Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”.




Скачать 94.24 Kb.
НазваниеСтатья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”.
Дата публикации08.05.2013
Размер94.24 Kb.
ТипСтатья
uchebilka.ru > Культура > Статья
УДК 130.2

Кунденко Я.Н.

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

“МАС-МЕДИА-КУЛЬТ” ИЛИ “МИФЫ ПОТРЯСЕННОГО СОЗНАНИЯ”


Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. Массовая культура определяется как духовное основание информационного общества и специфический историко-логический этап в развитии культурной действительности, определяемый противоречивым единством мифологического содержания и мультимедийной формы.

^ Ключевые слова: медиакультура, информационное общество, средства массовой коммуникации, креативность, мультимедийные технологии.

Кунденко Я.М.

^ МАС-МЕДІА-КУЛЬТ” АБО “ МІФИ ПРИГОЛОМШЕНОЇ СВІДОМОСТІ”

Стаття присвячена дослідженню проблеми філософського визначення основних понятть, що характеризують сучасну соціокультурну ситуацію: “масова культура”, “сучасна міфологія”, “медіакультура”, “інформаційне суспільство”. Масова культура визначається як духовна основа інформаційного суспільства та специфічний етап у розвитку культурної дійсності, що задається протилежною єдністю міфологічного змісту та мультімедійної форми.

Ключові слова: медіакультура, інформативне суспільство, засобі масової комунікаціі, креативність, мультімедійні технології.

Kundenko Y.

^ MASS-MEDIA-CULT” OR “MYTHS OF THE SHAKEN CONSCIOUSNESS”

The philosophical definition problem of basis “mass culture”, “modern mythology”, “media-culture”, “the information society” notions which characterize the modern socio-cultural situation is considered in the article. Mass culture is defined as the spiritual basis of the information society and as the mythological content contradictory unity a media form specific historical-logical stage in the cultural reality development.

^ Keywords: mediaculture, information-oriented society, mass communication medium, multimedia technology, creativity.
Что же является причиной “потрясения” сознания современного человека, ставшего “массовым” и при этом “одномерным”, “жизненный мир” которого определяется как информационное общество, а идеологическая основа представляет собой “культ” средств массовой информации? Каковы социокультурные “контуры” и философские основания становящегося в ХХI веке пост-современного мира, идущего после (по-следу) прошлого и настоящего (его на-следующего), пре-следующего будущее (перенесенное на сейчас)?

Данная статья есть одна из многочисленных версий из мозаичного спектра постмодерной рефлексии современной социокультурной “ситуации”. Цель ее – философское определение “трех китов” информационного общества – понятий “массовая культура”, “медиакультура” и “современная мифология”, актуализированное внутренней необходимостью современной культурной действительности, прошедшей период серьезной критики со стороны теоретиков и последующей апологии со стороны практиков, что делает необходимым целостное и объективное философское определение, начатое в российских и отечественных исследованиях, имеющих обзорно-культурологический и учебный характер.

Современное состояние общественного и индивидуального сознания, именуемого в гуманитарном знании как информационное, обнаруживает свою логическую значимость как специфическая медиаформа массовой культуры, внутренним содержанием которой есть не столько научно-технический прогресс, сколько современное социо-культурное мифотворчество. Понимание данного этапа в развитии культурной действительности возможно при обращении к историко-логической определенности массовой культуры.

Становление феномена массовой культуры исторически определяется в рамках конца ХVIII – середины ХIХ вв. При том, что его отдельные фрагменты обнаруживают себя в культуре (как народной, так и элитарной) начиная с “массовых” ритуальных действий первобытности.

Причиной “омассовения” культуры обозначается рост и распространение средств массовой информации и коммуникации. Однако остается не определенным целевое предназначение, связанное с внутренней существенной необходимостью выхода культуры в массы и перехода культурной действительности к ее массовой и отчасти “массированной” модификации.

Прежде всего, необходимо отметить внутреннюю готовность “масс” как основание этого перехода. Что связано с высоким уровнем развития всех сфер культурного процесса, нашедших свое обобщение в разработке универсального метода определения понятия в немецкой классической философии. Такое когнитивное “наполнение” предопределило не только кардинальные изменения в социально-политической структуре общества, но и связанный с ним научно-технический прогресс. Кроме того, сделало не только возможным, но и необходимым распространение достижений “высокой” и “элитарной” культуры в массовом порядке для всех и каждого.

Провозглашенные Великой французской революцией принципы “свобода”, “равенство” и “братство”, являющиеся итогом Просвещения, не только развивают основной принцип христианства о равенстве людей перед Богом, но и распространяют его в социальной реальности, объявляя о равных экономических, политических и культурных возможностях каждого гражданина. Что открывает доступ всем и каждому к “святая-святых” Высокой культуры, прежде создаваемой и потребляемой духовной элитой человечества.

