Дискурс Леся Курбаса




Скачать 63.67 Kb.
НазваниеДискурс Леся Курбаса
Дата публикации25.02.2013
Размер63.67 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы


Дискурс Леся Курбаса

“Це відрізано. Цього не було.

Хоч цілком можливо, що я ще туди

повернусь. Але в іншій якості”.

Л.Курбас
В истории культуры каждого народа существует несколько выдающихся личностей, на которые так или иначе сориентировано данное культурологическое пространство. Они либо наиболее полно отражают потребности и проблемы своего времени, либо обгоняют его, либо – структурируют пространственно-временные континуумы данной культуры. Для украинской истории ХХ века такой личностью является Лесь Степанович Курбас ( 1887 – 1937) – режиссер, актер, театральный деятель, представитель театрального украинского модерна, создатель знаменитого театра «Березиль», в полной мере разделивший трагическую судьбу своего поколения. И, безусловно, знаменательно то, что история украинской культуры ХХ1 века начинается с обращения к его теоретическому наследию: в киевском издательстве Соломии Павлычко «Основы» выходит книга «Лесь Курбас. Философия театра», в которую вошло практически все сохранившиеся документы, лекции, дневники, протоколы и выступления в прессе театрального Мастера.i

Судьба Леся Курбаса уникальна даже по отношению к типичности времени: его имя соотносится с тремя этапами украинского возрождения – расстрелянного, реабилитированного во время «оттепели» 60х и повторно реабилитированного в конце 80х-начале 90х годов ушедшего века. На каждом из этих этапов личность и творчество Курбаса «встраивались» в контекст времени, сопоставлялись и соотносились с насущными потребностями общества. Подобного рода процессы закономерны для любого социума; неизбежная при этом деформация стартового содержания происходит в значительной мере подсознательно, некая «допустимая погрешность» при этом вполне объяснима. Сегодня, благодаря усилиям издательства «Основа», а также составителя Н.Г.Лабинского, много лет занимающегося собиранием и сохранением курбасовского наследия, нам доступны подлинные тексты выдающегося режиссера, открывающие заново его неповторимый облик: “Українці розвиваються сьогодні в націю в модерному розумінні слова, і ту саму тенденцію переслідує український театр. Роздерти рамку провінціалізму, нав’язати до головних течій світу – це наше завдання. Театр стоїть на передовій позиції духовного життя, він є найпершим засобом агітації і пропаганди, він найкраще впливає на маси, -- звідси також та настирливість, що її закидають нашому театрові. Мету, однак, досягнено”.ii

Суровый бескомпромиссный практик (“Халтура – це мистецьке хуліганство, вона заражає глядачів розбещеністю, розхлябаністю…”), не признающий никаких «спущенных сверху» авторитетов, и в то же время реально оценивающий место «Березиля» в обще-театральном процессе ( “…ми, без сумніву, той чинник на Україні, якій піднімає культуру театру”), -- таков Лесь Курбас середины 20х годов. Великолепный актер и режиссер, художник-интеллектуал, создатель оригинальной режиссерской системы, ставивший, в то же время, театральное искусство в жесткие рамки самоограничений ( “Березіль” перший стягнув мистецтво з п’єдесталу святої недоторканності, перший поставив питання про те, що соціально-політичні наслідки роботи, ефект роботи мистецтва є тим мірилом, яке визначає його роботу, яке визначає його мистецтво”) , -- это тоже Курбас.iii Мы не так уж далеко ушли от тех времен, когда любое идеологическое несоответствие в мировосприятии большого художника объяснялось противоречивостью его характера, с этой точки зрения тексты Курбаса могут поставить в тупик не только что противоречивостью, а напротив, - стройностью и последовательностью своих гражданских и художественных позиций. Вырисовывается достаточно неожиданный образ украинского интеллигента, человека искусства, принявшего режим большевиков «не корысти ради», не из-за свойственной гениям политической наивности, а по внутреннему убеждению, даже в согласии с некоторыми своими чисто художественными принципами. И, тем не менее, «перетворення» Л.Курбаса в «хронического революционера» ( как именует он сам себя и своих березольцев) становится неоспоримым дискурсивным фактом.

