Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение»




Скачать 117.21 Kb.
НазваниеРеферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение»
Дата публикации29.08.2013
Размер117.21 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Фольклор

Министерство профессионального образования РФ Усть-Лабинский социально-педагогический колледж. Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» Выполннила: студентка 2 «З» (К) курса Ландина Е. Переподаватель: Щербина Л.Г. г. Усть-Лабинск 2001г. Одна из центральных задач педагогики раннего детства -изучение раннихпроявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов иприемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двустороннийконтакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как внашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова,Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законовразвития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотностроить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить емурадость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тотфундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшеепостижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатнойвосприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образноемышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащаетсяопытом, возникает способность воспринимать мир и действовать попредставлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явленияхявляется важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народныепроизведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания,возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народнойпедагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящийогромные дидактические возможности. Знакомство с народнымипроизведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение кокружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны рольи место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, чтофольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизниребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия надетей с учетом их возрастных возможностей. Наше исследование продолжаетразработку этой проблемы, связанной с использованием малых форм фольклора в развитии познавательной активности детей,формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности,воспитание любви к народному национальному искусству. Целенаправленное и систематическое использование произведенийфольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизическогоблагополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития вдошкольный период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малыхфольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок,скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строкнезатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалыежанровые богатства. Детский фольклор обширная область устного народного поэтическоготворчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой икрасотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет посвоим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческихотношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотнозаимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детейсвязана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детскогохудожественного творчества. Особенности детской психики, мышленияопределили отбор произведений детского фольклора. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельныепесни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народноготворчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С.Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды нажизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели изадачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, чтоследует назвать народной педагогикой» . Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельнымипеснями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенокначинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками икороткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные,бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм спальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок истихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание небольших произведений народного поэтическоготворчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы(«Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят,ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока итуга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но иобразно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить;кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупаетпирожок;заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы изаботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку,баюкает младенца и т.д. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможностидля пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркойиндивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимокак можно шире использовать его воспитание детей. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляютособые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, аименно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видетьиндивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития»(Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане ихумственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеютнеповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации иметодики ознакомления с народной поэзией. Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая итребует профессиональных знаний и умений в области народного искусства.Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь,танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможетпривнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности висполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровыезанятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение смалышами. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников ипреподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможностидетского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные,наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями,варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок,откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принятьлюбой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять насебя любую роль. При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечитьпонимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраскиречи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевоевзаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление. На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать приемдейственного соучастия детей, привлечение малышей к поисковой деятельности,самостоятельности, развивать их фантазию. Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста,необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека,развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения совзрослым. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка вдетской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому,маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог можетподобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установитьконтакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к покаеще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народныепроизведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательнов адаптационный период использовать такие потешки как, например: Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка. или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка - хороший! Ванечка - пригожий! Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должнысоответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой онипроизносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие,они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко,успокаивают, настраивают на сон, отдых. Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детейдвигаться: Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. На деточка пойдет, Через киску упадет! или: Встань, малыш, еще разок, Сделай маленький шажок, Топ,топ! Ходит мальчик наш с трудом, Первый раз обходит дом, Топ, топ! Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже тедети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием. Травка - муравка, сосна поднялась, Птица - синица за зерна взялась, Зайка - за капустку, мышка - за корку, Детки - за молоко. или: Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использоватьпотешки: Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам... Спят - поспят, всему миру спят велят. Во время одевания на прогулку: Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки, Если дождичек пойдет, Наденем калошики; Этот - с правой ножки, Этот - с левой ножки. Вот так хорошо! Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормлениякуклы или укладывание ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышейдружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группекто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Неплачь, не плачь, куплю калач». Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детямпотешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, вигре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...». В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»: Солнышко, солнышко, Загляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек мочить. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных иконкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманноеотношение ко всему живому: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь? Наши уточки с утра: Кря,кря, кря. Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко... На дубочке, Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательныхслов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, вкоторых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекаетдетей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь,способствует развитию разговорной речи. Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры,книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшиеречевые навыки и знания произведений народного жанра, формироватьумения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместитькниги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки.Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток,сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих жепроизведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они срадостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомыхпотешек. Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народномупоэтическому слову. В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружениисамых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистическиечувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, кнародному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнееиспользовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенкуколыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку,он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете емучастицу вашего вдохновения. Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведениеэмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миромнародного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление.Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего,воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может бытьрассвета человеческой личности и добрых поступков. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаютсяих настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Онирасширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственноеразвитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чегоразвивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманноеотношение к миру. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядногоматериала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуютзапоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон.Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малышаудовольствие и радость. Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напеватьпотешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку -«пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональныйположительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одеваяна прогулку, мама приговаривает: Валенки - валенки, Невелички маленьки. Опушка бобровая, Маша чернобровая. Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу При укладывании спать: Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят, Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят. Баю-бай, баю-бай, Ты, собаченька, не лай. Белолапа, не скули, Нашу Таню не буди. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет ипонимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формыфольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки,инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя.Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет.Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка илищенка, мишку, зайчика, птичку,и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть «металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание,необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуетемалыша, увлечете ребенка своими действиями. Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых,воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняютжизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, вкоторой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылкивысокихчеловеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образецдуховного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.(Потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми,представлены в Приложении ). ПРИЛОЖЕНИЕ ***Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда -Га-га-га!Га-га-га! А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балды! Наши гуленьки вверху -Грру-грру-грру! Наши курочки в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя- петушок Ранним-рано по утруНам споет - ку-ка-ре-ку! ***Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка.Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,Деткам спать не даешь? ***Ой, люли-люлюшеньки, Биньки-баюшеньки... Сладко спи по ночам Да расти почасам. ***Ранним-рано по утру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули:«Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чистом поле погуляй, А вернешьсявечерком,Нас напоишь молочком. ***Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку -на донышко! Ждут меня котята, Малыеребята. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровьеМолоко коровье. ***Люли, люли, люли, Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гуливорковать, Тихо Машу усыплять:«Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай».Баю-баюшки-баю, Баю Верочку мою. Приди, котик, ночевать, Мою доченькукачать. Я тебе-то уж, коту, За работу заплачу:Дам кусочек пирога Да кувшин молока. Ты уж ешь, не кроши,Больше, котик, не проси. ***Большие ноги Шли по дороге:Топ,топ,топ, Топ,топ,топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке:Топ,топ,топ,топ,топ,Топ,топ,топ,топ,топ. ***Этот пальчик - детка, Этот пальчик - бабка, Этот пальчик - папенька, Этотпальчик - маменька, А вот этот- наш малыш, И зовут его Денис!Топ-топ по земле -Ведь земля-то наша, И для нас на ней растутПироги и каша! ***Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко, Ждут тебя детки,Ждут малолетки. ***Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая,Маша чернобровая. ***Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем В лес ходил. С этим братцемКашу ел.С этим братцем песни пел. ***Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка. ***Поехали, поехали С орехами, с орехами, К дедке по репку, По пареньку,По сладеньку. ***Еду-едуК бабе, к дедуНа лошадкеВ красной шапке,По ровной дорожкеНа одной ножке,В старом лапоточкеПо рытвинам, по кочкам,Все прямо и прямо,А потом вдруг ... в ямуБух!Ночь прошла, Темноту увела, Замолчал сверчок, Запел петушок. Всталамаменька, Отрыла ставенку:«Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!»- Курочка-рябушечка, Куда идешь?- На речку.- Курочка-рябушечка, Зачем идешь?- За водой.- Курочка- рябушечка, Зачем тебе вода?- Цыплят поить.Они пить хотят,На всю улицу пищат:Пи-пи-пи! ***Ночь пришла, Темноту привела. Задремал петушок, Запел сверчок. Вышламаменька, Закрыла ставенку, Засыпай,Бай-бай. ***Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня - тележке, Щелкаеторешки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Фольклор и его значение...

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» iconРеферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.»

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» iconПраздник книги и чтения
Во время весенних каникул в Украине учреждено ежегодное проведение Всеукраинской недели детской и юношеской книги, которую с 2003...

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» icon«Актуальные проблемы детского чтения и подготовки библиотекарей-педагогов»
...

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» iconВсеукраинская неделя детского чтения
Пропаганда современной и классической детской литературы, приобщение детей к чтению книг

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» iconI. Фольклор как вид литературы и искусства 8 Тема «Фольклор» в школьном...
Исследование сформированности зун о фольклоре как виде литературы (констатирующий этап)

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» iconПрограмма детского открытого фестиваля подводных изображений «Живая Вода Дельта»
Открытие выставки детской подводной фотографии и рисунков на тему «Живая Вода» кз «Харьковский областной Дворец детского и юношеского...

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» iconРеферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе»

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» iconЗначение психоэмоционального состояния родителей и ребенка при протезировании...
Харьковский национальный медицинский университет, кафедра стоматологии детского возраста, детской челюстно-лицевой хирургии и имплантологии,...

Реферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение» iconМетодические рекомендации по формированию читательского интереса...
Сущность начального литературного образования состоит в развитии полноценных умений читать, ознакомлении учеников с детской литературой,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<