Исэт ноу ''Санкт-Петербургский институт современной экономики и технологий''. реферат по предмету ''Культурология'' на тему: "Язычество Древней Руси".




Скачать 208.3 Kb.
НазваниеИсэт ноу ''Санкт-Петербургский институт современной экономики и технологий''. реферат по предмету ''Культурология'' на тему: "Язычество Древней Руси".
Дата публикации22.01.2014
Размер208.3 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Язычество Древней Руси

ИСЭТ НОУ ''Санкт-Петербургский институт современной экономики и технологий''. Реферат по предмету ''Культурология'' на тему: "Язычество Древней Руси". Выполнила: студентка II курса экономического факультета Л. Ольга Николаевна Проверила преподаватель: Лебедева Валентина Генриховна Санкт-Петербург 1999г. '' И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский''. … (Повесть временныхлет) ВВЕДЕНИЕПериод, предшествующий становлению Русской государственности, религия исобытия этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашейкультуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о техвременах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иныхавторов, живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизньвосточнославянских племен еще в догосударственную эпоху, они зафиксировалиосновные черты общественного строя древних славян, рассказали об ихверованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо известны в Византийскойимперии. О них писали такие авторы, как Прокопий Кессарийский, живший в VIв., византийский император Константин VII Багрянородный (913-959). А такжедля изучения Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части,использовались археологические и этнографические исследования. Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических,примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской"религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилосьсложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный моментогромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычествопомогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии,делая мир ближе и понятнее. Этнографические исследования показывают поразительную живучестьмногих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство.После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям,но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которыескладывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, врезультате русское православие, по крайней мере в народном представлени,превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества.И многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт,представляющий интерес для искусствоведов, этнографов и историков, влияниекоторого трудно переоценить на дальнейшую судьбу Русского государства.. Древнейшие цивилизации на территории Руси В настоящее время доля славян в славяноязычных странах составляет от 70% до95%. Однако такое положение сложилось относительно недавно. На заре нашейэры лишь северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян. Помере освоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусовсмешивались с местными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи.Поэтому особенно важно учитывать огромную роль неславянских народов встановлении Древнерусского государства. Северное побережье Чёрного моря и Кавказ ещё в доисторические временабыли заселены Скифами. Скифы, в данном случае, могут отождествляться сиранцами, таврами, фракийцами, финскими и праславянскими племенами.Изначально Скифы были кочевниками, но позже основная их масса перешла коседлому образу жизни и образовала "Скифское царство", которое находилосьв постоянных контактах со своими соседями. Примерно в 7 в. до н. э.началась колонизация Северного Причерноморья древними греками.Колонизаторы встречали сопротивление со стороны скифов, но, как правило, влокальных стычках выходили победителями, обращая в рабство непокорныеплемена. Впрочем, рабы-скифы не пользовались большим спросом из-за ихстроптивости, поэтому большей частью скифов оставляли на местах и собиралидань в виде великолепной пшеницы, меда и изделиями других ремесел. Позжескифам приходилось вести борьбу и с Римлянами. Только в прошлом веке российскими археологами была открыта ещё однасвоеобразная культура, существовавшая примерно в 2-4 веках нашей эры иназванная историками "черняховская".Следы "черняховской" культуры были найдены на побережье Днепра, недалеко отКиева. Этнически "черняховцы" были близки к иранцам, вместе с тем среди нихмогли быть и другие народы, в том числе и праславяне. Известно, что"черняховцы" имели весьма тесные контакты с Римской империей и готскимиплеменами. Высокая концентрация населения, а также высокий уровень развитияземледелия и ранних ремёсел создали предпосылки для созданиягосударственности, но самобытная цивилизация не устояла под ударами гуннов. Большие изменения в демографическую обстановку на территории нашейстраны в то время внесло гуннское нашествие. Гунны были известны ещёдревним китайцам. Примерно во 2 веке до н.э. они были вынуждены отойти назапад под давлением войск "поднебесной" и где-то ко 2 веку н. э. вышли кВолге. На берегах Волги гунны вынуждены были задержаться почти на двастолетия, поскольку встретили сопротивление со стороны алан (иранцев).Позже, сломив сопротивление аланских племён, гунны устремились на поселения"черняховцев" и далее на запад. Весьма воинственные гунны вели кочевойобраз жизни, тем не менее, испытывая на себе влияние культур покорённыхнародов, все более тяготели к благам цивилизации. Знаменитый гуннский царьАттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Таким образом,можно говорить о появлении на карте мира к 4-5 вв. гуннского государства,простиравшегося до границ римской империи, и которое представляло собойсложный конгломерат народов, где пришлые гунны уже составляли меньшинство.