О специфике этического сознания




Скачать 79.47 Kb.
НазваниеО специфике этического сознания
Дата публикации28.05.2013
Размер79.47 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
О специфике этического сознания
Гарифуллина Фильза Юмадиловна,

аспирант кафедры философии

и методологии науки БГУ г. Уфа
в наш техногенный век, когда человек вынужден переоценивать ценности и находится на грани нравственной дезориентации, труды Валеева Д.Ж. учат здраво мыслить, проникать в самую суть вещей, учат различать добро и зло, каждого выверять в себе чувство меры в глубоком гуманистическом смысле.

Всякая проблема, рассматриваемая им, исследовалась в генезисе – от возникновения до путей и механизмов ее решения. В этом неповторимый почерк ученого. В обсуждении каждого вопроса автор очень внимательно и бережно очерчивает его пределы выводит на распознавание истины, справедливости, добра.

Обратимся лишь к некоторым актуальным мыслям богатого научного наследия Дамира Жаватовича Валеева.

Так в статье «О нормативности как объективном свойстве культуры и специфике социальных норм» в сборнике статей «Нормативные основы культуры» (Материалы региональной научной конференции, декабрь, 2001 г.) автор акцентирует внимание на эстетических нормах как разновидности социальных норм. Раскрывает ценностную природу эстетических норм, которые воздействуют человека через его чувства. Указывает, что действуют эстетические нормы опосредствования, но, в конечном счете, оказываются мощными стимуляторами человеческой деятельности своей ориентацией на создание прекрасного. Эстетическое имеет имманентную предрасположенность к добру. В связи с этим, на уровне категории добра и прекрасного, по мнению Дамира Жаватовича, обнаруживается взаимопроникновение и взаиморастворение этического и эстетического. Специфика нравственных и эстетических норм, состоящая в их выраженном аксиологизме, задает им такое свойство, благодаря которому нравственное и эстетическое начало становятся органическими элементами всех социальных норм, чем обусловлено нормуобразующая функция нравственности и эстетического сознания по отношению к другим социальным нормам. [1.1]

В своих работах Валеев Д.Ж. убедительно утверждает созидательную силу добра. Утверждает, что насилие породит насилие, т.е. зло. Нормотворчество в морали должно исходить только из гуманистических позиций и ценностей человека как микрокосма и как посредника между поколениями.

В век технократизма происходит рост бездуховности в обществе, рост возможностей воцарения тоталитарного режима и авторитаризма, девиантного поведения. [1.2]

Актуальной задачей, если исходить из реалий жизни становится формирование этического сознания, воспитания общественного мнения, ориентированного на высокую планку добра.

Категория добра сложна и многогранна. Иногда прерогатива добра не совпадает с категорией справедливости и даже истины. Это объясняется тем, что добро, в некоторой мере, обращено к будущему, к перспективе, к потенциалу. А потому – предполагает нравственный выбор человека в пользу добра не только из-за сиюминутной справедливости, но из-за гуманистической ориентации на добро в будущее.

Ярким примером такого подхода, с учетом перспективы и специфики этического сознания, можно назвать проблему трайбализма, обсуждаемую Валеевым Д.Ж. в работе «Национальный суверенитет и национальное возрождение» (Уфа, «Китап», 1994). Глава 6 этой книги так и называется «Опасность трайболизма».

Валеев Д. Ж . всей своей жизнедеятельностью показал себя истинным патриотом своего родного башкирского народа. Но будучи таковым, он скорее стоит на позиции «Выноси сор из избы и изба будет чище», а не на позиции «Не выноси сор из избы». Конкретно: отстаивая и защищая интересы своего народа в вопросах национального возрождения и национальной консолидации, автор открыто без обиняков отвергает позиции некоторых деятелей за возрождение родо-племенных структур, стремление к отжившей свой век архаике.

Обращение к истории народа, а тем более влияние на общественно-политическое движение, на национальное сознание должно быть компетентным и ответственным. «Мы считаем, что обращение к истории должно быть квалифицированным и компетентным, чтобы под предлогом возрождения национальной культуры не вытаскивать то, что отжило свой век и в чем не нуждается современный человек» - пишет Валеев Д.Ж. [1.3]

Основой возрождения любой нацией может и должна стать идея нравственного возрождения. Это единственно гуманистическая, жизнеутверждающая перспектива приоритета всем остальным средствам этнического возрождения народов.

«Все этнические общности», их языки и культуры признаны современной цивилизацией в качестве уникальных и непреходящих ценностей, являются ценностями сами по себе. В условиях многонациональных федераций эти этносы не в состоянии сами определять свою судьбу, они находятся в зависимости и подчинении той среды, которую создают большие этносы. Поэтому большие нации должны подойти к малочисленным народам с позиции золотого правила нравственности: «Чего не хочешь самому, того не желай и другому».

