Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами?




Скачать 125.45 Kb.
НазваниеОни позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами?
Дата публикации17.08.2013
Размер125.45 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > Культура > Вопрос
статья начала 1987 года – в «Собеседнике»

.

Люберцы – при свете фонарей, или Пасынки столицы

Они позвонили вечером: «Вы хотели встретиться с люберами? Приезжайте в кафе «Времена года». Как нас узнать? Мы сами подойдем». Люберы... Миф или реальность?

Предыстория звонка

Три месяца я пытался узнать о них все возможное. «Кто такие люберы?» — спрашивал я друзей и знакомых. «Подростки из подмосковного города Люберцы,— отвечали мне.— Но... странные подростки! Спортсмены-культуристы, по вечерам наводят порядок в столице». Добавлялись и кое-какие интригующие подробности. Существует-де у них своя «контора». Она имеет четкую структуру, своих лидеров, свою униформу — клетчатые брюки и даже собственный гимн, который начинается со слов: «Станут Люберцы центром России...» Ни много ни мало: центром.
Смущал розовый дымок вокруг образа новоявленных борцов за чистоту рядов советской молодежи. Чуть ли не ангелами представали люберы-культуристы. Не пьют и не курят, противники наркоманов, откровенно не жалуют любителей вздыбленных причесок, а бряцающим цепями металлистам объявили беспощадную войну. Положительное мнение о борцах «с западной нечистью» оказалось достаточно распространенным. Так, ветеран труда член КПСС Е. Н. Ерохина писала из Калуги в Люберецкий ГК ВЛКСМ: «16-летний парень включил в троллейбусе магнитофон с безобразной нецензурщиной. Парни и мужчины обалдело замолкли. В такой обстановке ребята из Люберец необходимы».
Прослеживалась и «упаковка» новой проблемы: вот-де милиция, общественность и комсомол не справляются с негативными явлениями в молодежной среде. Поэтому за наведение порядка взялись бравые ребята из Люберец.
Между тем практика подсказывала иное. Любая группировка молодежи, какую бы положительную цель она перед собой ни ставила, переступит грань закона, если возьмется исполнять функции правоохранительных органов. В том же Подмосковье недавно объявились молодые люди, выдающие себя за поборников социальной справедливости. Свою позицию доморощенные «борцы» утверждают оригинально: разоряют дачи якобы хапуг и взяточников. Родители моих знакомых, всю жизнь честно проработавшие люди, лепили свой дачный домишко не один год. Ни внешним видом, ни убранством он никак не претендует на звание «особняка». Однако — беда: второй раз подряд «борцы» выворачивают в доме окна и двери.
Все чаще стали раздаваться тревожные сигналы о разнузданности хулиганов, именующих себя «люберами». «Гоняют» они, оказывается, не только металлистов — избивают всех, кто не глянется. Отбирают цепочки-украшения, значки, кожаные браслеты с заклепками. Считают своими несколько московских кафе — «Времена года», «Диалог», «Глория», «Витязь».
Рассказывает начальник отдела по работе с несовершеннолетними Московского уголовного розыска В. А. Солнцев: — Предпочитают нападать втроем-впятером на одного. Стараются держаться стаей. Их побаиваются ребята даже из комсомольских оперотрядов. Характерная деталь: заявлений о противоправных действиях этой группы Практически не поступает.
В «Собеседник» написал Александр М. (фамилию его не называю, поскольку по делу Александра ведется следствие). Для хулиганов-«патриотов» он — фигура привлекательная: Александр танцует на дискотеках брейк, то есть вовсю, с точки зрения люберов, подражает Западу. В танце ли дело?
«Я стал жертвой люберецких подонков,— пишет Александр.— Они хотели силой забрать с дискотеки наших девчонок и увезти в Люберцы. Подобное они творили не раз. Девчонки отказались ехать. После дискотеки мы пошли их провожать.
...Их было втрое больше, чем нас. Меня окружили кольцом. Что было потом — не помню. В больнице поставили диагноз: сотрясение мозга, ушиб грудной клетки, сильный подтек левого глаза». Полагаю, что ветеран труда тов. Ерохина из Калуги, приславшая восторженное письмо во славу люберов, об этом и ему подобных фактах ничего не знает. А знать надо бы.
О случаях жестокости хулиганов я рассказал, выступая в одной из средних школ Москвы. Назвал хулиганов гаденышами. Из зала выпорхнула гневная записка: «Среди люберов есть отличные парни! Можем познакомить».
Авторами записки оказались симпатичные старшеклассницы. Оговорили условия встречи: мне позвонят — желательно не по служебному, а по домашнему телефону. Я приду один — без милиции. Ни фамилии девушек (их родители занимают солидные должности и дружбы с люберами одобрить никак не могут), ни тем более фамилии ребят (как бы им не поплатиться за свою откровенность) в газете фигурировать не будут.
Так я стал ждать звонка от «хороших» люберов. Но попытался встретиться и с «плохими».

