Доклад на тему менталитет




Скачать 124.34 Kb.
НазваниеДоклад на тему менталитет
Дата публикации29.03.2014
Размер124.34 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > Культура > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Менталитет

Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового Флота КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ДОКЛАД на тему МЕНТАЛИТЕТ Выполнил: студент группы К- 11 Ефимов А. Е. Калининград 2000Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность человека,группы.И.Гр.Яковенко: Ментальность задает некоторые интенции, познавательные иобъяснительные модели, которые не сознаются человеком, но, тем не менее,оформляют его мысли, побуждения, чувства определенным образом. Когда мыговорим о цивилизационной специфике или о национальной ментальности,национальном характере, мы говорим об особой конфигурации, которая и задаетэти характеристики.По образному выражению И.В. Герасимова: "Мода не термин "менталитет" вомного раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этойгипотезы"1. Однако данный термин прочно укрепился не только в научномобороте, но и в живой речи и, скорее всего, не столько по причине моды,сколько потому, что в русском языке нет понятия, полностью адекватного ему.В данной статье термин "ментальность" используется как понятие, производноеот другого ныне модного термина "менталитет". По мнению рядаисследователей, менталитет - то же, что и традиционное сознание, то есть -система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаясяв процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах,нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.Таким образом, ментальность - это некое свойство традиционного этническогосознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определеннуюэтническую картину мира.Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека омире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностныхдоминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные.В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в еепсихологическом аспекте.Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательныхкомплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива(этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этническойкультуре роль основных механизмов, ответственных за психологическуюадаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенныев систему этнических констант тем или иным образом, определяют характердействия человека в мире. Последний специфичен для каждой этническойкультуры. Ментальность - это система этнических констант, которая являетсятой призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.Данное понимание проблемы близко классическим взглядам, выраженным А.Я.Гуревичем, который определял "ментальность" как "психическийинструментарий", "духовную оснастку", "специфическую структуру сознания","осознание людьми самих себя, природного и социального окружения"; как несформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные вкультуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; какрасхожую психологию и миропонимание, способ мировосприятия.3 Существуют идругие удачные определения, которые автор в большой мере разделяет.4Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собойустойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки,автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемыев определенных пространственно-временных границах, являющиеся основойповедения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явленийдействительности. Это особая “психологическая оснастка” (М.Блок),“символические парадигмы” (М.Элиаде), “господствующие метафоры” (П.Рикер),наконец, “архаические остатки” (З.Фрейд) или “архетипы” (К.Юнг), “...присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следуетиз первобытных врожденных и унаследованных источников человеческогоразума”. В отличие от Фрейда, Юнг полагает, что не только субъективное,вытесненное за “порог сознания”, но, прежде всего коллективное и безличноепсихическое содержание включается в область бессознательного. “Коллективноебессознательное как наследие предков ... является не индивидуальным, аобщим для всех людей ... и представляет собой истинную основуиндивидуальной психики”. В основе коллективного бессознательного лежатустойчивые образы, названные Юнгом архетипами. В своей сущностиментальность как раз и представляет собой исторически переработанныеархетипические представления, через призму которых происходит восприятиеосновных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики,экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальныхособенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в“скрытый” слой общественного сознания, более объективно и глубокопередающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубокоукоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов,представлений, восприятий, который в большинстве случаев остаетсянеизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей,по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамкахментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь,постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгиегоды, десятилетия и даже века. Социальная дифференциация ментальностейотражает существующее в обществе разделение на общественные группы сприсущими им материальными интересами, образом жизни и т.