Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения» 




Скачать 135.31 Kb.
НазваниеРекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения» 
Дата публикации27.04.2013
Размер135.31 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»
Рекомендации по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы,

созданию учебно-методической литературы и дидактических материалов

(г. Симферополь, 19 апреля 2003 г.)

  1. Обозначить актуальность проблемы «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму».

  2. В качестве стратегического направления на данном этапе принять «Межкультурное образование».

  3. Рекомендовать творческой группе проекта аккумулировать предложения и замечания по проекту «Концепции этнополитического развития крымского общества», выдвинутые на заседаниях «малых групп», и разработать раздел «Образовательная сфера», концептуально обозначив основные направления развития межкультурного образования на полуострове.

  4. Подготовить от имени участников “круглого стола” обращение в Постоянную комиссию Верховной Рады Украины с предложением организовать общественные слушания по проекту основных положений разрабатываемого Закона Украины о языках.

  5. Подготовить от имени участников “круглого стола” обращение в Научно-методический центр среднего образования Министерства образования и науки Украины с просьбой дополнить требования к экспертизе учебно-методических пособий пунктами, позволяющими оценить толерантность их содержания и направленность на межкультурное взаимодействие.

  6. Разработать Положение об Общественной мониторинговой комиссии, которая будет регулярно отслеживать новые программно-методические материалы на предмет их соответствия принципам толерантности и Положение о региональном дидактическом методическом материале по межкультурному образованию.

  7. Рекомендовать начать работу по созданию дидактических материалов для учителей по предметам гуманитарно-эстетического цикла, дополняющих, учитывая специфику крымского региона, базовые учебники, утвержденные МОН Украины.

  8. Разработать программы спецкурсов по межкультурному образованию для студентов высших учебных заведений и для педагогических кадров, повышающих свою квалификацию.

  9. Начать работу по созданию интегрированного учебного курса для дошкольных учреждений и среднеобразовательной школы с целью более глубокого ознакомления учащихся с этноконфессиональными и языковыми особенностями, традиционной культурой и этнической историей народов, проживающих на полуострове, приобретения навыков распознавания, предупреждения или разрешения конфликтных ситуаций.

  10. Изучить опыт создания в г. Алуште городской программы поддержки и развития образования и приступить к разработке Крымской региональной бюджетной программы «Межкультурное образование», которая может явиться финансовой базой для осуществления ряда предложенных преобразований.


Терминология:

Поликультурность нами понимается как термин, констатирующий наличие различных этнических групп, этнических и конфессиональных культур групп в регионе.

Межкультурность нами понимается как термин, обозначающий взаимопознание, взаимовлияние и взаимодействие этнических культур и конфессий.

Мультикультурализм нами понимается как обобщающее понятие всего многообразия культур, в том числе и этнических.
^ Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста, направленной на формирование межэтнической и

межконфессиональной толерантности

Подробный и тщательный анализ основного документа дошкольного образования - Базового компонента дошкольного образования в Украине - показал, что наряду с вопросами умственного, физического, нравственного, экологического, эстетического воспитания в нем уделяется внимание воспитанию навыков межличностного, межнационального общения у детей, тем более, что проблема межэтнического взаимодействия возникает уже в дошкольном возрасте.

Исследованиями ученых доказано, что начала национального самосознания появляются у ребенка уже с 3-4 лет. И в то же время у детей этого возраста еще отсутствуют этнические стереотипы, так как им свойственны эмоциональная открытость, отзывчивость, толерантность. Это позволяет им вступать в открытое, доброжелательное общение с детьми разных национальностей.

Поэтому формирование положительных этнических взаимоотношений желательно начинать с раннего дошкольного возраста, а именно - начинать с воспитания культуры межличностных отношений и межнациональных взаимодействий.

Необходимо учитывать то объективное обстоятельство, что ребенок является субъектом определенного социума, и на его развитие оказывают влияние все окружающие его люди:

  • семья, родственники;

  • педагоги дошкольного учреждения;

  • другие общественные институты.

Поэтому эффективность работы с детьми будет зависеть от эффективности работы с родителями, педагогами и представителями общественных институтов.

I. Семья определяет стартовое развитие ребенка вообще и влияет на развитие его межличностных взаимоотношений с другими детьми, в частности. Исходя из этого, мы определяем первую задачу следующим образом:

^ Разработать эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей с учетом региональных особенностей Крыма.

Как правило, в каждой группе дошкольного учреждения есть дети разных национальностей. Их родители общаются друг другом, но это общение часто носит приветственный характер. В интересах детей, их воспитания и развития родительское общение в детском саду должно быть насыщенным, доброжелательным и разнообразным, и организовать его должны воспитатели.

