Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова




Скачать 71.15 Kb.
НазваниеРеферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова
Дата публикации26.04.2014
Размер71.15 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Творчество Чингиза Айтматова

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматоваПодготовила: Проверила:уч-ца 11-А класса Денисенко Иринаэкономического лицея №14 СКждВладимировнаМатыцына Виктория. Ростов-на-Дону 1999 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлакеШекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущегописателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь неверится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я ужеработал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решатьвопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще ввоенное время». Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР,лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинскойпремии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса НиколаевичаЕльцина, экс-главный редактор журнала «Иностранная литература». В 1990 г.назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время вкачестве посла республики Киргизия. Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеруповествования. И— нашел их. Его герои — рядовые советские труженики,твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самом активном ихучастии жизни. «Жизни светлой, человеческой», люди чистые и честные,открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремленияхвозвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные. В повестях«Джамиля» (1958). «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель»(1962) стройность, чистоту и красоту их душ и помыслов символизируютпевучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синееозеро в желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горныхвершин. Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы самиподсказали ему манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую,напряженно-доверительную и, часто, исповедальную— от первого лица, от «я». С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем,поднимающим сложные проблемы бытия, изображающим непростые, драматическиеситуации, в которых оказываются люди, как сказано, сильные, чистые ичестные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками — то либлюстителями старых нравов и обычаев (законов адата), то ли хищниками,властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами, как Сегизбаев в повести«Прощай, Гульсары!», с самодурами и подлецами вроде Ороэ-кула в «Беломпароходе». В «Джамиле» и «Первом учителе» писателю удалось схватить и запечатлетьяркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря напронизывающий их внутренний драматизм. Но то были именно куски, эпизодыжизни, о которых он рассказывал возвышенно, если употребить знаменитоеленинское слово, духоподъемно, сам, полнясь радостью и счастьем, какполнится ими художник, задающий тон в «Джамиле» и «Первом учителе». (Таккогда-то рассказывал о жизни М. Горький в «Сказках об Италии».) За этокритики называли их романтическими, несмотря на добротную реалистическуюоснову, по мере развития таланта писателя, углубления его в жизнь,подчинявшую себе все романтические элементы. Писатель все шире и глубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть всокровенные ее тайны, не обходя острейших вопросов, порожденных двадцатымстолетием. Вызвавшая острые споры повесть «Материнское поле» (1965)знаменовала переход писателя к самому суровому реализму, достигшему своейзрелости в повестях «Прощай,Гульсары!» (1966). «Белый пароход» (1970).«Ранние журавли» (1975), в романе «Буранный полустанок (И дольше векадлится день)» (1980). Уже не отдельные куски, слои, пласты жизни, а весьмир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир совсем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей.Радости, горести, светлые и мрачные возможности нашей планеты в еегеографической целостности и социальной расколотости окрашивают творчествописателя в новые тона. Айтматов обладает стратегическим мышлением, егоинтересуют идеи планетарного масштаба. Если в своих ранних вещах, скажем, вповести «Первый учитель», писатель сосредотачивался преимущественно насвоеобычии киргизской любви, жизни, культуры и, как теперь выражаются,ментальности, то в романах «Плаха» и «И дольше века длится день», имевшихшумный успех в конце 70-х - 80-е годы, он проявил себя уже как гражданинЗемного шара. Поднял, как прежде выражались, глобальные вопросы. Например,открыто заявил о том, что наркомания - это страшный бич. Сам себе позволилподнять, потому что до него это никому не позволялось. Ведь, как известно,наркомании, как и секса, в СССР не было. «Многая мудрость рождает печаль», — говорили древние. Не миновало это иЧингиза Айтматова. Начиная с повести «Прощай, Гульсары!», при всем, я бысказал, воинствующе утверждающем пафосе его творчества, оно потрясаетострым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами всудьбах героев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этихслов, когда и сама гибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых внем ресурсов добра. Усложняются, естественно, и принципы повествования. Рассказ от авторапорой совмещается посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя,нередко переходящей во внутренний монолог. Внутренний монолог героя стольже незаметно переливается в речь автора. Действительность захватывается вединстве ее настоящего, ее корней и ее будущего. Резко усиливается рольфольклорных элементов. Вслед за лирическими песнями, нередко звучащими впервых повестях, автор все шире и свободнее вкрапливает в тканьпроизведений народные легенды, реминисценции из «Манаса» и других народныхэпических сказаний. В повести «Белый пароход» картины современной жизни,как многоцветные ковровые узоры, вытканы на канве развернутого киргизскогопредания о матери-Оленихе, а вытканы так, что порой трудно понять, гдеоснова, а где рисунок. К тому же оживление, очеловечение (антропоморфизм)природы настолько органично, что человек воспринимается как неотторжимая еечасть, в свою очередь, природа неотделима от человека. В повести «Пегийпес, бегущий краем моря» (1977), в романе «Буранный полустанок»художественная палитра обогащается еще и ненавязчивым подчинением реализму(реализму самой чистой пробы) мифа, легенд, «преданий старины глубокой».