Курсовая работа на тему: “Функции культуры”




Скачать 337.65 Kb.
НазваниеКурсовая работа на тему: “Функции культуры”
Дата публикации22.12.2013
Размер337.65 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Культура > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Функции культуры

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА Курсовая работа на тему: “Функции культуры” Выполнила: студентка факультета ВСО 186 группы Баринова Юлия Юрьевна Проверила: Кичатова Елена Юрьевна Сызрань 2000 год План I. Понятие “культура”. II. Функции культуры: 3. Познавательная (гносеологическая) функция 4. Человекотворческая функция 5. Деятельностная функция 6. Информационная функция 7. Коммуникативная функция 8. Регулятивная (нормативная) функция 9. Ценностная (аксиологическая) функция 10. Эстетическая функция 11. Гедонистическая функция 12. Гуманистическая функция III. Заключение. Понятие “культура”. Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражаютнаш повседневный быт и доступны для каждого, другие — лишь узкому кругупосвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотойскрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуальногосверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чемсмысл его бытия? Одно из таких понятий — культура. Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом.Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). Вконтексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорическийвывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовногогумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры,и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование,развитие творческих задатков. Образно говоря, древо человечества можетпроизрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве. Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточносодержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можноговорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная,средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской иРоссии, французской и Франции), о религиозных культурах (буддийской,исламской, христианской), культурах различных социальных и профессиональныхгрупп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской .) и даже о культуреотдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.). Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ееопределения и в разнообразии самих подходов к ее определению(антропологический, философский и социологический). Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура"относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу длявсех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, икаждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагомвперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая формаобщества обладала своей, только ей свойственной культурой. Человек осознает себя культурным существом в той мере, в какойосвобождается от власти внешних и первоначально еще чисто природных сил.Культура осознается, как то, что порождено, создано самим человеком вотличие от того, что существует независимо от него. В этом смысле можносказать, что в открытии культуры нашло выражение осознание человеком своейзависимости от самого себя, от своей деятельности, от собственной творчески-продуктивной мощи. Этот вывод подтверждается историей самого термина"культура". У большинства лингвистов не вызывает сомнения, что онопроизошло от латинского "сu1tuга" (возделывание, обработка, уход,улучшение). В классической латыни понятие "культура" употребляется, какправило, в значении обработки почвы земледельческого труда - агрикультура.Происхождение термина обнаруживает его связь с активной преобразующейдеятельностью людей. В понятии "культура" фиксируется как общее отличие человеческойжизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественноесвоеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различныхэтапах общественного развития. Культура также характеризует особенностиповедения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественнойжизни. Функции культуры Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ееорганическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ейосуществлять в обществе ряд социальных функций. Действительно, культура как форма деятельности в конечном итогепредназначена для сохранения и развития своего собственного содержания,т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которуюона играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функцииосуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мирили пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокиеидеалы гуманизма — все это он делает ради себя самого. В соответствии сэтим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремленияобщественного человека.Иногда в истории культуры появлялись личности,которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. Как правило, из-занепонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать миркультуры, изолировать себя от общества . К числу таких личностей, например,относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функциидолжны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов,сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке. Схематично функции культуры можно изобразить следующим образом: Познавательная, гносеологическая функция. Культура определяется определенным критерием познания, овладениячеловеческими силами природы и общества, а также степени развития"человеческого" в самом человеке. Охватывая все формы общественногосознания, взятые .в их единстве, культура дает целостную картину познания иосвоения мира. Конечно, культура не сводится к совокупности знаний о мире,но систематизированные научные знания выступают одним из важнейших ееэлементов. Однако культура не только характеризует степень познания человекомокружающего мира. При этом культура раскрывает не только степень развитияформ общественного сознания в их единстве, но и уровень навыков и уменийлюдей, проявляющихся в их практической деятельности. Жизнь необычайносложна и все время перед людьми ставит все новые и новые проблемы. Этовызывает потребность познания процессов, происходящих в обществе, осознаниеих как с научных, так и с художественно-эстетических позиций. Культура способствует также осуществлению эвристических целей человека,его поискам наиболее продуктивных форм познания нового, открытию новыхпутей и методов социальной жизни, усилению власти человека над стихийнымисилами природы. Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-тоопределенному и немногому, но важному. В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, какправило, отводится человекотворческой функции. Так что усилия великих мыслителей, призывавших видеть в культуре лишьусловие для развития человеческих качеств, не пропали даром. Но реальнаяжизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией.Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самыхразличных функций. Культура —это своеобразное самопознание человека,поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого.Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он долженстать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознанияпередаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символовот поколения к поколению, от одного народа к другому. Деятельностная функция Начнем с того, что сам термин “культура” первоначально означалвозделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объектепод воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваныестественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так иостается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, —искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данномсообществе, — орудийную или магическую. Таким образом, в этомпервоначальном содержании термина выражена важная особенность культуры —заложенное в ней человеческое начало — и акцентировано внимание на единствокультуры, человека и его деятельности. Согласно наиболее распространенному сегодня пониманию этого термина,культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практикии ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющееиндивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менеепонимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными.История понятия культуры, многообразие ее истолкований наводят на следующуюмысль: а возможно ли строгое и вместе с тем универсальное определениекультуры?том, что эта задача, по-видимому, столь же трудно разрешима, как и попыткаразрезать пополам с помощью ножниц пламя свечи. И все же вопрекимногообразию подходов культура существует как некоторая целостность, каксвоеобразное “поле культуры”. Наметим границы, в рамках которых существуеткультура. В качестве вешек, обозначающих границы функционирования культуры,зафиксируем ряд подходов к этому явлению, которые мы, образно говоря,обозначим “пименовским”, “фамусовским”, “масскультурным” и“пастернаковским”. Остановимся более подробно на каждом из них. При этом оговоримся, чтокаждый из них в предельной форме фиксирует одно из функций культуры. В своей драме “Борис Годунов” А.С.Пушкин вкладывает в уста летописцаПимена следующую идею: Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, И пыль веков от хартий отряхнув. Правдивые сказанья перепишет... В поэтической форме Пушкиным зафиксирована одна из фундаментальныххарактеристик культуры — традиция, т.е. исторически сложившиеся ипередаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. “Каждая эпоха выбирает себе в прошлом, иногда осознанно, иногда стихийно,близкие ей по духу традиции, служащие коррелятом ее опыта” . Правильность этого наблюдения подтверждается многочисленными фактами: ужеримляне искали и находили соответствующие их опыту традиции вэллинистическом человеке и его культуре; Возрождение и Просвещениетрадиционным эталоном избрали человека классической античности; романтикиXIX в. нашли идеал для себя в мире средневековья, а люди XX в. все большеобращают свои взоры к человеку Древнего Востока — загадке, которуюнепременно хочет разгадать пытливый, урбанизированный человек нашеговремени, ибо стремительность и быстрота времени, в которое мы живем,подталкивает нас к чему-то устойчивому, стабильному. Традиция как основополагающий принцип функционирования культуры былареализована в древневосточных обществах. В силу социально-исторических,природно-географических, религиозно-этических и иных предпосылок “образпонятие” Восток при всех его многочисленных трансформациях издавнаолицетворял для европейца иной тип жизнеустройства, чем тот, к которомупринадлежал он сам. В этом качестве понятие Востока и послужило такойуниверсальной схемой, которая, сохраняясь, могла вместе с тем в разноевремя и в разных обстоятельствах наполняться новым содержанием. Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. ПонятиеВостока они отнесли к Персии и другим землям, находившимся к Востоку отгреческого мира. Но уже в Древней Греции это понятие было не простогеографическим, в него вкладывался более широкий смысл. РазграничениеВостока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина иварвара, т.е. “цивилизованности” и “дикости”. Разница культур преподносит массу несовпадений, существенных отличий.Например, символ мужской красоты в Китае выглядел так: лыс, толст, скруглым животом, с длинными ногтями, на которые надевались специальныенапалечники. Символ же мужской красоты западного образца выглядитпротивоположно: это гармонично развитый Аполлон, который обязан шлифоватькак свое тело, так и душу. Более того, красота Аполлона, по мнению греков,лучше китайского мандарина, так как организм Аполлона предполагает болеедеятельную в физическом и психическом смысле жизнь, чем жизнь китайскогочиновника, нажившего свою тучность ленью и обжорством. Но все, что не принято и не понято нами, не всегда заблуждение. В каждойкультуре своя специфика. Запад стремился ответить на вопросы, что есть мири каково место в этом мире человека, а Восток репродуцировал мир из своеговнутреннего ощущения и постижения человека как единственно достойнойвнимания самоценности. Обращаясь к практике обучения в Древней Индии, в ней находят многосвоеобразного. Обучение там не сводилось к передаче учителем ученикуинформации. В обучении преследовалась передача личных качеств учителяученику. Именно это — живая личность учителя как духовного существа — ибыло тем содержанием, которое при по- в процессе трансляции культуры. Существо трансляции традиционной культуры в том и состоит, что с помощьюряда специальных приемов духовная личность учителя возрождается в ученике.Западноевропейская ситуация “отцов и детей” здесь не имеет места. Это,кстати, исключает предательство учителя своим учеником по конъюнктурным,политическим и прочим соображениям.Принимая от своего наставника то “вечное” содержание его личности, котороекогда-то было положено в основу традиции ее родоначальником, учитель“растворяет” это содержание в своей личности и передает ученику уже несовсем то, что воспринял. Ясно, что за многие сотни лет может накопитьсятакая масса этих “небольших изменений”, что от первоначального содержаниятрадиции почти ничего не остается. Любая великая духовная традиция — это искусно построенная машина дляборьбы со временем, но, несмотря ни на какие ухищрения, время в концеконцов все-таки ломает ее. Подобного рода тревожные соображения, видимо, нераз приходили в голову учителям традиционных культур, и они пытались найтивыход из тупика. Одно из возможных решений, которое подсказывает здравыйсмысл, состоит в том, чтобы всеми мерами усилить надежность трансляциикультуры— тщательно оградить ее от всех мыслимых искажений, перетолкованийи особенно нововведений. К сожалению одних и к счастью других, на делеоказывается, что 'применение такого рода средств, какими бы локальнымиуспехами оно ни сопровождалось, не в силах спасти культуру от внутреннегоомертвления.