Л. И. Лобанова стихотворение "бесы" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка




НазваниеЛ. И. Лобанова стихотворение "бесы" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка
Дата публикации28.04.2014
Размер113 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Стихотворение Бесы в духовной и творческой биографии А.С. Пушкина

Л.И.Лобанова СТИХОТВОРЕНИЕ "БЕСЫ" В ДУХОВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ А.С.ПУШКИНА Наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, как и в нем самом. 0 том, кому дано сотворить великое, надлежит знать то, что еще важнее, нежели его творение. Это есть его жизнь, не только как фактическая биография, или литературная история творчества, но как подвиг его души, ее высшая правда и ценность. Поэт явил нам в своем творчестве не только произведения поэзии, но и самого себя, откровение о жизни своего духа в ее нетленной подлинности. С. Булгаков. Стихотворение "Бесы" А. С. Пушкина явилось результатом трагическихколлизий в духовной и творческой жизни поэта. Этим стихотворением,написанным 6 сентября 1830 года, одним из самых мрачных среди всей лирикиПушкина, начиналась первая Болдинская осень - три месяца, почтинеправдоподобные по размаху вдохновения и творческим результатам. "Скажутебе (за тайну), - отмечал поэт в письме П.А.Плетневу 9 декабря 1830 года,- что я в Болдине писал, как давно уже не писал..." [4]. Представляется необходимым проследить путь, приведший Пушкина к созданиюэтого лирического шедевра. Вместе с тем интересно осмыслить, как поэт всвоем творчестве пытается преодолеть мрачный взгляд на жизнь, аследовательно, - как в личной судьбе переживает страшный духовный кризис. В 30-е годы общество приходит к трагедийному ощущению истории, пониманиепрогресса становится все более пессимистичным. "Реализм "промышленного"века оборачивался фантастикой и абсурдом, в железном марше его слышаласьпризрачность, зыбкая поступь фантомов" [11]. Разделял такую мрачную оценкусовременного общества и Пушкин. Еще середина 20-х годов становится для поэта временем переосмыслений ипереоценок. В "Разговоре книгопродавца с поэтом", написанном в 1824 году,читаем: "Наш век - торгаш", "В сей век железный [1]. В письмах Пушкина,написанных спустя несколько лет, звучит странная и тоскливая интонация:"Что "Газета" наша?.. - спрашивает он у Плетнева в 1831 году о"Литературной газете". - Под конец она была очень вяла; иначе быть нельзя:в ней отражается русская литература". "Грустно, тоска, - пишет он несколькодней спустя о кончине Дельвига. - Вот первая смерть, мною оплаканная...Нечего делать! согласимся. Покойник Дельвиг. Быть так…" [З]. Тяжело было Пушкину осознать и принять ту ситуацию, в которой находиласьлитература. В письме М.Н. Погодину 11 июля 1832 года находим: "Варварствонашей литературной торговли меня бесит" [2]. Из заметок 183З года:"Критикою у нас большею частию занимаются журналисты, то есть люди, хорошопонимающие свое дело, но не только не критики, но даже и не литераторы" [1,3, 491]. "Было время, - пишет поэт в 1834 году, - литература былаблагородное, аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок..." [5]. Вписьме М.Н.Погодину 18З2 года Пушкин довольно резко отзывается о читателях:"Угождать публике я не намерен..., ибо Христос запретил метать бисер передпубликой" [3, 78] (ср.: в Библии - перед свиньями). Многое в жизни было противоестественным, но этот ход событий приходилосьпринимать. "Надежды славы и добра" не сбывались. Пушкин испытывает голодобщения и духовное одиночество. Мир представляется темной клеткой, где нетпросвета. Образы ущелья, темноты, тюрьмы возникают в стихотворении"Страшно и скучно", написанном в 1829 году. Поэт ощущает, что в "тишине"над его головою собираются тучи, что приближается беда. Все это мы находимв "Предчувствии" 1828 года. Стихотворение "Бесы", подготовлявшееся всем ходом духовного развитияПушкина конца 20-х годов, выражало не только сомнения и поиски стольтрудной истины, но и известный итог этих размышлений и поисков. Когда Пушкин приехал в Болдино, далеко позади осталось все, что мучило итерзало его в годы после ссылки; скрылось за горизонтом все, что с болью игоречь заставляло спрашивать." "Жизнь, зачем ты мне дана? ... " - холодная,надменная, равнодушная. Лишь в Болдине поэт ощущал себя царем, чувствовалсебя свободным. Эта свобода обеспечивалась 14-ю карантинами (была эпидемияхолеры), которые преграждали путь к Москве и отделяли от "отеческих"попечений Бенкендорфа, от назойливого любопытства посторонних людей,запутанных сердечных привязанностей, пустоты светских развлечений. Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожногонапряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулосьнеслыханным даже для Пушкина творческим подъемом. В Болдинскую осеньпушкинский талант достиг наибольшего расцвета. Исследование материалов о творчестве Пушкина болдинского периода 1830года наводит на интересные размышления. В письме Плетневу из Болдина Пушкин отождествляет бушующую вокругэпидемию холеры с чертом: "того и гляди, что забежит он и в Болдино и всехнас перекусает..." [4, 454]. Если принять во внимание слова Пушкина о егоприятеле - стихотворце ("Когда находила на него такая дрянь, - так Пушкинназвал вдохновение, - то он запирался в своей комнате и писал...до петухов, /нечисть, по народным поверьям, исчезает, когда запоют петухи, - Л.Л./ ...Приятель мой уверял меня, что он только тогда и знал истинное счастье" [4,45З].), то можно сделать вывод, что Пушкин допускает существование некоейсилы и возможность ее влияния на творческий процесс. Вновь обратимся к"Разговору книгопродавца с поэтом". Перед нами - ярчайшая картинатворческой деятельности поэта, но как она создается! "Какой-то демон"контролирует мысли и чувства поэта, вдохновенье поэт называет недугом, под"дивное шептанье" демона у него рождаются стихи. В.Непомнящий, много работавший с черновиками "Бесов", пишет: "Черновикистихотворения поражают воображение зрелищем борьбы с трагическим мотивом,стремящимся выразить себя... Потрясает то, как в процессе писания стихистремятся стать иными, чем были замыслены сначала" [11, 213]. К счастью, темные силы (черт, холера) не стали "кусать" поэта, как можнобыло бы ожидать, а "повелели" ему писать. Вслед за Д.Д. Благим можноувидеть, что творчество здесь предстает как "одержимость", болезненныйбред, "недуг"; поэт - лишь посредник, воспринимающий нашептывание некойсилы. Может быть, таким образом возможно объяснить огромное количествопроизведений, созданных Пушкиным в Болдине? Однако тайна творческойдеятельности поэта не поддается до конца рациональному определению. ГенийПушкина "созерцается нами как некое чудо, творческое откровение, котороесодержит в себе нечто новое, оригинальное и потому недоступное рациональнойрефлексии" [6]. Каждое художественное произведение при всей его самостоятельности связаносо многими другими перекличкой мыслей, чувств, художественнымиассоциациями. Так и стихотворение "Бесы" соприкасается с целым рядомпушкинских произведений, объединенных общей темой русской зимы; в нихпрослеживается не только общность мотивов, но и схожие образы, порой дажепрямые реминисценции. Сюжетную роль в цикле играет тема дороги. Сначала -метафорическая дорога в "Телеге жизни" (1823г.). Затем развитие идет от"путника запоздалого" в "Зимнем вечере" (1825 г.) до большой, тряской,нескончаемой дороги в "Дорожных жалобах" (1829 г.); от кружащегося снега,глухой пустоты, скучного, утомительного звона колокольчика в "Зимнейдороге" (1826 г.) до вьюги, мрачных туч, а также - до задорного путешествияпо родным местам в "Зимнем утре" (1829г.). Тема дороги у поэта всегда связана с темой конечной цели - дома,прибежища, очага и покоя (везде встречаем камин или печь, тепло).Присутствует здесь и тема женщины - хранительницы домашнего очага,источника и предмета любви. И непременно - образ родины, ее природы, еепесен, поэзии и прозы ее жизни. Зима предстает как некая "специфически национальная черта русскойприроды" [4, 475], она находится в гармонии с русским национальнымхарактером. Все "зимние" стихотворения Пушкина отличаются ярко выраженнымнационально-русским колоритом. Всеми своими темами цикл устремляется к "Бесам". Здесь дорога приводит кпохоронному пению духов, сменившему русские песни няни и ямщика. Есть здесьи путник, но нет окошка, куда можно было бы постучать: "Хоть убей, следа невидно..." [1, 1, 475]. "Бесы" - стихотворение многоплановое. На первом плане - реально-бытоваякартина: путник, застигнутый метелью в "чистом поле", его грустно-тревожныедумы и чувства. Перед читателем возникает образ русской зимы с ее грознойметелью и тревогами путешествия по летучим снегам, по занесенным дорогам.Подчеркивается характерно русские черты быта и жизни - тут и ямщик со своейречью, своей оценкой событий, и звенящий под дугой колокольчик, и дорожныеверстовые столбы... Точные слова, передающие чувства путника и рисующиекартины зимней вьюги, обретают и символическую значимость. "Бесы" с ихгармоническим построением (первые четыре стиха равномерно, через каждые двестрофы, проходящие через все стихотворение; многочисленные словесныеповторы, создающие особую музыкальную атмосферу; предельно динамическиеритмы; четырехстопный хорей) представляют превосходный образец поэзии,которая сама по себе является музыкой. Стихотворение захватывает ипоэзией мысли, мысли выстраданной, напряженной, ищущей. "Бесы"; имеютсюжет, развитие которого как бы делит рассказ о путешествии на три части. Впервой, относительно спокойной, смысловое ударение падает на слова "еду,еду". Во второй части возникают и осложняют движение кибитки препятствия,бытовой рассказ о зимнем путешествии приобретает философский, символическийсмысл, усиливается тревога. Кульминацией рассказа здесь является: "Конистали!". Человек оказывается бессильным перед лицом стихии, ему несовладать с ее слепой и жестокой силой. На первый план выдвигаются "кони".