В противном случае такие народы вряд ли когда-нибудь преодолеют комплекс неполноценности – несущий громадный заряд нравственного вырождения личности, скорее же всего их ждет поголовная манкуртизация и бесславный конец. Человеческая цивилизация в целом от этого ровным счетом ничего не выиграет, ибо исчезновение целых этносов обернется возрастанием бездуховности и снижением гуманистического потенциала мировой культуры. Спасение от деградации и исчезновения малых этносов – залог духовного возрождения не только великих наций, но и всего человечества. [1.4]

Подытоживая проблему Валеев Д.Ж. указывает, что трайболизм как явление приверженности к культурно-бытовой, культовой и общественно-политической обособленности, проявления межплеменной и межклановой вражды это ошибочный путь, ведущий к дезориентации в современных процессах этнической консолидации и в первую очередь, в развитии этического сознания как личности так и нации в целом. [1.5]

Этическое сознание современной личности, по нашему мнению, должно опережать и быть выше национальных предрассудков.

Основные категории этики это добро и зло, образующие единство двух противоположных сторон – дехотомии. Добро концентрирует в себе гуманистический потенциал морали, выражая наиболее высокую позитивную оценку деятельности субъектов нравственной жизни, соответствующий общему благу. Зло – это то, что противоположно добру, является негативной оценкой поведения людей, деятельности социума. Но зло ни есть отсутствие добра, зло есть намеренное противостояние добру.

Представление о добре им зле призывает к определенному поведению, отражает уровень нравственной культуры.

Имея императивно-волевое содержание, понятия добра и зла выступают как глубинный мотив поведения и восходят к представлению об общем благе. «Общее благо, осмысливаясь в сознании человека трансформируется в общий интерес итого или иного социума. Благо служит знаменателем этических оценок и суждений. Благодаря категории благо становится возможной аксиологическая функция морали и этики. В этике в качестве блага выступает высоконравственные поступки людей, человеческая деятельность, которая умножает гуманистический потенциал культуры, помогает людям в решении глобальных проблем современности» . [1.6]

В этом плане необходимо признать благую роль и Валеева Дамира Жаватовича, сумевшего обобщить нравственный опыт башкирского народа. В свете современной нравственно-этической ситуации он предложил глубокое изучение такого раздела этики как этноэтика. Его труд «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее» (Уфа, 1889) несет в себе большой позитивный заряд, так как морально-этическое просвещение посредством этноэтики умножает нравственный потенциал человечества, расширяет меру гуманизма во взаимоотношениях людей. [1.7]

Обращаясь к вопросу о происхождении добра и зла и для анализа древнейших этапов нравственного развития народов неоценимое значение имеет архаический этнос, возникший на основе мифов.

Так древнегреческий миф повествует о божественном происхождении добра и зла. «Два больших сосуда стоят у ворот Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям». [1.8]

Нечто аналогичное в бурятском эпосе «Гэсэр», где говорится о небожителе госпоже Манзан-Гурмэ, которая восседала, в руках держа чашу разума и добра. [1.9]

В башкирском эпосе «Урал-батыр» выводится идея естественного происхождения нравственных норм и вечности добра:

«Всегда будет оно жить, сделавшее мир прекрасным.

Украсившее сущее красотой, имя которому добро». [1.10]
Эпическое сказание возносит добро до вселенского масштаба. Добро не только вечно, оно присуще всему, что существует. Добро дает миру стройность и порядок, а через это делает его прекрасным. Добро в «Урал-батыре» - всесильное начало, растворенное во всем мироздании. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания башкир.[1.11]

Добро служит универсальным средством ценностных ориентаций. Гимн добру в эпосе «Урал-батыр» роднит его с древне-иранской мифологией, с идеями зороастризма, согласно которым в мире господствует две основные силы – добро и зло.

Неизменным спутником добра в «Урал-батыре» выступает зло, хотя они сосуществуют всегда, однако добро сильнее зла. В этом состоит исторический оптимизм сказания «Урал-батыр».

Если в зороастризме добро и зло господствуют в мире, как бы уравновешивая друг друга, а в «Урал-батыре» добро побеждает зло, то в современной художественной литературе можно встретить и то и другое, а иногда и скептические выводы о всесилии зла. Так в романе Чингиза Айтматова «Плаха» автором проводится мысль о том, что зло почти всегда побеждает добро. Это полемическое суждение. Вероятно и очевидно в жизни есть и то и другое.

Но по нашему мнению, тот факт, что зло часто скрывает свое содержание, маскируется под добро, характеризует приоритет самой идеи добра над злом.

