Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников»




Скачать 356.46 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников»
Дата публикации18.12.2013
Размер356.46 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Формирование речевой деятельности младших школьников

Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа Реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» Учитель начальных классов Гусева Татьяна Николаевна 2004 годПлан.Введение. Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы исследования. 3Глава I. Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в развитиимладших школьников. 4 §1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности. 4 § 2. Проблемы в формировании речевой деятельности. 12Глава II. Развитие речевой деятельности младших школьников на урокахрусского языка. 17 §1. Роль учебника в работе по формированию речевой деятельности. 17 §2. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности. 22 § 3. Эксперимент. 27Заключение. 28Список литературы. 33 Введение. Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы исследования. С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почиталисьвысшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать,как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно икратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человекак успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во времявысочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи,общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. Вантичном мире ей приписывали божественное происхождение. Эта наука оказаласильное влияние на всю европейскую культуру. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растётзначение правильного, убедительного слова. Современная школа должнаподготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеетзнания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общатьсяи обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можнобольше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любыхситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культураобщения. Овладение языком, речью – необходимое условие формированиясоциально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильноговорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мыслив свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметьвыражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдатьречевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтомуодной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихсясчитаю развитие речевой деятельности. Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выборобъекта и предмета исследования. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках русскогоязыка в начальных классах. Предмет исследования – способы развития речевой деятельности младшихшкольников на уроках русского языка. В соответствие с вышеизложенным были определены цели: - изучить состояние проблемы в теории и на практике; - выявить роль и значение речевой деятельности в учебно- воспитательном процессе; - определить, в какой мере реализуется формирование речевой деятельности в начальной школе. Важнейшими источниками исследования являются: - литература по вопросам теории и методики проблемы; - школьная программа 1-4 Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»; - учебники по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и методические рекомендации к ним. Глава I. Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в развитии младших школьников.§1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в ихсовместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, впознании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметомискусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, имонолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступаетв различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – эторечь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливыхвнешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна,лишена чётких грамматических форм. Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана навосприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.Внешняя речь бывает диалогической и монологической. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельноевысказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог ненуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполныхпредложений. Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение,пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия,а иногда и значительной подготовительной работы. Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтомуречь должна отвечать определённым требованиям. 1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи. 2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения. 3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов). 4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи. 5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата. 6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций. Внешняя речь может выступать как в устной, так и в письменной форме. Письменной речи, в общем, свойственны те же черты, что и в устной, ноони более строго выражены. В то же время есть и отличительные черты. Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложениякрупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения, большекнижных слов. Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логическиеударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль вречи устной. В-третьих, письменная речь ограничена орфографией. В-четвёртых, письменная речь составляется и протекает значительномедленнее, чем устная. В-пятых, письменная речь – это речь подготовленная, подлежащаяпроверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладениеписьменной речью способствует повышению общей языковой культуры. В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной иписьменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков,то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных видаречевой деятельности. 1. Чтение 2. Аудирование. 3. Устная речь. 4. Письменная речь. Рассмотрим механизмы речевой деятельности. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствомязыка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человекапорождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельностиназывают мотивацией речи. Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличииэмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или инойдеятельности. Значит – потребность общения – это первое условие речевогоразвития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то естьслов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужнодать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевогоразвития. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависитбогатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку нетолько общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – этоспособ познания действительности. Богатство речи во многом зависит отобогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от егожизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только вязыковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешногоречевого развития. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этогонедостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут ипоэтому находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературногоязыка, подчинённого норме, умение отличать литературный, «правильный», отнелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учитлитературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.Это огромный объём материала, многие сотни новых слов, тысячи новыхзначений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксическихконструкций, которых дети до школы в устной практике не употребляли. Издесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомернаяработа, чётко и определённо дозирующая материал, нужно соблюдение ступенейв формировании речи. Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо –это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики,графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строжеустной. Она имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, виспользовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, детиусваивают особенности жанров: описания, повествования, письма, заметки вгазету, рассуждения. Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевыхумений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ниодин ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ей культуры. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыреуровня работы по развитию речевой деятельности учащихся. 1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моментупоступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустическогопотока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей естьтрудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работапланируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация. Первым направлением является работа над техникой речи, котораяпонимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речьусваивается, когда приобретается способность управлять мускуламиречедвигательного аппарата. Из этой закономерности обучения речи вытекаетпринцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи.Различают дыхание физическое и речевое. В жизни дыхание являетсянепроизвольным. В ходе чтения вслух и говорения обычно физиологическогодыхания не хватает. В этом случае имеет место речевое дыхание, процессуправляемый, произвольный. Эта произвольность обеспечивает достаточнобыстрый вдох, осуществляемый на паузах, краткую задержку дыхания дляудержания взятого воздуха и медленный выдох, необходимый для свободного иестественного произнесения группы слов. Задачи развития речевого дыхания: . Во-первых, следует тренировать длинный выдох, а не умение вдыхать большое количество воздуха. . Во-вторых, необходимо тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи. Воспитание речевого дыхания следует осуществлять путём косвенного воздействия на дыхательный аппарат с помощью постановки элементарных действенных задач, «предлагаемых обстоятельств», воображения, ассоциаций. Таковы, например, упражнения с воображаемой свечой, когда учащимся предлагается дуть на пламя свечи с целью отклонить или погасить его. Не менее важной задачей в работе над техникой речи является совершенствование дикционных навыков учащихся, которое состоит в воспитании у учащихся чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз. Здесь следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младшей школы. Массовый характер имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в результате вялости и недостаточной гибкости частей речевого аппарата наблюдается «смазанность речи», неясность, нечёткость; во-вторых, в результате чрезмерной напряжённости мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость произнесения. Нередки у младших школьников и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание и так далее. Учёт названных недостатков помогает определить основные направления поих преодолению. . Проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта. . Организация упражнений для отработки артикуляции гласных и согласных звуков (изолированных и в контексте). Вторым направлением работы по развитию речевой деятельности напроизносительном уровне является организация практического усвоениямладшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка. У ребёнка-дошкольника, который слышит и воспринимает лишь устную формуречи, навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественногоречевого окружения. С приходом ребёнка в школу основным механизмомовладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация,подражание речи окружающих, причём важнейшим фактором становится звучащаяречь учителя. Однако в действие вступает новое существенное обстоятельство– процесс усвоения орфоэпических норм продолжается под значительнымвоздействием написания, которое является источником наиболее типичных,общих для всех русских младших школьников орфоэпических ошибок. Например, всловах «что», «чтобы» учащиеся произносят «чт» вместо «шт». Подобные ошибкивызваны несоответствием звукового и буквенного составов слова ираспространены не только в озвученной письменной, но и в естественнойразговорной речи детей. Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устраненииотрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений оторфоэпических норм. Следует учить детей орфоэпически правильно читатьнапечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. Основу орфоэпического минимума составляют правила произношениясочетания «чт» в местоимении «что» и его производных; сочетания «чн» вотдельных словах («конечно», «нарочно» и других); сочетания «щн» всуществительном «помощник», окончания «ого», «его» («зимнего») и слова«сегодня»; слов иноязычного происхождения типа «почтальон», «район»;сочетаний «гк», «гч» в словах «лёгкий», «мягкий»; твёрдых и мягкихсогласных перед «е» в заимствованных словах. Предметом усвоения становятсяслова и формы, отличающиеся устойчивостью, стабильностью. Третье направление работы – совершенствование интонационных уменийучащихся. Для решения этой сложной задачи учителю необходимо хорошопонимать сущность данного лингвистического явления. Интонация – этозвуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяютв потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляютвысказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передаютсубъективное отношение к высказываемому. В структуру интонации как явлениясложного входят такие элементы: 1) Мелодика (повышение и понижение тона). 