Третья часть дает разрешение конфликта: "Кони снова понеслися! ". Символикаи здесь удваивает смысл, дает бытовое и философское решение ситуации:"путник и метель". "Бесы" сложились в условиях последекабрьского тупика. "Русская зима,которая обернулась непроглядной вьюгой, занесла не только все пути, но ивсе следы к ним" [4, 479]. Отсюда тема безвыходности, которая пронизываетвсе стихотворение. В нем "мрачное, безотрадное созерцание получает своегорода космический размах, приобретает характер некоего всеохватывающегофилософского символа... Все сущее предстает как некий вихрь мировойбессмыслицы" [4, 479]. Сами злые духи, сбивающие с пути проезжающих, не рады успеху своейбесовской игры. Кружащиеся в "беспредельной вышине", уносимые этим вихремнеизвестно зачем и куда, они сами "жалобно поют", плачут и страдают. Именноих жалобный визг и вой сообщает концовке стихотворения особые "надрывные"интонации, подобных которым мы не встретим ни в каком другом стихотворенииПушкина. Первоначальный вариант заглавия стихотворения - "Шалость". Но получилосьсовсем не то, чего хотелось вначале. Получились стихи об ужасенеизвестности: "Кто их знает? Пень или волк?". Бесы предвещают беду."Неведомость" и безликость этой беды и есть самое страшное. Обратимся к "Словарю живого великорусского языка" В.И.Даля: "Бес -злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, черт... Бесовщина -наваждение, бред наяву, видения (ср.: "что там в поле?"), призраки, явления// неистовство всякого рода (ср.: "вьюга злится... плачет"), бешеные,неистовые прогулки (ср.: "закружились бесы разны")... Беситься - гневаться,сердиться, лютить, выходить из себя (ср.: "дует, плюет на меня") // шалить,дурить (ср.: "в поле бес нас водит"),резвиться без меры (ср.: "да кружит посторонам" ) // сходить с ума, быть больным, одержимым бесом" [7]. Налицоглубокое понимание, тонкое чувствование Пушкиным народной поэтики игениальное воплощение ее в своих произведениях. На другой день после "Бесов" появилась "Элегия", где отражена попыткапоэта преодолеть власть темных сил над своей судьбой. Исследуя и дальшетворчество Пушкина, мы увидим, как борьба этих двух мотивов - свободнойжизни и подчиненности злому року - перерастет в еще более глобальнуюколлизию - в борьбу жизни и смерти. Пушкин не хочет умирать; в страданиях ипостоянных размышлениях он видит полноту жизни, которая отождествлялась длянего со свободой. Его влекло к действию и борьбе, однако: "сулит мне труд игоре грядущего волнуемое море" [1, 1, 477]. Его не покидает уверенность впредстоящих бедствиях. Ощущается усталость от противоречий жизни. Будучи втрагическом, неразрешимом противоречии с самим собою, поэт ищет покоя,мира, убежища от бесов. "Художник, по природе своей страстно современный, втворчестве он стремился найти какую-то область тишины и спокойнойнесовременности, куда можно было бы удалиться, как в глухую деревню, -убежать, чтобы отдышаться. "Ух! кабы мне удрать на чистый воздух!" [11,2З6]. Областью "чистого воздуха" стали для него сказки. Завершив в "Бесах" тему дороги и дома, замкнув первый круг поисков покояи прибежища, Пушкин немедленно начинает новый круг. И "Бесы" оказалисьпрологом к его сказкам. Первоначальный замысел "Шалости" воскресает в"Сказке о попе и работнике его Балде". Через неделю после надрывавшегосердце стихотворения снова возникают бесы, - но какие! Старый облезлыймужик с рогами, вылезающий из моря, и маленький сопливенький бесенок."Ярмарочная комедия тяжбы Балды с этой потешной компанией есть пародиятрагедии "Бесов", заклятье смехом" [11, 237]. В сказке "Золотой петушок"встречаем также "бесовскую" неясность, сочетание непроницаемости тайны спрозаической достоверностью. Пушкин уходит от своей личной судьбы в эпос, в историю. "Бесы" неостались прологом к сказкам, они приобрели новое обличье и ворвались висторический роман. Народный бунт, стихия, описанная в "Капитанской дочке",сродни безудержному кружению бесов". Кроме того, в главе "Вожатый" романа"Капитанская дочка" возникают образы, напрямую соотносимые с "Бесами":воющий, словно живой, ветер, мгла, мутное кружение метели, "кони стали...что-то чернеет, ...