Программа: «Сказка»




Скачать 279.46 Kb.
НазваниеПрограмма: «Сказка»
страница1/2
Дата публикации18.05.2013
Размер279.46 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Культура > Программа
  1   2



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Доволенского района
Новосибирской области

Дом детского творчества.

Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждаю

педагогического совета ДДТ ________________

протокол №3 от 28.01.03 года директор ДДТ Зонов Д.П.

Авторская программа

«Сказка»

кукольного театра
Предусматривает 3-х годичный курс обученияСКАСССССС
Рассчитана на детей в возрасте с 10 до 13 лет.

Автор: Киселёва Л.А.

педагог дополнительного

образования

С.ДОВОЛЬНОЕ

2003 год


Заявка на участие в Областном туре

VIII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ

дополнительного образования детей
Программа: «Сказка» кукольного театра .

Автор: Киселева Любовь Алексеевна.

Год рождения: 04.12.1972 г.

Образование: высшее.

Место работы: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.

Должность : педагог дополнительного образования.

Стаж работы: 8 лет.

Категория: первая.

Адрес: с. Довольное, ул. Ленина, 95

Контактный телефон: 8 – 254 – 21 – 556

Образовательная область: художественно-эстетическая.

Срок реализации: три года.

Адресат: рассчитана на детей в возрасте 10 – 13 лет.

Новизна: На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда - то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Доступность материалов находящихся рядом с нами дают реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов. Кроме того куклы тем хороши, что все они неповторимо индивидуальны и даже уникальны. Программа построена на использовании устного народного творчества, т. е. на сказках и нацеливает преподавателя в его работе с детьми на освоение народного искусства не только теоретически, но и, прежде всего, «изнутри» - через включение обучающихся в процесс творчества, через эмоциональную сторону восприятия.


Цель программы: ^ Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Введение.

Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка. Это, может быть, единственный вид искусства, где человек может научиться изобразительному и театральному искусству одновременно.

Искусство театра кукол совмещает разные виды искусства: куклы это скульптура, декорации, живопись, пьеса – литература. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Поиск и эксперимент должны стать основой существования творческого коллектива.

На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Доступность материалов находящихся рядом с нами дают реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов. Кроме того куклы тем хороши, что все они неповторимо индивидуальны и даже уникальны. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

Но только в театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неоживлённого предмета. Театральная кукла – это неодушевлённый предмет, «оживший» в руках актёра, а «ожить» может практически любой предмет.

В театре кукол часто трудно отличить, где кукла – действующее лицо, а где оформление спектакля, декорации, так как в любой момент может задвигаться и заговорить и дерево, и дом, и скамья, на которой только что сидели куклы.

В театре кукол сами персонажи (куклы) и декорации (оформление) выдуманы и изготовлены художниками - детьми, поэтому весь спектакль – это «оживающее» по ходу действия изобразительное искусство.

Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека была неразрывно связана с народным поэтическим словом. Слово являлось в форме бабушкиной сказки и утешало малыша, сопровождало, скрашивая однообразные действия, трудовой процесс, организуя детские игры, развивало фантазию, воображение, острило ум, формировало чувства, воспитывало патриотизм, оживляя образы народных героев. Вот почему программа построена на использовании устного народного творчества, т. е. на сказках. Программа нацеливает преподавателя в его работе с детьми на освоение народного искусства не только теоретически, но и прежде всего «изнутри» - через включение обучающихся в процесс творчества, через эмоциональную сторону восприятия. В единстве познавательной и практической направленности обучения наиболее полно прослеживаются связи народной культуры.

^ Данная программа воспитывает у учащихся любовь к народным традициям, бережное отношение к природе.

И все выше сказанное позволяет утверждать, что образовательная программа «Сказка» отвечает принципам новизны, оригинальности, а так же соответствующей реальным запросам, в любом учреждении.

