Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия»




Скачать 311.36 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия»
Дата публикации18.03.2014
Размер311.36 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Пиритим Сорокин

Содержание:Введение…………………………………………………………………….стр. 2«Интегральная философия» П. Сорокина о культуре как системе значений-ценностей……………………………………………………….стр. 9П. Сорокин о трех типах культур………………………………………стр. 12Культура как предмет научного исследования………………………стр. 16Творческий альтруизм и духовное возраждение……………………..стр. 19Заключение…………………………………………………………………стр.21Список использованной литературы…………………………………...стр.22 Введение. Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболееэрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологиии культурологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена вполной мере. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальностьвсестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идейэтого талантливейшего ученого. Начиная повествование о «долгом путешествии» Питирима Александровича,нужно прежде всего ответить на вопрос: где родился этот человек? На сейсчет существует несколько версий, равно как несколько версий существуеттакже относительно точной даты его рождения. (в одних документах указано 20января, в других 23, асам Сорокин настойчиво указывал 21 января). Не имеетсмысла останавливаться здесь на рассмотрении этих версий, детально иобстоятельно изученных А.В. Липским и П.П. Кротовым в их очерке, следуетуказать, к какому выводу в итоге они пришли: «… доподлинно узнать времяпоявления на свет Питирима Сорокина – 20,21 или 23 января – уже непредставляется возможным. Однако место рождения – село Турья, Яренскогоуезда – более не подлежит сомнению». Итак, родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года вселе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии (в указании даты рожденияотдадим дань уважения мнению самого Сорокина). Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником изанимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где,собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров ВеликогоУстюга, в одной из гильдий. Отход Сорокина – старшего за 300 верст отродных мест в отдаленный уезд Вологодской губернии на заработки, по мнениюЛипского и Кротова, объясняется не только конкурентными мотивами (Александр Прокопьевич мог не опасаться конкуренции в Яренске, так какприходы многочисленных церквей были многолюдны и богаты, а ремесленниковнасчитывалось всего 22), но также активной и регулярной миграцией в Комикрай выходцев из Вологодской губернии. Начиная свои странствия в поисках заработка, он появился в селеЖешарт, примерно в км. От Яренска. Здесь Александр Прокопьевич познакомилсяс Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода – которая в 1883 году стала его женой. Очень скоро после свадьбы Сорокин заканчиваетреставрационные работы в Жешарте, и молодые перебираются в село Гам. В1885 году у них родился первенец Василий. Продолжая свое путешествие поселам Яренского уезда, они в течение трех лет проходят: Коквицы, Айкино,Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу, Оттлы, Онежье, и, наконец, Турью. ВТурье они остаются зимовать вдоме Ивана Алексеевича Панова, землякаСорокина, преподавателя Турьинского земского училища. Здесь же в 1889 годуи родился второй сын Питирим. Окрестили его в честь епископа Питирима(одного из местных усть-вымьских святых, чей праздник по церковномукалендарю 1889 года приходится на 24 января 1889 года, о чем имеется записьв метрической книге воскресенской церкви села Турья. Крестным отцомПитирима стал И.А. Панов. Весной, по окончании работ в Турье, семьяСорокиных двинулась дальше вверх по реке – к селам Кони и Весляна. Дальшеобжитых человеком мест не было, и семья Питирима повернула обратно.Сплавляясь теперь уже вниз по реке, делая остановки там, где имеласьработа, к осени 1892 года они добрались до Коквиц. В этом селе в 1893 годуПелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия и там же, в 1894 году,скончалась от рака в возрасте 34 лет, по воспоминаниям современников П.А.Сорокина, она была женщиной редкой красоты и чистоты души. С этоготрагического события, ставшего первым сознательным воспоминанием ПитиримаАлександровича и начинается его автобиографическая книга «Дальняя дорога».После смерти матери отец Сорокина продолжал заниматься ремеслом, обучаяосновам мастерства сыновей Василия и Питирима, младший Прокопий жил вРимье у сестры матери Анисьи (1860 – 1949), у которой не было своих детей.Отец не женился снова и пытался справиться с тоской по жене исконнорусским способом: заливая ее водкой. По свидетельству ПитиримаАлександровича, отец его очень много пил, а приступы запоя частозаканчивались белой горячкой. В 1899 году, после очередного такогоприступа, 14-летний Василий и 10-летний Питирим ушли от отца и началисамостоятельную жизнь бродячих ремесленников, отступив от обычного маршрутасвоего отца и отправившись вверх к истокам реки Вычегды. Через два года, в1901 году, их отец погиб. Несмотря на то, что братьям едва исполнилось 15 и11 лет, им заказывали работу в нескольких селах, в том числе и вПалевицах; а в Римье они были наняты даже для реставрации ЯренскогоСпасского собора (!). Объем работ был настолько масштабен, что Сорокиныдаже брали помощников. По окончании этого подряда в 1902 году Василий иПитирим приходят на работу в село Гам, где происходит событие, ставшееповоротным пунктом в судьбе юного Сорокина. Необходимо отметить, что кэтому времени Питирим имел уже начальное образование, завершение которогопришлось на весну 1901 года, когда он, работая в Полевицах, окончил тамместную церковно-приходскую школу. До этого он посещал школы грамоты вселах, где работал с отцом и братом, много читал, а чтению, письму и счетуобучала его вместе с другими крестьянскими детьми одна из жительниц деревниРимьи, у которой проживала его тетка Анисья, забравшая к себе братьев послесмерти их матери. Так вот, в 1902 году в селе Гам открылся набор в Гамскуювтороклассную школу, которая была создана специально для подготовкиучителей в школы грамоты в селах Яренского уезда, этим она отличалась отобычных церковно-учительских школ, воспитывавших преподавательские кадрыдля церковно-приходских школ. В толпе зевак и родителей, присутствующих напубличном экзамене, устроенном кандидатам в первый набор учащихся, оказалсяи Питирим Сорокин. Решив попробовать свои силы, он блестяще справился сиспытанием и в числе немногих был принят в школу. Положенная ему стипендиясоставляла всего 5 рублей в год, и эти два года полуголодной жизни в школеСорокин выдержал только благодаря помощи и поддержке Анисьи, снабжавшей егосухарями. После начала учебы в Гаме Питирим оставил прежнее ремесло и рассталсяс братом. Василий стал ходить по селам один, выпивал, по воспоминаниямстарожилов, «немного умом тронулся», затем перебрался в Петербург, работална фабрике, за связи с социалистами был выслан в административном порядкев Сибирь. Во время гражданской войны он был схвачен в прифронтовой зонечекистами и расстрелян ими, как пишет сам Сорокин, «на всякий случай».