Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение»




Скачать 242.23 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение»
Дата публикации25.02.2014
Размер242.23 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Возрождение (Ренессанс)

Введение.«Возрождение» является термином,который,в качестве историографическойкатегории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаряработе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самойизвестной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем. Вработе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканногоитальянского явления, для которого характерны индивидуализм практическийи теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью,светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от властиавторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм ичрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса —антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рожденияновой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоитеё важная роль,она не определялась лишь воскрешением античности. «То, чтомы должны установить в качестве существенного момента – это то, что невозрождённая античность сама по себе, а соединённая вместе с новымитальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир».[1]Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс»(Возрождение) всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в нейдействительно происходит синтез нового духа в Италии, с самой античностью,и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открываетновую эпоху. Возрождение — это культура переходного периода, исключительноинтенсивная, но — если не говорить об Италии — очень недолговечная.И, тем не менее, за это время, исторически не столь уж длительное,произошло много событий в политической, экономической и духовной жизниЗападной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современныенациональные обособленности, в рамках которых начала развиватьсяевропейская культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютноймонархии, которая опиралась не только на феодалов, но и на буржуазиюгородов. Города, бывшие ранее изолированными островами в средневековойЕвропе, стали центрами культурной жизни нации. Складывались и новыепроизводственные отношения. Рутинный, «феодальный» способ производстваутрачивал прежнее значение. Начался переход от ремесла к мануфактуре.Вопросы христианской веры перестали быть заповедной областью и сталиподвергаться обсуждениям. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVIвв. и считается важным периодом в истории философии.Также эпоха Возрождения рассматривается в следующих книгах:Баткин Л.М., «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. –М.,1978; Баткин Л.М., «Итальянское Возрождение в поискахиндивидуальности».-М.,1989; Горфункель А.Х., «Философия эпохиВозрождения».-М., 1980; Сергеев К.А., «Ренессансные основанияантропоцентризма».-СПб., 1993; «Эстетика Ренессанса. Антология: в 2-хтомах».-М., 1981; Соколов В.В., «Европейская философия XV-XVII вв.» -М.,1984; Кузанский Н., Сочинения: в 2-х томах. – М.,1979;Глава 1.Общие положения эпохи Возрождения.1.1. основные понятия Ренессанса.Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире.В эпоху Возрождения в центре внимания мыслителей оказывается именночеловек. (Важно заметить, что в античности в центре внимания была природно-космическая жизнь, в средние века — Бог и идея «спасения» человека.)Философское мышление ренессансного периода можно охарактеризовать какантропологическое.В новое историческое время человек приобретает гораздо большуюсамостоятельность. Он не считает, что своими успехами всецело обязантрадиции, наоборот, в качестве художника, ученого, философа он сам вноситвклад в традицию. Поэтому человек эпохи Возрождения склонен приписывать всезаслуги только самому себе.Знаменитые философы ренессанса утверждали ценность человеческой культуры,человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Широкораспространено было мнение о том, что главное в человеке — егодобродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не впроисхождении, а в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям«беседы с древними», в творческой деятельности.Образованность и разносторонность в образовании сопутствуют идеалу человекаэтого времени. Существовали многочисленные примеры близости такому идеалу.Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография,философия, этика, эстетика, педагогика — вот приблизительный круг занятийфлорентийского художника и гуманиста Леона Баттиста Альберти.Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневековоготем,что в античности человек был природным существом в том смысле, что егограницы были определены его природой и от него зависело только — последуетон природе либо отойдет от нее. Средневековье поддерживало убеждение, чточеловек изначально греховен и природа его испорчена. Потому человекнуждается в божественной благодати и спасении. В эпоху Возрождения этотбиблейский мотив ослабевает. Человек осознает себя в качестве творца исвоей судьбы, и самого себя. Чувствует он себя также и неограниченнымгосподином над природой. Географический детерминизм утрачивает своёзначение, точно также, как утрачивают значения различные корпорационные исословные связи, без которых нельзя было обойтись в Средневековье. Известный гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своейзнаменитой «Речи о достоинстве человека» полагает, что Бог, сотворивчеловека и «поставив его в центре мира», не дал ему ни особых обязанностейи ни даже собственного образа. Человек сам должен найти и свое место, илицо, и обязанности, согласно его собственной воле и решению.