими передвижниками,поддерживал их морально и материально. Многолетними целенаправленнымипокупками наиболее значительных произведений В.Г.Перова, В.М.Максимова,В.Е.Маковского, И.М.Прянишникова, И.Н.Крамского, И.И.Шишкина, В.Д.Поленова,И.Е.Репина, В.И.Сурикова и других передвижников, составил лучшую по полнотеи качеству коллекцию их работ, которая является основой собрания. Обладая большой прозорливостью и художественным чутьем, Третьяковприобретал в 1880-е -1890-е годы произведения, отмеченные поисками новыхпутей в искусстве (В.А. Серова, М.В. Нестерова, А.Н. Бенуа и др.). С начала1870-х годов систематически собирал работы старых русских мастеров XVIII -I половины XIX вв. , с начала 1890-х - древние иконы, одним из первыхоценив их как высокохудожественные памятники русского искусства. Собралнебольшую коллекцию русской графики (преимущественно работы собственноживописцев) и русской скульптуры2-й половины XIX века. Исходя из гражданственных и просветительских устремлений, в рамкахколлекции собирал портреты выдающихся русских людей - покупал ужеимеющиеся, заказывал специально художникам-современникам (В.Г. Перову,И.Н. Крамскому, И.Е. Репину и др.). В 1892 году передал все собрание (1287 произведений живописи, 518 -графики, 9 - скульптуры) вместе с завещанной ему коллекцией брата, С.М.Третьякова (произведения западноевропейских мастеров и ряд работ русскиххудожников), а также свою часть дома в Лаврушинском переулке в дар городуМоскве, оставив за собой право на пожизненное попечительство и пользованиежилой частью дома. Продолжая собирательскую деятельность в 1893 - 1897 гг., принес в дар галерее свыше 220 произведений русской живописи и графики. Первоначально коллекция размещалась в жилых комнатах дома Третьякова вЛаврушинском переулке, после 1872 года в специально пристраиваемых к немупомещениях, которые в разные годы возводились по мере роста собрания (иконыпри жизни Третьякова находились только в доме). В 1902 - 1904 гг. попроекту В.М. Васнецова был возведен главный фасад, связавший воедино дом ипристройки. В1874 году в первой пристройке Третьяковым была создана перваяэкспозиция, открытая, хотя и ограниченно, для публики (свободное посещениес 1881 года). Уже в дореволюционное время ГТГ стала самым популярным ипосещаемым музеем России, которое русское общество воспринимало какобщенациональный "народный музей". Посещаемость до I-й Мировой войнысоставляла до 100000 в год. После смерти П.М. Третьякова Галереей в 1899 - 1918 гг. управлялСовет, подотчетный Московской Думе и состоявший из художников,представителей семьи Третьяковых и гласных Думы. В 1913 году попечителемГалереи стал известный художник, историк искусства и реставратор И.Э.Грабарь, который осуществил перестройку экспозиции по историко-хронологическому принципу. После Октябрьской революции Галерея декретом Совета Народныхкомиссаров была национализирована (1918г.) и стала из муниципальногоофициально общегосударственным музеем. В этот период в собрание Галереипоступили крупные национализированные коллекции родовой аристократии ибуржуазии из помещичьих усадеб и городских особняков, а также собрания рядаупраздненных музеев. Постоянно ведутся закупки, поступают отдельныепроизведения и целые коллекции в дар. В том числе от зарубежныхсоотечественников. На основе национализированных частных коллекций и ценныхдревних произведений, выявленных сотрудниками Галереи и государственныхреставрационных мастерских в закрытых церквях и монастырях, было созданокрупное собрание русской иконописи. В годы Великой Отечественной войны собрание галереи было эвакуированов Новосибирск и в Пермь. В советское время ГТГ были переданы примыкающие к ней особняки,строения и церковь, возведено несколько новых пристроек для экспозиционныхзалов. В 1960-е - 1970-е гг. посещаемость достигла 1,5 млн. в год, асобрание возросло до 90000 произведений. Разновременность построек комплекса ГТГ и огромный рост собрания ипосещаемости способствовали физическому и моральному износу здания. Поэтомув 1982 - 1994 гг. была проведена генеральная реконструкция комплекса. Онаначалась со строительства в 1982 - 1985гг. насущно необходимых для галереиДепозитария (хранилища фондов) и в 1986 - 1988 гг. - инженерного корпуса,где разместилось не только оборудование, обеспечивающее в главном зданиимузейный климат, но и конференц-зал, лекционный зал, помещения детскойстудии АИС, а также выставочные залы. В 1985 - 1994 гг. была осуществлена реставрация, реконструкция иполное инженерно-техническое переоборудование основного здания, создавшиенеобходимые условия для обеспечения сохранности и улучшения экспонированияпроизведений, большие удобства для зрителей. Перекрытие внутренних дворовдало некоторый прирост общей площади, позволивший решить