Скачать 83.46 Kb.
|
Урок музыки в 7 классе ( возраст учащихся – 12-13лет) Тема: Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена. Цели: 1. Формировать осознанное представление о многогранности чувств и настроений, о разнообразии музыкальных образов в музыке Шопена. 2. Развивать представления о танцевальном жанре. 3. Повышать уровень музыкальной культуры учащихся. 4. Воспитывать нравственность на музыкальных примерах в творчестве Ф. Шопена. 5.Развивать певческие способности . 6. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживание чувствам, настроениям, переданным в музыке. Оборудование: портрет Шопена; высказывания о Шопене: “Шапки долой, господа, перед вами гений” Р.Шуман. “Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” А.Рубинштейн. “Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист. Раздаточный материал: конфетти с названиями музыкальных произведений:
Карточки с цифрами от 1 до 9, буквами з, в, е, з, д, о, п, а, д, для викторины. Карточки с нотной записью (фрагменты песен “Звездопад”, “Песня туристов”). Словарь: печально, ласково, романтично, утонченно, изящно, светло, нежно, сердечно. ^ I . Организационный момент ( музыкальное приветствие ) -( 5-6 минут) Учитель: Ребята, сегодня наш урок немного необычный. Мы завершаем изучение творчества великого мелодиста мира Ф. Шопена. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения. Прежде чем мы окунёмся в его прекрасное творчество, я предлагаю вспомнить некоторые вехи из его биографии. 1. Упражнение «Мозговой штурм». ^ Фридерик Шопен (1810-1849) Вопросы для учащихся предварительно размещены на доске, учащиеся вписывают краткие ответы в таблицу.
I I . Музыкальная викторина в форме цифрового диктанта (15 минут) Учитель: У каждого цветная карточка. Расположитесь в группы по цвету (ученики работают в группах на протяжении всего урока). Перед вами знакомые произведения, ранее звучащие в классе. На столах карточки с цифрами. Расположите цифры в том порядке, в каком будут звучать фрагменты музыкальных произведений. Должно получиться девятизначное число. Викторина. 2 9 4 1 8 5 7 6 3 (каждой цифре соответствует буква, учащиеся должны расшифровать слово, слушая фрагменты музыкальных произведений) Учитель: Какое получилось слово? Ответ детей: Звездопад. Учитель: Что такое звездопад? Какие ассоциации возникают? Перед вами 2 карточки с нотной записью. Определите, на какой карточке записан фрагмент песни “Звездопад”? ^ Учитель: Почему? Что вам подсказало? Исполнение первого куплета Учитель: Какими чувствами проникнута песня? Как ее можно исполнить? Повторное исполнение Учитель: Ребята, в какое время суток мы можем наблюдать природное явление –звездопад? Ответы учеников. Учитель: Я вам предлагаю положить руки на плечи друг другу, и чуть покачиваясь, спеть песню. Не забывайте о настроении, чувствах. ^ Учитель: Как звучит мелодия? Каков характер песни? Какому самостоятельному жанру соответствуют перечисленные вами черты характера? Ответ учащихся: Вальс. Учитель: Назовите композитора, чье творчество связано с вальсами? Ответ учащихся: Ф. Шопен. Учитель: У этого композитора всего 14 вальсов и каждый из них – жемчужина. Сегодня Фридерик Шопен раскроется перед нами как композитор – романтик. Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. В какие минуты появился вальс? В каком настроении был композитор, сочиняя это произведение? ^ Анализ музыкального произведения. Учитель: Какие чувства вызвал вальс у вас? Как он повлиял на вас? Ответ учащихся Учитель: Что композитор сделал для того, чтобы мы поняли его музыку, узнали о его чувствах? Какими средствами он этого достиг? Как звучит вальс? Ответ учащихся: Все время музыка звучит печально, грустно? Учитель: Прослушайте фрагмент и поднимите руки там, где меняется настроение, характер музыки? ^ Учитель: Что изменилось? В какой форме написано произведение? Сколько образов? Ответ учащихся: Один, единый образ, который поворачивается разными своими гранями, то образ лирический, сердечный, то печальный, то просветленный, при этом сказочно полетный. Учитель: Что интересного вы узнали о Шопене? Каким человеком перед нами раскрылся Шопен? V. Работа в группах ( 20 минут) I группа «Музыкальные критики» демонстрирует видео-презентацию ,отзыв о произведениях Ф.Шопена II группа «Поэты» декламирует самостоятельно сочинённые стихотворения на тему: « Мы на уроке слушали Шопена». III группа «Филологи» раскрывает смысл выражения: «Шапки долой, господа, перед вами гений!» Учитель: Запишите то высказывание, которое ближе вам. ^ Учитель: В завершении нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд. Ответы на заданные вопросы помогут разгадать ключевое слово, зашифрованное в данном кроссворде. - Композитор-романтик ХІХ века, друг Ф.Шопена. - Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке? - Любимый инструмент Шопена. - О каком танце идет речь: «Торжественный бальный танец – шествие»? - Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф.Шопена? VІ. Отгадывание кроссворда (2 минуты)
^ Дополнительный материал Стихи учащихся
Мелодия любви рождалась и плыла. И пальцы, как стрижи, по клавишам летали. И чувственная грусть – как хрупких два крыла.
В ней было всё – начало всех начал. Она и страсть, и нежность излучала, Мятеж сомненья, светлую печаль. Какая мощь, какая тишина… Какие чувства мной овладевали Божественная музыка слышна, В ней бездны глубины людской печали. Отзывы учащихся К музыке Шопена можно обращаться в момент внутреннего перерождения – когда открываешь внутри себя новый источник света, который преображает мир. Так что есть что-то глубоко личное для меня. Творчество Шопена глубоко национальное по духу и музыкальной стилистике, сравнивается с волшебным городом. Это Родина в звуках, в нотных знаках. Мне очень близка по восприятию музыка Ф.Шопена. Лукош К. Творчество Ф.Шопена пронизано «магией» его фортепианного гения, благодаря его музыке любые жанры из бытовых превращаются в шедевры мирового уровня, становясь в ряд с лучшими произведениями прошлого, настоящего и будущего. Его музыка - это уже не танцевальная, а чисто инструментальная, средствами которой он придал новые грани своим произведениям. Кратинов Н. |
![]() | Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества польского композитора Ф. Шопена | ![]() | «Музыкальные ступеньки». Изложение нового материала 1 Способы развития музыки: исполнительское,тембровое, темповое, динамическое,ладовое,... |
![]() | Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, способствовать формированию умений работать... | ![]() | Цель: формирование представления образа счастья в музыке. Развивать умение сравнивать, анализировать различные музыкальные образы.... |
![]() | Учитель музыки: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас на урок собрала эта волшебная музыка. Кто-то из вас узнал её? Откуда она? | ![]() | Оборудование: музыкальный инструмент, диски с записями, плакаты по видам искусств |
![]() | Цели урока: раскрыть образ Печорина; найти причины трагедии его судьбы; проанализировать женские образы романа; совершенствовать... | ![]() | Тип урока: Урок-проект Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения,... |
![]() | Подростковый возраст – период жизни человека, в котором завершается дозревание его организма. Подростковый возраст еще называют старшим... | ![]() | Учитель английского языка: Козлитина О. В. (Авдеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №2) |