Урок первый




Скачать 443.26 Kb.
НазваниеУрок первый
страница1/3
Дата публикации03.04.2014
Размер443.26 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Культура > Урок
  1   2   3
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ И ЕГО ТРАГЕДИЯ «ФАУСТ»

Урок первый

Краткая характеристика эпохи Просвещения, ее искусства и культуры. Классики марксизма-ленинизма о культуре эпохи Просвещения. Жизнь и творчество И. В. Гете.

В конце урока учителю следует дать девятиклассникам следующие задания и вопросы по всей теме:

  1. Основные черты искусства и культуры эпохи Просвещения.

  2. Особенности развития Просвещения в Германии.

  3. Жизнь и творчество И. В. Гете.

  4. Содержание трагедии И. В. Гете «Фауст».

  5. Образ Фауста.

  6. Образ Мефистофеля.

  7. Образ Маргариты.

  8. Как решается спор о призвании человека в трагедии?

  9. Мировое значение творчества И. В. Гете.


Подобные вопросы следует использовать для обсуждения в классе или в качестве тем для небольших сочинений, выполняемых как
домашние задания. Можно также дать краткое сочинение-размышление на тему «Ваши мысли и чувства, при чтении трагедии И. В. Гете «Фауст». Наиболее интересные сочинения могут стать основой для дискуссий, проводимых на факультативных занятиях или на заседаниях школьного литературного кружка.

XVIII век вошел в историю западноевропейской культуры под названием века Просвещения. Идейные течения этой эпохи выражали стремления восходящей к власти буржуазии, которая еще не порвала связей с народными массами и выступала своеобразным идеологом в борьбе с феодализмом. Ее передовые представители, так называемые просветители, встав на защиту бесправного народа, подвергали суровой критике весь старый феодально-крепостнический порядок: тиранию, деспотизм, произвол чиновников. Просветители также пересматривали сложившиеся взгляды на природу и общество, моральные и эстетические нормы прошлого, разоблачали религию и церковь, которые своим авторитетом поддерживали феодальный строй. Характерная черта, общая всем... просветителям,— горячая защита
просвещения, самоуправления, свободы... Наконец, третья характерная черта «просветителя» это — отстаивание интересов
народных масс, главным образом крестьян (которые еще не были вполне освобождены или только освобождались в эпоху
просветителей), искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние
и искреннее желание содействовать этому... Нельзя забывать, что в ту пору, когда писали просветители XVIII века (которых общепризнанное мнение относит к вожакам буржуазии), когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, все
общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах
буржуазии не проявлялось; напротив, и на Западе и в России они совершенно искренне верили в общее благоденствие и искренне желали его, искренне не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного». В этом была их историческая ограниченность.

Просветители рассматривали свою деятельность как борьбу за общие интересы. Они требовали уравнения сословий в
правах, широкого просвещения масс, освобождения науки и школы от власти церкви. Аскетическому и схоластическому
средневековому взгляду на жизнь с точки зрения слепой веры в догмы христианства просветители противопоставили человеческий разум. Они считали, что единственным критерием в оценке явлений и событий общественной жизни может быть
лишь разум и опыт. Будущее общество представлялось им царством разума и справедливости.

В политических и религиозных вопросах полного единства между просветителями не было. Наиболее прогрессивная их
часть добивалась установления демократического республиканского строя и отрицала всякую религию, другая — мечтала о «просвещенной монархии» и считала религию полезной для народа. Непонимание классовой сущности рождающегося буржуазного строя, неумение объяснить сложные исторические процессы современности привело многих просветителей
к идее «естественного человека». Разрушение системы феодализма они рассматривали как возврат к природе, как воспитание в человеке его естественных природных качеств; при этом характерные для человека нового, буржуазного строя черты: деловитость, энергию и расчетливость — они считали типичными качествами «естественного человека».