Думается, что рассудить художника и его время способна только история, буде это ее заинтересует; мы еще слишком близки, слишком современны Курбасу, чтобы взвешивать его деяния на ценностных исторических весах. Именно таким стремлением расставить все на безусловно-критические места и грешит в целом очень интересное послесловие «Трагедия Курбаса», написанное редактором книги М.Москаленко. Говорить о творческой трагедии гения, скованного режимом, о непоправимой ошибке принятия большевистской доктрины, о нереализованной возможности отъезда за рубеж, значит, заниматься своего рода фарисейством. Утверждая, что власть подавляла творческую инициативу режиссера, не стоит забывать, что большую часть «классических» березольских спектаклей он поставил именно при советской власти ( в принципе, то же самое «сожаление» можно выразить и по поводу В.Мейерхольда, и по поводу С.Ахметели и пр.). Что же касается идеологических убеждений Курбаса, столь неприемлемых для уважаемого редактора, то в этом вопросе следует разобраться особо. И – вовсе не с политической точки зрения.

М.Москаленко совершенно справедливо отмечает, что социальный переворот в России был во многом подготовлен передовыми кругами творческой интеллигенции конца Х1Х – начала ХХ века. Миф об «освободительной роли пролетариата» просуществовал в человеческом сообществе около ста лет, охватив не только необъятные просторы Российской империи, но и в равной степени всю Европу. Фридрих Ницше, которого при определенном дискурсивном развороте можно считать «отцом сверхчеловеческой доктрины», пролетарскими идеями, правда, не увлекался, однако, являлся внутренним ориентиром для нескольких поколений как революционеров, так и деятелей европейской культуры. В данном случае следует отметить две пересекающиеся тенденции: предчувствие грядущих перемен ( и, как оттеняющее, - ожидание конца света), а также осознание необходимости появления мессии, могущего эти перемены если не осуществить, то возглавить. Если в отдаленные исторические периоды образ Мессии непременно персонифицировался и подымался до божественного уровня, то в начале ХХ века на мессианскую роль претендовал уже не человек, и даже не сверхчеловек, а целый класс. Таким образом, цепочка «Богочеловек – сверхчеловек—сверхкласс» и оказалась той осью, вокруг которой структурируется духовно-социальное пространство двух последних тысячелетий.

То, что попытка построения «рая на земле» произошла именно в России, не менее закономерно связано с ее собственными мессианскими устремлениями. То, что в эту смертельную игру были втянуты пограничные области империи, к которым принадлежала и Украина, тоже экономически и политически объяснимо. Остается ответить на вопрос, каким образом передовая часть украинской интеллигенции, к которой принадлежал и Л.Курбас, традиционно ориентированная на Европу, оказалась заражена «пролетарской бациллой». Как один из вариантов ответа, можно предложить теорию о существовании тайной большевистской доктрины, в которой речь идет ни больше, ни меньше, как о создании нового человека. Мечты о подобном «перетворенні» были не чужды и театральному режиссеру Лесю Курбасу. Вполне естественно, что орудием перестройки человеческой психики он считал театр.

“Театр взагалі має бути таким, яким суспільство має бути завтра. На цьому грунті ми й будуємо нашу роботу. “Березолю” дуже й дуже по дорозі з комсомолом, бо комсомол і являє собою це “завтра” нашого суспільства. Театр мусить бути завжди, до певної міри, попереду життя своєю зв”язанністю, правліннями й спрямованістю…”.iv Нет смысла подозревать Мастера в неискренности, хотя текст этот, написанный в 1928 году, рассчитан на массового читателя. А вот запись из дневника, датируемая 1920 годом: “Мистецтво, особливо театр, мусить повернутися до своєї первоформи – релігійного акту. Воно все-таки по суті – акт релігійний. (…) Воно – могутній засіб перетворення грубого в тонке, підняття в вищі сфери, перетворення матерії. Тоді справді театр – храм, і повинен бути чистім і тихим, хоч усякі будуть молитви в ньому”.v При сопоставлении этих двух текстов как будто приоткрывается тайная завеса, скрывающая истинное намерение художника: превратить грубое в тонкое, привнести в темное сознание свет, преобразовать психологическое пространство человеческой массы, пользуясь изменением внутренних ритмических структур, внося в утомленное массовое сознание идею Единения. Следуя веяньям своего времени, Л.Курбас хочет преобразовать не одного, но многих, тем более, что в генетическом коде внука священника не могла не быть записана потребность накормить несколькими хлебами целую толпу…

