Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья




Скачать 127.86 Kb.
НазваниеКонцепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья
Дата публикации02.03.2013
Размер127.86 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВЫХ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЗДОРОВЬЯ.

В данной работе мы исходим из принятого в современ­ной культурно-исторической психологии постулата, соглас­но которому любые представления о каком-либо феномене формируются под влиянием определенных социокультурных факторов «коллективных теорий», моделей, схем и образов мира, имеющих надындивидуальное - общечеловеческое или национально специфичное — значение и выступающих в ка­честве своеобразных ориентиров человека в его психосоци­альном (интерсубъективном) пространстве (Коул, 1998). Для обозначения и анализа наиболее влиятельных культурных или дискурсивных моделей, определяющих современное пони­мание феномена здоровья, мы ввели рабочее понятие «соци­окультурный эталон здоровья».

Согласно выдвигаемой нами гипотезе, различные пред­ставления о здоровье и здоровой личности, фигурирующие как в научной литературе, так и в обыденном сознании, пред­полагают устойчивый образец (своего рода «первообраз») или «эталонное основание», т.е. самую общую схему, в соответ­ствии с которой эти представления структурируются. Весьма вероятно, что указанные «первообразы» имеют древнее про­исхождение и выступают в качестве распространенных со­циокультурных эталонов. В зависимости от выбранной нами общей направленности анализа, мы можем рассматривать эти эталоны как своеобразные аналоги исконных архетипических образов «идеального человека», рационализированные в научной и философской литературе, или как вполне определенные и закрепившиеся в культуре варианты интерпретации феноме­нов здоровья и болезни.

Иными словами, возможны два направления в исследова­нии социокультурных эталонов. Первое позволяет проникнуть в глубинные пласты человеческой психики и культуры, к скрытым уровням социокультурной детерминации здоровья и рассмотреть универсалии как индивидуального, так и кол­лективного опыта оздоровления. Эти универсалии — повсе­местно распространенные и устойчивые «первообразы здоро-

вья» — могут быть отнесены к сфере коллективного бессоз­нательного. Предметом исследования в данном случае выс­тупают архетипы *, определяющие исконные представления человека о собственном благополучии, целостности и совер­шенстве, а также универсальные мотивы, вариативно прояв­ляющиеся в различных формах оздоровительной практики, от приношения петуха в жертву Асклепию до «ритуалов» современной медицины и психотерапии. Образно говоря, перед исследователем стоит задача постичь общечеловечес­кую «мифологию здоровья и болезни». Примером такого исследования универсальных детерминант оздоровительной практики служит монография юнгианского аналитика А. Гуг-генбюля-Крейга «Власть архетипа в психотерапии и меди­цине». Автор, в частности, рассматривает диаду «врач — па­циент» как универсальный, архетипический паттерн человече­ских отношений, связанный с устойчивыми представления­ми, социальными установками, формами власти и определя­ющий характер современной медицины. По мнению А. Гуг-генбюля-Крейга, архетипические позиции «всемогущий цели­тель» и «зависимый больной» также фундаментальны, как отношения между мужчиной и женщиной, родителем и ре­бенком и т.п., и представляют собой полярные аспекты еди­ного архетипа (Гуггенбюль-Крейг, 1997, с. 58—64).

Второе исследовательское направление не предполагает выявления «узловых точек», скрытых детерминант и архети-пических первоистоков той или иной оздоровительной прак­тики, но скорее помогает прояснить общий культурный кон­текст, установить смысловые взаимосвязи и обозреть то дискурсивное поле, в котором формируются различные воз­зрения, концепции и модели. Исследуются представления о здоровье и болезни, сложившиеся в рамках определенных дис­курсивных практик, наиболее распространенные способы концептуализации, герменевтические традиции, определяющие характер и направленность различных психотерапевтических школ и оздоровительных технологий и т.д. В этой связи можно упомянуть предпринятую недавно В.М. Розиным попытку разработать «диспозитивную дисциплину здоровья» (Разин, 2000). Автор взял за основу понятие «диспозитива социальных явлений», предложенное М. Фуко. Диспозитив* (дословно «структура») — это целостное, хотя и гетерогенное представ-