Вся восточная культура стремилась к воспроизведению во времениколоссального количества подробностей. Она охотно пользовалась иероглифами,так как предполагала фиксацию массы сведений. В отличие от неедревнегреческая культура избрала иной путь — сведения всего богатствазнания к небольшому количеству исходных положений (Евклидова геометрия,аристотелевская логика). На место запоминания древнегреческие мудрецыпоставили диалог и состязание умов. И этот путь оказался более эффективными продуктивным. Как антипод «пименовскому» можно рассмотреть так называемый «фамусовский»подход к культуре. Этот радикально отрицательный тезис лаконично выраженследующей репликой Фамусова (персонажа А.С.Грибоедова «Горе от ума»): Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. Данная установка не является такой уж безобидной, как может показаться напервый взгляд. Именно она становится определяющей в эпоху кризиса(политического, идеологического, духовного). Кроме того, данный подход радикальным образом порывает с традициями, темсамым разрывая единство культурного процесса. История культуры предстаеткак цепь сплошных катастроф. Каждому новому поколению в соответствии стаким видением культурного процесса приходилось бы создавать те же самыеструктуры на голом месте, а проще говоря, заново изобретать велосипед.Предав забвению прошлое, вряд ли можно рассчитывать на память потомков.Выстрел из ружья в прошлое отзывается, как правило, пушечным залпом понастоящему из будущего. Информационная функция. Это передача социального опыта. В обществе нет другого механизмапередачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека непередаются генетической программой. Благодаря культуре осуществляетсяпередача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому,так и между странами и народами. Эту важную социальную функцию культура выполняет посредством сложнойзнаковой системы, которая сохраняет социальный опыт поколений в понятиях исловах, математических символах и формулах науки, своеобразных языкахискусства, в продуктах человеческого труда - орудиях производства,предметах потребления, т.е. заключает в себе все те знаки, которыерассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом смыслекультуру можно назвать "памятью" человечества. Однако необходимоподчеркнуть, что культура не просто "кладовая" накопленного человечествомсоциального опыта, а средство его активной переработки, отбора именно тойинформации, которая необходима обществу, которая представляет национальнуюи общечеловеческую ценность.Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представителисемиотического подхода к культуре. В этой функции культура связываетпоколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Но это незначит, что достаточно жить в сегодняшнем мире и читать современные книги,чтобы приобщиться к опыту мировой культуры. Необходимо различать понятия«культурность» и «современность». Чтобы стать культурным, человекунеобходимо пройти, как говорил И.В. Гете, «через все эпохи мировойкультуры». Глубокими размышлениями о сущности культуры наполнены поэтические строфыПастернака: Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней. До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины, Все время схватывая нить судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить. Свершать открытья. Здесь культура рассматривается не как нечто внешнее по отношению кчеловеку, детерминирующее формы его жизнедеятельности, но как способреализации его творческих возможностей. Примечательно и то, что культура представляется не как линейный процесс,складывающийся из необратимой временной последовательности прошлого,настоящего и будущего, а как система, в которой сосуществуют прошлое,настоящее и будущее и между которыми возможен диалог. И этот межкультурныйдиалог реализуется в человеке. Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживаетсянапором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихсяисторических условиях. Эта особенность социально-исторического процессазаставляет представителей нового поколения заниматься творческойпереработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторствопронизывают культурную жизнь общества. Проиллюстрирую данную мысль следующим житейским примером, взятым изистории моды. Функционирование обычая (традиции) теснейшим образом связанос действием моды. Между обычаем и модой происходят своеобразные и сложныевзаимодействия. Если обычай сравнивать с камнем, а моду с водой, то можно,сообразно поговорке, сказать, что вода камень точит. Мода, не входя, какправило, в резкое противоречие с обычаем и даже по большей части как будтобазируясь на нем, вместе с тем понемногу замещает в нем некоторые элементы,“вымывая” из обычая то, что входит в противоречие с изменившимися условиямии добавляя в обычаи новое. В этом взаимодействии иногда создаются довольнокомичные ситуации, как, например, на Среднем Востоке, где молодые девушки вгороде ходят в чадре (обычай) и в мини-юбке (мода). При этом с точки зренияданной культуры одно не противоречит другому. Обычай, будучи болеедолговременным и консервативным явлением, оказывает сопротивление моде, но,как правило, не одерживает победы над ней. Вторая плодотворная идея в понимании культуры связана с реализацией вценностях творческих возможностей человека. В этой идее заложенафундаментальная функция культуры — креативная (творческая, порождающая).Обращаясь к творчеству выдающихся представителей науки, искусства,философии, нельзя не видеть, что их титанические усилия приводили к прорывуиз одной культурной парадигмы к другой. Так, например, эпохальная работаН.Коперника “О вращениях небесных сфер” — переход от геоцентрическойкартины мира к гелиоцентрической. Или художники Возрождения, отказавшись вживописи от канонов христианства (обратная перспектива, временноесовмещение священного сюжета, подчиненная роль пейзажа, канонизацияцветовой гаммы и т.д.) и введя прямую перспективу, пейзаж как объектсамостоятельного эстетического любования и эмпирического, смертногочеловека, достигли того реализма, который позволил им и их потомкамобратиться к природе как к самооценке, т.е. перенести свои взоры с миранебесного на мир земной. Это явилось одной из предпосылок формированиянаучного знания. Уникальная возможность культуры проявляется в ее диалогичности. Культураневозможна без внутренне” переклички. “Персонажи” прошлых культур не уходятсо сцены, не исчезают и не растворяются в новом, а ведут диалог как сосвоими собратьями по прошлому, так и с героями, пришедшими им на смену. Ипо сей день человека волнуют трагедийные образы Эсхила и Софокла;пушкинские и шекспировские герои заставляют нас по-прежнему размышлять одобре и зле, а кантовские идеи о всеобщем мире созвучны нашей эпохе.