Одобрена утверждаю




Скачать 457.4 Kb.
НазваниеОдобрена утверждаю
страница1/7
Дата публикации09.02.2014
Размер457.4 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный


ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор школы

Протокол

_____________/ ___________

№________ от______________

«_______» ______________2011 год


Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности

«Изобразительное искусство»

для учащихся 8-16 лет

Срок реализации 4 (5),7(8) лет

Составители:

Кузнецова Н.И.

Верещагина И.С.

п. Подгорный 2011 год

Комплексная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство» состоит из двух модулей: начальный курс «Взгляни на мир глазами художника» и основной курс.
^ Начальный курс

«Взгляни на мир глазами художника»

повышенного уровня художественного образования
I. Пояснительная записка
    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Взгляни на мир глазами художника» направлена на приобщение обучающихся к духовным и художественным ценностям, воспитание эстетического восприятия и формирование художественных практических умений и навыков. Срок освоения программы: для поступающих в возрасте с 8 лет – 1-3 года.

Основой образовательного процесса начального модуля является модифицированная программа, на примере программы для отделений общего эстетического образования детской школы искусств «Изобразительное искусство» Главное управление Москва, программ для образовательной начальной школы: «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского; «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Т. Я. Шпикаловой.

На начальном курсе обучающиеся знакомятся с основой художественной культуры, видами и жанрами искусств, средствами выразительности, художественными материалами и инструментами, учатся воспринимать и понимать смысл художественной информации. Обучение на начальном курсе является подготовительным этапом для последующего обучения на основном курсе.

Другим важным моментом программы является освоение обучающимися истории родного края, своего народа, что позволит сохранить «культурную среду», которая создавалась предками, и что особенно важно, в тесном единстве с фольклором, устным народным творчеством, со всей жизнью и укладом народа, его общей культурой.

Целями обучения данной программы является:

  • воспитание эстетического восприятия и формирование художественных практических умений и навыков;

  • формирование и развитие эстетических потребностей и художественного вкуса детей.

Задачи настоящей программы:

  • приобщение к ценностям отечественной и художественной зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • освоение средств художественной выразительности, изучение основ композиции, многообразия природных и искусственных форм;

  • знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы;

  • выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.


Реализация содержания курса проводится в различных формах. Основной формой является урок. Но проводятся также занятия в форме игры, беседы, экскурсии, а также самостоятельные занятия, олимпиады, конкурсы, выставки, вечера, пленэр.

Обучение проводится во второй половине дня после окончания занятий в средней школе. Количество учебных часов в неделю и длительность учебного часа определяется учебным планом школы. Занятия 1-3 год обучения (возраст 8-11 лет) - 40 минут.

Методы формирования эмоционально-образного мышления ребенка:

- чередование художественных материалов и техники;

- использование на уроке технических и выразительных средств;

- использование активных форм восприятия искусства (пластика тела, мимика);

- знакомство с творчеством художников, поэтов, композиторов.
Обучающиеся, завершая курс обучения данной программы должны:

знать/ понимать:


  • выдающихся представителей пластических искусств своей страны и мира, об основных музеях своей страны и мира;

  • стилевые особенности традиционных художественных
    промыслов разных стран и народов;

  • основные композиционные средства художественной выразительности и разнообразные графические, живописные, прикладные и скульптурные материалы;

  • приемы переработки реальной формы в декоративные;

  • способы формообразования, декорирования в лепке.

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) в творческой деятельности;

  • компоновать предметы на плоскости;

  • на доступном уровне изображать пропорции фигуры человека и животного и их характерные движения;

  • определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция).


Форма проведения аттестации – просмотр работ. Главным качественным показателем является отбор работ на просмотре для конкурсов и выставок.

II. Учебный план дополнительной общеобразовательной программы

художественно-эстетической направленности

«Изобразительное искусство» начальный курс

«Взгляни на мир глазами художника»




п/п

Наименование предмета

Количество учебных часов в неделю

Итоговые просмотры (класс)

I

II

III




1

2

3

4

5

6

1.

Основы изобразительной грамоты

3

3

3

I,II,III,

2.

Лепка

2

2

2

I,II,III

3.

Композиция прикладная

2

2

2

I,II,III

4.

Предмет по выбору

1

1

1

I,II,III




Всего:

8

8

8

I,II,III




Факультативный курс «Керамика»

-

1

1

-


Учебный план состоит из инвариантной и вариативной частей учебного плана. Инвариантная часть представлена комплексом обязательных предметов: основы изобразительной грамоты, декоративно- прикладное искусство и лепка. Вариативная часть представлена предметом: беседы по искусству.