человек или волк?" [1, 3, 241]. Здесь та же дорога,кибитка, тот же ямщик с его выразительной речью. В повести "Метель" - та же сюжетная линия, те же образы и те же чувства неизвестности, ужаса. Дорога,тройка, месяц, ямщик, грустные нотки - все это встречается и встихотворении "В поле..." (1833 г.). Тема ухода, смерти, появившаяся в "Элегии" в 1830 году, вновь возникает в1835 году в стихотворении "Странник" "Смерть меня страшит" [1, 1, 572]. Ноесли в "Элегии" поэт пытается выразить жизнеутверждающее начало, то в"Страннике" он почти уверен в близости своего конца, и это пугает его. Двеборющиеся в нем силы - борются и в его стихах. "Невидимо склоняясь ихладея, мы близимся к началу своему... Покамест упивайтесь ею, сей легкойжизнию, друзья!" Продолжение этой мысли отразилось в рукописях: "О, скороли перенесу я мои пенаты в деревню? - поля, сад, крестьяне, книги, трудыпоэтические - семья, любовь , религия, смерть" [9]. Можно без конца "надрываться" в обличениях среды, в которой вращалсяПушкин. Но это не объяснит того духовного изнеможения, которое обозначилосьу него с З0-х годов. Земная красота трагична. Мечтая заслониться от унизительной социальнойзависимости семейным очагом, он потерял уже и независимость"семейственную". Его уделом было искать денег на туалеты жены и светскуюжизнь. Пушкин время от времени порывается выйти в отставку, сбросить цепи,уехать; и когда это случалось, его в деревенском уединении посещаловдохновение. Но это желание неизбежно разбивалось о разного родапрепятствия, которые оказались непреодолимыми. Пушкина спасал лишь егочудесный поэтический дар. Пророк ищет себе убежища в поэте. Но "совершилосьсмещение духовного центра. Равновесие, необходимое для творчества, былоутрачено, и эта утрата лишь прикрывалась его железным самообладанием" [6,287]. Самая смерть Пушкина, думается, не может быть вменена Дантесу как делоего злой воли. Пушкин сам поставил к барьеру не только другого человека, нои себя самого вместе со своей Музой, со своими друзьями, со своей Россией,со всеми нами. Вина и причины дуэли обычно ищутся всюду, только минуя самого поэта.Разумеется, светская среда, в которой вращался Пушкин, не соответствовалаего духовной личности. Ему суждено было одиночество гения, неизбежный уделподлинного величия. Но, находя лишь в злой воле других причину гибелиПушкина, исследователи, по словам С.Булгакова, не замечают, что тем самым"хулят Пушкина, упраздняют его личность, умаляют его огромную духовнуюсилу. Пушкин достоин того, чтобы самому держать ответ перед Богом и передлюдьми за свои поступки. Вершина не уничтожается предгорьями" [6, 27З]. Постоянная борьба между жаждой жизни и невозможностью жить вылилась втрагическое и неразрешимое противоречие в самом поэте. Хрупкое равновесиемежду свободой и подчиненностью, между жизнью и смертью сместилось всторону последней. Различного рода неудачи, неурядицы, проблемы,обернувшись жестокими и причудливыми ведьмами, чертями, бесами ворвалисьразноликою гурьбой в жизнь и творчество поэта, стремясь поселить там"неразбериху". Жизненные и духовные силы, жажда жизни - все это до конца,до последнего вздоха боролось со злой, дикой и нелепой "бесовщиной"."Пушкин, в какое-то мгновение, преображенный смертью, превратился вбронзовый памятник славы России" (А.И. Тургенев) [9, 249]. Стихотворение "Бесы" в творчестве Пушкина было не случайным. Онопостепенно рождалось из трагической и возвышенной литературной и жизненнойбиографии поэта, имея продолжение в темах и образах его дальнейшеготворчества и в реальной жизни. Русские философы конца ХIХ - начала ХХ века,обращаясь к Пушкину, постоянно подчеркивали, что судьба поэта – это нашасудьба, судьба России. Поэтому можно сказать, что трагическое стихотворение"Бесы" отразило один из кризисных этапов русского общества, жизни всегонарода. Необходимо помнить слова С.Булгакова: "Пушкин - наша родина, с еенеисследимой глубиной и неразгаданной тайной, и не только поэзия Пушкина,но и сам поэт" [6, 270]. ЛИТЕРАТУРА.1. Пушкин А.С. Сочинения: В 3-х т. Т.1. - М., 1985. - 315 с.2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. 4-е изд. Т.10. - Л.: Наука, 1977- 1979. - 321 с.3. Пушкин А.С. Письма: в 3-х т. Т.1. - М.-Л.: Госиздат, 1928. - 57 с.4. Благой Л.Л. Творческий путь Пушкина (1826 - 1830). - М., 1967. - 451 с.5. Богословский Н.В. А.С.Пушкин о литературе. - М., 1962. - 198 с.6. Булгаков С. Жребий Пушкина // Пушкин в русской философской критике конца ХIX - первой половины ХХ века. - М., 1990. - 274 с.7. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. Т.1. - М., 1956. - 157 с.8. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976.9. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. - Л., 1983. - 214 c.10. Мережковский Д. Пушкин // Пушкин в русской философской критике конца Х1Х - первой половины ХХ века. - М., 1990. - 274 с.11. Непомнящий В. Эволюция Пушкина в 30-е годы // Вопросы литературы, 197З, № 11, с.213.12. Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. - М., 1990.13. Эйдельман Н. Пушкин. Из биографии и творчества. 1826-1837гг. - М., 1987.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconСвободы в лирике А. С. Пушкина
Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит...