Культура в ее массовой форме выходит на уровень действительности как единства духовного основания и сферы ее повседневной реальности в жизнедеятельности каждого человека. Становится “жизненным миром” человека, вне которого он не существует. Тем самым утверждается ее массовый (необходимый всем), универсальный и всеобщий характер. Каждый человек становится не только результатом «возделывания и обработки», то есть объектом культуры (как другие культурные артефакты), но действительным субъектом культуры, ее творцом.

Таким образом, общественное сознание переходит на новый уровень восприятия действительности от исследования реальности (Космоса, Бога, Природы и Человека) обращается к ее сущности в познании каждого человека. Философские основы данного процесса закладываются в Немецкой классической философии, которая есть начало этапа, именуемого в истории как Новейшее время. Исторически оно определяется как новое Средневековье – эпоха Самосознания человечества, обращенного не к физическому пространству или историческому времени, но к метафизическому и существенному в сознании самого человека, где мир обретает свой смысл и значимость. В силу этого исследуется идеальное “не-сущее”, определяющее чувственно данную реальность и продуцируемое сознанием человека. Такой предмет исследования задает и его метод – диалектика и обобщение как моменты рефлексии и сравнения.

Обнаружение человеком своего “Я” как основания сущего, его “не-сущей” конструкции и есть причина “потрясения” как самого познающего сознания, так и реальности, которая отныне не есть самоцель в исследовании, но лишь составляющая в процессе рефлексии. Констатируемый в силу этого “конец истории” и начало “логического” или “мифологического” периода связан не только с научно-техническим прогрессом и возникновением гуманитарного знания, но и с утверждением массовой культуры, имеющей “вожделеющий” (в классической терминологии) или потребительский характер, связанный с использованием реальности для реализации определяющего человека сознания.

Логическим основанием нового этапа выступает всеобщий метод определения понятия, сформулированный в гегелевской “Энциклопедии философских наук”, адаптированный к социальной реальности Марксом и эмпирически апробированный Лениным. Современная философия является диалогом с данной методологией. Выступая в оппозиции, использует ее для построения собственных теорий. В силу этого, философия отходит от своей классической определенности метафизики и методологии, приобретает мировоззренческий характер и растворяется в “массе”, где каждый претендует на создание не только собственного культурного “жизненного мира” и собственной мифологии, но и философии в целом.

Естественно в таком “растворенном” и “распространенном” состоянии общекультурный уровень не только усредняется и унифицируется, но и понижается. Прекрасная античная амфора и средневековый кубок трансформируется в широкое, но мелкое блюдо для шведского стола. Многочисленные сетования по этому поводу в исследованиях социологов и культурфилософов противостоят оптимистичным выводам в работах “медиа-практиков” и “мифо-теоретиков”, определяя проблематику и закладывая основание для целостного, философского определения понятия “массовая культура”, которое обозначается в структуралистском и постмодернистском исследовании текста и гипертекста массовой культуры.

Современное “массовое” состояние искусства, религии и философии уже сложно представить исключением или “порчей”, нуждающейся в исправлении. Массовая культура обрела “весомость” вследствие приложения “силы” ума и таланта мастеров истинно “массового” и одновременно обобщающего вида искусства – кино. Работы Бергмана, Куросавы, Феллини, Тарковского являются элитарными и авторскими, с годами не теряют популярности у зрителя (сейчас даже не только у элитарного, но и у массового). Маскульт не вытесняет культуру и культурность, подменяя ее китчем и рекламой, а скорее искусно обыгрывает как китч, так и рекламу для “искушенного” зрителя и пользователя, включив его в интерсубъективное поле игры и со-творчества. Успех этого процесса задается автором культурного действа, что сообщает действительный характер реальности культурных артефактов.

Таким образом, определение культуры как массовой теряет свой «бранный» характер и может быть квалифицировано как этап в ее развитии, непосредственно связанный с медийными возможностями средств массовой информации, реализующими себя в современном мифотворчестве.

Характеризуя современную мифологию, необходимо отметить, что данная мировоззренческая форма обретает особую значимость в культуре. В мифе, как основной форме/формате виртуальной реальности современной культуры, нет линейности и векторности, а есть все – завершенная целостность живого и одухотворенного образа человеко-мира или миро-человека Традиционно она определяется как исходная, исторически и логически первая, мыслеформа. Исходя из определения Лосева, миф есть мысль-действие, коллективное “переживание” синкретической целостности мира и человека в нем. Основной формой передачи информации есть мысль-образ, отличием которой от художественного образа есть “невыделенность” художника, коллективное авторство (обозначенное в современной культуре как обратный процесс – “смерть автора”). Что задает смысловую непосредственность и неопределенность при яркой и фантастической форме выражения, необходимой для усиления воздействия и закрепления в памяти. Однако это не является свидетельством недостоверности или ложности мифологического типа мышления. В данном случае “устами младенца глаголет истина” или “сказка -ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок”. Миф есть колыбель человечества, в которой выпестованы его основные мировоззренческие формы: искусство, религия, наука и философия, в свою очередь содержащие мифологию как сюжет и содержательную наполненность (искусство), историческую канву и популярную модификацию (религия), противоположность “образ-понятие”, выявляющую общее оcнование (философия).