Эти и другие фольклорные элементы всегда несут многозначный смысл,воспринимаются то как символы, то как аллегории, то как психологическиепараллели, придают произведениям многоплановость и углубленность,содержанию — многозначность, а изображению стереоскопичность. Творчествописателя в целом начинает восприниматься как эпическое сказание о мире ичеловеке в одну из самых величественных эпох - сказание, создаваемое однимиз самых активных и страстных ее деятелей. Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы летразвития человечества, его многовековой истории, запечатленной в мифах исказаниях, гарантию его светлого будущего. Жизнь — человеческое бытие —свобода — революция — строительство социализма — мир — будущее человечества— вот ступени, складывающиеся в единую и единственную лестницу, по которойнастоящий создатель и хозяин жизни Человек Человечества поднимается «всевперед! и— выше!». Он, главный герой Чингиза Айтматова, лично ответствен завсе, что, было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землей,Вселенной. Он — человек дела и человек напряженной мысли — пристальнорассматривает свое прошлое, чтобы не допустить просчета на трудном пути,пролагаемом всему человечеству. Он озабоченно всматривается в будущее.Таков масштаб, которым руководствуется писатель и в подходе к современномумиру, и в изображении своего героя, осмысляя их во всей их многозначности. Произведение острое, написанное действительно кровью сердца, роман«Буранный полустанок» породил самые различные, во многом не совпадающиемнения. Дискуссия вокруг него продолжается. Некоторые считают, чтовременная неопределенность образа «манку рта» может порождать кривотолки.Другие говорят о том, что символ, именуемый в романе «Паритетом» и несущийна себе всю космическую линию в произведении, слагается из противоречащихдруг другу начал и потому не может быть принят безоговорочно, как и саморешение связанной с ним главной проблемы. К тому же, добавляют третьи, илегенда о «манкуртах» и космическая фреска, созданная чистопублицистическими средствами, не очень органично спаяны с основной — строгореалистической — частью повествования. Можно соглашаться или не соглашатьсяс подобными мнениями, но нельзя не признать главного: роман «Буранныйполустанок», пронизанный, по определению Мустая Карима, «болью и безмернымоптимизмом, безмерной верой в человека...», вряд ли оставит кого-либоравнодушным. Писателю удалось убедительно показать богатейший духовный мир простогочеловека, имеющего свое мнение о самых сложных проблемах человеческогобытия. Глазами его главного героя на нас смотрит сама наша эпоха с еепобедами и поражениями, ее горечами и радостями, сложными проблемами исветлыми надеждами. Новый роман - «Тавро Кассандры», опубликованный в «Знамени» в 1994году. Еще более неспокойный, но неспокойный по-своему, "по-айтматовски".Казалось бы, люди на огромных просторах СНГ дерутся, деньги в огромныхколичествах воруют, прочие непотребности творят, - так и пиши про это.Однако Айтматов, по-видимому, не способен рассматривать всевозможныечастности у себя под ногами. Взгляд его по-прежнему устремлен на Землюсверху вниз, охватывая ее целиком. Неслучайно главный герой - монах Филофей - летает вокруг Земли ворбитальной станции: так ее, горемычную, получше рассмотреть можно. Филофейтаковым был не всегда, прежде он был ученым Андреем Андреевичем Крыльцовым,специализировавшимся в области выведения искусственных людей, «иксродов»,во чревах, так сказать, бесплатных экспериментаторов, то есть женщин-заключенных. Потом, незадолго до объявления себя монахом, ученый выяснил,что не только дело это неправедное, но и эмбрионы отказываются появлятьсяна свет, в котором царит зло. Таково было решение природы: защитить себя откровососущего человечества, пусть вымрет. Чем не Апокалипсис в мягкойформе? Благодаря своей способности концентрироваться на глобальных идеях,Чингиз Айтматов склонен и во внелитературной деятельности либо затевать,либо принимать активное участие в проектах планетарного масштаба. Например,уже много лет назад он и социолог Института проблем управления АН СССРРустем Хаиров обратились к тогдашнему генсеку Андропову (1983) спредложением о создании комитета по встрече III-го тысячилетия . Неожиданноэто предложение было принято. Постепенно Айтматов подвигнул на это дело ипрогрессивную мировую общественность, организовав в 1986 году Иссык-кульский форум, на который собрались представители ЮНЕСКО, футурологи,писатели и художники. И поговорили о необходимости воспитания новогопланетарного мышления, благодаря чему человечество смогло бы избежатьтотального катаклизма - военного, экологического, экономического etc. Икогда колесики завертелись вовсю, когда уже можно было начинать пожинатьлавры и стричь купоны, Айтматов смиреннейшим образом передает браздыправления грандиозным тайм-шоу Марату Гельману. Проведенный в конце прошлого года опрос общественного мнения показал,что Айтматов считается третьим по популярности политиком - после президентаАскара Акаева и мэра Бишкека Феликса Кулова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconРеферат по литературе на тему: «жизнь и творчество марины цветаевой»

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconРеферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе»

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconЖизнь и творчество Л. Н. Толстого Экзаменационная работа по литературе (реферат)

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconРеферат на тему: “Жизнь и творчество Д. Д. Шостаковича”

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconРеферат по предмету «Культурология.» на тему: «Жизнь и творчество...

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconРеферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.»

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconРеферат по литературе на тему: «Лицей Пушкина» Работу

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconРеферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева»

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconРеферат по литературе на тему: «Проблема нравственного выбора»

Реферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Художественный мир Н. В....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<