некоторыеархитектурно-планировочные, технические и экспозиционные задачи. Приреконструкции были сохранены части здания, имеющие историческую имемориальную ценность, и его стилистически единый внешний облик. В 1994 году Третьяковская галерея в ее обновленном облике открыласьдля посетителей. Собрание ГТГ насчитывает сейчас более 100 тысяч произведений ивключает несколько исторических разделов: Собрание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке представляетрусское искусство XII - XX веков и делится на шесть разделов: > Живопись и скульптура XVIII - первой половины XIX; > Живопись и скульптура второй половины XIX века; > Живопись и скульптура рубежа XIX - XX веков; > Графика XVIII - начала XX веков. Рисунок, акварель; > Ювелирное искусство. Конец XIII - начало XX века; > Древнерусское искусство XII-XVIII веков. Живопись и скульптура XVIII - первой половины XIX; Раздел, посвященный XVIII веку, рассказывает о начальном периодеразвития изобразительного искусства еще в петровское время. РеформыПетра I имели огромное значение в истории нашего государства: они былинаправлены на преодоление остатков средневековой отсталости, и живопись,освобождаясь от традиционных религиозных тем, приобретает ярко выраженныйсветский характер. На первое место выдвигается портретный жанр сосвойственной ему в то время парадностью и пышностью. Живопись первых русских портретистов (И. Никитин 1688 - 1741)запечатлевала человека Петровской эпохи. Рождается живопись, где точностьизображения, сочетается с непосредственным и несколько наивным поэтическимвосприятием мира (И. Вишняков, И. Аргунов, А. Антропов). Со временем внутренняя жизнь человека передается в портрете все сбольшей достоверностью и глубиной характеристик (Ф. Рокотов, Д. Левицкий,В. Боровиковский, скульпторы Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос).Произведение Д. Левицкого “Портрет П.А. Демидова”, “Портрет Екатерины II»при всей своей сдержанности отмечены парадностью, но главное вниманиепортретиста приковывают индивидуальные черты человека. В эпоху классицизмаусиливается внимание к историческим темам (А. Лосенко, П. Соколов, И.Акимов – яркие представители академического направления в живописи).Появляются произведения бытового жанра (И. Фирсов, М. Шибанов). Первая половина XIX века ознаменована творческими взлетами такихгигантов, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, М.И. Глинка, А.А.Иванов. То была эпоха нового национального подъема, вызванного событиямиОтечественной войны 1812 года, выступлением «дворянских революционеров»против деспотизма самодержавия и крепостничества. И в изобразительном искусстве зрели новые силы, которые вдальнейшем разрушили обветшалые, архаические формы официального академизма. Постепенно, уже в начале XIX века, универсальный стиль классицизмауступает место романтическому мироощущению. Естественность характера исвобода чувств частного человека (В. Тропинин) в поздних портретах К.Брюллова достигает глубины психологического анализа. Создаются полотна,которые становятся явлением духовной жизни общества ("Последний деньПомпеи" К. Брюллова", Явление Христа народу" А. Иванова). Если К. Брюллов(1799 – 1852) впитал все лучшее, что было создано до него егосовременниками, и поднялся на новую вершину искусства, показав себяприверженцем реализма, то творческая жизнь величайшего художника А. Иванова(1806 – 1858) без остатка была отдана созданию монументального искусстваподлинно реалистического плана. Заметно усиливается интерес к национальными народным мотивам (А. Венецианов и его ученики). Жанровая живописьВенецианова (1790 – 1847) говорила о событиях повседневной жизни, о простыхлюдях, обнажая быт и нравы народные, являлось передовым форпостом русскойреалистической школы. Академическая выставка 1849 года, где три картины П.Федотова имели большой успех, подтвердила, что живопись "народных сцен"становится все более актуальной. Живопись и скульптура второй половины XIX века Вторая половина XIX века, особенно со второго десятилетия, знаменуетсобой новую полосу в истории России и ее культуры. В изобразительномискусстве расцветает своя русская национальная школа живописи, скульптуры играфики. В искусстве господствующим методом становится реализм. В основе этого метода лежит правдивое отображение действительности,проникновение в сущность раскрываемого явления, показ типического,закономерного в жизни, при глубокой его индивидуализации. Реалистический метод в искусстве, вместе с тем, дает возможностьхудожнику с наибольшей силой показать свою индивидуальность, особенностисвоего таланта. В те года реалистический метод в русском искусстве носит острокритический характер. То было время начала, а затем и расцвета критическогореализма. Вторая половина XIX века в русском изобразительном искусстве - времянапряженного и плодотворного развития. На рубеже 1850-1860-х годов молодоепоколение художников вырабатывает новую эстетику. На смену поэтическомувосприятию мира приходит его критическое осмысление и желание силойискусства способствовать преобразованию жизни. Наиболее отчетливо это проявлялось в картинах бытового жанра, с егобольшими возможностями отражения действительности (В. Якоби, В.