Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов




Скачать 80.38 Kb.
НазваниеРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Дата публикации11.04.2014
Размер80.38 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

5 (58)-2013




А. S. Syshchik

In the article the notion "tolerance" and variety of its meanings in scientific investigations are examined. It is underlined that at present the problem of tolerance becomes especially actual because it presupposes the search of such strategies of thought and activity, which would assist arrival at a common view in conflict situations, based on mutual understanding, moral responsibility and respect for human rights.

Keywords: tolerance,indulgence, patience, interconfessional dialogue, frustration, the dialogue of cultures.
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) nsish_woman@mal.ru
Syshchik A.S. – Aspirant of the Chair of Pedagogics of the Volodymyr Dahl East Ukrainian National University (Luhans’k, Ukraine) nsish_woman@mal.ru
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор С.Ф.Рашидов

УДК 378.12
^ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Е. В. Ступина
В статье рассматривается общекультурная компетентность преподавателя, анализируется сущность данного понятия и подчеркивается важность формирования общекультурной компетентности в профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: культура, общая культура, человек культуры, компетентность, общекультурная компетентность, педагогическая деятельность.
Процесс модернизации требует и определяет новые подходы к обучению. Ежедневно происходят процессы развития и преобразования во многих сферах науки и образования, что влечет за собой дальнейшие преобразования в преподавании. Стремительное развитие культуры и общества требует качественно новой личности, которая формируется под воздействием этих преобразований, – человека культуры. Именно на человека культуры ориентировано современное образование. Изучением понятия «человек культуры» занимались такие исследователи, как В. С. Библер, И. А. Зимняя, М. С. Коган. Современный педагог должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками, чтобы сформировать такого человека. Ведь именно человек культуры способен к саморазвитию и может рассматриваться как человек, ориентированный на гуманистическую педагогику.

Человек культуры – это особый тип личности, у которой сформировано ядро – субъектные свойства, определяющие меру его свободы, гуманности, духовности, творчества. Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, с высоким самосознанием, развитым чувством собственного достоинства и чести, самоуважением, самодисциплиной, независимым суждением, личность, которая относится с уважением к мнению других людей, способная к ориентации в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющая принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Это всегда духовная и творческая личность. Цель воспитания человека культуры состоит в практической подготовке его к жизни прежде всего в своем культурном пространстве. Человек культуры способен к национальной, культурной и религиозной самоидентификации. Через культуру и окультуривание человек очеловечивается и тем разрешает противоречие между духовным, природным, т.е. телесным и душевным в себе. Через культуру человек обретает свою духовную сущность и формирует душевные качества [2, с. 399].

Чтобы сформировать человека культуры, педагог должен владеть общекультурной компетентностью. Поэтому целью данной статьи является раскрытие понятия «общекультурная компетентность преподавателя».

В настоящее время в сфере образования требуются всесторонне развитые, творческие представители своей профессии с высоким уровнем культуры. Поэтому столь важной представляется в педагогике проблема развития и формирования общекультурной компетентности, которая является актуальной на сегодняшний день.

Для рассмотрения данного понятия обратимся к его составляющим: «культура» и «общая культура».

Сегодня культурологи насчитывают более пятисот определений культуры. Их подразделяют на следующие группы [7]:

• описательные определения, в которых культура предстает как совокупность всех видов деятельности человека, обычаев, верований и т. д.;

• определения, связанные с традициями или социальным наследием общества, определяющими основы жизни каждого человека;

• определения, формулирующие правила и организующие поведение человека;

• определения, в которых культура выступает как средство приспособления общества к окружающей среде с целью выживания;

• определения, где культура – это совокупность форм приобретенного поведения, характерного для определенной группы людей или общества, передающиеся из поколения в поколение;

• определения, в которых культура – это совокупность материальных артефактов, влияющих на каждую отдельную личность;

• определения, где культура – это система идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т. д.), выступающих как образ жизни каждого человека.

Обратим внимание на те определения, которые соотносятся с предметом нашего исследования и актуальны в современном процессе образования.

Культура определяется как целостное явление, в которое должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства [6].

Существует другое определение культуры – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный результатами материального и духовного производства, системой социальных норм и учреждений, духовных ценностей, совокупностью отношения человека к природе, окружающим, самому себе [9].

В. М. Вишнякова рассматривает культуру как материальные, художественные и духовные ценности, которые созданы в процессе общественно-исторической практики людей; это позитивный опыт человечества, основанный на способности каждой личности к творчеству. В обществе культура выполняет многие функции: освоения и преобразования мира, коммуникативную, сигникативную, накопления и хранения информации, проективную, нормативную и защитную. Культура – средство социализации человека, его приобщения к общественному целому. И потому она тесно связана с педагогической и воспитательно-образовательной деятельностью. Деятельность педагога и есть трансляция культуры как опыта прошлых поколений новому поколению [3].

В научной литературе «общая культура» определяется как совокупность достижений человеческого общества, которые должны быть достоянием каждого, безотносительно к характеру его профессиональных занятий; термин употребляется для характеристики уровня социального, интеллектуального, духовного развития индивида. Понятие «общая культура» включает также овладение нравственно-этическим и художественно-эстетическим опытом, а также опытом межличностного общения и социального взаимодействия [3].

