Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный
ОДОБРЕНА
| УТВЕРЖДАЮ
| Педагогическим советом
| Директор школы
| Протокол
| _____________/ ___________
| №________ от______________
| «_______» ______________2011 год
|
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Раннее эстетическое развитие»
Срок реализации 2 года
Составители:
Власенко И.Ю.,
Кузнецова Н.И.
п. Подгорный 2011 год Содержание
Пояснительная записка.
Учебные планы дополнительной образовательной программы.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Программно-методическое обеспечение.
Список используемой литературы.
I. Пояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная программа «Раннее эстетическое развитие» направлена на формирование музыкально- эстетических навыков ребёнка, элементарных музыкально-звуковых понятий; на развитие образного, абстрактного, логического мышления, краткосрочной и долгосрочной памяти, выявление способностей и возможностей ребёнка в дошкольном возрасте, обогащение его духовного мира, а также решение задач овладения навыками учебной деятельности. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование музыкально-эстетических навыков является частью общего развития ребёнка. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, поэтому занятия с детьми носят комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков. Учебный план раннего эстетического развития ДШИ № 2 разработан на основе Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских музыкальных школ и детских школ искусств Москва 2003 г. Срок реализации программы - 2 года для детей, поступивших в детскую школу искусств в 5 лет и 1 год для детей, поступивших в детскую школу искусств в 6 лет. В связи с тем, что в системе детского художественного образования Министерства культуры Российской Федерации используются организованные формы обучения детей дошкольного возраста, при организации образовательного процесса на отделении раннего эстетического развития необходимо руководствоваться следующими рекомендациями: Обучающиеся посещают школу не более 3-х раз в неделю.
Оптимальное время для занятий с обучающимися дошкольного возраста
вечернее время с 17.30 до 19.00.
Продолжительность непрерывных занятий - 30 минут.
Количество занятий в день не более 3-х.
Основными в обучении дошкольников являются комплексные занятия, использующие различные виды учебной деятельности в игровой форме.
Группы комплектуются по возрасту.
Цель и задачи образовательной программы. Цели программы «Раннее эстетическое развитие»: дать ребёнку общее эстетическое развитие;
выработать потребность общения с прекрасным (музыкальное и изобразительное искусство);
создать необходимую базу для дальнейшего обучения.
Основные задачи: выявление способностей и возможностей ребёнка;
обогащение духовного мира;
развитие слухового внимания;
развитие эмоционального отношения к музыке;
развитие умения выражать свои чувства словами, рисунками;
пробуждение и развитие фантазии в восприятии художественных образов;
овладение навыками учебной деятельности.
Формы и режим занятий.Продолжительность учебного года 34 недели. Первое полугодие - 16 -недель, второе полугодие - 18 недель. Продолжительность учебной недели - 6 дней. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса в ДШИ является урок продолжительностью 30 минут. Занятия организованы в 1 смену. Сроки начала и окончания учебного года, продолжительность четверти и школьных каникул (осенние, зимние, весенние) совпадают со сроками, установленными для общеобразовательных школ Российской Федерации, общеобразовательной школы п. Подгорный и годовым календарным графиком. Образовательная деятельность осуществляется в процессе учебной работы и внеурочных мероприятий. В учебно-образовательной деятельности данной ОП используется форма групповых уроков. Музыкальный инструмент (фортепиано, скрипка) вводится в рамках предмета по выбору как индивидуальная форма обучения. Общий объём учебной нагрузки не превышает 6-ти уроков в неделю. Требования к выпускнику ОП «Раннее эстетическое развитие»Учитывая юный возраст обучающихся, трудно найти форму итоговой аттестации. Для детей дошкольного возраста более приемлемым является собеседование в игровой форме, конкурс, концерт. ^
| Форма проведения итоговой аттестации
| Ожидаемые результаты
| Развитие музыкальных - способностей
| Контрольный урок в форме игры- собеседования
| Знание нот первой октавы, умение записать и пропеть их, анализировать простые музыкальные произведения, подбор по слуху простейших попевок.