Обращение к культуре прошлого, переосмысление ее ценностей в светесовременного опыта — это один из способов реализации творческихвозможностей человека. Осмысливая и переосмысливая прошлое, мыслитель ихудожник, ученый и изобретатель творят новые ценности, обогащают предметныймир культуры. Определяя культуру как способ реализации творческих возможностейчеловека, было бы ошибкой выводить сами новаторские потенции личности заскобки культуры. В своем воздействии на природу, в поиске и производствесредств удовлетворения своих потребностей человек формирует особый мирпредметов (отшвейной иглы до космических аппаратов, от церковной организации до судебнойпалаты, от понятия красоты до научной абстракции кривизны пространства),объективируя свой внутренний мир и тем самым расширяя предметное полекультуры. Работая с этим предметным полем, человек невольно самопредмечивается, расширяя круг своих потребностей и способностей. В этоткруг входят цели и средства. Новаторские цели, как правило, базируются наполученных результатах, которые, в свою очередь, становятся средствамикультурной экспансии человека и предполагают преобразование существующихматериальных и духовных ценностей. Человек — сам культурная ценность, и самую важную часть этой ценностисоставляют его творческие возможности, весь механизм реализации замыслов ипланов: от вовлеченных в творческой процесс природных задатков,нейродинамических систем мозга до самых утонченных и возвышенныхэстетических идеалов и “диких” научных абстракций, от эмоциональныхпереживаний, рвущихся выразиться во вне, до сложнейших знаковых систем. Иестественно, что адекватным способом реализации творческих возможностейчеловека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспектчеловеческой практики и ее результатов. Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности,так и объективный мир культурных ценностей. Смыкается для того, чтобычеловек всем напряжением своей нелегкой жизни мог разорвать это единство ив очередной раз, на новой основе своими творческими усилиями воссоздатьего. Вне такого единства бытие человека невозможно. Роль культуры как способа реализации творческих возможностей человекаразнообразна. Культура не только приглашает личность творить. Она же инакладывает на нее ограничения. Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу.Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивныхдействий антисоциальных элементов, поклонников животного эгоизма, трубойфизической силы, фашизма и расизма. Но опасно и отсутствие культурныхограничений в попытках управления силами природы. Экологический кризис.Переживаемый ныне человечеством, в определенной мере — результат отсутствияобщечеловеческих норм, предписывающих определенный порядок в отношенииобщества к природе. Культура как способ реализации творческих возможностейчеловека не может не включать в себя понимания ценности природы как средыобитания людей, к незыблемой основы культурного развития общества. Коммуникативная функция. Эта функция неразрывно связана с информационной. Воспринимая информацию,заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек темсамым вступает в косвенное. Опосредованное общение с людьми, создавшими этипамятники. Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Словосопровождает все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первуюочередь литературный, является "ключом" к овладению той или инойнациональной культурой. В процессе общения люди используют и специфическиеязыки искусства (музыки, театра, кино и т.д.), а также языки науки(математические, физические, химические и другие символы и формулы).Благодаря культуре и, прежде всего, искусству, человек может переноситься вдругие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьихобразах художник .отразил не только свои собственные представления, но исовременные ему чувства, настроения, взгляды. Культуры разных народов, как и люди — представители различныхкультур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известносравнение Б. Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когдаобмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда жеобмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обменидеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностнуюкультуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в томответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают вчеловеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. Человекрастет к человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура — это культроста, как иногда говорят. А рост происходит оттого, что человекприобщается, не теряя себя, к мудрости человеческого рода. Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизмесовременной культуры: развитие средств массовой коммуникации (радио, кино,телевидение, газета, журнал, грампластинка, магнитофон); становлениеиндустриально-коммерческого типа производства и распределениестандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры иповышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат надосуг в бюджете семьи. Все перечисленное преобразует культуру в отрасльэкономики, превращая ее в массовую культуру. Через систему массовой коммуникации печатная и электронная продукцияохватывает большинство членов общества. Через единый механизм моды массоваякультура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: отстиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологии до форм ритуаловинтимных отношений. В настоящее время массовая культура замахнулась накультурную «колонизацию» всего мира. Временем рождения массовой культуры можно считать 1870 год, когда вВеликобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. Всемстал доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман. Втораявеха — 1895 год. В этот год был изобретен кинематограф, не требующий дажеэлементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха— легкая музыка. Магнитофон и телевидение усилили позиции массовойкультуры. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Еепродукция предназначена для употребления массами. Это искусство длякаждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит,может заказать свою музыку. Искусство открыло охоту на подростка — юношу идевушку, домохозяйку, спортсмена, рабочего и т.д. Несмотря на кажущуюся демократичность, массовая культура таит в себереальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированногоманекена, человека-винтика. Серийный характер ее продукции обладает рядомспецифических признаков:а) примитивизация отношений между людьми;б) развлекательность, забавность, сентиментальность;в) натуралистическое смакование насилия и секса;г) культ успеха, сильной личности и жажда обладания вещами;д) культ посредственности, условность примитивной символики. Массовая культура — это тоже культура, точнее — часть ее. И достоинство еепроизведений состоит не в том, что они демократичны, всем понятны, а в том,что они базируются на архетипах . К таким архетипам относитсябессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И в любом обществеподобный интерес ищет пути для удовлетворения. Это, так сказать, бытовойинтерес, и он составляет базу успехов массовой культуры, ее произведений. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведениетворческой деятельности человека к элементарному акту бездумногопотребления. Высокая культура требует высокого интеллектуальногонапряжения. И встреча с “Монной Лизой” в выставочном зале совсем не похожана встречу с ней на этикетке спичечного коробка или на майке. Осмыслениепроблемы массовой культуры было начато книгами О.Шпенглера “Закат Европы”,А. Швейцера “Культура и этика”, Х.Орте-ги-и-Гассета “Восстание масс”,Э.Фромма “Иметь или быть”, где массовая культура осмысливается какпредельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетениячеловеческой личности. В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступаетэлитарная культура, основная задача которой сводится к тому, чтобысохранить в культуре творческое начало и пафос. Русский искусствовед П.П.Муратов. писал: “Современное искусствооказалось весьма чувствительным психическим аппаратом... Изумляет небывалоепреобладание абстракций. Нынешний живописец мыслит отвлеченными категориямицвета, композиции, пространства, формы, фактуры... Человек есть начало иконец всего в античном и западноевропейском искусстве. Антропоморфизм былосновным мироощущением, которое делало возможным это искусство. В конце XIX в. эта подпочва европейского мироощущения явно колеблется.Природа становится сцеплением объективных фактов, которые может разъединитьхудожественный анализ... Художник перестал видеть и чувствовать все пообразу своему и подобию. У мира изображаемого нет того центра, каким былчеловек. Сама видимость человека подлежит развитию, расчленению на тепервичные элементы, на которые разлагается видимость предметов. Нет чувстваорганизма ни в природе, ни в человеке, но есть взамен того сознаниеконструкции” . Культура выполняет и регулятивную. или нормативную функцию, выступаякак система мер и требований общества ко всем сторонам деятельности людей(труд, быт, сферы общественно-политической деятельности и межличностныхотношений). Регулятивная функция культуры поддерживается такиминаходящимися в ее структуре нормативными системами, как мораль и право,сложившиеся традиции, обряды, обычаи, образцы поведения. Выступая оценочнойхарактеристикой степени соответствия поведения и деятельности той или инойобщественной группы или личности определенным социально-нравственным нормами принципам, культура регулирует поведение человека во всех сферахобщественной жизни. Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве,он продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, сгероями книг, с Богом или с самим собой, каким он видит себя. В такомобщении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живогообщения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагаетспособность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общениякоммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мыощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на этодругого человека — это значит признавать равенство каждого по отношению кчеловечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о нормегуманизма. Разумеется, в культуре есть множество норм и правил поведения.Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей.Существуют нормы права и морали, нормы в искусстве, нормы религиозногосознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека,обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемымив той или иной культуре. Общество испокон веков распадается на социальные группы. Социальныегруппы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общиеинтересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках историческиопределенного общества. В каждой группе воплощаются некоторые специфическиевзаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом. Групповые интересы могут быть выражены через кастовые, сословные,классовые и профессиональные. Каста наиболее полно раскрывается в культуре Индии. До настоящего времениИндия настойчиво держится за это разъединяющее людей явление. Дажесовременное образование не может победить в индусе его приверженность ккасте. В книге “Культура Индии” С.Ф.Ольденбург рассказывает, с чем пришлосьстолкнуться у себя на родине образованному по-европейски индусу,пожелавшему посетить Всемирную выставку в Европе. Вернувшись домой, он былисключен из касты. Молодой человек страшно переживал это наказание и подалв суд, требуя восстановления своих прав. А основанием для столь суровогоприговора послужило обвинение нашего путешественника в том, что он обедалсовместно с иностранцами, что строжайше запрещено индуизмом. В судеисключенный из касты говорил, что у него на пароходе был запас риса и чтоон сам готовил себе обед. “К несчастью для него, свидетели выясняли, что онбывал за общим столом на пароходе, и дело его было проиграно” . Эпизод сам по себе забавный, если бы не трагизм исключения из касты,лишающего индуса всякой социальной опоры у себя на родине. Высшей кастой вИндии признается каста брахманов. Брахман не имеет права кому-либокланяться. Он принимает поклоны других, благословляя их в ответ. Индуизмпредписывает верующим каждый свой шаг согласовывать с брахманами. Без ихблагословения нет праведной жизни и смерти. Но быть брахманом — почетно иответственно. Малейшее нарушение этических норм брахманом грозит емупозором и изгнанием из касты. Еще один характерный пример проявления группового начала в культуре — эторыцарство: Рыцари- это представители господствующего сословия, но их жизнь былаподчинена строгому регламенту. Кодекс рьщарской чести предписывал сложныепроцедуры и соблюдение этикета, отход от которого даже в мелочах могуронить достоинство рыцаря в глазах других членов привилегированногокласса. Подчас регламентация этого этикета выглядела лишенной здравогосмысла. Например, прискакав к королю в разгар битвы с важным донесением,рыцарь не мог обратиться к нему первым и ждал, когда государь заговорит сним. А ведь в эти мгновения могла решаться судьба битвы и его товарищей пооружию. Рыцарю предписывалось знать и выполнять ряд придворных ритуальныхфункций: петь, танцевать, играть в шахматы, фехтовать, совершать подвиги вославу прекрасной дамы и т.