Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря




Скачать 78.34 Kb.
НазваниеЕвгений Александрович Васильев родился 3 декабря
Дата публикации04.06.2013
Размер78.34 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря 1935 года в г. Севастополе. Окончил философский факультет Киевского государственного университета им.Т.Г. Шевченко. 40 лет своей жизни он посвятил «Артеку» – был бессменным начальником «Лесного».

За плодотворную трудовую и педагогическую деятельность награждён Орденом Трудового Красного Знамени (1975 г.), Почётным званием «Заслуженный наставник молодёжи Украины» (1985 г.), почётным званием «Заслуженный работник культуры Автономной республики Крым», наградами ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, министерств и ведомств СССР, Украины и России.

23 марта 2003 года Евгений Александрович ушел из жизни.



Архивы «Артека» хранят многие документы, фотографии, воспоминания. Мы предлагаем читателям, в первую очередь, артековцам – тем, кто работает в детских лагерях, размышления Е.А. Васильева о работе детского лагеря.
Васильев Евгений Александрович
^ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУТИ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ В «АРТЕКЕ»

(из последнего отчета Е.А.Васильева о работе коллектива детского лагеря «Лесной»)

Детский лагерь – специфическое воспитательно-оздоровительное учреждение, отличное от других детских учреждений, с оригинальным анклавным природо-социокультурным пространством, как правило, с четко сформулированными социальной целью и задачами нравственного характера. Детский лагерь определяет ребенка вне семьи, вне школы, вне обычной компании улицы, вне привычных занятий кружка или секции, вне устоявшихся жизненных стандартов быта поведения и отношений.

Психологически, в той или иной степени каждый подросток, приехав в лагерь, испытывает определенное напряжение, которое некоторые из них не всегда выдерживают. К невыдерживающим относятся и те подростки, у которых ожидания (зачастую фантастические, как то: «в Артеке – все дети необыкновенные», «негры в каждом отряде» и т.п.) не совпадают с действительностью, как правило, с чисто внешней ее стороной. Разочарования наступают и у тех подростков, у которых их завышенное самомнение о своих «достоинствах» не находит признания у сверстников или педагогов.

И, тем не менее, лагерь, являясь неким островом в бурлящем океане трудной жизни, это та сфера, где внутренняя напряженность приводит к такому явлению, которое А.С.Макаренко определил, как «психологический взрыв». Причем, это явление всегда положительное, его можно сравнить с преодолевающей земное притяжение ракетой в сравнении с лошадкой, «везущей хвороста воз». Это мощная глобальная рефлексивная волна самовоспитания. Подросток осознает в себе пути, ведущие его к Истине, Добру и Красоте, силой Любви-агапе он понимает свои жизненные греховные ошибки и возможности избавления от них. «Психологический взрыв» в коллективе отряда имеет тенденцию от одного ко многим. Вот тогда-то в отряде и создается уровень коллективного развития, который можно определить, как исповедно-милосердный, дружелюбно-нравственный, идейно-соборный. Личное преображение каждого становится фактором соборного единства коллектива.

Каждый своеобразен, каждый индивидуален, каждый неповторим, но в каждом должен быть внешний духовный идеал жизни, симфонически объединяющий всех.

Многие педагоги утверждают, что за 20 дней можно только искупаться в море, позагорать, потанцевать и покушать. Но на самом деле это люди, которые не понимают специфики лагерной жизни или их лагерная жизнь ставит чисто бытовые задачи. Они не понимают добровольной гармонии подростка с природой, Высшими Законами жизни со сверстниками и взрослыми, разделяющими эти Законы, реализацией полной свободы творческого потенциала каждого в усвоении исторически накопленных образцов высокой Культуры. Дети, утащенные зверями и спустя время возвращенные в человеческое общество, несмотря на прилагаемые целенаправленные усилия ученых, никогда не становятся людьми. Последние исследования ученых-генетиков говорят нам о том, что человек и животные генетически отличаются очень мало. Только духовное состояние человека определяет эту дистанцию. Дистанция эта определяется самим подростком в процессе самообразования, т.е. в обретении, в раскрытии, в утверждении для себя самого того Идеала, который и составляет Образ данного мальчика или девочки. Это возможно только в развитых условиях природо-социо-культурной среды, где главнейшую роль играет педагог, которому безраздельно доверяет обретающий Образ подросток.

