Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной




Скачать 132.87 Kb.
НазваниеВзаимоотношение культуры физической с культурой духовной
Дата публикации26.02.2013
Размер132.87 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Сергиенко Л.Г.

Донецкий Национальный технический университет
Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной
Резюме

В данной работе рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия физической культуры с культурой духовной. Автор делает попытку дать теоретическое обоснование этому явлению, показать практическую значимость обсуждаемого вопроса.
Пристальное внимание ученых всегда привлекала проблема сочетания и взаимодействия в человеке физического и духовного начала. В последнее время особенно много споров проходят вокруг этой темы. Объяснимо это тем, что вскрытые факты деформации в духовной жизни и культуре общества не могут не волновать ученых. Причины, уходящие в общественное сознание, подвергается суровым испытаниям на протяжении десятилетий застойного и перестроечного периодов. Все это накладывает отпечаток и на науку, и на культуру, и на духовную жизнь.

Продолжая сказанное, это не могло не отразиться и на физической культуре, которая сейчас, как никогда должна быть тесно связанна со всеми сферами культуры духовной.

Пьер де Кубертен подчеркивал, что для преодоления все усиливающего разрыва между физическим и духовным развитием людей необходимо укрепление союза между спортом и искусством. Он считал, что это является одним из важнейших социально-педагогических средств разностороннего, гармоничного развития человеческой личности [1, 6-7].

Активным сторонником этой идеи является президент МОК Хуан Антонио Самаранч [2, 7-14]. Он подчеркивал, что идея Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из основных принципов Олимпийского движения. Это движение, в свою очередь, «должно быть построено на принципах честной игры в гармонии с искусством, культурой и интеллектуальными усилиями» [3, 7].

Х. А. Самаранч в 1995 г. четко охарактеризовал олимпийский идеал: «Олимпийское движение делает все возможное, чтобы народы планеты могли гармонично развиваться... Рассматривая спорт как часть образования и культуры, олимпийское движение стремится внедрить такой образ жизни, который основан на радости творчества и который гармонизирует умственное и физическое развитие личности... говоря о воспитании в духе олимпийских идеалов, мы говорим об этическом воспитании личности»[1, 7].

Ю. Лотман, рассуждая о взаимоотношении спорта и искусства, отмечает, что существует специфичная не сводимость между двумя сферами культуры, таких как искусство и наука. Он утверждает, что «чем больше искусство остается искусством, а наука наукой, чем специфичнее их культурные функции, тем реальней и продуктивней диалог между ними» [4, 36].

Становится ясным, что, как любая другая сфера общественной жизни, физическая культура нуждается в дальнейшем обновлении.

Всему нашему обществу необходимо понять, что совершенствовать себя физически следует, прежде всего, для того, чтобы быть здоровым, работоспособным, т.е. с полной отдачей сил заниматься работой, наслаждаться активной, здоровой, долголетней и счастливой жизнью. Становится очевидным, что для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения болезней и преждевременной старости необходимо сознательное, высококультурное поведение людей, которое должно основываться на понимании сложных закономерностей, формирующих состояние здоровья [5, 4.].

Физическая культура и спорт должны выступать как необходимая часть жизни студентов, так как они представляют собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, являются областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивают здоровый образ жизни, являясь важнейшим составным элементом культуры, содействуют формированию здоровья будущего специалиста.

Радует тот факт, что есть одаренные люди, которые увлекаются одновременно и спортом и искусством, но это лишь исключение. И о таких людях, гармонично сочетающих в своей жизни спорт и искусство, добивающихся успеха в различных видах деятельности, к сожалению, знают очень мало. Мало говорят о них в средствах массовой информации, а также нет почти передач по телевидению о тех спортсменах, которые, демонстрируя высокий уровень не только спортивного мастерства и физического совершенства, но и духовной, нравственной культуры, добиваясь высоких результатов не только в спорте, но и в других видах творческой деятельности. Необходимо отметить, что мало уделяется внимания пропаганде и тех деятелей искусства, которые, демонстрируя высокий уровень физического совершенства, ведут здоровый образ жизни [6, 101].

И сейчас, когда все изменилось, и этим должно измениться и наше сознание, т.е. отношение к физической культуре, так как многие из нас сейчас находятся в условиях «хронического двигательного голода». И чем раньше поймет это человек, тем, меньше вреда нынешней урбанизацией в физическом отношении он себе может принести, так как сегодня человек живет в условиях действительных опасностей и реальных последствий факторов риска, которые, к сожалению, не воспринимает человек во всей полноте и ясности. И непонимание всего этого разлаживает и разрушает организм человека не только физически, но и подрывает его духовные силы.

