Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov




Скачать 147.04 Kb.
НазваниеРецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov
Дата публикации17.04.2014
Размер147.04 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

5 (58)-2013





PERIODS OF DEVELOPMENT OF THE THEORY OF INTRA CONTROL IN DOMESTIC PEDAGOGY IN THE SECOND HALF OF XX - BEGINNING OF XXI CENTURY

V. E. Ghosh

The article provides a historical and theoretical analysis of the pedagogical literature and defined periods of development of the theory of intra control in domestic pedagogy in the second half of XX - beginning of XXI century. Features of development of the theory of intra control in domestic pedagogy in the second half of XX - beginning of XXI century.

Keywords: control, In-school supervision, management of educational institutions periods of development of the theory of intra control.
^ Гош Вікторія Євгеніївна - викладач Луганського обласного медичного училища, аспірант Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна)

^ Gosh Victoria Yevgenivna – Lecturer of Luhans'k Regional Medical School, Aspirant of Luhans'k Taras Shevchenko National University (Luhans'k, Ukraine)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков
Reviewer – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov


УДК 378.011.31:654.197
^ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Т. А. Дейнегина
Дисбаланс между морально-духовными и материальными ценностями в начале ХХI тысячелетия все активнее превращается в угрозу уничтожения Человека в человеке. Исследование значимости и проблемы художественно-эстетического воспитания в дискурсе трансформации, глобализации и информатизации современного общества невозможны без обращения к историко-педагогическим аспектам формирования художественной культуры.

Ключевые слова: историко-педагогические аспекты, образование, общечеловеческие гуманистические ценности, художественная культура
Актуальность обращения к проблеме формирования художественной культуры как отдельного человека, так и общества в целомв Украине приобрело государственное значение. Дегармонизация нравственных, эмоциональных, чувственных, логических и др. составляющих деятельности общества, двойные стандарты отношения к литературе, кино, театру, изобразительному и другим видам искусств, ко всему многомерному пространству художественной культуры можно трактовать как пренебрежение хрестоматийным постулатом, согласно которому «одним из главных условий становления государственности Украины является вхождение в мир современных культурных достижений. Ведь именно сфера культурных знаний способствует формированию у личности широкого мировоззрения, ориентированного на общечеловеческие гуманистические ценности» [1, с. 5]. На рубеже веков и тысячелетий наблюдается снижение творческой активности масс, уменьшение появления новых, действительно ярких имен, явлений, феноменов на литературном, сценическом или концертном и т. д. небосклоне страны. В то же время не теряет своей актуальности постулат из Программы ЮНЕСКО от 22 июня 1992 «Образование и обучение в ХХI в.»: «...возникает потребность выйти за пределы одной культуры. Никогда ни одна культура и ее отдельный этап не дают ответа на вопрос. Пора собрать мудрость со всей планеты» [1, с. 5].

В современном украинском социуме все острее ощущается жизненная необходимость объединения усилий в предоставлении возможностей творческой молодежи для реализации своего потенциала, востребованности своего поэтического, музыкального, хореографического и т. д. потенциала. При этом не меньшее значение для учителей, педагогов, воспитателей имеет установление равновесия между тем, чему и как они должны и хотят научить учащихся, студентов, участников кружков и т. д., с возможностями реализации своего творческого начала, которые, к сожалению, далеко не всегда предоставляют конкретные современные условия воспитательно-образовательного процесса, реалии современности.

«Как ни ужасно об этом говорить, – обращает внимание на реальные «перспективы» современного телевлияния И. Л. Михайлин, – но общество стоит перед угрозой снова вернуться к распределению награмотных и неграмотных(читателей и зрителей). Под первыми понимаем тех, кто способен читать книги и серьезные газеты, под вторыми – тех, чей духовный мир, культурный и политический багаж состоит только из информации, подаваемой с экранов телевизоров» [2, с. 12]. Исходя из этого, тема данного исследования приобретает особое значение.

