Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса




Скачать 232.25 Kb.
НазваниеУсловия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса
Дата публикации12.06.2014
Размер232.25 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Культура > Анализ
Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса

Введение

Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим среди основных задач современной общеобразовательной школы важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста и особенно его социальной составляющей.

Условием достижения цели общего образования является высокий уровень состояния здоровья и физической подготовленности учащихся, желание и готовность вести здоровый образ жизни. В основе реализации этого условия лежит эффективная организация учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем, как показывает практика и исследования ученых, за годы обучения в общеобразовательных школах значительно увеличивается количество детей с различными заболеваниями.

Анализ философской, психологической и педагогической (зарубежной и отечественной) литературы, посвященный различным аспектам организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, показал, что на сегодняшний день накоплен значительный опыт работы в этом направлении. Существует ряд исследований по формированию ЗОЖ, сохранению и укреплению здоровья в общеобразовательных учебных заведениях.

С 1998 по 2000 год в рамках программы Европейского Союза Тасис осуществлялся проект «Система профилактических мер и здоровье населения России». В эти же годы Украина подключилась к международной программе «Здоровье и поведение детей школьного возраста» (HBSC).

Большая роль в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья отводится физической культуре, как основному фактору повышения двигательной активности учащихся. Анализ результатов исследований М.С. Абрамова, СП. Адыко, М.В. Антроповой, Т.И. Барановой, Г.П. Богданова, Я.С. Вайнбаум, Ю.В. Высочина, А.А. Гужаловского, В.И. Дубровского, Б.М. Иванова, К.П. Новик, Н.А. Фомина, В.П.Филина, В.И. Шапошниковой, Е.В.Чернобыльской показывает, что учеными рассматривались различные аспекты проблемы физического воспитания и укрепления здоровья учащейся молодежи, выделены основные компоненты, условия и показатели физического развития. Показана зависимость эффективности работы школы по физическому воспитанию и укреплению здоровья от уровня экономического развития общества, социальных условий, в которых развивается ребенок; определены содержание, формы и методы совместной работы специалистов физической культуры и здравоохранения, семьи и образовательных учреждений.

Исследования ряда ученых (В.К. Велитченко, С.С. Волковой, Д.В. Волкова, Н.В. Карташова, А.Н. Кокосова, М.В. Коняхина, М.Д. Рипа, Е.В. Чернобыльской и др.), показывают, что применение специально направленных организационных форм, средств и методов физического воспитания позволяет получить оздоровительный эффект при различных заболеваниях.

В то же время в большинстве школ проводятся разовые, либо узкоспециализированные мероприятия; системный подход к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в полной мере не применяется; недостаточно реализуются здоровьесберегающие технологии.

1. Теоретическое

Требует своего обоснования и организация учебно-воспитательного процесса на основе современных здоровьесберегающих технологий.

Это вызвало необходимость более глубокого исследования избранной нами темы с учетом существующего противоречия: между объективной необходимостью внедрения в практику общеобразовательных школ здоровьесберегающих технологий, с одной стороны, и недостаточной разработкой теоретических основ организации учебно-воспитательного процесса на их основе.

Данное противоречие определило проблему исследования: каково содержание организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий?

^ Целью исследования стало решение данной проблемы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы.

Предмет исследования: организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

Гипотеза исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе обеспечит сохранение и укрепление здоровья учащихся, если будет: разработана и внедрена в практику программа организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, системообразующим началом которой является образовательная программа содействия здоровью; организована служба здоровья, функционирующая на основе интеграции деятельности учителей физической культуры, медицинских работников, педагогов-психологов и социальных педагогов, теоретически и практически подготовленных к работе в условиях реализации этой программы; осуществлена координация деятельности администрации и научно-методического совета школы по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Для достижения цели исследования нами последовательно решался ряд следующих задач:

  • дать общую характеристику состоянию здоровья современных школьников;

  • провести сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе;

  • разработать и апробировать модель организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий;

  • определить содержание организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