2) Интенсивность (силовой или динамический момент). 3) Темп или длительность. 4) Пауза. 5) Особый тембр, как средство выражения эмоций. Своеобразие интонации находит отражение в методических подходах корганизации соответствующей работы. Реализация функционального подхода к изучению данного явления требуетусловного (в учебных целях) разграничения эмоциональной и смысловой(логической, грамматической) интонации. Начинать же работу следует суглубленного рассмотрения именно эмоциональной интонации. Эффективностьработы над эмоциональной интонацией обеспечивается определёнными условиями.Во-первых, следует организовать специальную работу по накоплению словаряэмоциональных состояний, так как учащиеся не имеют достаточного запасаэмоционально-оценочной лексики; предметом практического освоения становятсяинтонации первичных эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев, страх,удивление). Во-вторых, в качестве важнейшего средства развитияинтонационных умений учащихся необходимо использовать речевую ситуацию,которая обеспечивает возникновение живых, естественных интонаций. Следуетпредельно детализировать обстоятельства действительности, это поможетребёнку без труда представить себя вместе с героем или вместо героя.Воображение пробуждает чувства, на волне эмоционального отклика –высказывание (от лица персонажа) и получает необходимое интонационноеоформление. Целесообразно избрать путь «от диалога – к монологу», то естьначинать совершенствование интонационных умений учащихся следует сдиалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологическойречи. 2. Лексический уровень (словарная работа). Слово – основная единицаречи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи иуспешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоятдве задачи: 1) Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок. 2) Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении. Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по степенивлияния на речь детей: 1. Речевая среда в семье, среди друзей. 2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение. 3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя). 4. Словари, справочники. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная иписьменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечиваетсясемантически и художественно. Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на: а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение словавыясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске настранице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям –толковому, синонимическому и другим, по контексту – по догадке, врезультате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – позначению слова в языке-источнике; б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов;объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственныйтекст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаевсемантизации этимологическим способом, через словообразование; помощьучителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей исправочников; помощь в семантизации через иностранный язык. Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составлениесвоих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи:исследование происхождения фамилий, имён, топонимов – названий городов,деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол»,«Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена«Владимир», «Всеволод»). Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы: - работа с синонимами; - работа с омонимами; - работа с антонимами и паронимами; - работа со словами иноязычного происхождения; - работа с устаревшими словами; - работа с многозначными словами; - работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность; - работа с новообразованными словами; - работа с фразеологизмами; - работа с тропами; - составление тематических групп слов. Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работыучащихся: 1) Обнаружение слова в тексте. 2) Семантизация – занесение в словарик, формирование соответствующего понятия. 3) Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее. 4) Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях. 3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое местовыдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетанияи предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то естьпостроением словосочетаний и предложений разнообразных типов. Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающеезаконченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями: - установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме; - толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём; - систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование; - составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации; - выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи; - исправление речевых ошибок в словообразовании; - редактирование текста. Предложение – минимальная единица речи. Виды упражнений спредложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) исистематические (построение, конструирование предложений). По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельностиупражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие. Упражнения на основе образцов: - чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение; - заучивание стихов и прозы; - составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа; - составление предложений, аналогичных данному. Конструктивные упражнения – опираются полностью или частично направила или модели, придающие целенаправленность работе школьников всоставлении или в перестройке предложений. Виды конструктивных упражнений: - восстановление деформированного текста; - деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей; - ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения; - то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста; - соединение 2-3 предложений в одно; - построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами); - выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла. Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений попредложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям. Виды творческих упражнений: - задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников; - даются опорные слова или сочетания; - задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее); 4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла,относительной завершённостью, определённой внутренней структурой,синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними.В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений,группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу»,конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения подразделяются такжена устные и письменные: - устный пересказ прочитанного в различных вариантах; - различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения; - различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок; - сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета; - записи по наблюдениям, ведение дневников; - различные виды драматизации, инсценировка рассказов; - статьи в газеты, отзывы о прочитанном. Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений,то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровнютекста: - во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы; - во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное; - в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану; - в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.§ 2. Проблемы в формировании речевой деятельности. Речь представляет собой очень сложное и в то же время,дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология исинтаксис, орфография и пунктуация. В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают двевзаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Приэтом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, накотором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевойдеятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучениемразделов русского языка. Рассмотрим проблемы развития речевой деятельностипри изучении разделов русского языка. Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительноевнимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, этизадачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, невсегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большиминедостатками. Фонетика. К моменту поступления в школу дети в большинстве случаевимеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитыйречевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речивсе смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Между тем специальныеисследования детской речи показывают, что в развитии произносительногонавыка учащихся имеются существенные проблемы. Так значительная частьучащихся начальной школы не владеет достаточно чёткой членораздельнойречью. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция частоявляется причиной ошибок типа описок. Недостаток развития артикуляционногонавыка учащихся проявляется в чрезмерном затруднении при произношениинезнакомых слов, слов иноязычного происхождения или сложных по составу(«эксплуатация»), слова с повторяющимися звуками («лаборатория»). Припроизношении подобных слов детьми часто допускаются искажения (выпадение,перестановка звуков), причём такого рода затруднения не проходят сами посебе с возрастом, а нередко сохраняются на всю жизнь. С недостаточнымразвитием речевого слуха чаще всего связаны и отклонения от орфоэпическойнормы. Нарушение литературной произносительной нормы может бытьобусловлено: - влиянием диалекта; - влиянием орфографии. Такие ошибки особенно часты при чтении вслух («того», «учиться»). Однако, независимо от конкретных причин, орфоэпические ошибки всегдасвязаны с неумением вслушиваться в звуковой состав слова, оценивать своё ичужое произношение с точки зрения его нормативности. Как утверждаютметодисты, люди с хорошо развитым речевым слухом, оказавшись вне диалектнойсреды, быстро избавляются от диалектного произношения, усваиваялитературную норму путём простого подражания. Большинству же учащихсяприходится преодолевать ряд серьёзных затруднений, чтобы приобрестиустойчивые навыки литературного произношения. Существенным компонентомпроизносительно-слуховой культуры является умение на слух определять местоударения в слове. Недостаточное развитие этого умения является одной изпричин устойчивости орфографических ошибок, в постановке словесногоударения. С этим же связано недостаточное развитие чувства речевого ритма.Это проявляется, например, в неумении правильно читать стихи, воспроизводяих ритмично-мелодическую структуру. Необходимым компонентомпроизносительно-слуховой культуры являются навыки интонационные,формирование которых требует целенаправленной работы учителя. Исследованияустной речи учащихся показывают, что недостатки в звуковом её оформленииобусловлены недостатками развития речевой деятельности в целом и, преждевсего её синтаксической неразвитостью. Однако можно здесь говорить и оботсутствии собственно фонетических умений. Нередко дети не умеют выразитьголосом своё отношение к тому, о чём они говорят, делают случайныелогические ударения, не оправданные задачей высказывания, не выделяютинтонационно-звуковыми средствами главного, не умеют повысить или понизитьголос, сказать что-то громче, что-то тише. Иными словами, интонационноеоформление речи не соответствует тому логическому и эмоциональномусодержанию, которое выражается в произносимом тексте. При этом ребёнокиногда затрудняется интонационно правильно произнести тот или иной отрезокречи, хотя и понимает его семантико-синтаксические отношения. Здесьсказывается отсутствие чисто «технического» умения воспроизвести тот илииной интонационный рисунок речи, умение имитировать нужную интонацию, чтотакже связано со слабым развитием речевого слуха. Указанные недостаткисвойственны в основном монологической речи учащихся. Ими же характеризуетсячтение вслух: учащиеся часто не умеют выразительно читать знаки препинания,передавать голосом смысловые отношения между частями текста, логическое иэмоциональное содержание читаемого, выдерживать нужный темп и громкость. Уребёнка внутренне сознающего эти недостатки своего речевого развитияпоявляется боязнь публичных выступлений, развёрнутых устных ответов передклассом, публичного чтения вслух. Что касается разговорной диалогическойречи школьников, то и здесь в качестве недостатков следует отметитьчрезмерную резкость, порой грубость интонаций, неумение регулировать всоответствии с ситуацией общения громкость речи и её общий тон. Последнеепроявляется в неумении голосом выразить внимание, сочувствие, уважение ксобеседнику, неумение говорить с интонацией подчёркнутой вежливости приобращении к старшим. Отмеченные недочёты речи затрудняют школьнику процесс общения сокружающими, особенно взрослыми и в дальнейшем могут отрицательно сказатьсяна его социальной практике. Рассмотрим некоторые особенности овладения школьниками значащимичастями слова. Наблюдения над восприятием школьниками производных словубеждают, что все активные в современной лексике слова не вызывают особыхтрудностей, если они взяты в контексте. Однако когда перед школьникамистоит задача выбрать наиболее точное или яркое для данного конкретноговысказывания производное слово, они испытывают значительные затруднения.