Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура»




Скачать 374.39 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура»
Дата публикации06.02.2014
Размер374.39 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Содержание:1. Физическая культура как вид общей культуры1.1. Возникновение термина «физическая культура»1.2. Общие понятия теории физической культуры2.1. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура вобеспечении здоровья2.2. Цель, задачи и формы организации физического воспитания3. Влияние занятий физкультурой на системы организма.3.1. Сердечно-сосудистая система3.3. Опорно-двигательный аппарат 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ 1.1Возникновение термина «физическая культура»Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всейистории человеческого общества. На состояние и развитие физической культурыв обществе оказывают влияние производственные отношения людей,экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижениянауки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказываетимеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь вконце XIX в.Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура», неоднозначен. Первоначально латинское влияние на многие стороны жизниобщества — медицину, педагогику, науку, военное дело.Хотя физическая культура слово CULTURаозначало возделывание, воспитание,образование, развитие, почитание. В специальной литературе «культурой»называют как определенные виды, представляющие ценность для личности иобщества. Однако отсюда не следует, что данный термин лишен какой-либоопределенности. Его неоднозначность отражает реальную деятельности человека(общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также еерезультаты многогранность обозначаемого явления, т. е. различные смысловыеоттенки этого термина.Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса,связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США иАнглии появилось выражение «физическая культура».В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура»имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится нарусский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKultur»—как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляютсяработы, в которых встречается на русском языке термин «физическаякультура».На первом этапе физическая культура в России понималась как определеннаясистема физических упражнений или как «воспитанная и развитая красотатела».Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широкомаспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личнуюи общественную гигиену, использование естественных факторов природы(солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящеевремя. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладываетсяразличный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей илидостижений, используемых для физического совершенствования людей, до видадеятельности, от вида материальной культуры до нематериальной илиспортивной услуги. 1.2. Общие понятия теории физической культурыФизическая культура представляет собой сложное общественное явление,которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет идругие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Онане имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных,географических границ.Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры иопирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины ипонятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а такжесредства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим являетсяпонятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном планепредставляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданиюфизической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитиефизических способностей и двигательных навыков). В личностном планефизическая культура — мера и способ всестороннего физического развитиячеловека.Таким образом, физическая культура — это вид культуры, который представляетсобой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средствои способ физического совершенствования человека для выполнения социальныхобязанностей.В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическоеобразование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательнаяреабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребностиобщества и личности в физической подготовке.Физическое образование — педагогический процесс, направленный наформирование специальных знаний, умений, а также на развитие разностороннихфизических способностей человека. Как и образование в целом, оно являетсяобщей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Егоконкретное содержание и направленность определяются потребностями обществав физически подготовленных людях и воплощаются в образовательнойдеятельности.Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основанна использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысшихрезультатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельныхуровней организма человека в двигательной активности. Состязательность,специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являютсяспецифическими особенностями спорта, как части физической культуры.Физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений, а такжевидов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, полученияудовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видовдеятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых формфизической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процессвосстановления или компенсации частично или временно утраченныхдвигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процессосуществляется комплексно под воздействием специально подобранныхфизических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур инекоторых других средств. Это восстановительная деятельность.Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие исовершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых вконкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она можетопределяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) илиспортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма подвоздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либоцеленаправленного использования специальных физических упражнений.Физическое развитие — это также и результат воздействия указанных средств ипроцессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела иего частей, показатели различных качеств, функциональные возможностиорганов и систем организма).Физические упражнения – движения или действия, используемые для развитияфизических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Этосредство физического совершенствования, преобразования человека, егобиологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальнойсущности. Это также и метод физического развития человека. Физическиеупражнения являются основным средством всех видов физической культуры.Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья ивсестороннего развития физических способностей, функционального состояния ипсихических качеств людей, соответствующий требованиям человеческойдеятельности в определенных условиях производства, военного дела и в другихсферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степеньработоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физическогосовершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества накаждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развитием общества.Физическая и функциональная подготовленность – результат физическойподготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитиифизических качеств с одновременным увеличением физиологических резервоворганизма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональныхсистем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной,пищеварительной, выделительной и др.Психофизическая подготовленность - осуществляется в учебно-тренировочномпроцессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечиваяих активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такиепсихические качества, как смелость, решительность, настойчивость вдостижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиямокружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровняфизической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивостьвнимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу.Двигательная активность – является одним из обязательных компонентовздорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующимвозрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразныхдвигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортомдля обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.Профессиональная направленность физического воспитания – это использованиесредств физической культуры и спорта для подготовки квысокопроизводительному качественному труду с помощью определенногопрофилирования физического воспитания с учетом особенностей выбраннойпрофессии, способствующей обеспечению высокой работоспособностиспециалиста. 2.1. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯОхрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, онне вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, чточеловек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией,перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния илишь тогда вспоминает о медицине.Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого отвсех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надобороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личнойгигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющаяспособность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, ксамоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важноеслагаемое человеческого фактора.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципахнравственности, рационально организованный, активный, трудовой,закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействийокружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное,психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03)"здоровье - это состояние физического, духовного и социальногоблагополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,психическом и нравственном (социальном):Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленноенормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошоработают все органы и системы, то и весь организм человека (системасаморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, онохарактеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти,степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которыеявляются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенномчеловеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровьячеловека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладениесокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащихнормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек можетбыть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтомусоциальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые иделают их настоящими гражданами.Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует,получает удовлетворение от своей работы, стремится ксамоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутреннейкрасоты.Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязии взаимодействии психических и физических сил организма. Гармонияпсихофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условиядля творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный издоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательнуюдеятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагаетввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения мерырезервов организма.Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литроввоздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могутпроизвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерворганизма.Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца:количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что впокое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе -20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощьюразличных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме,это максимальная производительность органов при сохранении качественныхпределов их функции.Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:1. Биохимические резервы (реакции обмена).2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).3. Психические резервы.Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м-10 секунд. Его могутпоказать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятыхсекунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скоростьраспространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимоедля сокращения и расслабления мышц.Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредныхпривычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание,рациональное питание и т.п.Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровьечеловека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным изкоторых является труд.Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образажизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий инеобходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальныеусловия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья,улучшению работоспособности и повышению производительности труда.Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредныхпривычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являютсяпричиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни,снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающегопоколения и на здоровье будущих детей.Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, котороесчитается одной из самых опасных привычек современного человека. Недароммедики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезныеболезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, нои забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советскиеспециалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигаретымускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому,как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственнуюдеятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за куренияснижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала.Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, -около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, чтов семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще,чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причинойвозникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное идлительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питаниятканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешностькурильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременноеувядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на егоголос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность,старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушаетнервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит крождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так какповышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма.Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органычеловека. В результате систематического потребления алкоголя развиваетсясимтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы(психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя(возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.),обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительномсистематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольногоцирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболеванияподжелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду сизменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртныминапитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящимивред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплексотрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамкиздравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизнисовременного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести иухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками исвязанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизми связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональноепитание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах,нарушение которых опасно для здоровья.Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организмполучает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищибольше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы ихорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны,включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что витоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии,сахарному диабету, целому ряду других недугов.Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическимпотребностям организма в пищевых веществах. Питание должно бытьразнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах,витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществнезаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только спищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит кзаболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом схлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и другихжирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления,воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающеголишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законоврационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человекарасходует энергию не только в период физической активности (во времяработы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (вовремя сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержанияфизиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела.Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальноймассе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Приемпищи только при ощущениях голода. - Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, прилихорадке и повышенной температуре тела.- Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и послесерьезной работы, физической либо умственной.Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, чтофизические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубойошибкой.Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источникамибелков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этомслучае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ инезаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровеньпереваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку ктканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма,способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлениюжизни.Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды.Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегдаприносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного изприродных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязейк перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов.Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, всвою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновойдыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферына состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резкоухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительностьжизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит отродителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия наздоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойствоповторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития,способность передавать от одного поколения к другому материальные структурыклетки, содержащие программы развития из них новых особей.Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейшихособенностей процессов, протекающих в живом организме, является ихритмический характер.В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих ворганизме человека, подчинены суточному ритму.Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни.Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями испортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развитияфизических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательныхнавыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Приэтом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средствовоспитания.Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждениюамериканских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70ступенек сжигают 28 калорий.Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека,являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплениюздоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым,тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо статьловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость кболезнетворным воздействиям.Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимотренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество -выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здоровогообраза жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многихболезней.В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служитьдеревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши днибольшинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так исвоих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка ужес первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой отпростуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая "забота" о детяхне создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды.Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит квозникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработкиэффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь пользазакаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом иопирается на солидное научное обоснование.Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн дообливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. Снезапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательноезакаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы еедостичь, человек должен пройти все ступени закаливания.Эффективность закаливания возрастает при использовании специальныхтемпературных воздействий и процедур. Основные принципы их правильногоприменения должны знать все: систематичность и последовательность; учетиндивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции напроцедуру.Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и послезанятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные душитренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки,совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующеевоздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокуюзакаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых,так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы,снимая утомление и повышая работоспособность.Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежатьмногих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокуюработоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие наорганизм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение,нормализует обмен веществ.Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнениефизических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, чторегулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда иотдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенноповышают эффективность производственной деятельности. Однако не вседвигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являютсяфизическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специальноподбираемые для воздействия на различные органы и системы, развитияфизических качеств, коррекции дефектов телосложения.Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятияхбудут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состояниемздоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясьфизическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могутпривести к ухудшению деятельности сердца.При заболевании органов дыхания рекомендуют лишь общеразвивающуюгимнастику. Нельзя делать физические упражнения при выраженномсердцебиении, головокружении, головной боли и др.Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенныйпериод, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультурапринесет пользу.При выполнении физических упражнений организм человека реагирует назаданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всехорганов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы,повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленностьзанимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма,когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты вразных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошеесамочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. Приправильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированностьулучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжениидлительного времени.Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешнейсреды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов иминеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разнойэффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие насамочувствие человека и протекание жизненно важных процессов в егоорганизме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениямприроды и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливаниеорганизма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий иперепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание,но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизнавпечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природычеловек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей.Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словносквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые внашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайнихпросторах.Очень важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечнойдеятельности, в том числе и при занятиях физическими упражнениями, так какпри этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразование и т. д. Вспортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяютсвоевременно принять необходимые меры, обеспечивающие максимальные условиядля занимающихся физической культурой и спортом.Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистоговоздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельностиважно и необходимо.На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в областиспортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физическихупражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, вкоторых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработкагигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышениюработоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как ужеотмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однакосовершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковойстепени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Онивыражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов,совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии сорганами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятияфизическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила,подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастаетгигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся наоткрытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительныйэффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятияпроводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такиепоказатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненнаяёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуетсятеплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду,уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимоблагоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечаетсяповышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностьюи плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должнынормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.