Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 229.61 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации22.02.2014
Размер229.61 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура

Оглавление стр.1. Введение 32. Основная часть 4-122.1 Христианство как духовный стержень 4-5европейской культуры2.1.1 Коренное отличие христианства от языческих верований2.1.2 Исторические предпосылки христианства2.1.3 Почему христианство стало мировой религией2.1.4 Значение христианства для развития европейской культуры2.2 Культура Западной Европы в средние века 5-92.2.1 Христианское сознание – основа средневекового менталитета2.2.2 научная культура в средние века2.2.3 Художественная культура Средневековой Европы2.2.3.1 Романский стиль2.2.3.2 Готическое искусство и архитектура2.2.3.3 Средневековая музыка и театр2.2.4 «Духовные леса» культуры нового времени2.3 Культура западно-европейского Возрождения 9-112.3.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения2.3.2 Отношение к античной и средневековой культуре2.3.3 Особенности художественной культуры Ренессанса2.4 Новоевропейская культура 11-122.4.1 Основные доминанты культуры европейского просвещения2.4.2 Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия2.4.3 Расцвет театральной и музыкальной культуры3. Заключение 134. Список литературы14 1. Введение Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано систорическими условиями, особенностями и уровнем развития того или иногонарода. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскимиучениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же времяискусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои,художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержаниеискусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, котороехранит для нас художественная культура человечества. 2.1 Христианство как духовный стержень европейской культуры. 2.1.1 Коренное отличие христианства от языческих верований. Для того чтобы поставить вопрос об исторических предпосылкаххристианства, необходимо обратить внимание на черты христианского Бога,резко отличающие его от Богов языческой Эллады. Во–первых, в христианствемы видим единого Бога, в отличие от множества богов – олимпийцев.Во–вторых, христианский Бог есть надмирный творец и властелин мира, вотличие от греческих богов, олицетворяющих мировые силы и подчиненныхкосмическому порядку. Но есть еще более серьезные отличия, связанные спониманием человека и с соотношением божественного человеческого иприродного. Христианский Бог – это надмирный Дух, свободно творящий нетолько природу, но и человека. При этом человек лишь отчасти принадлежитприроде, он, прежде всего, выступает как личность, то есть сверхприродное«я» с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. Личность естьобраз Божий в человеке. Иными словами, в человеке есть что-то божественное,но это «что-то» – не природная сила, а способность быть личностью. Такимобразом, христианская культура открывает и обосновывает абсолютнуюзначимость человеческой личности, творчества и свободы. Правда, способосмысления и практической реализации этого духовного открытия был весьмаразличен на различных стадиях развития христианской культуры. 2.1.2 Исторические предпосылки христианства. Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме – религиидревних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную вВетхом Завете. Ветхозаветная история исполнена скитаний и надежды, горечивавилонского и египетского плена. Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразомхристианского Бога. Несмотря на существенные различия представлений Ветхогои Нового Завета, именно у ветхозаветных мудрецов впервые появляются тедуховные запросы, на которые смогло ответить христианство. Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, а Бог НовогоЗавета обращен к каждой личности. В Ветхом Завете можно увидеть жажду человека к подлинной встрече сБогом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней сторонежизни. Это стремление к духовному преодолению внешней стороны бытияособенно проявляется на рубеже нашей эры. В Ветхозаветной истории Богисполнил свое обещание, дал народу место для самостоятельной жизни. Теперьже оставалось ждать спасителя, но спаситель не приходил, и оставалосьтолько задуматься: а может быть, ожидаемое спасение будет иметь ненационально-государственный, а духовный характер? Именно с такой проповедьюи выступил Иисус. 2.1.3 Почему христианство стало мировой религией. Традиционные языческие боги выражали чувство душевнойсопричастности к жизни космоса, продолжением которого воспринималась жизньантичного города-государства (полиса). Но вот Рим практически перестал бытьполисом, разросся до размеров империи, и экономической жизни. Старые богипотеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждалновой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращенного ккаждому, а не ко всем вместе. Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оносделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расами национальностям, ибо христианский Бог стоит над внешними различиями ираспрями этого мира, и для него, по словам апостола Павла, «…Нет ни Эллина,ни Иудея, … Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложивосновы понимания самоценности человека безотносительно к его расе,национальности, сословию, классовой принадлежности. Христианская вера изменила само устройство души европейскогочеловека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность исвободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ниантичная мысль, ни античное существо. Прежде всего, этот духовный переворотбыл связан с нравственностью. Новые проблемы человеческого существованияярко и глубоко выражены в Нагорной проповеди Иисуса (он произнес ее стояна холме – «с горы»). 2.1.4 Значение христианства для развития европейской культуры. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческогобытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободычеловека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно,вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно –нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своеговоплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, впостроении основ правового государства, уважающего права и свободычеловека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека моглапоявиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новыесмыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие новогоискусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного знания. Мы неимели бы знакомого нам европейского искусства без характерного дляхристианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутреннимпереживаниям. «Исповедальность» европейского искусства есть качество,сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного вниманиячеловека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Самаидея о том, что существование мира и человека есть восходящий историческийпроцесс, пришла к нам от христианства. Смысловые основы современного естествознания также сформировалисьпод определяющим влиянием христианской духовности. Христианстволиквидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным»,ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то,что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческогопреобразования. Так были заложены смысловые основы для появленияэкспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общихсмысловых предпосылок от адекватного сознания и практической реализацииновых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлениемпервых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия. 2.2 Культура Западной Европы в средние века. 2.2.1 Христианское сознание – основа средневекового менталитета. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая рольхристианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадкакультуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течениемногих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всехстран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическиминститутом, но еще более значительно было то влияние, которое церковьоказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагалолюдям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в немсилах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательностьхристианствас его теплотой, общечеловечески значимой проповедьюлюбви и всем понятнымнормам социального общежития, с романтической приподнятостью иэкстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением оравенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя быприблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мирасредневековых европейцев. Эта картина мира, целиком, определившая менталитет верующих селяни горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Всредние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловноепротивопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиознымчеловеком. По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали всредние века примерно так, как мы сейчас читаем свежие газеты. Мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархическойлогикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниямипирамиды. Вершина одной из них, верхней – Бог. Ниже идут уровни или ярусысвященных персонажей: сначала Апостолы, затем фигуры, которые постепенноудаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы итому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархиювключаются люди: сначала папа и кардиналы, затем карлики более низкихуровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле,размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностьюнеодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной инебесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус», в мирекак бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается навершине второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющееего с противоположным знаком. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, тоСатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти. Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть докоролей и императоров, был не грамотен. К концу XV века церковь осозналанеобходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовныесеминарии. Уровень же образования прихожан был вообще минимальным. Массамирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была длярядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступнымидля непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялосьтолько священнослужителям. Однако их образование и грамотность была вмассе, как сказано, очень невысока. Массовая средневековая культура – этокультура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово,а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознаниебезграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебныхзаклятий. Вместе с тем значение слова, написанного и особенного звучащего, всредневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиесяфункционально как заклятия, проповеди, библейские сюжеты, магическиеформулы – все это тоже формировало средневековый менталитет. Люди привыклинапряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее какнекий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Этисимволы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественныйсмысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности художественнойсредневековой культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именнотакого, глубоко религиозного и символического, словесно вооруженногоменталитета. Даже живопись там была, прежде всего, явленным словом, как исама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все,скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл, душу человека,приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное отземного бытия пространство. И пространство это выглядело так, какописывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедяхсвященников. Соответственно этому определялось и поведение средневековогоевропейца, вся его деятельность. 2.2.2 Научная культура в средние века. Христианская церковь в средние века была совершенно равнодушна кгреческой и вообще к языческой науке и философией. Главная проблема,которую старались решить отцы церкви, заключалась в том, чтобы освоитьзнания «язычников», определив при этом границы между разумом и верой.Христианство было вынуждено соперничать с разумом язычников, таких, какэллинисты, римляне, с иудейской ученостью. Но в этом соперничестве онодолжно было строго оставаться на библейской основе. Можно здесь вспомнить,что многие отцы церкви имели образование в области классической философии,по существу своему не христианское. Отцы церкви прекрасно осознавали, чтосодержащееся в работах языческих философов множество рациональных имистических систем сильно затруднит развитие традиционного христианскогомышления и сознания. Частичное решение этой проблемы было предложено в V веке Св.