К проблеме формирования культуры личности в разные времена и на разных уровнях обращались К. Маркс, М. Бахтин, С. Бердяев, А. Буров, В. Вернадский, Г. Волкова, В. Грязева-Добшинская, В. Иванов, М. Киященко, И. Коников, В. Крутоус, М. Лейзеров, Д. Лихачев, А. Торшилова, Л. Печко, Г. Шульга.

Вопросами влияния медиакультуры на сознание людей занимались зарубежные исследователи Р. Архейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, представители семиотики, языкознания, психологии – М. Бахтин, Ю. Тынянов, Л. Выгодский, Ю. Лотман, В. Библер, В. Михалкович, М. Ямпольский, А. Якимович.

В Украине этих вопросов касались В. Владимиров, И. Дзюба, И. Попович, В. Скуратовский, Ю. Шаповал, Г. Шевченко, В. Шейко.

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, член-корреспондент АПН Украины Г. П. Шевченко подчеркивает: «Объективная потребность воздействия художественно-эстетических ценностей на студенческую молодежь связана с природой эстетического и функциями искусства» [3, с. 7]. Исследуя проблему художественно-эстетического воспитания в дискурсе трансформации, глобализации и информатизации современного общества, исследователь опирается на труды ученых, которые справедливо отмечают, что «драматизм современной цивилизации и тех общественных процессов, которые она обусловила, настойчиво требует экспликации, т.е. максимального выявления человеческого начала в каждой личности, наполнения собственно человеческим содержанием людского бытия» [3, с. 7].

В работе «Становление и деградация личности» В. Ф. Паульман приводит факты, которые вполне логично ассоциируются с ситуацией и на украинском духовном пространстве: «Согласно данным исследователей Института социологии РАН, 40% жителей России вообще не читают книг, а число российских семей, имеющих домашнюю библиотеку, снизилось до минимальных значений» [4]. При этом, как подчеркивают исследователи, и чего нельзя не видеть даже невооруженным глазом, те, кто все же берут иногда в руки книгу, предпочитают книги «для досуга», предпочитают читать легкие развлекательные издания. – «Сущность общественно- политических публикаций прессы и телепередач понимают не более 14 % жителей России» [4].

Если несколько десятилетий назад ученые, педагоги, воспитатели и т.д. обращались к художественной культуре как к средству гармонизации человека с миром, то сегодня парадигма использования этого духовного феномена имеет двойной контекст, в котором на первый план выходит откровенная функция дегармонизации составляющих, о которых говорилось выше, мировоззрения, ориентированного далеко не на общечеловеческие гуманистические ценности (факторами антивоспитания настойчиво выходят или уже вышли на зомбирующие позиции телевидение, Интернет, социальные сети, смартфон и т. д.). На это должны делать «поправку» в своей деятельности современные воспитатели, искать и находить мощные механизмы противодействия устоявшимся формам и методам воздействия на личность, которая только формируется и еще не имеет иммунитета против разрушительного влияния дестабилизирующих нервную систему показателей научно-технического прогресса.

Несмотря на все новации тысячелетий, Греция остается колыбелью европейской цивилизации и источником ее величия (по Н. Е. Миропольской), античная скульптура – гимном человеку, украинская икона – феноменальным произведением национального гения и т. д.

Продолжение этих достижений, даже в абрисном описании Н. Е. Миропольской вступительного материала к разделу «Греция» учебного пособия «Художественная культура мира: Европейский культурный регион», вызывает большой интерес человека современного к неповторимому и необъятному миру «высокого художественного развития», которого достигла в Древней Греции архитектура, скульптура, литература...

«Античные архитекторы придавали своим памятникам величественности правильностью пропорций, простотой, гармонией. Наиболее совершенными греческими сооружениями являются мраморные храмы, в которых чувствуется внутренняя связь духа и природы» [5, с. 9].

Как не задуматься, что будут писать потомки через века о памятниках, архитектурных сооружениях, живописных полотнах, театральных представлениях, музыкальных, литературных произведениях и т. д., что будет восприниматься духовно-нравственным «олицетворением» украинского общества конца второго – начала третьего тысячелетия?