п. Например,крестьянской ментальности прошлого столетия в России был присущ большийконсерватизм, чем ментальности образованных классов, и даже ранние повремени крестьянские восстания можно охарактеризовать как консервативные,ибо их идеалы находились не в будущем (как у интеллигенции), а в прошлом.Далее, крестьянской ментальности, формирующей и моделирующей поведение ееносителей, были присущи коллективные страхи, фантазии, отдельные и довольножестокие проявления фанатизма и жестокости, что объяснялось тяжелымиусловиями крестьянской жизни - бедностью, голодом, эпидемиями, высокойсмертностью. Но, в отличие от бытующих мнений о “крестьянской массе”,русскому крестьянину было присуще осознание своего особого “я”, напряженноевосприятие соотношения вечности и временности бытия при общей ориентации нахристианские ценности. Воспроизводя шаг за шагом крестьянскую ментальностьможно постепенно сконструировать и образ жизни крестьянина, его духовный иматериальный мир. Этот же метод лежит в основе анализа духовного мираинтеллигенции. Текстологический анализ сочинений известных представителейроссийской интеллигенции, их языка, оговорок, манеры изложения, наконец,суггестивности текста, позволяет судить об их ментальности; об их идеологииговорят рационально оформленные системы, вырабатываемые концепции.Обратим внимание на еще одно различие между ментальностью и идеологией -различие в темпоральном аспекте. Разные структуры сознания развиваются по-разному - некоторые из них становятся устойчивыми для многих поколений,другие - исчезают на протяжении жизни одного поколения людей. Ф.Бродельвыделяет три типа исторического времени - время большой протяженности,время средней протяженности и краткий срок. Если развитию политикисоответствует “краткий срок”, а экономики “время средней протяженности”, томентальность существует во “времени большой протяженности” как наиболееустойчивая и малоподвижная структура сознания. “Мы подходим здесь к вопросуоб отношениях между краткой реальной историей, и долгой историейинтеллектуальных феноменов. Их соотношение очень сложно. Тем не менее,ясно, что интеллектуальные феномены следует включить в историю “большойдлительности” и большого пространства”. Ж. Ле Гофф отмечал, что “инерцияявляется исторической силой исключительного значения. Менталитетыизменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, какмедленно шествует история”. В этой связи интересным представляетсявысказывание К.Маркса о том, что “традиции всех мертвых поколений тяготеют,как кошмар, над умами живых”.Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развиваетсяпоступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представленияизменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некойцентральной оси. В основе подобного движения и развития идеологии иментальностей лежит определенный образ жизни. Так, идеологические теории,вырабатывались преимущественно интеллигенцией, как правило, живущей вгородах, ритм жизни которых был гораздо динамичнее в сравнении спатриархальной и отчасти застойной, цикличной (в зависимости отсельскохозяйственного календаря) жизнью в деревне. С развитием же сельскихшкол, определенного уровня грамотности в деревне, с появлениемпредназначенной для крестьян литературы, в деревню проникают определенныеэлементы идеологии, способствующие социальной трансформации крестьянскогообраза жизни и ускорению темпов его развития.Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающееобщую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельногочеловека или социальной группы, непрорефлексированное или недостаточноосознанное, большое место в котором занимает бессознательное.Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмыслениядействительности состоит из большого количества элементов, зачастуюпротиворечащих друг другу и не сводится т о л ь к о к отражению внешнейреальности. Во многом она формируется уже существующими на ментальномуровне обычаями, “предрассудками” и суевериями, символами и нормамиповедения, надеждами и фобиями наряду с материальными интересами,соотношение с которыми в каждом конкретном случае различно. Ментальностьотражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в которомфактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, аотдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуальногосознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятыеустановки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы,обусловленные коллективными детерминантами представления и верования,традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы имодели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логическиосмысленных концепций, теорий, идеологических систем.