д. Рыцарь должен был являть собой. образецпридворного этикета. Феномен рыцарства внес в культуру ряд таких общезначимых ценностныхустановок, как возвышенная любовь к женщине, самоценность чести идостоинства, верность данному слову, безупречная манера поведения. Проявлением группового в культуре является и классовое. Классывоспринимаются как стабильные социально-экономические группы общества,принадлежность к которым диктует индивидам определенную культуру поведения. Метод классового анализа имеет длительную историю и является важнымзавоеванием научной социологии, особенно ценным при изучении общественныхпроцессов индустриальной эпохи. Но абсолютизация классовых характеристик,подчинение им всех аспектов человеческого бытия, видимо, ложны и заключаютв себе мощное деструктивное начало. Возведение классового подхода в“категорический императив” исторического познания приводит кпознавательному и социально-практическому тупику. Последовательное осуществление классового подхода реализуется черезотношения господства и подчинения, где одни — знающие, просвещенные,передовые и сознательные — командуют другими, предписывая всем следоватьодному методу, четко проводить в жизнь принцип: “кто не с нами, тот противнас”. В пролетарской идеологии даже язык классового сознания приобретаетармейский характер (передовой авангард, арьергардные бои, битва за власть,идеологический фронт и т.д.). Вульгарно-социологическая классовость оборвала нить историческойпреемственности развития России, представляя ее историю в самых мрачныхкрасках. Деление на “красных” и “белых”, “своих” и “чужих”,“революционеров” и “контрреволюционеров”, “прогрессивную” и “реакционную”культуру, поиски “дворянских” и “пролетарских” корней в биографиях итворчестве писателей, философов, ученых вычеркнули из истории целые эпохи,направления и пласты культуры. Класс — категория социально-экономическая, но в марксистской идеологииона считалась скрытой пружиной всех общественных мотивов и целей, а этовело к диктату политики над всеми сферами жизни. Это, в свою очередь,породило форму тоталитарного мышления, которое в данном случае понимаетсякак одномерность, сведение многообразия к единообразию. Замятин Е. уже в 1920 г. осознал ужас последствий классового принципа вкультуре, считая, что ничего хорошего нельзя ждать от культуры, в которойвсе подчинено обожествлению будущего и культу “мы” в ущерб интересам разумаи личности. Абсолютизация классового противоборства с неизбежностью оборачиваетсяоправданием насилия и чудовищным преувеличением его роли не только втеории, но и на практике, т.е. культура ориентируется на антигуманизм.Новый человек должен спокойно относиться к трагическому, испытывать красотуужаса, борьбы, уметь ценить в страданиях героев их героизм и не обращатьвнимания на их раны и стоны. Свобода от мелочного страха, от трусостипокупается ценою привычки к ужасному. Любая классовая “правда” ущербна и частична, хотя бы в силу давящегоизнутри группового эгоизма, претензий на исключительность. Заложенное в нейразличие рано или поздно оборачивается разделением, а разделение —антагонизмом, обрекая человечество на глобальную схематику двухзначнойлогики: нескончаемые распри, войны и междоусобица. Апологетика классовостистала трамплином для возведения “железного занавеса”, “берлинской стены” идругих символов идеологической конфронтации. Благодаря ей внеклассовое, атем более общечеловеческое объявлялось враждебным коммунистическомудвижению, коммунистическим идеалам. Конечно, классовый подход имеет право на существование, и, покасуществуют классы, он неизбежен. Клеймить его и противопоставлятьобщечеловеческим ценностям бессмысленно. Имеет смысл лишь понять, чтоприоритет общечеловеческих ценностей не исключает объективной оценкиклассовых интересов, а противостоит той установке, которая считаетклассовые ценности высшими и единственными. Классовые ценности неотменяются, а занимают свое место внутри общечеловеческих, рядом свнеклассовыми. Что же такое общечеловеческое? Об этом философы размышляли еще вдревности. Так, Платон утверждал, что всеобщее — это нечто идеальное,обладающее статусом действительности. Аристотель же считал, что у всеобщегонет реальной действительности, единичное и особенное рождаются извсеобщего, но нет ни чистой индивидуальности, ни чистой всеобщности. В нынешних спорах об общечеловеческих ценностях обнаруживаются следыклассической дилеммы. Считается, что общечеловеческое — это чистаяидеализация, нечто неосуществимое и не существующее в реальнойдействительности. Но люди имеют о них представления, обозначают их разнымитерминами и хотят к ним приобщиться. Это идеалы, которые создаются людьмидля того, чтобы жизнь имела цель и обрела смысл. Другое толкование более прозаичное: общечеловеческое — это общие для всехисторических эпох условия жизнедеятельности людей и правила человеческогообщежития. Здесь за общечеловеческое выдаются “естественные интересы”:накопительство и потребительство, жажда жизни и желание личной власти,опасность смерти и страх перед ней. Но в каждой религии эти “естественныеинтересы” трактуются по-разному. А это создает ситуацию конфронтаций -религий: какая религия более естественная и совершенная? От конфронтациирелигий можно идти или к плюрализму религиозных ценностей или к диалогукультур. Плюрализм ценностей — это статическое равновесие, лишенноеистинности и общечеловеческого начала. Наивно считать, что общечеловеческие ценности можно просто выдумать. Нифилософы, ни политики, ни отцы церкви не смогут их навязать обществу.Общечеловеческое не может быть вне времени и пространства. Общечеловеческое— это идеальная форма всеобщности, которая реально достигнута человечествомна данной ступени истории и которая непосредственно обнаруживает себя вдиалоге культур. С этой функцией связана аксиологическая (ценностная) функция культуры,она фиксирует способность накопления в культуре художественных ценностей иих влияние на образ мыслей и поведение человека. Все многообразиематериальной и духовной культуры может выступать в качестве материальных идуховных ценностей, которые оцениваются в плане истины или не истины,прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого илинесправедливого и т.д. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций индивидаобразуют своего рода ось его сознания, обеспечивающую определеннуюпреемственность культуры и мотивацию его поведения. В силу этого ориентациивыступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующие поступкичеловека. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности,показатель меры его социальности. Это - призма восприятия не тольковнешнего, но и внутреннего мира индивида. Таким образом, аксиологическаяили ценностная функция культуры проявляется не только в оценке культуры, еедостижений, но и в социализации личности, в формировании общественныхотношений, поведении людей. Некоторые авторы различают нормы-регламентации и нормы-ориентации, илинормы целеполагания. Две последние связаны с оценочной (аксиологической)функцией. О ценностях и их роли в культуре мы уже упоминали в начале даннойтемы. Когда в обществе утрачивается представление о ценностях или оносовпадает с представлением о нормах-регламентациях, иссякает как бытворческий импульс культуры. Именно в таком обществе постепенно происходитбюрократизация всех отношений. И наоборот: если ценности представляются чем-то более значимым, чем нормы-регламентации, то развитие культуры частополучает дополнительный импульс. Так когда-то возникла культураВозрождения, которая ценность свободной и творческой личности поставилавыше норм — регламентаций средневековой религии, схоластики и сословности.