Что это: великая утопия или гениальное предвиденье безграничных возможностей человека творящего? На этот вопрос человечество отвечало и продолжает отвечать, и по-прежнему «каждому дается по вере его». Сегодня, когда наше общество, спустя почти сто лет после Курбаса, снова переживает необыкновенные социальные, государственные и культурные ломки, появление книги «Лесь Курбас. Философия театра» как нельзя более своевременно. Издание выполнено на высоком научном и полиграфическом уровне, тексты поданы без сокращений, с исчерпывающе-сжатыми комментариями, - все эти факторы сделают книгу необходимой не только для исследователей творчества великого украинского режиссера, историкам театра, театральных работников. Наполняя дискурс Курбаса новыми содержаниями, привнося в его судьбу свои комментарии театральная Украина сегодняшнего дня решает – какой Курбас необходим ей сегодня? Какое Слово Мастера будет для нее определяющим? Сможет ли он спустя столетие повторить: “ Мету (…) досягнено”?vi


i Лесь Курбас. Філософія театру. Упорядник Микола Лабінський. –Киів, видавництво Соломії Павличко “Основи”, 2001.

ii Лесь Курбас. Філософія театру, с.664

iii Там же, с.702, 342

iv с.713

v с.51

vi с.664


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дискурс Леся Курбаса iconТехническое описание и инструкция по эксплуатации назначение
Украина, 03148, г. Киев-03680 тел. (044) 228-4896,221-39-73 пр. Леся Курбаса,2Б e-life@ I ua

Дискурс Леся Курбаса iconОператоры по размещению рекламы в транспорте киева
Победы ул. Старовокзальная ул. Жилянская ул. Борщаговская пр. Космонавта Комарова (ж/д ст. "Борщаговка") пр. Леся Курбаса ул. Картвелишвили...

Дискурс Леся Курбаса iconОоо «Евролайн» Украина, 03148, г. Киев-148 тел. (044) 228-4896,2213973...
Двухцепное реле времени cr122 предназначено для передачи циклических команд из одной электрической цепи в другую и применяется в...

Дискурс Леся Курбаса iconР. Барт дискурс истории
В попытке наметить ответ на этот вопрос мы бегло, отнюдь не исчерпывающим образом рассмотрим здесь дискурс нескольких великих классических...

Дискурс Леся Курбаса iconАксиологический дискурс имиджей нового формата синельникова Лара Николаевна
Аксиологический дискурс проявляет ценностное сознание как способность идентифицировать ценности в процессе осознания человеком себя...

Дискурс Леся Курбаса iconCognition, communication, discourse. International On-line journal...
Когниция, коммуникация, дискурс. Международный электронный сборник научных трудов. Харьковский национальный университет имени В....

Дискурс Леся Курбаса iconЛеся Шедевр Станковича в Днепропетровске // День(укр), 2011.№61 04). С. 7
Олийнык, Леся Шедевр Станковича в Днепропетровске // День(укр), 2011.№61 04). С. 7

Дискурс Леся Курбаса iconЛеся Украинка и Крым
Цель урока: познакомить учащихся с эпизодами пребывания известной украинской поэтессы в Крыму

Дискурс Леся Курбаса iconДискурс прозы Валентина Распутина: попытка бегства от реальности

Дискурс Леся Курбаса iconЛингвистических исследований
«Личность. Информация. Дискурс» Ставропольского государственного педагогического института

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<