| Ансамблевое пение
| Контрольный урок Отчётный концерт
| Эмоциональное выражение чувств, восприятие художественных образов, запоминание текстов песен, умение работать в коллективе, умение сольного музицирования.
| Рисование
| Итоговый конкурс
| Умение отличать материал, умение
|
|
| пользоваться палитрой, кистями, красками.
| Лепка
| Итоговый конкурс
| Умение оперировать простыми формами (шар, жгутик, лепёшка).
| Азбука театра
| Контрольный урок Отчётный концерт
| Умение выражать эмоции в игровой форме, воспитание начальных навыков владения куклой и речевое выражение образа.
|
II. Учебный план ОП« Раннее эстетическое развитие»
№
п/п
| Наименование предмета
| Количество учебных часов в неделю
| I
| II
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1.
| Развитие музыкальных способностей
| 1
| 1
| 2.
| Ансамблевое пение
| 1
| 1
| 3.
| Рисование
| 1
| 1
| 4.
| Лепка
| 1
| 1
| 5.
| Азбука театра
| 1
| 1
| 6.
| Предмет по выбору
| 1
| 1
|
| Всего:
| 6
| 6
|
Примечание
Количественный состав группы - 8-10 человек.
В предмет по выбору включается музыкальный инструмент, по желанию родителей предоставляется 2 урока в неделю за счёт предметов художественного цикла.
III. Содержание дополнительной образовательной программы. Предмет
| Содержание (краткая характеристика)
| Сроки реализации
| Развитие музыкальных способностей
| Развитие музыкальных способностей детей, формирование представления звуковысотности, движения мелодической линии. Запоминание и воспроизведение знакомых мелодий, песенок. Знание названия нот первой октавы и нахождение их на инструменте. Умение анализировать услышанные музыкальные фрагменты, давая характеристику средствами музыкальной выразительности (темп, динамика, характер).
| 1-2 года
| Ансамблевое пение
| Формирование навыков коллективного музицирования. Активизация творческих способностей. Художественно- эмоциональное развитие и расширение кругозора. Работа над приобретением первоначальных навыков выразительного пения.
| 1-2 года
| Рисование
| Знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы. Освоение простейших материальных, пластических, художественных средств изображения. Воспитание чувства цвета.
| 1 - 2 года
| Лепка
| Развивает способность детей образно мыслить и в образах передавать увиденное, развивается воображение, как эмоциональное, так и пластическое. Овладевают элементарной грамотностью, узнают об основных видах формообразования (шар, жгутик, лепёшка).
| 1-2 года
| Азбука театра
| Формирование навыков общения, эмоционально-выразительной речи, овладение навыками игровой деятельности. Постановка музыкально- драматических композиций.
| 1 - 2 года
| ^
«Раннее эстетическое развитие»
Групповые предметы (инвариантная часть учебных планов)
^
| Срок обуче ния
| Вид рабочей
программы
учебных
предметов
(примерная,
модифицированная
(адаптированная), авторская)
| Автор (составитель), реквизиты, год издания, кем утверждена
| ^
| Учебно-методический комплекс
| Учебник, учебные пособия
| ^
| Развитие
музыкальных
способностей
| 1-2 года
| примерная
| Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений ДМШ и ДШИ Москва, 2003 год
|
| Б. Калмыков, Г. Фридкин
Сольфеджио Часть I «Одноголосие» для ДМШ Изд-во «Музыка» Москва 1972 г.
| Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова» Минск «Книжный дом» 1999 год; Л.Макеева «Сольфеджио» Москва 2009 год
| примерная
| Сольфеджио в подготовительных группах при ДМШ и ДШИ, Москва, 1998 г.
