Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии»




Скачать 297.33 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии»
Дата публикации11.03.2014
Размер297.33 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Культура Древней Индии

Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию ИНСТИТУТ Курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» Москва 1999 Оценка:_______________ ОГЛАВЛЕНИЕОГЛАВЛЕНИЕ 2Введение 3Древняя Индия 3Религия Древней Индии. 6 Ведизм 6 Буддизм 6 Индуизм 6Философия 9 Джайнизм 9 Йога 10Литература, лингвистика Древней Индии 10 ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев 11 Упанишады 11 Махабхарата 13Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии. 14Математика, астрономия, медицина Древней Индии. 15Заключение 16Список литературы: 16 Введение Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмыслениемногообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешнихвременем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некоецивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительнойстепени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именнов этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другойстороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным итехническим оснащением культуры, как способа преодоления этносомисторического пространства на одной и той же географической территории, тоздесь на первый план выходит своеобразие культур и их способностьсосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояниесовременного общества перестает быть обязательным, становятся возможнымииные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 летдо н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человекасовременного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойнойустойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывалисьосновные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время,закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возниклиУпанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, вИране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это времяГомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда. Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность ивеличие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы иинструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранеепринятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новыйчеловек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, иблагодаря этому открывать в себе все новые возможности. Древняя Индия Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселенаеще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии вековдравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладомжизни, языком, верованиями, культурой. Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Дарои др. существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах Инда. Культура Хараппыстала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.Археологами найдены многочисленные каменные, медные, бронзовые орудия трудаи оружие, свидетельствующие об умении обрабатывать металлы, развиватьземледелие, знании многочисленных ремесел, письменности, десятичной системысчисления. В религии эпохи Хараппской культуры обнаружены элементы, вошедшие вболее поздние религиозные представления. Во 2 тысячелетии началискладываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетияполучили литературное оформление, именуемое в истории индийскогомировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия,уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в томчисле и буддизма. К ним можно отнести представление о том, что все существующее живоесвязано между собой во времени постоянными переходами из одного телесногосостояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме,как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивыми оказались составпантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях былиразвиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений иживотных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии ужеотражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей,объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установленовысшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдываласьучением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи,совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государствоинститутом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям квыполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступныелишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близостипоследних к миру богов, а для низших варн многие обряды были вообщезапрещены. Действительного развития она достигла во 2 тыс. до н.э., в эпоху"Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" была создана своеобразнаядуховно-мировоззренческая система индуизма, ставшая важнейшей частьюиндийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты.Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразиеиндийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивыраздела общества на 4 касты: Брахманов (жрецов); Кшатриев (волхвов);Вайшвив (землеробы); Шудры (слуги). Была выработана целая система жизни иповедения человека в зависимости от касты. Например, законным считался бракв пределах одной варны (эндогамия), это же относилось и к выбору профессии,занятия определенным ремеслом. Индийская каста - это результат длительного процесса становленияпроизводственных, правовых и культурных отношений между людьми, которыеразделены между собой происхождением, профессией, обычаями и законами. Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э.,получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классовогообщества и государства. Крупные достижения в области производства привлеклиза собой расслоение общества. Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистическихпротиворечий в индийской общине, сохранение значительных элементовплеменной раздробленности и исключительности. К середине 1-го тысячелетиядо н.э. эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженноепротиворечие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которыеи являлись основной причиной возникновения буддизма. Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени созначительными изменениями в социально - политической и экономической жизнидревнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлятьпериферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаютсяна первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества.Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса иАванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики,политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественныхимперий в древней Индии - империи Магадхи, основателями и руководителямикоторой явились представители династии Маурьев. Таким образом, натерритории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в серединепервого тысячелетия до н.э. концентрируются значительные социальные силы,нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новойидеологии. В 6-5 вв. до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческоехозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры,несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу, показываютначало изживания существующей системы и отражают страх перед острымиклассовыми столкновениями. Система гражданско-политической жизни,сложившаяся в то время стала важным фактором, который обусловил спецификуиндийской культуры. Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха.Наивысшего могущества это государство достигло в IV - II вв. до н.э. придинастии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территориюИндостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха вразвитии древнеиндийской государственности. Это был период крупныхполитических событий. Создание объединенного индийского государстваспособствовало общению различных народов, взаимодействию их культур,стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многихгосударственных институтов, получивших развитие в последующий период,возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно- кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийского общества игосударства. Получил развитие ряд религиозно – философских течений, такиекак джайнизм, поставивший под сомнение ведические ценности, и буддизм,который постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну изтрех мировых религий. Одним из важнейших компонентов социального, общественного иэкономического строя в Маурийский период являлась община. В общиныобъединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы. Самойраспространенной формой общины была сельская, хотя в остальных районахимперии еще существовали примитивные родовые общины. В течение долгоговремени общины были изолированы друг от друга, но постепенно этаограниченность и замкнутость нарушалась. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем неменее, в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных ирабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отрасляхэкономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабствабыло наличие государственного законодательства, направленного наограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Повседневная жизньиндийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеруявляющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярковыраженный религиозный характер. Наиболее известными являются Законы Ману(Ману - мифический бог). Точное время составления этих законов неизвестно.Предполагается, что они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э.они состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок).Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи,содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов,стоявших на разных ступенях развития. Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствованияАшоки (сер. 3 в. до н.э.) Ашока выдвинул идею завоевания мира не путемвоенного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. Вкультуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовносоединять разорванное на варны общество. В первые века н.э. Маурьев сменили цари индоскифской династии Кушанов(1-3 вв. н.э.). После распада Кушанской державы в IV в. н.э. произошлоновое возвышение Магадхи, где воцарилась династия Гуптов. Распространившиськ V в. н.э. на большей части Северной Индии, держава Гуптов стала последнимрабовладельческим государством в этой части страны. В этот периодсовершенствуется земледелие, развиваются ремесла (изготовление оружия иукрашений, металлургия, ткачество, обработка камня и др.), буддизм уступаетместо индуизму. Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавшихна нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаясяглавным образом на территории Индии. Достижения древних индийцев в самыхразличных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли взолотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшееразвитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особеннозначительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и наДальнем Востоке. Религия Древней Индии. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи сразвитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течениембыл индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии). Корни этойрелигии уходят в глубокую древность. Ведизм О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохиможно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатыйматериал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались исчитаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения впоколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называютведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь вВосточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийскихплемен. Именно она и явилась создателем «Ригвед» и других ведийскихсборников (самхит). Для ведизма характерным было обожествление природы как целого(сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений:Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядкаи справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священногонапитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога.Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну(пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировалисьопределенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агнии Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретномубогу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего:богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша.Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позжепоявилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душасвятого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и людиспособны были умереть. Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитиидуховной жизни, т.е. появление первой религии. Индуизм В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливаетсястрогая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы,Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежалоустановление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он -каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело кпоявлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобноеоформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистскоймысли, сложившейся в первом веке нашей эры. В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах(низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - герояплемени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой -персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такуюпопулярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятаяоватара, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизмбуддистских представлений. Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триадеглавных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируетсяс разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота,и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивыпримешались местные верования. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится;что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех.Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религиейнаселения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» частьэтической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это- путь религиозному освобождению. Буддизм Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создательэтого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине вкшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называтьсяБуддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно,но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др.религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Анализэтих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено иобъективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не былпорожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как этоутверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычносчитают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим наборомимевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именнообщественными условиями эпохи его возникновения. Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждаетбуддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам.Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы,созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака"(санскр. - "трипитака") - "три корзины закона". В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитиебуддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складываетсяканоническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические"обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философиейбуддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительнонебольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое времясхоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально -культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого кпрекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием,которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс вповиновении. Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к областииндивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения,как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с цельюсосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшеераспространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многиеисследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место иэто делает его в большей степени этическим, философским учением, а нерелигией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначныйхарактер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местнымкультам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Буддыобразовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагамираспространения религии. К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления:стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны.Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры.Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, ноиз сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальнымчеловеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являютсяобъектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходитпосредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыриполучали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на двеветви: Хинаяну (“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”) быловызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни вотдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом,признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считаетсядостижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит извозможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян,причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, навмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие отХинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии,породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшимбожеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия. Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, чтоХинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которыедобровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв -индивидов, уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижениеконечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим,необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывомк воздействию на него. Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементомявляется: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных срождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовымсооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Буддыдобавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: быливведены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковатьсяжертвоприношения, возник пышный ритуал. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - вбуддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуяопределенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи сжеланием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтомуследует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведнымвзглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи,праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни исамоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя«восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искатьпомощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которогозависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земныхстраданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособностьотказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир,уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны. Философия В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийскаяфилософия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими сокамимировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полнуюпреемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействияна Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины опроисхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы,теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидноесвидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру сИндией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно тапритягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить.Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательнойгимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценностьдревнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миручеловека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то,вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамкахопределенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: перваягруппа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающиеавторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.),Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.),Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, непризнающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. дон.э.), Чарвака-Локаята). Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята.Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ,против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источникомпознания они считали чувственное восприятие. Большим достижениемдревнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика. ШколаСанкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейшихдревнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщейотносительности или «всеобщей пустоты», а также заложивший основы школылогики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользоваласьидеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистическиеконцепции. Джайнизм Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развитияучений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школДревней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в СевернойИндии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния запоступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила непричинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли можетповлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, средиджайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники,ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости,сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизмаполучила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, попрозвищу победитель ("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такогообраза жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей.Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склоннаотождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душасовершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничнывозможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремяпрошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченностидуши - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, толькооно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знаниепередается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель)собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не толькопослушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождениеот страстей достигается с помощью аскетизма. Йога Йога опирается на Веды и является одной из ведических философскихшкол. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрецПатанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - естьиндивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля надчувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йогивера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и какусловие практической деятельности, направленной на освобождение отстраданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственногоединства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состояниюсамадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого рядафизических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йогавключает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категориисоответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится.Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания,несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое вниманиеобращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другимучениям. Литература, лингвистика Древней Индии Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколькоэтапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы.Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачитекста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великиеэпические поэмы Древней Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатленывсе стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который,складываясь из устной поэтической традиции, приобретал дидактическийхарактер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. Впоследующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был изнаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудростисвоего народа. В эпоху классической санскритской литературы особую популярностьприобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанный на фольклоре.Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и вРоссии. Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяетсятворчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма«Буддхачарита» была первым искусственным эпосом, появившимся в индийскойлитературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра.Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачитеатра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовалагреческой. Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературноготворчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правиластихосложения, трактаты по теории метрики и поэтике. Появляется несколькошкол «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и охудожественном языке. Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки оязыке. Считалось, что речь лежит в основе наук и искусств. В грамматикеПанини «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко иосновательно, что современные ученые находят сходство между теорией древнихиндийцев и современной лингвистикой. ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев Первым памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквальноозначающие в переводе с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув междувторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющуюроль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включаяразвитие философской мысли. ВЕДЫ состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенныхформул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскомутолкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное,полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, темне менее, их рассматривают в качестве философских, а точнеепредфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературныепроизведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкованияокружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. Вобразном языке ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение,первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫделятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны).Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них- Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашейэры). Вторая часть ВЕД - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На нихопиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма.Третья часть ВЕД - араньяки ("лесные книги", правила поведения дляотшельников). Четвертая часть ВЕД - Упанишады, собственно философскаячасть, возникшая около тысячи лет до нашей эры. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания,началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и материалистических). Упанишады Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления;или - "тайное, сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся околоодной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило,диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истинуи впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно околосотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия,с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы ичеловека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие вкачестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, илиАтман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чащеупотребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души.Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всейиндийской философии (и прежде всего - веданты). В некоторых Упанишадах идетотождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей,дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), илисо всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атмантрактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы ичеловека. Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовнойсущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражениев знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно стем"). Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логическипоследовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснениимира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения иидеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объясненияпервопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека. Так, внекоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренниймир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мирпредставляется как недифференцированное бытие, а его развитие какпоследовательно прохождение этим бытием определенных состояний: огонь,вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим иобъясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числечеловеческому обществу. Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на двауровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающуюдействительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своемусодержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е.духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности, приобрести егоможно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередьформируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именновысшее знание дает власть над миром. Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущностичеловека, его психики, душевных волнений и форм поведения. МыслителиДревней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяютв ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение,успокоение и т.п. подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние.Несомненным достижением следует считать характеристику различных состоянийчеловеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон,глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементоввнешнего мира. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашаетсяизбавление души от всяких мирских привязанностей и забот. В Упанишадахпроводится различие между материальными и духовными ценностями, междублагом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственнымиудовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепцияпереселения душ (сансара) и воздаяния за прошлые действия (карма). Здесьвыражено стремление определить причинно-следственную связь в цепичеловеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственныхпринципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии егосуществования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех илипочти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как вних были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время"питали" философскую мысль в Индии. Махабхарата Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширнуюэпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основнымисточником философской мысли более позднего - эпического периода являетсяобширная эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит из 18 книг,повествующих о борьбе за власть между двумя родами - Пандавами и Кауравами.Наряду с повествованием об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты"имеются тексты и философского содержания. Наибольший интерес с этой точкизрения представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и некоторыедругие (VII в. до н.э. - II в. н.э.). По своему содержанию и направленности большинство философских идей"Махабхараты" представляют собой продолжение и развитие господствующих вУпанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и оего постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары.Однако в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно ввиде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфнойтерминологией, в " Махабхарате" появляются уже развернутые и цельныефилософские концепции, дающие более или менее единую трактовку основныхмировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических исоциологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначныйпонятийный аппарат. Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учениесанкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались ужев Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях "Махабхараты"излагаются по-разному, но везде их основу составляет положение о пракрити,или прадхане (материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в томчисле психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом еемодификациями чистом духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом). Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна изкниг - Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, гдефилософия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесьпоявляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающиетрактовку мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепцийприобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которыеэпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляетположение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в томчисле и психики, сознания) и не зависимом от нее чистом духе - Пуруше(именуемом также Брахманом, Атманом). Таким образом, мировоззрениедуалистично, основано на признании двух начал. Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. БогКришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой(воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждогочеловека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, бытьбезразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящатьбогу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийскойфилософии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природычеловека; о генах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас -косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающееначало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало). Ихсимволами являются соответственно черный, красный и белый цвета,определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга;о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге - совершенствованиюсознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствамичеловека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний,непривязанность к земному. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии. Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусстваДревней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркиеобразцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественнымидостоинствами отличались памятники как религиозного, так и светскогохарактера. В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, апотому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и донаших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашейэры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиознаяархитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами иступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Изпещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре.Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 мв длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпохуначалось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось втечение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся такжеиндуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же. В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которыхнаиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати.Большинство сохранившихся скульптур также носило религиозный характер.Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал рядспециальных руководств и правила их создания. Были разработаны приемыиконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская,джанийская и индуистская иконография. В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римскаяи среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды,причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурскойшколе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значениеполучает светская среда наряду с чисто религиозными архитектурнымикомпозициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурскаяшкола испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийскогоискусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигурыбогинь матери, местных божеств и т.д.). По сравнению с другимискульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны ибуддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлиявна искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки. Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией ифилософией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте -крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. Впоэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя сприродой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной.И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказалрелигиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды былипротив изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописилишь в поздний период развития буддизма. На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлиялииндуизм, буддизм, ислам. Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных ифилософских систем, отмечается утонченностью изображения человека иокружающего мира, совершенством архитектурных форм. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являютсястенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастеравырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесьразнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены изповседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились,т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укреплениягрунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например,всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии. Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение вхудожественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этотсмысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини какпроцесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепкихобъятиях распространено в храмах. Математика, астрономия, медицина Древней Индии. Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитиеарабской и ирано-персидской наук. Почетное место в истории математикизанимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый зналзначение «пи», предложил оригинальное решение линейного уравнения. Крометого, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной(т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации иарифметики. Более развита была алгебра; а понятия «цифра», «синус»,«корень» впервые появились именно в Древней Индии. Достижениядревнеиндийских математиков превзошли то, что было сделано в этих областяхзнаний в Древней Греции. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об оченьвысоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученыйАрьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что былгневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точнымастрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцевне было. До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа - наука одолголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачиизучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большоевнимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась ихирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделатьдревнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургическихинструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана надревнеиндийской науке Аюрведа. Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организмалежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествлялис принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особоевнимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, атакже наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике. Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - этоотличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжалиспециалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировалиуниверситеты, в которых изучались религиозно-философские тексты,астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то,что евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно.Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом.Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновалитайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря иизмерения пространственных форм. Заключение Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культурудругих стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались страдициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурныеи торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позжепоявились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-ВосточнойАзией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияниеиндийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран многопозаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказалабольшое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменностиэтих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло многоиндийских слов. В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние намногих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг,И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен,Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделанперевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы«Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийскойлитературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет,Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связиотводится семье Рерихов. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Дляэтой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, чтомногие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фондиндийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а самаИндия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страноймудрецов». Список литературы:1. Древние цивилизации - М.,19892. Введение в культурологию -М., 19953. Культурологи я - Ростов на Дону, 19954. Бонгард - Левин Т.М. «Древнеиндийская цивилизация»,- М., 19935. Культурологи я. История мировой культуры, М., 1998

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Кондиционирование воздуха,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconГосударственный комитет российской федерации по высшему образованию...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древнего Востока...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Чудеса Света Министерство...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconГосударственный Комитет Российской Федерации по высшему образованию...
Законодательная и нормативная регламента-ция документирования трудовых право-отношений

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Организационная культура...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Обзор книги К. Куманецкого...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Философия Древней Индии...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный комитет Российской Федерации по Высшему образованию институт курсовая работа студентки группы Культурология: «Культура Древней Индии» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<