[2]Флорентийский гражданин Джаноццо Манетти (1396-1457) в трактате «Одостоинстве и превосходстве человека» провозглашает человека из всех живыхсуществ «самым богатым и могущественным, потому что он может пользоватьсяпо своей воле всем, что было создано...». Манетти с гордостью перечисляетвсе то, что, по его мнению, принадлежит человеку: «Нам принадлежат земли,поля, горы, долины... деревья... плоды всех растений, мелкий и крупныйскот... домашние и дикие животные... реки, озера, болота... моря... всевиды рыб... птицы». Далее Манетти высказывает мысль, которая длясредневековья показалась бы слишком смелой: «...И что может показатьсянаиболее удивительным, нам принадлежат ангелы, которые, как говоритапостол, созданы для пользы людей как духовные руководители».1.2.Культ творческого индивидуализма человека.В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь то деятельность художника,скульптора, архитектора, мореплавателя или поэта — воспринимается иначе,чем в античности или в средние века.У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключениесоставляла государственная деятельность). Созерцание, по мнению греков,приобщало человека к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме того,не следует забывать, что многие виды деятельности были для грековдискредитированы рабским трудом.В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианстворассматривает труд как своего рода «искупление за грехи» («в поте лицатвоего будешь есть хлеб»). То есть труд — уже не рабское занятие. Но, темне менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет кспасению души: молитва, богослужение, чтение священных книг.В эпоху Возрождения деятельность приобретает творческий характер. С еепомощью человек не просто удовлетворяет свои нужды, а созидает новый мир,создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого себя.[3] Личностьтеперь как бы перенимает, берет на себя творческие функции Бога: онаспособна владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетикивстречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, какбог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска спадает и перед нами предстаёт творческий индивидуум Нового времени, которыйтворит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество вэпоху Возрождения часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что этобыла уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистическийпротестантизм, крепко связанный с частнопредпринимательским духомвосходящей буржуазии. О художнике теперь не только говорят, что он долженбыть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в которомпытаются найти даже критерий красоты. Художник постепенно обособляется отцерковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническоемастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальныенавыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и ужесамодовлеющее произведение искусства.Вообще художник в эпоху Ренессанса занимает очень высокое положение ихарактеризуется как свободный творец прекрасных форм. «...Живопись должнабыть поставлена выше всякой деятельности, поскольку она содержит все формыкак существующего, так и не существующего в природе»[4] –Леонардо Да Винчи.Преклонение перед человеком порождает особый эстетический настрой — культкрасоты. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи,Микеланджело, Рафаэля — мировосприятие Ренессанса получает свое высшеевыражение.Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение приматакрасоты, и притом чувственной красоты.1.3.Проблема личности.Как уже замечалось ранее, в эпоху Ренессанса резко возросла ценностьотдельного человека как уникального существа. Непохожесть на других сталанеобходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника.Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое неориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не учитываетнравственных потенций человека. Это — как бы взгляд на него со стороны,извне.Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшиев себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились илюбовались собой, своими, как им казалось, неограниченными возможностями.Многие из них становились «титанами» Возрождения. Отечественныйисследователь А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно назвал такое состояниеренессансных «нравов» обратной стороной титанизма, «В термине „обратнаясторона" нет ничего ненаучного, — писал А. Ф. Лосев, — всякая вещь на светеимеет свою прямую и свою обратную сторону»[5]. Не всегда обратная сторонапредмета или явления значима для исследователя, но в нашем случае важнодополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами бытовогоковарства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей исамолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италиипредельных выражений.