Скачать 132.87 Kb.
|
Сергиенко Л.Г. Донецкий Национальный технический университет Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной Резюме В данной работе рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия физической культуры с культурой духовной. Автор делает попытку дать теоретическое обоснование этому явлению, показать практическую значимость обсуждаемого вопроса. Пристальное внимание ученых всегда привлекала проблема сочетания и взаимодействия в человеке физического и духовного начала. В последнее время особенно много споров проходят вокруг этой темы. Объяснимо это тем, что вскрытые факты деформации в духовной жизни и культуре общества не могут не волновать ученых. Причины, уходящие в общественное сознание, подвергается суровым испытаниям на протяжении десятилетий застойного и перестроечного периодов. Все это накладывает отпечаток и на науку, и на культуру, и на духовную жизнь. Продолжая сказанное, это не могло не отразиться и на физической культуре, которая сейчас, как никогда должна быть тесно связанна со всеми сферами культуры духовной. Пьер де Кубертен подчеркивал, что для преодоления все усиливающего разрыва между физическим и духовным развитием людей необходимо укрепление союза между спортом и искусством. Он считал, что это является одним из важнейших социально-педагогических средств разностороннего, гармоничного развития человеческой личности [1, 6-7]. Активным сторонником этой идеи является президент МОК Хуан Антонио Самаранч [2, 7-14]. Он подчеркивал, что идея Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из основных принципов Олимпийского движения. Это движение, в свою очередь, «должно быть построено на принципах честной игры в гармонии с искусством, культурой и интеллектуальными усилиями» [3, 7]. Х. А. Самаранч в 1995 г. четко охарактеризовал олимпийский идеал: «Олимпийское движение делает все возможное, чтобы народы планеты могли гармонично развиваться... Рассматривая спорт как часть образования и культуры, олимпийское движение стремится внедрить такой образ жизни, который основан на радости творчества и который гармонизирует умственное и физическое развитие личности... говоря о воспитании в духе олимпийских идеалов, мы говорим об этическом воспитании личности»[1, 7]. Ю. Лотман, рассуждая о взаимоотношении спорта и искусства, отмечает, что существует специфичная не сводимость между двумя сферами культуры, таких как искусство и наука. Он утверждает, что «чем больше искусство остается искусством, а наука наукой, чем специфичнее их культурные функции, тем реальней и продуктивней диалог между ними» [4, 36]. Становится ясным, что, как любая другая сфера общественной жизни, физическая культура нуждается в дальнейшем обновлении. Всему нашему обществу необходимо понять, что совершенствовать себя физически следует, прежде всего, для того, чтобы быть здоровым, работоспособным, т.е. с полной отдачей сил заниматься работой, наслаждаться активной, здоровой, долголетней и счастливой жизнью. Становится очевидным, что для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения болезней и преждевременной старости необходимо сознательное, высококультурное поведение людей, которое должно основываться на понимании сложных закономерностей, формирующих состояние здоровья [5, 4.]. Физическая культура и спорт должны выступать как необходимая часть жизни студентов, так как они представляют собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, являются областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивают здоровый образ жизни, являясь важнейшим составным элементом культуры, содействуют формированию здоровья будущего специалиста. Радует тот факт, что есть одаренные люди, которые увлекаются одновременно и спортом и искусством, но это лишь исключение. И о таких людях, гармонично сочетающих в своей жизни спорт и искусство, добивающихся успеха в различных видах деятельности, к сожалению, знают очень мало. Мало говорят о них в средствах массовой информации, а также нет почти передач по телевидению о тех спортсменах, которые, демонстрируя высокий уровень не только спортивного мастерства и физического совершенства, но и духовной, нравственной культуры, добиваясь высоких результатов не только в спорте, но и в других видах творческой деятельности. Необходимо отметить, что мало уделяется внимания пропаганде и тех деятелей искусства, которые, демонстрируя высокий уровень физического совершенства, ведут здоровый образ жизни [6, 101]. И сейчас, когда все изменилось, и этим должно измениться и наше сознание, т.е. отношение к физической культуре, так как многие из нас сейчас находятся в условиях «хронического двигательного голода». И чем раньше поймет это человек, тем, меньше вреда нынешней урбанизацией в физическом отношении он себе может принести, так как сегодня человек живет в условиях действительных опасностей и реальных последствий факторов риска, которые, к сожалению, не воспринимает человек во всей полноте и ясности. И непонимание всего этого разлаживает и разрушает организм человека не только физически, но и подрывает его духовные силы. Важную роль в профилактике заболеваний и оздоровления людей умственного труда, играет:
