Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza




Скачать 146.61 Kb.
НазваниеРецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza
Дата публикации30.04.2014
Размер146.61 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Культура > Анализ

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

6 (59) - 2013




PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF LEADERSHIP QUALITIES EDUCATION OF SCHOOLCHILDPERSONALITY

D. Alfimov

In the article psychological aspects of education of leadership qualities of personality are examined. Different leadership theories of foreign and domestic researchers are described. The problem of education of leadership qualities of personality acquires considerable actuality today and it is not reduced to theoretical principles, the study of foreign and home practice in relation to education of leadership qualities of schoolchildren requires further investigation.

Keywords: leader, leadership, theories of leadership, charisma.
Алфімов Д.В. – доктор педагогічних наук, доцент кафедри управління освітою Донецького національного університету, директор Донецького бізнес-ліцею ( м. Донецьк, Україна)
^ Alfimov D.V. – Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chair of Education Management of Donets'k National University, Director of Donets'k Business Lyceum (Donets'k, Ukraine)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза
Reviewer – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A.I. Dzundza

УДК 37.037
^ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДУХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
А. С. Белых
В статье анализируются европейская и отечественная традиции духовных основ мировоззрения. Рассматриваются основные компоненты мировоззрения, его гуманистические характеристики; культура мировоззрения и его основные характеристики.

Ключевые слова: мировоззрение, культура мировоззрения, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, миросозерцание, мироотношение.
Анализ европейских и отечественных философских концепций, рассматривающих проблемы функционирования мировоззрения, приводит к выводу о том, что формирование мировоззрения является активным процессом, ориентированным на возрастание субъектных функций студента. Проблема состоит в формировании такой мировоззренческой системы, которая бы соответствовала повышению субъектных функций студента и была ориентирована на удовлетворение его культурных, интеллектуальных, эмоциональных и этических запросов.

В последнее время внимание авторов, изучающих проблему формирования мировоззрения, направлено на изучение особенностей современного мировоззрения, анализ его гуманистических характеристик, развитие мировоззрения и формирование культуры мировоззрения. Эти явления рассматриваются в контексте функционирования духовных основ мировоззренческой системы, участия молодежи в конструировании культурных ценностей современного общества.

В статье мы ставим цель проследить влияние духовных основ на формирование мировоззренческой системы, раскрыть её основные компоненты и проследить некоторые качества личности, продуцируемые развитым мировоззрением.

Современный этап развития нашего общества характеризуется двумя взаимосвязанными и взаимообогащающимися тенденциями: обращением к историческому национально-культурному достоянию народов Украины и движением к фундаментальным общекультурным и общечеловеческим ценностям. Развитие этих тенденций и необходимость преодоления социально-экономического кризиса делают необходимой такую организацию жизни и деятельности отдельных людей, социальных сообществ и общества в целом, которая базировалась бы на духовных основах.

Духовность как основа постановки новых идеалов и целей может выполнить свои регулятивные функции, если найдет отражение в поведенческих структурах, станет фундаментом и ориентиром деятельности человека. Не локализуясь ни в одной из сфер человеческой деятельности, она субстанциируется в мировоззрении, регулирующем поведение человека, ставя перед ним вопрос о его положении в мире, назначении и смысле существования.

Основными вопросами, раскрывающими духовность как научную проблему являются: самосознание и самопознание, самоопределение человека в окружающем мире; обретение смысла, конструирование системы ценностей; гармоническое развитие личности, её связь с природой, обществом и другими людьми; цивилизация, культура в связи с вышеуказанными проблемами; культурные, цивилизационные и общечеловеческие универсалии; развитие и саморазвитие внутреннего мира человека, его самоценность и самодостаточность; выход человека за рамки наличного бытия; соотношение цели и средств её достижения.

Западноевропейская философия демонстрирует аналитическую, культурологическую и онтологическую традиции в изучении духовности. Для аналитической традиции характерно внимание к интеллектуальной деятельности человека, ее связи с феноменами внутреннего мира, осмысления познавательной деятельности человека с моральных и эстетических позиций, ее взаимодействие с феноменами психической жизни – волей, аффективными состояниями и социальными детерминантами. Культурологическая традиция акцентирует внимание на творческих силах человека, его свободе. Рефлексия, саморефлексия, самостроительство и самоидентификация – отражение не только внешних детерминант, но и проявление творческих сил человека. Деятельность, отраженная в культуре, становится духовной характеристикой.