Картинки с натуры
Люберцы, суббота, 17.30, музей
— Мы закрываемся!
— Но музей работает до шести...
— Нет посетителей!
Музей — единственный в городе. После короткого разговора с экскурсоводом О. А. Саниной удается выяснить: проблем у него — выше головы. Не хватает денег, оборудования, материалов. На выходе сталкиваемся с группой подростков.
— На минуту зашли, погреться,— оправдываются ребята.
— Греться будете дома,— резонно возражают сторожа.
18.00, тир
Знакомимся с подростками.
— А что, ребята, больше и погреться негде? Куда вечером можно пойти?
— Только на дискотеку в ДК.
Рядом приземистое, похожее на будку зданьице тира. Застаем в нем лишь сержанта милиции Е. Абрашина и младшего сержанта В. Трунова. Патрульно-постовая служба.
Инструктор тира А. П. Гавшинская изредка тянет за веревку, чтобы поднять мятых-перемятых медведей: милиционеры стреляют метко. [15:]
— В наш допотопный тир молодежь калачом не заманишь,— сетует Анна Павловна,— куда только за помощью не обращались... Молодежи нынче игральные автоматы подавай!
19.30, женское общежитие кооперативного ПТУ
— Вы к кому? — поднимается навстречу нам вахтер М. Е. Аркачева.
— Хотелось бы поговорить с воспитателем.
— Суббота ведь,— рассудительно отвечает Мария Егоровна,— людям отдыхать надо. Нет воспитателей.
— А жильцы?
— Кто разъехался по домам, а кто — на месте.
— Кружок вязания есть, художественная самодеятельность, на каждом этаже — цветной телевизор...
— Для того чтобы сходить на дискотеку, мы заявление пишем. Так, мол, и так: обязуюсь вернуться во столько-то.
— От хулиганов вечером у общежития проходу нет. Писали коллективное письмо прокурору. Сейчас здесь милиция дежурит.
О своем житье-бытье рассказывают жильцы — учащиеся 13-й группы Лена Иванова, Наташа Козеева, Инга Милицкая.
20.00, безалкогольное молодежное кафе «Славянка»
В зале — никого, кроме странной компании девиц, которые, по нашим наблюдениям, элементарно... закусывают после принятого спиртного.
В служебной комнате, куда нас приглашает бармен В. Матвеев, обнаруживаем пустую бутылку, остатки хлеба и колбасы. .
Вызываем дежурного по опорному пункту лейтенанта милиции А. И. Мирошкина. Бармен Матвеев, собравшись с духом, поясняет:
— Справляем день рождения одной из работниц кафе. Почему пью на работе? Да потому, что мне делать нечего. Не ходит молодежь в «Славянку».
21.30, дискотека
— Случалось, драки вспыхивали прямо в зале,— рассказывает ведущий дискотеки В. Волынкин, — ведь они (кивает в зал) — занимаются культуризмом. Силу девать некуда, вот и... Дискотека — единственное место для общения. Направить бы их движение в правильное русло... Готовлю новую программу — с видеомонтажом о десантниках, о ребятах, исполняющих интернациональный долг в Афганистане.
И еще одно откровение Василия:
- Вы знаете, когда сто или двести «качков» плечом к плечу отбивают в зале ритм, мне становится страшно.
22.00
К площади перед Домом культуры съезжались милицейские «уазики» с мигалками. Заканчивалась дискотека. Первое впечатление обманчиво? Не скажите. Люберецкие «картинки», которые хотелось бы принять за исключение, в дальнейшем лишь подтвердили существующее правило: вечером в городе скука. Молодежь, предоставленная сама себе, ищет развлечений. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на официальные цифры «культурного охвата» жителей Люберецкого района (они приводятся в фоторепортаже). Надо ли говорить, что цифры эти — дутые?

