И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом




Скачать 113.21 Kb.
НазваниеИ методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом
Дата публикации31.01.2014
Размер113.21 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы



КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Э.В. ПЛАКСУНОВА, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Москва

В настоящее время признано, что по­мощь средствами образования тре­буется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. С другой стороны, аутич-ногоребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не ре­шают его проблем. Известно, что разви­тие аутичного ребенка не просто задер­жано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэто­му ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющи­еся у него знания и умения. Всем детям с расстройствами аутистического спек­тра, при значительной неоднороднос­ти этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмыс­ленного взаимодействия с окружающим миром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2000).

Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навы­ков, нарушениями мелкой и крупной мо­торики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тя­желая, порывистая походка, импульсив­ный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопы­ренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке

с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скован­ны и механистичны, с отсутствием плас­тичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что свя­зано с нарушениями сенсомоторной ко­ординации и мелкой моторики рук.

У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотип­ные движения: раскачивания всем те­лом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машу­щие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, круже­ния вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения ре­гуляции мышечной деятельности, свое­временно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправлен­ных движений, страдает пространствен­ная ориентировка.

11рактика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приво­дит в первую очередь к нарушению коор­динации движений. Устойчивость верти­кальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизме­рять и регулировать свои действия в про­странстве, выполняя их свободно, без из­лишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нор­мальной жизнедеятельности,удовлетво­рения личных, бытовых и социальных потребностей. Чаще всего недостаточ-

28

^ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ №3-2011


ность именно этих характеристик лими­тирует двигательную деятельность.

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, явля­ется не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом соци­ализации» личности. Для развития дви­гательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обуче­ния. Аутичному ребенку сложно регули­ровать произвольные двигательные ре­акции в соответствии с речевыми инс­трукциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью под­чинить движения собственным речевым командам. Поэтому основными.целями обучения аутичных детей на уроках адап­тивной физической культуры являются:

  • развитие имитационных способностей (умения подражать);

  • стимулирование к выполнению инс­трукций;

  • формирование навыков произвольной организации движений (в простран­стве собственного тела и во внешнем пространстве);

  • воспитание коммуникационных функ­ций и способности взаимодействовать в коллективе.

Исследование особенностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра на уроках адаптивной физичес­кой культуры проводилось на базе под­разделения ГОУ «Центр психолого-меди­ко-социального сопровождения детей и подростков» Москвы.

Для обучения детей с аутизмом движе­ниям и с целью коррекции имеющихся у них нарушений двигательной сферы ис­пользуется программа «Моторная азбу­ка». Эта программа основывается на зако­номерностях формирования уровней пос­троения движений, описанных Н.А. Берн-штейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста СВ. Маланова (2001) и на методах дви­гательной коррекции нарушений разви­тия Е.В. Максимовой (2008). В программу входят следующие классы действий:


  • действия, требующие ориентировки в пространстве тела;

  • действия, обеспечивающие различ­ные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;

  • точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

На занятиях по этой программе, по­мимо отработки указанных классов дей­ствий, важно развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: уме­ния осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые дви­жения, рассказывать о том, с какой це­лью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигатель­ные действия, и т. п. Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком ус­пешного развития их восприятия и навы­ков воспроизведения.

Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я-концепции у аутичных детей. Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, «Я ползу», «Я марширую», «Я бегу»). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я» (К.С. Ле­бединская, О.С. Никольская, 1991).

^ Методика обучения

Детей с аутизмом сначала рекоменду­ется обучать восприятию и воспроизве­дению движений в пространстве соб­ственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям ту­ловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном тонизировании ребен­ка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавли­вается прямой взгляд, он начинает раз­глядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и назы­вать их, необходимо:

^ КОРРЕКЦИОШЮ-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ 11 МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

29


  • медленно и четко выполнять движе­ния, комментируя их;

  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одина­ковой терминологией для повторяю­щихся движений;

  • проговаривать выполняемые движе­ния, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;

  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);

  • одновременно работать над неболь­шим количеством упражнений, пов­торяя их;

  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;

• помогать ребенку и ободрять его, ис­
правлять неправильные движения, по­
ощрять даже малейшие успехи.
Если ребенок демонстрирует страх пе­
ред телесным контактом или отказыва­
ется от него, а любая попытка принудить
его к этому влечет за собой проявление
тревоги и агрессии, то можно помогать
выполнять упражнения, сидя или стоя за
спиной ребенка, так как приближение
со стороны спины переживается им как
меньшее вторжение, а значит, и меньшая
опасность. Можно использовать также
спортивный инвентарь, например гим­
настическую палку, за которую ребенок
держится и выполняет все необходимые
движения.