Методологической основой исследования являются: диалектико-материалистическая теория познания; философская теория системного подхода к изучению социальных явлений; концепции целостного и системного подхода к рассмотрению воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, В.М. Никитин, Ю.П. Сокольников и др.); гуманистическая концепция оздоровления детского организма (Э.Г. Булич, В.К. Велитченко, С.С. Волкова, Д.М. Рипа); основные положения физиологии (М.В. Антропова, СИ. Гальперин, Я.М. Коц, М.Г. Матюшонок и др.); концепция педагогической валеологии как науки о включении человека в процесс формирования своего здоровья (Р. И. Айзман, Г. Л. Апанасенко, Э. Вайнер, В.И. Дубровский, Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев, Э. М. Казин, В. В. Колбанов, Л. А. Попова, В. П. Петленко, Н. К. Смирнов, Л.Г. Татарникова, О. Л. Трещева и др.); аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании (А. 3. Рахимов, И.С. Якиманская и др.); концепции, положенные в основу организации образовательного процесса, содействующего здоровью учащихся (И.И. Мильман, Г.Л. Болдина, И.П. Березин, К.В. Дергачев, В.А. Полесский, Е.Л. Вишневская, В.Н. Касаткин, Е.А. Ямбург, І.Е. Bolog, D.V. Connell, M.L. Dushaw, P. Feuerstein, T. Hellbrugge, P.A. Michaut, C. Robertissot, G.D. Ripley, Z.T. Sabisbury и др.).

Методы исследования: сравнительный анализ и обобщение философской, психологической, педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; метод теоретического моделирования; методы психодиагностики; анализ нормативно-правовых документов; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; методы математической статистики и др.

^ Экспериментальная база исследования: специализированная общеобразовательная школа № 57 1 –Ш ступеней с музыкально-хоровым профилем обучения Севастопольского городского совета.

Этапы исследования.

На первом этапе (1999-2000 гг.) проводилось изучение философской, психолого-педагогической и медицинской литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы; была сформулирована цель; определен предмет и объект исследования; выдвинута гипотеза; определены теоретические и методические подходы к решению проблемы исследования.

На втором этапе (2000-2003 гг.) были разработаны модель и программа организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий и проведена опытно -экспериментальная работа по их апробации; разработана методика и определены комплексные критерии экспертной оценки школы, содействующей здоровью учащихся.

Заключительный этап (2003-2004 гг.) - проведен анализ и систематизированы результаты исследования; сформулированы выводы; завершено оформление диссертации.

^ Научная новизна исследования заключаются в следующем: 1. Разработана структурная модель организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий. 2. Определено содержание работы по организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий. 3. Раскрыта методика и определены комплексные критерии экспертной оценки школы, содействующей здоровью.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они дополняют, расширяют и углубляют современные знания и представления в области общей педагогики и теории и методики физического воспитания школьников, раскрывают новые подходы к эффективной организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для более эффективной организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях различного типа. Они могут применяться в системе повышения квалификации педагогических кадров, в том числе и учителей физической культуры.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечены последовательной и логически не противоречивой реализацией методологической основы исследования на всех этапах. Опорой на концептуальные положения современных психологических и педагогических теорий. Применением комплекса методов исследования, адекватных целям и задачам. Продолжительным характером экспериментальной работы с участием большой выборки испытуемых. Многолетним личным опытом автора в качестве учителя. Корректным использованием методов экспертной оценки для количественного анализа результатов эксперимента.

2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху практически во всех регионах Украины. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25—30% детей приходящих в 1-й класс нашей школы, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %. С нервно-психическими расстройствами — с 1,6 до 2,8%, нарушениями осанки с 19 до 46%. Одна из частых патологий школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов

до 30—40%.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом Украины «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает возможности обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одним из направлений нашей работы является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач:

  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

  • создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения

  • научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром

  • воспитание культуры здоровья

  • развитие творческих способностей

  • мотивация на здоровый образ жизни

  • научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

  • внедрение инновационных педагогических технологий

  • принятие участия в научно-практических конференциях

Мы осознаём, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Наша задача — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ни чего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь не допущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.