Говоря о гигиене физических упражнений, нельзя не вспомнить об утреннейгимнастике и роли физкультурной паузы. Целью утренней гимнастики являетсяускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе иоказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнениядолжны выполняться в хорошо проветриваемой комнате, при открытом окне илифорточке, а при возможности - и на открытом воздухе. Зарядку следуетсочетать с воздушной ванной. После окончания гимнастики полезно обтираниеили обливание тела прохладной водой. Физкультурные паузы проводят в школе ина производстве, они являются одной из основных форм активного отдыха.Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себярациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особоезначение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдениивырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в своюочередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей непозволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако егоосновные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видовдеятельности в строго определенное время, правильное чередование работы иотдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному иничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, чтоможет вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма,снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющегобольшинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочныйприем пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечнымзаболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервномуистощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижаетработоспособность.Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение.Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, какдисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минутусвоего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней исодержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя изконкретных условий своей жизни.Важно соблюдать следующий распорядок дня:Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утреннейгимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд сфизическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить зачистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемомпомещении, ложиться спать в одно и то же время!Ибо одно из главных средств, предупреждающих многие болезни. 2.2. Цель, задачи и формы организации физического воспитанияЦелью физического воспитания в вузе является формирование физическойкультуры студента как системного качества личности, неотъемлемогокомпонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее вучебной, социально-профессиональной деятельности и семье.Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику потворческому освоению ценностей физической культуры, ее активногоиспользования во всестороннем развитии личности;содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплениюздоровья, повышению уровня общей физической подготовленности, развитиюпрофессионально важных физических качеств и психомоторных способностейбудущих специалистов;овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающимфилософскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическуютематику, тесно связанную с теоретическими, методическими иорганизационными основами физической культуры;формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании иподдержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всехорганизационно-методических форм занятий физкультурно-спортивнойдеятельностью;формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованиемсредств физической культуры и спорта;овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физическойкультуры.Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжениивсего периода теоретического обучения и осуществляется в следующих формах.Учебные занятия:обязательные занятия (практические, практикумы-консультации,теоретические), которые предусматриваются в учебных планах по всемспециальностям;консультативно-методические занятия, направленные на оказание студентамметодической и практической помощи в организации и проведениисамостоятельных занятий физической культурой и спортом;индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовкуили отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются поособому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в периодпроизводственной практики.Внеучебные занятия:физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельныхзанятий в виде комплексов «минуты бодрости»);занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурныминтересам;самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом;массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.Комплексное использование всех форм физического воспитания должнообеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов,достижение оптимального уровня физической активности. 3.ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ НА СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА. 3.1Сердечно-сосудистая система.Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение(систолу) выталкивает в аорту 50-70 мл крови, в минуту при 70-80сокращениях 3.5 –5 л. Систематическая физическая тренировка усиливаетфункцию сердца и доводит систолический объем до 90-110 мл в покое, а приочень больших физических нагрузках 150 и даже 200 мл. Частота сердечныхсокращений при этом увеличивается до 200 и более, минутный объемсоответственно до 25, а иногда и 40 л! Словом сердце спортсмена имеетдесятикратный резерв мощности.Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покоеобычно составляет 72-84 в минуту, для сердца же тренированного спортсмена впокое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов вминуту (иногда до 36-38).Такой режим работы более выгоден для сердца, так как увеличивается времяотдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную кислородомартериальную кровь.Основное же различие заключается в том, что при легкой нагрузке сердценетренированного человека увеличивает количество сокращений, а сердцеспортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее.Конечно, десятикратное увеличение мощности сердца в экстремальных условияхне может не сказаться на функции сосудистой системы. Но у тренированногочеловека она также имеет больший запас прочности. При больших физическихнагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированныхлюдей может превысить 200-250 мм рт. ст., а минимальное падает до 50 мм рт.ст.При большой физической нагрузке возрастает, и объем циркулирующей ворганизме крови в среднем на 1-1,5 л, достигая в целом 5-6 л. пополнениепоступает из кровяных депо – своеобразных резервных емкостей, находящихсяглавным образом в печени, селезенке и легких. Соответственно увеличиваетсяколичество циркулирующих эритроцитов, в результате чего возрастаетспособность крови транспортировать кислород.