Обучать детей с аутизмом выполне­нию движений во внешнем простран­стве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упраж­нениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распреде­ляются на 4 группы, по степени нарас­тания координационной сложности: уп­ражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным ви­дам перемещений и движений во внеш­нем пространственном поле, необходи­мо:


  • начинать обучение с коротких переме­щений по прямой;

  • постепенно переходить к передвиже­нию на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направ­ления движения: по кругу, дуге, зигза­гообразно и др.;

  • облегчить выполнение заданий, разме­тив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «фи­ниш», а также «зону отдыха»;

  • формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребен­ка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;

  • показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инс­трукцию;

  • сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ла­доши и т. д., что является существен­ной помощью ребенку;

  • формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;

  • не утомлять ребенка, чередовать вы­полнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в про­странстве собственного тела, дозиро­вать нагрузку;

  • двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;

• поощрять даже малейшие успехи.
Обучив ребенка движениям на пе­
ремещение во внешнем пространстве,
можно переходить к обучению точным
действиям во внешнем пространствен­
ном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле ре­комендуется с помощью, во-первых, уп­ражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в простран­ственном поле с предметами.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

• сопровождать образцы движений ко­
ротким, но образным объяснением,

30

^ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ №3«2011


относящимся только к одному из ас­пектов движения или к одному дей­ствию;

  • выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;

  • использовать для облегчения выполне­ния заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения уп­ражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;

  • давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;

  • создавать интересные ситуации и по­буждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчи­ком внутри; попади в него другим мя­чиком — и он зазвенит»;

  • исправлять неправильные движения ребенка;

  • радоваться вместе с ребенком его ус­пехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутиз­мом необходимо соблюдать определен­ные правила:

  • предъявлять учебный материал в со­ответствии с индивидуальными осо­бенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);

  • соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет дви­жение вместе с ребенком, комменти­руя каждое его пассивное или актив­ное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое имен­но движение выполняется в данный момент;

  • соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых дви­жений в пространстве тела и постепен­но переходить-к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом

постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;

  • соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сна­чала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;

  • соблюдать проксимодистальный за­кон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребе­нок учится сначала опираться на лок­ти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямлен­ных ногах и т. д.);

  • обеспечивать последовательное освое­ние ребенком различных уровней про­странства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);

  • соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выпол­няться ребенком пассивно или пассив­но-активно, первоначально с макси­мальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного вы­полнения движения.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания де­тей с аутизмом является обучение аутич­ного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Сле­дует придерживаться последовательно­го структурированного однообразного порядка, а в программу обучения вклю­чать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентриро­вать внимание только в течение корот­кого периода времени.

Для успешного проведения занятий ре­комендуется использовать перечислен­ные ниже приемы.

1. Необходимы четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия. Иначе говоря, ребенок должен

когргкшшнно-рл^пнлющ;:: :;-А;К)Логии и м^илпчкки! находки ^^^^^^ 31

усвоить последовательность совершае­мых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида.

  1. Каждое упражнение обыгрывается и привязывается, по возможности, к ин­тересам и пристрастиям ребенка.

  2. Используется такой понятный при­ем, как правильно выбранное положи­тельное подкрепление: «честно зарабо­танное» яблоко или печенье, баллы или очки, «победа» над воображаемым сопер­ником (роль которого может сыграть иг­рушка) и, наконец, просто эмоциональ­ное поощрение со стороны педагога или мамы. Из этого набора рекомендуется выбирать наиболее значимое для ребен­ка поощрение.

Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является од­ним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому таким детям необходи­мы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с расстрой­ствами аутистического спектра рекомен­дуются занятия адаптивным спортом.

Литература

Лебединская К.С., Никольская О.С Диагнос­тика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.

Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн-штейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.

Мешаное СВ. Развитие умений и способ­ностей у детей дошкольного возраста. Тео­ретические и методические материалы. — М.: Московский психолого-социальный инс­титут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. —160 с.

^ Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либ-линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помо­щи. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

Плаксунова Э.В. Использование програм­мы «Моторная азбука» в процессе коррекци-онно-развивающей работы с аутичными де­тьми // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 2-5.

Плаксунова Э.В. Влияние занятий по про-храмме адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психо­моторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и наруше­ния развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, О. В. Созинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2013. – 29 с

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, А. В. Русинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2009. – 44 с

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconПланирование нагрузки с учетом биоритмов Методические указания к...
«Физическое воспитание, «Физическая культура», «Управление профессиональной работоспособностью» Для студентов всех специальностей...

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconДетей''. Термин '"ортопедия" составлен из
Термин '"ортопедия" составлен из двух греческих слов: orthos -прямой и paideia воспитание. Вводя этот термин, Андри имел в виду "правильное...

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
Тактика защиты в баскетболе (система личной защиты) методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной...

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconМетодические указания к теоретическим и практическим занятиям для...
Дневник самоконтроля: методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы...

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconЛичный опыт. «Детство с аутизмом: моя история»
Студент колледжа с аутизмом о важности поддержки для аутичных детей и о том, что помогло ему самому преуспеть в жизни

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов всех...
Метод указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт», специализация...

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconОб ответственности родителей за воспитание детей
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее...

И методические находки адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом iconКурсовая работа по теории и методике физического воспитания на тему:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<