Разгул страстей и преступлений затронул и многих известных и выдающихсядеятелей Ренессанса.«Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с другом, их полемикапересыпана оскорблениями и обвинениями, — передает бытовой настрой эпохи А.Ф. Лосев. — ...причины их столкновений обычно ничтожны — это взаимныеущемления тщеславия»[6].Можно увидеть, что здесь наличествует определенная трагичностьренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов (1979)полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени,которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпохусредневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это нулеваяграница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья,«Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».Известный учёный П.О.Кристеллер полагал, что гуманисты того периода, чтонас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновлениямысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занималисьфилософией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру,гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому чтосовсем не были философами."...Гуманизм эпохи Возрождения не был философской системой, это была скореекультурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, ноограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главногоцентра группу предметов, которые касались, в основном, не классических наукили философии, но того, что приблизительно может быть названо литературой.Были в этой особенной озабоченности словесностью, заставлявшей гуманистовпосвящать себя изучению греческого и особенно латинского, чертывпоследствии присущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарноеобразование включениет философию и этические дисциплины, но исключаетлогику, философию природы, а также математику, астрономию, медицину, правои теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имелиявно определенное место в программах университетов и в классификационныхсхемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт даетнеопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизмэпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры тоговремени"[7].Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер использует,между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV в., к примеру,итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековойэнциклопедической системы знания на другую новую, и что» "напротив, онисознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное иограниченное в пределах всей системы знания". Таким образом, гуманизм непредставлял совсем, как показано, "полной суммы наук итальянскогоРенессанса". В заключение можно отметить, что гуманизм, по мнению многихучёных, может представлять только половину феномена "Возрождение".1.4. Пантеизм и алхимия.Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения. (В переводе сгреческого это слово означает «всебожие».) Христианский Бог утрачивает свойвнеприродный характер, он как бы сливается с природой. Последняя тем самымобожествляется и приобретает черты, которыми ее наделяли в античности.В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Взначительной степени она становится «натурфилософией», которая представляетсобой умозрительное истолкование природы в ее целостности. Этот взглядформирует новую картину мира.Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Своюфилософскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласноее собственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на новый метод —изучать природу в соответствии с ее собственными принципами существования.Формально Телезио признает Бога в качестве Творца, но реально божественноеначало исключается из природы и из сферыфилософского анализа. Естествоиспытателя интересует природа, как она есть.Так, в частности, причину движения нужно искать в самой природе. Небесныетела находятся в движении, потому что внутри они раскалены, в них пылаетогонь. Но состоянием огня как раз и является движение. Многие натурфилософыэтого времени видели в природе некое живое целое, пронизанное магическимисилами. Такой полагал природу знаменитый немецкий врач, алхимик и астрологПарацельс (1493-1541). Вообще же алхимики устанавливали особые связи междувеществами и уровнями существования человека. Например, элемент ртуть у нихсоответствовал духу, сера — душе, а соль — телу. Чтобы управлять силамиприроды, алхимик стремился войти с ними в особый магический контакт.Глава2.Основные представители эпохи Возрождения.2.1.Известнейшие деятели Ренессанса.Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог,а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, егосвобода, его судьба волнуют таких мыслителей как Леонардо да Винчи,Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтеньи другие.Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательноразличая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Онистремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить одефинициях (определениях).Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию иоткровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). Наоснове рационального создаются и первые утопии, рисующие идеальноегосударство, — «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы и другие.[8]Основным представителями Возрождения можно считать Николая Кузанского,Франческу Петрарка, Пико дела Мирандолу, Николо Макиавелли, Томаса Мора,Николая Коперника и многих других.2.2. Учёное незнание Николая Кузанского.Николай Кузанский ( его собственное имя было Кребс) (1401—1464) - этовыдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католическойцеркви Николай Кузанский — родоначальник ренессансного платонизма.Среди его работ можно выделить « Об учёном незнании (1438 – 1440), «Опредложениях» (1440-1445), «Об искании Бога» ( 1445).В своей философии он отходил от ортодоксальных традиций средневековойфилософии и методов схоластики. Особое внимание уделял проблемамастрономии, космографии, математики, проявлял интерес к античнойфилософии, обращался к диалогической форме изложения ее проблем, высокаяфилологическая культура отличают мышление Николая Кузанского и позволяютотнести его систему к философии Возрождения.Николай Кузанский считал, что познание дано человеку Богом. Посколькупознание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания — этоБог. Наше человеческое знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно,конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Возможноли такое знание? Николай Кузанский говорит, что человеку свойственна идеяБога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным человеком в виде предела.Бог — это предел, до которого мы можем знать, за этим пределом нет знания,но есть вера, есть осознание Бога. Поскольку Бог — это истина, то истина непознается, но осознается человеком. Получается, что путь человеческогопознания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постиженияпредельных божественных истин.Вот заключение Кузанского: «Наш конечный разум, двигаясь путёмуподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина небывает больше или меньше, она заключается в чём-то неделимом, и, кроме каксамое же истинной ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытиекоторого состоит в чём-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Неявляясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно,чтобы уже не мог постигать её всё точнее без конца, и относится к истине,как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чембольше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности, онникогда не станет равен кругу, если не разрешится тождество с ним».[9]С другой стороны — Бог есть всеобщее, Бог — «максимум вселенной». ПосколькуБог проявляется в любой самой малой вещи, процессе, он и «минимум»Вселенной. Человек тоже (как Божие творение) является «малым миром»,включающим «большой мир». Ведь человек стремится выйти за пределы своего«я», к своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т. е. к Богу. Ичеловек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен.Человек, как и мир, есть движение противоположностей, человек и мирпостоянно в развитии, в движении. У личности есть бесконечные перспективыдля развития и саморазвития. Человеческий микрокосм отражает весьмакрокосм, всю Вселенную. Тогда главное в жизни человека — этодеятельность. Созерцательная жизнь становится невозможной, ибо человек —деятельное существо, и богопознание в указанных пределах идет черездеятельность, через творчество личности.В целях утверждения своих идей, Николай Кузанский применял геометрическиетермины и доказательства, имея образцом Платона и его школу, в которойгеометрия была необходимым условием изучения философии. Интерес кантичности, уход от схоластических силлогизмов к диалектическому методу,гуманистическое понимание ценности человеческой личности у НиколаяКузанского повлияли на его современников.2.3. Франческа Петрарка – первый гуманист эпохи Возрождения.Другим выдающимся представителем Возрождения был ФранческаПетрарка(1304—1374) — выдающийся поэт, создатель знаменитой «Книги Песен»Основные философские труды Петрарки следующие: «Моя тайка» (1342—1343),трактаты «Об уединенной жизни» (1346), «О монашеском досуге» (1347),«Инвектива против врача» (1352—1353), «Старческие письма» (1361), «Книга оделах повседневных» (1366).Он единодушно считается первым гуманистом. Уже в первые десятилетия XVвека это было для всех очевидно, и Леонардо Бруни писал: "ФранческоПетрарка был первым, на кого снизошла благодать, и он признал и осознал ивывел на свет изящество древнего стиля, утраченного и забытого"[10].Петрарка подверг внимательному анализу "испорченность" и "безбожие" своеговремени и попытался определить их причины, чтобы исправить. Философ считал,что :1) чтобы не распыляться в поверхностном знакомстве с природой, необходимовозвратиться к себе и к собственной душе;2) чтобы не распыляться в пустых диалектических упражнениях, нужно вновьоткрыть обаяние цицероновских гуманитарных наук (litterae humanae).