Прокопий также погиб в 20-е годы в тюрьме. Судьба Питирима сложилась иначе. Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, попротекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный коштв Хреновскую церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромскойгубернии. Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе его учительОбразцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехатьучительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Крометого, видимо он и направил Сорокина именно в Хреновскую школу, котораяоткрывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения,оценив его незаурядные способности к науке. Липский и Кротов подчеркиваютследующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже по окончанииГамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои жизненные планы –получение гимназического, а затем и высшего образования для занятийнаукой». Однако, я не думаю, что этот выбор пятнадцатилетнего юноши, дажетакого одаренного и целеустремленного, каким был Питирим Сорокин, являлсяабсолютно самостоятельным и сознательным его выбором. Безусловно, безподсказки и влияния Образцова здесь не обошлось. Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политическойситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентовна группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров,созданную в 1901 – 1902 гг. на останках народнической идеологии. Учеба вХреновской школе, новое окружение, новые знакомства, общение спредставителями различных социальных слоев, с представителями различныхполитических течений, интенсивное чтение недоступных ранее книг, газет ижурналов, не только расширили и углубили его кругозор, но также не могли неповлиять на мировоззрение и активность такой деятельной и страстной натуры.Как пишет сам Сорокин: «Все мое предшествующее мировоззрение и ценностибыли заменены на «научно-эволюционную теорию» и «естественно-научнуюфилософию». Былая лояльность к царскому режиму и «капиталистической»экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическимивзглядами, а политическая индиферентность открыла путь к революционномурвению». Успевавшего успешно заниматься и учебой и нелегальной деятельностьюСорокина на рождество 1906 года арестовывает полиция и помещает в тюрьму вгороде Кинишма. Впрочем, это время ( около 4-х месяцев) прошло безущерба для интеллектуальных занятий Сорокина, более того, можно дажесказать, что «пошло на пользу», да и по свидетельству самого Сорокина, этимесяцы дали ему больше, чем пропущенный семестр в школе. Общениезаключенных с внешним миром было вполне доступным: днем камеры в тюрьме незакрывались, политические свободно общались и дискутировали друг с другом,начальник тюрьмы позволял пользоваться своим кабинетным телефоном,охранники были не против выполнять миссию почтальонов, также здесь уПитирима Александровича было достаточно времени для тщательного знакомствас трудами классиков революционной и социально-философской мысли. «Кромеэтого тюрьма обогатила его тремя вещами: устойчивым интересом к социальнойпроблематике, привычкой курить и замыслом первой книги «Преступление икара, подвиг и награда». В конце апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзорполиции, некоторое время продолжает свою революционную активность, перейдяна нелегальное положение, но, осознав, что политика отвлекает от основнойцели и препятствует дальнейшему образованию, Сорокин отправляется осенью1907 года в Санкт-Петербург. Он покупает на имеющиеся деньгижелезнодорожную плацкарту до Рыбинска, после чего едет «зайцем». В Бетецкекондуктор выявляет безбилетника, но, к счастью, оставляет его в поезде,обязав до Петербурга чистить туалеты и следить за чистотой в вагоне. Впервых числах октября Сорокин пребывает в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге Сорокин быстро нашел репетиторскую работу за столи жилье. По протекции К.Ф. Жакова, философа и этнографа, первого из коми,удостоенного звания университетского профессора, Питирима бесплатнопринимают в число слушателей вечерних Черняевских курсов. С января 1908года их стал посещать и Н.Д. Кондратьев, также вышибленный зареволюционные шалости из Хреновской школы вслед Сорокину. Через своихземляков, многие из которых достигли известного положения в столице,Сорокин вошел в круг петербургской научной интеллигенции, а также свелпервое знакомство с политиками, лидерами эсеров, социал-демократов икадетов. Круг его знакомств значительно расширяется. В феврале 1909 года Питирим уехал в Великий Устюг, где в домеотцовской сестры Анны и ее мужа Михаила Дранковского готовился к экзамену(экстерном за 8 лет обучения) в великоустюжской мужской гимназии. В мае онсдает все предметы на «отлично», получает аттестат, открывающий дорогу вуниверситет; летом работаетСтатистиком в экспедиции по изучению Печорского края и в сентябре 1909 годавозвращается в Петербург. После некоторых колебаний Сорокин поступает вПсихоневрологический институт – первое вольное научное и учебное заведениев России, основанное в 1907 году, президентом совета института которогоявлялся В.М. Бехтерев. Институт был намного демократичнее университета, всостав студентов входили в основном представители средних и низших слоевроссийского общества, к тому же здесь находилась единственная в стране ипервая кафедра социологии, которую организовали при нем в 1908 году двоеученых с мировым именем – М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти. Вместе сСорокиным в этот институт поступил и Н.