Исторические экскурсы в прошлое, в жизнь отдельных народов и цивилизаций подтверждают случай, когда зло победило добро. Погибли цивилизации народов майя, инков, атцтеков, от рук средневековых испанских конкистодоров, а также богатая и неповторимая культура тангутов от рук Чингисхана. Не какие ссылки на историческую необходимость не могут оправдать гибели этих цивилизаций, ибо вместе с этими народами погибло их видение, нравственный и эстетический опыт. [1.12]

Вообще говоря о диалектике добра и зла в и историческом срезе, можно прийти к неутешительному заключению о возможности накопления не только смертоносного оружия, но и зла в проявлении различных форм эксплуатации, расовой и национальной дискриминации.

Всем видам насилия, угнетения и дискриминации может быть противопоставлен конкретный человеческий гуманизм, который отстаивает универсальную ценность жизни на планете Земля.

И в этом плане, мне думается, обнадеживающе воспринимается тот факт, что Чингиз Айтматов киргизский писатель сегодня посол в Бельгии.

В эпическом сказании башкирского народа «Урал-батыр» необходимость добра выведена из веры в жизнь в ее лучших проявлениях. Подлинное добро это нечто бесценное (в смысле того, что выше любой оценки) оно выступает и как этическая мудрость и как основа героического. Только при понимании морали как духовно-практического отношения личность возвышается до восприятия общего блага как личного [1.13]

Высшие духовные общечеловеческие нормы и ценности являются культурными и мировоззренческими универсалиями, «защитным ядром» существования культуры и человеческого рода.

Высшие духовные ценности – это ценности гуманитарной культуры, они носят императивно-оценочный характер и обеспечивают сохранение и развитие самой главной ценности – человека.

Гуманитарно-культурные ценности: гуманизм, добро, совесть, красота, смысл жизни и другие концентрируют и кристаллизуют социально-исторический и религиозный опыт, духовно-нравственное достижение всего человечества. [1.14]
__________________________________



    1. О нормативности как объективном свойстве культуры и специфике социальных норм // Нормативные основы культуры (Материалы региональной научной конференции. Декабрь, 2001г.), Уфа, 2001. С. 11.

    2. Там же. С. 13.

    3. Д. Ж. Валеев. Национальный суверенитет и национальное возрождение (из истории борьбы башкирского народа за самоопределение), Уфа, «Китап», 1994.С. 144.

    4. Там же. С. 150, 153.

    5. Там же. С. 149-150.

    6. Д.Ж. Валеев. Этика. Учебное пособие для высших учебных заведений, Уфа, 2000.

    7. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. – Уфа; Башк. Кн. изд-во, 1989. С. 3, 6.

    8. Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции», М.: 1955. С. 22.

    9. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее: Уфа. Башк. кн. изд-во, 1989. С. 53.

    10. Башкирский народный эпос, М, Наука, 1977. С.

    11. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее: Уфа. Башк. кн. изд-во, 1989. С. 55.

    12. Там же. С. 57.

    13. Д.Ж. Валеев. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа, 1998. С. 31.

    14. Орешников И.М. Постмодернистская парадигма культуры: антинормативность или неонормативность, ведущая к нигилизму? // В кн. «Нормативные основы культуры». Уфа, 2001, С. 17-18.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О специфике этического сознания iconК онтологии сознания через рефлексию
Основным механизмом исследования сознания выступает рефлексия, которая, в силу полной прозрачности сознания, является

О специфике этического сознания iconПсихологические аспекты инновационного сознания персонала предприятия
Показана роль инновационного сознания персонала как одного их важнейших факторов успешной разработки и внедрения инноваций. Проанализированы...

О специфике этического сознания iconРасстройства сознания. Принципы терапии психических расстройств
Философские, психологические, психопатологические и физиологические аспекты определения сознания

О специфике этического сознания iconС. 22-29 Шушляпин О. И. Холистическая природа сознания и дифференцированное...
Исциплин – философии и религии, политики и социологии, биологии и психологии, валеологии и антропологии, исходя из аналоговых принципов...

О специфике этического сознания iconУчитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания,...
Школы Жизни. Вера учителя в силу гуманной педагогики делает его прекрасномыслящим и открытым к допущениям истины. Мудрость Индии...

О специфике этического сознания iconНина Терехова Два взгляда на рост сознания человечества Космический...
После знаковой даты «21. 12. 2012», когда произошёл фазовый переход во вторую октаву (см статью «Переход человечества в следующую...

О специфике этического сознания iconЗакону: с одной стороны, развитие личного сознания воспроизводит основные
Цель данной статьи выработка методологии рассмотрения феномена сознания в диахронном аспекте и построение на ее основе онтологической...

О специфике этического сознания iconРоль и функции преподавателя в подготовке нового поколения специалистов...
Роль и функции преподавателя в подготовке нового поколения специалистов с высоким уровнем профессионализма и делового этического...

О специфике этического сознания iconАхмедов тариэл Ильясович жидко максим Евгеньевич психотерапия в особых...
Приемы и способы определения степени внушаемости и восприимчивости к особым состояниям сознания

О специфике этического сознания iconПриложения
Муратов С. А., Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса (Москва, 1997 г.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<