Августином. Однако хаос, наступивший в Европе вследствие вторжениягерманских племен и упадка Западной Римской империи, отодвинул серьезныедебаты о роли и приемлемости языческой рациональной науки в христианскомобществе на семь столетий и лишь в X-XI веках после завоевания арабамиИспании и Сицилии возрождается интерес к освоению античного наследия. Потой же причине христианская культура была теперь способна и к восприятиюоригинальных работ исламских ученых. Результатом стало важное движение,включавшее в себя собирание греческих и арабских рукописей, перевод их налатынь и комментирование. Запад получил таким путем не только полный корпуссочинений Аристотеля, но и работы Евклида и Птолемея. Появившиеся в Европе с XII века университеты стали центраминаучных исследований, помогая установить непререкаемый научный авторитетАристотеля. В середине XIII столетия Фома Аквинский осуществил синтезаристотелевской философии и христианской доктрины. Он подчеркивал гармониюразума и веры, укрепляя таким способом основы естественной теологии. Нотомистский синтез не остался без ответного вызова. В 1277 году, послесмерти Аквината, архиепископ Парижский признал непригодными 219 изутверждений Фомы, содержащихся в его сочинениях. В результате была развитаноминалистская доктрина. Номинализм, который стремился отделить науку оттеологии, стал краеугольным камнем в переопределении сфер науки и теологиипозднее, в XVII веке. В течение XIII и XIV веков европейские ученые всерьез расшатывалифундаментальные устои аристотелевой методологии и физики. Английскиефранцисканцы Роберт Гроссетест и Роджер Бекон ввели в сферу наукиматематический и экспериментальный методы, а также способствовали дискуссиио зрении и о природе света и цвета. Их оксфордские последователи ввеликоличественные рассуждения и физический подход через свои исследованияускоренного движения. За Ла-Маншем, в Париже, Жан Буридан и другие ученыедетально разработали концепцию импульса, в то время как Николас Орезм (1330-1382) предложил ряд смелых идей в астрономии, что открыло двери дляпантеизма Николая Кузанского. Важное место в научной культуре европейского средневековьязанимала алхимия. Алхимия была посвящена преимущественно поискамсубстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото и сереброи служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Хотя ее целии применявшиеся средства были весьма сомнительны и чаще всего иллюзорны,алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки,особенно химии. Первые дошедшие до нас достоверные работы европейскойалхимии принадлежат английскому монаху Роджеру Бэкону и немецкому философуАльберту Великому. Они оба верили в возможность трансмутации низшихметаллов в золото. Эта идея поражала воображение, алчность многих людей, втечение всех средних веков. Они верили, что золото – совершеннейший металл,а низшие металлы менее совершенны, чем золото. Поэтому они пыталисьизготовить или изобрести вещество, называемое философским камнем, котороесовершеннее золота, а потому может быть использовано для совершенствованиянизших металлов до уровня золота. Роджер Бэкон верил, что золото,растворенное в «царской водке» является эликсиром жизни. Альберт Великийбыл величайшим практическим химиком своего времени. Российский ученый В. Л.Рабинович проделал блестящий анализ алхимии и показал, что она представляласобой типичное порождение средневековой культуры, сочетая магическое имифологическое видение мира с трезвым практицизмом и экспериментальнымподходом. Самым, пожалуй, парадоксальным результатом средневековой научнойкультуры является возникновение на базе схоластических методов ииррациональной христианской догматики новых принципов познания и обучения.Пытаясь найти гармонию веры и разума, соединить иррациональные догмы иэкспериментальные методы, мыслители в монастырях и духовных школахпостепенно создавали принципиально новый способ организации мышления –дисциплинарный. Наиболее развитая форма теоретического мышления тоговремени была теология. Именно теологи, обсуждая проблемы синтеза рациональной языческойфилософии и христианских библейских принципов, нащупали те формыдеятельности и передачи знаний, которые оказались наиболее эффективны инеобходимы для возникновения и становления современной науки: принципыобучения, оценки, признания истины, которые используются в науке и сегодня.«Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат,объяснение с современниками с помощью опор – ссылок на предшественников,приоритет, запрет на повтор-плагиат – все это появилось в процессевоспроизводства духовных кадров, где обет безбрачия вынуждал использовать«инородные» для духовной профессии подрастающие поколения». Теология средневековой Европы в поисках нового объяснения мирастала впервые ориентироваться не на простое воспроизведение уже известногознания, а на созидание новых концептуальных схем, которые смогли быобъединить столь разные, практически несоединимые системы знания. Это ипривело, в конце концов, к возникновению новой пирамиды мышления – форм,процедур, установок, представлений, оценок, с помощью которых участникиобсуждений добиваются взаимопонимания. Величайшим изобретениемСредневековья можно считать университет как принцип и какспециализированную организацию. 2.2.3 Художественная культура Средневековой Европы. 2.2.3.1 Романский стиль. Первым самостоятельным, специфически художественным европейскимстилем средневековой Европы был романский, которым характеризуютсяискусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года довозникновения готики. На первых парах это был пра–романский стиль. Архитектура V–VIII веков проста, за исключением зданий вРавенне, возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались изэлементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими.Круглые и многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийскойархитектуры, строились в течение пра-романского периода. Наиболее известныеи лучше всего проработанные образцы этого типа – собор Сан-Виталовизантийского императора Юстиниана в Равенне и восьмиугольная дворцоваякапелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи,требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так ичасовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательнопроработанные пра-ромаские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле, на острове Райхенау и в Монте-Кассино монахами-бинедиктинцами. Выдающимся достижением архитекторов романского периода быларазработка зданий с каменными вольтами. Трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковнойархитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской эпохи из кости, бронзы,золота изготавливалась под влиянием византийских моделей. Другие элементымногочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран БлижнегоВостока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям,резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшенияархитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, атакже украшения стен. С изображениями висящих тканей. Живописныекомпозиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам изжизни святых. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основномвизантийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформленииитальянских романских церквей. Пра-романская и романская обработка металлов – широкораспространенная форма искусства – использовалась, главным образом, длясоздания церковной утвари для религиозных ритуалов. Другие металлическиеизделия этого периода – ранние кельтские филигранные ювелирные украшения исеребряные предметы. Самым известным примером романского текстильногопроизведения вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». 2.2.3.2 Готическое искусство и архитектура. На смену романскому стилю по мере расцветания городов исовершенствования общественных отношений приходил новый стиль – готический.