1. Количественный состав групп – в среднем 8 человек

2. Предмет по выбору: беседы по искусству.
* Примечание: факультатив «Керамика» - по желанию обучающихся

III. Содержание дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Взгляни на мир глазами художника» состоит из инвариантной и вариативной частей учебного плана (беседы по искусству). Инвариантная часть представлена комплексом обязательных предметов: основы изобразительной грамоты, декоративно-прикладное искусство и лепка.

Обучение на начальном курсе является подготовительным этапом для обучения на основном курсе (с 11 лет), на занятиях которых они будут знакомиться с искусством разных эпох и выполнять работы в соответствующих художественных стилях. Поэтому обучающиеся начального курса должны научиться:

- выражать свое отношение к искусству, получить общее представление о разных видах и жанрах искусства;

- получить начальные знания об искусстве через изобразительную деятельность, которая включает в себя не только рисование красками или карандашами, но и изготовление несложных макетов архитектуры, декоративно-прикладного искусства и других видов искусства;

- сформировать умения работать с разными художественными материалами в доступных техниках (аппликация, акварель, монотипия и пр.), которые позволяют в течение занятия выполнить задание.

Предмет «Основы изобразительной грамоты» развивает эстетические знания, приобретается творческий опыт обучающихся в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности – языка изобразительного искусства. Направления предмета дают возможность привлекать на занятия темы, обязательные с профессиональной точки зрения, такие как: изучение цвета и света, формы, композиции, художественных выразительных средств и материалов изобразительного искусства, их роли в организации пространства. Особый акцент в обучении желательно сделать на изучение композиции, ее закономерностей, отличие декоративной композиции от живописной, понимание цельности пространственной композиции. В процессе занятий учащиеся осваивают материальные, пластические, художественные средства изображения. На этапе общего знакомства с закономерностями построения композиции предполагается освоение ритма, пропорций, равновесия, симметрии, контрастно-нюансной гаммы.
Предмет «Лепка» развивает способность детей образно мыслить и в образах передавать увиденное, развивается воображение, как эмоциональное, так и пластическое. Работа над каждой темой предполагает вводную часть – эвристическая беседа, игра-путешествие, эмоциональное погружение в тему, театральные миниатюры. Основная часть – работа над эскизами, выполнение модели и лепка форм по заданиям. Обучающиеся овладевают элементарной грамотностью, узнают об основных видах формообразования (жгутиковый метод, трансформация из пласта и метод из цельного куска, работа на плоскости (рельеф) и декорирования. Для лепки характерно разнообразие видов пластики: плакетки, пласты, сосуды, бижутерия, вазы с орнаментами, стилизованные скульптуры птиц, животных и мелкая пластика. Создавая пластические образы деревьев, птиц, животных, рыб, ребята наделяют их определенным характером, передают свое отношение и настроения. Дети также изучают яркие исторические события, архитектурные памятники и выдающихся людей; создают скульптурные композиции с людьми, узнают о пропорциях человека. Создавая коллективные композиции, дети выступают в роли режиссера, учатся творческому сотрудничеству.
Предмет «Декоративно-прикладная композиция» развивает воображение, мышление, фантазию, способность организовать свою работу, оценивать её результаты и воплощать их в жизнь. Обучающиеся приобретают практические навыки выразительного использования художественных материалов, появляется чувство цвета, композиции, формирование навыков стилизации.

Восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов на занятиях подразумевает создание своего образа изделия, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного материала, определение рациональных путей его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решения технико-технологических задач.

Для желающих в качестве школьного компонента введён факультатив – Керамика.


Вариативная часть: предметы по выбору, факультативные дисциплины

Предмет

Содержание (краткая характеристика)

Срок реализации

Беседы по искусству

Цель курса - познакомить обучающихся с традиционным народным искусством (с привлечением народных сказок, легенд, музыки), научить рассматривать картину, вслушиваться в интонацию литературного и музыкального произведения, погружаться в мир искусства.

Главная задача курса - как можно раньше начать развивать у учеников художественное восприятие (через звук-интонацию, цвет-интонацию, жест-интонацию, настроение-интонацию), воспитывать художественный вкус.

3 года

Керамика

Цель - развитие художественных способностей обучающихся средствами керамики и приобщение к традиционной народной культуре народов Сибири, народов мира.