Для того чтобы работа с родителями была более эффективной, необходимо, прежде всего, проводить социологические исследования (опросы, анкетирование, тестирование и т.д.) для определения направлений этой работы. Следующим этапом будет выбор форм работы с семьей. Это могут быть:

  • клубы встреч с интересными людьми, среди которых могут быть и родители, например, «Давайте познакомимся», «Наш детский сад - многонациональный дом», «Особенности воспитания детей в национальных семьях», «Роль отца и матери в воспитании будущих граждан Крыма», «Отношение к бабушкам и дедушкам в национальных семьях», «Национальные обычаи и традиции», «Литература крымских авторов для детей » и т.д.;

  • дни открытых дверей в национальных группах;

  • дни, недели, декады, фестивали национальных культур в детском саду, в рамках которых родители получают знания о традициях, обычаях, культуре других народов;

  • вечера развлечений, которые обычно проводятся с детьми и для детей, могут быть расширены и по содержанию, и по составу участников. В подготовке и организации таких мероприятий родители являются самыми активными участниками. Тематика может быть самая разная: «Приглашаем в дом гостей», «Встречаем праздник», «Национальная кухня», «Празднование дней рождений», «Живем в мире и согласии», «Язык соседей»;

  • организация работы музеев, комнат, уголков по народоведению, краеведению, этнографии;

  • организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами с привлечением членов семей;

  • пошив национальных костюмов к утренникам;

  • информационные бюллетени, которые готовят воспитатели для родителей, должны содержать интересный материал, например, «Имена наших детей», «Знакомимся с семьей ...», «Бабушки и дедушки наших детей», «Поиграйте с детьми в национальные игры», «Колыбельные песни» и др.;

  • встречи с родителями в группе, например, «Дружат дети – дружат семьи». На этих встречах дети могут знакомиться с семьями своих друзей, их традициями, вместе встречать праздники, что будет способствовать сплочению родителей и детей.

П. От педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста, в значительной степени зависит развитие детей и их воспитание. Поэтому основное внимание педагоги должны уделить духовно-нравственному, гражданскому, патриотическому, социальному воспитанию, частью которых является работа над проблемой межэтнических отношений. Вся деятельность педагога должна строиться на приоритетах общечеловеческих ценностей.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Создать региональную программу по дошкольному образованию (дополняющую государственную), направленную на развитие межнациональных (межэтнических) отношений в Крыму.

  1. Создать информационно-методический центр.

  2. Разработать учебно-методическое обеспечение программы:

а) материалы для самообразования педагогов;

б) методические рекомендации по работе с детьми;

в) разработка и подбор учебного, наглядного, дидактического материала.
III. К другим общественным институтам, которые прямо или косвенно оказывают влияние на развитие личности ребенка, относятся средства массовой информации, учреждения культуры, общественные организации и т.д.

Учитывая достижения современного технического прогресса, мы наблюдаем иногда ситуацию, когда компьютер, телевидение заменяют ребенку собеседника. И далеко не всегда отслеживается качество и содержание этого взаимодействия.

Поэтому следующая задача может быть определена так:

1. Создавать новые компьютерные игры, видеофильмы и телепрограммы, соответствующие по своему содержанию воспитанию у детей навыков положительных межнациональных взаимодействий, а также проводить регулярный мониторинг существующих телепередач и компьютерных игр для детей.

2. Поддерживать тесные взаимосвязи с общественными и частными национально-культурными образовательными обществами и организациями (школы, музеи, театры, Дома культуры, библиотеки и т.д.)
^ Школа I ступени: рекомендации участников «круглого стола»

  1. На базе общеобразовательных школ создать условия для развития активной познава­тельной деятельности младших школьни­ков для формирования у них способнос­ти к свободному выбору деятельности по интересам и ответственности.

  2. С целью расширения знаний о памятниках культуры, о выдающихся деятелях националь­ной культуры, о народном искусстве и духов­ном наследии Украинского народа активизи­ровать воспитательную работу в урочное и во внеурочное время, разнообразя ее формы.

  3. Для создания предпосылок воспитания нрав­ственности (доброты, милосердия, справед­ливости, толерантности) разработать серию классных часов и внеклассных мероприятий, отводя значительное место сенсорным эта­лонам и навыкам поведения в природе и в обществе.

  4. С целью усиления познавательной мотива­ции и создания наиболее благоприятных условий для воспитания в общеобразователь­ных учебных заведениях:

  • расширить диапазон дополнительных об­разовательных услуг;

  • развивать сотрудничество учреждений внешкольного образования со школами по раз­личным направлениям деятельности (театры, библиотеки, музеи, культурные центры, цент­ры твбрчества);

  • практиковать создание совместных про­ектов по этнографии и по литературному кра­еведению с библиотеками, музеями, культур­ными центрами;

  • привлекать детей к участию в обществен­ных региональных акциях «Передай добро по кругу», «Забота», а также в этнографических, краеведческих, поисковых экспедициях;

  • практиковать подготовку методических ре­комендаций с конкретными разработками заня­тий для учителей начальных классов (из опыта работы) и дидактического материала по пробле­мам межкультурного образования и воспитания.