Кровоток в работающих мышцах увеличивается в десятки раз, также многократноувеличивается число работающих капилляров. Интенсивность обмена веществ сиспользованием кислорода возрастает в десятки раз.Приведенные цифры свидетельствуют о больших анатомических и функциональныхрезервах сердечно-сосудистой системы, раскрыть которые можно только присистематических тренировках. 3.2.Система дыхания.Если сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь и обеспечивающийее доставку ко всем тканям, то легкие – главный орган дыхательной системы –насыщают эту кровь кислородом.Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуядыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что успортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 15-20 % посравнению с таковыми у не занимающихся спортом. Это значительныйанатомический и функциональный резерв.Физические упражнения оказывают большое влияние на формирование аппаратадыхания. У спортсменов, например, жизненная емкость легких достигает 7 л. иболее. Спортивные врачи сборных команд страны по баскетболу и лыжамзарегистрировали величины, равные 8.1 и 8.7 л.Конечно, спортсмены – это люди, как правило, с изначально хорошимифизическими данными, но физические нагрузки развивают любой организм.При максимальных физических нагрузках частота дыхания может возрасти до 50-70 в минуту, а минутный объем дыхания до 100-150 л, т.е. в 10-15 разпревысить этот показатель, отмеченный в состоянии покоя.Хорошо развитый дыхательный аппарат – надежная гарантия полноценнойжизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма вконечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив,многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способностьорганизма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособностьчеловека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи,дыхательные мышцы) – это первый этап на пути к улучшению здоровья.При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потреблениекислорода, как отмечают спортивные физиологи, повышается в среднем на 20-30%.У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает болееэкономно. Так, частота дыхания снижается до 8-10 в минуту, при этомнесколько возрастает его глубина. Из одного и того же объема воздуха,пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.Возникающая при мышечной активности потребность организма в кислороде«подключает» к решению энергетических задач незадействованные до этогорезервы легочных альвеол. Это сопровождается усилением кровообращения вовступившей в работу ткани и повышением аэрации (насыщенность кислородом)легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляетих. Кроме того, хорошо «проветриваемая» при физических усилиях легочнаяткань менее подвержена заболеваниям, чем те ее участки, которые аэрированыслабее и потому хуже снабжаются кровью. Известно, что при поверхностномдыхании нижние доли легких в малой степени участвуют в газообмене. Именно вместах где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительныепроцессы. Напротив, повышенная аэрация целительно действует при лечениинекоторых заболеваниях.Врачи уже давно отметили, что спортсмены и оперные певцы не болеюттуберкулезом легких, в основе этого факта, в обоих случаях, лежитповышенная аэрация легких.При физических нагрузках возрастание легочной вентиляции связанно сусилением амплитуды движения диафрагмы. Этот факт благоприятно отражается ина состоянии других органов. Так, сокращаясь при вдохе диафрагма давит напечень и другие органы пищеварения способствуя оттоку из них венозной кровии поступлению ее в правые отделы сердца. При выдохе диафрагма поднимается,облегчая приток артериальной крови к органам брюшной полости и улучшая ихпитание и работу. Таким образом, диафрагма является как бы вспомогательныморганом кровообращения для органов пищеварения.Именно этот механизм – своеобразный мягкий массаж – имеют в видуспециалисты лечебной физкультуры, рекомендуя некоторые упражнениядыхательной гимнастики для лечения органов пищеварения. Впрочем, индийскиейоги с давних пор лечат заболевания желудка, печени и кишечника дыхательнойгимнастикой, эмпирически установив целебное ее действие при многих недугахорганов брюшной полости. 3.3.Опорно-двигательный аппаратФизические нагрузки при занятиях спортом оказывают благотворное влияние навсе системы организма, в том числе и на мышцы.Влияние занятий спортом на мышцы.Мышцы - активная часть двигательного аппаратаВ теле человека насчитывается около 600 мышц. Большинство из них парные ирасположены симметрично по обеим сторонам тела человека. Мышцы составляют:у мужчин - 42% веса тела, у женщин - 35%, у спортсменов - 45–52%.По происхождению, строению и даже функции мышечная ткань неоднородна.Основным свойством мышечной ткани является способность к сокращению –напряжению составляющих ее элементов. Для обеспечения движения элементымышечной ткани должны иметь вытянутую форму и фиксироваться на опорныхобразованиях (костях, хрящах, коже, волокнистой соединительной ткани ит.п.).В различных видах спорта нагрузка на мышцы различна как по интенсивности,так и по объему, в ней могут преобладать статистические или динамическиеэлементы. Она может быть связана с медленными или быстрыми движениями. Всвязи с этим и изменения, происходящие в мышцах, будут неодинаковы.Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность,характер проявления силы и другие их функциональные качества. Вместе с теминогда, несмотря на регулярные тренировочные занятия, сила мышц начинаетснижаться и спортсмен не может даже повторить свой прежний результат.Поэтому очень важно знать, какие изменения происходят в мышцах под влияниемфизической нагрузки, какой двигательный режим спортсмену рекомендовать;должен ли спортсмен иметь полный покой (адинамию), перерыв в тренировочномпроцессе, или минимальный объем движений (гиподинамию), или, наконец,проводить тренировки с постепенным уменьшением нагрузки.Изменения в строении мышц у спортсменов можно определить методом биопсии(взятия особым способом кусочков мышц) в процессе тренировки. Экспериментыпоказали, что нагрузки преимущественно статистического характера ведут кзначительному увеличению объема и веса мышц. Увеличивается поверхность ихприкрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняетсясухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон всторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани вмышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительнуюопору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествамзначительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение.Усиливается трофический аппарат мышечного волокна: ядра, саркоплазма,митохондрии. Миофибриллы (сократительный аппарат) в мышечном волокнерасполагаются рыхло, длительное сокращение мышечных пучков затрудняетвнутриорганное кровообращение, усиленно развивается капиллярная сеть, онастановится узкопетлистой, с неодинаковым просветом.