Средние века При




Скачать 129.29 Kb.
НазваниеСредние века При
Дата публикации01.02.2014
Размер129.29 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Культура средних веков

введение Средние века... При мысли о них перед нашим умственным взором вырастаютстены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовыепоходы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры — весьхрестоматийный набор признаков эпохи. Но это признаки внешние, своего родадекорации, на фоне которых действуют люди. Каковы они? Каков был их способвидения мира, чем они руководствовались в своем поведении? Если попытатьсявосстановить духовный облик людей средневековья умственный, культурныйфонд, которым они жили. то окажется, что это время почти целиком поглощеногустой тенью, отбрасываемой на него классической античностью, с однойстороны, и Возрождением — с другой. Сколько искаженных представлений ипредрассудков связано с этой эпохой? Понятие «средний век», возникшеенесколько столетий назад для обозначения периода, отделяющего греко-римскуюдревность от нового времени, и с самого начала несшее критическую,уничижительную оценку — провал, перерыв в культурной истории Европы,— неутратило этого содержания и по сей день. Говоря об отсталости,бескультурье, бесправии, прибегают к выражению «средневековый».«Средневековье»— чуть ли не синоним всего мрачного и реакционного. Раннийего период называют «темными веками».Общая характеристика культуры средневековьяЦивилизация европейского средневековья представляет собой качественносвоеобразное целое, являющееся следующей после Античности ступенью развитияевропейской цивилизации. Переход от Античного мира к Средним векам былсвязан с падением уровня цивилизации: резко сократилась численностьнаселения (со 120 млн. чел. в период расцвета Римской Империи до 50 млн.чел. к началу VI в.), пришли в упадок города, замерла торговля, примитивныйгосударственный строй пришел на смену развитой римской государственности,всеобщая грамотность сменилась неграмотностью большинства населения. Но вто же время нельзя рассматривать Средние века как некоторый провал вразвитии европейской цивилизации. В этот период сформировались всеевропейские народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.),сложились основные европейские языки (английский, итальянский, французскийи др.), образовались национальные государства, границы которых в целомсовпадают с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время какобщечеловеческие, представления, которые мы считаем само собойразумеющимися, берут свое начало в Средних веках (идея ценностичеловеческой жизни, представление о том, что безобразное тело непрепятствие для духовного совершенства, внимание к внутреннему миручеловека, убежденность в невозможности появления в общественных местах вобнаженном виде, идея любви как сложного и многогранного чувства и многоедругое). Сама современная цивилизация возникла в результате внутреннейперестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямойнаследницей. В результате варварских завоеваний на территории Западной Римскойимперии образовались десятки варварских королевств. Вестготы в 419 г.основали в Южной Галлии королевство с центром в Тулузе. В конце V - началеVI века Вестготское королевство распространилось на Пиренеи и в Испанию.Столица его была перенесена в город Толедо. В начале V в. свевы и вандалывторглись на Пиренейский полуостров. Свевы захватили северо-запад, вандалынекоторое время жили на юге - в современной Андалузии (первоначальноназывалась Вандалусия), а затем основали королевство в Северной Африке состолицей на месте древнего Карфагена. В середине V.в. на юго-востокесовременной Франции образовалось Бургунское ко- ролевство с центром вг.Лионе. В Северной Галлии в 486 г. возникло королевство франков. Егостолица находилась в Париже. В 493 г. остготы захватили Италию. Их корольТеодорих царствовал более 30 лет в качестве "короля готов и италиков".Столицей государства был город Равенна. После смерти Теодориха остготскуюИталию завоевала Византия (555 г.), но ее господство былонепродолжительным. В 568 г. Северную Италию захватили лангобарды. Столицейнового государства стал город Павия. На территории Британии к концу VI в.