[11]Безукоризненно очерченная программа и собственный метод "философствования"Петрарки заключаются в следующем: истинная мудрость есть знание пути(метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве бытьсвободным.Петрарка настаивает на том факте, что "диалектика ведет к безбожию, а не кзнанию. Смысл жизни открывается не тому, кто нагромождает силлогизмы, нотому, кто овладел искусством быть свободным. Диалектика, с умомпримененная, есть не цель, но инструмент духовного образования. Философияже это прежде всего наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путяхразвития человеческого общества. Истоки такой философии Петрарка видит вдиалогах Платона.Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире. Знание,конечно, имеет источником Бога, знание идет от Бога, но источники мудростине только в христианских или библейских книгах, они и в античном(языческом) знании и в трудах мусульманских ученых. Петрарка утверждалценность человеческой культуры, человеческого знания, способного изменитьмир к лучшему. Главное в человеке — его добродетель, активное проявлениедобрых начал. Подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельнойдуше, в стремлении человека к знаниям «беседы с древними», в творческойдеятельности, и в христианской вере.Петрарка поднял достоинство слова, которое для гуманистов является наиболееважным и это может показать следующее его рассуждение : «Хорошо Сократ,который увидев красивого подростка в молчании, сказал: «Говори, чтобы явидел тебя. Через слово лицо человеческое становится прекрасным».[12]2.4. Пико дела Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой ирелигией.Также среди известных философов Ренессанса стоит выделить Пико деллаМирандолу(1463 – 1494). Пико был глубоко образованным аристократом,знавшим древние языки, восточные языки и философию. Учился в Италии иФранции, в своем творчестве испытал влияние платонизма. Видный гуманист,смело выступивший против засилия схоластики и догматизма. В 1486 г. Пикоопубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме», которые открывалисьработой «Речь о достоинстве человека». Наиболее известны его трактаты«Гептапл» (толкование семи дней творения) (1489), «О сущем и едином»(1492), «Рассуждение против астрологии» (1494).Дела Мирандола заложил основу для нового понимания философии и местачеловека в мире. Пико трактовал известный христианский тезис осоздании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античнойфилософии. Человек — это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек вышевсех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человексвободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога. Бог, создавдругие творения, ограничил их строгими законами, которым они, безусловно,подчиняются. Не то с человеком. Бог создал человека свободным и разрешаетему самостоятельно творить свой образ. Человек имеет свободную волю,которая ограничена только «мировым порядком». Если человек преступает«мировой порядок», он теряет свое высокое достоинство. Конечно, воля Богавыше воли человека, но Бог не подавляет человека, его творческихвозможностей, предоставляет ему свободу поступков и мыслей в рамках законовприроды и общества, т. е. «мирового порядка».Пико высоко ценил философию как путь к «естественному» счастью. Когдачеловек познает свою природу, свою деятельность, законы мира, пути к истинеи благу, он «естественно счастлив». Есть и «сверхъестественное счастье»(высшее счастье), которое дается человеку путем веры. Человеку доступны всевиды счастья. Сначала он через этику — науку о добре и зле очищается отсвоих пороков, затем совершенствует свой разум философией и, наконец, черезтеологию познает божественное. Важно, что философия совершенствует разум,позволяет достичь и сохранить человеческое достоинство и благо. Безфилософии нет человека, считал Пико, поэтому каждый человек должензаниматься ею. Изучение философии обеспечивает приход человека кдобродетели, устраняет пороки.[13]Познание Бога и мира человеком. Основу достоинства человека Пико видел вспособностях к творчеству и познанию законов «мирового порядка». Однако,высшие законы доступны через веру, через высшее откровение. Законы мирапостижимы через разум. Особенно важно знать не только христианскую мудростьи античную философию, но и восточную мудрость, изложенную в арабскихкнигах, поучениях Гермеса Трисмегиста, а также Каббалу. Дело в том, чтопознание Бога связано не только с рациональной деятельностью, но и сдеятельностью мистической и магической. Зная древнееврейский язык, Пикопытался объединить для познания Бога методы Каббалы (магические), методыаристотелевской логики и методы платоновской философии — диалектику. Вцелом, по мнению Пико, получится целостное знание, позволяющее проникнуть взаконы природы и понять божественную суть.2.5. Идеи Николо Макиавелли.Также большой известностью вплоть до сегодняшнего времени пользуются идеиНикколо Макиавелли (1469—1527) – известного политического философа Европы.Его работы и поныне актуальны. В своих основных трудах: «Государь»(1503—1515), «История Флоренции» (1520— 1525), «Рассуждение на первуюдекаду Тита Ливия» (1513—1519) Макиавелли обосновал главные принципыисследования законов социума, в особенности политической сферы.