После смерти Аттилы, начались распри среди наследников и покорённые народы,воспользовавшись ситуацией, оттеснили гуннов на восток в причерноморскиестепи. В составе гуннских племён можно выделить прототюрков. Поначалу ихроль не была доминирующей, но положение стало меняться в 6 веке, когда свостока, из пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный потокпрототюркских племён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация,названная Тюркский каганат и которая простиралась на огромном пространствеот Монголии до Волги. В каганате существовала чёткая иерархическаяструктура, во главе которой находился хакан, имеющий неограниченную властьи приравненный кочевниками к китайскому императору. Позже Тюркский каганатраспался на две части, из которых так называемый Западнотюркский каганатвластвовал на территории от Алтая до Волги, а затем распространил своювласть и на часть предкавказья. Самым серьёзным последствием этого образования был приход тюрок назапад, в том числе и в Восточную Европу. На лесостепной территорииутверждался доминант славян. Только на центральном Кавказе сохранился мощный массив аланского(иранского) этноса, который оправился после гуннского погрома и воссоздалсвоё политическое объединение - Аланский союз. В 7 в., распадается Западнотюркский каганат и из него,самостоятельным образованием, выделяется Хазарское царство. Изначальнохазары описывались разными источниками как представители монголоидной расы,однако, позже они имели уже иной облик с явным преобладанием европеоидногорасового типа. Это говорит о том, что, будучи представителями гуннскихплемён, хазары смешивались с местными народами. Центром Хазарской державысначала был Приморский Дагестан, где находились первые две столицы -Баланджар и Самандар. Известно, что хазары часто выступали союзникамиВизантии в войнах с Ираном. Также, они активно соперничали с арабами и из-за войн с ними вынуждены были перенести свою столицу севернее, в устьеВолги. Более того, хазары пошли дальше на северо-запад. Русские летописиотмечают, что им платили дань славянские племена - вятичи, радимичи и какое-то время поляне. В покорённых хазарами странах поднимались восстания. К первойтрети 9 в. освободились славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки сброситьхазарскую власть предпринимались в Волжской Болгарии - небольшомгосударстве, возникшем на Средней Волге. В 10 век Хазария вступилаослабленной. Главным врагом её теперь была Русь, которая разгромилаХазарский каганат. Происхождение славян Вплоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания ославянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне возникли врезультате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, сразличными другими этносами Восточной Европы. Ареал расселения праславян, которые, как полагают лингвисты,отделились от родственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э., был весьманевелик. В ранних источниках праславяне назывались венедами и связывалиськак с германскими племенами, так и с финнами. Отсюда можно сделатьпредположение, что венеды занимали часть территории нынешней Польши,Белоруссии и Украины. На протяжении 2 веков славяне оттеснили илиассимилировали какую-то часть других народов с побережья Балтийского моряи, позже, заняли районы Прикарпатья. Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения.Примерно в одно время с заселением тюрками степной части Юго-ВосточнойЕвропы, её лесостепную часть постепенно осваивали славяне, которые уже к 5в. вышли к среднему Днепру. Затем они продвинулись в бассейн реки Десны,получившей славянское название ''Правая''. Любопытно, что основная частькрупных рек на юге сохранили свои старые, иранские названия. Так, Дон -просто река, Днепр - объясняется как глубокая река и т. д. Главными врагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если не сталисоюзниками гуннов, то, во всяком случае, смогли использовать сложившуюсяситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в лесостепной части местноенаселение значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда многочисленным ине было. При этом славяне первоначально как жители лесов продвигались вдольбольших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортнымиартериями для лесных и лесостепных областей. Местное население (иранское,балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами, какправило, мирным путём. До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают о славянах, но,позже информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началомактивной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились квизантийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западныеславяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним жеотносились и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которыесчитались особой, скорее всего восточной, группой славян. Византийские писатели выделяли антов как храбрейших из славян.Любопытно, что анты и склавины часто враждовали друг с другом и этим умелопользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей. Целесообразно привести отрывок описания славян в византийскомтрактате ''Стратегикон'': " Племена славян многочисленны и выносливы, легкопереносят жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище. К прибывающим кним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки внимания, охраняютих. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных,лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, унеудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах многовыходов вследствие случающихся с ними опасностей. Опытны они также и впереправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественновыдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из остающихсядома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. Приэтом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши,доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат спомощью их и выдерживают много часов, так что не возникает на их счётникакого подозрения... Поскольку у них много вождей и они не согласны другс другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей илидаров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на другихнападать". Упоминаемые византийцами славянские вожди - это вовсе не цари иликнязья, а скорее предводители военных дружин. Дружины всегда шли впередисвоего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию,как бы готовя её к славянской колонизации. Славяно-Русское язычествоа) Классификация и общие сведения.«Язычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший вцерковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского.Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разногоисторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, ипредставления первобытных племен, и дохристианские верования славян,финнов, германцев, кельтов и домусульманская религия татар. Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзяпонимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариантпервобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русскогопроисходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам. Главным, определяющим материалом для изучения язычества являетсяэтнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детскиеигры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса;важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографическиематериалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив историипознания мира и природных явлений человечеством. Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическимиориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия,начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений ит. п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии ифазы их развития. В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложилпериодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии: 1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природуи деливший духов на враждебных и благожелательных. 2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц".Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитостивсего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрногоплодородия. 3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома,а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. Присоздании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством вкняжеско-государственном культе 10 в. 4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжалосуществовать, отодвинувшись на "украины" государства. Праславянское общество в 6 - 4 вв. до н. э., занимавшее восточнуюполовину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. Сэтой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период,завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостностьобозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов -кочевников (3 в. до н. э.) и вторжением гуннов (4 в. н. э.). Внутри этогопериода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешнимисобытиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежомявляются 5 - 6 века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новыхявлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новыенаезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых,славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. Вэтом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом,которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах","собраниях".Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, какплуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит сменаславянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог", удержавшеесянавсегда.б) Мир в представлениях древних славян. Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес иподземно-водной зоны. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость,окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двухрек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где бычеловек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору,славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то накраю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находитсяхрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это— отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием.Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу,плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменнымигородами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков,направляется в свои налеты на Русь. Это — реальное историческоечерноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившеевременами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраиныславянской прародины или, что то же самое, от южной окраины славянскихцарств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишьза три дня. Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва,рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающейкорни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов изаклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочныммиром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожая" была Макошь,введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиняплодородия.Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималосьпервобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским,одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишьплоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотникимезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге,поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться влесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важноеастрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количествамедленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегдауказывающая Север. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и вчеловеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Еслиохотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовалитучи ("тучные", содействующие плодородию дождевые облака) и солнце.Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана("росы") привела к своеобразному представлению о постоянных запасах водыгде-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, внепредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в видедождя, "утучнить" ее и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шагдо представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями,грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницампоявился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великийжизнедавец, вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель. Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла иусловие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элементслучайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощениемзакономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен начетырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце визобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра,знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другиенароды, принимали геоцентрическую модель мира. В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе миратоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи,когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями иозерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками,пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклореще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен былпроизойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, воблике и сущности мира. Важной частью представлений о подземном мире являетсяобщечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнцена закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночноепродвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками,лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавшийсолнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнцепо небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.