образовалось семь варварских королевств. Созданные германскими племенамигосударства непрерывно воевали между собой, их границы были непостоянны, асуществование большинства из них недолговечно. Во всех варварских королевствах германцы составляли меньшинствонаселения. (от 2-3% в остготской Италии и вестготской Испании до 20-30% вгосударстве франков). Поскольку в результате удачных завоевательных походовфранки расселились впоследствии на значительной части территории бывшейЗападной Римской империи, доля германских народов в среднем несколькоувеличилась, но концентрация франков в Северной Галлии сократилась. Отсюдаследует, что история средневековой Западной Европы - это история попреимуществу тех же самых народов, что населяли ее в эпоху античности.Однако общественный и государственный строй на завоеванных территорияхсущественно изменился. В V-VI вв. в пределах варварских королевствсосуществовали германские и позднеримские институты. Во всех государствахбыла проведена конфискация земель римской знати - в больших или меньшихмасштабах. В среднем, перераспределение собственности затронуло от 1/3 до2/3 земель. Крупные земельные владения раздавались королями своимдружинникам, которые тут же переводили оставшихся в римских виллах рабов вположение зависимых крестьян, уравнивая их с колонами. Мелкие наделыполучали рядовые германцы- общинники. Первоначально община сохраняласобственность на землю. Таким образом, на территории варварских королевствсосуществовали крупные вотчины новых германских землевладельцев, в которыхработали превратившиеся в крепостных крестьян бывшие римские колоны и рабы( по происхождению - часто коренные жители этих мест, обращенные в своевремя в рабство за долги, так как отмененное в Риме долговое рабствосохранялось в провинциях), римские виллы, где прежние землевладельцыпродолжали вести хозяйство позднеримскими методами, и поселения свободныхкрестьянских общин, как германские, так и общин коренного населения. Длягосударственного строя также был характерен эклектизм. В городах продолжалисуществовать римские городские комитеты, которые теперь подчинялисьварварскому королю. В сельской местности функционировали народные собраниявооруженных общинников. Сохранилась римская система налогообложения, хотяналоги были уменьшены и поступали королю. В варварских государствахсосуществовали две системы судопроизводства. Действовало германское право-варварские "правды" (для германцев) и римское право (для римлян и местногонаселения). Имелось два типа судов. На территории ряда варварскихгосударств начался синтез позднеримских и германских институтов, но вполной мере этот процесс, результатом которого явилось становлениезападноевропейской средневековой цивилизации, развернулся в пределахгосударства франков, которое в VIII- начале IX вв. превратилось в обширнуюимперию ( в 800 г. Карл Великий был коронован в Риме папой как "императорримлян"). Империя объединила территории современной Франции, значительнуючасть будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряддругих земель. Вскоре после смерти Карла Великого это наднациональноеобразование распалось. Верденский раздел империи (843 г.) положил началотрем современным государствам: Франции, Италии и Германии, хотя их границытогда не совпадали с теперешними. Становление средневековой европейскойцивилизации происходило также на территориях Англии и Скандинавии. В каждомрегионе Западной Европы обозначенный процесс имел свои особенности ипротекал разными темпами. В будущей Франции, где римские и варварскиеэлементы были уравновешены, темпы оказались самыми высокими. И Франциястала классической страной средневекового Запада. В Италии, где римскиеинституты преобладали над варварскими, на территориях Германии и Англии,отличавшихся преваливарованием варварских начал, а также в Скандинавии, гдесинтеза не было вообще (Скандинавия никогда не принадлежала Риму),средневековая цивилизация складывалась медленнее и имела несколько иныеформы.Роль религии в средневековой культуреГромадную роль играли католическая церковь и христианская религия римско-католического образца. Религиозность населения усиливала роль церкви вобществе, а экономическая, политическая и культурная деятельностьдуховенства способствовала поддержанию религиозности населения вканонизированной форме. Католическая церковь представляла собой жесткоорганизованную, хорошо дисциплинированную иерархическую структуру во главес первосвященником - папой римским. Поскольку это была надгосударственнаяорганизация, папа имел возможность через архиепископов, епископов, среднееи низшее белое духовенство, а также монастыри быть в курсе всего, чтопроисходило в католическом мире и проводить свою линию через те жеинституты . В результате союза светской и духовной