Деятельность немецких просветителей развивалась в очень сложной исторической обстановке. На протяжении большей части XVIII века Германия продолжала оставаться одной из наиболее отсталых стран Западной Европы. После опустошительной Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.) она утратила свое политическое единство, была раздроблена на множество независимых карликовых деспотических государств, каждое из которых имело собственную армию и собственные законы (нередко—собственные меры длины и веса). Население немецких «карманных империй», по меткому определению К. Маркса,
разорялось непосильными налогами и поборами, страдало от принудительных работ и феодальных повинностей, во всем зависело от прихоти светских и духовных князей и их фаворитов. «Это была,— писал Ф. Энгельс,— одна отвратительная гниющая и разлагающаяся масса. Никто не чувствовал себя хорошо. Ремесло, торговля, промышленность и земледелие были доведены до самых ничтожных размеров. Крестьяне, ремесленники и предприниматели страдали вдвойне — от паразитического правительства и плохого состояния дел». Анализируя этот период, Н. Г. Чернышевский отмечал, что трудно представить себе что-нибудь печальнее того порядка вещей, жертвой которого была Германия в первой половине XVIII века.
Он сравнивал Германию того времени с тюрьмой, а народ — с узником, «который свыкся со своим подземельем так, что
потерял даже скорбь о себе и впал в холодную бессмысленную апатию». Все это сдерживало естественный процесс развития капитализма в стране, тормозило зарождение широкого демократического движения. Немецкое бюргерство, экономически слабое и трусливое, не могло возглавить антифеодальную борьбу народа, как это сделали английские буржуа в
XVII и французские в конце XVIII века. Политическое бесправие и бессилие приводили его вместе с интеллигенцией к соглашательской политике с правящими кругами. Поэтому в Германии особое распространение приобрели идеи «просвещенного абсолютизма» и надежды на политические реформы сверху. Фактически же это лишь содействовало укреплению
мелкокняжеского абсолютизма.

Как уже отмечалось, в стране, раздробленной на сотни мелких государств, не было широкого демократического движения, однако в немецком народе нарастала ненависть к феодалам, зрела мечта о единой Германии, о новом справедливом общественном устройстве. Прогрессивные немецкие писатели Г. Э. Лессинг, И. Ф. Шиллер, И. В. Гете отражали в своем творчестве и эту ненависть, и эту мечту. Критика отживших феодальных порядков сочеталась в их произведениях
с утверждением просветительских идеалов: веры в человека, его разум, в победу идей прогресса и справедливости над варварством и беззаконием. Говоря о внутриполитическом положении в Германии XVIII века, Ф. Энгельс отмечал, что эта
«позорная в политическом и социальном отношении эпоха была в то же время великой эпохой немецкой литературы». Самым выдающимся в плеяде великих немецких писателей и мыслителей этого периода был И. В. Гете.

В кратком историческом обзоре учителю следует остановиться на специфике литературного процесса в Германии того времени, обратив особое внимание на следующее:

Политическая незрелость немецких просветителей приводила к тому, что они очень редко открыто ставили социально-политические вопросы, выдвигая в качестве первостепенной задачу эстетического воспитания человеческой личности. В литературе и искусстве они видели важнейшее средство в борьбе за переустройство общества на новых, «разумных» началах.
Просветители решительно боролись за вытеснение из литературы аристократической тематики и дворянских героев, заменяя их героями из третьего сословия. Возникли новые литературные жанры: семейная драма, эпистолярный роман и
другие. Особое значение придавалось театральному искусству как самому массовому и демократичному.

Для эпохи немецкого Просвещения наиболее характерными литературными движениями были «Буря и натиск» и веймарский классицизм. Движение «Бури и натиска» в сущности не представляло собой изолированного узконемецкого литературного направления, а являлось вариантом общеевропейского сентиментализма. Представителям движения «Бури и натиска», как и сентименталистам, было присуще двойственное отношение к рождающемуся буржуазному строю: они уже понимали, что этот строй, разрушая феодализм и порождая но вые социальные конфликты и контрасты, не может освободить
человечество от неравенства и нищеты, однако, не умея осмыслить и понять саму природу противоречий буржуазного строя,
ошибочно видели причины всех несчастий в моральной испорченности общества. Подвергая резкой критике феодальную систему, видя несовершенства укрепляющейся буржуазной цивилизации, они звали из городов на лоно природы, убеждая
возвратиться к простым нравам и быту людей из народа. Отталкивание от иллюзии независимого существования личности от общества приводило представителей «Бури и натиска», да и не только их, к культу гениальной личности, противопоставленной лицемерному и безнравственному обществу. Политическим идеалом большинства этих представителей была античная республика, а идеал личности — народный трибун типа Брута, человек, сознательно ставящий интересы государства выше частных и личных. Будучи своеобразными идеологами передовой части третьего сословия, они отстаивали идею национального возрождения Германии, боролись за расцвет немецкого фольклора. Вместе с тем представители «Бури и натиска» не имели ясной и четкой политической программы, были оторваны от народных масс, ограничивали свою деятельность областью идеологии, что и обусловило кратковременность этого движения и примирение большей части его деятелей с действительностью.