в) Обряд погребения. Особое место среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжениидлительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видовпогребального обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное погребениескорченных трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона вчреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтомуумершего и хоронили подготовленным к этому второму рождению. Праславяне ещев бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности.Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный новымивоззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либодругом существе (звере, человеке, птице...), а перемещается в воздушноепространство неба. Культ предков раздвоился: с одной стороны, невесомая,незримая душа приобщалась к небесным силам, столь важным для техземледельцев, у которых не было искусственного орошения, а все зависело отнебесной воды. С другой стороны, благожелательных предков, "дедов",необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Это достигалосьпосредством закапывания сожженного праха в землю и постройки надпогребением модели дома, "домовины". Много времени спустя, в 9 - 10 вв. н.э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой частирусской знати в третий раз появился обряд простого захоронения безсожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихсясвязей с христианской Византией. Но как только началась многолетняя война симперией, великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации.Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиознымисооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых должныбыли быть видимы в радиусе около 40 км, т. е. на пространство четырех -пяти тысяч квадратных километров! Вот что пишет арабский путешественник и писатель Ахмед Ибн-Фадланво время поездки в качестве посла багдадского халифа в Волжскую Болгарию всвоем сочинении, называемом ''Книга'': «Итак, они положили его в могиле ипокрыли ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки егоодежд и их сшивания. А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль,кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то,что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть – для егосемьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна)треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда егодевушка будет сожжена вместе со своим господином.»г) Волхвы. Славянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы ив первые два столетия ее формирования (9 - 10 вв.), когда культ Перуна,бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религиейКиевской Руси. Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Жрецы ещене выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам приносилипредставители родовых союзов; а о сношениях с низшими демонами земли, обизбавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услугзаботились вольнопрактикующие волхвы или волшебники. В составе всего ихсословия было много различных разрядов. Известны "волхвы-облакопрогонители", те, которые должны были предсказывать и своимимагическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, "волхвы-хранильники", руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетови оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Творчествоэтой категории волхвов могут изучать как археологи по многочисленнымдревним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы попережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвенно обращающейся кнебу, богинями весны, едущими на конях "с золотой сохой" и многочисленнымисимволическими узорами. Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы-кощунники", сказители "кощун" - мифов, хранители древних преданий иэпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", чтосвязано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвовсуществовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать), чаровницыи "потворы".д) Пантеон языческих богов. Около полутора столетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с языческойсистемой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпохуСвятослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимойрелигией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшемуна Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядоченияпервобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её всоответствие с новым уровнем государственной жизни. К концу 10в., в результате реформ, целью которых было объединениевсего государства под властью одного человека, на Руси складывается пантеонВладимира, где языческие божества были расставлены в порядке ихстаршинства и каждому из них были условно противопоставлены античные боги ихристианские святые. ПЕРУН Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, бог громаи молний, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов наБалканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-10вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподобленпророку Илье. СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнеепервенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобенхристианскому богу-творцу Саваофу. В греческой мифологии ему приблизительносоответствует Уран. Стрибог оспаривал у Перуна место на славянском Олимпе.Другие высшие боги, по свидетельству некоторых древних рукописей, считалисьего сыновьями, - «Сварожичами». ДАЖДЬ-БОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы,солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствуетантичному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Даждьбог иСтрибог оба были небесными богами. Даждь-бог: слово, которое преждепереводили «палящий бог», а теперь переводят как «дай богатство». МОКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат"вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравненак греческой Деметре "Земле-матери" и христианской матери божьей. Частоизображалась с турьим "рогом изобилия". СЕМАРГЛ - Божество семян, ростков и корней растений. Охранительпобегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра".Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имелпрямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой. ХОРС - Божество солнечного светила. Представлял собою некоенеотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаныритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". ОтношениеХорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном угреков. ВЕЛЕС – Скотий бог, хранитель стад, смешанный впоследствии схристианским св. Власием, был первоначально солнечным богом. В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоитобщегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как боггрозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляютдревние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Мокошь и Дажьбог.