Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




Скачать 148.04 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дата публикации06.09.2013
Размер148.04 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Культура > Программа
Приложение №7
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

 

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

 

Законодательная база
Нормативно-правовой  и  документальной основой  Программы   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

 

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Концепция УМК «Перспективная начальная школа».

 

Цели и задачи программы

 

Цель программы: Формирование   здорового   образа   жизни  младших школьников, способствующего познавательному  и  эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной  программы  начального общего образования.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять  и  укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных  и  негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах  культуры  здоровья  и   здорового   образа   жизни ;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста  и  развития.


Направления реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным  и  гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья  и  охраны труда обучающихся.

 

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки  в урочное время. Обучающиеся из многодетных семей находятся на бесплатном питании. Горячим питанием охвачены 100% учащихся начальной школы. Меню меняется каждый день в течение недели.

В школе работают 2 спортивных зала, возле школы находится школьный стадион, есть волейбольная площадка, беговая дорожка, сектор для прыжков в высоту  и  длину, сектор для метания гранаты, диска  и  ядра, гимнастический городок, полоса препятствий, футбольное поле. Это позволяет реализовать спортивные  и  физкультурные  программы  не только в урочное время, но  и  во внеурочных занятиях.

 

2. Использование возможностей УМК в образовательном процессе.

Программа   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов  УМК  «Перспективная начальная школа». Система учебников формирует установку школьников на  безопасный,  здоровый   образ   жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы  и  темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью  жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом..

В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках выделена целая глава "Человек разумный - часть природы", основными разделами которой являются:

- Условия, необходимые для жизни человека.

- Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость.

- Режим школьника.

- Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья.

- Правила организации домашней учебной работы.

- Личная гигиена.

- Предупреждение простудных заболеваний.

На отдельных уроках учебник помогает детям понять, что главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он сам. Красочные рисунки иллюстрируют, кто и как заботиться о здоровье детей. Самое важное - в этих рисунках подчеркнуты две мысли:

1) о здоровье детей заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой;

2) очень важно, чтобы и сами  дети заботились о своем здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила  безопасной  работы с ним.

Каждый компонент УМК «Перспективная начальная школа» отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (формат, вес, шрифт, система выделений, иллюстрации, качество бумаги).

 

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

 

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Расписание уроков составлено на основе Учебного плана, утвержденного директором школы, требованиями СанПиН, с учетом баллов ежедневной и недельной нагрузки обучающихся, исходя из имеющихся возможностей школы.

Расписание уроков в школе преследует цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для всех участников образовательного процесса.

При составлении расписания учитывались:

- работа школы в одну смену;

- нагрузка учителей;

1-ые классы работает в режиме пятидневной учебной недели ( в соответствии с требованиями ФГОС). Максимальное количество часов в неделю выдержано. Согласно требованиям СанПиН, обозначенным в ФГОС, вторник и среда - самые работоспособные дни, соответственно нагрузка в эти дни выше, чем в остальные.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует  формированию  рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний  и  способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический  и  личностно ориентированный характер  и  обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов  и  нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной  жизнью  ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных  и  семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой   безопасного  поведения ребенка в природном  и  социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.

Основная идея УМК "Перспективная начальная школа" - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.

Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или иным причинам не могут усвоить все представленное содержание образования).

Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

В используемой в школе системе учебников учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и  формирование   культуры  здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры)

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов  и  т. п.).

 

5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы  и  реализуются дополнительные образовательные  программы, направленные на  формирование  ценности здоровья  и   здорового   образа   жизни, которые предусматривают разные формы организации занятий:

- проведение классных часов по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

- функционирует кружок «шахматы»

- кружок «Настольный теннис»;

- проведение, конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

- Каждая учебная четверть традиционно заканчивается днём здоровья.

 

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны  и  укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний  и  включает:

- проведение соответствующих родительских собраний, лекций, семинаров, круглых столов  и  т. п.;

- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий  и  спортивных соревнований;

- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей  и  т.п.

 

Оценка эффективности реализации  программы

 

Основные результаты реализации  программы   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые проводятся дважды в год. Также предусматривается выявление динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся

 

 

Планируемые результаты  формирования   культуры   здорового

и безопасного   образа   жизни
Ожидается, что в результате освоения  программы   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  выпускники начальной школы будут знать:

  • о ценности своего здоровья  и  здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

  • о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

  • о важности спорта  и  физкультуры для сохранения  и  укрепления здоровья;

  • о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

  • о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы  и  т.п.;

  • об отрицательной оценке неподвижного  образа   жизни , нарушения гигиены;

  • о влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;

  • правила гигиены  и   здорового  режима дня.

Ожидается, что в результате освоения  программы   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  выпускники начальной школы приобретут индивидуальные навыки:

  • сохранения своего здоровья  и  здоровья других людей для самореализации каждой личности;

  • спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья;

  • соблюдения правил гигиены и  здорового  режима дня.

  • подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

 

^ Примерное содержание

работы в начальных класса по формированию культуры

здорового и безопасного образа жизни

 

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей

Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья

Технология – правила техники безопасности.

Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы

– осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;

– регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.

– образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

 

^ После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

– занятия в спортивных секциях;

– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

– классные часы, беседы,

- коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;

– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;

– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.
^ Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:

– соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

– составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;

– организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;

– отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.

 
^ Ожидаемые результаты:

– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

- подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся мбоу сош №11
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconРабочая программа формирования экологической культуры, здорового...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconУтверждено
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы
Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Едения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Актуальность
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconФормирование у дошкольников системы валеологичкских знаний : основа здорового образа жизни
В настоящее время перед педагогами стоит задача,о сохранении здорового образа жизни детей уже в детском саду. В связи с этим актуальной...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconОб утверждении Программы патриотического и духовного воспитания молодежи,...
Программы патриотического и духовного воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни, развития культуры населения Ленинского...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconОспитание культуры здорового и безопасного образа жизни
Муниципальное общеобразовательное учреждение Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПлан мероприятий по внедрению здорового образа жизни г. Евпатория
Создание межведомственного координационного совета по формированию здорового образа жизни

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<