Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества»




Скачать 305.25 Kb.
НазваниеАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества»
страница1/3
Дата публикации12.06.2014
Размер305.25 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
  1   2   3
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта

Автономной Республики Крым
Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр детского и юношеского творчества»

Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся


(методические рекомендации в помощь

руководителям вокально-хоровых коллективов)


г. Симферополь

2012 г.
Предлагаемый материал «Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся» содержит методические рекомендации по ознакомлению руководителей вокально-хоровых коллективов с инновационными методами работы, которые можно использовать в ходе учебно-воспитательного процесса по развитию вокального творчества учащихся.

В рекомендациях дана характеристика личностно ориентированного подхода к учебно-воспитательному процессу по вокальному искусству, раскрывается содержание следующих инноваций: личностно ориентированного обучения, педагогической технологии воспитания певческой культуры в условиях центра детского и юношеского творчества, художественно-синкретического метода в вокально-хоровой практике.

^

Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся (методические рекомендации в помощь руководителям вокально-хоровых коллективов)



Составитель: заведующая лабораторией художественного отдела КРВУЗ «ЦДЮТ Измайлова Л.П. – Симферополь: КРВУЗ «ЦДЮТ», 2012 г.


@ Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества».
^

Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся


План
I. Введение.

II. Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании.

III.Педагогическая технология воспитания певческой культуры в условиях центра детского и юношеского творчества:

- характеристика процесса обучения учащихся вокальному

искусству;

- вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков.

IY.Художественно-синкретический метод в вокально-хоровой практике:

- выразительные средства искусства слова и пения;

- воздействие танцевального искусства на пение детей;

- влияние на пение средств изобразительного искусства;

- архитектура и певческий ансамбль.

Y. Заключение.
^

I. Введение


Концепция модернизации образования в Украине выдвигает новые критерии его каче­ства. Учащийся должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обла­дать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действи­тельность и поступающую извне информацию. Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образова­ния.

В реализации названных задач большое значение придаётся занятиям художествен­но-эстетического цикла, в частности, музыкальному, вокально-хоровому творчеству. Музыка воспитывает доброту, отзыв­чивость, чуткость в отношениях с другими людьми, формирует нравственно-эстетические идеалы. Эти цели особенно актуальны сегодня, в связи с чем воспитание искусством музыки приобретает важную роль в духовном становлении личности ребёнка.

Но остаются вопросы: как сделать занятие по музыке, вокалу занятием по искусству? Какое место в этом процессе принадлежит самой музыке, руководителю, ее преподающему, и ребёнку, её постигающему? За­частую эстетические вкусы детей складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит руководителей. Любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает к действию: надо что-то менять.
^

II. Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании


Эффективность занятий искусством зависит прежде всего от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Первостепенное значение приобретает единство эмоционального, художественного и сознательного отношения ребёнка к музы­ке, комплексное воздействие на психику, моторику и фи­зиологию учащихся. Дети должны знать, что занятия музыкальным искусством, - это серьёзно, ответственно и необык­новенно интересно.

Руководители вокально-хоровых коллективов Республиканского центра в своей деятельности уделяют серьёзное внимание инновационным методам и приёмам. Важнейшая роль отводится личностно ориентированному обучению, педагогике сотрудничества, интегративным процессам, чувствам и эмоциям каждого ребёнка.

Что же такое инновации? Прежде всего, это процесс создания и использования нововведений с целью разрешения педагогической проблемы. В связи с этим, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс, предоставляя приоритет технологиям личностно развивающего направления, которые предполагают индивидуальное творчество педагога. Реализация личностно ориентированной образовательной технологии базируется на диалогической основе, что определяет субъект-субъектное взаимодействие участников воспитательного процесса, их самоактуализацию и самоориентацию. Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития. Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесут радость в совместную работу педагога и учащихся, создадут творческий настрой, что окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребенка, но и на нравственное формирование его личности.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, целесообразно выделить следующие технологические модели:

- диалоговое взаимодействие преподавателя и учащегося;

- учебно-игровую деятельность;

- проблемно-поисковые методы;

- арттерапию.

С повышением воспитательной функции занятий во внешкольном учебном заведении возникает потребность введения в практику работы педагогов, преподающих искусство, таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к воспитаннику, использование искусства в качестве средства формирования нравственности ребенка и развития его способностей.

Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда учитель и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством.

Учитывая приоритет личностно развивающего образования, вместо тради­ционного «анализа» произведений искусства, собственной творческой деятельности и творческой деятельности своих товарищей в научно-педагогический оборот и учебную практику вводится понятие «интерпретация» произведения искусства, т.е. поиск в искусстве личностно значимых смыслов, созвучных собственному духовному миру учащегося, его художест­венно-эстетическому опыту. В настоящее время является актуальной проблема развития у воспитанников критического мышления, навыков самостоятельной интерпретации разных художественных произведений, исполнительства.