В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания,скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведенияизобразительного искусства в течение второй половины средних веков.Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилосьпо всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать вЗападной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионахЕвропы и в XVI веке. Основным представителем и выразителем готического периода былаархитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими,готический стиль обслуживал, прежде всего, церковь, самого мощногостроителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для тоговремени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадахфранцузских готических соборов размещалось в качестве украшений громадноеколичество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верованиякатолической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была посвоему характеру преимущественно архитектурной. 2.2.3.3 Средневековая музыка и театр Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер иявляется необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем,уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка. По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожденв Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала путирасширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народныепраздники, многие из которых содержали театрализованные элементы.Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например,шествие к церкви в вербное воскресенье. 2.2.4 «Духовные леса» культуры нового времени Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние векаоставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институтынаучного познания и образования. Возникла новая парадигма мышления,дисциплинарная структура познания, без которой не была возможна современнаянаука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо болееэффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли своюроль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общегоуровня культуры. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М. К.Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами.Средневековая культура по отношению к нашей – современной, сыграла рольименно таких лесов: без нее западная культура не возникнула бы, хотя самасредневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надопонимать историческую причину столь странного названия этой длительной иважной эпохи развития европейской культуры. 2.3 Культура Западно-Европейского Возрождения 2.3.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения Эпоха Возрождения рассматривается исследователями Западно-Европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, отобщества феодального – к буржуазному. Ренессанс – это эпоха великих открытий. Темпы развитияренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Наивысшей точкисвоего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетию, когдастановится общеевропейским явлением – это, так называемое, Высокое,классическое Возрождение. В утверждаемой системе ценностей, духовнойкультуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Он развиваетсякак идейное движение, становится мощным оружием политиков, утверждается вмассах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатыйматериал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светскаяинтеллигенция. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений,независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Онивыступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной.Гуманисты выражают требование исторической ситуации – формируют человекапредприимчивого, активного, инициативного. Гуманизм как принцип культурыВозрождения и как широкое общественное течение базируется наантропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждаетсяновый центр – могучая и прекрасная личность. Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог,обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делаяправильный рациональный выбор. Но становление и расцвет гуманизма глубокопротиворечивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия,архитектура, изобразительное искусство. Покровителями искусств становятсямногие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом иядом, заговорами и войнами. Исследователи многократно отмечали, что добро изло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. 2.3.2 Отношение к античной и средневековой культуре В период Ренессанса возрождается античный идеал человека,понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластическихвидов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников,скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии иистории, древние – греческий и латинский языки. Восстановление античного наследия и началось с изучения древнихязыков. С конца XIII века гуманисты начали активно изучать греческий язык,а на латинском языке были написаны труды гуманистов. Латынь стала языкомэпохи Возрождения. Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями,любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекциидревностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римскихавторов, восстанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпохуСредневековья. Большую роль в распространении античного наследия сыгралоизобретение и распространение книгопечатания. Гуманисты проявили большойинтерес к античной философии – натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово исвысока, ведь культура Возрождения формировалась как отказ от средневековойкультуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение ктеологии. Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры небыла наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений ивысказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуреотрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха переходная, вкоторой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового. 2.3.3 Особенности художественной культуры Ренессанса Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны сэволюцией гуманистических концепций. Для литературы раннего Ренессансахарактерна новелла, особенно комическая, с антифеодальной направленностью,прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность. ВысокоеВозрождение отмечено рассветом героической поэмы. В позднее Возрождение,характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичностискладывающегося буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романаи драмы. Отличительными особенностями театрального искусства эпохиВозрождения явилось развитие традиций народного искусства,жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических,поэтических и буффонно-площадных элементов. В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чистоцерковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новымгуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светскогомузыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянского вИспании, баллада в Англии, мадригал в Италии. Светские гуманистическиеустремления проникают и в культовую музыку. Эпоха Возрождения завершаетсяпоявлением новых музыкальных жанров – сольных песен, ораторий, оперы. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств. Напервый план выходит живопись. Искусство Возрождения стремилось познать иотобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили черезперспективу – в область оптики и физики, через проблемы пропорций – ванатомию и математику и так далее. Художники Возрождения разрабатываютпринципы, открывают законы прямой линейной перспективы. При перспективномпостроении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядимв мир. Открытие перспективы имело важное значение: она помогала расширитькруг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж,архитектуру. Соединение ученого и художника в одном лице, в однойтворческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невозможнымпозднее. 2.4 Новоевропейская культура 2.4.1 Основные доминанты культуры европейского ПросвещенияЭпоха просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии».Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменятьчеловека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальныеустои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающихобстоятельств или среды, философия этой эпохи подталкивала к размышлениям отаких условиях существования, которые способствовали бы торжествудобродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура нерождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальныеобщества, пути их построения и установления. Ориентиром для создания утопий XVIII века служило «естественное»или «природное» состояние общества. Это был исключительно вымышленный,умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа иписателя эпохи просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда не существовали который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройстваиспользовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей. Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения былисады и парки. В них конструировался мир, альтернативный существующему,отвечающий представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни,гармонии природы человека, людей между собой, свободе и самодостаточностичеловеческой личности. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной иблагородной цели – создания совершенной среды для совершенного человека.«Внушив любовь к полям, внушаем добродетель». Парки эпохи Просвещения небыли тождественны естественной природе. Но одной из главных задач былосохранение «впечатление естественности», ощущение «дикорастущей природы». Вкомпозицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи,театры, храмы. Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного»,аллергически надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому счеловеком, его повседневной жизнью. 2.4.2 Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального,личностного начала. «Новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своейоснове не был чужд романтизму. Важным новым началом было и появление течений, не имевшихсобственной стилистической формы и не испытавших потребностей в еевыработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был, прежде всего,синтементализм. Он обращен, прежде всего, к внутреннему, личному, интимномумиру человеческих чувств и мыслей. Одной из важнейших характеристик этой эпохи является процессвытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество вXVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всейЕвропы. Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшеевнимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителейпроизведений искусства. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописныеполотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь междузрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования кколориту живописных полотен. В работах художников усиливается декоративноепонимание цвета, они стремятся к многокрасочности и даже пестроте. Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль«рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в областиприкладного искусства. Архитектура и живопись рококо, прежде всего,ориентированы на создание комфорта и изящества. Восемнадцатый век привнесмножество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой,предупреждающих его желания. 2.4.3 Расцвет театральной и музыкальной культуры XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Театроказался близким самому духу эпохи. Не случайно именно в эпоху Просвещениязнаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именнообразом жизни, формой быта. Театр был призван для выполнения целого спектразадач. Присутствие «социального» контекста – непременный атрибуттеатральных постановок XVIII века. Реалистической ясности и трезвости в определенном смыслепротивостояла тяга ко всему необычному, фантастическому, связана в первуюочередь с кризисом ортодоксальной религии. Широчайшее распространениеполучило масонство. Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам,приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное»пространство. В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичныевыставки – салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства иобщества. Музыка эпохи просвещения поражает человека масштабностью иглубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Во Франции иИталии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский видмузыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формымузыкальных произведений – оратория, месса и концерт. 3. Заключение Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени,огромны, однако находки, открытия и достижения далекого прошлого по-прежнему составляют бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Сейчас мы внимательнее, чем когда-либо, пытаемся осознать путь,пройденный человечеством. Интерес к нему тем сильнее, чем больше желаниепонять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В далеких эпохах длянас еще много неясного и таинственного. Но история мировой культуры всемуотводит свое место. 4. Список литературы1. Браткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Москва 1989 г.2. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. Москва 1980 г.3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Москва 1984 г.4. Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени. Москва 1989 г.5. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. Москва 1979 г.6. Мень П. История религии. Москва 1992 г.7. Петров М. К. Перед «Книгой природы». 1978 г.8. Под редакцией А. А. Радугина. Курс лекций. Москва 1998 г.9. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. Москва 1989 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<