Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента




НазваниеФизическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента
Дата публикации27.04.2013
Размер59.2 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента

Иванов А.В.,Голота А.В.

Донецкий Национальный Технический Университет

Актуальность.

В условиях современной Украины, когда происходят огромные общественные сдвиги в политике, экономике социальной и т.д. сферах, физическая культура и спорт тоже претерпевают серьезные изменения.

Цель исследования.

Для того, чтобы понять необходимость изменений, направление изменений, влияние этих процессов на личность студента важно, по-нашему мнению, рассмотреть сущность физической культуры как части культуры общества.

^ Методы исследования.

При анализе данной проблемы использовались исторический, логический и социологический методы исследования.

Необходимость такого анализа имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Теоретический аспект анализа проблемы состоит в том, что не решив общих вопросов, наука будет постоянно спотыкаться на частных. Это положение в равной степени относится как к политике, так и экономике, так и к физической культуре и спорту. Давно известно, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Именно только на основе хорошо разработанной теории может успешно действовать система управления физической культурой и спортом.

Формирование независимой Украины, постсоциалистическая ломка общественных отношений сказались на таком феномене как физическая культура. Прошедшие 14 лет самостоятельного развития дают основания осмыслить эти процессы.

Практический аспект этого вопроса состоит в том, что поняв сущность спорта как социокультурного и экономического феномена можно уяснить те изменения, которые происходят в функциях физкультуры и спорта, их воздействия на студенческую молодежь. Повысить качество управления этим процессом – важнейшая практическая задача.

В результате особое значение приобретает анализ сущности физической культуры – спорта и их функций в процессе формирования личности студента в условиях Донецкого национального технического университета. Анализ сущности спорта имеет многовековую традицию. Новизна авторского подхода состоит в том, что он рассматривается сквозь призму культуры, как социокультурный и экономический феномен. Этот подход требует новой методологии анализа.

Исходя из этого, мы рассматриваем физическую культуру и спорт как часть культуры общества. Разумеется при этом мы разделяем эти два явления.

^ Результаты иследования и их обсуждения.

Как социокультурный феномен – физическая культура, по своей сущности, представляет собой целостную систему, которая включает в себя следующие элементы:

  • Отношения между людьми в процессе функционирования физической культуры. Эти отношения носят социальный, нравственный, психологический и т.д. характер. В настоящее время изменяется базовая основа отношений. Все большую роль играют рыночные отношения , факторы, рычаги, т.е. экономические факторы.

  • Система организаций и объединений, прямо или косвенно воздействующих на спортивные процессы. За последние годы в Украине уже в целом сложилась новая система управления спортом. Разумеется, этот процесс никогда не может быть окончательно завершенным, однако, существующая система, в основном, функциональна.

  • Устойчивые и подвижные процессы в спортивной жизни и детерминирующие их факторы и причины. Особая роль принадлежит экономическим факторам. Именно они в настоящее время влияют на мотивационную структуру личности студента. Достойная оплата за профессиональный труд в области спорта – важный стимул в определении своего будущего. Экономическое положение личности в свою очередь определяет социальный статус человека в обществе.

  • Нормы, которые регулируют деятельность людей в процессе занятия физической культурой. Если раньше, т.е. в советские времена, на первом месте находились политические нормы (престиж советского спорта) и на этой основе разрабатывалась система требований к личности спортсмена, то в настоящее время все большее значение приобретают нормы экономической деятельности ( оплата, стипендии, награды и т.д.). В результате система спорта стала более прозрачной, менее лицемерной. Иначе говоря, нравственное начало стало усиливаться.

  • Технология функционирования различных элементов физической культуры в обществе. В данном отношении далеко не в полной мере отработаны не только экономические, а и правовые рычаги функционирования физкультуры и спорта как системы. Это обстоятельство во многом отражает экономическую слабость государства, отсутствие достаточного количества средств.

  • Специфические формы спортивной жизни различных социальных групп и общества в целом на различных этапах его развития. К сожалению, в силу общественных и субъективных причин, резко снизилась массовость спорта, т.е. тот фундамент, без которого нет высоких достижений. Большие группы людей практически оказались отлученными от физической культуры. Вспомним хотя бы группы «Здоровье», так популярные среди людей пожилого возраста. Бедственное положение пенсионеров практически их ликвидировало.