Каждый человек в процессе взросления овладевает культурой. Это становится возможным благодаря межличностным отношениям и самообразованию. Большая роль в наше время принадлежит средствам массовой информации. Именно поэтому социальным факторам отводится значительная роль в процессе формирования общекультурной компетентности. Вместе с тем формирование общекультурной компетентности невозможно без личностного развития.

Ряд педагогов-исследователей (А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов и др.) предложили рассматривать педагогическую культуру как специфическое проявление общей культуры человека в педагогической сфере его деятельности. Вследствие этого педагогическая культура представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития личностных качеств, психолого-педагогических знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности [1].

Такие педагоги, как Ян Амос Коменский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, О. З. Краснова, А. И. Лобач, И. А. Невский и другие рассматривают педагогическую культуру как интергративное качество личности, проекцию ее общей культуры в сферу профессии.

Определяя культуру как сквозную характеристику всего общества, А.В. Барабанщиков исходным началом педагогической культуры считает общую культуру. Связи между ними настолько непосредственны, что с полным основанием можно утверждать: педагогическая культура является специфическим проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса [1].

Общекультурную компетентность изучали И. А. Зимняя, С. Л. Троянская и др. С. Л. Троянская определяет общекультурную компетентность как интегративную способность личности обучаемого, которая обусловлена опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера [8].

Итак, следуя за названными учеными, будем рассматривать общую культуру как неотъемлемую часть профессиональной культуры педагога, соответственно общекультурную компетентность – как составляющую профессиональной компетентности педагога.

Для решения глобальных культурных проблем, которые включают в себя образовательные проблемы, межличностные и межнациональные отношения, необходимо решение этих проблем с учетом всех интересов – образовательных, личностных, национальных. Для их эффективного сосуществования нужны навыки диалогичного общения, понимания и восприятия инаковости другого – его культуры, мировоззрения и т.д. Формирование толерантности, уважения к другим, умение вести внутренний, межличностный и межнациональный диалог является важным условием формирования общекультурной компетентности, личностного, профессионального и социального развития, что будет предметом дальнейшего исследования.
Литература
1. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. – М.: ВПА, 1985.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеренбург, 2000. – 937с.

3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

4.Герасимов А.М. Формирование педагогической культуры у молодых офицеров. – М.: ВПА, 1985.

5.Дрешер, Ю. Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика: монография. – М.: Либерея – Бибинформ, 2009. – С. 168 – 185.

6. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. – М., 1994. № 8.С.3-8.

7. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии: Учеб. Пособие / Платонова Э. Е. –М.: Айрис - Пресс, 2003. – 304с.

8.Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования. Монография, – Ижевск, 2004.–100с.

9.Юнацкевич Р.И. Теория образования взрослых становление, проблемы, задачи. Монография. – СПб. : ИОВ ПАНИ , 2009 – 90с.
^ ЗАГАЛЬНОКУЛЬТУРНА КОМПЕТЕНТНІСТЬ ЯК СКЛАДОВА ПРОФЕСІЙНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ ПЕДАГОГА

О. В. Ступіна

У статті розглядається загальнокультурна компетентність викладача, аналізується сутність даного поняття і підкреслюється важливість формування загальнокультурної компетентності у професійній діяльності педагога.

Ключові слова: культура, загальна культура, людина культури, компетентність, загальнокультурна компетентність, педагогічна діяльність.

^ GENERAL CULTURAL COMPETENCE AS CONSTITUENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER

E. V. Stupina

The author of the article examines general and cultural competence of the teacher, analyzes the essence of the given concept and importance of formation of general and cultural competence at the professional activity of the teacher.

Keywords: culture, general culture, man of culture, competence, general and cultural competence, teaching activities.
Ступина Е.В. – аспирантка кафедры педагогики Восточноукраинского Национального университета имени Владимира Даля(г. Луганск, Украина), evgenyaangell@mail.ru.
Stupina E.V. – Aspirant of the Chair of Pedagogics of the Volodymyr Dahl East Ukrainian National University (Luhans'k, Ukraine). E-mail: evgenyaangell@mail.ru.
Рецензент – кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля Рашидова С.С.
Рецензент – кандидат педагогічних наук, доцент С. С. Рашидова
Reviewer – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Doctoral Student of the Chair of Pedagogic of Volodymyr Dahl East Ukrainian National University Rashidova S.S.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconНабок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія...
Ключевые слова: эффективность управления, концептуальные основы, общее среднее образование, регион

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconРецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer...
Алфімов Д. В. – доктор педагогічних наук, доцент кафедри управління освітою Донецького національного університету, директор Донецького...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconБогдана Хмельницького (м. Мелитополь, Україна) Рецензент доктор педагогічних...
Журавльова Л. С. – кандидат педагогічних наук, доцент Мелітопольського державного педагогічного університету імені Богдана Хмельницького...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconРецензент член-кореспондент напн україни, доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко
Ернст Вагнер – Доктор, викладач Університету ім. Фрідріха Олександра в м. Ерланген-Нюрнберг, кафедра юнеско „Художня освіта та культура...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconРецензент член-кореспондент напн україни, доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко
Щедровицкий П. Г. Проблемы непрерывного образования и педагогическая антропология. Курс лекций прочитанный в Харьковском государственном...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconДніпропетровського гуманітарного університету (м. Дніпропетровськ,...
...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconОльга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного...
Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательніх стандартов. Проект “Стандарт общего образования”. – М., 2002

Рецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: студенческая молодежь, семья, культура отдыха и досуга, духовно-моральные основы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<