Тайна «качалки»
Договариваюсь о встрече с культуристами после одной из дискотек. Условия разговора — прежние: встречаться на улице, без милиции. Переговоры со мной ведет Паша — крепкий, уверенный парнишка 16 лет, учится в одном из московских ПТУ. Предлагаю:
— На улице холодно, зайдем в ДК, я с Волынкиным договорился.
— А может, лучше к нам в «качалку»?. Пятиэтажка жилого дома. Третий подъезд. Лестница в подвал. Дверь. «Качалка».
Несколько разноформатных зеркал на стене, самодельные гантели с набором «кругляшей»... Что еще? В углу на стуле — видавший виды проигрыватель. Начинаю с атаки:
— Почему вы — смелые ребята — боитесь себя назвать?
— Про нас и так плохое говорят. Вы напишете — нас «проработками» замучат. Дима и Паша, к примеру, комсомольцы...
— Пользуетесь ли вы на тренировках специальными препаратами?
— Ими пользуются все тяжелоатлеты (это неправда: гормональные препараты вредят организму.— А. К.).
— Почему вы занимаетесь культуризмом?
— Разве лучше наркоманить или «балдеть» в баре?
— Вы тоже бываете в кафе?
— Мы там отдыхаем: танцуем, пьем коктейль, но — не вино. В Люберцах развлечься негде. В Москве всегда как-то празднично, настроение хорошее.
— Ваши «развлечения», случается, кончаются дракой?
— Мы никогда не начинаем первыми. Правда, есть такие ребята, которые едут специально подраться. Поэтому и нас всех считают люберами. То есть хулиганами.
Стоп! Может, я попал не к тем люберам?
— Вас называют люберами?
— Приятно, когда тебя уважают: вон, мол, люберы пошли...
— У вас есть своя форма, командиры? Собираетесь по сигналу?..
— Паша учится в Москве — к вечеру звонит: договариваемся встретиться у «Витязя». Прихватим с собой человек пять — кто свободен после школы. Там, глядишь, еще наши подойдут... Вот и вся сигнализация. Брюки в клеточку сейчас вообще самые модные. У нас, кстати, ни у кого таких брюк нет. Только у Володи. Вот он и командир! (Смеются.) Потому что самый грамотный: в клубе «Компьютер» занимается.
— И все же: вы — люберы или нет?
— Когда нас притесняют — люберы.
Второе «стоп!». Не в этой ли, почти случайно оброненной в общем разговоре фразе кроется одна из причин братства подмосковных подростков?
— В редакции есть сведения: вы силой уводите девушек с дискотек.
— Между прочим, многие московские девчонки предпочитают дружить с люберами. Потому что мы не пьем и не курим. И за себя можем постоять.
— За что вы преследуете металлистов, панков и хиппи?
— За то, что они всю Москву загадили. В какое кафе ни пойдешь — сидят: лохматые, грязные, в цепях. А корчат из себя личностей... И потом: преследуем — это неверно. Мы их просто не любим.
...Первое впечатление обманчиво? Не скажите. При всей сумбурности первого разговора, явной субъективности оценок собственного поведения мои новые знакомые навели на несколько выводов, которые подтвердились дальнейшими встречами.
Во-первых, никакой тайной организации нет. «Качалки» свои они скрывали по единственной причине: боялись, что подвалы закроют.
Второй вывод более серьезен. Большинство подростков из Люберец стремятся провести четкую границу между люберами-хулиганами и благородными люберами-борцами. Это мнение они стараются поддерживать. Это уже не игра. А попытка скрыть неблаговидные поступки. Потому-то и принцип «очистим столицу» так удобен. Им, как щитом, можно прикрываться от серьезных обвинений в безобразиях. Преследуя «нелюбимых» металлистов или защищая собственные ущемленные где-то на дискотеках или в барах права, и «хорошие», и «плохие» люберы действуют на равных: они превращаются в хулиганов, способных совершить преступление. В-третьих, фраза, брошенная впопыхах: «Мы — люберы, когда нас притесняют». Мне кажется, мы выходим на самый серьезный момент в истории с люберами. А именно — на причины возникновения этой группы.