В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняетДаждьбога, и Семаргл - Мокошь.е) Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян. Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаясяпод влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безогляднозаимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своемудошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира,своему представлению о прекрасном. Язычникам были известны многие виды искусств. Они занималисьживописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль визучении культуры и быта играют археологические исследования.Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта вгородской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донеслидо нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женскихукрашений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. Надиадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления омире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о"Кощеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов...Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашниххудожников. Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не толькофункциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшаласьизображениями берегинь, рожаниц, символами солнца, земли и отражаламногоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором,земле соответствовала обувь и т. д. К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и длянас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмахможно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично дляпериода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианскогосвятого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест идревние славянские символы. Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. Врезультате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, вкотором отражались их верования и быт: 1. Праздник первых ростков - 2 мая. 2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая. 3. Ярилин день - 4 июня. 4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня. 5. Праздник Купалы - 24 июня. 6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля. 7. Отбор жертв, для праздника Перуна - 12 июля. 8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля. 9. Праздник Перуна - 20 июля. 10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей. 11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа. 12. Рождение нового солнца. (Новый год)- конец декабря, начало января. 14. Победа солнца над зимой – «смертью», олицетворявшейся в виде женского божества Марены. Борьба светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием,теплого лета с холодной зимой, светлого дня с ночью – этот сюжет проходитчерез все представления арийцев. Подобно другим арийским народам, славянепредставляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы ипоочередной победы одной из них.И ВЫВОДз всего этого мы можем сделать вывод об общем положении религии у славян наданный промежуток времени до момента принятия христианства, а также о еероли и влиянии впоследствии. 1. Жрецы еще не выделились в особое, обособленное по своимфункциям, месту проживания и отличительным признакам сословие. 2. Место жертвоприношения и поклонения богам, славянское«капище», не превратилось в храм даже тогда, когда на этом месте сталиставить изображения богов, языческие «идолы». 3. Славянская религия не успела еще выработать строгих формкульта, не стала учением, а значит, не могла выполнять свою функцию пообъединению людей разных племен под управлением централизованной власти, вчем так нуждались восточные славяне в X – XII веках. 4. Богов не отделили еще от явлений природы, они продолжалисливаться со стихиями и во время появления христианства. Но, несмотря на столь ранее, по отношению к ''молодой''неустоявшейся языческой религии, принятие более канонической христианской,с ее догмами и упорядоченностью, язычество так и не удалось искоренить изумов и души народа. Смешав новую веру со старой, народное сознание частью слило своихбогов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов». Нодаже такое смешение языческих понятий с христианскими не заставило славянзабыть первоначальное значение своих богов. Перун, превратившийся в святогоИлью, разъезжающего по небу в своей колеснице, не перестал быть богом-громовником. До сих пор сохранился обычай языческого празднования святок,получивший у славян греко-римское название «коляды» (calendae, т.е. первыйдень месяца). До сих пор сжигают чучело Марены, красят яйца весной, хотясам первоначальный смысл утрачен. СОДЕРЖАНИЕ1. Введение ………………………………………………….. 1-22. Древнейшие цивилизации на территории Руси ...……… 3-53. Происхождение славян …………………………………. 6-74. Славяно-Русское язычество ……………………………… 7-16 а) Классификация и общие сведения …… ……. 7-9 б) Мир в представлениях древних славян……… 9-11 в) Обряд погребения…………………………… 11-12 г) Волхвы……………………………………….. 12-13 д) Пантеон языческих богов…………………….. 13-14 е) Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян…………………………… 15-165. Вывод ……………………………………………………… 17 Список литературы1. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен доXVII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС –Междунар. отношения, 19942. Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1984.3. Карамзин Н.М. История государства Российского/Примеч. А.М. Кузнецова –Калуга: Золотая аллея, 1994.4. Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исэт ноу \Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Международное частное право...

Исэт ноу \Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Научная революция XVII века...

Исэт ноу \Санкт-Петербургский Государственный Технический Университет Факультет...

Исэт ноу \Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный...

Исэт ноу \Реферат по предмету «Культурология» на тему:«Культура речи»

Исэт ноу \Реферат по предмету «Культурология.» на тему: «Жизнь и творчество...

Исэт ноу \Реферат по предмету: Сравнительно-прикладная культурология на тему:...

Исэт ноу \Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древнего Востока...

Исэт ноу \В. Т. Пуляев Санкт-Петербургский
Рецензент д-р экон наук проф В. Т. Пуляев (Санкт-Петербургский госу­дарственный университет)

Исэт ноу \Санкт-Петербургский государственный технический университет Факультет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<