Здоровьесберегающие технологии в начальной школе




Скачать 96.97 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе
Дата публикации16.04.2013
Размер96.97 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Подготовила учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №112 Дьяченко Татьяна Валентиновна.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». В современных условиях модернизации украинского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Уже несколько лет назад я обратила внимание на тот факт, что с каждым набором детей (раз в 4 года) в школу приходит все больше детей с отклонениями в здоровые.

Ребёнок приходит в школу и от периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей, сегодня как никогда актуальна.

Таким образом, мне необходимо, как педагогу, в процессе обучения школьников обратить внимание на эти две серьёзнейшие проблемы – необходимость всестороннего развития моих воспитанников и одновременно с этим не только сохранить, но и по возможности, укрепить их здоровье. Считаю, что данные проблемы я успешно решаю уже в течение пяти последних лет.

Получая 1 класс, я анализирую их физическую, эмоциональную, интеллектуальную готовность к обучению, а затем разрабатываю индивидуальную траекторию для развития каждого ученика и класса в целом. И главное, процесс обучения изменила коренным образом и перешла от традиционных методик обучения школьников к личностно ориентированному обучению и здоровьесберегающим технологиям.

До недавнего времени все новшества, вводимые в школе, касались в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Моя задача состояла в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей и были успешными, чтобы в процессе учёбы их интеллектуальное, нравственное, психологическое, физическое здоровье укреплялось.

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил…И не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А.Сухомлинский
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

На практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки –объём письменных работ, число примеров, задач, физические компоненты

( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

  • оптимальный двигательный режим;

  • рациональное питание;

  • закаливание;

  • личная гигиена;

  • положительные эмоции.

Основная цель школы-обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья на период обучения, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни . Всемирная организация здравоохранения так даёт определение понятию «здоровье» - «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В своих работах В.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это самый важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовное здоровье, мировоззрение, умственное развитие, крепость знаний, вера в свои силы».

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

-умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

-проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

-имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья);

-честен, самокритичен (нравственное здоровье);

-коммуникабелен (социальное здоровье);

-уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, творчество ребёнка не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.

Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие образовательные и воспитательные цели решают.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получаем ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры.

В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка.… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Сочетаю игры и физкультминутки. Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету.

Идеи здоровьесберегающего образования подвели меня к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

  • уроки-игры

  • театрализованные уроки

  • уроки с групповыми формами работы

  • уроки творчества

  • уроки-обобщения

  • уроки-фантазии

Эффективность использования данных видов деятельности состоит в том, что они повышают работоспособность детей, активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». В.Сухомлинский: «…здоровье в огромной мере зависит от духовной жизни, в частности от культуры умственного труда».

Состояние здоровья школьников - состояние здоровья общества. В начальной школе существует система работы по здоровьесбережению детей начальной школы. Система работы состоит из следующих блоков:

1. Здоровьесбережение в учебном процессе

-положительный настрой на урок , учебный день в целом

-дыхательная гимнастика

-пальчиковая гимнастика

-физкультминутки в течение урока и учебного дня

-релаксация

-рефлексия

2. Здоровьесбережение во внеурочное время:

-Ежедневные прогулки, экскурсии в группе продлённого дня.

-Спортивные кружки, секции: гимнастика, футбол, настольный теннис, шахматы, спортивные танцы.

-классные часы, утренники, беседы, посвящённые пропаганде здорового образа жизни.

-"Весёлые старты".

-Cоревнования по гимнастике.

-Шахматные турниры.

-конкурсы спортивных танцев.

3. Работа с родителями:

Родители — главные воспитатели.

«Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и се-стры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу» (В. А. Сухомлинский).

-тематические родительские собрания о здоровом образе жизни ("Здоровье ребёнка в ваших руках!", "Будьте ребёнку другом!")

-информация по здоровьесбережению на стендах в школе (Профилактика гриппа. Меры борьбы с гриппом и др.)

-приглашение родителей на классные часы, общешкольные мероприятия.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

-регулярная влажная уборка;

-режим проветривания классных комнат;

-пропаганда соблюдения режима дня.

5. Создание презентаций о здоровом образе жизни, здоровом питании, исследовательская деятельность. (Исследование современных напитков, наносящих вред здоровью и др.)

-Мы здоровьем дорожим-соблюдаем свой режим!

-Каша-матушка наша!

-Фрукты, овощи, каши и соки - лучшая еда!

-Кола, фанта, спрайт, напитки-убийцы!

6. Просмотр сюжетов о том, как вредные привычки влияют на здоровье человека.

Обсуждение данных сюжетов. (Пассивное курение, Влияние алкоголя на организм человека, Осторожно-никотин! Курению скажем-нет!)

7. Профилактика дорожно-транспортного травматизма

-регулярные инструктажи по технике безопасного поведения на дороге, в транспорте, во время каникул.

-Классные часы по правилам дорожного движения .

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии - задача особой важности для учителя и состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять

Учитывая вышеизложенное, и используя в своей работе, здоровьесберегающие технологии, мы будем способствовать развитию и укреплению самого дорогого, что у нас есть – это здоровья подрастающего поколения. Каждый ученик требует индивидуального подхода в развитии здоровья и его сохранении на протяжении всего обучения. Развивая умственную деятельность, и укрепляя здоровье молодежи, мы способствуем развитию гармоничной личности,

Список используемой литературы:

  1. Айдаркин Е.К. Интегральная оценка уровня здоровья человека на основе технологии индивидуальных психофизиологических портретов // Здоровьесберегающие технологии – основа качества образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.К. Айдаркина, Л.Н. Иваницкой. М.,2006.

  2. Дмитриев А.А. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии. Проблемы педагогической валеологии: Сб. науч. трудов / Под ред. В.В.Колбанова. СПб., 1997.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.,2004.

  4. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования // Перемены, 2000.№2.

  5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.

  6. В.А.Сухомлинский. Том первый./ Киев «Радянська школа», 1979г.

  7. «Початкова школа» №10, 1993г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconЗдоровьесберегающие технологии в школе
Мы сами должны нести ответственность за свое здоровье и здоровье будущих детей. Помочь детям в осознании этой ответственности- еще...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии
Примером развития таковых платформ школьных программ обучения являются образовательные здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconИнформационные технологии в начальной школе как фактор развития творческих способностей учащихся
Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем нану и мону

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconСценарий выпускной в начальной школе
Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги! Вот и наступил этот миг – прощание с начальной школой. Ваши дети выросли, окрепли,...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconЗадача формирования вычислительных навыков является центральной в...
Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы на высоком уровне. Вследствие чего выпускники начальной школы могут...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconП реподавание информатики в начальной школе
В этом возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconІ-іііступеней №17 Здоровьесберегающие технологии
Русский язык и литература серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому уделяю особое внимание...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconБудущих первоклассников задают нам одни и те же вопросы. Мы попытаемся...
Мы попытаемся на них ответить и надеемся, что наш многолетний опыт работы в начальной школе окажет вам практическую помощь и поддержит...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconТема: Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconУроках математики в начальной школе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<