ление об объекте или схема описания этого объекта, выяв­ляющая его внутреннюю структуру и вскрывающая различ­ные содержательные планы или измерения (там же, с. 28). Скрытая структура социального объекта, отраженная в та­ком представлении, анализируется как продукт определенного дискурса или.дискурсивной системы. По идее В.М.Розина, здо­ровье как социальное явление представляет собой проекцию и объективацию сложной системы дискурсов, которые нуж­но подвергнуть тщательному анализу (там же). То есть пред­полагается дискурсивный анализ устойчивых представлений и схем, регулирующих оздоровительную практику индиви­дов, групп и больших социальных объединений, включен­ных в определенное культурное пространство. Огромный интерес в этом отношении, наряду с работами Мишеля Фуко, представляет также фундаментальный труд К. Ясперса «Об­щая психопатология» (Ясперс, 1997), в котором не только систематизируются накопленные в течение столетий клиниче­ские данные, но, помимо этого, подвергаются философско­му и культурологическому анализу различные аспекты ме­дицинского и психиатрического дискурса.

С нашей точки зрения, феноменология здоровья охваты­вает и архетипическое, и диспозитивное измерение. В анали­зе выявляются как универсальные, архетипические образы, мотивы и идеи, относящиеся к проблематике здоровья, бо­лезни, исцеления, так и специфические констелляции идей, особые концептуальные конструкты, понимание которых тре­бует прояснения их культурно-исторического контекста. Например, представление о здоровье как о внутриличност-ной целостности и сбалансированности относится к числу архетипических идей. Однако, в различных дискурсивных системах это универсальное представление модифицируется по-разному: целостность может пониматься как гармония, соразмерность телесного и душевного (в свете античной философии) или как баланс элементов «инь» и «ян» в чело­веческом организме (традиционная китайская медицина). Такие модификации могут быть поняты и проанализирова­ны лишь в составе систем знания, их порождающих.

Архетипический и дискурсивный анализ представляют собой альтернативные стратегии исследования; первую можно определить как «углубление» или «выявление первооснов

(базовых структур)», вторую — как «расширение» или «про- I яснение контекста». Это две плоскости анализа, которые, образно говоря, располагаются перпендекулярно друг к дру- I гу и оказываются взаимодополняющими. Важно учитывать : оба направления и использовать в исследовании обе анали­тические стратегии. Словом, социокультурный эталон мо­жет быть непосредственно соотнесен с такими понятийны­ми конструктами, как архетип и диспозитив здоровья.

В данной работе мы будем рассматривать социокультур­ные эталоны здоровья в их культурно-историческом контек­сте, преимущественно как общие концептуальные схемы или способы описания, возникшие в условиях конкретных соци­альных и дискурсивных практик. Исследуя социокультур­ные эталоны, мы стремимся понять внутреннее строение этих образований, проанализировать их специфические структур­ные компоненты.

В основе любого устоявшегося социокультурного «этало­на здоровья» можно обнаружить более или менее четкую де­финицию*, отражающую самое общее понимание природы и специфики этого предмета познания. В дефинициях здоро­вья лаконично отражается своеобразие тех систем знания и культурного опыта, которые формируют определенные кон­цепции и модели здорового, полноценного существования. Очевидно, что характер конкретного определения здоровья всегда зависит от более фундаментальных представлений о человеке, природе и космосе (миропорядке), сложившихся в ходе развития данной культуры. Выявление и анализ таких определений и созданных на их основе концепций позволя­ют осмыслить проблему здоровья как универсальный феномен человеческой культуры, значение которого остается непреходя­щим в любую культурно-историческую эпоху.