В отличие от ментальности, ограниченной определенными пространственно-временными (эпоха, период, регион, государство, этническая территория) исоциокультурными (реально существующие общности и личности) рамками,архетип носит всеобщий характер, независимо от времени и места. Онпредставляет собой биосоциальный процесс, цель которого - осуществлениепервоначально заложенной в эмбрионе личности во всех ее аспектах, со всемиее психическими данностями. Если ментальность зависит от социокультурногоконтекста с присущими ему этическими представлениями, то архетип этическинейтрален. “Архетип - структурообразующая единица, служащая основанием(каркасом), психическим вектором социокультурного развития. Архетип -корень, на поверхности которого история и культура производят все новыеочертания и формы, расцвеченные всей гаммой красок душевного состояниячеловека. Ментальность - формообразующая единица, придающая архетипическомусодержанию качественную характеристику. ...Архетип - абстрактная категория,ментальность - всегда конкретна, архетип - содержание, ментальность -форма, архетип - сущность, ментальность - явление”. Ментальность выражаетсвое архетипическое содержание посредством культуры, то есть черезопределенный культурный код, носителем которого, в первую очередь, являетсяинтеллигенция.“МЕНТАЛИТЕТ” - КАК ОДНО ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА.С конца 80-х годов начинается бум интереса к комплексному подходу восмыслении прошлого и настоящего. С введением в научный оборот такихпонятий как культура повседневности, образ жизни, культурно-историческаяпарадигма, социодинамика культуры и т.п., выявился единый предметсоциальной и культурной истории - ценностно-смысловой континуумобщественного развития.(10).Складывающееся в результате представление об истории как социокультурномпроцессе приводит к образованию особых многозначных понятий, которыеоказываются применимыми равнозначно как к социально-историческому, так и ккультурно-историческому процессу. Но самым загадочным из вновь возникшихслов стало слово “менталитет”, получившее широчайшее распространение.(11).Это абстрактное и емкое понятие пришло на помощь обществоведам, ставпанацеей, единственно правильным объяснением всех существующих проблем. Ивсе это в ситуации, когда данная область знаний оставалась фактическинеизученной. Сложившаяся ситуация и заставила обществоведов наметитьосновные подходы в изучении ментального измерения истории.Какое же содержание , на сегодняшний день, ученые вкладывают в понятиементалитет. Анализ литературы по проблемам ментальности, а она поистинеогромна, убеждает, что целесообразно рассмотреть основные направления вопределении данного термина.(12).I. Определение “менталитета” с позиций исторической психологии звучитследующим образом. Менталитет - это обобщение всех характеристик отличающихум, образ мышления.Наибольших успехов в исследовании менталитета достигла французскаяисторическая школа “Анналов”. М. Блок и Л. Февр, которые ввели в лексиконпонятие “менталитет” обращали внимание своих коллег на тот пласт сознания,который в силу своей слабой отрефлектированности не получал прямогоотражения в источниках, а потому и постоянно ускользает из поля зренияисториков.(13). По мнению последователей данного направления, вчеловеческом сознании, в той или иной форме, находят свое преломление самыеразные проявления бытия, закрепляясь в системе образов, представлений,символов. Именно поэтому изучение образа мыслей людей, способов и форморганизации мышления, конкретных и образных картин мира, запечатленных всознании, рассматривается, или как возможность понять логику историческогопроцесса, как в целом, так и применительно к отдельным историческимфеноменам.Приверженцами этой точки зрения на менталитет, в нашей стране, сталипредставители культурологической школы А. Я. Гуревича.(14). Менталитет, помнению Гуревича, представляет собой тот уровень общественного сознания. Накотором мысль не отделена от эмоций, от ментальных привычек и приемовсознания, - люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, т.е.бессознательно.(15).II.Социокультурный подход трактует менталитет - как совокупностьпредставлений, воззрений, “чувствовании” общности людей определенной эпохи,географической области и социальной среды, которые влияют на исторические исоциокультурные процессы. Другими словами, менталитет - это некаяинтегральная характеристика людей, живущих в отдельной культуре, котораяпозволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира иобъяснить специфику их реагирования на него.(16).На сегодняшний день, ученые-обществоведы переходят к комплексным трактовкампонятия менталитет. Этот подход объединяет историко-психологическую исоциокультурную трактовки данного термина. Эта точка зрения исходит изположения о человеке, как части культуры. Представляющей собой совокупностьпрактикуемых данным обществом основных способов производства ивзаимодействия с природой, деятельности социальных институтов и другихрегуляторов современной жизни, а также включающая в себя верования,иерархию ценностей, мораль, особенности межличностного поведения исамовыражения, тот или иной язык, способы передачи опыта черезпоколения.