Онтологическая традиция приводит к виденью духовных феноменов в конкретной, повседневной жизни человека и человечества. Гуманизм, фундаментальные человеческие ценности, развитие человеческих потенций, философская вера вводятся в орбиту духовной проблематики.

Отличительной чертой отечественной традиции изучения духовности является интерес к Софии, а не к Логосу. Специфическим пределом в изучении духовности является стремление проследить духовные основы внешней и внутренней жизни человека, соотношения человеческого и Божественного, высшие начала в мирской жизни человека. В изучении духовности характерны три традиции: изучение "внутреннего человека"; личностно-индивидуальный подход и духовность с позиций социальной философии.

"Внутреннему человеку" свойственно стремление к мудрости, что возможно при взаиморазвитии интеллектуальной, волевой сфер личности в единстве с самопознанием; в основе достижения счастья лежит Божественная мудрость, а это – волевой и разумный акт, который приводит к осознанному самосовершенствованию человека. Эта концепция соединяет достижение идеалов правды, добра, истины, справедливости с духовным существованием человека, вводит их в реальную земную жизнь.

Данная философская традиция представляет картину внутренней жизни человека во всей сложности, полноте и целостности. Для индивидуально-личностной традиции характерно объединение материального и индивидуального, внешнего и внутреннего, что является основой для организации духовной и практической деятельности человека, ориентированной на высокие идеалы. Человеческий дух способен к индивидуальному развитию вплоть до свободного избрания и постановки целей жизни и деятельности. Для социально-философской традиции характерно понимание духовности как деятельностно-практической категории, которая преобразует мир, благодаря творческой и свободной активности человека. Движение и достижение духовности является не только индивидуальным, но и коллективным процессом и отражается в категориях и идеалах Истины, Добра и Красоты.

Духовность – фактор и ориентир развития мировоззрения, ценностностной системы. Мировоззренческая гармония – следствие гармонии человека с внешним миром, способом его жизнедеятельности, жизненным и профессиональным выбором.

Мировоззрение – сложная диалектическая система, включающая вопросы о предельных основаниях бытия и своего собственного существования, наделенная динамическими и статическими характеристиками, способная к творческому развитию и освоению, детерминированная духовной жизнью общества и определяющая духовную, практическую и теоретическую деятельность человека.

Мировоззренческая деятельность человека синтезирует логико-гносеологические, этические и эстетические аспекты внутренней деятельности человека, что составляет и определяет его духовно-мировоззренческую активность как основу будущей активной практической деятельности.

Под мировоззренческой готовностью мы понимаем качество личности высокоинтегративного характера, синтезирующее единство внутренних и внешних обстоятельств действия, направленного на разрешение проблем предельных оснований бытия.

Полученная структура мировоззренческой готовности обладает следующими свойствами: а) предполагает различную степень выраженности и сформированности различных качеств мировоззрения; б) позволяет проследить их динамику не только в логико-гносеологическом, но и в этико-эстетическом аспекте; в) учитывает не только внутренние условия и внешние обстоятельства мировоззренческой деятельности, но и их конкретные выражения; г) связывает мировоззренческие позиции человека с его жизненными целями и способом деятельности; д) каждый из структурных компонентов, обладая определенными интегративными свойствами, позволяет характеризовать в единстве внутренний мир человека, его мировоззрение и деятельность; е) исходит из расширения и углубления духовного, культурного, цивилизационного и мировоззренческого поля личности.

Духовная деятельность – нематериальная, лишенная непосредственной практической цели деятельность, в основе которой лежит самоопределение, составляющая основное ценностно-смысловое содержание общественного сознания и направленная на достижение идеалов Истины, Добра и Красоты.

Духовная жизнь – автономный и самоценный аспект человеческой жизни, имеющий свободный и творческий характер, функционирующий в общественном сознании, отдельных его формах и синтезирующий ценность и смыслы.

Обобщенным показателем духовности является не её конкретно-аспектное проявление (интеллектуально-познавательное, морально-этическое, эстетическое), а доминирующая потребность, которая выдвигает сверхзадачу, лишенную конкретной практической цели и полезности с материальной точки зрения.

Выявление точек соприкосновения духовности с различными видами деятельности человека по освоению окружающего мира позволяет выделить виды духовности:

  1. Эстетическое освоение актуальной действительности.

  2. Интеллектуальное освоение актуальной действительности.

  3. Этическое освоение современного мира.