Бей рыжих!
Я далек от мысли объяснить массовую миграцию люберецких подростков в столицу только тем, что в родном городе им делать нечего. Поставь в Люберцах распрекрасные игральные автоматы, организуй современнейшие дискотеки, они все равно будут стремиться в Москву, потому что там — «всегда как-то празднично». Мы имеем дело не просто с группировкой молодежи, а с явлением, которое я рискнул бы назвать проблемой молодежной среды околостоличной провинции.
Полагаю, что проблема эта — непростая и многослойная, нуждается не только в журналистских расследованиях, но и пристальном внимании экономистов, педагогов, социологов, психологов. А пока прошу читателей поверить мне на слово и познакомиться с выводами, которые я сделал в ходе расследования.
Думаю, никто не станет отрицать тот факт, что начало группирования люберецких подростков связано с самодеятельными школами атлетической гимнастики, возникшими в Люберцах 8—10 лет назад. Тяжелая атлетика — издавна почитаемый в городе спорт. В Люберцах существует школа культуризма, есть свои чемпионы, действуют ДЮСШ по тяжелой атлетике. Слухи про подпольные «качалки», где подростки с помощью упражнений, стимулирующих рост мышц, «накачивают» тело, оказались правдой. Горком ВЛКСМ совместно с милицией провел серию рейдов. В подвалах обнаружили около сорока самодеятельных групп атлетической гимнастики — почти 500 человек. Правда и то, что из этих 500 только пятеро стоят на учете в милиции. Но не будем обольщаться, как это делают в Люберецких УВД и ГК комсомола, начисто отметая связь между «качалками» и проявлением хулиганства подростков в Москве. Во-первых, как мы знаем, письменные заявления на люберов в правоохранительные органы почти не поступают. Люберов просто-напросто боятся. Во-вторых, наведенный сегодня порядок в подвалах (группы зарегистрированы как секции, за ними закреплены тренеры) отнюдь не означает того, что год или два назад из секций выходили одни благородные спортсмены. Объективная правда такова: Люберецкий ГК ВЛКСМ явление самодеятельных «качалок» из зоны комсомольского влияния упустил, не смог придать ему верную направленность. Иными словами, джинн из бутылки был выпущен. «Контора люберов», «четкая структура», «система связи», иными словами — мощная подпольная организация подростков, поставившая своей целью регулировку отношений между нестандартными группами столичной молодежи.— это миф, созданный, во-первых, в поисках чего-то «свеженького» и сенсационного, а во-вторых, из-за благородного желания общества навести наконец порядок среди непонятных, умопомрачительных «металлистов», «панков», «рокеров», «волнистое», «хайлайфистов», «итальянцев» и т. д. и т. п... Желание это было оперативно понято и подхвачено люберецкими ребятами и теперь нещадно эксплуатируется.
Реальность же такова: люберы — разрозненные группы подмосковных подростков, переливающиеся друг в друга, как вода в сообщающихся сосудах. Снимает их милиция с платформы — они едут в Москву на автобусе. Выгоняют их из «Диалога»— они появляются во «Временах года». Легализовали «качалки» в подвалах — не перейдут ли они на чердаки? Очень точно заметил секретарь МГК ВЛКСМ Владимир Быков: «Это как шарик с воздухом — в одном месте нажал, в другом — вылезло...» Сбиваясь в стайки и стаи, подростки приезжают в Москву, чтобы «весело провести время». Весело, разумеется, в их понимании. Выпить в кафе (и не только сока), покурить (где их хваленый «здоровый» образ жизни?). Поддать жару металлистам, «снять» симпатичных девчонок на дискотеке, до смерти напугать официанток в кафе, оравой влететь на станцию метро, скандируя: «Люберцы — центр России!» Вот уже и покатился слух о «мощной организации». Я не оговорился, назвав люберов подмосковной молодежной средой. Неоспоримый факт, отмеченный как официальными органами, так и самими подростками: люберами сегодня себя называют не только ребята из Люберец. Последний пример: в Люберецком УВД стало известно, что организованная группа подростков едет сводить с кем-то счеты в Москву. Пришлось воинственных люберов в «боевой форме»— клетчатых штанах — задержать на платформе. Оказалось, что все 40 человек — не из Люберец, а из Некрасовки.
Несомненно: в подростковой среде околостоличных городов и поселков стало престижно и выгодно причислять себя к бесстрашным и сильным «качкам» — люберам. Выгодно по одной лишь причине — таких предпочитают не трогать.