Более обоснованным по сравнению с европейскими просветительскими течениями был веймарский классицизм, ведущими представителями которого являлись И. В. Гете и И. Ф. Шиллер. Родственный европейскому классицизму, возникшему в
период подготовки французской буржуазной революции 1789—1794 гг., веймарский классицизм отличался особой остротой в постановке этических и эстетических проблем. В античном мире И. В. Гете и И. Ф. Шиллер искали прежде всего идеал гармонически развитой личности, гуманизм и совершенство воплощения красоты жизни в искусстве. Исходя из иллюзии
переустройства общества путем непосредственного воздействия на всех его членов средствами подлинно высокого искусства,
они сознательно идеализировали античную эпоху и противопоставляли ее убожеству современной Германии.

Завершив обзор эпохи Просвещения в Германии, учитель переходит к рассказу о жизни и творчестве И. В. Гете.

Великий немецкий писатель, мыслитель и ученый Иоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-
Майне в богатой бюргерской семье. Детство он провел в родном городе, где под руководством отца и специально приглашенных учителей получил разностороннее домашнее образование: изучал историю, литературу, иностранные языки, естественные науки, музыку, живопись. Образование, полученное писателем дома, выгодно отличалось от тогдашнего школьного образования, сосредоточенного на изучении латыни, богословия и древней истории. Затем И. В. Гете учился в Лейпцигском и Страсбургском университетах, где занимался юридическими науками, медициной и философией. В 1770 г. он встретился в Страсбурге с Иоганном Гердером, одим из ведущих деятелей немецкого просветительства, и вместе с ним. Возглавил движение «Бури и натиска». Под влиянием И. Гердера И. В. Гете начал изучать памятники национальной культуры и устной народной поэзии, что имело определяющее значение для формирования его собственного творчества. Писать И. В. Гете начал очень рано, еще в детстве, и уже в студенческие годы стал широко известным поэтом и драматургом.

Творческий путь И. В. Гете, охватывающий более шестидесяти лет, принято делить на два неравных по времени периода: ранний и веймарский. В первом периоде, до отъезда в 1775 г. в Веймар, разделяя литературную программу «Бури
и натиска», И. В. Гете создает ряд замечательных произведений. Особого внимания заслуживают его ранние лирические
стихотворения, историческая драма «Гец фон Берлихинген» (1771 г.) и роман «Страдания молодого Вертера» (1774 г.).

Лирика И. В. Гете, тесно связанная с традициями народной поэзии, была выражением чувств и настроений лучшей части молодого поколения, искавшей выхода из гнетущей ограниченности немецкой действительности. Поэтически выражая собственные мысли и чувства, И. В. Гете достигал высокой степени обобщения. Его стихотворения отличались искренностью
и непосредственностью, искристым оптимизмом и в то же время носили активный боевой характер:

Человеком был я в мире,
Это значит — был борцом! —

писал он, и эти слова можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству.

Из ранних стихотворений И. В. Гете особенно значителен лирический цикл «Зазенгеймские песни», отражающие историю его любви к Фридерике Брион, дочери пастора из местечка Зазенгейм. В стихах этого цикла («Фридерике Брион»,
«Вернусь я, золотые детки», «Скоро встречу Рику снова», «С разрисованной лентой», «Жмурки», «Свидание и разлука»,
«Майская песнь» и другие) раскрыт мир живых человеческих чувств. Впервые в немецкой поэзии реалистически воплощен
мир родной природы: пейзажи Рейна, покрытые лесами холмы и горы, зеленые виноградники, благоухающие липы и вересковые степи. Как волнует поэта радостное ощущение от поездки по озеру:

Сердце, сбрось былого власть,
Пусть приходит жизни страсть!

Природа для И. В. Гете — нежная и добрая мать, ее свободный и прекрасный мир — источник жизни и вдохновения.