Д. Кондратьев. Но, проучившись 1год, для того, чтобы избежать призыва на военную службу, от которойосвобождались только студенты государственных университетов, Сорокин иКондратьев с одобрения М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти и В.М. Бехтерева, переводятся в Петербургский университет на юридический факультет.Интересные факты для представления облика Сорокина-студента приводятЛипский и Кротов в своем очерке: «Особенностью сорокинского стиля занятийявлялась нерегулярность посещения лекций. Он предпочитал самостоятельноизучать первоисточники и монографии профессоров, читавших курсы, чемслушать то же самое в аудиториях. Достигавшаяся этим экономия временипозволяла вникать в предмет глубже и шире предписанного программой. Так,например, 3 тома по теории права и морали профессора Л. Петрожицкого онпроштудировал за несколько дней вместо годичного курса по шестьакадемических часов в неделю. Недостаток лекционного общения спреподавателями Сорокин возмещал на семинарах и в личных беседах сними,заслужив репутацию способного молодого учного. При переходе в университетэто помогло ему получить стипендию, которой не только оплачиваласьстоимость обучения, но и часть расходов на жизнь» Будучи студентом университета Сорокин ведет активную научную ипубликаторскую деятельность. В этот период он публикует более десяткасерьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикацийв зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестникпсихологии», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи всоциологии». Главное его достижение в этот период – пятисотстраничнаямонографическая работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление и кара, подвиги награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многимиположительными рецензиями ученых. Несмотря на то, что огромное количество времени у него уходит нанаучную деятельность, он умудряется находить время для активнойполитической деятельности. В январе 1911 года Сорокину чудом удалосьизбежать ареста после студенческих беспорядков, вызванного смертью ЛьваТолстого в ноябре 1910 года. В этот год он уезжает по подложному паспортуза границу, будучи в Швейцарии, Италии и Австрии не теряет времени зря –знакомится с только что вышедшей «Социологией» Г. Зиммеля. Весной 1911 годаон возвращается в Петербург, «по глупости» отказывается сдавать экзамены,что стоило ему годовой стипендии. Столичное отделение департамента полициивело за ним скрытое наблюдение. В 1912 году в жандармской картотеке на негодаже завели отдельную карточку. В марте 1913 года Сорокин еще раз попал в тюрьму за антимонаршийпамфлет, написанный к 300-летию дома Романовых. А.Ю. Согомонов приводитинтересные данные в связи с этим арестом. Сорокину было позволено написатьписьмо М.М. Ковалевскому, однако это письмо было перехвачено и подшито кделу. В нем, в частности, он пишет: «Я сидел себе над книгами, читал многодокладов в ряде научных кружков, писал статьи, написал за зиму книгу окарах и наградах, которую Вы знаете и… Право же при таких обстоятельствах,я думаю, мудрено еще заниматься политикой…»Автор письма, безусловно,слукавил, а Ковалевскому все же удалось узнать об этом происшествии и поего прошению 24 февраля 1913 года Сорокина освобождают из-под стражи. В 1914 году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и былоставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорствузаняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех. Кроме изученияогромного списка литературы, он по-прежнему много издавался, читал лекциипо социологии в двух институтах, работал в созданном совместно спреподавателями кафедры социологии Психоневрологического института «Русскомсоциологическом обществе памяти М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916году) и даже успел написать научно-фантастическую повесть «Прачечнаячеловеческих душ». В конце 1916 года он сдал магистерский экзамен и вначале 1917 года становится приват-доцентом Петроградского университета.Революция, правда, помешала защите магистерской диссертации, в основукоторой он положил свою первую монографию. В годы первой мировой войныСорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читалмногочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям обществознания. 1917 год для Сорокина – это и начало его семейной жизни. Супругойученого стала 26 мая 1917 года Елена Петровна Баратынская, выпускницаБестужевских курсов, дочь поместного дворянина Таврической губернии (1894 –1975). Они познакомились на литературных вечерах в доме К.Ф. Жакова еще в1912 году. Елена Петровна, ботаник-цитолог по образованию, получитвпоследствии докторскую степень в США в университете Миннесоты (1925 г.),будет преподавать в ряде университетов и колледжей Америки. Об их семьеможно сказать: « они жили долго и счастливо». Крутые виражи его собственной биографии 1917 года красочно описаны имв «Листках из русского дневника» и включены позднее целиком в «Долгоепутешествие». Из этих бурных событий следует отметить следующие: активноеучастие Сорокина в функционировании Государственной думы, Временногоправительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, вредактировании эсеровских газет «Воля народа» и «Дело народа», в написаниицелого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Будучи секретаремА.Ф. Керенского, П.А. Сорокин вскоре убедился, что страна приближается кпропасти, он был сторонником «жестких мер» и требовал от правительства ихпринятия. Большевистский переворот Сорокин воспринял как контрреволюцию, поего мнению, к власти пришли «преторианцы». 2 января 1918 года он арестованбольшевистским правительством. « В 1918 году правители коммунистической России объявили на меняохоту. В конце концов я был брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу.Ежедневно в течение шести недель я ожидал смерти и был свидетелем казнимоих друзей и товарищей по заключению. В течение следующих четырех лет,пока я оставался в коммунистической России, мне довелось испытать многое,я был свидетелем беспредельного, душераздирающего ужаса царящей повсюдужестокости, и смерти и разрушения». Едва освободившись от Петропавловской крепости, Сорокин ввязался вархангельскую «авантюру» (пытался организовать созыв нового Учредительногособрания, свергнуть власть большевиков Северного края). Он попал ввеликоустюжский ЧК, где и был приговорен к расстрелу, от которого егоспасли энергичные усилия его друзей и статья Ленина «Ценные признанияПитирима Сорокина», где в целом положительно оценивался факт «отречения»Сорокина от политической деятельности. В своем «отречении» (письмо,опубликованное в коммунистической газете «Правда» только при помощи егодрузей) он отказывается от звания члена Учредительного собрания и объявляето своем выходе из партии эсеров. Свое решение он объясняет так: «В силучрезвычайной сложности современного внутреннего государственного положения,я затрудняюсь не только другим, но и самому себе указывать спасительныеполитические рецепты и брать на себя ответственность руководства ипредставительство народных масс» . 1918 год оказался самым бурным в жизни П.А. Сорокина. В плане научномон был совершенно не плодотворным: не было даже ни одной рецензии. В 1919 – 1920 гг. Сорокин, отказавшись от активной политическойборьбы, возобновил научно-преподавательскую деятельность в Петроградскомуниверситете, Психоневрологическом, Социологическом и Сельскохозяйственноминститутах, а также в институте «Народного хозяйства», кроме того, он читаллекции на всевозможных всеобучах, ликбезах и т.п. Словом, он активносотрудничал с Наркоматом просвещения.Он пишет ряд научных работ, в томчисле 2 массовых «популярных» учебника по праву и социологии и 2 тома«Системы социологии» (опубликованную в 1920 году издательством «Колос»). В1920 году он становится руководителем кафедры социологии Университета и 31января ему без защиты по совокупности работ присваивается званиепрофессора. «Интегральная философия» П.Сорокина о культуре как системе значений- ценностей. Ранее уже было упомянуто, что принципы интегрализма присутствовали вмировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, пониманиеим интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось,преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческогопути.В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии»Сорокин, в сущности, пытается представить иерархию интеграции по разнымуровням социальной статики. На данном этапе интеграция представляется импрежде всего как совокупность механизмов, процессов и факторов, благодарякоторым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов всоциальное целое. Если с этой точки зрения посмотреть на содержание«Системы социологии», то станет ясно, что Сорокин описывает уровнисоциальной статики (межиндивидуальный, уровень элементарных, кумулятивныхгрупп и общества как их совокупности) как уровни общего взаимодействия сразличными механизмами интеграции индивидов в них, причем механизмыинтеграции этих уровней зависят друг от друга. Можно отметить, что здесь понятие интеграции Сорокина подобно понятиюинтеграции Эмиля Дюркгейма как «…степень, в которой индивидуум испытываетчувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основанииразделяемых норм, ценностей, убеждений. Также для работ Сорокинахарактерно использование интегрализма для изложения своих позиций,теоретических идей. В основу подобного понимания можно положить принцип«золотой середины». Его можно представить самым обобщенным образом какстремление найти и представить оптимальный синтез двух противоположных либомножества различных тенденций, представлений, точек зрения, «полюсов»,аттитюдов. Эта «золотая середина» будет представлять, таким образом, непросто «эклектичную смесь» всего множества, а совокупность максимумапозитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемыхэлементов множества. Сущность подобного понимания интегрализма пронизывает все его работы,достаточно посмотреть с этой точки зрения и на его классификацию формвзаимодействия, и на теории поляризации, конвергенции, и на идею трехсменяющих друг друга социокультурных систем. Примеров можно привести много.Однако, наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализмапредставляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия –интегрализм». Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себяпонятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки),Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира иВысшей интегральной ценности. Эта философия «…рассматривает всюдействительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств:духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся инеизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных,пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чеммалое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляетсобой страшную тайну и колдовство совпадений противоположностей».«В соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один, а,по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный исверчувственный-сверхрациональный». По Сорокину, Истина, полученная спомощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства,разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та,которая получена через один из этих каналов. «История человеческого знания– это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями,неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральномиспользовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют другдруга». Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральноесущество»: «Он является не только животным организмом, но также ирационально мыслящим и деятельным…», «…он также является сверхсознательнымтворцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своихбессознательных и сознательных сил и который фактически делает это вмоменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивноготворчества». Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическимиконцепциями человека, преобладающими в великих религиях.Также Сорокин определяет «новое царство реальности», которое состоит изнеорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений.Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла»(как идея, ценность, моральная норма поведения), который накладывается нафизический и/или жизненный компоненты». Кроме того, он подчеркивает, чтоэтот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений:«…лишенная своего смыслв, Венера Милосская превращается в простую глыбумрамора». Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы,объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права,этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура),личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурныхгрупп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов,поступков индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда«…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу».[i]Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшуюинтегральную ценность – «истинную вершину добра» - «невидимое триединствоИстины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего Триединстваобладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг отдруга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегдаправдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Этивеличайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также ипревращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может бытьпревращена в другие». Автор утверждает: «…новый нарождающийсясоциокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии,философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную системувысших ценностей Истины, Добра и Красоты». Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристикиИнтегрального общества, которое, по Сорокину есть наиболее приемлимаяисторическая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы.Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущегообщественного строя.Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построенияИнтегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследуетстратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее -распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучениюи пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в созданномим Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма. П. Сорокин о трех типах культур. П.А. Сорокин создал более рациональную теорию цивилизаций. Как и М.Вебер, он отверг как «редукционистские» концепции культуры, которые былисозданы его предшественниками. Культура – явление особого рода, значительноболее сложное и совершенное, чем живой организм. Кроме того, она, по егомнению, детерминируется экономикой напрямую. Согласно П.А. Сорокину, культура выступает как система значений –ценностей. С их помощью общество интегрируется, поддерживает взаимосвязьсвоих институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческихусилий. Только понимание процесса развития цивилизаций позволит намправильно оценить ход социального и культурного развития человечества инаправить его в должную сторону. Он полагал, что холистическая теория впонимании представителей морфологической школы непременима и культурам,потому что они не являются замкнутыми комплексами. В отличие от Тойнби, Сорокин выделил несколько тенденций развитиясовременных цивилизаций. Первая из них – перемещение центра творческих сил.Как известно, эти центры перемещались в истории человечества постоянно.Последним известным нам центром был западноевропейский. Теперь его силыиссякли, и творческая инициатива переходит на Американский континент (вцелом) и на восток, в частности, в Россию. Вторая тенденция обнаруживаетсяв постепенном упадке сенсуалистической культуры, основой которой являетсяуверенность, что за пределами свидетельств наших органов чувств нет ниреальности, ни ценности. Вытеснив средневековую спиритуалистическуюкультуру, сложившуюся на основе веры в то, что подлинной реальностьюявляется Бог и царство Божье, сенсуалистическая культура распространиласьпо всей Европе и господствовала с XV по XX век. По мнению Сорокина, к началу XX века ее творческие силы почтиполностью иссякли, продолжая действовать лишь в области науки и техники. Нои здесь она становиться разрушительной силой. Вместо того чтобы служитьбогу творчества, наука, или, во всяком случае, ряд ее ответвлений, служитдьяволу разрушения. Эту культуру уже ничто не может возродить. Ввиду еебольших заслуг перед человечеством ее надо, как предлагает Сорокин, сблагодарностью и почтением поместить в музей. Соответственно намечаетсязарождение новой культуры, или «нового интегрального социокультурногопорядка», по его терминологии. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой идет повсюду,в каждом человеке, в каждом коллективе и обществе в целом. Меняетсяпредставление о характере подлинной реальности и подлинной ценности. Нетолько в религии и философии, но и в науке утверждается представление, чтоподлинная реальность обладает не только эмпирическим, сенсуалистическимаспектом, но и несенсуалистическим, рациональным и сверхрациональнымаспектами. Нарождающаяся интегральная культура исходит из предпосылки, чтоподлинная реальность и ценность бесконечны по своим аспектам и что мы нерасполагаем терминологией, которая могла бы их отразить. Изменилось ипредставление о человеке: согласно новому представлению, человек творец сосверхрационалистическими возможностями и искрами гениальности. Идет борьбаи в философии. Материалистическая философия еще разделяется многими, но, помнению Сорокина, она мало что добавила к прежним материалистическимсистемам. Другими словами, как полагает П.А. Сорокин, здесь нет искрыгениальности. Мы ее находим в ряде новых течений, идеалистических иинтегральных по своему характеру. Аналогичных процесс наблюдается и врелигии, где на смену догматическим религиозным системам идет «святой духтворчества» и «универсальная религия творческой альтруистической любви».Таким образом, по убеждению Сорокина, если не произойдет апокалиптическаякатастрофа, интегральная культура поможет человечеству вступить в новуютворческую эру. «Совокупность смыслов», ценностей и норм в науке, в величайшихфилософских, религиозных, этических и художественных смыслах образует, поСорокину, идеологическое целое. Эта идеологическая система вполне осязаемореализует себя в предметах материальной культуры, в поведении ееносителей, агентов и членов. Кроме обширных культурных систем существуютеще более обширные системы, которые можно было бы назвать культурнымисуперсистемами. Идеология любой из суперсистем, по мнению П. А. Сорокина,базируется на определенных основных посылках или определенных конечныхпринципах, развитие, разработка и провозглашение которых в совокупностиобразуют идеологию суперсистемы. Коль скоро идеологии суперсистем – этосамые обширные из идеологий, то их основные посылки или конечные принципыявляются обобщенными из истин, предположений или ценностей. Перед человечеством вставал вопрос: «Какова природа истинной иконечной ценности?». И на этот вопрос давалось три ответа. Конечнаяистинная ценность чувственна. Кроме нее нет других реальностей и несуществует внечувственных ценностей, - таков был первый ответ. Из этойосновной посылки развилась огромная суперсистема, называемая сенситивной.