Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты»




НазваниеПояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты»
страница1/6
Дата публикации20.03.2014
Размер0.83 Mb.
ТипПояснительная записка
uchebilka.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный


ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор школы

Протокол

_____________/ ___________

№________ от______________

«_______» ______________2013 год



Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«Струнные инструменты»

Срок реализации 8(9) лет



п. Подгорный 2013 год

Содержание
I раздел

Пояснительная записка

    1. Общие положения

    2. Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» (скрипка)

    3. Условия реализации программы «Струнные инструменты» (скрипка)



II раздел

Планируемые результаты освоения учащимися ОП «Струнные инструменты» (скрипка)

^ III раздел

Учебный план


IV раздел

График учебного процесса

V раздел

Программы учебных предметов

VI раздел

Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации

VII раздел

Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности

I раздел.

Пояснительная записка

1. Общие положения

1.1. Образовательная программа разработана на основании Федерального закона № 145 от 16 июня 2011 г. и федеральных государственных требований (далее - ФГТ), которые устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (скрипка) (далее - программа «Струнные инструменты» (скрипка) и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школе искусств № 2» (далее «ДШИ № 2») на осуществление образовательной деятельности.

1.2 Образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из струнных инструментах (скрипке), позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретения детьми умений и навыков сольного, ансамблевого исполнительства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

  1. Образовательная программа ориентирована на:

- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.4 Срок освоения программы «Струнные инструменты» (скрипка) для детей, поступивших в ДШИ №2 в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Струнные инструменты» (скрипка) для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

  1. ДШИ №2 имеет право реализовывать программу «Струнные инструменты» (скрипка) в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

  2. При приеме на обучение по программе «Струнные инструменты» (скрипка) ДШИ №2 проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно, поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на скрипке.

1.7. Освоение учащимися программы «Струнные инструменты» (скрипка), разработанной ДШИ №2 на основании ФГТ, завершается итоговой аттестацией учащихся, проводимой школой.
2. Требования к минимуму содержания программы

«Струнные инструменты» (скрипка)
2.1 Минимум содержания программы «Струнные инструменты» (скрипка) должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.2. Результаты освоения программы «Струнные инструменты» (скрипка) по учебным предметам обязательной части должны отражать:

2.2.1. Специальность:

- наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для струнного инструмента (скрипка), включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента (скрипка);

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

-навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

2.2.2. Ансамбль:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно-инструментальных составов), из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству;

- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

2.2.3. Фортепиано:

- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

- владение всеми видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

2.2.4.Хоровой класс:

-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

-знание профессиональной терминологии;

-умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

-навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

-сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

-наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

2.2.5.Сольфеджио:

-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

-первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

2.2.6.Слушание музыки:

-наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

-способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

-умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

2.2.7.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

-умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

-навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения — формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

-знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

-знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

-знание профессиональной музыкальной терминологии; сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

-умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

-навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
2.2.8. Элементарная теория музыки:

-знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

-первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

-умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
2.3. Программа «Струнные инструменты» (скрипка) направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Разработанная ДШИ №2 программа «Струнные инструменты» (скрипка) должна обеспечивать достижение учащимися результатов освоения программы «Струнные инструменты» в соответствии с ФГТ.

2.3.1. При реализации программы «Струнные инструменты» (скрипка) со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1711 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

П0.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность - 592 часа, УП.02.Ансамбль – 165 часов, УП.ОЗ.Фортепиано - 198 часов, УП.04.Хоровой класс – 98 часов;

П0.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.ОЗ .Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» iconПояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» iconПояснительная записка общие положения
Учебный план мкоу двинская сош №28, реализующего программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, составлен...

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» iconУчебный план реализации основной образовательной программы Пояснительная записка
Учебный план моу «сош №7» разрабатывается на основе нормативно-правовых документов федерального уровня

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» iconПояснительная записка Цель реализации
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта на...

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» iconСодержание Пояснительная записка
Пояснительная записка 2

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» icon1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения учащимися...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» iconСодержание
Пояснительная записка …

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» iconПоложение о порядке разработки и утверждения программы развития мбоу...
Фз «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом...

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Струнные инструменты» iconПояснительная записка: Роль и место внеурочной деятельности в основной...
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<