Руководители вокально-хоровых коллективов, постоянно находясь в творческом поиске, стремятся к осуществлению интерактивного обучения, формы организации познавательной деятельности которого по­зволяют в процессе вокальной работы учащихся создать детям комфортные условия, когда ка­ждый ребёнок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, а учебно-воспитательный процесс реализуется при активном взаимодействии всех учащихся. В этих условиях руководитель и учащиеся являются равноправными субъектами обучения, но педагог из авторитарного транслятора готовых идей становится вдохновителем интеллектуального и творческого потенциала своих воспитанников.

В связи с этим, особое значение приобретает метод художественно-педагогической драматургии, способствующий тому, что структура каждого занятия имеет свою строго определённую роль с конкретными дидактическими и нравственными задачами. При этом большое внимание отводится сохранению его целостности, созданию музыкальной атмосферы эпохи, страны, времени года, в которые необходимо "погрузить" учащихся. Важным аспек­том является кульминационный момент занятия, который может оставить у ребёнка неизгладимое впе­чатление от услышанного и увиденного, зафиксировав это в долговременной памяти ребён­ка.

Таким образом, современное занятие, считают руководители вокально-хоровых коллективов Центра, должно отвечать следую­щим требованиям:

- реализации личностно ориентированного обучения;

- воспитательной направленности занятий;

- созданию отношений в системе "руководитель - ученик" с приставкой "со": сопере­живание, сотрудничество, соучастие, сотворчество, что приводит к воплощению идеи толе­рантной педагогики;

- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры;

- построению занятий с учётом метода художественно - педагогической драматургии;

- использованию в вокально-хоровой практике художественно-синкретического метода, т. е. интеграции с другими видами искусства, литературой, историей;

- отбору музыкального материала с учётом национальных особенностей музы­кальной культуры и традиций крымского региона, включению такой важной составляющей, как фольклор;

- использованию музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе с детскими неврозами.
^ III. Педагогическая технология воспитания певческой культуры в условиях внешкольного учебного заведения
Сущность технологии воспитания певческой культуры можно выразить словами К.А. Свасьяна: «...все пути культуры ведут…к единственной цели - самосовершенствованию человеческого бытия». В отношении воспитания певческой культуры, самое главное, - не лишить ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на их духовный мир. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе занятий вокальный или хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.

Не менее важным в предлагаемой технологии является и то, что педагогический процесс основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных интонационно-образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами. Всё это направлено на духовное постижение музыки, на “труд души” каждого ребенка, на “развитие фундаментальных способностей - слышать, видеть, чувствовать, думать”. Облагораживающее значение пения общеизвестно. Бесспорно, что оно как увлекательнейший вид музыкального искусства способно пробуждать в детях “истинную человечность”, достигаемую гармоническим развитием каждого ребенка. Воспитание должно носить природосообразный характер, т.е. строиться в соответствии с детской природой, что отвечает целям и задачам общего музыкального образования.

Путь ребёнка к музыке, культуре пения имеет свои внутренние рамки, определенные стадии. “Процесс врастания” ребенка в певческую культуру осуществляется следующим образом:

1. первоначальный этап - это “вхождение” в “Певческое поле” окружающего мира и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности;

2. ощущение каждым ребенком “веса” и значимости своего голоса в окружающем его “Певческом поле”;

3. познание радости от совместного звучания голосов и причастности к этому каждого отдельного голоса.

Говоря о певческой культуре учащихся, нельзя не сказать о том, что певческий голос рассматривают порой как средство развития (например, музыкальных способностей детей) или, что гораздо хуже, как средство достижения каких бы то ни было пьедесталов. К сожалению, далеко не каждый руководитель, а тем более, учащийся, задумывается над тем, что голос человека (речевой и певческий), какой бы ни был, - это визитная карточка каждого, quasi - лицо, “...драгоценный камень, извлеченный из недр природы...” Голос - внутренний светильник, озаряющий своим мерцанием, вспышками, движущимися лучами душу и тело человека, да так, что все в нем становится прозрачным, начинает лучиться, приковывает внимание, становится выраженным” /Назайкинский Е.В./.

К тому же голос - единственная в своем роде возможность сообщения своих переживаний, впечатлений и выражения собственного духовного состояния в звучании, данная человеку изначально, как представителю Homo sapiens. Это даёт основание рассматривать певческую культуру как проявление “второй” природы человека, как возможность особо значимого, возвышенного высказывания человека человеку, поющих – внимающим.
^ Характеристика процесса обучения учащихся вокальному искусству
Цель обучения вокальному творчеству - сформировать нравственные качества, устойчивый интерес к вокальному искусству у учащихся посредством их активной музыкально-творческой деятельности, исполнительских вокальных навыков. Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

образовательных: овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, унисона и многоголосия, создание музыкально-художественного образа в исполняемых песнях; знание основ певческой гигиены, самоконтроля голосового аппарата, бережного отношения к нему;

развивающих: развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы; развитие голосового аппарата; развитие артистических качеств, сценической культуры;

воспитательных: воспитание высоких нравственных качеств, эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Для успешного творческого развития ребенка необходимо много составляющих, но коллектив Центра выделяет следующие из них:

1. создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;

2. радость творчества, испытываемая каждым ребёнком;

3. интерес окружающих к замыслам учащегося, дружеское обсуждение результатов его певческой деятельности;

4. уважение результатов работы юного исполнителя.