Главная задача курса – познакомить обучающихся с особенностями и свойствами различных видов керамики. Ознакомление с изготовлением изделий ручным способом, сушкой, обжигом.

2 года


IV. Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

(начальный курс) «Взгляни на мир глазами художника»

^ Учебные предметы

Срок обучения

Вид рабочей программы учебных предметов (примерная, модифицированная, (адаптированная), авторская)

Автор (составитель), реквизиты, год издания, кем утверждена

^ Особенности адаптации

Учебно-методический комплекс

Учебник, учебные пособия

Дополнительное учебно-методическое обеспечение

Основы изобразительной грамоты, декоративно-прикладное искусство, лепка

3

года

рабочая

Программы по предметам: «Основы изобразительной грамоты», «Декоративно-прикладное искусство», «Лепка», Т.В. Григорова, 2001г.

Формирование эмоционально-образного мышления и создания художественного образа. Привлечение других видов искусства и различных форм занятий.

Сокольникова Н.М. «Основы живописи»,
«Основы композиции», «Основы рисунка»
«Титул», Обнинск, 1996 г.

Конышева Н. М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980.

Афонькин с.Ю., Афонькина А.С., «Орнаменты народов мира»,
«Кристалл», С-Петербург, 1998г.

Дорожин Ю.Г., «Простые узоры и орнаменты», «Мозаика-синтез», Москва, 2002г.

Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. «Русский народный костюм»
Л.: - Художник РСФСР, 1984.

«Каргопольская игрушка Рабочая тетрадь» по основам декоративно-прикладного искусства Москва «Мозаика-Синтез» 2008, «Изразцы» Альбом для детского художественного творчества Издательский дом «Карапуз» 2001, Основы народного и декоративно-прикладного искусства «Разноцветные узоры» Москва «Мозаика-Синтез» 2004, «Лубочные картинки» Рабочая тетрадь» по основам декоративно-прикладного искусства М. 2003 «Мозаика-Синтез»




примерная

Программа для отделений общего эстетического образования детской школы искусств «Изобразительное искусство» Главное примерная управление учебных заведений и научных учреждений \ Москва. 1986.

-

Программно-методические материалы: начальная школа \ М.: Дрофа, 2001.


Г.А.Величкина, Т.Я.Шпаликова «Дымковская игрушка» Рабочая тетрадь» по основам декоративно-прикладного искусства Москва «Мозаика-Синтез» 2004,







примерная

Программа средней общеобразовательной школы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы» \М.: Просвещение. 1990.

-




И.А.Лыкова «Филимоновская игрушка»наглядно-методическое пособие «Карапуз-дидактика» 2004, Основы народного и декоративно-прикладного искусства «Графические орнаменты» Москва «Мозаика-Синтез»

2007




примерная

Программа «Изобразительное искусство и художе­ственный труд», разработанная под руководством Т. Я. Шпикаловой

Программа «Изобразительное искусство и худо­жественный труд», разработанная под руководством Б. М. Неменского

-




Основы народного и декоративно-прикладного искусства «Жостовский букет» Москва «Мозаика-Синтез»

2000, И.Бусева-Давыдова «Игрушка Крутца» Москва «Детская литература» 1991,




примерная

Программа «Изобразительное искусство», авторы В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Э. И. Кубышкина, С. II. Ломов, С. Е. Игнатьев, разработана для 1—9 классов.

-




Основы народного и декоративно-прикладного искусства «Сказочная гжель» Москва «Мозаика-Синтез»

1999, «Писанки» Издательския дом «Карапуз» 2001 г.

Основы народного и декоративно-прикладного искусства «Простые узоры и орнаменты» Москва «Мозаика-Синтез» 2002,

Предмет по выбору - Беседы об искусстве

1-3 года

рабочая

Программа по предмету «Беседы по искусству», Т.В. Григорова, 2001г.

Привлечение других видов искусства и различных форм занятий.

Энциклопедия для детей. Т. 6-7. Искусство.- М.: Аванта+, 2001.

Любимов Л.Д. «Искусство Древнего мира», «Искусство Древней Руси», ООО «Издательство Астрель», 2002

Ильина Т. В. «История искусств. Отечественное искусство», М.: Высш. шк., 1994.





Факультатив «Керамика»

2 года

примерная

Программа прикладного искусства и работа в материале художественной керамики» М. 1986 г.

Привлечение других видов искусства и различных форм занятий.