Уместен вопрос: коли нет «четкой структуры» и коварной направляющей руки лидирующего центра, почему так быстро и легко подмосковные подростки организуются в группы? Во-первых, думаю, потому, что они... едут! Те, кто едет, всегда организованнее тех, кто сидит на месте. Во-вторых, на основе землячества: «Когда толпой — нам никакая Москва не страшна!» В-третьих... Приведу мнение заместителя начальника отдела Управления уголовного розыска УВД Мособлисполкома К. С. Матевосяна: «Если всем миром мы начнем притеснять, к примеру, рыжих, то реакция их будет однозначна: рыжие начнут искать поддержки друг у друга, то есть — объединяться».
Не получилось ли так, что «рыжими» в данном случае оказались подростки? Недавно семеро парней из Люберец решили посетить кафе в московском микрорайоне Текстильщики. Их остановил наряд милиции, проверил паспорта и, при наличии свободных мест, дальше порога ребят не пустил. По одной лишь причине — прописка люберецкая.
Одна из причин появления воинствующих группировок подмосковных ребят, мечтающих перенести столицу в родной город (вспомните слова из их гимна: «Станут Люберцы центром России...»), кроется, на мой взгляд, в том числе и в негативных явлениях, о которых мы сегодня говорим открыто.
Ни для кого не секрет, в последние десятилетия рядом с честными тружениками уживались безумствующие в роскоши владельцы дач-дворцов, «имеющие и умеющие» достать все: должность, машину, здоровье, честь и даже выгодную жену... Не является ли — да, осужденная нами, хулиганская, но достаточно четкая — позиция люберов болезненно искаженной реакцией на эти явления? Прошу припомнить одну незначительную на первый взгляд деталь. Благополучные старшеклассницы из средней школы, приславшие мне записку, подчеркнули негативное отношение их родителей к люберам-пэтэушникам. Столица — это шик, блеск, красота! А что такое Люберцы? Это провинция — магазины, в которых нет хорошей колбасы, и местные подростки-отщепенцы, имя которых стало таким же нарицательным в московских школах, как и «лимитчики». Как же должны реагировать сами люберы на обывательскую логику? Молодежная среда околостоличной провинции формировала свой стиль поведения, свою моду, свои законы братства и землячества. Вы веселитесь в барах и на дискотеках? Мы возьмем их приступом и подчиним себе! Вы «балдеете» от коньяка и кофе, от сладковатой папиросы, пущенной по кругу и сделавшей вас «хиляками»? Мы возведем в культ физическую силу и красоту мышц! Вы щеголяете в модных «алясках»? Мы наденем безобразные клетчатые пальто!
Не от них ли, этих клетчатых пальто для подростков, когда-то заваливших прилавки маленьких городов, поселков и деревень, получивших в просторечии название — «одеяла», этой уродливой продукции швейпрома, берет начало сегодняшняя униформа люберов: штаны — обязательно в крупную клетку из грубой ткани? Молодежной среде околостоличной провинции не хватало и не хватает музеев, кинотеатров, тиров, дискотек, модных брюк и курток. Столица же, забирая, скажем, из того же Люберецкого района каждый день 80000 рабочих и служащих для своих заводов и фабрик, не желает пускать четыре сотни люберецких подростков в свои кафе. Она требует от них соответствующую прописку... Сегодня Люберецкий ГК комсомола создает в городе молодежный центр — с диско-залом, видеопрограммой и кафе. Не хватает оборудования. За помощью обратились конечно же в столицу. Москва выделила... списанное оборудование, отработавшее свой век в Москве. Дело доходит до смешного. Второй секретарь Люберецкого ГК ВЛКСМ Евгений Назаров с той же просьбой обратился в Управление общественного питания Мособлисполкома. Там пообещали: «Будет вам оборудование!» И оборудование действительно дали, забрав его у... известного нам, единственного в Люберцах кафе «Славянка».
Вывод мой прост и очевиден: задолжали столицы своим провинциалам. Явно задолжали.
А с «хорошими» люберами встретиться не удалось. Во «Временах года» ко мне никто не подошел. Гремела музыка, на меня, наверное, странного здесь, с интересом поглядывали ребята.
Доверие — это, пожалуй, главное, чего мы лишаем подростков, и хороших, и не очень.
По вечерам я по-прежнему жду от них звонка. Позвонят ли?