  1. С целью усвоения учащимися системы зна­ний об обществе, духовном наследии Украин­ского народа рекомендовать учителям началь­ных классов проведение интегрированных уро­ков («Чтение» и «Окружающий мир», «Я и Украина» и «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Изобразительное искусство», «Чтение» и «Художественный труд»),

  2. Учителям начальных классов синтезировать природоведческие знания с элементами этно­графии, фольклора, этики, эстетики при изуче­нии следующих разделов программы средней общеобразовательной школы (1—4 классов):

«Я — человек», «Общество и культура», «Человек среди людей», «Человек в окружа­ющей среде» (курс «Я и Украина»);

  • «Источник искусства» (курс «Изобра­зительное искусство»);

  • «О чем говорит музыка», «Что такое музыкальный язык» (курс «Музыка»);

  • «Мир искусства родного края вдохнов­ляет, восхищает», «Человек прекрасен делом, душой и телом», «Есть один на белом свете край наш "Украиноцветья"» (курс «Художе­ственный труд»).

7. Рекомендовать рассмотреть возможность выделения часов в вариативной части учеб­ных планов для начальных школ для прове­дения спецкурсов и курсов по выбору (по краеведению, народоведению, основам кон­фликтологии).

Рекомендации

к преподаванию языков и литературы в АРК

  1. Увеличить количество часов на преподавание предметов гуманитарного цикла.

  2. Обобщить опыт толерантного воспитания детей в дошкольных учреждениях и начальных школах Крыма с целью его использования и творческого развития в среднем и старшем школьном звене.

  3. Рассмотреть возможность внедрения в школах Крыма европейской модели обязательного изучения в средней школе четырех языков:

  1. родного (который указывается родителями ребенка),

  2. государственного (в нашей стране - украинского),

  3. иностранного (выбирается по желанию ребенка или его родителей),

  4. языка соседа (выбирается по желанию ребенка или его родителей).

  1. Предложить КРИППО рекомендовать список произведений народов Крыма для литературных параллелей к общим курсам зарубежной и украинской литератур и разработать рекомендации по изучению культуры народов Крыма на уроках литературы.

  2. Разработать в Крыму интегрированный курс "Литература и язык в поликультурном образовании". Он должен соответствовать следующим требованиям:

  • знакомить через фольклор с традициями, культурой Крыма;

  • показать общий историко-литературный аспект в развитии всех литератур, их взаимовлияние;

  • отбор произведений должен соответствовать принципу толерантности и формировать осознанные позитивные ценностные ориентации учащихся по отношению к крымской литературе, поликультурной по своей сути.

^ Рекомендации по преподаванию курса истории

  1. Рекомендовать разработать дидактические материалы по этнической истории, культуре, религиозным особенностям народов Украины и Крыма к базовым учебникам по истории Украины.

  2. Разработать спецкурс «История Юга Украины и Крыма».

  3. Просить НМЦ МОН Украины при проведении экспертизы учебных пособий по истории учитывать рекомендации специалистов-историков, в т.ч. представляющих национально-культурные общества Украины.

  4. Разработать программу спецкурса по этнической истории народов Украины и Крыма для классов гуманитарного профиля и методические рекомендации.

  5. Рассмотреть возможность создания базы данных по этнической истории, традиционной культуре и этнопедагогике народов Крыма, методических и дидактических разработок по межкультурному и поликультурному образованию.

  6. Рекомендовать КРИППО, вузам, национально-культурным центрам практиковать проведение ежегодных исторических чтений по этнической истории для преподавателей гуманитарного цикла общеобразовательных школ с привлечением научной общественности.

  7. Просить КРИППО создать творческую группу по разработке обучающих компьютерных игр по этнической истории и познавательных телепрограмм (совместно с ГТРК «Крым»).



^

Рекомендации

к программе и учебникам по курсу «Основы правоведения» и «Человек и общество»





  1. Увеличить количество часов в учебной программе для изучения курса «Основы правоведения» до 3-х часов в специализированных юридических классах и до 2-х часов в 9-м классе общеобразовательной школы. Увеличить количество часов на курс «Человек и общество» до 2-х часов в неделю.

  2. Включить в учебные пособия по обществоведческим дисциплинам материал об этапах государственности и памятниках права различных национальных меньшинств (крымских татар, армян, болгар, греков, немцев и др.).

  3. Рекомендовать МОН АРК создать творческую группу для подготовки хрестоматии необходимых в процессе изучения курса «Основы правоведения» нормативно-правовых актов Украины и Крыма.

