Скачать 129.47 Kb.
|
Анализ содержания и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях г. Севастополя в 2011–2012 учебном году Е.В. Шишкина Эффективность методической работы как важнейшей составляющей системы последипломного образования педагогических кадров в значительной мере зависит от информационно-методического обеспечения образовательного процесса в дошкольных учебных заведениях. В Севастополе 83 дошкольных учебных учреждения (из них 8 ДУЗ Черноморского флота Российской Федерации), 14 ДУЗ имеют специализацию, контингент детей составляет 11723 человека, количество педагогов – 2223 человек. В течение 2011–2012 учебного года в дошкольных учреждениях были открыты дополнительно 17 групп полного пребывания детей. В каждом дошкольном учреждении согласно инструктивно-методическому письму МОНМС Украины «Про організацію роботи з дітьми 5-річного віку» № 1/9-666 от 27.09.2010 г. дополнительно открыты группы кратковременного пребывания. В условиях модернизации системы дошкольного образования одной из важнейших задач является повышение эффективности и качества методического сопровождения учебно-воспитательного процесса на разных уровнях: от дошкольного учебного заведения до городской методической службы. Таким образом, методическая работа дошкольных учебных заведений (ДУЗ) тесно связана с повышением квалификации педагогов во время курсовой подготовки и в межкурсовой период (работа районных и городских методических объединений, семинары, методические фестивали и т.д.). Целевые установки методистов по дошкольному образованию ИПО СГГУ были направлены на повышение педагогической и методической культуры, содействие творческой самореализации педагогических работников ДУЗ. Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса, внедрение в повседневную практику педагогической импровизации. В 2011–2012 учебном году на курсах повышения квалификации в ИПО СГГУ прошёл обучение 241 педагогический работник ДУЗ. Учебно-тематические планы курсовой подготовки составлялись на основе анализа статистических и оперативных данных сети дошкольных учебных учреждений, заявок руководителей ДУЗ. Обновлены планы для пяти категорий педагогических работников, воспитателей первой и высшей категорий, воспитателей-специалистов и второй категории, воспитателей групп раннего возраста, заведующих дошкольными заведениями. Планы разработаны в соответствии с Законом Украины «Про дошкільну освіту», «Базовим компонентом дошкільної освіти», нормативными документами по обеспечению охраны жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Учтены рекомендации Центрального института последипломного педагогического образования УМО НАПН Украины, запросы и потребности педагогических работников дошкольных учреждений. Учебные планы рассчитаны на 72 часа, включают социально-гуманитарную подготовку, нормативно-правовое обеспечение образования, основы безопасной жизнедеятельности детей, вопросы педагогической психологии и инновационные методики дошкольного образования. С целью активизации слушателей использовались деловые игры, дискуссии, «мозговые штурмы», тестовые задания. Охват педагогических работников ДУЗ курсовой подготовкой в 2011–2012 учебном году представлен в таблице 1. Таблица 1 ^ в 2011–2012 учебном году
В системе непрерывного педагогического образования значительное место занимает организация и содержание работы с педагогическими кадрами в межкурсовой период. Методическое сопровождение деятельности ДУЗ в 2011–2012 учебном году осуществлялось в соответствии со следующими актуальными задачами: – формирование познавательно-интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста; – совершенствование организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста; – развитие учебно-воспитательной работы с детьми согласно требованиям инструктивно-методических писем МОН Украины: «Про організацію та зміст фізкультурно-оздоровчої роботи в дошкільному навчальному закладі» № 1/9-438 от 27.08.2004 г., «Про організацію та зміст навчально-виховного процесу в дошкільних навчальних закладах» № 9/1-306 от 06.06.2005 г., «Планирование работы в дошкольных учреждениях» № 1/9-455 от 03.07.2009 г.; – патриотическое и духовно-нравственное развитие ребёнка дошкольного возраста; – обеспечение преемственности дошкольного учебного учреждения и начальной школы. Приоритетными направлениями работы ДУЗ были обобщение и модификация методических материалов по внедрению программ дошкольного образования «Я в Мире», «Уверенный старт», методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной работы ДУЗ, внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий Н. Ефименко, А. Стрельниковой, И.Е. Латохиной. Методическое сопровождение реализации данных задач и направлений осуществлялось с помощью различных массовых, групповых и индивидуальных форм работы с педагогическими кадрами дошкольных учебных учреждений. Одним из новых направлений работы методических объединений является организация межрайонных заседаний, на которых рассматриваются вопросы различных сфер жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основная цель данной формы работы заключалась в пропаганде перспективного педагогического опыта между дошкольными учреждениями разных районов города. Тематика заседаний районных методических объединений в течение пяти последних лет ориентирована на сферы Базового компонента дошкольного образования в Украине. Главной задачей методических объединений является демонстрация нетрадиционных форм организации как учебно-воспитательного процесса, так и различных видов самостоятельной деятельности детей. Эффективной работе методических объединений во многом способствует творческий подход и чёткая организация со стороны руководителей МО: С.И. Крамской (ДУЗ № 120), С.А. Бабаевой (ДУЗ № 125), Т С. Пацукевич (ДУЗ № 127), Л.Н. Фроловой (ДУЗ № 86), И.И. Фроловой (ДУЗ № 90). Наиболее активными участниками методических мероприятий городского и районного уровней стали дошкольные учреждения № 2, 3, 12, 33, 34, 39, 63, 91, 125, 127, 128, 131 (см. таблицы 2, 3). Таблица 2 ^
Таблица 3 ^