Свободолюбивые стремления движения «Бури и натиска» с его специфическим культом «гениальности» с наибольшей
силой запечатлены И. В. Гете в цикле «Большие гимны». Культ гениальности получил у него выражение в создании лирических образов героев-титанов, сознательно порывающих обществом и возвышающихся над обыкновенными людьми силой воли и глубиной мысли, страстностью и цельностью характера. Эти герои одинаково ненавидят как сословную кастовость верхушки феодального общества, так и рабскую мещанскую приниженность бюргерства.

Одним из высших творческих достижений раннего И. В. Гете было стихотворение «Прометей», представляющее собой монолог из незавершенной драмы, в котором поэт выразил веру просветителей в бесконечные возможности человеческой личности. Образ Прометея «воспринимается как образ художника, мастера, глубоко гуманистическое искусство которого воссоздает жизнь во всем ее величии и трагизме и одновременно пронизано духом отрицания и протеста».

Произведением, принесшим И. В. Гете европейскую известность, была его историческая драма «Гец фон Берлихинген»,
действие которой происходит в эпоху Великой крестьянской войны начала XVI века. Герой пьесы — имперский рыцарь
Гец фон Берлихинген — личность историческая. В противовес шекспировским традициям, И. В. Гете сознательно стремится
к максимальной исторической достоверности и рисует крестьянскую войну как открытый классовый конфликт между феодалами и народом. Все симпатии его принадлежат восставшим крестьянам. И вместе с тем И. В. Гете по-шекспировски раскрывает драматизм истории, с большой реалистической силой показывая трагизм революционного конфликта, когда «каждая
сторона отстаивает справедливость так, как она ее понимает, справедливость для себя, и с какого-то момента эта «справедливость для себя» оказывается величайшей несправедливостью для других».

Драма И. В. Гете живо напоминает исторические хроники У. Шекспира. Нарушая драматургические каноны классицизма, свободно чередуя сцены, перенося действие из замка Геца во дворец епископа, придорожную харчевню, парк императорского дворца и в цыганский табор, вводя в пьесу десятки эпизодических фигур, писатель воссоздает широчайшую панораму
немецкой жизни времен Реформации. Драма пронизана тревогой за судьбы Германии, стремлением найти выход из того бедственного положения, в котором оказалась страна в результате поражения народа в ходе Великой крестьянской войны.
Этим произведением И. В. Гете стремился возродить те традиции отечественной истории, которые могли стимулировать
борьбу за свободу. Именно поэтому Ф. Энгельс писал о пьесе, что Гете «в драматической форме отдал дань уважения памяти
мятежника».

Наиболее прославленным из ранних произведений И. В. Гете был эпистолярный роман «Страдания молодого Вертера», внешним поводом к созданию которого послужили личные переживания автора и трагическая история чиновника Иерузалема, которого И. В. Гете близко узнал во время своей кратковременной службы в имперском суде в Вецларе. Летом 1772 г. он познакомился также с невестой своего друга Кестнера, Шарлоттой Буфф, и серьезно увлекся ею. Чувствуя, что не может преодолеть влечения к Шарлотте, и понимая, что эта любовь может разрушить счастье его друзей, И. В. Гете решил покинуть Вецлар и вернуться на родину, во Франкфурт. Там он услышал о самоубийстве Иерузалема на почве неразделенной любви к молодой замужней женщине. Эти факты и послужили исходным материалом для романа о Вертере — юноше из бюргерской среды, покончившим жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Вместе с тем роман-исповедь «Страдания молодого Вертера» отнюдь не является произведением автобиографическим. Его содержание значительно шире, а главный герой, Вертер,— образ обобщенно-типический, воплотивший в себе характерные черты тогдашней немецкой бюргерской интеллигенции. Именно поэтому роман приобрел столь широкий резонанс.

Основной, трагический конфликт романа обусловлен не столько драмой несчастной любви, сколько факторами сугубо социальными. А. С. Пушкин не случайно назвал Вертера «мучеником мятежным», а Томас Манн считал, что этот роман принадлежит к тем книгам, которые «предрекли и подготовили французскую революцию».