|
| Т.Зебряк «Музыкальная грамота в сказках и сказочках» М. «Кифара» 2007 г.,
| Л.Алексеева Е.Голубева «Музыкальная грамота» Москва 2009 год
| рабочая
| Программа по развитию музыкальных способностей в эстетическом классе, И.Ю. Власенко, 2002 г
| Упрощение
учебного
материала,
включение
игровых форм
работы
| Л.Макеева «Сольфеджио» Минск «Харвет» 2007 г., Ж.Металлиди «Сольфеджио» Санкт-Петербург «Композитор» 1999
| М.Минина «Давайте поиграем» «Композитор» 1993 год
| Ансамблевое пение
| 2
года
| рабочая
| Программа по предмету «Ансамблевое пение» для детей 5-6 лет отделения раннего эстетического развития, И.Ю. Власенко, 2002 г.
| Формирование репертуара с учётом возрастных особенностей
|
|
| Развитие музыкальных способностей
| 2 года
| рабочая
| Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей»
С.С. Доронина 2007 г.
|
|
|
| Основы изобразительной
грамоты
| 2
года
| рабочие
| Программы по предмету «Основы изобразительной грамоты » для детей 5-6 лет отделения раннего эстетического развития, Н.О. Козлова 2010 г.
| Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству
| Сокольникова Н.М. «Основы живописи», «Основы композиции», «Основы рисунка» «Титул», Обнинск, 1996 г, Дорожин Ю.Г., «Простые узоры и орнаменты», «Мозаика-синтез», Москва, 2002г.
| «Изразцы»
Альбом для
детского
художественного
творчества
Издательский дом
«Карапуз» 2001,
И.А.Лыкова
«Филимоновская
игрушка»
наглядно-
методическое
пособие «Карапуз-
дидактика» 2004,
| Лепка
| 2 года
| рабочие
| Программы по предмету «Лепка» для детей 5 -6 лет отделения раннего эстетического развития, Н.О. Козлова 2010
| Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству
| Конышева Н. М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980, Афонькин с.Ю., Афонькина А.С., «Орнаменты народов мира», «Кристалл», С- Петербург, 1998г.
| И.Давыдова «Игрушка Крутца» Москва «Детская литература» 1991, «Писанки» Издательский дом «Карапуз» 2001 г.
| Азбука театра
| 1-2 года
| примерная
| Основы музыкального театра при обучении детей 5-6 лет, Л.С.Калинина, Красноярск, 2001 г.
| -
|
|
|
| 2 года
| рабочая
| Программа по предмету «Азбука театра», И.М.Жукова, 2009 год
| Формирование учебного материала с учётом возрастных особенностей
|
| кукольный театр- перчаточные куклы. Элементы костюмов сказочных героев, театральный реквизит.
| Индивидуальные предметы (вариативная часть учебных планов) ^
| Срок обучения
| Вид рабочей программы
учебных предметов
| ^
| Особенности адаптации
| Музыкальный
инструмент
(фортепиано)
| 1 год
| примерная
| Фортепиано. Программа подготовительного класса и метод, рекомендации для ДМШ и ДШИ Красноярск, 2006 г.
| -
|
| 1 год
| рабочая
| Программа по фортепиано для подготовительного класса, 2005 г. Помытова Л.Н.
| Формирование учебного материала с учётом возрастных особенностей Обновление учебного материала (объём и требования к репертуару).
| Музыкальный
инструмент
(скрипка)
| 1 год
| рабочая
| Программа по скрипке для подготовительного класса Т.К. Чубарова, 2007 г.
| Формирование учебного материала с учётом возрастных особенностей
|
| 2 года
| рабочая
| Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент «Скрипка» для отделения раннего эстетического развития
Т.К. Чубарова, 2009 г.
| Включение темы «Донотный период обучения», дидактический материал, подобранный с учётом психологических особенностей детей 5-6 летнего возраста.
| V. Список литературы.
Бакуридзе А.Б. Разработка образовательной программы школы. Библиотека журнала Методист (№ 6/2006).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12. 2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Письмо министерства образования Российской Федерации от 07.02. 2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»
Письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 27.05.2008 № 1605-07/4-1/04 «О деятельности детских школ искусств и перечне примерных программ».
Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам искусства для детских школ искусств. М., МК РФ, 2003.
|