При нагрузках преимущественно динамического характера вес и объем мышцтакже увеличиваются, но в меньшей степени. Происходит удлинение мышечнойчасти и укорочение сухожильной. Мышечные волокна располагаются болеепараллельно, по типу веретенообразных. Количество миофибрилл увеличивается,а саркоплазмы становится меньше.Чередование сокращений и расслаблений мышцы не нарушает кровообращения вней, количество капилляров увеличивается, ход их остается болеепрямолинейным.Количество нервных волокон в мышцах, выполняющих преимущественнодинамическую функцию, в 4 - 5 раз больше, чем в мышцах выполняющихпреимущественно статистическую функцию. Двигательные бляшки вытягиваютсявдоль волокна, контакт их с мышцей увеличивается, что обеспечивает лучшеепоступление нервных импульсов в мышцу.При пониженной нагрузке мышцы становятся дряблыми, уменьшаются в объеме,капилляры их суживаются, в результате чего мышечные волокна истощаются,двигательные бляшки становятся меньших размеров. Длительная гиподинамияприводит к значительному снижению силы мышц.При умеренных нагрузках мышцы увеличиваются в объеме, в них улучшаетсякровоснабжение, открываются резервные капилляры. По наблюдениям П.З. Гудзя,под влиянием систематической тренировки происходит рабочая гипертрофиямышц, которая является результатом утолщения мышечных волокон(гипертрофии), а также увеличения их количества (гиперплазии). Утолщениемышечных волокон сопровождается увеличением в них ядер, миофибрилл.Увеличение числа мышечных волокон происходит тремя путями: посредствомрасщепления гипертрофированных волокон на два - три и более тонких,вырастания новых мышечных волокон из мышечных почек, а также формированиямышечных волокон из клеток сателлитов, которые превращаются в миобласты, азатем в мышечные трубочки. Расщеплению мышечных волокон предшествуетперестройка их моторной иннервации, в результате чего на гипертрофированныхволокнах формируются одно - два дополнительных моторных нервных окончания.Благодаря этому после расщепления каждое новое мышечное волокно имеетсобственную мышечную иннервацию. Кровоснабжение новых волоконосуществляется новообразующимися капиллярами, которые проникают в щелипродольного деления. При явлениях хронического переутомления одновременно свозникновением новых мышечных волокон происходит распад и гибель ужеимеющихся.Важное практическое значение при перетренированности имеет двигательныйрежим. Установлено, что гиподинамия действует отрицательно на мышцы. Припостепенном же уменьшении нагрузок нежелательных явлений в мышцах невозникает. Широкое применение метода динамометрии позволило установить силуотдельных групп мышц у спортсменов и составить как бы топографическуюкарту.Так, в показателях силы мышц верхних конечностей (мышц - сгибателей иразгибателей предплечья, разгибателей плеча) явное преимущество имеютспортсмены, специализирующиеся в хоккее и ручном мяче, по сравнению слыжниками - гонщиками, и велосипедистами. В силе мышц - сгибателей плечазаметно превосходство лыжников над гандболистами, хоккеистами ивелосипедистами. Больших различий в силе мышц верхних конечностей междухоккеистами и гандболистами не наблюдается. Довольно четкие различияотмечаются в силе мышц - разгибателей, причем лучший показатель ухоккеистов (73кг), несколько хуже у гандболистов (69кг), лыжников (60кг) ивелосипедистов (57кг). У не занимающихся спортом этот показатель составляетвсего 48кг.Показатели силы мышц нижних конечностей также различны у занимающихсяразличными видами спорта. Величина силы разгибателей голени больше угандболистов (77кг) и хоккеистов (71кг), меньше у лыжников - гонщиков(64кг), еще меньше у велосипедистов (63кг). В силе мышц - разгибателейбедра большое преимущество у хоккеистов (177кг), тогда как у гандболистов,лыжников и велосипедистов существенных различий в силе этой группы мышц нет(139 - 142кг).Особенно интересны различия в силе мышц - сгибателей стопы и разгибателейтуловища, способствующих в первом случае отталкиванию, а во втором -удержанию позы. У хоккеистов показатели силы мышц - сгибателей стопысоставляют 187кг, у велосипедистов - 176кг, у гандболистов - 146кг. Силамышц - разгибателей туловища у гандболистов равна 184кг, у хоккеистов -177кг, а у велосипедистов - 149кг.В момент нанесения удара в боксе особая нагрузка падает на мышцы сгибателикисти и пальцев, активное напряжение которых обеспечивает жесткость звена.Во время боя большую нагрузку в области туловища несут мышцы – разгибателипозвоночного столба, при активном участии осуществляется нанесениеразличных видов ударов. В области нижних конечностей наиболее сильногоразвития у боксеров достигают сгибатели и разгибатели бедра, разгибателиголени и сгибатели стопы. В значительно меньшей степени развиты мышцыразгибатели предплечья и сгибатели плеч, сгибатели голени и разгибателистопы. При этом при переходе от первой весовой группы к шестой увеличениесилы наиболее сильных групп мышц происходит в большей степени, чемувеличение относительно «слабых», менее участвующих в движениях боксера,мышц.Все эти особенности связаны с неодинаковым биохимическими условиями вработе двигательного аппарата и требованиями, предъявляемыми к нему вразличных видах спорта. При тренировке начинающих спортсменов необходимообращать особое внимание на развитие силы «ведущих» групп мышц.Физкультура и костная системаФизкультура помогает решить огромную проблему, свойственную людям пожилоговозраста – остеопороз.Костная система, как и все другие системы организма, реагирует на уровеньфизической активности: на повышение физической нагрузки (давление на кость)увеличением костной массы (для распределения нагрузки на большее количествокостной ткани), на снижение - уменьшением костной массы.Но для того, чтобы лучше выяснить, что собой представляет костная ткань.Ведь кости – это не только каркас обеспечивающий поддержку мышц ивнутренних органов. Это живой орган, который как и другие органыразвивается и меняется в течении всей жизни.Костная ткань постоянно обновляется. Этот процесс называетсяремоделированием и заключается в постепенном удалении старой костной ткании замещении ее новою осуществляется он следующим образом: остеокласты,клетки, разрушающие кость, растворяя минералы, образуют небольшие полостина поверхности костей. Затем остеобласты клетки, образующие костную ткань,начинают заполнять эти полости новой костной тканью до полноговосстановления костных поверхностей. Ремоделирование является естественным,постоянным процессом, происходящим в здоровом организме. Это природныйспособ замены устаревшей костной ткани на новую в детстве и юности костинаращивают плотность, достигая в результате пиковой костной массы. Пиковаякостная масса – специфический термин обозначающий такое состояние, прикотором кости достигают своей максимальной плотности.Пиковая костная масса сохраняется несколько лет, а затем здоровый человекначинает ежегодно терять в среднем около 1% общей костной массы. У женщинэти потери значительно возрастают после менопаузы и составляют 2-3%ежегодно.