Вслед за романом «Страдания молодого Вертера» И. В. Гете создает сатирические и пародийные произведения, смело
критиковавшие христианскую религию и современную консервативную литературу: «Боги, герои и Виланд», «Новонайденная морально-политическая кукольная комедия» и социально-психологические драмы «Клавиго» и «Стелла», завершающие первый период его творчества.

Осенью 1775 г. по приглашению только что занявшего престол восемнадцатилетнего герцога Карла-Августа И. В. Гете
приехал в Веймар, столицу захолустного немецкого государства, где и прошла вся его остальная жизнь.

Несмотря на все свои недостатки, герцог Карл-Август выгодно отличался от прочих тогдашних властителей: он стремился окружить себя талантливыми людьми и сумел превратить свое крошечное государство в крупнейший культурный
центр Германии.

Вскоре после приезда в Веймар И. В. Гете становится тайным советником и членом государственного совета, затем в его
руки переходит руководство военными и финансовыми делами, а несколько позже он получает пост премьер-министра. В течение десяти лет он всецело отдается государственной деятельности, проявляя свою исключительную одаренность. И. В. Гете
надеялся на проведение прогрессивных реформ, хотел освободить крестьян от феодальных податей и повинностей, заменить феодальную систему налогообложения единым подоходным налогом, взимаемым со всех граждан, стремился превратить Веймарское государство в торгово-промышленную страну, наладить строительство дорог и развитие лесного хозяйства. Однако постепенно он все больше и больше убеждался в невозможности осуществления своих планов; меняется и его отношение
к герцогу Карлу-Августу, на которого он прежде возлагал большие надежды. «Меня уже больше не удивляет, что государи
в большинстве своем так вздорны, пошлы и глупы,— писал он в одном из писем.— Мало у кого из них имеется столько
способностей, как у нашего герцога, мало кто окружает себя таким множеством разумных и хороших людей, а воз ни с места... Лягушка хоть и может какое-то время попрыгать по земле, но создана она все-таки для болота». Еще резче говорит
он о герцоге в другом письме: «У герцога, в сущности, самые ограниченные воззрения. Решиться на смелый поступок он может разве лишь сгоряча. Напротив, провести в жизнь смелый и развернутый план он не способен — для этого ему недостает
последовательности мысли и постоянства».

Продолжая формально оставаться премьер-министром, И. В. Гете фактически отходит от государственных дел и возвращается к интенсивной творческой деятельности. Одновременно с литературой он усиленно работает в области естественных и точных наук: ботаники, геологии, физики, совершая в каждой из них крупные открытия. Учащимся можно назвать важнейшие философские и естественно-научные труды И. В. Гете: «Природа», «Об оптике», «Введение в сравнительную анатомию», «К учению о цвете». Эти и другие научные труды сыграли выдающуюся роль в развитии европейского материализма и, в частности, в формировании дарвинизма.

В веймарский период И. В. Гете вел активную публицистическую деятельность, был главным руководителем веймарского
театра, занимался переводами классических произведений европейской литературы и создал свои основные художественные произведения, лучшими из которых являются драмы «Эгмонт» и «Ифигения в Тавриде», поэтические сборники «Римские элегии», «Западно-восточный диван», романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера», книги публицистики «Поэзия и правда», «Итальянское путешествие» и, наконец, знаменитый «Фауст».

Веймарский период творчества И. В. Гете открывается трагедией «Эгмонт», в которой воспроизводятся отдельные эпизоды многолетней освободительной борьбы нидерландского народа, порабощенного в XVI веке реакционнейшей испанской
монархией. В этом произведении ярко отразился сложный процесс постепенного перехода писателя от раннего периода «Бури и натиска» к веймарскому классицизму. Именно это и обусловило идейную и художественную противоречивость
произведения.

Главный герой трагедии граф Эгмонт — крупный полководец и политический деятель — был обезглавлен испанцами,
ошибочно считавшими его одним из вождей освободительного движения, хотя на самом деле он вовсе им не являлся. Реальное историческое лицо, граф Ламораль Эгмонт (1522—1563) к моменту казни был зрелым человеком, отцом многочисленного семейства. У И. В. Гете он молодой человек, почти юноша.