Пукирев, И. Прянишников). При этом многие работы жанристов несут в себедушевную теплоту и сочувствие к героям произведений (А. Морозов, В. Перов,Л. Соломаткин, В. Максимов). В1870 году художники объединились в Товарищество передвижныххудожественных выставок, сыгравшее важную роль в развитии демократическойживописи и противостоянии салонно-академическому искусству. В этидесятилетия идут поиски и утверждение высокого нравственного идеала.Психологические портреты, исполненные В. Перовым, И. Крамским, Н. Ге, И.Репиным, выражают сложный, многообразный духовный мир человека. Извечныетемы нравственного долга перед обществом, поиска истины жизни, человеческихстраданий, гармонии и любви нередко находили воплощение в религиозныхсюжетах, в образе Христа (И. Крамской, Н. Ге, В. Поленов). Художники-передвижники, используя все жанры живописи, стремилисьвыразить сложность современного мира, драму исторических коллизий,постигнуть глубины сущности человека, наконец, передать красоту русскойприроды (Н. Ярошенко, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков, И.Шишкин, И. Левитан). Живопись и скульптура рубежа XIX - XX веков Рубеж XIX-XX веков - время художественных открытий, появления новыхтечений и группировок. Лозунгом искусства становятся слова Ф.М.Достоевского "Красота спасет мир". Красота бунта (М. Врубель) и религиозного смирения (М. Нестеров),исторического прошлого ("Мир искусства", А. Рябушкин, Н. Рерих) ивымышленного, ирреального мира мечты (В. Борисов-Мусатов), национальныйидеал (Ф. Малявин, К. Юон) сложно сосуществуют, рождая многообразиехудожественных концепций. Язык живописи обогащается открытиями импрессионизма и стиля модерн (В.Серов, К. Коровин и др.). Графика XVIII - начала XX веков. Рисунок, акварель. В залах размещается сменная экспозиция графических работ русскиххудожников (акварель, рисунок, печатная графика и др.). В отличие отмасляной живописи, эти произведения чрезвычайно чувствительны к свету, апотому и могут находиться в экспозиции лишь короткое время. Вначале восемнадцатого столетия решительно меняется отношение человекак окружающему миру. Одним из средств отражения действительности стала в товремя гравюра. В произведениях преобладают батальные сюжеты, пейзажгородской и "дикой" природы, порожденные военными событиями истроительством Петербурга. Графические работы нового времени отличаетпроникновенная выразительность. Получают развитие рисунок и акварель натемы истории, мифологии и различных аллегорий, в то же время возникает исамобытное восприятие русской природы. Общественная ситуация начала XIX века способствовала утверждению вграфике черт народности, гражданских и патриотических настроений. Рождениежанра сатиры, карикатуры, использование офорта для агитационных листков -явление, связанное с Отечественной войной 1812 года. Графика заметнообогащалась под влиянием "натуральной школы" современной ей литературы. Целая плеяда художников работает во всех жанрах графики, создаваяпортреты, натюрморты, пейзажи, библейские и бытовые сюжеты. Но бытовой жанрстановится во второй половине XIX века ведущим в творчестве многихвыдающихся художников-графиков. Кроме того, разрабатывается журнальная икнижная иллюстрация, создаются эскизы декораций и костюмов, и т.п. Следующее поколение художников уже в начале нашего века, успешноосваивая традиции прошлого в графике, продолжает поиск оригинальныхстилевых решений. Ювелирное искусство. Конец XIII - начало XX века. Ювелирное искусство или золотое и серебряное дело, как оно называлосьна Руси, зарождалось в глубине веков славянского язычества, в окружении, вразные эпохи, скифского, скандинавского, угро-финского мира. На почветрадиционного ремесла, с принятием христианства в X веке, ювелирноеискусство Древней Руси развивалось в едином русле византийской культуры,тесно соприкасаясь с романским западом и мусульманским востоком. Разнообразные технические приемы позволяли ювелирным мастерам спомощью удивительных сочетаний драгоценных металлов и драгоценных камнейдостигать особой выразительности при изображении сложных орнаментальныхузоров. Эти материалы не только украшали иконы, книги, ткани, сосуды ит.