Уточним, что мы имеем в виду, когда говорим о «дефини­ции», «концепции», и «эталоне» здоровья. Это три уровня обобщения устоявшихся представлений и знаний о здоро­вье, определяющих своеобразную систему интерпретации данного феномена. Дефиниция представляет собой предель­но обобщенное определение, содержащее самую общую идею и, как правило, обнаруживается в философской, медицинской или психологической литературе. Концепция* разворачивает и детализирует исходное определение, соотнося его с други-

ми категориями и реалиями опыта, более четко обозначая предметную область и упорядочивая относящиеся к этой об­ласти знания. Концепция здоровья далеко не всегда научно обоснована и часто присутствует в той или иной системе интерпретаций неявно, в виде разрозненных постулатов и положений, которые могут быть путем содержательного ана­лиза выведены из различных текстов. Поэтому можно лишь с определенной долей условности говорить, например, об «античной концепции здоровья». Что же касается «эталона здоровья», то этот сложный социокультурный феномен про­является двояко. С одной стороны, можно рассматривать эта­лоны формально, как относительно устойчивые формирую­щие матрицы, определяющие структуру нашего знания о здо­ровье и включающие набор константных характеристик. Как сказано выше, это упрощенные схематичные образцы, в соот­ветствии с которыми формируются житейские понятия и социальные представления о здоровье, характерные для дан­ной культуры. В составе эталонов обнаруживается опреде­ленная "совокупность общих принципов интерпретации и описания феномена здоровья, сложившихся в системах на­учного, философского, медицинского знания в ходе длитель­ного культурно-исторического развития различных сооб­ществ. С другой стороны, любой «эталон здоровья» в содержа­тельном плане представляет собой тот культурный осадок, который остается в массовом (обыденном) сознании и явля­ется непосредственным результатом использования конкрет­ной концепции здоровья в реальной социальной практике (будь то образование или наука, оздоровление или врачева­ние). По своим формальным признакам (или структурно) эталон может оставаться неизменным, предопределяя харак­тер научных или обыденных интерпретаций здоровья, тогда как его содержание достаточно вариативно и видоизменяет­ся под влиянием различных социокультурных процессов: новых научных открытий, новаций в системах гуманитарно­го знания, изменений в идеологии конкретного сообщества и т.п. Например, такие структурные составляющие античного эталона здоровья, как эталонные представления о внутренней согласованности и соразмерности (оптимальном соотноше­нии) элементов человеческой природы, достаточно констан­тны, однако сами элементы, выступающие в таком оптималь-

ном соотношении, у разных античных авторов могут суще­ственно различаться. Это могут быть жидкости организма, душевные состояния или элементы как физической, так и духовной природы (см. нижеприведенный обзор).

Социокультурные эталоны здоровья можно также рассмат­ривать как наиболее общие дискурсивные модели или мета-модели, кристаллизовавшиеся в рамках определенных дис­курсивных практик. При этом дискурсивная практика* по­нимается нами как устойчивая традиция оперирования специализированным языком с целью эффективной концеп­туализации психической и социальной реальности (приме­рами могут служить медицинские и психотерапевтические дискурсы, см. Калина, 2000, с. 100). Эталоны, как дискурсив­ные модели, предполагают специфическую организацию информации (или знания о здоровье) на уровне устойчивых концептуальных единиц. Они включают в себя различные концептуальные схемы — единицы знания, организованные вокруг определенного концепта (например, медицинские знания, выстроенные вокруг общего представления о чело­веке как организме, «биологической машине»). На основе этих схем конкретная информация о субъекте подвергается редукции. Так информация об актуальном состоянии паци­ента редуцируется, сводится к нескольким ключевым пара­метрам посредством ее соотнесения с основными нозологи­ческими единицами, отраженными в медицинской терми­нологии. Наконец, мы можем рассматривать социокультур­ные эталоны как основания для определенных оценок явле­ний социальной жизни и проявлений человеческой приро­ды в их отношении к здоровью; это своеобразные интер­претационные шаблоны, в соответствии с которыми нечто оценивается как «здоровое» или «больное», полезное или вредное для здоровья и т.п. (В данном случае мы исходим из положения, что «основанием оценки может служить... неко­торый образец, идеал или стандарт» (Ивин, 1970, с. 31)).

Как были выделены описанные ниже эталоны?