Культура и искусство Украины переживает на современном этапе далеко не «ренессансные» времена, поэтому рассматривать творческие достижения надо не только «направлением» или вертикальными ступенями, но и, так сказать, «по горизонтали», для того, чтобы проанализировать как воспитательное, жизнеутверждающее, так и разрушительное воздействие того, что сейчас превозносится «художественной культурой», на современную молодежь. Обращение к историко-педагогическим аспектам формирования художественной культуры – это обращение к истории человечества, свидетельствует о том, что в любые времена всегда очень остро стояла и никогда не потеряет своей актуальности проблема сохранения преемственности в духовном и интеллектуальном развитии поколений. Особое значение приобретает этот феномен во время коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности, чаще всего в сложных ситуациях отрицания идеалов прошлого и формирования новых взаимоотношений, соответствующих усовершенствованию общества.

Люди, которые прошли ужасные периоды истории своей страны, уже редко избавляются оттого чувства неполноценности, «ибо страх передается из поколения в поколение. Разве сейчас у нас нет ужаса Батурина, когда Меншиков приказал не оставлять в казацкой столице ни души? Разве куда-то денется страх в душе нынешнего француза, когда вспомнит 1572, аристократов Гизив и Екатерину Медичи? В течение ночи двадцать четвёртая августа в Париже убито более трех тысяч гугенотов. В провинциях Лионе, Орлеане, Руане, Мо, Бордо резня продолжалась до третьего октября» [6, с. 126].

Существенная трансформация функций и статуса педагогики в обществе сделала ее одной из самых необходимых, уважаемых, но и нелегких сфер деятельности людей. В начале третьего тысячелетия формирование художественной культуры человека и общества в Украине должно рассматриваться в непосредственной взаимозависимости и взаимовлиянии с педагогикой, с ее историей, источниками которой являются «архивные материалы по вопросам национального образования, достопримечательности древней письменности и литературы, археологические и исторические исследования» [7 , с. 3 – 4] и т. д.

История педагогики Украины как знаковый фактор определяет роль культуры и образования во времена расцвета Украины – Руси, новую эпоху в истории которой начал «Владимир Великий – один из самых прогрессивных киевских князей. При его княжествовании (98 – 1015) Русь начала формироваться как целостное общество и государство» [7, с. 38]. В ходе преобразований идеологической, административной и законодательной систем, которые, несмотря на специфику проявлений, происходили в общеевропейском контексте, он осуществлял равноправное вхождение Руси в круг европейских государств христианского мира, ее консолидации и дальнейшего общественного и культурного развития.

Основание князем Владимиром в Киеве школ для детей из высших слоев украинского общества способствовало укреплению христианства и распространению греко-византийской культуры: «Киевская Дворцовая школа «книжного учения» была конкурентоспособной и содержалась за счет казны» [8, с. 39]. Все 300 «дворцовых» учеников были изолированы от родителей, ибо последние, даже если и приняли христианство, но могли оказать языческое влияние. «Книжное учение» означало не просто письменность, а основательную по тем временам подготовку «образованных людей, способных решать сложные вопросы государственного управления, внутренней и внешней политики» [7, с. 39]. – Авторы учебника напоминают, что термин «школа» в отношении учебного заведения князя Владимира употребляется условно, потому что он появился в употреблении на Руси только в XIV веке. Но при Владимире «при храмах стали возникать школы, в которых готовили священников и мастеров высокого профессионализма для строительства и отделки церквей. Наряду с государственным образованием непринужденно и естественно происходило усвоение подрастающими поколениями старинных обычаев, традиций, которые продолжали сохраняться в славянской семье, ее быту» [7, с. 39].