Был и второй ответ на этот вопрос: конечной истинной являетсясверхчувственный и сверхразумный бог (Брахма, Дао, Священной Ничто и прочиеипостаси Бога). Чувственные или какие-либо другие реальности или ценностиявляются либо миражами, либо низменными и тенеподобными псевдореальностями.Такая основная посылка и соответствующая ей культурная система называетсяидеационной. Третий ответ заключается в том, что конечная истинная ценность – этоМноголикая Бесконечность, обнимающая все различия, беспредельно качественнои количественно. Человеческий ум, которому положены определенные пределы,не может воспроизвести ее доподлинно, не может охватить ее. Эта МноголикаяБесконечность невыразима. Мы способны лишь на очень отдаленное приближениек трем Ее аспектам: рациональному (логическому), чувственному исверхчувственному (сверхразумному). Все три аспекта реальны и гармоническисоединяются в Ней. Реальны Ее сверхчувственно-разумные и чувственныеценности. Она может называться Богом, Дао, нирваной, Священным Ничто,сверхсущностью и «расчлененной эстетической непрерывностью». Эта типично мистическая концепция конечной истины, реальности иценности (и основанная на ней соответствующая суперсистема) называетсяидеалистической (интегральной). Каждая суперсистема содержит в себе обширные системы, описанные выше.Сенситивная суперсистема образуется из сенситивной науки, сенситивнойфилософии, сенситивной религии (или чего-то в этом роде), сенситивногоискусства, сенситивной морали и права, экономики и политики и одновременно– из сенситивно мыслящих личностей, групп, из базирующихся на чувственномучении стилей жизни и социальных институтов. То же относиться кидеационным и идеалогическим суперсистемам. Так, в средневековой культуреЕвропы с XI до конца XII века мы обнаруживаем господство идеационнойсуперсистемы. Ее важнейшим положением был христианский символ веры сосверхзвуковой и сверхчувственной Троицей, представляющей собой конечную иистинную реальность и ценность. Этот символ веры провозглашался игосподствовавшими в средние века «наукой», искусством, правом, моралью,экономикой, политикой, философией. Богословие считалось королевой наук, и все другие науки безусловноподчинялись ей. Как ни странно это звучит сегодня, но естественные и прочиенауки были служанками богословия. Средневековая философия едва лиотличалась от богословия и религии. Средневековая архитектура и скульптурабыли не чем иным, как «библией в камне», провозглашавшей все тот же символверы. Ту же роль играли живопись и музыка, литература и драма. Но что касается общеевропейской культуры XVI-XX вв., то она по мнениюСорокина, представляет собой совершенно иную картину. В этот период в нейгосподствует скорее сенситивная (чувственная), нежели развалившаясяидеационная суперсистема. В течение последних четырех столетий большинствоподразделений европейской культуры возглашает, что «конечная реальность иценность чувственно познаваемы». Все подразделения этой культуры прошличерез соответствующее обмирщение. Религия и богословие потеряли былоевлияние и престиж. Безразличная к религии, временами совершенно нерелигиозная, сенситивная наука превратилась в высшую объективную истину, иподлинной истиной стала теперь истина чувственных данных, эмпирическивоспринятых и выверенных. Философия сенсуализма (материализм, эмпиризм, прагматизм и т.д.),сенсуалистическая архитектура, литература, музыка, живопись скульптуравытеснили религиозное искусство средневековья. Сенсуалистические,утилитарные, гедонистические, релятивистические законы и моральные нормы,созданные человеком вытеснили спиритуалистические, безусловные, «Богомданные» законы и сокральные нормы средних веков. Материальные ценности,благосостояние, комфорт, наслаждение, власть, слава и популярность сталиосновными ценностями, за которые борется нынешней сенситивный человек. Наконец, если взять греческую культуру V века до н.э. илиевропейскую культуру XIII века, то мы обнаружим, что в них господствовалаидеалистическая культурная суперсистема. Эта культура всеми своимиосновными подразделениями утверждала важнейшие положения идеализма, чтоистинной конечной реальностью и ценностью является МноголикаяБесконечность, частично чувственно воспринимаемая, частично рациональная,частично сверхразумная сверхчувственная. Вот три суперсистемы- самыеобширные из доселе известных.Учение Сорокина о культурных суперсистемах оказывается не чем иным, какучением о типологии цивилизаций. В современном мире произошли глубокиеизменения и резкие сдвиги. Они неминуемо должны были заменить представлениео нации как единице исторического процесса какими-то иными понятиями.Недостатки европоцентризма стали очевидны, а угроза исчезновения западнойкультуры помогла людям переплавить эту непосредственно переживаемую имиопасность в свое понимание прошлого. Цивилизация становиться, такимобразом, основной категорией современной исторической науки. Культура как предмет научного исследования.Определяя культуру как предмет исследования, Сорокин пишет: «В самомшироком смысле это слово может означать общую сумму всего, что создано илимодифицировано путем сознательной или неосознанной активности двух илиболее индивидов, взаимодействующих друг с другом или обуславяиваюшихповедение друг друга. В соответствии с этой дефиницией не только наука,философия, религия, искусство, техника и все физические атрибутыпродвинутой цивилизации являются культурными феноменами: след ноги дикаряна песке, обнаруженный Робинзоном Крузо; куча мусора и обломанных ветвей,оставленная экспедицией в девственном лесу; кости, раковины и зола,скопившиеся на стойбище какого-то доисторического племени и найденныеархеологом – эти и миллионы других творений и изменений, произведенныхчеловеком, тоже являются частью культуры. Такая дефиниция предельно широкаи принимаетсямногими антропологами и социологами. Другие дают более уз- кие определения,подразумевая под культурой не все, что создается и изменяется людьми, нотолько результаты их коллективной и социально значимой деятельности (Е.