Философия истории дополняется у Макиавелли философией человека,формированием новых методов и принципов исследования основ управлениягосударством. В своей работе «Государь» Макиавелли высказал новые идеи огосударстве и политике, широко опираясь на труды античных историков,философов и современный ему политический опыт.Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек имеетряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Этикачества, к сожалению, негативные: жадность, мстительность, изменчивость ит. д.«Ведь о людях можно сказать, что они неблагодарны, изменчивы, трусливыперед опасностью, жадны до наживы», — пишет Макиавелли[14]. Этот «человектолпы» и определяет существование государства. Опорой власти является сила,другой опорой служит умело создаваемый Культ личности» государя, третьейопорой выступает сильный бюрократический аппарат и т. д. Но в любом случаегосударство должно строиться с учетом реальных фактов и явлений. Главныйфакт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза еепотерять. Абсолютного властителя легко заменить на другого такого же.(Скажем, парламент заменить куда сложнее). Другой факт заключается в том,что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, посколькуинтересы людей слишком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьиинтересы задеты больше всего. Религия и мораль, по Макиавелли, — это толькоинструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали неможет.Политическая жизнь и политические решения должны приниматься только исходяиз анализа самих политических фактов. Макиавелли при этом не отрицает нирелигии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частноелицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие,жестокость, вероломство), — вполне допустимо в политике.Макиавелли смог прямо сказать, что монарх может оказаться в таких условиях,что должен будет применять крайне жестокие и бесчеловечные методы. Крайнеезло требует крайних мер, потому следует избегать компромиссов, которыеничему не послужат, а напротив только крайне вредны. Вот образец жесткойтрезвости в "Рассуждениях на первые десять книг Тита Ливия", (написанных в1513—1519 и опубликованные в 1532): "Когда кто-нибудь становится государемкакой-нибудь страны, или города, особенно не имея там прочной опоры, и несклоняется ни к монархическому, ни к республиканскому гражданскому строю,то для него самое надежное средство удержать власть — это, поскольку онявляется новым государем, переделать в этом государстве все по-новому:создать в городах новые правительства под новыми наименованиями, с новымиполномочиями и новыми людьми; сделать богатых бедными, а бедных богатыми,как поступил Давид, став царем: "алчущих исполнил благ, а богатящихсяотпустил ни с чем", а кроме того — построить новые города и разрушитьпостроенные, переселить жителей из одного места в другое, — словом, неоставить в этой стране ничего нетронутого. Так, чтобы в ней не осталось низдания, ни учреждения, ни состояния, ни богатства, которое не было быобязано ему своим существованием. Он должен взять себе за образец ФилиппаМакедонского, отца Александра, который именно таким образом изнезначительного царя стал государем всей Греции. Писавший о нем авторговорит, что он перегонял жителей из страны в страну подобно тому, какпастухи перегоняют свои стада. Меры эти до крайности жестоки и враждебнывсякому образу жизни, не только что христианскому, но и вообщечеловеческому. Их должно избегать всякому: лучше жить частной жизнью,нежели сделаться монархом ценой гибели множества людей. Тем не менее, тому,кто не желает избрать вышеозначенный путь добра, надобно погрязнуть во зле.Но люди избирают некие средние пути, являющиеся самыми губительными, ибоони не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими "[15].Эти самые горькие рассуждения связаны с пессимистическим видением человека.Согласно Макиавелли, человек сам по себе ни хорош, ни плох, но, скорее,склонен к тому, чтобы быть плохим. Следовательно, политик не можетполагаться на положительное в человеке, но должен принимать преобладаниеотрицательного и действовать в соответствии с этим. Поэтому не нужнобояться показаться устрашающим, следует принять необходимые меры, чтобыдержать в страхе. Конечно, идеальный государь должен быть в одно и то жевремя и обожаемым и внушающим страх. Но эти две вещи трудно совместимы, ипотому, государь выбирает самый эффективный из способов управлениягосударством.2.6. «Утопия» Томаса Мора.