Важную роль в профилактике заболеваний и оздоровления людей умственного труда, играет:

  • повышение их уровня физического развития;

  • расширение и углубление знаний о человеческой природе; о сущности жизни; о творческом и физическом потенциале человека; о гармоничности умственного и физического развития.

Особенно нужно это студенческой молодежи, которая, в основном, питает интеллектуальный потенциал нации.

Студентам необходимо осознать, что спорт и искусство являются двумя элементами культуры, которые имеют значение для реализации гуманистических идеалов и ценностей, а также для достижения молодым человеком счастья, свободы, полного самовыражения, разностороннего и гармоничного развития. Целесообразно подчеркнуть, что эти два элемента культуры имеют много общего, они способны плодотворно влиять друг на друга, дополняя друг друга.

Современные ученые, утверждают, что главным сдерживающим моментом взаимодействия и развития культуры физической и духовной, в настоящее время, является противоречие между объективной духовно-нравственной и социально-экономической необходимостью развития физической культуры, а также субъективной недооценкой ее роли в жизни человека и общества [5].

Для повышения духовной значимости спорта, преодоление связанных с ним антигуманных явлений, следует учитывать и то, что значительных успехов можно добиться только тогда, когда в нашем обществе будут решены серьезные политические и экономические проблемы, с которыми приходиться сейчас постоянно сталкиваться. Необходимо существенно изменить всю систему ценностей, мировоззренческих установок, необходимо также сместить акцент на гуманистические, духовно-культурные ценности и при этом целесообразно отказаться в других сферах жизни от «преимущественной ориентации на сугубо прагматические, технократические ценности» [6, 103-104].

Результат недооценки роли в жизни человека физической культуры находит свое отражение:

  • На сегодняшнем состоянии материальной базы развития физической культуры.

  • На подготовке соответствующих специалистов.

  • На отношении властей, учреждений и организаций здравоохранения к использованию средств физической культуры в профилактике различных заболеваний.

  • На недостаточной физической активности и эффективности влияния ее на развитие науки, искусства и литературы.

Для того чтобы повысить духовно-нравственную и эстетическую ценность спорта требуется существенная перестройка системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, организации культурного досуга людей. При подготовке специалистов в этой области необходимо значительно повышать уровень их общей культуры, формирование у них умения использовать свои занятия, соревнования не только в целях физического воспитания, но и в духовном совершенствовании личности. Будущих специалистов необходимо больше ознакомить с методикой олимпийского образования, с зарубежным и отечественным опытом объединения спорта с искусством при проведении соревнований, организации культурного досуга всех групп населения [6, 105-108].

Организация эстетического образования в спорте заключается в том, чтобы помочь всем тем, кто любит спорт, увидеть эстетические ценности спорта, Необходима организация активного участия любителей спорта не только в созерцании, но и в создании эстетических ценностей. И поэтому организаторы спортивных соревнований, преподаватели и тренеры должны стараться вызвать у спортсменов и зрителей заинтересованность к эстетическому содержанию спорта, формировать у них ориентацию на прекрасное, возвышенное и другие эстетические ценности спорта. Необходимо убедить их и в том, что восприятие эстетики спорта не только духовно обогащает человека, но и доставляет ему чувство эстетического наслаждения [7; 112], [8, 140], [9, 163]

И все же субъективный, а не объективный характер является причиной недооценки роли физической культуры. К этим причинам можно отнести ощущения благополучия с физическим здоровьем в связи с тем, что последствия гиподинамии и других факторов риска заболеваний проявляются не сразу, они отдалены значительным промежутком времени. И когда человек заболевает, его сознание с трудом связывает все эти явления.

К сожалению, многие люди, а особенно молодые, тогда начинают думать о своем здоровье, когда оно уже серьезно нарушено. Это связано с тем, что молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Однако здоровье не является чем-то постоянным и неизменным и необходимо думать о том, как сохранить здоровье, трудоспособность и активность для полноценной жизни на долгие годы [5, 6].

Между здоровьем и болезнью нет четкой грани, но существуют различные переходные формы и состояния, учитывающие индивидуальные (генетические) особенности организма, возраст, пол, уровень физического развития и другие условия. И чтобы противостоять болезни, для физического совершенствования человека должны быть созданы необходимые условия, в которых должно быть заинтересовано само государство, так как, вложенные в физическое воспитание средства возвратятся сторицей в виде незаметных глазу вещей, например, повышением работоспособности людей. Эта материя не измеряется в долларах.