Немало полезных уроков предоставляют нам страницы истории нашего государства. И, неустанно следуя в будущее, очень полезно возвращаться к отцовским, дедовым, прадедовым колодцам. – В начале третьего тысячелетия угрожающим предостережением воспринимаются рассуждения о том, что «Ни один народ не должен питать иллюзии самодовольства. Разъединение душ, приостановление обмена культурными ценностями обрекают на немоту, которая ставит под угрозу идею братства людей как природного явления» [7, с. 7]. – Или горькое утверждение (о нас, современных): «Имел бы любой другой народ Сковороду, Мирного, Франко, Заньковецкую, Стефаныка, Коцюбинского, Косынку, Уласа Самчука, Винниченко, то приложил бы все усилия, чтобы такие имена проафишировать на весь мир. А мы не умели. И не умеем делать даже обычную рекламу, не говоря уже о славе... Мы только одного Шевченко сумели удержать в славе, но ... » [6, с. 126 – 127] – впрочем, не без горечи комментируя, как мы умеем «чтить» своих гениев, Богдан Бойко добавляет, что так может быть "... только у нас, только у нас ... Давно прошло два века, как на хуторе Дубки под Глуховым родился Максим Березовский. Он учился в Киево-Могилянской академии, в молодости сочинял песни. Кто-то сейчас помнит это имя? Может, и слышал какую-то мелодию Березовского, которая охватила насквозь, – и вынужден забыть, потому что никто этого чувства не поддержал, НЕ укрепил. А тем временем в той же Европе, к которой мы никак не можем дотянуться, профиль Березовского высечен вместе с профилем Моцарта… Таких примеров – не десятки, а сотни или даже тысячи» [6, с. 126 – 127].

В Украине третьего тысячелетия редкие дети привлечены в кружки художественной самодеятельности, разных видов творчества. Следствием пользования компьютерно-мобильной техникой детьми, которые еще не умеют выражать свои мысли и желания, стала существенная задержка развития речи (с непредвиденными еще, неисследованными, но жизненно опасными угрозами для человека, семьи, общества), компьютерная зависимость оказывает на детей не меньший вред, чем употребление алкоголя, наркотиков, курения, и должно быть регламентированным, управляемым или хотя бы контролируемым процессом?

Во времена «нового времени» в истории Украины – Руси, которую начал Владимир Великий: «Сыновей княжеского рода с трех–четырехлетнего возраста отдавали на воспитание в семью кормильца, которого выбирали из управляющих земель. Боярин готовил княжичак участию в государственных делах, заботился о военно-физическом воспитании. Тогдашние обычаи не позволяли родителям посещать ребенка. В период объединения русских земель такое искусственное родство усиливало и распространяло личные связи киевских князей с боярами и укрепляло государство» [7, c. 39]. Особое значение имело раннее приобщение детей к художественной культуре, к истокам народного творчества и т. д. Дети ремесленников с детства учились делам родителей в домашних условиях, в сельской местности детей привлекали к работам, определенных аграрным календарем. «Воспитательную функцию имел не только труд, но и досуг, обычаи семьи. Дети были свидетелями и участниками различных семейных событий, бытовых обрядов – грустных и веселых, праздников встречи или проводов зимы, весны, лета и осени. Наблюдая за взрослыми, они перенимали определенные моральные ценности, проникались соответствующими эмоциями, наследовали способы поведения взрослых» [7, с. 40].

Каждая историческая личность, неравнодушная к судьбе будущих поколений, предоставляет свои уроки морали и духовности, воспитание любовью, требовательностью, ответственностью и т. д. Владимир Мономах писал, что «его отец Всеволод (умер в 193 г.) «дома сьдя изумьяща пять язык » (сидя дома изучил пять языков). Это свидетельствует о возможности и одновременно потребности изучения иностранных языков», «...князь Ярослав разместил школу в одном из помещений Софийского собора, открыл мастерскую-скрипторий, в которой переводились и переписывались книги и велось киевское летописание», «из летописи известно, Ярослав основал 13 года в Новгороде школу, в которой 30 ребят учились грамоте и иностранным языкам», «собрал из старейшин и попов 30 детей учить грамоте»; в притче «Благодарный Еродий» Григорий Сковорода формулирует свой «идеал воспитания человека в соответствии с его природными данными. По его мнению, «главизна воспитания есть: 1) благо родить; 2) сохранить птенцов младое здравице; 3) научить благородности»; во времена казачества сложилась определенная система образования в Украине: «Запорожские казаки в 1766 на общем военном совете учредили открытые школы при церквях многих приходов. Это было время, когда в имперской России Екатерина II заявила, что «черни не нужно давать образование», Иван Огиенко отмечает, что «на Украине появляется много книг: «Широкой рекой плывут эти книги из-за границы, не менее же рекой плывут они из своих типографий, которых тогда зародилась сила... Украина тогда силу книг со всех сторон науки собирала и занимала по своей культуре второе место среди всего славянского мира – уступая первое место только полякам!» [8].

