План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности




Скачать 249.65 Kb.
НазваниеПлан введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности
страница1/3
Дата публикации04.03.2014
Размер249.65 Kb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > Культура > Литература
  1   2   3


ПЛАН
Введение

1. Понятие творческих способностей

2. Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности

3. Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности

Заключение

Литература

Введение
В настоящее время в нашей стране резко и быстро возрастает актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся начальных классов. На повестку дня сегодня поставлен вопрос: в период быстрого накапливания информации, развития средств свободного обмена ею, в преддверии межличностного, межнационального, межгосударственного, межконтинентального соревнования умов, информации и технологии на что в первую очередь следует обратить внимание в образовании? Очевидно, на то, что обеспечивает наше участие в мировом сообществе, соревновании и в чем намечается опасность отставания, говоря конкретнее - на полноценное умственное развитие, на развитие творческих способностей каждого отдельно взятого ребенка. Классик отечественной психологии Л.С. Выготский писал по этому поводу: «...именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»1.

Постиндустриальная цивилизация, о которой все настойчивее говорят культурологи, философы и социологи всех стран мира, – это наступающая цивилизация проявления высот человеческих возможностей, прежде всего, в сфере творчества и волевого регулирования процессов в себе и вне себя. Обращение современной педагогики к антропологии носит не случайный характер: в целостном развитии человека нельзя потерять существенно значимые, перспективно потребные, становящиеся социально доминантными такие качества личности, как творческая ментальность и в единстве с ней нравственно ориентированное волевое самопроявление.

Проблема значима не только в социальном, но и в личностном плане: без развитых творческих способностей, предпосылки к которым заложены природой, невозможно представить целостное воспитание и развитие индивида.

1. Понятие творческих способностей
Необходимо отметить, что творческие способности базируются, прежде всего, на деятельности ума, проявлении интуиции, мотивированности творческой деятельности, эмоциональных побуждениях, сознательном выборе способов деятельности. Все это осуществляется при овладении конкретной учебной информацией, при решении разнообразных образовательных задач.

Способности человека органично вплетены в его целостное развитие и проявляются постепенно вместе с совершенствованием человеком сущностных сил. Невозможно вырвать способности из сложнейшего комплекса душевных процессов и факторов становления человеческой личности и рассматривать их сами по себе или как доминанту человеческой сущности. Поэтому функциональный подход к выявлению и развитию способностей детей с ценностно-антропологической позиции не обоснован и может вести к искажению естественного развития ребенка и подрывать сам потенциал способностей. Функциональный подход к развитию творческих способностей проявляется в ряде положений:

- в акцентировании внимания (усиленного внимания) на выявлении склонностей и способностей детей;

- в раннем (преждевременном) стремление к выявлению творческих способностей и к их максимальному развитию путем подстраивания под это организации процесса обучения;

- в изолированном от целостного становления человека развитии творческих способностей.

В последние годы в отечественном образовании функциональный подход к выявлению и развитию творческих способностей стал ещё заметнее.

В то же время нельзя не обращать внимание на величайший человеческий потенциал, заложенный в творческих способностях. Существует, по крайней мере, две причины, ввиду которых невозможно упускать из виду и педагогическую проблему творческих способностей ребенка:

- первая из этих причин - особая значимость развития творческих способностей для накопления творческого потенциала нации;

- вторая - влияние развития творческих способностей на всю полиструктуру человека.

      Естественный, живой процесс становления человека, безусловно, может захватить в свою орбиту и проявление творческих способностей. Но лучше, если это будет не стихийный, а организованный, направляемый процесс в условиях освоения человеческой культуры. От характера организации зависит, сохранится ли этот процесс как естественный по отношению к целостному развитию человека-ребенка и, следовательно, - к естественному наращиванию силы творческих способностей, либо он будет искажен в ту или иную сторону: преждевременного усиленного внимания к способностям и деформации целостности развития или же в сторону растворения проблемы способностей в общем педагогическом процессе, как это часто имело место в советской общеобразовательной школе.
2. Творческие способности в процессе