Образовательный процесс проводится в групповой и индивидуальной форме, строится на принципах единства обучения и воспитания:

- расширение границ коллективного и личностного самоопределения;

-организация коллективной деятельности, осуществление коллективных проектов.

Преобладающим методом вокально-хорового обучения является личностно ориентированный подход, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяющий сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала.

Задачи индивидуального и коллективного певческого развития учащихся решаются в реализации следующей работы:

- практической и теоретической деятельности (упражнения, вокализы, сведения о выдающихся музыкантах, композиторах, знание музыкальной грамоты);

- развития пластики, чувства ритма и координации движений;

- репетиционной работы над учебным и концертным репертуаром;

- участия в фестивалях, конкурсах, концертных выступлениях.

В ходе распевания большое внимание уделяется работе по разучиванию упражнений, способствующих формированию вокальных навыков учащихся: певческого дыхания, звуковысотного, ладотонального, тембрового и гармонического слуха, ритма, дикции, артикуляции.

Часто дети не могут воспроизвести слышимый звук, так как у них отсутствует координация между слухом и голосом. Через определённый период вокальной работы, у кого раньше, у кого позже, такая координация появляется. Неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные), короткое шумное дыхание, неудовлетворительная артикуляция и дикция являются наиболее распространенными недостатками в пении. На чистоту интонирования иногда влияет застенчивость или отсутствие внимания ребёнка. Руководителю коллектива необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. К каждому из них необходимо найти подход и подобрать те слова, которые дойдут до его понимания.

Имея в виду, что дети младшего возраста любят играть, следует подбирать вокальные упражнения таким образом, чтобы каждое из них имело интересное содержание, элементы игры и могло заинтересовать детей, помочь им осознать выразительные особенности пения. С помощью игровых упражнений преодолеваются различные певческие сложности детей, развивается их музыкальный слух и певческий голос, чистая интонация, эмоциональность, творчество. В процессе вокальной работы дети учатся различать музыкальные оттенки, лады, у них развивается чувство тяготения к тонике, они создают свои варианты мелодий, исполняют их выразительно, используя различные техники пения: legato, staccato, non legato.

Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут исполнять охотно и выразительно, ибо без эмоционального компонента невозможно развить музыкальные способности детей. В ходе творческих заданий дети учатся петь выразительно, передавая характер и настроение песни. Так, посредством упражнения “Через стекло”, ставится цель спеть так, чтобы по губам были понятны не только слова, но и характер песни.

Для развития чувства ритма воспитанников есть интересные игровые упражнения, нацеленные на формирование этого компонента. Дети с интересом играют в игру “Повтори ритм”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном инструменте (допустим, бубен) заданный ритм, а все остальные повторяют.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Постепенно дети, обучающиеся вокальному творчеству, приучаются правильно и красиво петь, а это очень важно, так как вместе с развитием музыкальных способностей у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Итогом процесса обучения являются открытые уроки, семестровые отчеты, участие детей в фестивалях и конкурсах, отчётных концертах центра, мероприятиях города и республики.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Базовые термины и теоретические понятия по музыкальной грамоте и вокально-хоровому пению

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной республики крым крымское республиканское внешкольное учебное...
Методическое пособие в помощь педагогам и руководителям внешкольных учебных заведений

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconКрымское республиканское внешкольное учебное заведение «центр детского и юношеского творчества»
Решением Коллегии мон мс арк №8-10 от 26. 12. 2012 г рекомендованы для использования в общеобразовательных и внешкольных учебных...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconМинистерство образования и науки Автономной Республики Крым Крымское...
С печатными источниками информации на занятиях кружков и секций гуманитарного профиля

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Учебно-методическое пособие для руководителей литературно-поэтических студий, пресс-центров, кружков и секций филологического профиля...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Организация учебно-воспитательной деятельности в рамках концепции развивающего обучения (в помощь руководителям научных секций гуманитарного...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconКрымское республиканское внешкольное учебное заведение
Программы утверждены решением коллегии Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым 22. 12. 2011...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым крымское республиканское внешкольное учебное заведение
Государственный стандарт Украины. Дсту 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления» (Бюллетень...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение
Эта взаимосвязь останется до тех пор, пока будет существовать Земля и Человек. Технический прогресс, улучшение качества жизни происходило...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<