Результат реализации программы заключается в развитии у детей творческих способностей мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Сказок превеликое множество, но главное помнить о том, что они нужны всем: и взрослым, и детям. Потому что душа без них пуста и никчемна. И не стоит забывать народную мудрость: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Пояснительная записка.
Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то

очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Постановка спектакля – результат длительной, большой, кропотливой работы, во время которой участники коллектива познают радость и муки творчества.

Занятия в театре кукол - перспективное направление организации творческо-познавательной деятельности детей в учреждении дополнительного образования. Поисковый характер, проводимый в этом направлении, предопределяет предельное разнообразие видов деятельности обучения, предлагаемое детям. У них всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимых для дальнейшего развития их творчества. Становление их мышления и особенно такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, употребление, обобщение, делают возможным усложнение всех видов деятельности: игровой, художественной, познавательной, учебной. На занятиях кружка кукольного театра более целенаправленно осуществляется развитие восприятия детей, в процессе которого они выделяют основные свойства предметов. У детей острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, чувство ритма, необходимых для развития художественно-творческих способностей.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем результативней, тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях работы кружка театра кукол по программе «Сказка». Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить. В процессе формирования творческой деятельности вычленяется три последовательных этапа:

1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте и др.

2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

3 . Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

Считается, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний - обобщающим. Причем практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера.

Как видим, программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора

Цель данной программы: Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи:

  1. Формировать интерес к театру кукол.

  2. Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения …

  3. Расширить кругозор исторических, экологических, литературологических знаний учащихся.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.

  5. Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

  6. Обогащать опыт детей через посещение районных смотров кукольных театров, видиофильмов.

Итак, образовательная программа «Сказка» предусматривает трехгодичный курс обучения и рассчитана на детей 10 - 14 лет. Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности.
На вводных занятиях первого года обучения предусматривается поверхностное ознакомление с различными видами кукол, но выполняется творческое конструирование лишь перчаточных кукол и простейших декораций.

В группу первого года принимаются все желающие дети, но не более 15 (12 - 15 человек). Творчество театра кукол близко и понятно ребенку, так как кукла или игрушка окружает ребенка с рождения.

Практика соответствует возрастным особенностям деятельности ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 час. Большее внимание уделяется коллективным работам, работам в группах, так как дети только начинают познавать мир театра кукол. Дети данного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности прежде всего удовлетворял бы их самих, а так же вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью и развития их творчества.

Второй год обучения предусматривает ознакомление с тростевыми куклами и их творческим конструированием ( с использованием полимерных материалов, капрона и много другого).

В группу второго года обучения принимаются дети после первого года обучения. Тестирование, опрос определяют характер деятельности детей этого года обучения, так как он имеет ряд качеств, отличительных от деятельности младшей группы.

Процесс обучения направленный на всесторонне развитие личности, также способствует изменению психических особенностей, влияющих на деятельность детей. Формируется коллектив. Постепенно (к концу второго года обучения) от коллективной формы работ дети переходят к индивидуальной работе и творческому поиску.

^ Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Третий год обучения предполагает работу с уже сформированным коллективом. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

^ Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:

  1. Учет возрастных особенностей (контроль за изменением побуждающих мотивов);

  2. Направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка (применяя конкретный принцип, выбираю и соответствующий метод);

  3. Принцип эмоционально положительного настроя на занятия;

  4. Принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка;

  5. Принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка («Сам придумал - самостоятельно сделал»);

  6. Принцип методической вариативности в деятельности педагога (наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов):

    • Репродуктивных (воспроизводящих);

    • Частично-поисковых;

    • Проблемных;

    • Эврестических (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).

Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Предлагаемые формы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:

  • Уроки - соревнования;

  • Викторины;

  • Уроки - практикумы;

  • Коллективное творческое дело с элементами игры;

  • Практикум по культуре общения;

  • Творческие мастерские.

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет по работе проходит в форме выставок, конкурсов, выступлений, участия в районном смотре кукольных театров.
Общие методические пояснения

Творческое отношение педагога к работе имеет принципиальное значение. Программа подчеркивает важность увлеченности педагогов и обучающих искусством театра кукол для формирования у детей познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии.

Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов, элементов и т.п. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ, творческих отчетов.