Совершенствовалось содержание и организация проведения методического фестиваля «Педагогическая копилка», пропагандирующего перспективный педагогический опыт педагогов дошкольных заведений, аттестующихся на высшую категорию и звание «воспитатель-методист». При демонстрации материалов всеми участниками были использованы мультимедийные средства. Банк материалов перспективного педагогического опыта дошкольных заведений города пополнился содержательными практическими разработками по следующим актуальным темам: – реализация интегрированного подхода в поисково-экспериментальной деятельности, развитии конструктивной деятельности дошкольников (ДУЗ № 2, 127); – формы и методы ознакомления детей с историей родного города, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста (ДУЗ № 122, 2, 133); – использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе (ДУЗ № 39); – формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста (ДУЗ № 125,107); – методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в работе с родителями (ДУЗ № 39); – использование модели музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста (ДУЗ № 128); – формирование экологической культуры дошкольника (ДУЗ № 107, 133). Оказание педагогическим коллективам методической помощи осуществлялось в различных формах. Было проведено совместное совещание-семинар по проблеме организации предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Во время семинара широко использовались мультимедийные средства, фотоматериалы вариантов оборудования групп раннего возраста, было представлено оборудование для физкультурно-оздоровительной работы в группах раннего возраста. С января 2011 года ДУЗ № 43, 125, УВК № 1 и УВК № 2 внедряют программу «Уверенный старт», которая направлена на обучение и воспитание детей пятого года жизни. В рамках реализации данной программы ежеквартально проходили заседания творческих групп, на которых определялась стратегия её реализации. В период подготовки ДУЗ к аттестации осуществлялись групповые консультации и индивидуальная помощь педагогическим работникам различных специальностей: методистам, воспитателям, физинструкторам, музыкальным руководителям. Перед аттестацией была оказана методическая помощь дошкольным учебным учреждениям № 2, 34, 67, 91, 93, 107, 116, 127, 130, 131, Центру развития и оздоровления детей. Методистом Е.В. Шишкиной осуществлялось выездное консультирование отдалённых дошкольных заведений № 81, 128, 116. В 2011–2012 учебном году индивидуальные консультации были проведены для 204 педагогических работников, 325 воспользовались новинками методической литературы, фонды которых систематически пополняются и обновляются методистом ИПО СГГУ. Расширилось взаимодействие методической службы по дошкольному образованию с кафедрами СГГУ. В 2011–2012 учебном году продолжилось внедрение проблемно-методических курсов «Использование ИКТ в методическом сопровождении работы дошкольного учебного учреждения» (преподаватель Л.В. Фесенко, методист Е.В. Шишкина). Одним из результатов работы курсов стала разработка презентаций дошкольных учебных учреждений. В кабинете дошкольного воспитания пополняется банк презентаций ДУЗ, созданных методистами данных дошкольных учреждений. В прошедшем учебном году значительное внимание было уделено научно-методическому сопровождению таких направлений воспитательной работы, как художественно-эстетическое, духовно-нравственное, патриотическое, экологическое, физическое и логико-математическое. Содержательно и продуктивно осуществлялась работа постоянно действующего семинара «Основы краеведческой работы в дошкольном учреждении» (на базе ДУЗ № 120) под руководством ст. преподавателя кафедры ИСГН Е.Б. Алтабаевой. Результаты работы представлены в сборнике «Основы краеведческой работы в дошкольном учебном учреждении» (выпуск 5), который содержит методические материалы из опыта работы ДУЗ. Первостепенное внимание методической службы ИПО СГГУ уделялось ознакомлению педагогических работников дошкольных учреждений со здоровьесберегающими технологиями. Традиционным стало проведение на базе ДУЗ № 131 авторского семинара-практикума (72 часа) «Использование физкультурного оборудования для оздоровительной работы в ДУЗ» (Н.Н. Ефименко, к.п.н.) для инструкторов физической культуры, методистов и воспитателей ДУЗ. Анализ методического сопровождения учебно-воспитательного процесса дошкольных учебных заведений города Севастополя подтвердил, что в методическом обеспечении дошкольного образования совершенствуются и модернизируются содержание, формы и методы работы с педагогическими кадрами. Первостепенными задачами кабинета дошкольного образования ИПО СГГУ на 2012–2013 учебный год являются: – научно-методическое обеспечения работы педагогических кадров ДУЗ по познавательно-интеллектуальному развитию и социально-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; – обобщение перспективного опыта воспитателей дошкольных заведений по преемственности работы со школой; – модернизация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях; – активное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных здоровьесберегающих технологий; – внедрение новой модели взаимодействия ДУЗ и родителей; – создание развивающего пространства для игровой ведущей деятельности дошкольника. |
![]() | Эффективность методической работы как важнейшей составляющей системы последипломного образования педагогических кадров в значительной... | ![]() | Нацеливают словесников на выполнение этой задачи нормативные документы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины,... |
![]() | Украины от 21. 07. 2011 №1/9 – 556 «Об организации учебно-воспитательного процесса в 2011/2012 учебном году», от 27. 01. 2012 №1/9-61... | ![]() | Ипо сггу в 2012–2013 учебном году была направлена на совершенствование содержания воспитания, методическое обеспечение воспитательного... |
![]() | Согласно Положению о психологической службе системы образования Украины (приказ Министерства образования Украины от 03. 05. 1999... | ![]() | Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012–2013 учебном году. Пути повышения эффективности школьного... |
![]() | Организация методического обеспечения этого процесса в 2012–2013 учебном году и задачи на 2013–2014 учебный год | ![]() | Влияние социальных факторов на воспитание и образование. Проводятся многочисленные исследования, имеющие целью определить экономический... |
![]() | В 2012–2013 учебном году было отмечено повышение теоретического и методического мастерства учителя: 86% педагогов города в своей... | ![]() | Особое внимание уделяется формированию у будущего поколения предметных компетенций на основе целостного представления натуралистической... |