Современное мифотворчество есть результат историко-логического развития мифологического мышления, содержащего такие основные ступени: первобытная (собственно мифологическая), греко-римский эпос (эстетическая модификация), библейская мифология (религиозная форма), немецкая романтическая традиция и философия мифа Шеллинга (теоретико-методологическая стадия).

В работах Лосева реализовавшийся феномен целостно определяется и обретает статус мировоззренческого понятия. Что свидетельствует об особом статусе мифотворчества в современной культуре, представляющей собой эпоху возрождения и “пересоздания” мифологического основания. Это происходит на основе исторически и этнически накопленного богатства, но представляет собой создание индивидуального мифологического образа живого и одухотворенного мира для каждого самосознающего “фрагмента” массы (в противовес изначально коллективному).

В отсутствии идеологического руководства со стороны таких традиционных культурных форм как религия, наук, философия каждый современный человек создает свою систему мироздания, позволяющую ему свободно ориентироваться в процессе жизнедеятельности и она имеет мифологический характер. Основным средством для этого служат вышедшие на передний план культурного творчества медийные средства, которые выступают посредниками между человеком и обществом, Высокой и популярной культурой, то есть дают возможность не только пресловутой манипуляции сознанием современного (массового) человека, но, прежде всего – социальной адаптации, а также культурному просвещению.

Мифологическая форма подачи информации, свойственная массовой культуре и присущим ей медиасредствам не только и не столько отвлекает и развлекает зрителя или пользователь, но одновременно развивает и культурно обогащает его. Основой для этого является специфика кинообраза. Киноискусство предельно реалистично и натуралистично изображает реальность сознания человека, выявляющего существенные моменты “снимаемой” реальности и “натуры”. В силу этого данная форма образного восприятия всегда связана с работой мысли, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека. Об этом свидетельствует существование “вторичной” мифологии – создание мифологем на основе различных мировоззренческих форм (религия, наука, философия), имеющих целью информировать или (что бывает достаточно часто) дезинформировать массовую публику, с определенной целью (как корыстной, так и альтруистической) создать желаемый образ реальности. При этом никто не отрицает необходимости критического отношения к “продуктам” массовой и медиа- культуры. Однако знание ее смыслового максимума дает возможность найти адекватную форму для передачи знания любого уровня сложности всем желающим и интересующимся.

В заключении необходимо отметить специфику современных медийных средств как основной формы передачи информации и осуществления межличностной коммуникации. Современный медийные, а также мультимедийные средства по своему содержанию есть обобщение образно-мифологического и понятийно-философского знания. Можно сказать, что осуществилась мечта великого режиссера С. Эйзенштейна, который говорил о необходимости совмещения в киноискусстве абстракции понятия и чувственности образа. Современный гипертекст, свойственный мультимедийным средствам представляет именно такую форму. Кроме того, свойственная ей интерсубъективность позволяет существовать коллективному творчеству, способствующему духовному развитию и освобождению. Что характерно для разумного познания как обобщения осознания реальности и процесса самосознания, является действительной и необходимой сутью информационного общества, в котором знание находится «в форме”, адекватной познаваемой реальности и обнаруживает не только свою понятийную определенность, но и образное аудиовизуальное воплощение.

© Кунденко Я.М., 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconСтатья посвящена исследованию гендерных особенностей трудовой миграции населения Украины
Статья посвящена исследованию гендерных особенностей трудовой миграции населения Украины. Рассмотрены проблемы трудоустройства женщин-мигрантов...

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconГ. В. Дворцева Статья посвящена определению сущности понятий «культура»,...
Статья посвящена определению сущности понятий «культура», «человек культуры» и «диалоговое общение». Эти понятия рассматриваются...

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconСварка металлов термины и определения основных понятий гост 2601-84
Настоящий стандарт устанавливает применяемые о науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области сварки...

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconКонцедалова Е. В
...

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconРазработка моделей знаний об аварийных ситуациях с использованием нормальных форм бэкуса-наура
При разработке систем интеллектуального управления, одним из основных этапов является выбор модели представления знаний. Данная статья...

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconТрубы стальные термины и определения гост 28548-90 (ст сэв 6584-89)
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий основных видов стальных труб

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Искусство в жизни общества....

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconСтатья посвящена исследованию музыкальных образов, определению места и функ
Стаття присвячена дослідженню музичних образов, визначенню місця та функцій звукових образів у структурі поетичного цілого

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconСтатья посвящена теоретико-правовому анализу правовой культуры работников...
Правовая культура работников масс-медиа как условие формирования правового информационного общества

Статья посвящена исследованию проблемы философского определения основных понятий, характеризующих современную социокультурную ситуацию: “массовая культура”, “современная мифология”, “медиакультура”, “информационное общество”. iconСтатья Определение основных сроков и понятий 13 Статья Таможенная политика 15
Статья Законодательство Украины по вопросам таможенного дела Законодательство Украины по вопросам таможенного дела состоит из 16

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<