В программе поднята как важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для педагогов основой, также требует индивидуального подхода к конкретному ребенку.

^ Учебно- тематическое планирование
Первый год обучения, 144 часа

Ключ к пониманию подхода актера - кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище куклы надевается прямо на руку актера. Что играет важную роль в развитии двигательной ловкости и координации движений рук. В театре перчаточной куклы существует три основных типа движений: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Так же дети находят материалы для кукол, имеющихся в каждом доме: лоскутки тканей, чулок, пряжи и т.п.





Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с куклами разных форм и конструкций.

2

1

1

2

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.

6

1

5

3

Работа с тканью

8

0,5

7,5

4

Работа с бумагой

4

0,5

3,5

5

Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.

4

-

4

6

Малые жанры устного народного творчества

4

0,5

3,5

7

Выбор сказки для постановки спектакля

2

-

2

8

Изготовление перчаточных кукол:

  • из ткани;

  • с использованием папье-маше.

64

3

61

9

Занятия техникой речи и сценическими движениями.

4

1

3

10

Техника вождения перчаточными куклами.

2

0,5

1,5

11

Изготовление декораций

12

1

11

12

Музыкальное сопровождение

8

0,5

7,5

13

Монтировочные репетиции, прогоны

20

2

18

14

Генеральные репетиции

4

-

4

Итого

144

11,5

133,5



Содержание

Вводное занятие

  • Знакомство с планами работы и задачами кружка.

  • Знакомство с куклами разных конструкций.

  • Инструктаж (вводный, при работе с режущими и колющимися предметами, т.п.)

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами

  • «Оживление» бытовых предметов.

  • Разыгрывание импровизированных сценок с участием «оживших» предметов и кукол.

Работа с тканью

  • Материалы и инструменты. Понятие о тканях. Разнообразие видов ниток по назначению. Демонстрация и сравнение различных инструментов для работы с тканью. Организация рабочего места.

  • ^ Формирование первичных практических умений и навыков простого шитья. Положение рук, нити, ткани. Специфика резания ткани. Выбор ткани, нитей, игл, наперстка. Определение длины нити, вдевание ее в иголку. Приемы разметки на ткани: бумага в клеточку, карандаш, мел, мыло, копировальная бумага. Понятие «шов», «Стежок», «строчка».

  • ^ Освоение простейших видов швов.

  • Первичные представления о традиционном искусстве лоскутного шитья, о разнообразии художественных вещей, созданных народными мастерицами в том числе тряпичные куклы.

Работа с бумагой:

  • Экспериментирование. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование (прямолинейное складывание) - конструирование растительных форм (дерево, куст, цветок), простейших строений (забор, ограда), приемы соединений в бумажных конструкциях (склеивание внахлест и в торец, наружное и внутреннее соединение в замок);

  • Моделирование (сгибание, складывание, скручивание);

  • Папье - маше (знакомство с простейшими приемами папье-маше).

Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.

  • Чтение сказок.

  • Просмотр сказок (художественных фильмов и мультфильмов).

Малые жанры устного народного творчества : считалки, песенки, загадки, пословицы и поговорки.

Изготовление кукол

  • Изготовление персонажей спектакля.

  • Изготовление головы куклы (из ткани, из папье-маше).

  • Изготовление одежды для куклы.

Техника вождения перчаточных кукол

  • Освоение техники движения куклы (ходьба, бег, прыжки).

  • Работа с разговаривающей куклой.

  • Упражнения с куклами..

Занятия техникой речи и сценическими движениями

  • Освоение различных интонаций.

  • Построение движений куклы на основе своих собственных движений.

Изготовление декораций

  • Придумывание и изготовление эскизов декораций.

  • Изготовление декораций.

Музыкальное сопровождение

  • Подбор и запись музыки.

Монтировочные репетиции, прогоны

  • Отработка интонаций и движений кукол с использованием декораций, музык, сопровождений и т.д.

Генеральные репетиции

  • Постановка и обсуждение спектакля.