  4. Религиозность как отношение человека к вере, её месту в современном обществе.

Именно направленность эстетических, интеллектуальных и этических поисков создает ядро личности интеллигентного человека.

Доминирующим видом духовности является этическое освоение действительности, так как оно придает нравственную направленность эстетическому и интеллектуальному освоению действительности.

Для интеллигента характерна высокая ценностно-смысловая ориентация, нравственная, эстетическая и интеллектуальная избирательность.

Статические компоненты мировоззренческой структуры и динамические характеристики мировоззрения не могут непосредственно регулировать деятельность человека, так как, во-первых, высокий уровень обобщения позволяет им решать смысложизненные вопросы, а регуляция поведения требует конкретизации; во-вторых, они осуществляют развитие мировоззренческой системы, то есть обеспечивают её самоидентичность, соответствующим образом перерабатывая и интерпретируя полученную информацию и накопленный жизненный опыт.

Механизмы регуляции поведения человека может раскрыть функциональная мировоззренческая структура, интегрирующая способ описания, освоения и деятельности внутренней и внешней, практической и теоретической. Так снимаются противоречия между обыденным и научным подходом к различным явлениям внутреннего мира человека и окружающей его действительности.

Функциональная мировоззренческая структура разворачивается в системе «личность – смысловая сфера» и включает мироощущение, мироотношение, миропонимание, миросозерцание и мироотношение.

Однако определяющим в мироощущении является эмоциональное отношение к действительности.

Эмоционально-эстетические составляющие мироощущения создают смысловую базу мировоззрения в целом, что обеспечивает мировоззренческое развитие личности.

В продуктах мироощущения доминирует эмоциональная, а не рациональная сторона.

Мировосприятие выполняет функцию интеграции субъективного, личностно выработанного, определенного духовного опыта конкретного человека, образа окружающей действительности, субъективных представлений о её культурно-цивилизационном развитии и своем месте в этих процессах и явлениях.

В миропонимании как функциональном компоненте мировоззренческой структуры интегрируются не знания сами по себе, не технологии как средства удовлетворения человеческих потребностей и как индикатор развития человеческих способностей, а их мировоззренческие значения, раскрывающие человеческую сущность мира, предметной деятельности и самого человека.

Мировоззренческим смыслом самопознания является культурное самоформирование и самосознание. Активность в этом процессе направлена на самого себя, а собственная жизнедеятельность, не только актуальная, но и планируемая, является предметом освоения.

Человек приводит свою личность, свой собственный внутренний мир в соответствие с социокультурными и цивилизационными условиями практической деятельности. Содержанием миросозерцания оказывается личность человека во взаимосвязи и развитии с внешним миром. В ходе миросозерцания происходит выбор, уточнение жизненной программы, избрание типа социального поведения, степени активности и творчества в профессиональной деятельности, ориентации на предпочитаемый способ деятельности, способ решения разнообразных жизненных и профессиональных задач. Миросозерцание детерминировано социокультурной и цивилизационной обстановкой жизни человека, но протекает в этих рамках как свободный процесс выбора и коррекции ценностей и идеалов, соотнесения себя с ними. Последнее представляется заключительным моментом миросозерцания.

Мироотношение охватывает «всё, касающееся человеческого способа бытия и, прежде всего, продуктивную самореализацию человека». Способ представляется центральной категорией и структурным компонентом мироотношения. В основе мироотношения лежит смысловая сфера, общая для всех компонентов функциональной мировоззренческой структуры. Мироотношение ставит перед человеком задачу мировоззренческого осмысления своего жизненного опыта и соотнесения его с предлагаемыми ориентирами. Продуктивное разрешение этого противоречия, то есть формирование способа деятельности, возможно в том случае, если в решении указанных задач человек остается в культурно-цивилизационном пространстве и действует по законам культуры, личностно понятым и освоенным. Универсальность, широта, богатство культурных форм создает стимулы для её деятельностного освоения. Способ деятельности, с одной стороны, соответствует формам и внутренней логике культуры, а с другой – является практической реализацией человеческой индивидуальности. Он представляет способ существования мировоззрения и индивидуальных сторон человеческой личности в их взаимосвязи. Мирооношение направлено на совершение определенного поступка и демонстрирует его органическую связь с личностью человека и культурными формами.

Научная картина мира конструирует интегральный образ действительности, формирующийся на основе общечеловеческих результатов науки. В этом смысле продолжением научной картины мира является мировоззренческая картина мира, характеризующаяся более высоким уровнем обобщения и вариативности мировоззренческих выводов.

