Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка




Скачать 251.43 Kb.
НазваниеРабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации14.09.2013
Размер251.43 Kb.
ТипРабочая программа
uchebilka.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
2.4. Рабочая программа

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

− Закон Российской Федерации «Об образовании»;

− Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

− СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

− Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

− Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

− О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

− Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16);

− Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ (письмо Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13);

− О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ (приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017);

− Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

− Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

− Концепция УМК «Школа России».
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

− неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

− активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

− особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни содержит четыре раздела:
1. Цель, общие задачи и планируемые результаты Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2. Основные направления Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

3. Содержание Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

4. Оценка реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
1. Цель и задачи программы.

Цель: создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
^ Задачи формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- формирование представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

− формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

− формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;

− формирование установки на использование здорового питания, его режиме, структуре, полезных продуктах;

− формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

− формирование знаний негативных и позитивных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, общение с компьютером, просмотр телепередач, участие в азартных играх);

- формирование познавательный интерес и бережное отношение к природе;

− использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

− обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- обучение безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

− формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

− формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Планируемые результаты:

1. Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников, экологической культуры.

2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

3. Повышение приоритета здорового образа жизни.

4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

6. Сформированность системы знаний по овладению методами оздоровления организма

7. Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Этапы организации работы образовательного учреждения по реализации программы

Работа по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется в два этапа.

^ Первый этап — анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе по:

• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

• организации проводимой и необходимой для реализации программы просветительской работы с обучающимися и родителями (законными представителями);

• выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

^ Второй этап — организация просветительской, учебно-воспитательной и методической работы образовательного учреждения по данному направлению.

1. Просветительская, учебно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов, которые направлены на формирование экологической культуры обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни и реализуются во внеурочной деятельности либо включены в учебный процесс;

• лекции, беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;

• проведение дней здоровья, конкурсов, экологических троп, праздников и других активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни;

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

• проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;

• приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

^ 2. Основные направления реализации программы


В числе приоритетных направлений выделены:



1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют экологическим, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие обеды в урочное время. Питание детей осуществляется в следующем режиме: после второго урока – 1-4 классы, после третьего – 5-11 классы. 90 % обучающихся начальной школы получают бесплатное питание и для 100% субсидирование питания. В школе имеется спортивный зал, спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, стадион.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:




Специалист

ФИО

Квалификационная категория

1

Логопед

Рождественская Ольга Владимировна




2

Учитель физической культуры

Нуриев Расуль Зиянтинович, Сединкина Марина Викторовна, Первухина Елена Александровна

Первая

3

Фельдшер ФАП

Ганжа Наталья Васильевна




2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Природа»,«Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Экология и мы», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), и др.

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой, экологической культуры и бережного отношения к окружающей природе.

В курсе «Немецкий язык» в учебниках содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе , подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях. Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранного языка, информатики. Содержание материала рубрики «Наши проекты» способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (контроль объёма д.з., экспертиза СЭН расписания уроков, строгое регламентирование количества и длительности групповых, индивидуальных и дополнительных занятий).

В образовательном процессе применяются здоровьеформирующие технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности. При обучении педагогами применяются методы, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

В школе соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. В школе имеются следующие ТСО:

  • компьютерный класс (1 учительский компьютер, 2 ноутбука, 10 ученических компьютеров);

  • четыре кабинета начальной школы (оснащены компьютерами-50%)

  • 4 проектора, 4 экрана.

3. Организация диагностики (мониторинг состояния здоровья и физического развития школьников).

− запуск медико-педагогического мониторинга при зачислении детей и подростков в школу;

− диагностика учащихся с целью изучения уровня адаптации;

− создание «паспорта здоровья» учащихся, содержащего сведения о врождённых особенностях, об уровне физического развития;

− выявление отклонений в здоровье и развитии учащихся на ранней стадии и организации медико-реабилитационных мероприятий;

− осуществление контроля над соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой).

4. Реализация профилактической и коррекционной работы.

− мониторинг санитарного состояния учебных помещений (отопление, освещённость, вентиляция, водоснабжение);

− контроль над состоянием рабочей мебели и её соответствие санитарным требованиям;

− контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность);

− проведение ежегодной диспансеризации с привлечением педиатра;

− своевременная организация реабилитационных мероприятий (спортивные секции, дни здоровья и т. п.).
5. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития. Сложившаяся система включает:

− полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

− рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

− целенаправленная работа по антитеррористической защищенности учащихся (учения по эвакуации при возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций);

− организацию занятий по лечебной физкультуре;

− организацию динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

− организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

− регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов);

− организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

В школе ежегодно работает объединение дополнительного образование «ОФП», «Школа выживания». Учащиеся, посещающие объединение, активно участвуют в школьных и районных спортивных мероприятиях.

В школе работает объединение дополнительного образования «ЮИД», «ДЮП». Руководители с учащимися периодически проводят общешкольные мероприятия по ПДД, ППБ.

Школьная детская организация ежегодно принимает участие в районных мероприятиях, проводит подвижные игровые программы для учащихся начальной школы.
6. Организация информационно-просветительской работы

Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

− проведение родительских лекториев по проблемам адаптации детей на разных возрастных этапах, родительских собраний по результатам обследований;

− привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

− оформленные информационные стенды: «Безопасность дорожного движения», «По пожарной безопасности», «По противодействию терроризму»

− представление на школьном сайте рекомендаций для родителей по сохранению детского здоровья;

− организация работы психолого – педагогического консилиума (целью ППК является определение и организация адекватных условий развития, обучения и воспитания учащихся в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья);

− проведение развивающих занятий в начальной школе;

− проведение педагогических семинаров по проблемам здоровья и развития учащихся;

− использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах и др.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся мбоу сош №11
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconУтверждено
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Едения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы
Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений...

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Актуальность
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться...

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconФормирование у дошкольников системы валеологичкских знаний : основа здорового образа жизни
В настоящее время перед педагогами стоит задача,о сохранении здорового образа жизни детей уже в детском саду. В связи с этим актуальной...

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconОб утверждении Программы патриотического и духовного воспитания молодежи,...
Программы патриотического и духовного воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни, развития культуры населения Ленинского...

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconОспитание культуры здорового и безопасного образа жизни
Муниципальное общеобразовательное учреждение Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Математика»
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<