Школьников затрудняет употребление существительных со значениемопредмеченного признака и действия («белизна», «чтение»). Как показывают наблюдения, знакомство учащихся с теоретическимисведениями из области словообразования и состава слова обычно переключаютих внимание на структурное, формальное своеобразие слов, ослабляя имевшеесяу них стихийное стремление за различием в форме слов видеть и различие взначении, причём это переключение становится более явным от класса кклассу. В этом отношении показательно, что эмоционально-оценочные иэкспрессивные суффиксы типа -ик, -оват-, -онок, значение которых может бытьпередано описательно, ученики характеризуют через значение слова, причёмвзятого в определённом контексте. Хотя школьный учебник и программаориентируют при определении способа образования слов и при разборе их посоставу работать со связными текстами, повседневная практика показывает,что многие учителя ограничиваются анализом изолированных слов взятых внеконтекста. Это в определённой мере лишает школьников возможности видетьразницу в употреблении в речи разных типов производных слов. Кроме того, сами возможности детей в использовании различных морфемныхобъединений ограничены. Это, как и недостаточное владение лексическимсоставом, в целом обусловливает появление в речи детей некоторыхискусственных образований, имеющих в нормированном языке синонимы, вызываетнарушение норм словообразования. Отсюда актуальность целенаправленнойработы над морфемным составом в аспекте развития речевой деятельности. Исследования словарного запаса дают возможность выявить наличие«пустых клеток» в лексической микросистеме, усвоенной детьми. Так,установлено, что речь учащихся бедна отвлечённой лексикой: словами,обозначающими цвет; словами, выражающими оценку; эмоционально-окрашенной иобразно-выразительной лексикой; синонимами. Объективную трудностьсоставляет описание различных пластов лексики, которой владеет ребёнок,выявление соотношения между активным и пассивным словарём ребёнка,выявление системных связей, существующих в языковом сознании детей. Усвоение значения отвлечённых имён представляет для младших школьниковбольшую сложность. Развитие форм конкретно-образного мышления предшествуетразвитию форм абстрактного мышления. Подавляющее большинство объяснений,данных в детских работах, представляет собой различные способыконкретизации отвлечённого значения. Чаще всего объяснение отвлечённого понятия даётся детьми черезфункциональное его проявление. Например: трусость – бояться молнии,безделье – двоечник бездельничает на уроке. При этом значение слова можетопределяться детьми через чисто внешнее, частное, несущественное проявлениеданного понятия, что связано с возникающими в их сознании побочными,примыкающими к основному понятию ассоциациями. Можно проследить, какпреломляется отвлечённое понятие через жизненный опыт ребёнка, егособственное восприятие мира: активность – это когда в классе пишутстенгазету, дисциплина – человек не дерётся. Таким образом, из совокупности всех признаков, входящих в значениеслова, выделяется один, который является для ребёнка признаком-заместителемабстрактного понятия. Отсюда следует, что работа над значением отдельногослова должна быть связана с установлением полного набора признаков,составляющих это значение. Словарная работа органически связана со всемивидами работы по развитию связной речи и является лишь одним из аспектовмногогранного целого. Рассмотрим особенности освоения школьниками грамматических норм. Навыки образования и употребления грамматических норм ребёнкомприобретаются в процессе овладения им речью. К моменту поступления в школуребёнок, ещё не обучавшийся родному языку, практически полностью владеетграмматическими формами: дети никогда не делают ошибок при склонении,спряжении, согласовании слов. Овладевает этими речевыми операциями ребёнокв процессе фактического приспособления своей речевой деятельности к темязыковым условиям, в которых она протекает, то есть в процессе подражания.Их употребление не контролируется сознанием. Целенаправленное изучение в школе языка, и в частности грамматики,вызывает существенные изменения в речевой деятельности детей. Всё большую роль играет письменная речь, постоянно происходят стилеваядифференциация: наряду с разговорно-бытовым стилем всё больше развиваетсяи совершенствуется книжный стиль речи. Укажем ряд типичных затруднений приупотреблении грамматических форм.1. Ошибки в образовании: - форм множественного числа существительного («шофера» вместо «шоферы»); - форм сравнительной и превосходной степени («красивше» вместо «красивее»); - личных форм глагола и форм наклонения («жгёт» вместо «жжёт»). Причины появления таких ошибок могут быть обусловлены развитием языка,влиянием диалектного и просторечного словоизменения, законом аналогии.2. Ошибки, связанные с употреблением форм в предложении: - несоблюдение правил сочетаемости видовых и временных форм глагола («Где не появился Чапаев, всюду собиралось много народа»); - неучёт сочетательных особенностей слов и словоформ («Он пошёл загорать ноги»); - злоупотребление многочленными словосочетаниями с большим количеством форм родительного падежа («Для решения задачи успешной уборки урожая хлеба»). Причиной этих затруднений является незнание грамматических норм,овладение которыми даже для взрослого человека – задача трудная. Таким образом, для успешного овладения детьми грамматическим строемязыка необходима работа над грамматическими формами в аспекте развитияречевой деятельности на материале, новом для учащихся с целью расширения ихграмматических ресурсов. Рассмотрим особенности синтаксического строя речи учащихся. Для того чтобы определить содержание, место и способы работы надсинтаксическими средствами языка в речевом аспекте необходимо учитывать нетолько особенности синтаксиса, но и характер синтаксического строя речиучащихся на различных этапах овладения родным языком. При этомцелесообразно использовать следующие параметры оценки речи учащихся:правильность построения синтаксических конструкций, богатствосинтаксических средств выражения соотносительных значений, точность икоммуникативную обусловленность использования синтаксических средств языкаи речи. Наиболее изученной является грамматическая правильность используемыхучащимися конструкций. Поскольку предметом изучения в школьном курсе синтаксиса долгие годыбыла лишь одна единица – предложение, изучению подвергалась грамматическаяправильность построения различных видов предложения и его компонентов. Помере уточнения, упорядочения содержания начального курса вниманиеисследователей начали привлекать и другие единицы синтаксиса –словосочетания и текст. Так при недифференцированном отношении к словосочетанию и предложениюв одну группу попадали ошибки, имеющие различную природу, а следовательно,требующие различного подхода к их предупреждению. Например, к нарушениямнорм согласования относили ошибки в связи полного прилагательного сопределяемым существительным («зелёном сукном») и подлежащего и сказуемого(«Стая ворон ищут корм»). Между тем ошибки первого типа можно скорееотнести к орфографическим, чем к грамматическим. Ошибки же второго типаобъясняются тем, что при установлении связи между главными членамипредложения больший удельный вес занимает смысловая связь явленийдействительности в акте речи: говорящий соотносит форму сказуемого среальным значением слов, обозначающих совокупность предметов.