власти, возникшеговследствии принятия франками христианства сразу в католическом варианте,франкские короли, а затем и государи других стран делали церкви богатыеземельные пожалования. Поэтому церковь вскоре стала крупнымземлевладельцем: она владела одной третью всех обрабатываемых земельЗападной Европы. Занимаясь ростовщическими операциями и ведя хозяйство впринадлежащих ей владениях, католическая церковь представляла собойреальную экономическую силу, что было одной из причин ее могущества. Долгоевремя церкви принадлежала монополия в области образования и культуры. Вмонастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировалисьприменительно к потребностям теологии античные философы, прежде всего,кумир средних веков Аристотель. Школы первоначально имелись только примонастырях, средневековые университеты были, как правило, связаны сцерковью. Монополия католической церкви в области культуры приводила ктому, что вся средневековая культура носила религиозный характер, а всенауки были подчинены теологии и пропитаны ею. Церковь выступалапроповедником христианской морали, стремясь привить христианские нормыповедения всему обществу. Она выступала против бесконечных усобиц,призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать некоторыеправила по отношению друг к другу. Духовенство заботилось о стариках,больных и сиротах. Все это поддерживало авторитет церкви в глазахнаселения. Экономическая мощь, монополия на образованность, моральныйавторитет, разветвленная иерархическая структура способствовали тому, чтокатолическая церковь стремилась играть в обществе руководящую роль,поставить себя выше светской власти. Борьба государства и церкви проходилас переменным успехом. Достигнув максимума а XII-XIII вв. могущество церквивпоследствии стало падать и победила в конечном итоге королевская власть.Окончательный удар светским притязаниям папства нанесла Реформация. Общественно-политический строй, утвердившийся в Средние века вЕвропе, в исторической науке принято называть феодализмом. Это словопроисходит от названия земельного владения, которое представительгосподствующего класса-сословия получал за военную службу. Владение этоназывалось феод. Не все историки считают, что термин феодализм удачен,поскольку понятие, положенное в его основу, не способно выразить спецификусреднеевропейской цивилизации. Кроме того, не сложилось единого мнения повопросу о сущности феодализма. Одни историки видят ее в системевассалитета, другие - в политической раздробленности, третьи - вспецифическом способе производства. Тем не менее, понятия феодальный строй,феодал, феодально-зависимое крестьянство прочно вошли в историческую науку.Поэтому постараемся дать характеристику феодализма, как общественно-политического строя, свойственного европейской средневековой цивилизации. Характерной чертой феодализма является феодальная собственность наземлю. Во-первых, она была отчуждена от основного производителя. Во-вторых,носила условный, в-третьих - иерархический характер. В-четвертых, быласоединена с политической властью. Отчуждение основных производителей отсобственности на землю проявлялось в том, что земельный участок, на которомработал крестьянин, являлся собственностью крупных землевладельцев -феодалов . Крестьянин имел ее в пользовании . За это он был обязан илиработать на господском поле сколько-то дней в неделю или платить оброк -натуральный или денежный. Поэтому эксплуатация крестьян носилаэкономический характер. Внеэкономическое принуждение - личная зависимостькрестьян от феодалов - играла роль дополнительного средства. Эта системаотношений возникла с оформлением двух основных классов средневековогообщества: феодалов(светских и духовных) и феодально-зависимогокрестьянства. Феодальная собственность на землю носила условный характер, так какфеод считался пожалованным за службу. Со временем он превратился внаследственное владение, но формально за несоблюдение вассального договорамог быть отобран. Иерархически характер собственности выражался в том, чтоона была как бы распределена между большой группой феодалов сверху вниз,поэтому полной частной собственностью на землю не обладал никто. Тенденцияразвития форм собственности в средние века заключалась в том, что феодпостепенно становился полной частной собственностью, а зависимые крестьяне,превращаясь в свободных( в результате выкупа личной зависимости),приобретали некоторые права собственности на свой земельный участок,получая право продать его при условии выплаты феодалу особого налога.