Весьма интересны также идеи Томаса Мора (1478—1535) — политическогодеятеля, лорда-канцлера Англии (1529 г.), историка и философа. Томас Морпроводил принципы ренессансной мысли в своих основных произведениях«История Ричарда III» (1512); «Золотая книга столь же полезная, какзабавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии»(1516). Эта книга, сокращенно «Утопия», принесла Мору всемирнуюизвестность. Слово «Утопия» дословно переводится с греческого как «место,которого нет». Столица Утопии называется «Амаурото», переводится как«исчезающая». Этими названиями Мор подчеркивает нереальность «наилучшего»идеального государства, расположенного на острове Утопии. Главная идеянового общества у Мора — это отсутствие частной собственности. Следуягреческому философу Платону, Мор утверждал, что собственность разобщаетлюдей, а общность имущества объединяет их. В идеальном государстве Мора нетсоциального неравенства, все одинаково трудятся по шесть часов в день,остальное время посвящено семье, учебе, развлечениям и отдыху. В «Утопии»разрешены любые религиозные культы, но запрещен атеизм, так как он ведет кбезнравственности. Мор считает, что производить важнее, чем потреблять, иратует за уравнительный подход везде, даже в сфере быта. Одна и та жеодежда, еда, развлечения и пр. Подчеркивается значение духовности, духовныхудовольствий. В целом, человек Мора нивелирован и почти полностьюуправляется государством с колыбели. Государство определяет воспитаниедетей, брак, религию, досуг и т. д.Вместе с тем, цель формы коммунистического общества Утопии — свободноеразвитие граждан, прежде всего, развитие интеллектуальных и артистическихспособностей, и совершенствование собственных знаний и умений. Правда, уэтих добродетельных граждан есть рабы. Эти рабы — преступники, поставленныеобществом на тяжелые работы. Рабы необходимы, считал Мор, и какотрицательный пример для подрастающих поколений. Другая цель общества ичеловека Мора — счастье. Мор анализирует греческую этику стоицизма,эпикуреизма и считает, что счастье в познании, творчестве. Пьянство,разврат, леность отвергаются обществом, а некоторые из них наказуемы какпороки.2.7. Теория Николая Коперника.Следует также не забывать труды такого великого учёного как НиколайКоперник, который внес немалый вклад в развитие науки.Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и допоследних дней, проходит основная нить - великое дело утверждения новойсистемы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическуюсистему Птолемея.Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известнапод русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперникаотносительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга небыла опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткогопредисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сферЕвдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает нанедостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.Эта новая теория исходит из следующих требований:• Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.• Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и луннойорбиты.• Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствиечего Солнце является центром всего мира.• Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди , тоесть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиусаЗемли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнцаничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.• Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либодвижением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающимиее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборотвокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная ирасположенное на ней небо, остаются неподвижными.• То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениямиЗемли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, каквсякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем однимдвижением.• Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не ихдвижениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самойЗемли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрическойсистемы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременнодвижется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник пользуется понятиямиастрономии начала 16 века. Так, в его тезисах речь идет о движении сфер, ане о движении планет. Ибо движение планет объяснялось тогда движением сфер,каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый тезис следуетпонимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении планетныхсфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петляхописываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. Втеории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мынаблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почтисовпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенноупрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложнойсистемой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был ичетвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после егосмерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описаниюпоследовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперникостанавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следуетобъяснять лишь движением Земли.Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением :”Таким образомвсего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройстваВселенной и всего хоровода планет”. Коперник необычайно гордился своимоткрытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы,сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можноинтерпретировать как сложения движений по окружности.Заключение.