Педагог в школе, это человек в основном Несущий Слово, педагог в лагере не только и не столько человек Слова, он человек Поступка, Действия, Служения. Для педагога в «Артеке» его деятельность не столько работа, а скорее – это специальный стиль жизни, посвященный духовному возрождению Детства.

Все отряды нашего «Лесного» лагеря объединяет общая идея, общий взгляд на биолого-социально-духовный облик человека, где духовное – ключ к разрешению проблем, общие у нас и основные правила воспитания. К.Гельвеций абсолютно справедливо утверждал: «Правила воспитания будут оставаться спорными и неопределенными до тех пор, пока их не свяжут с какой-нибудь единой целью. Какова же может быть эта цель? Наибольшее общественное благо, т.е. наибольшее удовольствие и наибольшее счастье наибольшего числа граждан».

На наш взгляд такой целью на сегодняшний день является учение В.И.Вернадского преобразовать «область жизни – биосферу, в царство разума – ноосферу», учение, объединяющее Законы Космоса, планеты Земля и ее природы, человека разумного с его нравственным законом, творящим здание культуры.

Отправив детей в лагерь, многие родители очень упрощенно понимают их благополучие. Это благополучие, как правило, сводится к чисто бытовым вещам: Как кормят? Дают ли красную икру и бананы? На чем спишь? Сколько раз купались? Сколько человек в комнате, в которой живешь? …и т.д. и т.п. Разумеется, сами по себе вопросы не праздные и в нашей жизни необходимые, но жаль, что данными категориями мыслят и сами подростки, определяя линию собственного благополучия долларами, мерседесами, дачами, ресторанами, прогулками на яхтах… Часто с этих позиций они определяют людей, в том числе и педагогов, работающих с ними. А это огромный тормоз в общении педагога и подростка. Гордыня заставляет хаить и лагерь, в который приехал, и товарищей, которые тебе не ровня, и педагога, который не ездит на БМВ… .

Детский лагерь – это обитель духовной радости, искреннего товарищества и дружбы, взаимопомощи, творческого самоутверждения подростков.

Лагерь должен научить подростков как удержаться от пьянства и обжорства, ведущих к сугубо плотским радостям. Подросток должен усвоить, как торжеством целомудрия преодолеть страсть к похоти, блуду и прелюбодеянию. Алчная любовь к деньгам, добываемым любым путем, в том числе воровством и разбоем, скупость, корыстолюбие лишают человека не только духовной свободы, но, зачастую, и свободы физической.

Надо научить подростков обходиться необходимым, не поклоняться роскоши, проявлять жертвенное милосердие к нищим, дорожить свободой и мягкостью своего сердца.

Как избавиться от страсти гнева, ненависти, вражды, клеветы, мщения? Данная страсть возникает от отсутствия любви к ближним и позорного себялюбия. Надо научить подростков остановить сердечную ярость, воспитать в себе терпение, твердость, мужественность, незлобивость.

Человек, вступающий в жизнь, должен научиться чистотой помыслов, добродетелями, послушанием, смирением преодолевать печаль, огорчение, тоску, уныние, отчаяние, желание драться и подличать. Делай доброе дело и, печаль уйдет, уныние отступит, желание решать проблемы дракой пройдет.

В лагере, как нельзя лучше, в коллективе отряда изживается тщеславие, хвастовство, лицемерие, унижение ближнего, ложь, лесть, подхалимство правотой и прямотой суждений, трезвостью ума, добротой сердца. Лагерь, где нормально сформированы отношения в коллективе подростков, естественно подросток излечивается от гордыни собственного превосходства начиная от родителей и кончая мало знакомым малышом. Дерзость, самолюбование, насмешничество, потеря простоты, потеря любви к ближнему ведут к невежеству и смерти души.

Только истинная любовь может спасти от пагубной гордыни, только воля может заставить прогнать губительные помыслы, только служение ближним возвращает подростку настоящее счастье бытия.

Вот наставления своим детям последней русской императрицы Александры Федоровны:

- «Дети должны учиться самоотречению. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей.

- Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу.

- Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль не намеренно, а просто по небрежности.

- Каждая прекрасная мысль, которая приходит на ум ребенку впоследствии укрепляет и облагораживает его характер.

- Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом цветы».