Перечисленные функции культуры обычно относят лишь к духовной.Договорившись о том, что духовная культура играет главную роль, будемсчитать, что ее функции — это все же главные функции культуры. Что касаетсяфункций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из основнойее функции, из ее роли: быть фундаментом духовной культуры и ее функций". Эстетическая функция культуры, прежде всего, проявляется в искусстве, вхудожественном творчестве. Как известно, в культуре существует некая сфера"эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного,возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесносвязана с эстетическим отношением к действительности, к природе.В.Соловьев подметил, что “красота, разлитая в природе в ее формах икрасках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою”, аэстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а впродолжении того художественного дела, которое начато природой ". Эстетическое чувство прекрасного сопровождает человека постоянно,обитает в его жилище, присутствует при всех важнейших событиях его жизни.Даже в суровые минуты в истории человечества - минуты смерти, гибели,подвига - человек вновь обращается к прекрасному. В момент гибелианглийского парохода "Титаник", столкнувшегося с айсбергом, музыканты,которым не хватило шлюпок, заиграли Героическую симфонию Бетховена. Асколько раз в Великую Отечественную войну моряки России мужественнопринимали смерть с песней о бессмертном "Варяге". Элитарное искусство развивается в двух основных теоретических формах — эстетического изоляционизма и панэстстизма. Типичным проявлением эстетического изоляционизма является концепция “чистого искусства или “искусства для искусства”, реализовавшая себя в России в художественном объединении “Мира искусства”. Это объединение оформилось в 1898—1899 гг. в Петербурге. А.Н. Бенуа (лидер группы), К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Е.Е Лансерс, Л.С. Бакст — основные участники объединения. Главная организаторская роль принадлежала С.П.Дягилеву, а деятельными участниками выставок были В.А. Серов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь и др. “Мир искусства” отстаивал свободу индивидуального самопроявления вискусстве. Все, что любит и чему поклоняется художник в прошлом инастоящем, имеет право быть воплощенным в искусстве, независимо от злобыдня. При этом единственным чистым источником творческого энтузиазмапризнавалась красота, а современный мир, по их мнению, красоты лишен. Жизньинтересует представителей “Мира искусств” лишь постольку, поскольку она ужевыразила себя в искусстве. Ведущим в живописи становится историко-бытовойжанр. История предстает здесь не в массовых движениях, а в частныхподробностях минувшего быта, но быта обязательно красивого, эстетическиоформленного.Период расцвета театрально-декоративной деятельности “Мира искусств” связанс русскими сезонами Дягелева в Париже, куда были привлечены самые крупныесилы русского искусства: Ф. Шалягош, А- Павлова, В. Нежинский, Фокин и др. Панэстетизм “возвышает” искусство над политикой, наукой, моралью.Художественно-интуитивным формам познания отводится мессианская роль в“спасении мира”. Эти идеи звучат в творчестве многих российских поэтов. Ониже выражены в теоретических концепциях Ф.Шлегеля, А.Бергсона и Ф.Ницше. Обращаясь к западноевропейской культуре, нетрудно обнаружить первыепопытки осмысления элитарности в творчестве Гераклита и Платона. У Платоначеловеческое познание делится на знание и мнение. Знание доступноинтеллекту философов, а мнение — толпы. Следовательно, здесь впервыевыделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа —хранитель и носитель высшего знания. В эпоху Возрождения проблема элиты была поставлена Ф.Петраркой в егознаменитом рассуждении “О подлинном благородстве”. Благородство поинтеллекту, а не по рождению, дань уважения личным заслугам, а недворянским титулам — вот основа принципиальной новизны в постановкегуманистами этого вопроса. Когда в 1487 г. император Фридрих III коронуетлаврами поэта Конрада Цельтиса, возвышая его над всеми придворными, — этодань таланту. А ведь Цельтис — сын простого крестьянина. Цельтис гордитсясвоим происхождением, постоянно вспоминая о нем. И это не мешает ему бытьпочетным гостем в домах самых знатных и богатых людей его времени, ибо онудостоен самим императором находиться в числе художественной элиты. “Чернь”, “презренные” люди для гуманистов — это необразованныесограждане, самодовольные неучи. Именно по отношению к ним сообщество гуманистов ставит себя в позициюизбранного общества, интеллектуальной элиты. Так появляется та категориялиц, которую впоследствии стали именовать “интеллигенцией. Теория элиты — логическое завершение тех процессов, которые происходили вхудожественной практике западноевропейской культуры во второй половине XIX— середине XX в.: распад реализма в пластических искусствах, появление ипобедоносное шествие импрессионизма к постимпрессионизму и даже кубизму,трансформация романного повествования в “поток жизни” и “поток сознания” втворчестве М. Пруста и Дж. Джойса, необычайно цветистый символизм в поэзии,проявившийся в творчестве А. Блока и А. Белого. Исходя из этого возникла потребность в теоретическом осмыслении понятияэлитарной культуры, которая нашла свое отражение в трудах Ф. Ницше, Х.Ортеги-и-Гассета, В. Парето и др. Наиболее цельно и последовательно концепция элитарной культуры изложена вработах Х.Ортеги-и-Гассета. Наблюдая зарождение новых форм искусства с ихбесчисленными скандально-крикливыми манифестами, неординарнымихудожественными приемами, Ортега дал философскую оценку этому авангарду XXв. Его оценка сводится к утверждению, что импрессионисты, футуристы,сюрреалисты, абстракционисты раскалывают почитателей искусства на двегруппы: на тех, кто понимает новое искусство, и тех, кто не способен егопонять, т.