Своеобразно, и довольно демократично, происходил в свое время процесс выбора на должность учителя Киево-Могилянской академии: каждый из дьяков залезал на колокольню, а родители учеников собирались вокруг и задавали ему вопросы. Выясняли ораторские способности претендента, его знания псалмов, колядок, любовь к детям. Если ответы удовлетворяли общество, оно заключало с дьяком соглашение, в котором фиксировались обязанности его и родителей.

Своеобразие формированию национальной школы добавляло то, что одновременно с ним в Украине того времени интенсивно развивалось искусство (живопись, архитектура, искусство раскрашивания яиц – «писанкарство») и различные промыслы. Вокруг мастеров-ремесленников создавались народные профессиональные школы ремесел и искусств.

Большое воспитательное воздействие на детей имели такие виды народного искусства, как вышивание, музыка, танцы, фольклорные песни; Тарас Шевченко в повести «Прогулка с удовольствием и не без морали» замечал, что «образование должно обогащать, а не обворовывать сердце человеческое»; чрезвычайно многогранное наследство оставил Василий Сухомлинский, в центре внимания которого «прежде всего – ребенок, личность, ее духовный мир и духовные ценности» [7] и т. п.

Свое понимание парадигмы художественного творчества И. Н. Крамской высказал в ответ на решение И. Е. Репина заняться «научным образованием», отметив, что «не в том еще дело, чтобы написать ту или иную сцену из истории или из действительной жизни. Она будет простой фотографией с натуры, этюдом, если не будет освещена философским мировоззрением автора и не будет носить глубокого смысла жизни, в какой бы форме это не проявилось... Настоящему художнику необходимо колоссальное развитие, если он осознает свой долг – быть достойным своего призвания» [9, с. 171].

Настоящий педагог не может не почувствовать, каким по форме и содержанию должно быть влияние на душу и сердце молодого человека, чтобы пробудить в нем "чувство добра", патриотические порывы, эмоционально-чувственное восприятие события, человека, художественного произведения.

«...Развитие таланта это не только развитие профессионального мастерства. Талант неотделим от мировоззрения. Художник непременно должен быть мыслителем, способным не просто отражать явления действительности, но давать им оценку, которая выражала бы передовые взгляды < ... > общества, его высокие идеалы» [10, с. 10].

Рассматривая парадигму художественной культуры, не обойти ее главное назначение – разбудить в человеке умения и жизненную необходимость не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать... И базовой «стартовой площадкой» к духовным высотам человечества сияет библейская истина: «Вначале было Слово, и Слово было Бог». Уже потом появилось общение, информация, ссоры, песни, сказки и т. д.
Література
1. Бичко А. К. та ін. Теорія та історія світової і вітчизняної культури: Курс лекцій / А.К. Бичко. – К.: Либідь, 1992. – 392 с.

2. Михайлин І. Л. Журналістська освіта і наука: підручник / І. Л. Михайлин. – Суми: Університетська книга, 2009. – 336 с..

3. Шевченко Г.П. Художньо-естетичне виховання студентської молоді : монографія / Г. П. Шевченко, Ю. А. Пастухова. – Луганськ : вид-во СНУ ім. В. Даля, 2010. – 180 с.

4. Паульман В. Ф. Становление и деградация личности / В. Ф. Паульман. –[Електроннийресурс].– Доступ до джерела: http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/text_0520.shtml

5.Миропольська Н. Є. Художня культура світу: Європейський культурний регіон:Навч. посіб. / Н. Є. Миропольська, Е. В. Бєлкіна, Л. М. Масол, О. І. Оніщенко. – К. : Вища шк., 2007. – 191 с. : іл.