Следовательно, при одинаковом, казалось бы, способе грамматической связи(согласовании) механизм связи оказывается разным; и это необходимоучитывать в методике предупреждения ошибок. К наиболее частым и устойчивым синтаксическим ошибкам относятся 5. В сфере словосочетания: - отклонение от норм управления; - отсутствие необходимого распространителя слова. 6. В сфере предложения: - нарушение границ предложения; - нарушение порядка слов; - неправильное использование союзов. 7. В сфере текста: - использование средств связи, не соответствующих отношениям между предложениями или частями высказывания. Следовательно, изложенное выше определяет основные направления работыпо развитию речевой деятельности при изучении синтаксиса. Глава II. Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка.§1. Роль учебника в работе по формированию речевой деятельности. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровняхобучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельностиявляются уроки русского языка и литературы. Рассмотрим возможности реализации задач развития речевой деятельностина уроках русского языка, а конкретно – роль учебника как ведущего средстваобучения. В объяснительной записке программы по русскому языку для начальнойшколы подчёркивается, что развитие речевой деятельности является одним изглавных направлений работы в начальных классах. «Задачи обучения школьниковродному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет языкв жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общениялюдей. Именно в процессе общения происходит становление школьника какличности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей,нравственное, умственное и речевое развитие». Программа по русскому языкудля начальной школы определяет и круг речевых умений и навыков учащихся,которые должны формироваться на протяжении 4-х лет обучения в связи сизучением фонетики, грамматики, правописания и развития речевойдеятельности. Учебники «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева) на практике подтверждаютвсе основные положения, изложенные в программе. В них отражены всесовременные подходы в обучении младших школьников русскому языку, в томчисле и обучению связной речи. Одним из достоинств данной системы является учебник-тетрадь для 1-гокласса. Обучение по учебнику-тетради начинается во втором полугодии 1-гокласса. При определении содержания учебника исходным является положение отом, что обучение русскому языку в 1-м классе – это пропедевтический этап всистеме начального курса обучения. В 1-м классе в процессе обучения по учебнику-тетради «Русский язык»предусматривается проведение целенаправленных наблюдений над словом,предложением, текстом, как единицами речи и языка, их функциями в общении.Теоретический материал в определённой системе в учебник для 1-го класса невключается. Языковые и речеведческие сведения используются учащимисяпрактически в учебно-познавательной деятельности: в процессе речевогооформления результатов своих наблюдений, анализа учебных мини-текстов,ответы на вопросы, включённые в учебник, сравнений и сопоставлений,предусмотренных заданиями упражнений. Пропедевтический этап системы ставит целью подготовить первоклассниковк усвоению во 2-м – 4-м классах теории языка на речевой основе, то естьсоздать условия для осуществления коммуникативно-речевой направленностиобучения. Этим в значительной степени обусловлено то, что в учебнике-тетради для 1-го класса центральное место занимают упражнения, нацеленныена осознание в перспективе взаимосвязи функций слова, предложения, текста,их своеобразия и оформления в устной и письменной речи. Слово называет,предложение сообщает или содержит вопрос, текст сообщает, но болееподробно. Он состоит из двух или нескольких предложений. Предметомпостоянного внимания является лексическое значение слова, его употреблениев тексте, связь между предложениями в тексте, между словами в предложении,роль текстовых синонимов. Слово как единица языка не представлено в 1-мклассе на уровне части речи. Проводятся элементарные наблюдения над такойособенностью слова как вопрос, на который оно отвечает и предварительныенакопления сведений о том, что слова – это названия предметов. Учебникнацелен на то, чтобы в структуре простого двусоставного предложенияпервоклассники выделяли его смысловую и грамматическую основу – главныечлены (без знания терминов), учились распространять предложения, опираясьна потребность речевого общения (первоначальные наблюдения), обращаливнимание на связь слов в предложении в процессе создания своих предложенийили восстановления – деформированных. Обучение русскому языку в 1-м классе представляет собойпропедевтический этап начального курса русского языка. Системно-концентрический принцип обучения русскому языку реализуется во 2-м – 4-мклассах. Проследим, как усложняется материал при изучении интересующих насразделов. Изучение раздела «Слово. Части речи» направлено на поэтапноеформирование понятий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»,«местоимение» и на развитие умений употреблять их в речи. Во 2-м классе отобщего понятия «слово» (как названия предмета или действия предмета)учащиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из указанных группслов. В 3-м классе исходным является понятие «часть речи», на базе которогоизучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, проводитсяознакомление с местоимениями, наречиями, числительными. При этом каждаячасть речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних этапахпозволяют сравнивать части речи между собой, устанавливать общее для всех ихарактерное для каждой из них. В качестве составной части в раздел «Слово.Части речи» входит и материал по лексике: синонимы и антонимы,многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении.Преемственность и перспективные связи реализованы в разделе «Предложение».