На материале философской, медицинской, психологиче­ской и биологической литературы нами был осуществлен сравнительный анализ устойчивых дефиниций, или наиболее распространенных определений здоровья и характеристик здо­рового человека, связанных с этими определениями.

^ В структуре социокультурного эталона здоровья могут быть выделены следующие компоненты:

  • наиболее общее эталонное представление о феномене здо­
    ровья
    (как правило, лаконично выраженное в дефиниции);

  • эталонный образ здоровой личности, предполагающий
    набор устойчивых личностных характеристик;

  • устоявшиеся представления об основных условиях и прин­
    ципах здорового существования',


  • информация о путях или способах оздоровления личности,
    отражающая культурно-исторический опыт различных со­
    обществ.

Кроме того, любому социокультурному эталону здоровья соответствует определенный тип интерпретации болезни.

Дефиниция здоровья составляет своеобразное концептуаль­ное ядро, вокруг которого структурируются эталонные пред­ставления конкретного типа. В таком «ядре» заключен наи­более общий принцип интерпретации здоровья, характерный для определенного эталона. Совокупность накопленных зна­ний об условиях здорового существования и способах оздо­ровления составляет информационное поле эталонных представ­лений о здоровье. Ориентируясь в этом поле, представители конкретных социальных групп специфическим образом орга­низуют свою оздоровительную практику. В свою очередь, эталонный образ здорового человека, формируясь на основе научных, а также философских, мифологических и идеоло­гических представлений, постепенно превращается в соци­альный стереотип и начинает выполнять регуляторную фун­кцию. Такой образ-стереотип есть результат «визуализации» научного знания, благодаря которой абстрактные схемы вклю­чаются в образное пространство обыденного сознания. От­метим, что в разделяемых представлениях о здоровье указан­ные компоненты часто не разграничены, слиты, и их выяв­ление требует тщательного анализа. Однако модель здорово­го существования или здоровой личности более дифферен­цирована, поскольку призвана служить ориентировочной основой в специализированной деятельности, связанной с укреплением здоровья, например, в медицине или пси­хотерапии. Модель затрагивает не столько сферу обыденно­го сознания, сколько специфическую область более строгих научных и профессиональных представлений о здоровье. Впрочем, как и разделяемые социальные представления, на-

учные модели всегда предполагают «эталонное основание» и могут быть непосредственно соотнесены с определенным социокультурным эталоном здоровья.

Важно различать частную научную модель (или объясни­тельную схему) и социокультурный эталон, выступающий в качестве общей дискурсивной модели, в которой заданы ус­тойчивые принципы интерпретации и описания феноменов здоровья и болезни. По сравнению с частными моделями, эталоны представляют собой структуры более высокого уров­ня. Поэтому альтернативные научные модели могут быть включены в единую метамодель согласно общему эталонно­му основанию: так адаптационные модели здоровой личнос­ти, возникшие в рамках различных научных школ, относят­ся к общему адаптационному эталону (см. гл. III).

Закрепление тех или иных моделей и объяснительных схем в социальной практике является результатом идеологичес­кой борьбы, так как, по удачному замечанию С. Московичи, любое научное сообщество одержимо стремлением к интел­лектуальному доминированию, власти, к «обладанию терри­торией» (Мо5соV^с^, 1997). «Ученые такие же люди, как и дру­гие, и их склонность исповедовать традиции и нормы своего сообщества, пользоваться одними групповыми средствами по­знания, игнорируя другие, нередко приводит их к взаимно­му непониманию, пренебрежению и конфронтации» (там же). Подобно простому обывателю, ученый чаще всего по­лучает знания не из материнских рук Природы, но из сис­темы коллективных представлений (Московичи, 1995, с. 7). Хотя научные и обыденные суждения принято противопос­тавлять друг другу как обоснованные / достоверные и пред­взятые / искаженные, следует отметить, что при существен­ном различии в принципах построения, они подчиняются тождественным социальным закономерностям. Научные со­общества и социальные группы, далекие от науки, следуют различным традициям познания и истолкования реальнос­ти; тем не менее, и закоренелость стереотипов массового сознания, и убежденность ученого в корректности, если не истинности, его научного подхода отражают один и тот же социокультурный феномен — «гипнотическое» воздействие эталона, силу господствующего дискурса, власть архетипа. Еще раз подчеркнем, что, как обыденные, так и научные

представления о здоровье — это продукты дискурсивных прак­тик и атрибуты или функции тех групп, которые вовлечены в эти практики.