Особенно нужно это студенческой молодежи, которая, в основном, питает интеллектуальный потенциал нации. Студентам необходимо осознать, что спорт и искусство являются двумя элементами культуры, которые имеют значение для реализации гуманистических идеалов и ценностей, а также для достижения молодым человеком счастья, свободы, полного самовыражения, разностороннего и гармоничного развития. Целесообразно подчеркнуть, что эти два элемента культуры имеют много общего, они способны плодотворно влиять друг на друга, дополняя друг друга. Современные ученые, утверждают, что главным сдерживающим моментом взаимодействия и развития культуры физической и духовной, в настоящее время, является противоречие между объективной духовно-нравственной и социально-экономической необходимостью развития физической культуры, а также субъективной недооценкой ее роли в жизни человека и общества [5]. Для повышения духовной значимости спорта, преодоление связанных с ним антигуманных явлений, следует учитывать и то, что значительных успехов можно добиться только тогда, когда в нашем обществе будут решены серьезные политические и экономические проблемы, с которыми приходиться сейчас постоянно сталкиваться. Необходимо существенно изменить всю систему ценностей, мировоззренческих установок, необходимо также сместить акцент на гуманистические, духовно-культурные ценности и при этом целесообразно отказаться в других сферах жизни от «преимущественной ориентации на сугубо прагматические, технократические ценности» [6, 103-104]. Результат недооценки роли в жизни человека физической культуры находит свое отражение:
Для того чтобы повысить духовно-нравственную и эстетическую ценность спорта требуется существенная перестройка системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, организации культурного досуга людей. При подготовке специалистов в этой области необходимо значительно повышать уровень их общей культуры, формирование у них умения использовать свои занятия, соревнования не только в целях физического воспитания, но и в духовном совершенствовании личности. Будущих специалистов необходимо больше ознакомить с методикой олимпийского образования, с зарубежным и отечественным опытом объединения спорта с искусством при проведении соревнований, организации культурного досуга всех групп населения [6, 105-108]. Организация эстетического образования в спорте заключается в том, чтобы помочь всем тем, кто любит спорт, увидеть эстетические ценности спорта, Необходима организация активного участия любителей спорта не только в созерцании, но и в создании эстетических ценностей. И поэтому организаторы спортивных соревнований, преподаватели и тренеры должны стараться вызвать у спортсменов и зрителей заинтересованность к эстетическому содержанию спорта, формировать у них ориентацию на прекрасное, возвышенное и другие эстетические ценности спорта. Необходимо убедить их и в том, что восприятие эстетики спорта не только духовно обогащает человека, но и доставляет ему чувство эстетического наслаждения [7; 112], [8, 140], [9, 163] И все же субъективный, а не объективный характер является причиной недооценки роли физической культуры. К этим причинам можно отнести ощущения благополучия с физическим здоровьем в связи с тем, что последствия гиподинамии и других факторов риска заболеваний проявляются не сразу, они отдалены значительным промежутком времени. И когда человек заболевает, его сознание с трудом связывает все эти явления. К сожалению, многие люди, а особенно молодые, тогда начинают думать о своем здоровье, когда оно уже серьезно нарушено. Это связано с тем, что молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Однако здоровье не является чем-то постоянным и неизменным и необходимо думать о том, как сохранить здоровье, трудоспособность и активность для полноценной жизни на долгие годы [5, 6]. Между здоровьем и болезнью нет четкой грани, но существуют различные переходные формы и состояния, учитывающие индивидуальные (генетические) особенности организма, возраст, пол, уровень физического развития и другие условия. И чтобы противостоять болезни, для физического совершенствования человека должны быть созданы необходимые условия, в которых должно быть заинтересовано само государство, так как, вложенные в физическое воспитание средства возвратятся сторицей в виде незаметных глазу вещей, например, повышением работоспособности людей. Эта материя не измеряется в долларах. Однако необходимо подчеркнуть, что существует широко распространенное в общественном мнении представление о том, что вся ценность занятий спортом сводится лишь к их воздействию на здоровье и физическое развитие человека. У многих людей сложилось ошибочное мнение о негативном влиянии спорта на духовную культуру людей. В общественном сознании укоренился образ спортсмена - физически крепкого, здорового человека с большими (в результате занятий физическими упражнениями) мышцами, но с ограниченным интеллектом, узким культурным кругозором и т.д. Представление о неизбежности разрыва между физическим и духовным развитием человека, о невозможности достижения высоких результатов в различных видах деятельности является следствием недостатков в организации физкультурно-спортивного образования специалистами в области физической культуры и спорта, средствами массовой информации и т.д. [10, 101.]. Ошибочное мнение о негативном влиянии спорта на духовную культуру людей неоднократно рассматривалось в работах у Столярова и Сарафа, 1982, 1984. Необходимо всеобщее образование и культура вообще, что, безусловно, важно и для развития самой физической культуры, т.к. она вносит, со своей стороны, огромный вклад в духовную жизнь; воспитание молодежи; борьбу с курением, пьянством, наркоманией; большими трудовыми потерями, связанными со слабой физической подготовкой и закалкой людей. Воспитание студенческой молодежи посредством соединения спорта и культуры является одной из важнейших задач олимпийского движения. Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен основной задачей этого движения считал предотвращение разрыва между физическим и духовным развитием спортсменов, содействие их разностороннему и гармоничному развитию. При этом Кубертен исходил из того, что разделение тела и души ведет к дисгармонии человека, так как они являются двумя элементами единого, целостного человеческого бытия и рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов невозможно. «Поэтому, - подчеркивал он, - эти два фактора должны быть интегрированы в единое гармоничное целое, чтобы достигнуть эйритмии» [11, 88]. Для обозначения идеи гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств Кубертен часто использовал слово "эйритмия" ("eurhythmy") Кубертен утверждал, что активные занятия спортом не должны приводить к одностороннему развитию спортсмена. Олимпиец должен гармонично сочетать физическое совершенство с высокой духовной культурой. Кубертен отметил: «В современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей, губительного разрушения, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы» [12, 100]. Но сейчас мы наблюдаем печальную статистику: по существу люди, занимающиеся физической культурой, в большинстве случаев прослеживаются лишь в средних и высших учебных заведениях, которые занимаются физической культурой лишь в форме урока по физическому воспитанию, а более двух третей населения страны оказываются в стороне от физической культуры. И немаловажен тот факт, что в сфере искусства и других видов духовной деятельности не проводится активная, целенаправленная работа по приобщению тех, кто увлечен этой деятельностью, к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, к здоровому образу жизни. Мало участвуют в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта деятели искусства - известные художники, писатели, актеры, "звезды" кино, эстрады [6, 107]. По утверждению Ю. И. Смирнова отмечается широкое и узкое толкование культуры движения. В широком смысле слова под культурой движения он предлагает понимать технику и школу исполнения упражнений, манеру держаться, умение изменять в нужный момент направление, амплитуду, скорость, темп, ритм движений, динамичность, элегантность, пластичность и легкость движений. В более узком смысле культуру движения он связывает с правильной осанкой, точностью в положениях рук, головы, туловища, оттянутыми носками и выпрямленными коленями [13, 21]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что органическим элементом спорта является не художественная, а эстетическая деятельность. И кому как не деятелям искусства пропагандировать здоровый образ жизни, физическую культуру и спорт которые, как было доказано, тесно связаны с эстетической деятельностью? Необходимо также рассмотреть реальности и аспекты взаимодействия физической культуры с культурой духовной, выяснив систему потребностей человека, и тем самым выявить возможности повышения его личной физической культуры. И поэтому необходимо добиваться развития как своих физических, так и духовных (нравственных, эстетических, интеллектуальных, художественных и др.) способностей потому, что причина низкой личной физической культуры кроется в другой сфере культуры – культуре духовной. Необходимо определить места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры. Таким образом, спортивная деятельность, с одной стороны, и искусство, а также другие виды духовно-творческой деятельности, с другой стороны, способные органично дополнить, взаимно обогатить друг друга в системе социально-педагогического и культурного воздействия на человека, в настоящее время во многом оторваны, изолированы друг от друга. Взаимодействие культуры физической и духовной является безграничной темой. И продолжать ее можно и необходимо. ЛИТЕРАТУРА
Анотація У даній роботі розглянуті деякі аспекти взаємодії фізичної культури з культурою духовної. Автор робить спробу дати теоретичну мотивацію цьому явищу, показати практичну значимість обговорюваного питання. Аннотация В данной работе рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия физической культуры с культурой духовной. Автор делает попытку дать теоретическое обоснование этому явлению, показать практическую значимость обсуждаемого вопроса. ^ In the given operation some aspects of interaction of physical culture with culture spiritual are considered. The author attempts to give the theoretical substantiation to this phenomenon, to show a practical significance of a discussed problem. Резюме В данной работе рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия физической культуры с культурой духовной. Автор делает попытку дать теоретическое обоснование этому явлению, показать практическую значимость обсуждаемого вопроса. По-новому анализируются ряд противоречий в развитии физической культуры в современных условиях. Автор пытается выявить возможность повышения уровня личной физической культуры человека, обосновать мысль о значительных возможностях современного студента самостоятельно укреплять свое здоровье, сохраняя высокую работоспособность. Автор указывает на необходимость определения места физкультуры и спорта в системе явлений культуры, укрепления ее связей с искусством и другими сферами культуры. 0,47 печ. Лис. |
![]() | Воспитывать у учащихся интерес к занятиям физической культурой и спортом, чувство ответственности и коллективизма | ![]() | Проблемы гармонизации и интеграции духовной и физической культуры студентов вузов |
![]() | Организация физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы в лицее, для привлечения детей к регулярным занятиям физической... | ![]() | Основная функция управления реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта, создание условий для реализации... |
![]() | Тем не менее, достигнутый уровень развития физической культуры и спорта в городе не обеспечивает оптимальной двигательной активности... | ![]() | Привлекать детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом. Способствовать развитию положительных эмоций, чувства... |
![]() | Развитие физической культуры и спорта в области осуществляется в соответствии с Региональной целевой программой развития физической... | ![]() | Тема урока: Правила техники безопасности на уроках физической культуры. (вводный инструктаж) |
![]() | Городская программа развития физической культуры и спорта на 2012-2016 годы (далее Программа) разработана с целью обеспечения реализации... | ![]() | Городская программа развития физической культуры и спорта на 2012-2016 годы (далее Программа) разработана с целью обеспечения реализации... |