Мировоззрение ставит вопрос о мироположении человека, гуманизм отвечает на него, признавая ценность человека как личности, его свободы и счастья, развития и проявления его потенциальных возможностей.

Гуманистический тезис воспринимается как истинный не в силу своей логической завершенности, обоснованности, прагматичности или социальной комфортности, а в той мере, в какой он, влияя на чувства и разум, способствует дальнейшему духовному развитию человека.

Гуманизм становится ведущим фактором социализации и профессионализации, предъявляя качественно новые требования к деятельности человека: 1) рассматривает человека как цель; 2) ставит проблему сочетания духовности и практической жизнедеятельности, следование идеалам Истины, Добра и Красоты; 3) меняет положение, самочувствие, понимание и отношение субъектов педагогического процесса; 4) рациональность перестает быть ведущим принципом оценки поступков, фактов, явлений. Этико-эстетические оценки приобретают большую значимость.

Гуманизация педагогического процесса определяет стратегические направления и педагогические условия духовно-мировоззренческого развития человека. Она выражает направленность мировоззрения педагогов, демонстрирует культурное содержание знаний, прогресса, социализации воспитанников, их адаптации к общественным условиям. Этот аспект единства гуманизации и гуманитаризации не может быть понят иначе, как проблема человечности.

Человечность как мировоззренческая характеристика и проявление взаимосвязи гуманизации и гуманитаризации предполагает: а) усвоение духовных ценностей и достижений культуры; б) сформированность исторического мышления; в) понимание других времен и этносов; г) этико-эстетическое отношение к природе; д) творчество как ведущую характеристику деятельности человека.

Интеллигентность становится ведущей профессиональной характеристикой специалиста: 1) она изменяет целевые ориентации, смещая их от передачи знаний и формирования умений к организации развития и саморазвития учащихся; 2) студент становится субъектом творческой деятельности и с этих позиций оценивает вузовских преподавателей и учащихся, что приводит к осознанию ценности собственной личности; 3) повышение универсальности творчески работающего педагога связано с расширением сферы его деятельности: она включает не только профессионально-педагогическую деятельность, но и постановку и решение социально-педагогических задач.

Переход от идеальной формы к реально-деятельностной представляет новый уровень развития функциональной мировоззренческой структуры. Культура мировоззрения – это такой его уровень, который обеспечивает единство смысла, жизни и творческой самореализации человека.

Продуктивность культуры мировоззрения выражается в следующих основных критериях: 1) качество продуктов мировоззренческой деятельности (полнота, целостность и интегративность образов и картин мира); 2) качество мировоззренческой деятельности (осознанность организации мировоззренческого поиска, её активность, синтезирование новых приемов и средств мировоззренческой деятельности, разрешение возникающих противоречий, глубина и сознательность этих процессов); 3) вклад носителя культуры мировоззрения в смысловую и мировоззренческую сферу других людей, профессиональных, этнических групп и более широких общностей.

Формирование и развитие культуры мировоззрения происходит в процессе смыслового обмена в системе «духовность – личность – культура» и удовлетворяет следующим требованиям: а) учету методологических и концептуальных положений культуры; б) осознанию и определению личностью своих целей; в) определению личностью своего места в системе «цивилизация – культура – духовность».

Компоненты культуры мировоззрения: 1) самообобщение, базирующееся на высоких уровнях рефлексии и саморефлексии, позволяющее определить свое место в мире, в духовно-теоретической деятельности; 2) комплекс жизненных смыслов, ценностей, отношений, обеспечивающих продуктивное разрешение противоречий развивающегося мировоззрения; 3) высокий уровень духовно-мировоззренческого поиска, обеспечивающий готовность к реализации его результатов в жизнедеятельности человека.

Рассмотренная с позиций концепции жизнетворчества и в рамках культуротворческой педагогической парадигмы культура мировоззрения предстает как культурно-педагогическое явление в трех основных значениях: 1) фактор конструирования системы ценностей как важнейших детерминант педагогической деятельности; 2) основание, цель и результат педагогической деятельности; 3) как существенная, глубинная характеристика личности педагога.
Литература

  1. Бганцев А., Горячев А. Гуманитарная картина мира, мировоззрение личности и типологические основания культур запада и востока [Электронный ресурс] / А. Бганцев, А. Горячев. – Сб. науч. ст. М 641 Вып. 7, 8 / ВГПУ; Науч. ред. А. П. Горячев. – Волгоград: Перемена, 2000. — 128 с. (Сер. Философские беседы.) – Режим доступа: http://www.vspu.ru/podrazdeleniya/obscheuniversitetskie-kafedry/kafedra-filosofii-i-politologii/dopolnitelnje%20materialj/mirovozzrenie-duhovnost-cennosti/bgancev-a-goryachev-a-p-gumanitarnaya-kartina-mira-mirovozzrenie-lichnosti-i-tipologicheskie-osnovaniya-kultur-zapada-i-vostoka/.