Каждый человек, абсолютно каждый, в том числе и ребенок, подросток, отрок хочет быть счастливым. Однако путь к счастью бывает длинный и очень узкий, если он «наверх», и очень короткий и широкий, если он «вниз». В Библии говорится: «Узка тропа наверх и широка дорога вниз». Школа, церковь, семья, ВУЗ, учреждения культуры, и не в последнюю очередь детский лагерь пытаются указать подростку истинную дорогу к счастью («наверх»). Но «быстрое счастье» уличной подворотни благодаря инстинктивной удовлетворенности, ее спонтанной анархической свободе часто пересиливает. Украл – счастлив, впал в похоть – счастлив, избил – счастлив и т.д. Наркотики, алкоголь, курение, разврат, агрессия и т.д. – вот «быстрое счастье», ведущее «вниз».

Из всех институтов воспитания детский лагерь ближе всех к устройству и принципам «свободы» уличной компании. Если в лагерном отряде нет нормального педагога, то отряд превратится в «шатию-братию», где педагог будет прикрытием, это явление сейчас тревожно стало заявлять себя.

Если педагог-вожатый умеет интересно построить деятельность, создать атмосферу дружелюбия, заинтересовать стремлением к совершенству каждого и к жизни Отечества, то успех Божественного Счастья обеспечен движением по ступеням Любви «вверх» через приобщение к Истине, Добру, Культуре.

Программа детского лагеря «Лесной» позволяет нам добиваться кое-каких положительных результатов. Мы опираемся на учение о ноосфере В.И.Вернадского о человеке, строящим отношения с природой, с человеческим сообществом и со своей душой на основе Божественного Света Гармонии в антропогенной эре развития Земли в XXI веке.

Наши дальнейшие шаги предположительно будут направлены на совершенствование добровольной игровой деятельности в аспектах направленных к реалиям жизни, жизненной милосердной практике, положению лидерства, в умениях организации сверстников.

В перспективе будем работать над проблемами:

- по самоорганизации (игры по самоуправлению, планированию, самоопределению, организации дел и другие);

- по содержанию коллективно-творческой деятельности (виды и модели детских коллективно-творческих дел в области социальной и гражданской самореализации: теория и практика);

- по технологии строительства отношений, результатом которых становится творческое объединение детей и их возможностей в получении социально-значимых результатов;

- по формированию здорового образа жизни: на приобретение устойчивого физического, нравственного, социального и интеллектуального здоровья;

- по формированию культуры управления развитием индивидуального и коллективного потенциала;

- по владению искусством построения отношений с общественностью как каждого ребенка, так и детских объединений и организаций, по подготовке и выпуску информационных материалов;

- по формированию личности инструктора детского объединения как подростка – специалиста в различных сферах реализации жизненно важных интересов.
ВЕРА В ЛУЧШЕЕ ВДОХНОВЛЯЕТ,

НАДЕЖД МНОГО,

ЛЮБОВЬ СОГРЕЕТ ВСЕХ.
2002 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconС авицкий Евгений Яковлевич
...

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconХарьковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №150
Мой дедушка – Портье Евгений Евгеньевич родился 17 декабря 1922 года в Автономной республике Крым, проживая в поселке русских немцев,...

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconИ. П. Васильев // Двигатели внут- реннего сгорания. 2011. № С. 87-91
Васильев И. П. Две судьбы: Рудольф Дизель и Роберт Бош / И. П. Васильев // Двигатели внут

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconИ. П. Васильев // Двигатели внутреннего сгорания. 2009. № С. 94-96
Васильев И. П. Методика оценки ущерба, наносимого отработавшими газами двс при использовании в качестве топлива метана / И. П. Васильев...

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconІнформаційний список статей з періодичних видань
Васильев А. Не верьте пустоцветам / А. Васильев // Индустрия моды. 2011. N с. 44-48

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconКонтрольная работа по Основам философии студент заочного отделения...

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconХерсонська обласна наукова медична бібліотека
Васильев, О. В. Особенности переломов костей у детей с остеопорозом [Текст] / О. В. Васильев // Сучасні медичні технології. 2011....

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconКз хор “обласна наукова медична бібліотека”
Васильев, Ю. В. Пищевод Барретта [Текст] / Ю. В. Васильев // Міжнародний медичний журнал = Международный медицинский журнал = International...

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Николай Александрович Романов, сын императора Александра III, родился 6 мая 1868г в Санкт-Петербурге. Рос он довольно подвижным мальчиком,...

Евгений Александрович Васильев родился 3 декабря iconБуклаков Андрей, Волков Игорь, Шкапенко Анастасия, ргу нефти и газа...
Галкин Илья Ильич, Захарова Влада Вячеславовна, Московский Государственный Университет, Москва

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<