  • Конкретный вклад той или иной социальной группы в развитие физической культуры и спорта. Не приходится особо говорить, что именно молодежь, и в первую очередь студенческая молодежь, является базой для развития спорта. В связи с этим возникает вопрос: каково соотношение спортивных результатов студентов технических и гуманитарных вузов, каково их спортивное предпочтение, какие существуют различия в мотивации занятия физической культурой и спортом .

  • Оценка людьми ценности физической культуры и спорта, их значения для личности. Эти оценка и ценности формируются на личностном уровне и именно в студенческие годы. Они включают в себя образцы здорового образа жизни, умения, навыки и спортивное мастерство, межличностные отношения в спортивной сфере, оценка со стороны общества занятиями физической культурой. В результате формируются в области физической культуры определенного рода социокультурные нормы. Это устойчивые образцы поведения, которые фиксируют не только в спортивной, но и общественной жизни, пределы дозволенного поведения.

^ Выводы и рекомендации.

Физкультура и спорт как целостная система представляют собой сложный и многосторонний феномен. Он включает в себя целый ряд аспектов, из которых вытекают его функции:

-во-первых, экономический аспект – это физкультура и спорт как элемент рыночной экономики (стоимость подготовки спортсменов различной квалификации, проблемы финансирования, самоокупаемости и т.д.);

-во-вторых, социальный аспект – это жизнеспособность народа Украины, продолжительность активной, творческой жизни людей:

-в-третьих, политический аспект – престиж государства на международной арене;

-в-четвертых, правовой аспект – это правовой статус спортсмена, спортивных организаций, федераций и т.д.;

-в-пятых, нравственный аспект – это формирование нравственных ценностей личности спортсмена – студента (патриотизм, ответственность, моральные качества);

-в-шестых, эстетический аспект – физическая красота человека, особенно подрастающего поколения;

-в-седьмых, биологический аспект – это здоровье, иммунитет, способность противостоять вредному экологическому воздействию;

-в-восьмых, психологический аспект – это психологическая устойчивость личности студента, способность противостоять и преодолевать влияние стрессов.

Все эти аспекты находятся в единстве, взаимосвязи и взаимодействии, т.е. физкультура и спорт представляют собой целостную систему. В основе этой системы огромную роль занимает экономический фактор. Целостность этой системы предполагает и обуславливает необходимость комплексного подхода к его функционированию и развитию.

^ Список литературы

1. Лихачев О.Е. Романенкова Н.В. Предпринимательство в физической культуре и спорте – одна из основных проблем повышения квалификации специалистов // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Материалы научно-практической конференции / РГАФК. – М., 2001. – 4.1. – с.95-98

2. Н.Г. Озолин. Настольная книга тренера. Наука побеждать. Москва. Аст-Астрель. 2003г., 862 стр.

3. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры / Ред. Кузин В.В. – М.: Спорт АкадемПресс, 2001. – 493 с.

Аннотация

В данной работе физическая культура и спорт рассматриваются как особый социокультурный и экономический феномен, что составляет отличительную особенность авторской позиции. Используя различные методы анализа, рассмотрены сущность, функции и различные аспекты физкультуры и спорта на современном этапе развития Украины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной...

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconНаціональний університет фізичного виховання І спорту україни
Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний : методическое пособие для специальностей 032101 Физическая культура и спорт, 032102...

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconОсновы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconМинистерство образования республики беларусь учреждение образования
Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconФизическая культура как социокультурный феномен
Внимание ученых всегда привлекала проблема сочетания и взаимодействия в человеке физического и духовного начала. Всеми народами и...

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconВлияние степени самоактуализации личности студента на его статус...

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconДоклад на тему: «Индивидуализация обучения математике, как важный...
Ведь основная цель учебного заведения – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей...

Физическая культура как социокультурное и экономическое явления и ее влияние на формирования личности студента iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Влияние физических упражнений на организм человека. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<