Тейлор); или лишь те результаты, которые отмечены «экстериоризацией ипринуждением» (У. Дюркгейм); или только то, что обязано своимпроисхождением не наследственности, а «изобретению-имитации- заимствованию»(Г. Тард); или то, что представляет разнообразные проявления социальноймысли (Е. Де Роберти); или, наконец, только лучшие и наиболее значительныесоздания человеческого гения в форме образцов науки, философии, религии,искусства, права и техники». Однако в большинстве случаев такие дефиниции,замечает Сорокин, «далеки от того, чтобы быть ясными и удовлепюрительными,так как они заменяют одно неизвестное х другим, не более известным,фактором у».Согласно Сорокину, в культуре следует различать два аспекта: внутренний илиментальный™ – смысл, значение, ценность, составляющие духовное содержаниекультурных феноменов, и внешний или материальный – выражение, воплощениесмысла, значения, ценности в чувственно воспринимаемых формах, в физическихвешах и процессах. Предметы культуры отличаются от явлений природы тем, чтоони являются знаками, символами: материальное в них служит формой выражениядуховного, становится носителем смыслов и ценностей. «Венера Милосская,лишенная внутреннего смысла, была бы просто куском мрамора, идентичного посвоим физико-химическим своиствам любому другому куску мрамора в егоестественном состоянии». Это, по сути дела, соответствует информационно-семиотическому пониманию культуры.Феномены культуры могут различным образом сочетаться другс другом. Если какая-то совокупность их объединяется смысловыми,логическими, причинно-следственными (каузальными) связями, то она образуютинтегрированную культурную систему. Это могут быть, например, религиозныесистемы, философские учения, художественные стили, юридические кодексы,политические и экономические объединения. Но бывает, что различные феноменыкультуры просто «соседствуют», оказавшись в силу каких-то внешнихобстоятельств одновременно в некотором определенном месте, и никакихсмысловых связей между нами нет. «Если в доме с газовыми и электрическиминагревательными приборами для кипячения воды регулярно используется русскийсамовар, логическая несообразность такой конфигурации культурных феноменовочевидна»- В этом случае можно говорить о скоплении, собрании, комплексефеноменов культуры, но культурной системой такая совокупность не является;Для примера Сорокин рассказывает о быте крестьян Вологодской губернии,перечисляя такие его элементы, как валенки, большая русская печь, водка,лыжи, молодежные посиделки. «Ни один из этих элементов не требует другогони логически, ни функционально. Водка не требует ни лыж, ни вале- нок;валенки не требуют огромной печи или посиделок. Но все эти элементы связаныс климатическими условиями края с его холодной и долгой зимой», Такимобразом, их совместное существование обусловлено внешним фактором, а невнутренним смысловым единством, и они поэтому не составляют интегрированнуюкультурную систему.Существует множество разнообразных культурных систем. Главными из нихявляются язык, наука, религия, искусство, этика и право (а поскольку этикаи право определяют нормы экономической и политической жизни, постольку ониохватывают экономическую и политическую систему обшества). В названныхсистемах находят выражение истина, красота, добро и справедливость – высшиеценности, стремление к которым лежит в основе всей человеческойдеятельности.Культурные системы, подобно культурным феноменам, тоже могут как просто«соседствовать» рядом с другом, так и логически объединяться в культурнуюсистему более высокого порядка. В первом случае образуется эклектичный,неинтегрированный культурный комплекс, лишенный внутренней логическойсвязи. Во втором случае возникает целостная интегрированная культурна»суперсистема. Такой суперсистемой может быть (хотя и не всегда бывает)«культура в целом», существующая в определенном регионе в определеннуюэпоху. Все части культурной суперсистемы взаимосвязаны, все по своемувыражают ее основополагающие принципы и ценности.Любая организованная группа людей – семья, класс, государство, город,нация, страна, – является носительницей определенной культуры, посколькубез наличия какой-то общей (по крайней мере, для большинства ее членов)совокупности значений, ценностей и норм она не могла бы существовать.Однако было бы большим заблуждением думать, что свойственная реальнымчеловеческим сообществам культура всегда интегрирована в целостную систему.Даже отдельный индивид обладает множеством самых разнообразных и далеко необязательно согласованных между собою элементов культуры, одна частькоторых логически упорядочена и систематизирована, а другая представляетсобою беспорядочную смесь неинтегрированных культурных комплексов,содержаших в себе разнородные феномены культуры, и фрагментов,заимствованных из разных культурных систем. Его научные позиции ирелигиозные убеждения редко находятся в какой-либо логической или причиннойсвязи с его кулинарными вкусами, выбором марки автомобиля или тем, чтоблондинки нравятся ему больше, чем брюнетки. И если отдельная человеческаяличность не является абсолютно логичной и последовательной в формированиисвоего культурного мира, то тем более это относится к социальным общностямлюдей. Культура общества всегда включает в себя наряду с целостнымисистемами значений и ценностей массу неинтегрированных культурныхкомплексов и феноменов, несогласующихся с ее основными системами. Так, вРоссии начала "1" века господствовала культура, которая была, как утверждалУваров, православной и самодержавной, но уже тогда в ней существовалиростки атеизма и вера в идеалы демократии.