д., но и служили важным компонентом в храмовом, церковном искусстве присоздании символических образов божественного мира, его красоты и славы. В галерее представлены иконы в серебряных окладах, шитье жемчугом,богослужебные книги, обложенные позолоченным серебром, камнями и эмалями;предметы церковной утвари - кресты, образки, чаши, дарохранительницы... Из фонда декоративно-прикладного искусства впервые показано светскоесеребро петровского и екатерининского времени, мастерских XIX - начала XXвека. Из фонда графики - миниатюрные портреты, исполненные поэзии иромантизма, обрамленные золотом и серебром. Экспозиция дает возможность не только познакомиться с произведениямиювелирного искусства, но и, являясь отчасти продолжением экспозициииконописи, представляет замечательный ряд русских икон XIV - начала XXвека. Древнерусское искусство XII-XVIII веков. В экспозиции древневекового искусства представлено более 200произведений иконописи, скульптуры, монументальной живописи, прикладногоискусства, дающих полное и исчерпывающее представление о лучшей в миреколлекции древнерусского искусства XI-XVIII веков. Экспозиция отражает всю историю древнерусского искусства на протяжениисеми веков, становление и развитие крупнейших мастеров: Феофана Грека,Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова. В Третьяковской галерее представлены работы Феофана Грека иконами“Успение” и “Преображение”. Они выделяются острой напряженностью образов,строгим и лаконичным компоцизионным строем, широкой живописной манеройхудожника-монументалиста, сильными цветовыми и светотеневыми контрастами. Здесь можно увидеть прославленные святыни и чудотворные иконыБогоматери, в том числе "Богоматерь Владимирскую", привезенная в начале XIIвека из Византии в Киев, а в 1155 году икона была поставлена в Успенскийсобор Московского Кремля, и "Богоматерь Донскую" и известную всему мирусамую прекрасную русскую икону "Троицу" Андрея Рублева, который вошел висторию не только нашего, но и мирового искусства. Эту икону он написал впамять Сергия Радонежского для собора Троице-Сергиевой лавры. Сила рублевской “Троицы” в ее благородных и человеколюбивыхустремлениях. Его дивные краски – нежные, деликатные. Весь строй живописи –в высокой степени поэтичный, чарующе прекрасный. Иконы XVI и XVII веков, представленные в Третьяковской галерее,отмечены отходом от строгих традиций простоты и ясности образа. Здесь ужепоявляются аллегории и символика, осложняющие представления о реальностиобраза. Иконы строгановской школы ( конец XVI и начало XVII века) характерныобилием выписанных подробностей, тяготением к занимательному, рассказномужанру. В XVII веке иконопись, отражая свое время, все более приобретает чертысветской лакированной живописи. Здесь уже меньше торжественности ираздумья, а больше изображаются лица царствующих особ. Многие из представленных в экспозиции памятников искусства связаны сознаменательными событиями истории и выдающимися личностями нашей страны.Они являются реликвиями, неотъемлемой частью национальной духовнойтрадиции, памятниками народного творчества и самобытного уклада жизни,выражающими нравственные и эстетические идеалы русского народа. Все представляемые создания древнерусских мастеров отличаются нетолько высочайшей духовностью, но и неоспоримым художественнымсовершенством. Заключение Государственная Третьяковская галерея - национальная галерея русскойживописи, является художественным музеем мирового значения. Она быласоздана русским меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Это было делокрайне непростым, но П.М. Третьяков отдал все свои силы созданию музеярусского искусства, который, изначально, по его идее, стал бы достояниемнарода. Обращаясь к ситуации современной России, трудно представить себечеловека, который мог бы заняться чем-то подобным. И дело даже не в том,что это, как скажут многие, “не очень-то и нужно”, а в том, что сейчаспросто другое время, другие проблемы, другие задачи, которые необходиморешать. Хотя и это утверждение не бесспорно. В плане культурного наследия, научно-технический прогресс с каждымднем открывает нам все новые и новые формы и результаты деятельностичеловека в сфере культуры и искусства. И нам, в наше время, необходимозаботится о них, сохранять и приумножать их, в то же время не забывая опрошлом, чтобы оставить своим потомкам наше видение мира, нашу жизнь, какэто сделал поистине великий человек - Павел Михайлович Третьяков. Список используемой литературы: Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков.М.,1951. Кончин Е.В. Как рождается музей: Рассказы. – М., 1988. Большая Советская Энциклопедия, том 26. – М., 1977. Березин А.Д. Музеи литературы и искусства Москвы и Подмосковья. -М..1963 Москвоведение. Вопросы и ответы. – М., 1997. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. – М., 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и iconИрландия работа ученика 10 б класса школы №655 Семёнова Павла г....