Однако необходимо подчеркнуть, что существует широко распространенное в общественном мнении представление о том, что вся ценность занятий спортом сводится лишь к их воздействию на здоровье и физическое развитие человека. У многих людей сложилось ошибочное мнение о негативном влиянии спорта на духовную культуру людей. В общественном сознании укоренился образ спортсмена - физически крепкого, здорового человека с большими (в результате занятий физическими упражнениями) мышцами, но с ограниченным интеллектом, узким культурным кругозором и т.д. Представление о неизбежности разрыва между физическим и духовным развитием человека, о невозможности достижения высоких результатов в различных видах деятельности является следствием недостатков в организации физкультурно-спортивного образования специалистами в области физической культуры и спорта, средствами массовой информации и т.д. [10, 101.].

Ошибочное мнение о негативном влиянии спорта на духовную культуру людей неоднократно рассматривалось в работах у Столярова и Сарафа, 1982, 1984.

Необходимо всеобщее образование и культура вообще, что, безусловно, важно и для развития самой физической культуры, т.к. она вносит, со своей стороны, огромный вклад в духовную жизнь; воспитание молодежи; борьбу с курением, пьянством, наркоманией; большими трудовыми потерями, связанными со слабой физической подготовкой и закалкой людей.

Воспитание студенческой молодежи посредством соединения спорта и культуры является одной из важнейших задач олимпийского движения. Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен основной задачей этого движения считал предотвращение разрыва между физическим и духовным развитием спортсменов, содействие их разностороннему и гармоничному развитию. При этом Кубертен исходил из того, что разделение тела и души ведет к дисгармонии человека, так как они являются двумя элементами единого, целостного человеческого бытия и рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов невозможно. «Поэтому, - подчеркивал он, - эти два фактора должны быть интегрированы в единое гармоничное целое, чтобы достигнуть эйритмии» [11, 88]. Для обозначения идеи гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств Кубертен часто использовал слово "эйритмия" ("eurhythmy")

Кубертен утверждал, что активные занятия спортом не должны приводить к одностороннему развитию спортсмена. Олимпиец должен гармонично сочетать физическое совершенство с высокой духовной культурой. Кубертен отметил: «В современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей, губительного разрушения, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы» [12, 100].

Но сейчас мы наблюдаем печальную статистику: по существу люди, занимающиеся физической культурой, в большинстве случаев прослеживаются лишь в средних и высших учебных заведениях, которые занимаются физической культурой лишь в форме урока по физическому воспитанию, а более двух третей населения страны оказываются в стороне от физической культуры. И немаловажен тот факт, что в сфере искусства и других видов духовной деятельности не проводится активная, целенаправленная работа по приобщению тех, кто увлечен этой деятельностью, к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, к здоровому образу жизни. Мало участвуют в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта деятели искусства - известные художники, писатели, актеры, "звезды" кино, эстрады [6, 107].

По утверждению Ю. И. Смирнова отмечается широкое и узкое толкование культуры движения. В широком смысле слова под культурой движения он предлагает понимать технику и школу исполнения упражнений, манеру держаться, умение изменять в нужный момент направление, амплитуду, скорость, темп, ритм движений, динамичность, элегантность, пластичность и легкость движений. В более узком смысле культуру движения он связывает с правильной осанкой, точностью в положениях рук, головы, туловища, оттянутыми носками и выпрямленными коленями [13, 21]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что органическим элементом спорта является не художественная, а эстетическая деятельность. И кому как не деятелям искусства пропагандировать здоровый образ жизни, физическую культуру и спорт которые, как было доказано, тесно связаны с эстетической деятельностью?

Необходимо также рассмотреть реальности и аспекты взаимодействия физической культуры с культурой духовной, выяснив систему потребностей человека, и тем самым выявить возможности повышения его личной физической культуры. И поэтому необходимо добиваться развития как своих физических, так и духовных (нравственных, эстетических, интеллектуальных, художественных и др.) способностей потому, что причина низкой личной физической культуры кроется в другой сфере культуры – культуре духовной.

Необходимо определить места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

Таким образом, спортивная деятельность, с одной стороны, и искусство, а также другие виды духовно-творческой деятельности, с другой стороны, способные органично дополнить, взаимно обогатить друг друга в системе социально-педагогического и культурного воздействия на человека, в настоящее время во многом оторваны, изолированы друг от друга.

Взаимодействие культуры физической и духовной является безграничной темой. И продолжать ее можно и необходимо.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Самаранч Х.А. Президент МОК на трибуне ООН // Спорт для всех.-1996.-№1-2.- С. 6-7.

  2. Samaranch Juan Antonio. Sport, Culture and the Arts // Olympic message.-1990. - №.26.- Р. 7-14.

  3. Samaranch J. A. Published by the Press Commission of the Chinese Olympic Committee.- China: Sport in art. - 1990.- Р.7.