(17).Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных ицивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучениементалитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большееприкладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретнойсоциальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин“менталитет”, а термин “ментальность”. Отличие этих терминов состоит в том,что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальностьможет относиться к самым различным социальным стратам и историческимвременам.(18). Следует отметить, что употребление этих двух терминов еще неустоялось. Есть исследователи, которые применяют их как равнозначные.Именно такой подход мы встречаем в материалах круглого стола , проведенногожурналом Вопросы философии в 1993 году.(19).Одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи выделяютследующие типы ментальностей:1). Индивидуальная ментальность.2).Групповая ментальность.3).Национальная ментальность.4).Цивилизационная ментальность.Следует обратить внимание на наличие континуетета между данными типамиментальностей (см. Схему 1).Так, например групповая ментальность в социокультурном контексте - этоотражение совокупного культурно-исторического, национального и социальногоопыта, преломляемого в сознании конкретной личности.(20).Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.М Е Н Т А Л И Т Е Т:|1) партикулярная культура |2) “духовная самость” ||3) социальный отклик |4) мета социальный уровень |1). Партикулярный уровень или бессознательное отражает общие тенденциичастной жизни и во многом обуславливает формирование личности и еесоциальных ролей, а также характер взаимоотношений с другими индивидами.Это привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности,оценки - словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.2). “Духовная самость” - культура конкретной социальной общности, ееспецифика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивномуровне.3). Социальный отклик - это реакция общности или индивида на политику,государственную власть, реформы и т.п.4). Метасоциальный уровень - это этнокультурная ориентация вовне спараллельным обращением внутрь себя (например национальная идея, котораяимеет, к тому же, большое последействие ). (21).Как видим, данная предложенная структура менталитета во многомперекликается с предложенной выше классификацией ментальностей.Предлагаются и другие классификации, характеризующие содержательную сторонументалитета.МЕН 1). Материальные факторы быта.Т 2). Поведенческие стереотипы.А 3). Эмоциональное и художественное восприятие мира.Л 4). Лингвистические факторы.И 5). Рациональное восприятие мира.Т 6). Мировоззренческие факторы.Е 7). Общественные настроения ( политические, религиозные и т.п.).ТТаким образом мы видим, что в понятие “менталитет” включены как элементыобыденного сознания, так и теоретического сознания. Это делает трактовкупонятия “менталитет” близкой к трактовке понятия “ общественное сознание”,которое понимается как массовое ( наличное, реальное сознание вопределенном, исторически обусловленном сочетании синтезирует элементыобыденного и теоретического сознания.В определении и изучении менталитета не существует устоявшейся методологии.Некоторые обществоведы усматривают в этой размытости не только уязвимость,но и определенное преимущество - методологическую пластичность, котораяоткрывает перед исследователем новые возможности.(22). Во всяком случае,многочисленные попытки ввести понятие “менталитет” в какие-то более илимнение жесткие рамки, так и не увенчалось: в одних случаях оно смыкается сраспространенным, но столь же не четким понятием “общественное сознание”, ав других сводиться к описанию простейших психических реакций.ЛИТЕРАТУРА:Россия глазами русского. С.-П.: Наука, 1991. - 368 с.Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. — М.: Издательский центр«Академия», 1998. — 432 с.Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. — Саратов: СаратовскийГосударственный Технический Университет, 1998. — 268 с.Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. —М.: Наука, 1983. — 412 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему менталитет iconДоклад доклад по физике на тему: «сверхпроводники»
Доклад по физике на тему: «сверхпроводники» [pic]Выполнил ученик 10«А» классаШколы№528 цао города москвысаная А. Г. Москва 14. 03....

Доклад на тему менталитет iconРефератпо социальной психологиина тему:«английский менталитет»

Доклад на тему менталитет iconДоклад по биологии на тему: Экологическая характеристика популяции Доклад

Доклад на тему менталитет iconДоклад на тему Спорт

Доклад на тему менталитет iconДоклад на тему «Арттерапия»

Доклад на тему менталитет iconДоклад на тему «Фотосинтез»

Доклад на тему менталитет iconДоклад на тему: «Генетика»

Доклад на тему менталитет iconДоклад на тему: Сверхизлучение

Доклад на тему менталитет iconДоклад по СНГ на тему «Армения»

Доклад на тему менталитет iconДоклад на тему: Макроэкономические показатели

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<