Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций»




Скачать 259.15 Kb.
НазваниеРеферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций»
Дата публикации16.02.2014
Размер259.15 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Культура древних циилизаций

Министерство науки и образования Украины Украинский государственный морской технический университет имени адмирала Макарова Кафедра философии и культурологии Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» Выполнил: студент группы XXXX ******* *.*. Проверил: Дрожанова О.Н. Николаев 2003 ПЛАН 1. Введение 2. Шумерская цивилизация 3. Египет 4. Культура Древней Индии 5. Культура Древнего Китая 6. Культура Древней Греции 7. Заключение 8. Список использованной литературы Введение В истории человечества принято различать следующие основные типыцивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, ДревнийКитай, Древняя Индия);2) античная;3) средневековая;4) индустриальная;5) современные восточные;6) российская. Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи,приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современнойэпохи. Следовательно, цивилизация античности – один из периодов развитиякультуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древнего Рима. Все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: ихзона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчастиумеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в такихрайонах была около 20 0С т.е. там было довольно тепло. Ещё одним условием вте далёкие времена было наличие воды. В связи с этим многие цивилизацииСтарого Света родились в долинах рек: Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы идругие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, чтоплодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, такжереки связывали во едино разные районы страны и давали возможность дляторговли в внутри неё и с соседями. Также реки давали возможность для постройки ирригационных сооружений,но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого были нужныусилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки этихсооружений. Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из нихсталкивалась с трудностями, зависевшей от особенностей ландшафта и климата.Так в особой географической обстановке развивались Финикия, Греция и Рим –приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало ирригации, затополуостровное положение было ещё одним вызовом природы. И ответом на негоявилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этихморских держав. Шумерская цивилизацияф Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалеку от впадения её в Персидскийзалив. Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки – рукава, которыето сливаются, то вновь расходятся. Берега реки низкие, поэтому Евфрат частоменяет свой путь к морю. При этом старое русло превращается постепенно вболото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от реки, сильно выжженысолнцем. Жара, тяжелые испарения от болот, тучи мошкары заставляли людейдержаться подальше от этих мест. Низовья Евфрата долгое время привлекаливнимание земледельцев и скотоводов Передней Азии. Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, так как Евфратразливается летом очень бурно и неожиданно, и наводнения всегда здесь былиочень опасны. В бескрайние тростниковые заросли люди старались не заходить,хотя под ними скрывались очень плодородные земли. Они образовались из ила,оседавшего во время наводнений. Но в те времена обработка этих земель былаеще людям не под силу. Они умели снимать урожаи только с небольших открытыхучастков, напоминавших своими размерами скорее огороды, а не поля. Все изменилось, когда в стране рек и болот появились новые, энергичныехозяева – шумеры. Кроме плодородных, но еще не освоенных земель новаяродина шумеров могла похвастаться большим количеством глины и тростника. Нивысоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд, из которыхможно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились строить дома изглиняных кирпичей; крыши этих домов настилались из тростника. Такой домнужно было каждый год подправлять, подмазывая стены глиной, чтобы он неразваливался. Заброшенные дома постепенно превращались в бесформенныехолмы, так как кирпичи были сделаны из необожженной глины. Шумеры частооставляли свои дома, когда Евфрат менял свое русло, и поселение оказывалосьдалеко от берега. Глины повсюду было много, и за пару лет шумеры успевалислепить новый поселок на берегу кормившей их реки. Для ловли рыбы и речныхпутешествий шумеры использовали плетеные из тростника небольшие круглыелодки, обмазывая их снаружи смолой. Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокиеурожаи можно получать, если осушить болота и провести воду к сухимучасткам. Небогат растительный мир Двуречья, шумеры же акклиматизировализерновые злаки, ячмень и пшеницу. Орошение полей в Междуречье было сложнымделом. Когда по каналам поступало слишком много воды, она просачивалась подземлю и соединялась с подземными грунтовыми водами, а они в Междуречьесоленые. В результате снова соль вместе с водой выносилась на поверхностьполей, и они быстро портились; пшеница на таких землях вообще не росла, даи рожь с ячменем давали невысокие урожаи . Шумеры далеко не сразу научилисьопределять, сколько воды нужно для правильного полива полей: излишек илинедостаток влаги были одинаково плохи. Поэтому задачей первых общин,образовавшихся на территории южной части Месопотамии, было устройство целойсети искусственного орошения. Ф. Энгельс писал: “Первое условие земледелияздесь – это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либопровинций, либо центрального правительства”. Организация больших оросительных работ, развитие древнейшей меновойторговли с соседними странами и постоянные войны требовали централизациигосударственного управления. В документах времени существования шумерийских и аккадских государствупоминаются самые разнообразные оросительные работы, как, например,регулирование разлива рек и каналов, исправление повреждении, причиненныхнаводнением, укрепление берегов, наполнение водоёмов, регулированиеорошения полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей.Остатки древних каналов шумерской эпохи хранились до настоящего времени внекоторых районах Южной Месопотамии, например, в области древней Уммы(современная Джоха). Судя по надписям, эти каналы были настолько велики,что по ним могли ходить большие лодки, даже корабли, груженные зерном. Всеэти крупные работы организовывались государственной властью. Уже в четвертом тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккадавозникают древнейшие города, которые являются хозяйственными, политическимии культурными центрами отдельных маленьких государств. В самой южной частистраны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива.Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатамнедавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным икультурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийскимсвятилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупноеполитическое значение имели Лагаш (Ширпурла), который вёл постоянную борьбус соседней Уммой, и город Урук, в котором, по преданиям, некогда правилдревнешумерийский герой Гильгамеш. Разнообразные роскошные предметы, найденные в развалинах Ура, указываютна значительный рост техники, главным образом, металлургии, в началетретьего тысячелетия до н. э. В эту эпоху уже умели изготовлять бронзу,сплавляя медь с оловом, научились применять метеоритное железо и достиглизамечательных результатов в ювелирном искусстве. Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов вгорах Армении, имели определённое значение для развития земледельческогохозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный наюге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколькоотличались друг от друга в климатическом отношении. В Шумере зима быласравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. Поклиматическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, ифиниковая пальма в диком виде не растёт. Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Жирная ивязкая глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьём в руках первобытногогончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делалиособый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся вюжной части Двуречья. Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страныакклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение вхозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые рослив южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениямпринадлежали сезам (кунжут), служивший для изготовления масла, а такжетамариск, из которого добывали сладкую смолу. Древнейшие надписи иизображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известныразличные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы(муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга — дикие свиньи, которые былиприручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей.Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде. Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны дляразвития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственнойжизни, и применения значительного труда в течение длительного времени. Афразийская засуха заставила отцов шумерской цивилизации переселиться вустья рек Тигра и Евфрата и преобразовать болотистые низины в плодороднуюземлю Среднего Междуречья. Испытание, через которое прошли отцы шумерскойцивилизации, сохранила шумерская легенда. Убиение дракона Тиамат богомМардуком и сотворение мира из его останков - аллегорическое переосмыслениепокорения первозданной пустыни и сотворения земли Сеннаара. Рассказ оПотопе символизирует бунт Природы, восставшей против вмешательствачеловека. Болота, образовавшиеся на территории Нижнего Ирака между Амаройна Тигре, Эн-Насирией на Евфрате и Басрой на Шатт-эль-Арабе, остаютсянетронутыми с момента возникновения до настоящего времени, ибо наисторической сцене так и не появилось ни одного общества, которое хотело быи было в состоянии их освоить. Болотные люди часто посещающие эти места,пассивно, приспособились к ним, однако они никогда не обладали достаточнойпотенцией, чтобы повторить подвиг отцов шумерской цивилизации, живших внепосредственном соседстве с ними какие-нибудь пять или шесть тысяч летназад. Они даже не пытались преобразовать болота в сеть каналов и полей. Памятники шумерской цивилизации хранят молчаливое, но точноесвидетельство о тех динамических актах, которые, если обратиться кшумерской мифологии, были совершены богом Мардуком, убившим Тиамат. Египет Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в IVв. донашей эры. История государства и культуры Египта. делится на несколькопериодов: раннее, древнее, среднее и новое царство. Ранний Египет – этобыло время образования рабовладельческого строя и деспотическогогосударства, на протяжении которого сформировалась характерное для древнихегиптян религиозные верования: культ природы и предков, астральный изагробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовомстроительстве начал широко использоваться камень. Древнее и среднее царствахарактеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппаратаправления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияниена соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства,удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса, созданиеуникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретныерельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид –пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооруженийвсего мира, говорят её размеры: высота – 146м, а длина основы каждой из 4граней – 230м. Новое царство было последним периодом внешней активностиЕгипта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особеннорасцветала архитектура храмов. Среди наибольших достижений художественноготворчества этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской вАхетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долинецарей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традициюизображения головы и ног фигуры в профиль, а торса – в фас. Эта традицияисчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевываетПерсия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множествораздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественнойиерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился скультами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял надобществом, все остальные граждане считались равными перед творцом изаконом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертиепородила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставитьо себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченныеиероглифами. Если в эпоху древнего царства только фараоны могли войти в"царство мертвых", построив себе пирамиду, то со времен среднего царствакаждый имел право построить собственную гробницу. В древнем Египте всеспециальные знания концентрировались в небольшой группе людей, которыесоставляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективноиспользовали для управления массами накопленные на протяжении времен данныеастрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и,научившись их предвидеть. В древнем Египте впервые в мире возниклапрактическая медицина, определённого развития достигла десятичная системасчета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элементарнымизнаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовалоразвитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны,плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги иполитические трактаты; позднее появляется религиозная драма и светскийтеатр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело кпоявлению первых в мире письменно зафиксированных эстетических ифилософских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культурывозник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло своюисторическую роль в становлении и развитии мировой культуры. Культура Древней Индии. Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населениемСеверной Индии в III в. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперьПакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и СреднейАзии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображенииобразов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижениембыла система водопровода и канализации, которых не было ни у одной издругих древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор нерасшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был еёнеобычный консерватизм: на протяжении веков расположение улицдревнеиндийских городов не изменялось, а новые дома строились на местахстарых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся смногочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди нихвыделяются основные – брахманизм и его формы: индуизм и джайнизм, буддизм иислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху"Ригведи" – большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний иритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились вИндии после так называемого "великого переселения народов". В это же времяобразовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев ирелигиозных представлений предыдущего местного до арийского населенияСеверной Индии. В эпоху "Ригведи" начал складываться индийский феномен –кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовыемотивы разделения индийского общества на четыре основные "Варны": жрецы,воины, простолюдины-земледльцы и слуги. Была разработана целая системарегламентов жизни и поведения людей каждой Варны. Согласно с этим законнымсчитался брак лишь в пределах одной Варны. Результатом таких отношениймежду людьми стало следующее разделение Варн на еще большее количествомелких каст. Формирование каст – это итог тысячелетней эволюции ивзаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культурыдревнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальнаяструктура. Олимп индуизма символизирует троица Брахма, Вишну и Шива,которые представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения.Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов ивыступающего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учениембуддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны. Ислам яркоотличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего,мусульманские племена владели военной технологией и сильной политическойсистемой, но главное их верование опиралось на концепцию "сгруппированногобратства", которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших этуверу. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполненанамеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний.В средние века сам процесс космического творения изображался как брачныйсоюз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались вразличных позах. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальностькультурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которыеразделяли религиозное разделение света, включали брахманизм, джайнизм,индуизм и буддизм. Все философские взгляды играли важную роль не только вистории культуры Индии, а и в мировой философии и науке. С ними тесносвязаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки – математики,астрономии, медицины и природоведения. Существует теория, что индийскиеученые еще в далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанныеевропейскими учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время.Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана страдиционными для нее религиозными и философскими системами. Идеи,характерны для религиозных верований древних индийцев, вдохновлялитворчество в архитектуре, литературе и живописи. Для потомков осталисьсделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, которыевызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света черездуховную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджантыи наскальные композиции в храмах Эллоры, которые объединяют традициисеверного и южного типа строения храмов в Древней Индии. В отдельныхдеталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и другихдревних восточных цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии наВеликом шелковом пути, по которому не только шли караваны с товарами, но ипроисходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль,расширив цивилизованное влияние буддизма на другие древние страны. Культура Древнего Китая Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпохасуществования государства Шан, рабовладельческой страны в долине рекиХуанхэ. Её столицей стал город Шан, давший название стране и правящейдинастии царей. Позже её завоевали другие китайские племена, назвав новоецарство Чжоу. Впоследствии и оно распалось, образовав, пять независимыхкняжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность,которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическуюкаллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Вовремя ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культурутакие открытия как компас, спидометр, сейсмограф. Позже были изобретеныкнигопечатание и порох. Именно в китайцы в области письменности икнигопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике –пушки и стремена. Также были изобретены механические часы и произошлитехнические усовершенствования в области шелкоткатства. В математикевыдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей ипустой позиции для обозначения 0, вычисление числа (, открытие методарешения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы былиобразованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованнаябюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные впервую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокогоразвития в Древним Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов иастрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в ихинженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов,направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторженийвоинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославилисьграндиозными сооружениями – Великой китайской стеной и Великим каналом.Китайская медицина на протяжении трёх тысячелетней истории достиглавыдающихся результатов. В Древнем Китае впервые была написана"Фармакология", впервые стали проводить хирургические операции сприменением наркотических средств, впервые применили и описали в литературеметоды лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайскиемыслители и лекари разработали оригинальное учение о "жизненной энергии".На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система"ушу", давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусствусамообороны "кунг-фу". Своеобразность духовной культуры Древнего Китая взначительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как "китайскиецеремонии". Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных нормповедения и мышления сложившиеся на основе культа древности. Место культабогов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культкоторых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, ставабстрактными божествами-символами, например Небо. Наиболее важное место вкитайской духовной культуре занимает конфуцианство – этико-политическоеучение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высоко моральныйчеловек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на"высших" и "низших" и требовало от каждого выполнения возложенных на негообязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайскойгосударственности и функционирования политической культуры императорскогоКитая. Главной силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики иэтики, был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктриныпоставили закон, сила и авторитет которого должны поддерживаться жестокиминаказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древние традиции,тогда как легизм ставил на первое место административный регламент. Подвлиянием характерных для древне китайского общества религиозных, этико-философских и социально-политических взглядов развивалась и вся егоклассическая литература. Уже в наиболее раннем поэтическом сборникеДревнего Китая, знаменитой "Книге песен", которая создаваласьпродолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древнихгимнов, воспеваются подвиги предков. Во II-IIIв. в Китай приходит буддизм,который достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру, этопроявилось в литературе, образном искусстве и, особенно, в архитектуре.Буддизм просуществовал в Китае прочти два тысячелетия, заметно изменившисьв процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. На основесинтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в Китае возник чань-буддизм,который впоследствии распространился в Японии и получив название дзен-буддизма. Наибольшие трансформации буддизма проявились в своеобразномкитайском искусстве, которое как нигде в мире опиралось на традиции.Китайцы так и не приняли вид индийского Будды, а создали свой образ. То жесамое произошло и с архитектурой храмов. Значительную роль в китайскойкультуре сыграл и даосизм, с которым связано развитие науки и техники.Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл "Великийшелковый путь", по которому совершалась не только торговля, но и культурныйобмен Китая с другими странами, что повлияло на китайскую культуру. Культура Древней Греции Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы,общественные силы и явления, героям – мифическим предкам племен и родов,основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох – отдревнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма – обожествлениячеловека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертныхлюдей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях –детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческойкультуры, на основе которого позднее развивались литература, философия,наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера,Гесиода, Эзопа. Культура Древней Греции делится на три основных периода: Архаическийпериод (VIII-VI века до н.э.), классический период (века до н.э), эллинизм(века до н.э). Греция четко делится на три части: северную, охватывающуюФессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейскимзаливами, а с юга – Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е.Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняятемпература не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов наКикладах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции – наострове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находяеё прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит отгреческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряддругих черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития:там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, аглубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческогоискусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику – вэтом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений.Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временемгреческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегданаходился на месте его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинахстроились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; домана Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания острова.Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. ВОлимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара,поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкийизвестняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки позднейших греков,двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство,примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили наязыке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам.Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонныминаселением Греции, однако и у них сохранялось представление о существованиинекоторого древнего, до греческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов,первоначально населявших Элладу и прилегающие острова. Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали трикультурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центромна Крите (3000-1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; иэлладская – в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковойГреции была культура микенская: в формировании её немалую роль сыграли,очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабовпобедителями-ахейцами. Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура,которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. дон. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднемикенский (1400- 1200 гг. до н. э.). Около 1700 г. до н. э. в Арголиде – центре власти микенских правителейстали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита.Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилищакритского типа, в которых приносили жертвы критским Богам. Испытываявоздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли, несмотря на это,многие черты своей культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критянони продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом.Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторженияна их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения противвозможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения.Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость имужественность в зарождавшейся микенской цивилизации. Все это нашло свое отражение, как в монументальной архитектуре, так и втематике стенных росписей в материковой Греции того времени, гдеизлюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местныхцарей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощнымистенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критскихпостроек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитыхЛьвиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окруженииогромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, чтоэти стены воздвигли циклопы – одноглазые великаны; на самом же деле то былрезультат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывалив своих военных походах. До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языкомвеличественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровкаангличанами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволилауслышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описимикенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех системписьменности в Эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (перваяполовина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма – А (XVII- XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XIII вв. до н. э.), тем не менеетолько в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой"младшей" из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, иустановить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо Аостается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались имне греки, а до греческое население Крита. В Древней Греции существовало множество профессий, такие как каменщики,плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели,ювелиры, пекари и множество других, что свидетельствовало о высокомразвитии их науки и культуры. Микенские документы принесли с собой немало открытий в области историирелигии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина иАртемида. Неожиданностью для ученых оказалось существование женскихсоответствий: Посейдону – богине Посидеи, и Зевсу – богини Девии, которыхклассическая Греция не знала, подобно тому, как не было в классическийпериод "жрицы цветов", упоминаемой в кносских текстах. Но самым большимоткрытием явилось существование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя этомы находим в табличках, но как имя человека, а не бога. Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада" и"Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала ихнаизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не толькобольшое значения, как произведения искусства, им предавалось также важноегосударственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы очеловеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе исудьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные. Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественнойнеобходимости. Приводится много ценных наблюдений. Например, о том, чтосильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременнонесет просветленье и т. д. Античная культура – это также культура Сократа, философа, поставившегознание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своихучеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из нихготовил учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становитсяправилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу,состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное невежество – "воображать чтознаешь то, чего не знаешь". Сократ был постоянно добродушен и радостен, чемраздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали,почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в судосла, если он меня лягнул?". Особенностью античной культуры было стремление сделать культуруспособом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не толькок философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многомосновала дальнейшее развитие культуры. Основными символами её были двабога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, двапротивоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон – богпластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис– бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина ивиноделия, не покоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства,искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Дионисапривело к рождению греческой трагедии с её (часто нелицеприятной) правдойжизни, к философскому пессимизму и нигилизму. Греки считали, что вкультуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское идионисийское её качества, в противном случае возможна гибель культуры.Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов к стагнации изастою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста. В Древней Греции существовал обряд жертвоприношения – в Кноссе удалосьотыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о празднествах и ожертвах, которые полагалось приносить в те или иные месяцы. Функцииверховного жреца исполнял, как предполагается, сам царь, хотя бесспорныхдоказательств тому нет. IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, каквек создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например,обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого ораторатой эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, ибыло доступно только состоятельной верхушке горожан. Все болеемногочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальнуюэлиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все большесосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенноек широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в АфинахV в. до н. э., уже не играло в следующем столетии прежней социально-воспитательной роли. Трагедия переживалаупадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзияспустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза,напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в.до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденнымобразцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля.Ещё большее влияние оказала на последующие поколения, и не только вдревности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона иАристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в товремя шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия,Поликлета и Мирона. Архаический период. В истории Древней Греции VIII-VI вв. до н.э. характеризуются большимипеременами в хозяйственной деятельности, социальной жизни и культуре.Одним из наибольших приобретений культуры Древний Греции есть произведенияГомера "Илиада" и "Одиссея". В это время возникла лирика, одним из первыхлирических поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. островеЛесбос творила Сапфо, творчество которой было вершиной лирики ДревнейГреции. В VIII-VI в. в Древней Греции происходил подъем образотворческогоискусства и архитектуры. В VII в. до н.э. появляются постройки из камня.Главным образом это храмы. В процессе формирования греческой архитектурывозникают три основных направления: дорическое (применяли в основном наПелопоннесе, отличающееся простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский (утонченность). Наиболееизвестные храмы архаического периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме.В скульптуре архаического периода основное место занимает изображениечеловека. Греческие художники пытаются овладеть правильным построением телачеловека, научиться передавать движение. Тело человека подвергалосьтщательным геометрическим изученьям, в результате которых были установленыправила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, чтотеоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричностьантичной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культтела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости.Живопись главным образом известна нам с вазовых росписей. В VI в.господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лакомизображены фигуры. В конце VI в. возникает краснофигурная роспись, когдафигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний обокружающем мире были основой для развития философии. Основателем милецкойфилософской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, изкоторой все возникает и в которую все превращается. За первооснову такжесчитали "апейрон", неопределенную, вечную материю, воздух, огонь.Древнегреческий философ и математик Пифагор основал философскую школу вЮжной Италии. По его философии мир состоит из количественныхзакономерностей, которые можно вычислить. Заслугой пифагорейцев былиразработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях,установления ряда количественных закономерностей в мире. Идеалистическаялиния в философии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейскойфилософской школой. Победа над Персией дала Греции полную власть вСредиземноморье. Военная добыча, торговля, использование рабского трудаспособствовали развитию всех отраслей культуры. Классический период. В классический период развивается драматургия. Возникновение греческоготеатра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали вкозлиных шкурах, и поэтому этот жанр получил название "трагедия" ("песнькозлов"). Известными драматургами этого периода были Эсхил ("ЗакованныйПрометей"), Софокл ("Антигона" и "Царь Эдип"), Еврипид ("Медея","Электра"). Из прозаических жанров в классический период расцветаетриторика – умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаиватьсвои позиции. Среди философских проблем в классическом периоде на первыйплан выдвигается понимание сущности и места человека в мире, продолжаетсярассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическоетрактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение обатомах. Древнегреческие софисты учили, что "человек является мерой всехвещей", а сущность вещей зависит от их связи с человеком. Сократ путь кдостижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развилтеорию о существовании "идей". Значительное внимание Платон уделял ивопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которымуправляют философы. Аристотель сделал свой вклад в философию,природоведение, историю, литературу, государственное право, основыформальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика,история. Вклад в медицину сделал древнегреческий лекарь Гиппократ.Греческое искусство в классический период достигло наивысшего развития.Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторамибыли Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор АлександраМакедонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и ЗевсаОлимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы.Наиболее известная скульптура мастера "Дорифор", юноша с копьем. В IVв. дон.э. греческая скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностейхарактера человека. Vв. до н.э. – время перелома в греческой живописи,переход к объемному изображению. Главной чертой греческой культуры быласостязательность. Греческий агон – борьба, состязание олицетворялхарактерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античногоагона стали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет своеначало диалектика – умение вести беседу. Эллинизм. Период от начала похода Александра Македонского на Восток длязавоевания Римом Египта назван эллинским. Для него характерно расширениевзаимосвязей и взаимовлияний греческой и восточной культур. Лишившисьполисной ограниченности, греческая культура впитывала в себя восточныеэлементы. Эти изменения нашли свое проявление в религии, философии,литературе. Возникли новые философских школы. Наиболее известны в этомпериоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура(последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет вниманиек человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремлениеправителей прославить мощь своих государств содействовали развитиюархитектуры, особенно искусства городского планирования и виды искусства,связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписнаякерамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а такжепалацы царей, жилые дома. В области скульптуры в этот период существовалотри школы. Первая – родосская школа (драматизм): скульптурные группы"Лаокоон" и "Фарнезский бык". Вторая – пергамская школа: скульптурный фризалтаря Зевса и Афины в Пергаме. Третья – александрийская школа: образбогини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная.Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры ДревнейГреции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура древних цивилизаций (Шпаргалка)

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconРеферат по культурологии на тему: «культура казахстана: традиции, обычаи и обряды»

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconРеферат по культурологии на тему: «Культура Западной Европы в средние века»

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconРеферат по культурологии на тему: культура московской руси: от средневековья...

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconРеферат по культурологии на тему «Массовая культура: функции и показатели»
Показатель массовой культуры человек «без лица» стр

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconКонтрольная работапо дисциплине: «История Мировых цивилизаций»на...

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconСудьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря...
«Кедах мерчент» // Культура моря – культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции, посвященной 25-летию...

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconДольмены – каменные радиостанции древних цивилизаций
До сих пор ученые не могут точно объяснить предназначение древних загадочных построек из песчаника

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconРеферат по культурологии тема:«Культура славянской древности.»

Реферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций» iconРеферат по курсу: античная культура на тему «культура рима»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<