  4. Лотман Ю.М. Что дает семиотический подход? // Общественные науки. – 1978. -N1. – С. 34—38.

  5. Царик А. В. О культуре физической и духовной. - М.: Знание, 1989. – (Новое в жизни, науке, технике: «Физкультура и спорт»; № 1).- С. 3-29.

  6. В.И.Столяров. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции // Спорт, духовные ценности, культура. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК.-1997.- № 5.– С. 101-108.

  7. Полетаева Н.Н. Учебное пособие по спортивной эстетике. - Алма-Ата, 1984.-С.112.

  8. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. - М.: ФиС, 1984.- С.140.

  9. Столяров В.И., Басин А.Е. Спорт и эстетическое воспитание // Пути и средства эстетического воспитания. - М.: Наука, 1989.- С. 163-179.

  10. Столяров В.И., Самусенкова В.И. Современный спорт как феномен культуры и пути его интеграции с искусством // Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез? - М.: РАО.- 1996. №5.- С. 49-179.

  11. Durantez Conrado, Pierre de Coubertin. The Olympic Humanist. - Lausanne: Olympic Museum, 1994. – Р.88.

  12. 12.. Coubertin Pierre de. The Olympic Idea: Discourses and Essays. rev. ed. eds. L.Diem and O. Andersen. - Lausanne: Carl-Diem-Institute, Editions Internationals, Olympia, 1966. – Р.100.

  13. Смирнов Ю.А. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства. - Малаховка, 1991.- С 21.

Анотація

У даній роботі розглянуті деякі аспекти взаємодії фізичної культури з культурою духовної. Автор робить спробу дати теоретичну мотивацію цьому явищу, показати практичну значимість обговорюваного питання.

Аннотация

В данной работе рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия физической культуры с культурой духовной. Автор делает попытку дать теоретическое обоснование этому явлению, показать практическую значимость обсуждаемого вопроса.

^ The summary

In the given operation some aspects of interaction of physical culture with culture spiritual are considered. The author attempts to give the theoretical substantiation to this phenomenon, to show a practical significance of a discussed problem.

Резюме

В данной работе рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия физической культуры с культурой духовной. Автор делает попытку дать теоретическое обоснование этому явлению, показать практическую значимость обсуждаемого вопроса. По-новому анализируются ряд противоречий в развитии физической культуры в современных условиях. Автор пытается выявить возможность повышения уровня личной физической культуры человека, обосновать мысль о значительных возможностях современного студента самостоятельно укреплять свое здоровье, сохраняя высокую работоспособность. Автор указывает на необходимость определения места физкультуры и спорта в системе явлений культуры, укрепления ее связей с искусством и другими сферами культуры.

0,47 печ. Лис.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconКонспект интегрированного урока физической культуры и предмета «Основы здоровья»
Воспитывать у учащихся интерес к занятиям физической культурой и спортом, чувство ответственности и коллективизма

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconПроблемы гармонизации и интеграции духовной и физической культуры...
Проблемы гармонизации и интеграции духовной и физической культуры студентов вузов

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconРазработка воспитательного мероприятия «день здоровья» Разработала...
Организация физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы в лицее, для привлечения детей к регулярным занятиям физической...

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconОсновные функции и полномочия управления
Основная функция управления реализация государственной поли­тики в сфере физической культуры и спорта, создание условий для реализации...

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconПрограмма развития физической культуры и спорта в г. Измаиле на 2007-2011...
Тем не менее, достигнутый уровень развития физической культуры и спорта в городе не обеспечивает оптимальной двигательной активности...

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconПриобщать детей к здоровому образу жизни, закреплять на доступном...
Привлекать детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом. Способствовать развитию положительных эмоций, чувства...

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconУправление по вопросам физической культуры и спорта Донецкой облгосадминистрации
Развитие физической культуры и спорта в области осуществляется в соответствии с Региональной целевой программой развития физической...

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconУрок физической культуры в 7 классе на тему «Правила техники безопасности...
Тема урока: Правила техники безопасности на уроках физической культуры. (вводный инструктаж)

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconГородская программа развития физической культуры и спорта на 2012-2016 г г. Вступление
Городская программа развития физической культуры и спорта на 2012-2016 годы (далее Программа) разработана с целью обеспечения реализации...

Взаимоотношение культуры физической с культурой духовной iconГородская программа развития физической культуры и спорта на 2012-2016 г г. Вступление
Городская программа развития физической культуры и спорта на 2012-2016 годы (далее Программа) разработана с целью обеспечения реализации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<