С возрастом новая костная ткань образуется все медленнее, а старая теряетсявсе быстрее. В результате этого кости истончаются, становятся хрупкими.Если скорость истончения костной ткани превышает возрастные нормы, это иназывают остеопорозом.Увеличению пиковой костной массы и снижению потери костной массы свозрастом способствует физическая активность, особенно те ее виды, которыенаправлены на нормализацию веса тела: ходьба, бег, танцы, бадминтон, кегли,городки, баскетбол, волейбол, футбол и так называемые резистентныеупражнения. Они представляют собой упражнения по перемещению предметов иливеса собственного тела с использованием специальных тренажеров и гантелей,имеющихся в гимнастических залах и направленных помимо укрепления костей наразвитие мышечной силы и выносливости. Дома тренажеры и спортивные снарядымогут быть с успехом заменены предметами домашнего обихода. Так, кувшиныили бутылки с водой могут использоваться вместо гантелей.В дополнение к их действию на костную массу резистентные упражненияулучшают координацию движений, снижая риск падений, и помогают увеличить иукрепить мышечную массу, которая обеспечивает дополнительную защиту вслучае падения.Под воздействием регулярных занятий перечисленными упражнениями с костямипроисходят важные изменения.Исследования проводимые среди людей прикованных к постели, и космонавтов,находившихся в состоянии невесомости, показали, что люди быстро теряюткостную массу в том случае если лишены возможности преодолевать собственныйвес. С другой стороны исследование рук теннисистов показали, что костнаяткань ведущей руки плотнее костной ткани другой, так как ведущая испытываетбольшие физические нагрузки. По данным многочисленных исследований, проведенных в различных группах,включавших и женщин с остеопорозом, и людей из домов престарелых,физические упражнения не только предотвращают потери костной массы, номогут даже повышать ее плотность (при наличии достаточного количествакальция в пище).Остеопорез не является неизбежным следствием старения для тех, ктопозаботится о своей физической активности. Но делать это надо всоответствии со своим возрастом и состоянием здоровья.В возрасте 20-40 лет целью занятий физической культурой является закладкафундамента для долгой и активной жизни. В этом возрасте обязательныпрогулки, занятия различными видами спорта, подвижными играми.В возрасте 40-60 лет цель - минимизация потерь костной массы, особенно, этокасается женщин в постменопаузе достигается увеличением времени ирасстояний прогулок, отказ от пользования лифтом, транспортом,интенсивность занятий спортом при отсутствии серьезных медицинскихпротивопоказаний не снижается.В возрасте более 60 лет цель снизить риск падений и возможность переломов,особенно это касается хрупких женщин. Необходимо подобрать программуфизических упражнений сообразно возрасту и уровню натренированности, ходьбаобязательна.Больным остеопорозом, цель: снизить риск падений и возможность переломов,увеличить костную массу. Истонченные кости больных требуют ряда ограниченийв программе физических упражнений. Понадобится консультация специалиста пофизкультуре и физиотерапевта, но в любом случае показана ходьба по 30 минут5-7 раз в неделю.Омолаживающее действие занятий физической культурой.Желая подчеркнуть благотворное влияние физкультуры на здоровье, еепочитатели часто восклицают: «Физкультура просто омолаживает!» Звучит этообычно как метафора, однако поклонники физкультуры и не подозревают,насколько они правы. Ведь ощущение вернувшейся молодости во многомсоответствует истинному положению дел.Процесс омоложения прежде всего начинается в крови, в которой появляютсямолодые формы красных кровяных телец - ретикулоциты. Учетом их количества вспортивно-медицинской практике пользуются для определения степени нагрузки,тренированности спортсмена. Непрерывно обновляются и клеточные белки нашегоорганизма: старые разрушаются, заменяясь новыми. Этот процесс протекаетбеспрерывно и достаточно быстро. В обычных условиях белковые структурыпечени обновляются полностью за 14 дней. Физические упражнения ускоряют этипроцессы. Молодые белковые структуры обладают большими функциональными ипластическими возможностями, в этом, видимо, и кроется секрет повышеннойработоспособности, оздоровления и омоложения физически активного человека.Согласно теории А. В. Нагорного и В. И. Никитина, с возрастом процессысамообновления клеточных белков замедляются, и именно этим объясняетсястарение организма. При ускоренном обновлении клеточных белков старениетормозится и омоложение становится объективной действительностью[6]. Список литературы: 1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд-во, 1981. – 176 с.3. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья.4. Гайс И.А. Учитесь ходить быстро. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 110с.5. Гилмор Г. Бег ради жизни. М, «Физкультура и спорт»,1969.6. Климов А.Н., Липовецкий Б.М.. Быть или не быть инфаркту. М,«Медицина»,1 981.7. Орешник Ю.А. К здоровью через физкультуру. М. «Медицина», 1989 г.8. Решетников Г.С. Вам за 40. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 55 с.9. А. Колосков «Пешком от инфаркта»/ журнал Физкультура и спорт 2000 г. №5.10. Е Мильнер «Бег и лишние килограммы журнал» Физкультура и спорт 2000 г.№6.11. Чазов Е.И. Сердце и ХХ век. М, «Педагогика», 1982.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconНаціональний університет фізичного виховання І спорту україни
Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний : методическое пособие для специальностей 032101 Физическая культура и спорт, 032102...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Физическая культура в системе социальной работы с населением” я хочу рассмотреть проблемы сохранения и укрепления здоровья людей...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Лечебная физическая культура...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconПланирование нагрузки с учетом биоритмов Методические указания к...
«Физическое воспитание, «Физическая культура», «Управление профессиональной работоспособностью» Для студентов всех специальностей...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconФизическая культура как социокультурное и экономическое явления и...
В условиях современной Украины, когда происходят огромные общественные сдвиги в политике, экономике социальной и т д сферах, физическая...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconМинистерство образования республики беларусь учреждение образования
Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconРеферат по физической культуре Тема: Лечебная Физическая культура При черепно-мозговых травмах
Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах (сотрясениях мозга)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов Содержание Физическая культура как вид общей культур Возникновение термина «физическая культура» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Влияние физических упражнений на организм человека. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<