художественно-изобразительной деятельности
Каждый человек от природы наделен потенциалом творчества. Способности к творчеству - т.е. способности к самостоятельному созиданию нового - носят индивидуальный и полимерный характер, они также разнообразны, как разнообразны виды человеческой деятельности. И проявляются они естественнее всего в таких повседневных видах деятельности, как учебно-позна-вательная, художественная, спортивная, организаторская, трудовая. При этом данные от природы индивидуальные творческие способности могут реализоваться на различном уровне. В педагогическом опыте каждый учитель убеждается, как с изменением жизненных обстоятельств, мотиваций, характера педагогического взаимодействия и других условий повышается или понижается уровень проявления творчества, потенциала способностей ученика.1

Отсюда ясно, что характер педагогического процесса, в данном случае художественно-изобразительной деятельности, – важнейший фактор регулирования творческих способностей учащихся. Педагогический процесс должен преобразовываться так, чтобы он обеспечивал проявление и максимально возможное развитие творческих способностей.

Творческие  способности  детей в данном реферате рассматриваются, как интегративное личностное образование, которое проявляется в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития  логического и творческого  мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом  поиске, и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области.

Таким образом, рассматривая базовые принципы развития творческих способностей в процессе художественно-изобразительной деятельности, мы исходим из следующих общеизвестных положений:

- во всех сферах современной общественной жизни востребованы люди творческие, активные, инициативные;

- творческие способности определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений;

- в развитии творческого потенциала личности существенных положительных результатов можно достичь именно на начальном этапе обучения, потому что, во-первых, период детства характеризуется общей сензитивностью, во-вторых, в младшем школьном возрасте совершенствуется воображение, отвлеченное мышление, познавательный интерес, активность, самостоятельность, играющие важную роль в процессе творчества;2

- способности чаще всего относятся к тем видам деятельности, которым он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое конструирование и т.д.). Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей.




3. Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности
Творческие способности – это способности к созданию нового. Выявление личностных особенностей, актуализируемых на разных этапах творчества (возникновение творческой ситуации; генерирование идеи; проверка и воплощение нового), позволяет определить структуру творческих способностей и уточнить сущность данного явления. 

Соотнесение возрастных характеристик младших школьников с требованиями к творческой  деятельности позволяет определить особенности  творческих  способностей учащихся данного возраста в процессе художественно-изобразительной деятельности. Повышению эффективности  творческой деятельности способствуют присущие младшим школьникам открытость для всего нового, любознательность, эмоциональность, цельность восприятия, яркость воображения, рост самостоятельности и критичности мышления, высокая самооценка. Ограничивают эту эффективность такие характеристики творческих способностей младших школьников, как доминирование мотивации подражания и недостаточная действенность интереса к творческой  деятельности, ограниченный опыт и склонность к сохранению учебного материала в первоначально воспринятом виде, недостаточная развитость настойчивости, логического и творческого  мышления.

В процессе развития способностей Р.С. Немов выделяет несколько этапов. На одном из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы способностей, на другом идёт становление задатков небиологического плана, и на следующем складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.1Становление специальных способностей активно начинается уже в детском возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно, в начальных классах. Это положение, выдвинутое Р.С. Немовым нам особенно важно отметить ввиду возрастных рамок, обозначенных в теме настоящей работы. Важным моментом в развитии способностей у детей, по Р.С. Немову, выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Немов Р.С. выдвигает ряд требований, наиболее важных для деятельности, развивающей способности:

1. Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть связана с созданием чего-то нового, должна быть «открытием для себя новых знаний, обнаружения в себе новых возможностей».

2. Деятельность должна быть оптимально трудной, т.е. находиться на пределе возможностей ребёнка. Такая деятельность становится достаточно привлекательным делом «как средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность к тому же укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.2

В частности, художественно-изобразительная деятельность характеризуется широким диапазоном возможностей развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Это выражается в том, что учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результат преобразования действительности в процессе самовыражения.

Художественно-изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженный через определенные понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.3

Художественно-изобразительная деятельность, как вид творческой деятельности, дает учащимся возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Важной особенностью художественно-изобразительной деятельности является то, что она формирует у учащихся не только способности к творчеству, но также такие качества, как проявление инициативы, самодеятельности, эмоциональной отзывчивости. Именно они нужны каждому человеку, чем бы он не занимался, какую бы профессию в жизни он ни выбрал.