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и iconРеферат по москвоведению ученика 10 класса «А» средней школы №223...

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и icon«московские каникулы» Для организованных детских групп Москва Кремль...
Москва Кремль – Красная площадь – Третьяковская галерея Московское метро – Мосфильм – Зоопарк – Сергиев Посад

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и icon«московские каникулы» Для организованных детских групп Москва Кремль...
Москва Кремль – Красная площадь – Третьяковская галерея Московское метро – Мосфильм – Зоопарк – Сергиев Посад

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и iconРеферат По теме: “Банки” Ученика 10 “A” класса Школы №791 Бородина...

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и iconПамятники победы вВеликой Отечественной Войне Ученика 9 класса “Б”...

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и iconС. Г. Чириков, Пушкин в юности. Акв., пастель. 1815
О. А. Кипренский, Портрет А. С. Пушкина. Россия/Москва/Третьяковская галерея 1827 Холст, масло

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и iconРеферат по геометрии леонард эйлер ученика 7»А» класса общеобразовательной...

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и iconПоетичне слово Роберта Третьякова
Роберт Третьяков родился в семье военнослужащего. Русский. С 1944 года жил на Украине

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков Ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1 Ведение 2 Биография Павла Михайловича Третьякова 3 Государственная Третьяковская галерея Живопись и icon[pic] ученика 11 класса «Б» школы №1040 Ипполитова Ильи Москва. 2002...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<