Прогнозируемые результаты
Обучаемые первого года обучения должны знать:

  • Правила техники безопасности при работе с тканью;

  • Термины: этюд, импровизация, «грядка», «фартук»;

  • Технику вождения перчаточными куклами;

  • Материалы и технологические приемы изготовления перчаточных кукол;

  • Название инструментов, материалов и принадлежностей.


Должны уметь:

  • Пользоваться материалами и инструментами;

  • Проявлять наблюдательность, фантазию при создании перчаточных кукол и при выборе материала для их изготовления;

  • Разыгрывать импровизационные сценки с участием «оживших» предметов и кукол;

  • Изготавливать перчаточные куклы и простейшие декорации.


Второй год обучения, 216ч

Второй год обучения является продолжением первого, где дети знакомятся с конструкцией тростевой куклы, осваивают технологию изготовления, вождения, а так же находят материалы для кукол, предоставляемые самой жизнью, из старых, непригодных вещей, которые засоряют нашу природу, нанося тем самым огромный вред. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности учащихся и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами материала расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.




Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

0,5

1,5

2

Упражнения и этюды с куклами

6

0,5

5,5

3

Работа с тканью

2

0,5

1,5

4

Работа с бумагой

12

1

11

5

Работа с полимерными материалами

2

0,5

1,5

6

Работа с капроном

2

0,5

1,5

7

Занятия по развитию творческого воображения

4

0,5

3,5

8

Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам

8

0,5

7,5

9

Выбор сказки для постановки спектакля

1

-

1

10

Изготовление кукол:

  • тростевые куклы - мягкая игрушка (поролон, вата, капрон);

  • тростевые куклы (папье -маше);

  • тростевые куклы (пластиковые бутылки, капрон, синтипон)

  • куклы из ниток;


30
34

41
12


1
1

0,5
0,5


29
33

40,5
11,5

11

Занятия сценической речью и сценическими движениями

4

0,5

3,5

12

Техника вождения тростевыми куклами

2

0,5

1,5

13

Изготовление декораций

20

0,5

19,5

14

Музыкальное сопровождение

8

0,5

7,5

15

Монтировочные репетиции, прогоны

22

2

20

16

Генеральные репетиции

4

-

4

Итого

216

11,5

204,5



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа: «Сказка» iconСписок рекомендованной литературы ко II туру конкурса
А. С. Пушкин Сказка (О рыбаке и рыбке, Сказка о Царе Салтане, Сказка о Мёртвой царевне и семи богятырях)

Программа: «Сказка» icon12. Евгений Иванович носов,«Белый гусь»
Сказки народов мира «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Василиса Прекрасная», «Лиса и рак», «Журавль и цапля»,«Один заработанный...

Программа: «Сказка» iconСказка сущ.; н ф. сказка; нарицательное, неодушевленное; ж р.; I скл.; И. п.; ед число
Предложение простое; повествовательное; невосклицательное. Двухсоставное, распространенное, полное

Программа: «Сказка» iconСписок літератури для позакласного читання (4 кл)
Пушкин А. С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде»

Программа: «Сказка» iconРождественская сказка”
«Рождественская сказка» обзорная экскурсия по городу с посещением Николо-Богоявленского Морского собора

Программа: «Сказка» iconСказка источник творчества детей
Работа состоит из двух уроков, объединённых одной темой сказка и двух презентаций к урокам

Программа: «Сказка» iconПрограмма стоимость, грн стр. «Новогодняя сказка в Прикарпатье»
Экскурсионные туры по украине и др. Странам европы проведение «дня здоровья» с элементами пешеходного, горного

Программа: «Сказка» iconТема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Оборудование: портрет А. Пушкина, иллюстрации, мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке»

Программа: «Сказка» iconПрограмма тура
Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro) – город-сказка, с необычным сочетанием высоких скалистых холмов и небоскребов. В морской дымке уходит...

Программа: «Сказка» iconВеликие арканы таро
О, Египет, Египет! — придет день, когда от твоей религии останется только сказка, сказка невероятная для твоих потомков; сохранятся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<