Выделяя принципы развития творческих способностей, необходимо учитывать наличие зависимости способностей  от биологических особенностей человека (задатков) и от социальных факторов, которые признаны в современной психологии. При этом необходимо отметить, что уровень наследуемости разных способностей  не одинаков. Так, результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости интеллекта и некоторых специальных способностей  (например, математических). Вместе с тем, креативность в большей мере зависит от социальных факторов.1

Суть процесса формирования способностей  (механизм) заключается в переходе умений и навыков, образующихся в ходе осуществления деятельности, в обобщенные умения. Этот процесс приводит к перестройке всех сфер личности.

Важно указать на роль одного из основных принципов обучения, принцип от простого - к сложному, который заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается также общедидактическим принципам:

-    наглядности;

-   научности;

- систематичности;

-    последовательности;

-    доступности;

-    активности;

-    прочности;

-    индивидуальному подходу.

Эти принципы позволяют расширить возможности творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразитель-ной деятельности.

Одними из наиболее благоприятных условий для  развития   творческих   способностей  младших школьников являются те, которые создаются непосредственно в процессе художественно-изобразительной деятельности. Отбор содержания, методов, форм организации  процесса художественно-изобрази-тельной  деятельности, направленной на развитие творческих способностей младших школьников осуществляется на основе определенных принципов, изложенных ниже.

 Принцип  развивающего дискомфорта, или принцип преодолимых препятствий, определяет целесообразность знакомства учащихся с результатами творчества художников, скульпторов и др. после собственной  творческой  деятельности, организованной в зоне их ближайшего развития. Именно сложные, но посильные для детей творческие задания стимулируют интерес к творчес-кой  деятельности и к развивают соответствующие умения. Л. С. Выготский отмечал: «Если хотите что-либо прочно воспитать в ребенке, позаботьтесь о препятствиях»2. Реализуется данный принцип  через дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем развития  способностей.

Художественно-изобразительную деятельность младших школьников необходимо строить с учетом четырех уровней развития  творческих  способностей: высокого, средне-высокого, средне-низкого и низкого.

Высокий уровень определяется развитыми мотивами творчества, учебными умениями, логическим и творческим мышлением, качественными знаниями по предмету, настойчивостью и самостоятельностью в решении творческих задач, положительным эмоциональным фоном творческой деятельности.

Для творческих способностей средне-высокого уровня характерно сочетание высокого уровня развития мотивационного компонента и высокого или среднего уровня развития остальных составляющих творческих  способностей.

Средне-низкому уровню свойственно ситуативное проявление интереса к творчеству, недостаточная развитость творческого мышления, воображения, навыков самоорганизации в творческой деятельности. Низкий уровень развития творческих  способностей  характеризуется слабым проявлением большинства предпосылок творчества, неготовностью к самостоятельному осуществлению творческой деятельности. С учетом описанных особенностей учащихся определяется содержание их творческой деятельности (тип творческого задания), методы и формы ее организации.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconПлан введение Понятие творческих способностей Творческие способности...
Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconКонкурс «Ученик года» для учащихся 1-4 классов Разработала Афанасенко...
Цели: создать условия для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала педагогического коллектива, выявить...

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconВыводы по первой главе 26 Глава Экспериментальное изучение проблемы...
Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии триз 7

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconПлан введение Онтогенез личности Особенности психического развития в онтогенезе Заключение
Я сам“. В возрасте от 3 до 6–7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных...

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconТема: Развитие творчества и художественных способностей детей средствами...

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconСодержание Введение Часть 1 Общая характеристика изобразительной...
Общая характеристика изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста 7

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconКонспект интегрированного занятия по музыке и изобразительной деятельности...
Цель: Формирование креативной личности детей посредством музыки и изобразительной деятельности. Вывести детей за рамки их конкретного...

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconМоё творчество тебе, родной край
Цель: Познакомить учащихся с понятием «творчество»; с разными видами творческой деятельности; способствовать углублению знаний учащихся...

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconМ атериалы VI научных чтений
Художественно эстетическая деятельность учащихся способствует выявлению их наклонностей и способностей. Она объединяет в себе такие...

План введение Понятие творческих способностей Творческие способности в процессе художественно-изобразительной деятельности Творчество учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности iconДидактические условия развития воображения и художественно-творческих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<