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconУрок «Мы случайно сведены судьбою…» (тема любви в творчестве Шекспира и Пушкина)
Оформление гостиной: портреты А. С. Пушкина, В. Шекспира, Анны Керн, М. Глинки, дочери Анны Керн, Мери Фиттон; тексты произведений...

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconТема: Повесть А. С. Пушкина «Дубровский»
«Дубровский» и его проблематикой, формировать навыки выразительного чтения и анализа произведения, развивать мышление, коммуникативные...

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconТема урока: Пушкин. Детство, юность. Начало поэтической деятельности Цели
А. Пушкина, с его жизнью в лицее; раскрыть духовный мир юного поэта, истоки литературного творчества; путём анализа стихотворений...

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconПлан Что за чудо эти сказки…! Из интимной лирики: «К», «Я вас любил…»
Учитель: Сегодня наша встреча посвящена великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Вашему вниманию предоставляется литературно-музыкальная...

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconЛитература 9 класс тема: мой пушкин
Тема: " мои пушкин". Итоговый урок по изучению творчества A. C. Пушкина. Цель: Помочь учащимся осознать величие творчества поэта...

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconПоэтизация осенней поры в творчестве А. С. Пушкина. Живописность рифмы в стихотворениях
Тема урока: Поэтизация осенней поры в творчестве А. С. Пушкина. Живописность рифмы в стихотворениях

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconТема. Урок -путешествие по чтению "Сказки А. С. Пушкина"
А. С. Пушкина; познакомить учащихся с интересными фактами из жизни поэта, ознакомить с новыми сказками; продолжить работу над развитием...

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconТема. Имя существительное. Определение падежей имен существительных
Цели. Закреплять умения определять падежи имен существительных. Развивать орфографическую зоркость, речь и память учащихся Рассмотреть...

Л. И. Лобанова стихотворение \"бесы\" в духовной и творческой биографии а. С. Пушкина наша любовь к Пушкину должна явиться серьезным, ответственным делом, подвигом правды в стремлении понять Пушкина в его творчестве, ка iconЛитературно-театрализованное путешествие по сказкам А. С. Пушкина
Библиотекарь: (В руках книга сказок А. С. Пушкина) Ребята! Шестого июня 2009 года всё прогрессивное человечество будет праздновать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<