Если в драме «Гец фон Берлихинген» писатель стремится к максимальной исторической точности, то в «Эгмонте», напротив, неоднократно и вполне сознательно отходит от подлинной истории. В пьесе правдиво изображен лишь сам исторический фон, на котором действуют герои. В духе ранних своих произведений И. В. Гете гневно обличает в трагедии жестокость, тиранию и фанатизм испанских захватчиков. Сам же Эгмонт в сущности не является подлинным борцом за свободу — он крайне непоследователен в своих действиях, беспечен и самоуверен. Личная отвага и обаяние соединяются у него
с весьма умеренной, даже компромиссной политикой по отношению к испанским поработителям. К народу он относится
с недоверием. Ему хотелось бы добиться изгнания испанских захватчиков, но только не путем народного восстания. Так
проявилась эволюция образа борца за свободу в творчестве И. В. Гете, связанная с изменениями в его мировоззрении. Героическое начало в пьесе воплощает не Эгмонт, а его возлюбленная, юная горожанка Клерхен, и ремесленник Фансен. У Клерхен, дочери народа, любовь к родине и Эгмонту неразделимы:

И флейта играет!
И трубы трубят!
Ведет мой любимый
На битву отряд,—

поет она свою боевую песенку.

Произведением, ознаменовавшим окончательный переход И. В. Гете к веймарскому классицизму, стала трагедия «Ифигения в Тавриде», завершенная в 1787 г. во время длительного пребывания писателя в Италии. Сюжет пьесы заимствован из одноименной трагедии великого древнегреческого драматурга Еврипида.

Окончательному переходу И. В. Гете на позиции веймарского классицизма во многом содействовало его неприятие
французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Понимая большое общественно-историческое значение этой революции,
он относился к ней отрицательно, считая ее страшной, низвергающей все устои, опустошительной силой. Об этом свидетельствуют все написанные им за эти годы произведения: «Великий Кофта», «Возмущенные», «Гражданин генерал», «Райнеке Лис», «Герман и Доротея» и другие.

До последнего дня своей жизни И. В. Гете продолжал интенсивную литературную и научную деятельность. В его
рабочем кабинете стоял простой стол, за которым великий поэт и мыслитель проводил большую часть своего времени,
ежедневно с вечера намечая точный, по часам, рабочий план следующего дня. Восьмидесятилетним он говорил своему секретарю Эккерману: «Пока еще не кончился день, будем высоко держать голову, и пока мы в состоянии еще творить, не будем
падать духом».

Летом 1831 г. И. В. Гете завершил главный труд своей жизни — трагедию «Фауст». Несколько месяцев спустя, 22 марта 1832 г., великий писатель скончался.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок первый iconТема. Согласные звуки
Сегодня к нам на урок пришли необычные гости – герои вашего любимого мультфильма. Итак, внимание на экран(кадры из мультфильма «Маша...

Урок первый iconУрок первый Тема: Контрольная работа по теме «Сложное предложение» Цели
Первый одновременная проверка знаний, умений, навыков учащихся по теме «Система типов предложений» и подготовка фактического материала...

Урок первый iconУрок Ученичество и молитва 20 Урок Комментарий для учителей. 24 Урок...
В начале Бог сотворил совершенный, безгрешный мир. Люди радовались преимуществу чтить своего Творца, поклоняться Ему и следовать...

Урок первый iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок первый iconБогдан София Александровна Гимназия
Урок немецкого языка в 5 классе (второй язык, первый год обучения) по теме «Школа. Школьные принадлежности»

Урок первый iconЭто мой первый бооольшой и серьезный урок. Он предназначен для тех,...
Это мой первый бооольшой и серьезный урок. Он предназначен для тех, кто хорошо как минимум пользуется фотошопом. Если найдете ошибки...

Урок первый iconПервый урок в выпускном 11 классе. Оборудование
Оборудование: кабинет празднично украшен, воздушные шарики, праздничные плакаты, мультимедийная установка, компьютер, музыка

Урок первый iconУрок русского языка в 3 классе по теме: «Слова, противоположные по значению»
Это первый зимний месяц. По определению И. Ожегова «Декабрь-двенадцатый месяц календарного года»

Урок первый iconУрока по теме «Предложения с обращениями»
Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок

Урок первый iconУрок русского языка 2 класс. Тема: Части речи
Сегодня у нас не просто итоговый урок по теме «Части речи». Сегодня у нас необычный урок. Урок — аукцион знаний

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<