Начинается изучение предложения во 2-м классе с наблюдений за употреблениемпредложений в речи. Первоначальное представление о предложении как единицеречи формируется у учащихся в процессе создания собственных высказываний,то есть в условиях функционирования предложения в тексте. Систематически втечение всего года проводится работа по составлению предложений и иханализу, что формирует умение выделять в предложении главные члены и слова,связанные по смыслу. В 3-м классе знания о связи слов в предложениирасширяются, что происходит, прежде всего, в процессе изучениясловосочетаний. Не менее важным является так же ознакомление с видамипредложений по цели высказывания и по интонации. В 4-м классе в связи сизучением падежных форм имён существительных и имён прилагательных знания ословосочетаниях несколько углубляются, практически происходит ознакомлениес типами связи слов в словосочетании: с управлением и согласованием. Новымдля учащихся 4-го класса является изучение предложений с однороднымичленами. Опираясь на вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что усложнениеучебного материала от класса к классу происходит путём включения в системукурса новых признаков понятий, то есть путём их дальнейшего развития. В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом,овладению учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятиеи воспроизведение текста и создания собственных высказываний. В каждомклассе работа с текстом также как и с предложением проводится в течениевсего 4-го года, что обусловлено общей речевой направленностью обученияязыку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устнойи письменной форме; только при этом условии знания по русскому языкунаходят применение в речи и речь развивается. В разделе «Связная речь»определены основные компоненты работы с текстом: - понятие текст; формирование умения различать текст и отдельные предложения, не объединённые общей темой; - тема текста, умение определять тему текста; - основная мысль текста, умение её определять; - заголовок текста, умение озаглавливать текст, опираясь на его тему или основную мысль; - построение текста, умение разделять на части текст-повествование; - связь между частями текста с помощью слов: вдруг, однажды, потом и др. Умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка, умение устанавливать связь между частями создаваемого текста; - изобразительные средства в тексте, умение выделять в тексте сравнения, метафоры, красочные определения, олицетворения, умение пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях; - виды текстов: повествование, описание, рассуждение; - понятие об изложении, умение письменно воспроизводить чужой текст повествовательного характера по готовому коллективному или самостоятельно составленному плану; - понятие о сочинении (устно и письменно), умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, умение записывать свой текст с предварительной коллективной подготовкой. Теперь проанализируем характер материала учебников. Неоценимымдостоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведенийклассической, художественной, научно-популярной литературы, произведенияустного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты нетолько доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказываютопределённое воздействие на душу ребёнка, заставляют его улыбнуться,погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни. Это создаётположительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает клитературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическимиконструкциями образцовых текстов. В учебниках данного автора присутствует система заданий и специальныхупражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников,а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различныхситуациях общения. В работе по развитию речевой деятельности учащихся большое значениеимеет обогащение их словарного запаса. Языковой материал учебника позволяетежеурочно обогащать лексику учащихся. При изучении той или иной темы детизнакомятся с новыми словами, узнают их значение. Так при изучении темы«Слово» лексика детей обогащается словами, которые можно было бы отнести кразным временам года. Ученики не только находят среди данных такие слова,но и по желанию могут определить настроение, которое возникло у них причтении того или другого слова. Языковой материал текстов учебникаспособствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающеговоображения. Читая поэтические строки, учащиеся воссоздают в воображениикартины, навеянные этими строками. Упражнения учебника заставляютзадуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевыхситуациях. Например, при изучении темы «Сочетание ЧК, ЧН», читая строки изстихотворения А. Блока «Вербочка», дети размышляют над тем, когда мы такговорим: верба и вербочка, свечка и свечечка. Младшие школьники знакомятся с этимологией ряда слов: как появилосьслово в нашем языке, из какого языка оно пришло. Так выполняя упражнение №48 (2-й класс), дети узнают, что в слове карандаш первая часть – «кара» –означает чёрный, а вторая – «даш» – означает камень. Этимология этого словапомогает детям правильно написать непроверяемую безударную гласную «а» вкорне слова. В других упражнениях дети узнали, что слово «пальто» пришло кнам из французского языка, познакомились с образованием слова «алфавит» или«азбука», узнают, почему снегиря так назвали, что означает слово «фамилия».Обращение учащихся к истории отдельных слов позволит им внимательнееотноситься к словам родного языка. С первого класса дети знакомятся смногозначностью слов. Рисунки и тексты упражнений помогают им создатьконкретные образы, воспринять значения многозначных слов. Выполняя подобныеупражнения, учащиеся соотносят предметы, изображённые на рисунке, с ихназваниями и делают вывод, что все предметы похожи по какому-то признаку иназваны одинаково, хотя обозначают разные предметы. Также в 1-м классе детизнакомятся с синонимами и антонимами. Во 2-м – 4-м классах в процессевыполнения практических заданий уточняется и углубляется представлениеучащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах,о прямом и переносном значении слов, синонимах и антонимах. Так в упражнении № ? (2-й класс) дети в стихотворных текстах находятсинонимы, наблюдают, одинаково или по-разному они произносятся и пишутся. Выполняя упражнение № ? (3-й класс), учащиеся подбирают самостоятельнок словам синонимы или пользуются словарём синонимов, составляют предложенияс любой парой синонимов. Аналогичная работа проводится и с антонимами(упражнение № ?). По наблюдениям, дети находят такие упражнения интересными, их занимаети радует процесс подбора точного и выразительного слова, и одновременно ониучатся умелому использованию в речи этих слов. Большое значение автор учебников уделяет правильности речи младшихшкольников. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношениемслов («что», «скучно»), с нормами ударения в словах и формах слов, наиболееупотребительных в речи («магазин», «свёкла», «шофёр», «поняла»), учатсяправильному употреблению в речи слов «одел», «надел», «оделся» и других. Особое место в системе работы по развитию речевой деятельностиучащихся занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевогообщения. Так выполняя упражнения № 41, 75, дети задумываются над вопросами,какие слова можно употребить, прощаясь со своими товарищами, и с какимиможно обратиться к учителю или другому взрослому. Таким образом, на примеретипичных ситуаций учащимся показано как следует пользоваться различнымисредствами речевого этикета при приветствии, прощании, просьбе, извинении итак далее, а также как нужно вести себя в подобных ситуациях. В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальныеречевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главнуюмысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильностроить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело использовать их в речи. Так упражнения № 41, 47, 56 (3-й класс) формируют умение определятьтему и главную мысль текста, упражнения № ? требуют от учащихся подборазаголовка или соотнесения заголовка с текстом, в упражнениях № 32, 40, 45(3-й класс) дети проводят наблюдения над структурой текста (вводная,основная, заключительная часть), развивается умение выделять эти части,устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста ичастей в тексте. При выполнении упражнений № 65, 67, 72 (4-й класс) уучащихся формируется общее представление о типах текста, умение различатьэти тексты. В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственныхречевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но иписьменную речь учащихся: создание текста по заданному слову, предложению,пословице, рисунку и вопросам на заданную тему, составление продолжениятекста и прочее. Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младшихшкольников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимсяосознавать особенности построения текста и способствует развитию умениястроить связные тексты Положительным является то, что в учебнике представлено большоеколичество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны,помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой – используются дляобогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. Помощь вработе учителю оказывают помещённые в конце учебника словари. При изучениилюбой темы внимание учащихся может быть привлечено к работе со словарём. Таким образом, учебный комплект по русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева) способствует и повышению языкового образования и развитию речевойдеятельности младших школьников. §2. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности. Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить,обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли всвободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметьвыражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдатьречевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливоедело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективнодействующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широкомпонимании, его организации и корректировке. В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевойдеятельности учащихся. Во-первых, повышению эффективности развития речевойдеятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык).Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должныпознакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должныовладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность иопределяет композиционную структуру урока. 1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться). 2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую нестандартное начало урока: - Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза. - Скажи наоборот: холодно - ; сладкий - ; близко - . - Назови слова с ударением на первом (втором) слоге. - Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал. 3. Продуманность отбора материала: - Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам. - Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования. - Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. - Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)». - Учу строить свободные высказывания. Для этого: а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам; б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»; в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»; г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?». Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношениеучителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательнойречи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку,продумываю ход изложения материала, вопросы к учащим

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Теоретические основы активизации познавательней деятельности младших школьников

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Трудовое воспитание младших...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconИсследование методов и методик развития математических способностей младших школьников
Формирование математических способностей у младших школьников в процессе решения математических задач

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconНарушение звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития
Взгляд современных исследователей на проблему нарушения речи у младших школьников с зпр. 4

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconДонецкая общеобразовательная школа №97
Цель: погрузиться в мир профессий, развивая основные жизненные компетентности учащихся, формирование навыков речевой деятельности,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconИнтегрированное библиотечное занятие для младших школьников
Цель: объяснить учащимся значение рисунков раскрытия содержания книги; помочь детям почувствовать силу графического искусства; раскрывать...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с детским церебральным параличом

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconРабота по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления...
Важную роль в раннем формировании интереса школьников к химии могут играть и возможные пропедевтические курсы химии в младших классах,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование речевой деятельности младших школьников Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа реферат: «Формирование речевой деятельности младших школьников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<