Соединение феодальной собственности с политической властью проявлялось втом, что основной хозяйственной, судебной и политической единицей являласьв Средние века крупная феодальная вотчина- сеньория. Причиной этого быласлабость центральной государственной власти в условиях господстванатурального хозяйства. В то же время в средневековой Европе сохранялосьнекоторое количество крестьян-аллодистов - полных частных собственников.Особенно много их было в Германии и Южной Италии. Натуральное хозяйство - существенный признак феодализма, хотя и нетакой характерный, как формы собственности, поскольку натуральноехозяйство, в котором ничего не продается и не покупается, имелось и наДревнем Востоке, и в Античности. В средневековой Европе натуральноехозяйство существовало примерно до XIIIв., когда оно начало превращаться втоварно-денежное под влиянием роста городов. Одним из важнейших признаков феодализма многие исследователи считаютмонополизацию военного дела господствующим классом. Война была уделомрыцарей. Это понятие, обозначавшее первоначально просто воина, со временемстало обозначать привилегированное сословие средневекового общества,распространившись на всех светских феодалов. Однако необходимо отметить,что там, где существовали крестьяне-аллодисты, они, как правило, имелиправо носить оружие. Участие в крестовых походах зависимых крестьян такжепоказывает неабсолютность этого признака феодализма. Феодальное государство, как правило, характеризовалось слабостьюцентральной власти и рассредоточенностью политических функций. Натерритории феодального государства часто имелся целый ряд фактическинезависимых княжеств и вольных городов . В этих мелких государственныхобразованьях иногда существовала диктаторская власть, так как некому былопротивостоять крупному земельному собственнику в пределах небольшойтерриториальной единицы. Характерным явлением средневековой европейской цивилизации начиная сXI в. были города. Вопрос о соотношении феодализма и городов являетсядискуссионным. Города постепенно разрушили натуральный характер феодальногохозяйства, способствовали освобождению крестьян от крепостной зависимости,содействовали возникновению новой психологии и идеологии. В то же время,жизнь средневекового города была основана на свойственных средневековомуобществу принципах. Города были расположены на землях феодалов, поэтомупервоначально население городов находилось в феодальной зависимости отсеньоров, хотя она и была слабее, чем зависимость крестьян. Средневековыйгород имел в своей основе и такой принцип как корпоративность. Горожанебыли организованы в цехи и гильдии, внутри которых действовалиуравнительные тенденции. Сам город также представлял собою корпорацию.Особенно явно это проявилось после освобождения от власти феодалов, когдагорода получили самоуправление и городское право. Но именно благодаря тому,что средневековый город представлял собой корпорацию, после освобождения онприобрел некоторые черты, роднившие его с городом античности. Населениесостояло из полноправных бюргеров и не являющихся членами корпораций:нищих, поденщиков, приезжих. Превращение ряда средневековых городов вгорода-государства ( как это было в античной цивилизации) также показываетоппозициозность городов феодальному строю. По мере развития товарно-денежных отношений на города стала опираться центральная государственнаявласть. Поэтому города способствовали преодолению феодальнойраздробленности - характерной черты феодализма. В конечном итогеперестройка средневековой цивилизации произошла именно благодаря городам. Средневековой европейской цивилизации была свойственна такжефеодально-католическая экспансия . Ее наиболее общей причиной былэкономический подъем XI-XIII вв., вызвавший рост народонаселения, которомустало не хватать пропитания и земель. (рост народонаселения опережалвозможности развития хозяйства). Основными направлениями этой экспансиибыли крестовые походы на Ближний Восток, присоединение Южной Франции кфранцузскому королевству, Реконкиста (освобождение Испании от арабов),походы крестоносцев в Прибалтику и славянские земли. В принципе, экспансияне является специфической чертой средневековой европейской цивилизации. Этачерта была свойственна Древнему Риму, Древней Греции( греческаяколонизация), многим государствам Древнего Востока. Картина мира средневекового европейца уникальна. Она содержит такиесвойственные древневосточному человеку черты, как одновременноесосуществование прошлого, настоящего