Между системами научного и обыденного знания проис­ходит постоянный взаимообмен, способствующий распрост­ранению и внедрению в широкую социальную (оздорови­тельную) практику определенных типов интерпретации здо­ровья. Так, например, массовая вакцинация способствует закреплению в обыденном сознании представления об им­мунитете, а распространение психоаналитической терапии приводит к тому, что сугубо научное понятие комплекса ста­новится расхожим шаблоном («у него много комплексов», «он закомплексован»). Как правило, научные понятия, в от­рыве от своего теоретического контекста, значительно иска­жаются и принимают новые, часто гротескные формы упот­ребления и значения. Это объясняется интерференцией раз­нонаправленных социальных и культурных влияний.

В аналогичный процесс социальной (массовой) обработ­ки вовлекаются и философские воззрения на природу здо­ровья и болезни. При этом наблюдается смешение различ­ных, порою противоречивых идей в неоднородном составе обыденных суждений. Примером того, как философское воз­зрение превратилось в содержание обыденного сознания, может служить знаменитая пословица «В. здоровом теле -здоровый дух», отражающая античное представление о здо­ровье как гармоничном единстве души и тела (см. гл. II). В то же время, распространенный вариант этой пословицы «В здоровом теле — здоровый дух, на самом деле — одно из двух» показывает, как массовое сознание, следуя собствен­ным законам, искажает исходную философскую идею; ведь для античного мышления здоровье души было просто невоз­можно без здоровья тела, и наоборот. Видимо, древняя ан­тичная мудрость искажается в обыденном сознании под вли­янием более позднего картезианского представления о пси­хофизическом параллелизме или дуализме материи и духа. Еще больше курьезов связано с внедрением в систему соци­альных представлений интерпретации болезни как выраже­ния всеобщего закона Кармы; показательно, что эта интер­претация легко уживается в сознании современного запад­ного человека с христианскими и научными идеями. Так

представления, возникшие на основе различных эталонов или дискурсивных моделей, видоизменяясь, образуют сложные, логически противоречивые сочетания в системе обыденного знания. Упомянутые социальные феномены обуславливают путаницу и эклектизм, которые царят в современных пред­ставлениях о здоровье и болезни и могут быть устранены посредством кропотливого анализа эталонных (или социо­культурных) оснований этих представлений.

Мы еще вернемся к обсуждению данной проблематики, но сначала рассмотрим конкретные эталоны здоровья, стре­мясь понять их специфику.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconКаждая личность на протяжении своей жизни формирует систему устойчивых...
Определение. Направленность личности это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную...

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconКонцепция развития «школы сохранения здоровья» образовательный проект
Анализ деятельности и организации учебно-воспитательного процесса с выделением проблемы школы

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconФилософия Здоровья «Философия Причинного Здоровья»
...

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconКонцепция красоты
Концепция бренда постоянно развивается, чтобы соответствовать требованиям специалистов и наших партнеров

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconПрограмма курса «Основы здоровья»
Важной составляющей частью школьного образования является формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Именно на достижение...

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconРоль духовности в организации паллиативной медицины и хосписного дела
Роль духовности в вопросах всех видов здоровья – и здоровья нравственного, и здоровья психического, и здоровья физического будет...

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconСпособность адекватно оценивать себя
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов...

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconКонцепция стратегического плана развития сферы охраны здоровья населения города Евпатории
В соответствии с подходами Всемирной организации здравоохранения (World Health Report 2000, Health Systems: Improving Performance)...

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconМежду институциональным принуждением и коммуникативной самореализацией
«нейтрализацию» или, если это соотносится с институциональными интересами, на «гармонизацию» дискурсов иных социокультурных сред

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья iconПояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой...
Льный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<