В заключении можно сказать, что Ренессанс напрямую был связан сантичностью, что доказывает перевод его названия. Именно в это время людистали обращаться к трудам таких известных античных философов, как Платон,Аристотель и др. Эпоха Возрождения характеризовалась многими значительнымипеременами в умонастроении людей по сравнению со Средневековьем. Усилилисьсветские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными инезависимыми от церкви стали искусство, философия, литература,образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был поставленчеловек, вследствие чего людей, изучающих антропоцентризм стали называтьгуманистами, а общее течение получило название гуманистического.Жизнь людей эпохи Возрождения была тесно связана с искусством, а вниманиехудожников привлекал реальный мир.На смену готическим строениям пришли светские здания, дворцы.Люди перестали зависеть от природных факторов и уже не придавали большоезначение сословным ступеням, что позволило делать акцент на индивидуальныхталантах и способностях человека.Список использованной литературы:«История философии» -учебник для ВУЗов, ответственные редакторы: В.П.Кохановский, В.П. Яковлев, изд. "Феникс", г. Ростов-на Дону,1999 г.; Ю.И. Романов, Ю. А. Сандулов «Краткая история философской мысли», изд.второе, стереотипное "Лань" Санкт-Петербург, 2003г.;Д. Реале, Д.Антисери, «Западная философия от истоков до наших дней»,часть2, изд. Спб, 1994 г.;А.Ф. Лосев «Общая характеристика эстетики ренессанса»- М.,1999;«Культурология» под редакцей А.Н. Марковой, третье издание, изд. «Юнити»,2001г.;«Философия», Н.Ф. Бучило, А.Н.Чумаков, второе издание, изд. «ПЕР СЭ»,2001г.-----------------------[1] Дж. Реале, Д. Антисери «западная философия от истоков до наших дней»часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.219[2] И. Ю. Романов, Ю. А. Сандулов, «Краткая история философской мысли»изд. Спб, 2003 г., стр. 79[3] И. Ю. Романов, Ю. А. Сандулов, «Краткая история философской мысли»изд. Спб, 2003 г., стр. 80[4] И. Ю. Романов, Ю. А. Сандулов, «Краткая история философской мысли»изд. Спб, 2003 г., стр.80[5] И. Ю. Романов, Ю. А. Сандулов, «Краткая история философской мысли»изд. Спб, 2003 г., стр.81[6] Там же, стр. 82[7] Д. Реале, Д.Антисери, «Западная философия от истоков до наших дней»,часть2, изд. Спб, 1994 г., стр.214[8] В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, «История Философии», учебник для ВУЗов,изд. Феникс, 1999 г, стр.125[9] Д. Реале, Д.Антисери, «Западная философия от истоков до наших дней»,часть2, изд. Спб, 1994 г., стр.254-255[10] Дж. Реале, Д. Антисери «западная философия от истоков до наших дней»часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.237[11] Дж. Реале, Д. Антисери «западная философия от истоков до наших дней»часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.237[12] Дж. Реале, Д. Антисери «западная философия от истоков до наших дней»часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.238[13] В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, «История Философии», учебник дляВУЗов, изд. Феникс, 1999 г, стр.130[14] [15] В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, «История Философии», учебник дляВУЗов, изд. Феникс, 1999 г, стр.132[16] Дж. Реале, Д. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней»часть 2, С-Пб, 1994 г., стр.313

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение...
Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение России: социально-экономический...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Позднее Возрождение. Феномен Т. Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconМеста несвободы в украине
Издание осуществлено при финансовой поддержке Программы «Верховенство права» Международного фонда «Возрождение». Взгляды, высказанные...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconВозрождение пространства мир животных
Возрождение пространства. Мир животных. Книга четвёртая. Пространство. Связи. Восстановление, – Донецк, 2012 – 144 с

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconВозрождение пространства мир животных
Возрождение пространства. Мир животных. Книга третья. СоСотворение новой реальности, – Донецк, 2011 – 108 с

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconВозрождение пространства мир животных
Возрождение пространства. Мир животных. Книга вторая. Требование мира, – Донецк, 2011 – 112 с

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconВозрождение пространства мир животных
Возрождение пространства. Мир животных. Книга первая. Обращение, – Донецк, 2011 – 124 с

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconНаше возрождение. Эта брошюра посвящается всем борцам славянского...
Микола плав»ЮК, винахідник, художник,поет, гіпнолог міжнародної категорії, головний пресвітер релігійної громади християн «Блаженний...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение» iconМ. Ю. Логинова, директор Первомайского краеведческого музея, председатель...
Алексея Леонова «Водительство Духа» (апрель-май), которая вызвала огромный интерес у посетителей, и в ноябре, в музее, начала работать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<