и будущего, реальность и предметностьпотустороннего мира, ориентация на загробную жизнь и на потустороннююбожественную справедливость. И в то же время через пронизанностьхристианской религией этой картине мира органически присуща идея прогресса,направленного движения человеческой истории от грехопадения к утверждениюна земле тысячелетнего (вечного) царства божьего. Идеи прогресса не было вантичном сознании, оно было ориентировано на бесконечное повторение одних итех же форм и на уровне общественного сознания это явилось причиной гибелиантичной цивилизации. В средневековой европейской цивилизации идеяпрогресса сформировала направленность на новизну, когда развитие городов ивсе связанные с этим изменения сделали необходимыми перемены. Внутренняя перестройка этой цивилизации (в рамках средневековья)началась в 12 веке. Рост городов, их успехи в борьбе с сеньорами,разрушение натурального хозяйства в результате развития товарно-денежныхотношений, постепенное ослабление, а затем (14-15 века) и почтиповсеместное прекращение личной зависимости крестьянства, связанное сразвертыванием денежного хозяйства в деревне, ослабление влияниякатолической церкви на общество и государство как следствие усилениякоролевской власти, опиравшейся на города, уменьшение воздействиякатолицизма на сознание в результате его рационализации ( причина -развитие теологии как науки, основанной на логическом мышлении), появлениесветской рыцарской и городской литературы, искусства, музыки- все этопостепенно разрушало средневековое общество, способствуя накоплениюэлементов нового, того, что не вписывалось в стабильную средневековуюобщественную систему. Переломным считается 13 век. Но становление новогообщества происходило крайне медленно. Эпоха Возрождения, вызванная к жизнидальнейшим развитием тенденций 12-13 вв., дополненными зарождениемраннебуржуазных отношений, представляет собой переходный период. Великиегеографические открытия, резко расширившие сферу влияния европейскойцивилизации, ускорили ее переход в новое качество. Поэтому многие историкирассматривают конец 15 века как границу между Средними веками и Новымвременем.Понять культуру прошлого можно только при строго историческом подходе,только измеряя ее соответствующей ей меркой. Единого масштаба, под которыйможно было бы подогнать все цивилизации и эпохи, не существует, ибо несуществует человека, равного самому себе во все эти эпохи.Список литературыБахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья.Гуревич А.Я. Категории средневековой культурыГуревич А.Я. Харитонов Д.Э. История средних вековКулаков А.Е. Религии мираТеория и история мировой культуры (Западная Европа)Ястребицкая А.П. Западная Европа XI-XIII веков: эпоха, быт, костюм.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Средние века При iconТ. Д. Рубанова история библиотечного дела древний мир Средние века Эпоха Просвещения
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета документальных коммуникаций, изучающих курс...

Средние века При iconСтоимость тура при оплате и предоставлении документов
Вроцлав -один из крупнейших и самых красивых городов Польши. В средние века он считался конкурентом Праги. Сегодня здесь представлена...

Средние века При iconРеферат по культурологии на тему: «Культура Западной Европы в средние века»

Средние века При iconЕвропе
Предпосылки возникновения инквизиции и Западно-Европейского христианства в средние века

Средние века При iconКурсовая работа Тема: «Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века»

Средние века При iconХроhология освоения антарктики (вкл радиолюбительский аспект)
В средние же века ее называли как Hеизвестная Южная земля (Terra Australis nondum Inconita)

Средние века При iconЖак Ле Гофф Интеллектуалы в средние века
Издательство благодарит Научную библиотеку имени М. Горького С. Петербургского государственного университета за помощь в подборе...

Средние века При icon1 день Львов
Вроцлав один из крупнейших и самых красивых городов Польши. В средние века он считался конкурентом Праги. Сегодня здесь представлена...

Средние века При iconСредневековая Европа знала Аристотеля в изложении
Под этим термином в средние века подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или...

Средние века При iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Античность, Средние века и Новое время – три великих эпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю Древней...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<