Сорокин критикует как «культурный атомизм», видящий в культуре бессвязныйконгломерат, случайное собрание разнообразных феноменов, так и «культурныйинтегрализм», исходящий из убеждения (которое принимается без доказательстви обычно даже отчетливо не формулируется), что культура общества всегдапредставляет собою полностью интегрированную суперсистему. Он усматривает«интегралистскую» ошибку, в частности, у »пенглера и Тойнби, которыесчитали едиными системами. – и к тому же сохраняющими свое единство напротяжении долгого исторического времени – культуры таких громадныхрегионов, как Египет или Западный мир. В подобных случаях за реальнуюсистему принимается то, что в действительности является лишь«псевдосистемой». «Цивилизации Тойнби – не интегрированные, цельныесистемы, а конгломераты систем. А конгломераты не могут ни расти, ниприходить в упадок, ни разлагаться... Поэтому не существует и никаких«циклов» их эволюции». Творческий альтруизм и духовное возражение.. Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионовиндивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичьинтегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на«путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ковсему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной». Организовать Исследовательский центр по творческому альтруизму Сорокинсмог благодаря финансовой поддержке известного в Америке филантропа,бизнесмена и мецената Эли Лилли, который пожертвовал на нужды Центра более100 тыс. долларов, и за короткое время Центр выпустил 12 томов научныхтрудов, в каждом из которых значительное место занимают работы самогоСорокина. Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая доэтого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалосьассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трехвысочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующейсилой позитивной поляризации и служит созидательной энергией историческогопрогресса. Сорокин выделяет ее функции: «… она была и остается реальнойсилой, которая может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию;преобразовать враждебные отношения в дружеские; они (исследования) такжепоказали : что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть;что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты;что любовь – это дающая жизнь сила, необходимая для физического,ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чемэгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально исоциально дефективными; что любовь является сильным противоядием противпреступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти,страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные иэстетические функции; что она является самой возвышенной и самойэффективной воспитательной силой для просвещения и моральногооблагораживания человечества; что она является сердцем и душой свободы ивсех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум любвиабсолютно необходим для продления существования любого общества, и особеннодля гармоничного социального порядка и созидательного прогресса; наконец,что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства,распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная альтруизацияиндивидов, институтов и культуры является необходимым условием дляпредотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповыхраздоров». Все эти положения подтверждаются социологическими исследованиями,основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысячжизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы,около 500 американцев – «добрых и хороших соседей». Как всякое общественноеявление, энергия любви может быть измерена количественно. Сорокин выделяетпять измерителей силы любви – интенсивность, экстенсивность, длительность,чистота и адекватность субъективность альтруистических целей с ихобъективными результатами, также пытается получить сводный измерительэнергии альтруистической любви. «Применение экономических терминов«производство, накопление и распределение» к энергии любви кажетсяпарадоксальным. Однако, в действительности оно имеет глубокий смысл,связанный с распределением ресурсов и инвестиций, определением политическихцелей и приоритетов, созданием и функционированием общественных институтов,определением содержания образовательного процесса – от детских садов дообучения взрослых, театрального репертуара, телепрограмм, изданиялитературы, периодической печати, наконец, ограничением средств намилитаризацию экономики и общества». Исследовательская программа центра концентрировалась на пяти уровняхсоциального действия: подготовка индивидов, первичные группы, вторичныегруппы, сообщества, страны. В сущности, она являла собой Сорокинский проектдвижения в новый век, программу реконструкции общества, ставит даже задачусоздания контуров новой Интегральной цивилизации, а такжеинституционализации альтруизма. Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А.Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этихнаправлений, но творчество его настолько широко и многогранно, чтоприходится органичивать фокус своего исследования рамками названныхтеоретических направлений. Заключение П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становитсясимволом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один изклассиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М.Вебером. Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вкладв развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки обобществе. Список использованной литературы:1. П.А. Сорокин, “Общедоступный учебник социологии”, Москва, Наука, 1994г.2. Введение в культурологию учебное пособие Москва 1995г.3. А.С Кармин. Основы культурологии Морфологические культуры. СПб 1995год.4. П.С. Гуревич Культурология.5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.1992год.6. Гуревич П.С. Философия культуры.-----------------------

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Философия марксизма Содержание....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Германия. Кулинарные традиции...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Классическая немецкая философия...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Идеалистическая философия...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Контент-анализ Содержание...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Причины успеха фирмы Sony...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание: Введение стр. 2«Интегральная философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Инвестиционный анализ проекта...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<