  2. Берестовицкая С. Э. Мировоззрение юношества и современное образование. К постановке проблемы [Электронный ресурс] / С. Э. Берестовицкая // Письма в Эмиссия. Оффлайн: Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2009/1309.htm .

  3. Бузский М. П. мировоззренческий потенциал воспитания М. П. Бузский // Вопросы общественных наук. – К., 1990. – Вып. 81. – С. 13–19.

  4. Быстрицкий Е. К. Познание и миропониманне // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. — К. [Б.и.], 1981. – С. 317–336.

  5. Малахов В. А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру / В. А. Малахов. – М.: Знание, 1986. – 22 с.


^ ДІЯЛЬНІСНИ ОСНОВИ ФУНКЦІОНУВАННЯ ДУХОВНО-СВІТОГЛЯДНОЇ СФЕРИ ОСОБИСТОСТІ

А. С. Белых

У статті аналізуються європейська і вітчизняна традиції духовних основ світогляду. Розглядаються основні компоненти світогляду, його гуманістичні характеристики; культура світогляду та її основні характеристики.

Ключові слова: світогляд, культура світогляду, світовідчуття, світосприйняття, світорозуміння, світоспоглядання, світо ставлення.
^ ACTIVITY BASIS OF FUNCTIONING OF SPIRITUAL AND WORLDVIEW SPHERE OF PERSONALITY

O. S. Belykh

The author of the article analyzes the domestic and European traditions of spiritual foundations world view. The basic components of the world view, its humanistic characteristics; world view culture and its basic characteristics are examined in the article.

Keywords: worldview, worldview culture, sensation of the world, perception of the world, world view, world outlook, attitude to the world.
Бєлих О. С. – доктор педагогічних наук, професор кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)
^ Belykh O.S. – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Chair of Pedagogics of the Volodymyr Dahl East Ukrainian National University (Luhans’k, Ukraine)
Рецензент – член-кореспондент НАПН України, доктор педагогічних наук професор Г.П. Шевченко.
Reviewer – Member-correspondent of National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G.P. Shevchenko.

УДК 372.878:373.5
СТАН МУЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ В ПОЛЬСЬКИХ ШКОЛАХ У 70- 80-Х РОКАХ ХХ СТОЛІТТЯ
Анастасія Вільчковська
У статті розглянуто стан музичного виховання учнів польських шкіл вперіод 70 – 80-х років ХХ століття. В ці часи польськими вченими музикознавцями була розроблена нова концепція музичного виховання дітей та молоді, на засадах якої визначався зміст навчальних програм, шкільних підручників та методичної літератури з цього предмету.

Ключові слова: музика, музичне мистецтво, музичне виховання, учні шкіл, вчитель.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconРецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer...
Гош Вікторія Євгеніївна викладач Луганського обласного медичного училища, аспірант Луганського національного університету імені Тараса...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconРецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький Reviewer...
В статье представлены результаты исследования отношения детей к деньгам в зависимости от стиля семейного воспитания, который выступает...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconГ. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy...
Фунтікова Н. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconГ. П. Шевченко Reviewer member-correspondent of National Academy...
Ключевые слова: профессиональная речь, духовная личность, речевая компетентность

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconНабок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія...
Ключевые слова: эффективность управления, концептуальные основы, общее среднее образование, регион

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconБогдана Хмельницького (м. Мелитополь, Україна) Рецензент доктор педагогічних...
Журавльова Л. С. – кандидат педагогічних наук, доцент Мелітопольського державного педагогічного університету імені Богдана Хмельницького...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconРецензент член-кореспондент напн україни, доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко
Ернст Вагнер – Доктор, викладач Університету ім. Фрідріха Олександра в м. Ерланген-Нюрнберг, кафедра юнеско „Художня освіта та культура...

Рецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. I. Dzundza iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<