Энциклопедия «Роспись. Техники, приёмы, изделия» - М. АСТ-ПРЕСС, 1999 г. (Величко Н.)

Рабочая тетрадь по основам ДПИ «Дымковская игрушка» . – М.: Мозаика-Синтез, 2004 г. Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова

«Каргопольская игрушка Рабочая тетрадь» по основам декоративно-прикладного искусства Москва «Мозаика-Синтез» 2008,

Послушная глина: основы художетсвенного ремесла М.-АСТ-ПРЕСС 1997 г. (Федотов В.Я.)

Знакомьтесь: глина. – СПб: Кристалл, 1998 г. (Данкевич Е.В., Жакова О.В.)

Сказки сделаем из глины, теста, снега пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов: - Ярославль: «Академия развития К», 1998 г. (Горичева В.С., Нагибина М.И.)

Методическая разработка по ДПИ «Орнамент и его композиция в изделиях народных художественных промыслов». – М. 1984 г. (Работнова И.П.)

Факультатив «Керамика»

2 года

рабочая

Программа по факультативному курсу «Керамика», составитель Алиева Д.У., 2011 год

Привлечение других видов искусства и различных форм занятий.

Энциклопедия «Роспись. Техники, приёмы, изделия» - М. АСТ-ПРЕСС, 1999 г. (Величко Н.)

Рабочая тетрадь по основам ДПИ «Дымковская игрушка» . – М.: Мозаика-Синтез, 2004 г. Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова

«Каргопольская игрушка Рабочая тетрадь» по основам декоративно-прикладного искусства Москва «Мозаика-Синтез» 2008,

Послушная глина: основы художетсвенного ремесла М.-АСТ-ПРЕСС 1997 г. (Федотов В.Я.)

Знакомьтесь: глина. – СПб: Кристалл, 1998 г. (Данкевич Е.В., Жакова О.В.)

Сказки сделаем из глины, теста, снега пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов: - Ярославль: «Академия развития К», 1998 г. (Горичева В.С., Нагибина М.И.)

Методическая разработка по ДПИ «Орнамент и его композиция в изделиях народных художественных промыслов». – М. 1984 г. (Работнова И.П.)


V. Список литературы


  1. Бакуридзе А.Б. Разработка образовательной программы школы. Библиотека журнала Методист (№ 6/2006).

  2. Методические рекомендации по определению требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств и проведению аттестации детских школ искусств (М., НМЦ ХО, 2004).

  3. Методические рекомендации по организации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся детских школ искусств (разработаны Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре Правительства Москвы).

  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12. 2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  5. Письмо министерства образования Российской Федерации от 07.02. 2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»

  6. Письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 27.05.2008 № 1605-07/4-1/04 «О деятельности детских школ искусств и перечне примерных программ».

  7. Примерные учебные планы и программы учебных дисциплин государственных и муниципальных музыкальных, художественных школ и школ искусств. М., МК РФ, 1998 г.

  8. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам искусства для детских школ искусств. М., МК РФ, 2003.


^ Основной курс

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одобрена утверждаю iconОдобрена утверждаю
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный

Одобрена утверждаю iconОдобрена утверждаю
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный

Одобрена утверждаю iconОдобрена утверждаю
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный

Одобрена утверждаю iconОдобрена утверждаю
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный

Одобрена утверждаю iconУтверждаю утверждаю утверждаю президент роо директор гу центр Исполняющий обязанности
Соревнования проводятся 22 октября 2011 года в г. Москве в здании школы №1768 по адресу Пречистенка 12/2

Одобрена утверждаю icon«утверждаю» «утверждаю» Начальник гп «омтп»
Технологическая схема оформления авто-контейнеровозов в режимах пп/ПД, Транзит, Импорт 40

Одобрена утверждаю iconУтверждаю” “утверждаю
Соревнования проводятся в районе гранитного карьера вблизи ст. Пивни Фастовского р-на Киевской области, 1-2 июня 2002г

Одобрена утверждаю iconРоссийской Федерации «утверждаю»
«утверждаю» Председатель секции №14 Ученого Совета мз и ср РФ по проблеме «Кожные болезни и ^б&незии, передаваемые половым путем»...

Одобрена утверждаю iconКрымская федерация кудо
«утверждаю» «утверждаю» Министр образования и науки, Президент Крымской Федерации кудо

Одобрена утверждаю iconУтверждено
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры иностранных языков и общественных наук

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<