Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано»




НазваниеПояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано»
страница1/6
Дата публикации01.04.2014
Размер0.97 Mb.
ТипПояснительная записка
uchebilka.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный


ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор школы

Протокол

_____________/ ___________

№________ от______________

«_______» ______________2013 год



Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«ФОРТЕПИАНО»

Срок реализации 8(9) лет



п. Подгорный 2013 год

Содержание
I раздел

Пояснительная записка

    1. Общие положения

    2. Содержание образовательной программы «Фортепиано»

    3. Условия реализации программы «Фортепиано»



II раздел

Планируемые результаты освоения учащимися ОП «Фортепиано»

^ III раздел

Учебный план


IV раздел

График учебного процесса

V раздел

Программы учебных предметов

VI раздел

Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации

VII раздел

Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности

I раздел

Пояснительная записка

1.Общие положения

1.1. Образовательная программа разработана на основании Федерального закона № 145 от 16 июня 2011 г. и федеральных государственных требований (далее - ФГТ), которые устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее - программа «Фортепиано») и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школе искусств № 2» (далее «ДШИ

№ 2») на осуществление образовательной деятельности.

1.2 Образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов

мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

  1. Образовательная программа ориентирована на:

- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.4 Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в ДШИ №2 в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

  1. ДШИ №2 имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

  2. При приеме на обучение по программе «Фортепиано» ДШИ №2 проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).

1.7. Освоение учащимися программы «Фортепиано», разработанной ДШИ №2 на основании ФГТ, завершается итоговой аттестацией учащихся, проводимой школой.
^ 2. Содержание программы «Фортепиано»

2.1 Минимум содержания программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.2. Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

2.2.1. Специальность и чтение с листа:

- наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано; знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

2.2.2.Ансамбль:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
2.2.3.Концертмейстерский класс:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:

- знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;

-умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

-умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

-навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

-наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
2.2.4.Хоровой класс:

-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

-знание профессиональной терминологии;

-умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

-навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

-сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

-наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
2.2.5.Сольфеджио:

-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

-первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
2.2.6.Слушание музыки:

-наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

-способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

-умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
2.2.7.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;-умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

-навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения — формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

-знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

-знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

-знание профессиональной музыкальной терминологии; сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

-умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

-навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
2.2.8. Элементарная теория музыки:

-знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

-первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

-умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
2.3. Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Разработанная ДШИ №2 программа «Фортепиано» должна обеспечивать достижение учащимися результатов освоения программы «Фортепиано» в соответствии с ФГТ.

2.4.С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей), духовно- нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ДШИ №2 создаёт комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

- организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;

- построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективного управления ДШИ №2.

2.5. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

2.6. С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

2.7. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

2.8. Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление учащихся в ДШИ №2 не предусмотрено.

2.9. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ №2.

2.10. Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

2.11. Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ №2.

Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

2.12. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ №2. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой учащихся на период летних каникул.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» iconПояснительная записка Общие положения Содержание образовательной...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» п. Подгорный

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» iconПояснительная записка общие положения
Учебный план мкоу двинская сош №28, реализующего программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, составлен...

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» iconУчебный план реализации основной образовательной программы Пояснительная записка
Учебный план моу «сош №7» разрабатывается на основе нормативно-правовых документов федерального уровня

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» iconПояснительная записка Цель реализации
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта на...

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» iconСодержание Пояснительная записка
Пояснительная записка 2

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» icon1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения учащимися...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» iconСодержание
Пояснительная записка …

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» iconПрограммные требования Общие положения
Конкурсные выступления могут быть представлены в номинациях «Фортепиано», «Скрипка», «Баян / аккордеон», «Народное пение»

Пояснительная записка Общие положения Содержание образовательной программы «Фортепиано» iconПоложение о порядке разработки и утверждения программы развития мбоу...
Фз «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<