Александр Куприянов,
наш спец. корр. Люберцы — Москва.

^ ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА:
Когда репортаж был подготовлен к публикации, в редакцию поступили факты о предполагаемой связи хулиганов-люберов с преступным миром. Расследование продолжается.

КОММЕНТАРИЙ.
В общем-то, хорошая статья. Видно, что автор съездил сам, посмотрел, составил впечатление, высказал мнение. Автор сейчас приподнялся, работает в «Собеседнике», здоровья ему.
Минус материала в «Собеседнике»: достаточно объективный текст снабжен претенциозной подборкой фотографий, представляющих Люберцы как жуткий и насквозь криминализованный город. Несколько снимков пьяного лохматого хулигана, дающего показания в отделении милиции, снимок ребенка-инвалида, фото из зала суда, с милицейского рейда – эти и подобные им «фотодокументы» создавали вполне определенный эффект. Вполне в перестроечном духе составители подборки глумились над вещами, которые сейчас приняли бы за достижения (в частности, над культурно-массовой работой в районе, упирая на то, что в отчетности по ней есть приписки).
Как я уже говорил, впоследствии подобный стиль подачи материала получил широкое распространение в средствах массовой информации; в просторечье его назвали «чернухой». Но в конце 1986 – начале 1987 годов «чернуха» была еще в новинку и вызывала у читателей самый живой интерес.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconВы любите мультфильмы?
Важно понимать, какие чувства у вас вызывают определенные мультфильмы и персонажи, с кем из них вы хотели бы встретиться в новых...

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconДля п. Решетнікова Благодарю Вас за предоставленную нам возможность...
Вашей организации. Хочу сразу же подчеркнуть, что мы являемся посредниками трех крупных нигерийских банков. Они хотели бы провести...

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconКак избавиться от обидчивости
Моя проблема в том, что я очень обидчивая. Ничего не могу с собой поделать. Я обижаюсь на своих подруг, если они без меня пошли гулять,...

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconВ предвкушении праздника…
Сюда приходят не только за покупками, а погулять, встретиться с друзьями и полюбоваться видом на Будайскую крепость – вечером, когда...

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconЛучший пивной праздник – Октоберфест!
Сюда приходят не только за покупками, а погулять, встретиться с друзьями и полюбоваться видом на Будайскую крепость – вечером, когда...

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconБудапешт – Зальцбург – Мюнхен – Вена
Сюда приходят не только за покупками, а погулять, встретиться с друзьями и полюбоваться видом на Будайскую крепость – вечером, когда...

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconУрока-тренинга по курсу «Основы здоровья» для 4 класса на тему: «вич. Пути заражения»
Утром они пустились снова в путь. Вечером, остановившись на ночлег, они заглянули в свои сумки и обрадовались, т к в них лежали драгоценные...

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconЯ приглашаю Тебя на чашечку кофе Назначаю свиданье Ну, будь же смелей!
Сюда приходят не только за покупками, а погулять, встретиться с друзьями и полюбоваться видом на Будайскую крепость – вечером, когда...

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconЯ приглашаю Тебя на чашечку кофе Назначаю свиданье Ну, будь же смелей!
Сюда приходят не только за покупками, а погулять, встретиться с друзьями и полюбоваться видом на Будайскую крепость – вечером, когда...

Они позвонили вечером: Вы хотели встретиться с люберами? iconДобрый волшебник
Он обитал вместе с эльфами в чаще заколдованно­го леса. Эльфы любили старого вол­шебника, он был очень заботлив, всегда готовил им...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<