  4. Ввести в учебные пособия «Основы правоведения», «Человек и общество», «История Украины» конкретный практический материал по теме «Гражданство Украины», который содержал бы алгоритм вступления в гражданство Украины.

  5. Просить методический кабинет г. Симферополя и других регионов Крыма разработать подробные рекомендации по изучению в школах Крыма таких важнейших нормативно-правовых актов как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав национальностей Украины, Закон «О национальных меньшинствах в Украине» и др.

  6. В процессе развития межкультурного образования в Крыму практиковать проведение конференций по проблемам создания правового государства и гражданского общества в Украине среди учащихся старших классов.

  7. Просить Министерство образования и науки Украины оказать содействие школам в приобретении учебников по курсам «Основы правоведения» под редакцией И. Б. Усенко и под редакцией И. И. Котюка, а также по курсу «Человек и общество» под редакцией Р. А. Арцишевского.

  8. Рекомендовать в учебных пособиях более подробно останавливаться на истории национально-культурных обществ в Украине и Крыму.

  9. Просить Министерство образования и науки Украины обеспечить разработку программы спецкурсов для среднеобразовательных школ: «Права национальных меньшинств Украины», «Права детей и их реализация в Украине».

  10. Просить Министерство образования и науки Украины рассмотреть возможность создания творческой группы для разработки компьютерных обучающих программ по курсам «Основы правоведения» и «Человек и общество».


Рекомендации


по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров АРК


  1. В вузах, ведущих подготовку и повышение квалификации педагогических кадров ввести в учебные планы темы, связанные с историей языков народов Крыма, их особенностями и развитием на современном этапе. Увеличить объем времени на изучение вопросов поликультурности, толерантности, формирования национальной идентичности и гражданственности, ввести курс социальной психологии

  2. Разработать спецкурс по этнической истории и культуре народов Крыма для педагогических вузов разного уровня аккредитации.

  3. Проводить мониторинг изучения родного языка в школах и дошкольных учреждениях.

  4. Вести подготовку и переподготовку педагогических кадров для работы в двуязычных классах и группах дошкольных учреждений, для чего подготовить соответствующие программы (факультативные курсы) по изучению языков и литературы народов Крыма.

  5. На базе КРИППО создать банк данных перспективного педагогического опыта по изучению, формированию и пропаганде гражданственности, национальной идентичности и межэтнической толерантности, для чего при участии гор (рай) методических кабинетов проводить соответствующие смотры-конкурсы уроков, внеклассных мероприятий, методических разработок среди педагогических работников АРК.

  6. Привлекать профильные общественные организации к участию в проведении семинаров и сессионных семинаров-тренингов по формированию культуры Мира и толерантности.

  7. Проводить летние школы-тренинги для студентов педагогических факультетов и педагогических работников по формированию национальной идентичности, межэтнической толерантности и гражданственности у детей.

  8. Рассмотреть возможность организации и проведения курсов повышения квалификации для практических психологов школ и заместителей директоров по воспитательной работе по формированию национальной идентичности, межэтнической толерантности и гражданственности у детей.



 Публикуется по изданию: Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: мониторинг существующей системы обучения и воспитания, рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения. Материалы «Круглых столов». – Симферополь, 2003. - С. 146-156.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  iconРекомендации «круглого стола»
На заключительном заседании участниками «круглого стола» были приняты следующие решения

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  iconРешения «круглого стола»
...

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  icon11 марта 2008 г., г. Симферополь, Информационно-методический центр...
Крымский филиал Института инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  iconНаучный потенциал Крымского этнографического музея Центру межкультурного...
Научный потенциал Крымского этнографического музея Центру межкультурного просвещения и толерантности

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  iconПротокол Заседания Круглого стола по проекту «Строительство вэс в...
Выступил с приветственным словом к участникам Круглого стола, представил участников. Обозначил тему мероприятия, задачи, стоящие...

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  iconРекомендации круглого стола
«Состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым»

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  iconПроект создания Центра межкультурного просвещения и толерантности...
Етодического центра среднего образования Министерства образования и науки Украины, Министерство образования и науки Украины арк,...

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  iconИсследование мнения работников образовательной сферы Крыма проводилось...
Арк, необходимости формирования толерантности в рамках образовательного процесса, создания и деятельности Общественной мониторинговой...

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  iconРекомендации круглого стола «Роль школьных сми в социализации подростков»
Инициировать создание координационной группы по разработке и принятию городской программы развития школьной журналистики

Рекомендации обсужденные и принятые участниками «круглого стола» «Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения»  iconРекомендации участников «круглого стола»
Собравшиеся на «круглом столе» представители органов власти и управления, общественных организаций, ученые, педагоги, журналисты...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<