е. на “художественную элиту и широкую публику”. По мнению Ортеги, элита есть в каждом общественном классе. Элита — этонаиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокиминравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно онаобеспечивает прогресс. Поэтому художник вполне сознательно обращается кней, а не к массе. Поворачиваясь спиной к обывателю, художникабстрагируется от реальности и одаривает элиту усложненными образамидействительности, в которых причудливым образом сочетает реальное инереальное, рациональное и иррациональное. С эстетической функцией связана гедонистическая функция. Гедонизм впереводе с греческого означает наслаждение. Люди получают удовольствие отпрочитанной книги, осмотра архитектурных ансамблей, музеев, посещениятеатров, концертных залов и т. п. Удовольствие способствует формированиюпотребностей и интересов, оказывает влияние на образ жизни людей. Главной, синтезирующей функцией культуры, отражающей ее социальныйсмысл, является гуманистическая функция Все названные выше функции так илииначе связаны с формированием личности, поведением человека в обществе, срасширением его познавательной деятельности, развитием интеллектуальных,профессиональных и других способностей. Гуманистическая функция проявляется в единстве противоположных, ноорганически взаимосвязанных между собой процессов: социализации ииндивидуализации личности. В процессе социализации человек осваиваетобщественные отношения, духовные ценности, превращая их во внутреннююсущность своей. личности, в свои социальные качества. Но эти отношения,ценности человек осваивает по-своему, неповторимо, в индивидуальной форме.Культура - особый общественный механизм, осуществляющий социализацию иобеспечивающий обретение индивидуальности личности. Заключение Вопрос о высоком культурном измерении человека в преддверии XXI в.встает с особой настойчивостью. Если в средневековье мыслители, размышляя осудьбе человека и его назначении, уклонялись к мысли, что конец светанеизбежен, то сейчас, живя в разрываемом и " кровоточащем мире, мы воочиюубеждаемся, что именно течение этих лет определит, как человечество будет 'жить в третьем тысячелетии. Две мировые войны, кровавые революции и контрреволюции, борьба запередел мира, колониальные и межнациональные войны, тоталитарные режимы иконцентрационные лагеря показали, что не только индивид — хрупкоебиологическое существо. Практика массового уничтожения людей без суда иследствия доказала, что и миллионы граждан могут быть «внезапно смертны». XX. век обнаружил также, что человек может быть и духовно смертным.Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья —потреблением, высших идеалов — практицизмом, духовности — сухимрационализмом — вот реальный путь духовной деградации личности, ибо безнравственных начал неизбежно одичание, оскуднение, неуважение к себе инеуважение к другим. Как писал Мальро, мы имеем дел с «первой цивилизацией,которая может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своиххрамов, ни своих гробниц» . Ему вторит Х.Ортега-и-Гассет: горька «наша-растленная эпоха, где смешивались провалившиеся перевороты, обезумевшаятехника, мертвые боги и истощенные идеологи, где посредственные силы могутсегодня все уничтожить, но не смогут больше победить, где разум опустилсядо прислужничества перед ненавистью и угнетением». Эти размышления могут навести на мысль о том, что не все явлениясоциальной жизни можно отнести к культуре. Такие социальные феномены, какканнибализм, войны, концентрационные лагеря являются теми «озоновымидырами» на теле культуры, которые приводят к разрыву этого тела и,следовательно, к деформации духовного мира человека. Есть законы человеческого рода, в пределах которых индивид и можетсуществовать как человек. Человек, «вольноотпущенник природы», может несчитаться с ее законами, но расплата в этом случае неминуема, неотвратима.Точно так же человек обязан считаться и с законами экономики, политики,логики и красоты. В этом смысле можно говорить о том, что существует возмездие за зло. Злонаказуемо потому, что, совершая злые поступки, человек поднимает руку насебя, истончая и губя в себе человеческое, лишая себя возможности подлиннойжизни. Нравственность и, соответственно, духовность, призваны выполнить в нашенепростое время своеобразную роль запретов — табу на все поползновенияпротив идеи самоценности человеческой жизни. Этот запрет может быть сформулирован в форме знаменитого кантовскоготребования: “Никогда не относись к человеку как к средству”. Список использованной литературыКузнецов П.Е. Культурология, Самара, 1999 годВебер М. Избранное, Образ общества. М., 1994 годПопов Е.В. ВВедение в культурологию, М., 1996 годВиндельбанд В. История новой организации и ее связи с общей культурой иотдельными науками, СПб., 1973 годКраткая философская энциклопедия, М., 1994 годМилюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, М., 1993 годСорокин П.А. Человек. Цивизация. Общество., М., 1992 годШвейцер А. Культура и этика, М., 1973 годПереломов Л.С. Проблемы философии культуры, М., 1984 годОльденбург С.Ф. О России и русской философской культуре, М., 1990 годЛоеский Н.О. История русской философии, М., 1991 годРозанов В.В. Религия. Философия. Культура., М., 1992 годФилософский энциклопедический словарь, М., 1983 годХайдеггер М. Время и бытие, М., 1993 годЗезина М.Р. История русской культуры, М., 1990 годЗеньковский В.В. История русской философии, СПб, 1991 годЗеньковский В.В. История культуры России, М., 1993 годЛипс Ю. Происхождение вещей, М., 1954 годОртега-и-Гассет эстетика. Философия культуры, М., 1991 годБалакин С.В. История отечественной культуры, М., 1995 год----------------------- Гедонисти-ческая Коммуни-кативная Ценност-ная Познава-тельная Регулятив-ная Эстети-ческая Функции культуры Деятель-ностная Человекотворческая Гуманисти-ческая Информационная

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconКурсовая работа по дисциплине Финансы и Кредит на тему «Центральный Банк РФ и его функции»

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconКурсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни...

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconКурсовая работа По предмету: Финансы предприятия На тему: «Функции финансов предприятия»

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconКурсовая работа по Теории Государства и Права на тему: «Функции государства...

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconКурсовая работа по дисциплине: Основы предпринимательства на тему:...
Культура предпринимательства играет важную роль в функционировании предприятия и является неотъемлемым элементом организации предпринимательской...

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconКурсовая работа На тему: Функции государства
Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей,...

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconКурсовая работа по теме: функции государстваработу

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconКурсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей»

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconКурсовая работа по теме: «Структура и функции государственного аппарата»

Курсовая работа на тему: “Функции культуры” iconРеферат на тему: Культурология как наука. Предмет, структура, функции культуры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<