Если мы хотим достичь цели — направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.

Свою задачу мы видим в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.

Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Исследования показали, что ситуации, когда возможности функциональных систем организма не соответствуют требованиям обучения, не только приводит к низкой успеваемости, но и способствует функциональным расстройствам (болезням) школьников.

Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов, методов, средств с учетом функционального состояния школьника. Специфика учительского труда состоит в постоянном, длительном взаимодействии с ребенком. Учитель должен в совершенстве владеть различными технологиями обучения и уметь прогнозировать результат своего воздействия, оценивать как положительное, так и отрицательное влияние их на здоровье обучаемого.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха — это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. Создание ситуации успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности — основное кредо педагогов нашей школы.

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен. Это необычайно благородная и благодатная роль.

Результатом и наградой будет сознание, что ты внёс свой вклад в то, чтобы здоровье детей в Украины стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно и физически здоровыми на благо себе и Отечеству.

Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья, прежде всего, необходима рациональная организация учебного процесса.

Организуя учебно-воспитательный процесс, педагогический коллектив стремится к строму соответствию показателям рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были:

  • объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

  • занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Большое внимание администрация школы уделяет созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков используется ранговая шкала трудности предметов.

В зоне постоянного контроля учителя на уроке находится вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

Продолжительность урока в нашей школе соответствует физиологически обоснованной норме и равна 45 мин. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов урок комбинируется с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах проводятся физкультминутки на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа проводится для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Методические комиссии в нашей школе систематически проводят оценку соблюдения гигиенических требований по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

Хронометраж урока проводится по:

  • плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

  • количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

  • длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);

  • частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

  • количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

  • месту, длительности и условиям применения ТСО;

  • частоте чередования видов преподавания;

  • наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.


Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Педагоги школы соблюдают следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

  • Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.

  • Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4—7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

  • Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.



Это такие методы как:

  1. метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);

  2. активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

  3. методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

  • Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

  • Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

  • Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого.

  • Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т. д.

  • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.

  • Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).

  • Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратить внимание на следующее.

Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25—30 минут в 1 классе, 35—40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

Темп окончания урока:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Одним из ведущих направлений методической работы учителя является внедрение здоровьесберегающих общеобразовательные технологии в учебный процесс.

Можно выделить следующие группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебном процессе, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:

  1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского, стоматологического кабинета для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам.

  2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

  3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, которые следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак — не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на:

  • возрастных особенностях познавательной деятельности детей,

  • обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),

  • вариативности методов и форм обучения,

  • оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,

  • обучении в малых группах,

  • использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,

  • создании эмоционально благоприятной атмосферы,

  • формировании положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»),

  • на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска учителем разработана система мер, включающая:

  • Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника. Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого используются тесты ШТУР (школьного теста умственного развития, это отечественный аналог теста IQ). Косвенно дают важные сведения и аттестаты успеваемости учащихся. Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.

  • Для того, чтобы выявить коммуникативные связи, которые возникают между детьми проводится анкета «Умеете ли вы общаться?» Она дает информацию о том, как происходит общение в классе. Она дополняется вопросами типа: что тебя не устраивает в общении с одноклассниками, с учителями, с родителями?

  • Классный руководитель изучает медицинские карты своих подопечных, из которых выявить их заболевания. С учетом этого размещает их по рабочим столам и выделяет детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей, которые работают с ними.

Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. Для этого проводится анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Учитель помнит, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1—2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов. Школьников учат навыкам планирования своей работы и самостоятельности.

Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ. Учитель, заботящийся о здоровье школьников, должен оберегать их от перегрузок, проверяя расписание.

Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинете, где находятся электрические приборы, е демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их. Важнейшим условием соблюдения правил является дисциплинированность учащихся. Кроме того, педагог своим поведением и требовательностью формирует у своих воспитанников это важное качество.

^ Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом:

  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

  3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.




  1. Заметную роль в создании комфортных условий обучения играют созданные в нашей школе и активно работающие службы социально-психологического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.


ВЫВОД:
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Моя профессиональная подготовка и педагогическая деятельность переориентирована с двигательного «натаскивания» на развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня их образованности, обеспечение перерастания процесса обучения в процесс физкультурного самообразования, самоопределения, физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни».

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут, востребованы им в дальнейшей жизни. Достижения названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Я использую образовательный процесс физкультурно-оздоровительной направленности (отдаётся приоритет занятиям физкультурой). Веду образовательный процесс экологической направленности (создание гармоничных взаимоотношений с природой). Всё это осуществляется с помощью различных методов, которые я применяю на своих уроках: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация, видеометод, упражнения, наглядность, обучающий контроль, игровой метод.

Опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности, я учу школьников тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию. Как известно, основными бедами школьников являются простудные заболевания, стрессы, связанные с незнакомой обстановкой, предпосылки для нарушения осанки, недостаточная двигательная активность.

Здоровье – ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Однако далеко не все школьники считают своё здоровье ценностью. Причины этого - и незнание реальных угроз здоровью, и излишняя уверенность в неистощимости ресурсов организма, и надежда лишь на возможности медицины.

А главное – просто неумение осознать состояние своего организма в ситуациях каждого дня.

Таким образом, налицо проблема: изменить ориентацию учащихся на здоровье и здоровый образ жизни.

В настоящее время решение этой проблемы – задача и обязанность не только школы, но и моя.

Я не задаю учащимся требование быть здоровыми, а стимулирую их потребности в этом. Работа направлена на то, чтобы школьники осознали личную и общественную значимость здоровья, были готовы принимать волевые решения в разных видах деятельности.

Использую беседы, индивидуальные консультации, педагогические мастерские.

Провела семинар для учителей школы «Теоретико-методологические подходы к формированию компонентов здоровья школьников». Анкетирование педагогов позволяло определить их профессиональную готовность к участию в общем деле, проанализировать причины ухудшения здоровья школьников, уточнить понятие «культура здоровья» в образовательном процессе. Обратила их внимание на то, что к основным элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

Организацию и проведение урока с учетом здоровьесберегающих условий;

Социально-психологическое здоровье учащихся;

Здоровье учителей;

Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.
Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса iconКонцепция развития «школы сохранения здоровья» образовательный проект
Анализ деятельности и организации учебно-воспитательного процесса с выделением проблемы школы

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса iconМетодика гигиенической оценки оборудования и содержания учебно-воспитательных...
Закрепить теоретические знания о значении обеспечения оптимальных гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса...

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса iconОрганизация учебно-воспитательного процесса в начальных классах Автономной...
Инструктивно-методическими рекомендациями Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины об организации учебно-воспитательного...

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса iconМастерство организации взаимодействия субъектов в процессе обучения
Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия развития положительной...

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса iconРекомендации по изучению состояния преподавания отдельных предметов...
Программно-методическое обеспечение учебного процесса, его соответствие нормативным документам

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса icon-
Предложенные рекомендации помогут учителю и классному руководителю в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на...

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса iconПсихологическое здоровье участников учебно-воспитательного процесса
Обобщенная модель психологического здоровья включает в себя аксиологический-ценностный, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный,...

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса iconПроблемы детей на школьном старте
Опыт предыдущих лет работы с шестилетками показывает, что администрация, учителя и родители не видят особой разницы между детьми...

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса iconАнализ работы по реализации программы «Информатизация учебно-воспитательного...
«Информатизация учебно-воспитательного процесса» в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа...

Условия формирования социального здоровья при организации учебно-воспитательного процесса iconРекомендовано областным центром практической психологии
Рассмотрим проблеме детей на школьном старте. Опыт предыдущих лет работы с шестилетками показал, что администрация, учителя и родители...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<