6.Бойко Б. Перелоги / Б. Бойко // ЛІТЕРАТУРА ДЕВ’ЯНОСТИХ РОКІВ: ПРОБЛЕМИ, ТЕНДЕНЦІЇ, ПЕРСПЕКТИВИ // Нарис. – Журнал «Київ», 1992, № 4. – С. 126 – 127.

7. Артемова Л. В. Історія педагогіки України: Підручник / Л. В. Артемова. – К.: Либідь, 2006. – 424 с.

8. Огієнко І. Українська культура: Коротка історія культурного життя українського народу / І. Огієнко //Репринт, відтворення від 1918 р. – К.: Абрис, 1991. – 272 с.

9. Педагог (Древняя Греция) – [Електронний ресурс]. – Доступ до джерела: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E4%E0%E3%EE%E3_(%C4%F0%E5%E2%ED%FF%FF_%C3%F0%E5%F6%E8%FF)

10. Крамской И.Н.Письма, статьи / И.Н. Крамской // Том II. – М., 1965 – 1966. – 205 с.

11. Трофименко К. Д. О методе преподавания композиции / К. Д. Трофименко // О композиции. – М., 1959. – 194 с.
^ ІСТОРИКО-ПЕДАГОГІЧНІ АСПЕКТИ ПРОБЛЕМИ ФОРМУВАННЯ ХУДОЖНЬОЇ КУЛЬТУРИ

Т. О. Дейнегіна

Дисбаланс між морально-духовними і матеріальними цінностями на початку ХХI тисячоліття все активніше перетворюється на загрозу знищення Людини в людині. Дослідження значимості і проблеми художньо-естетичного виховання у дискурсі трансформації, глобалізації та інформатизації сучасного суспільства неможливі без звернення до історико-педагогічних аспектів формування художньої культури.

Ключові слова: історико-педагогічні аспекти, освіта, загальнолюдські гуманістичні цінності, художня культура.

^ HISTORIKAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF ARTISTIK CULTURE

T. A. Deynegina

The imbalance between the moral and spiritual and material values at the beginning of the XXst millennium are increasingly posing a threat to the destruction of man in man. Investigation of the importance and challenges of artistic and aesthetic education in the discourse of transformation, globalization and informatization of modern society is impossible without recourse to historical and educational aspects of the formation of culture.

Keywords: historical and pedagogical aspects, education, universal human values, art culture.

Дейнегіна Тетяна Олександрівна – доцент кафедри культурології та кіно-, телемистецтва Інституту культури і мистецтв Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна)

DeyneginaT. A. --Associate Professor of Cultural Studies and Film, teleart Institute of Cultureand Arts of Luhans'k Taras Shevchenko National University, Honored Journalist of Ukraine (Luhans'k, Ukraine)
Рецензент – член-кореспондент АПН України, доктор педагогічних наук, профессорГ. П. Шевченко

Reviewer – Member-correspondent of National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G.P. Shevchenko



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconРецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer...
Алфімов Д. В. – доктор педагогічних наук, доцент кафедри управління освітою Донецького національного університету, директор Донецького...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconРецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький Reviewer...
В статье представлены результаты исследования отношения детей к деньгам в зависимости от стиля семейного воспитания, который выступает...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconГ. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy...
Фунтікова Н. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconГ. П. Шевченко Reviewer member-correspondent of National Academy...
Ключевые слова: профессиональная речь, духовная личность, речевая компетентность

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconНабок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія...
Ключевые слова: эффективность управления, концептуальные основы, общее среднее образование, регион

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconБогдана Хмельницького (м. Мелитополь, Україна) Рецензент доктор педагогічних...
Журавльова Л. С. – кандидат педагогічних наук, доцент Мелітопольського державного педагогічного університету імені Богдана Хмельницького...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconРецензент член-кореспондент напн україни, доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко
Ернст Вагнер – Доктор, викладач Університету ім. Фрідріха Олександра в м. Ерланген-Нюрнберг, кафедра юнеско „Художня освіта та культура...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ye. M. Khrykov iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<